Рабочая программа дисциплины филологический анализ текста просеминар направление подготовки



Скачать 136.32 Kb.
Дата08.05.2016
Размер136.32 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Институт филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиЖ


___________________________

"__" __________________20__ г.




Рабочая программа дисциплины
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

ПРОСЕМИНАР

Направление подготовки

ВПО 032700 ФИЛОЛОГИЯ
Профиль подготовки

ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ


Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР
Форма обучения

очная

Саратов,


2010
1. Цели освоения дисциплины

  • Дать студентам возможность попробовать себя как исследователей в области литературоведения с целью выбора дальнейшей специализации в спецсеминаре;

  • дать первоначальные навыки полного цикла практического литературоведческого исследования (сбор библиографии, конспектирование и усвоение материала, реферирование, применение конкретных теоретических положений к анализу художественного текста, написание курсовой работы и ее презентация);

  • сформировать собственное отношение к историко-литературным исследованиям через осознание склада собственных филологических способностей.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная (профильная) часть» ФГОС4 по направлению подготовки ВПО 032700 – «Филология».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате параллельного освоения курсов: Введение в литературоведение, История зарубежной литературы, История русской литературы, Практикум по основам литературной культуры, География и культура страны изучаемого языка/Страноведение, Основы межкультурной коммуникации/Мир изучаемого языка, История страны изучаемого языка, изучаемых иностранных языков, классических языков.

Данная дисциплина предшествует дисциплинам Спецсеминар, последующим разделам дисциплины История зарубежной литературы, Теория литературы/История литературоведения, Теория перевода/Литературное переводоведение.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

Общекультурные: дисциплина способствует формированию культуры мышления; способности к восприятию, анализу, обобщению информации (ОК-1); стремления к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6); умения использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способности анализировать  социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Общепрофессиональные: формируется способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории зарубежной литературы, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1). Развивается способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5). При написании рефератов и эссе по дисциплине совершенствуются базовые навыки обработки (комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13).

Профессиональные: занятия в просеминаре способствуют углублению

  • знания литературы в ее историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке;

  • понимания закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определению художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

•Знать: теоретическую проблематику просеминара, предлагаемые в нем для анализа тексты;

•Уметь: применять полученные знания для интерпретации художественных и критических текстов зарубежной литературы, для обеспечения качества процессов межкультурной коммуникации.

•Владеть: жанровыми моделями реферата, эссе, научного сообщения, а также первыми навыками ведения научной дискуссии (умение ставить уместные вопросы, давать аргументированную оценку чужой и собственной научной продукции).

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетных единиц, 36 час.






п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



Вводная лекция-беседа

3

1-2

Л:32

СР: 46










2

Практические: анализ критических и художественных текстов. На каждом занятии берется некая теоретическая проблема, связанная с темой просеминара. И либо обсуждается в форме лекции-беседы. либо заслушиваются студенческие рефераты по данной проблеме, либо проводится классный анализ предложенных преподавателем фрагментов текста с целью воспитания навыков литературоведческой работы с источниками и с художественной литературой. Одновременно консультирование по вопросам академического письма и создания курсовой работы.

2

3-5-

Л:16

СР:27







участие в дискуссиях и консультациях

3

Практические:презентация и обсуждение докладов. По два 10-15 минутных доклада на практическом, с последующим обсуждением в классе. Уместность вопросов к докладчику – часть общей оценки, получаемой студентом в просеминаре. В результате дискуссии доклад должен подвергаться окончательной переработке в курсовую работу.

3

6-8

Л:34

СР:46







Курсовая работа; зачет


5. Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: интерактивные лекции-беседы, практические занятия (анализ литературоведческих и художественных текстов), студенческие доклады и их обсуждение в группе, интенсивная самостоятельная работа студентов.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.



В зависимости от уровня группы, научных интересов преподавателя тематика курсовых работ в просеминаре может ежегодно меняться. Темы могут быть как реферативного, так и исследовательского характера. Ниже дается примерная тематика просеминаров по языковым группам.
Примерные темы курсовых работ
Английские группы. Просеминар «Тело в английской литературе»

  1. Тело здоровое и больное: «Ричард III» Шекспира / образ леди Макбет.

  2. Телесные образы в «Венецианском купце» Шекспира.

  3. Метафоры болезни в «Гамлете» Шекспира.

  4. Телесная проблематика в «Буре» Шекспира: люди, животные, духи.

  5. Женское тело в романе Д.Дефо «Молль Флендерс».

  6. Готическое тело: «Замок Отранто» Г.Уолпола.

  7. Два тела, два духа: Кристабель и Джеральдина в поэме Кольриджа «Кристабель».

  8. Искусственное тело: образ монстра в романе М.Шелли «Франкенштейн».

  9. Тело наркомана в «Признаниях англичанина, любителя опиума» Т. Де Квинси.

  10. Романтический литературный портрет в «Корсаре» Байрона.

  11. Тело ребенка: Оливер Твист.

  12. Злодеи Диккенса с точки зрения физиогномики Лафатера (Билл Сайкс и Феджин в «Оливере Твисте»).

  13. «Сумасшедшая на чердаке»: образ Берты в «Джейн Эйр» Ш.Бронте.

  14. Дисциплинированное тело в «Джейн Эйр» Ш.Бронте: образ Джейн Эйр.

  15. Самовозгорающееся тело: образ мистера Крука в «Холодном доме» Диккенса.

  16. Магическое тело Дориана Грея в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея».

  17. «Дракула» Брэма Стокера: образ вампира.

  18. «Человек-невидимка» Уэллса: тело в научной фантастике.

  19. Телесные образы в «Любовной песни А.Дж.Пруфрока» Т.С.Элиота.

  20. Тело-микрокосм у Лоренса (рассказ «Англия, моя Англия»).

  21. Жизнь тела Леопольда Блума (гл.4 «Улисса» Джеймса Джойса).

  22. Викторианское тело и его освобождение в повести В.Вулф «Флаш».

  23. Смысл заглавия романа И.Во «Мерзкая плоть».

  24. Способы программирования и контроля тела человека в романе О.Хаксли «Прекрасный новый мир».

  25. Тело в смерти: «Незабвенная» И. Во.

  26. Тело в борьбе против тоталитаризма в романе Оруэлла «1984».

  27. Место и функции телесных образов в новелле Анжелы Картер «Кровавая комната».

  28. Символика литературного портрета в «Жизни и времени Михаэла К.» Дж.М.Кутзее.



Немецкие группы: Просеминар ««История юного Вертера» Гете»

  1. Творческая история романа.

  2. Автобиографическое начало в романе.

  3. Прообразы героев романа.

  4. Эпистолярный роман в литературе XVIII в.: особенности «Страданий юного Вертера» как эпистолярного романа.

  5. Проблематика романа.

  6. Уровни конфликта в романе Гёте.

  7. Сюжет и композиция романа Гёте.

  8. Образ Вертера.

  9. Образ Шарлотты.

  10. Образ Альберта.

  11. Место и функции пейзажа в романе.

  12. Интертекстуальность в романе Гёте.

  13. Элементы штюрмерства в романе Гёте.

  14. Авторская позиция в романе.

  15. Роман Гёте и его переводчики на русский язык.


Французские группы: Просеминар «Творчество Бальзака»

  1. А.Моруа – биограф Бальзака.

  2. Р.А. Резник – исследователь творчества Бальзака.

  3. Труды Г.Лукача о Бальзаке.

  4. Изображение Французской революции в романе Бальзака «Шуаны».

  5. Поэтика повести Бальзака «Гобсек».

  6. «Отец Горио» Бальзака: образ Растиньяка.

  7. «Отец Горио» Бальзака: жанрово-стилевые особенности романа.

  8. Образ Растиньяка в «Человеческой комедии».

  9. Образ Вотрена в «Отце Горио» Бальзака.

  10. Философская проблематика романа «Шагреневая кожа».

  11. Проблематика и поэтика повести «Златоокая девушка».


Вопросы к зачету

Английские группы

  1. Национальные отличия английской литературы в изображении тела и телесности (в сравнении с русской литературой).

  2. Христианские представления о теле и английская литература эпохи Возрождения Тело у Шекспира.

  3. Христианские представления о теле и тело в метафизической поэзии XVII в.

  4. Эмансипация тела в эпоху Просвещения. Тело в английском романе XVIII в. Дефо.

  5. Тело в готическом романе. Г. Уолпол.

  6. Прогресс естественных наук, медицины и концепции тела в литературе эпохи романтизма. Де Квинси.

  7. Искусственное тело в «Франкенштейне» М.Шелли.

  8. Физиогномика и литературный портрет в социально-психологическом романе XIX в. Диккенс.

  9. Дисциплинарные телесные практики Нового времени по М.Фуко. «Джейн Эйр».

  10. Женское тело в викторианском романе.

  11. Роль романа Б.Стокера «Дракула» в оформлении вампирской традиции.

  12. Жизнь тела в модернистской литературе.

  13. Тело как оплот борьбы: Хаксли, Оруэлл.

  14. Символизация тела в постмодернизме.


Немецкие группы: Просеминар ««История юного Вертера» Гете»

  1. Биографы Гете. Эккерман.

  2. Критики Гете. Конради.

  3. Рецепция личности и творчества Гете у современников.

  4. Основные этапы биографии Гёте.

  5. Гёте в штюрмерский период.

  6. Гёте в веймарский период.

  7. Европейская рецепция «Страданий юного Вертера».

  8. Место романа в творчестве Гёте.

  9. Значение романа в истории немецкой литературы.

  10. Значение романа в истории европейской литературы.


Французские группы: Просеминар «Творчество Бальзака»

  1. Биография Бальзака.

  2. Мировоззрение Бальзака (философские, религиозные, политические взгляды).

  3. Творческий процесс Бальзака.

  4. Новаторство Бальзака в «Человеческой комедии».

  5. «Человеческая комедия»: замысел, план, история создания.

  6. «Человеческая комедия»: способы создания целостности.

  7. Шекспиризм Бальзака.

  8. «Этюды нравов» - общая характеристика.

  9. «Философские этюды», «Аналитические этюды» - общая характеристика.

  10. Проблема буржуазии в творчестве Бальзака.

  11. «Роман карьеры» в творчестве Бальзака.

  12. Влияние Бальзака на французскую и европейскую литературу.




  1. .


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

А) Основная литература

Художественные тексты

Текст выбирается в зависимости от темы курсовой работы; желательно к концу работы в просеминаре знакомство с несколькими произведениями избранного автора.


б) Дополнительная литература

  1. Берков П.Н. Пути и навыки литературоведческого труда. М., 1975.

  2. Егорова Л.П. Технология литературоведческого исследования. Учебно-методическое пособие. Ставрополь, 2001.

  3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. 5-е изд. М., 2003.

  4. Федотов О.И. Начало литературоведческого труда. М., 1989.

  5. ЕрмаковаГ.М., Кабанова И.В., Развинова И.В. Англо-американская литература. Пособие для занятий в просеминаре. СГУ, 1988.


Английские группы

  1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

  2. Введение в гендерные исследования. Харьков - СПб, 2001.

  3. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.

  4. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.

  5. Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сборник статей/Под ред.К. Богданова, Ю.Мурашова, Р.Николози. М., 2006.

  6. Тело в русской культуре. Сборник статей /Сост.Г.Кабакова и Ф.Конт. – М., 2005.

  7. Тернер, Брайан. Современные направления развития теории тела//Thesis, 1994, вып.6, с.137-168.

  8. Ушакин С.А. Поле пола. Вильнюс, 2007.

  9. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 2006.

  10. Фуко, М. Забота о себе. История сексуальности. Киев, 1998.

  11. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

  12. Ямпольский, М. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М., 1993.

  13. Ямпольский М. Демон и лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). М., 1996.

  14. Brooks, Peter. Body Work: Objects of Desire in Modern Narrative. Cambridge, 1993

  15. Gray, Richard T. About Face: German Physiognomic Thought from Lavater to Ausschwitz. Detroit, 2004.

  16. Neveldine, Robert Burns. Bodies at Risk: Unsafe Limits in Romanticism and Postmodernism. Albany, New York, 1998

  17. Richardson. A. Romanticism and the Body. Blackwell Literature Compass—Romanticism (Summer 2004)

  18. Tytler, Graeme. Physiognomy in the European Novel. Faces and Fortunes. Princeton, 1982.

  19. Youngquist, Paul. Monstrosities: Bodies and British Romanticism. Minneapolis, 2003


Немецкая группа

  1. Гете И.В. Собрание сочинений, тт. 1–10. - М., 1975–1978.

  2. Гете И.В. Избранные произведения, тт. 1–2. - М., 1985.

  3. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. - М., 1981.

  4. Аникст А.А. Творческий путь Гете. - М., 1986.

  5. Вильмонт Н. Гёте. - М., 1959.

  6. Жирмунский В.М. Гёте в русской литературе. - Л., 1981.

  7. Житомирская З.В. Иоганн Вольфганг Гёте: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. - М., 1972.

  8. Конради К.О. Гёте. Жизнь и творчество, тт. 1–2. - М., 1987.

  9. Шагинян М. Гете (1749-1832). - М.; Л., 1950;

  10. Jörg Drews: Sichtung und Klarheit – Kritische Streifzüge durch die Goethe-Ausgaben und die Goethe-Literatur der letzten fünfzehn Jahre. P. Kirchheim Verlag, München 1999.

  11. Richard Friedenthal: Goethe – sein Leben und seine Zeit. 15. Auflage. Piper, München 2005.

  12. Bernd Hamacher: Johann Wolfgang von Goethe. Entwürfe eines Lebens, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 2010.


Французская группа

  1. Бальзак О. Собрание сочинений, тт. 1–10. М., 1982–1987.

  2. Бальзак в воспоминаниях современников. М., 1986.

  3. Бальзак О. Собрание сочинений, тт. 1–18. М., 1996.

  4. Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия. М., 1967.

  5. Гербстман А.И. Оноре Бальзак: Биография писателя. Л., 1972.

  6. Ионкис Г.Э. Оноре Бальзак. М., 1988.

  7. Лукач Г. К проблеме реализма. М., 1939.

  8. Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967.

  9. Паевская А.В., Данченко В.Т. Оноре де Бальзак: Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1830–1964. М., 1965.

  10. Резник Р.А. О философских интересах и взглядах Бальзака.// Вопросы литературы, № 7, 1961, С. 120 – 137.

  11. Резник Р.А. Роман Бальзака «Шагреневая кожа». Саратов, изд-во СГУ, 1971. 136 с.

  12. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, изд-во СГУ, 1983. 234 с.

  13. Резник Р.А. Бальзак об «иронии истории». О книге М.Менара «Бальзак и комическое в «человеческой комедии» // Реализм в зарубежных литературах XIX-XX веков. Вып. 8. Саратов, 1986. С. 15-25.

  14. Резник Р.А. Наполеон в «Человеческой комедии» Бальзака // Фоанцузский ежегодник. 1985. М., Наука, 1987.

  15. Резник Р.А. Послесловие // Бальзак. Избранное. М., 1987.

  16. Резник Р.А. Об одной шекспировской ситуации у Бальзака. (К проблеме «Бальзак и Шекспир») // Реализм в зарубежных литературах XIX-XX веков. Вып. 9. Саратов, 1989. С. 4-13.

  17. Резник Р.А. О психологических мотивировках у Бальзака // Реализм в зарубежных литературах XIX-XX веков. Вып. 10. Саратов, 1991. С. 4-24.

  18. Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1960.

  19. Цвейг С. Бальзак. М., 1962.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

Содержание дисциплины представлено в сети Интернет на сайте кафедры.

Кроме того, рекомендуются следующие электронные ресурсы:



  • http://lib.ru - электронная библиотека Максима Мошкова, для чтения художественных текстов в переводах;

  • http://www.philology.ru - Электронная библиотека Русского филологического портала, для знакомства с дополнительной научной литературой по всем разделам курса, для самостоятельной работы над эссе и рефератами;

  • http://feb-web.ru/feb/ivl/default.asp -- История всемирной литературы в 9-ти томах, электронная версия издания;

  • http://books.google.ru/books?hl=ru - Виртуальная библиотека Google (17 млн. оцифрованных книг из библиотеки Конгресса, Национальной библиотеки Франции, Британской библиотеки – художественные тексты и научные издания в режиме on-line. Для чтения текстов а оригинале и в переводе, для самостоятельной работы над эссе и рефератами, для самостоятельной подготовки к экзаменам и зачетам;

  • http://www.goethezeitportal.de/index.php?id=57 – портал Гёте на немецком языке.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс и оргтехника для самостоятельной работы, интерактивная доска для использования в ходе лекций для показа видеоряда.

При освоении курса Истории зарубежной литературы используются ресурсы Зональной научной библиотеки СГУ, электронных библиотек.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению ВПО 032700 – «Филология» и профилю подготовки «Зарубежная филология».
Автор______________________ зав. кафедрой зарубежной литературы и журналистики И.В.Кабанова
Программа одобрена на заседании кафедры зарубежной литературы и журналистики

от 15.11.2010 года, протокол № 4.



Зав. кафедрой__________________________________________И.В.Кабанова
Директор Института филологии и журналистики Л.С.Борисова



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница