Рабочая программа дисциплины Экспериментальная психология Направление подготовки Психология



Скачать 311.03 Kb.
Дата12.11.2016
Размер311.03 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.




Рабочая программа дисциплины

Экспериментальная психология

Направление подготовки



Психология

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная

Председатель НМК факультета психологии

доктор, профессор ___________ Л.Н. Аксеновская

Саратов,


2010

1. Цели освоения дисциплины

Целью курса является овладение основами основных теоретико-эмпирических методов психологических исследований, теории и практики проведения экспериментальных исследований, приобретение специальных знаний по планированию психологических экспериментов.

Основные задачи курса:


  1. Формирование представлений о системе научных методов в психологии.

  1. Овладение нормативами экспериментального метода и ориентировка на этой основе в отличительных характеристиках других методов в психологических исследованиях.

  2. Усвоение знаний по основным схемам исследований, служащих цели эмпирической проверки психологических гипотез.

  3. Овладение основными определениями, классификациями и проблемами планирования экспериментов.

  4. Выработка критериев оценивания планируемых и реально проводимых исследований в рамках научно-исследовательской практики.

  1. Разработка методологических основ и схем проведения собственных исследований.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Теоретический курс «Экспериментальная психология» относится к профессиональному и частично - общенаучному циклам и занимает следующие позиции в подготовке бакалавров:



  1. наряду с курсом общей психологии формирует основные общекультурные и профессиональные компетенции психолога-бакалавра;

  2. обеспечивает цикл специальной подготовки для ведения научно-исследовательской деятельности, готовит психолога к проведению самостоятельных исследований к преподаванию психологии;

  3. совместно с другими курсами, объединяемыми под названием экспериментальной психологии (куда обычно включают и психологическое измерение), служит основой организации общих практикумов, в рамках которых студенты получают практические навыки исследовательской работы;

является одним из курсов по методологии организации исследований в психологии и предваряет последующее прохождение курса «Методологические основы психологии».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Экспериментальная психология»

Выпускник по направлению подготовки «Психология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

Способность и готовность к:


  • пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

  • использованию системы методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).

- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

- пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-
исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

- участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

- выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14).

- подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении (ПК-17);

- самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).

В результате прохождения этой дисциплины профессионального цикла студент должен



знать:

основания выбора методов исследования;

основные типы исследований в психологии;

подходы к организации психологического эксперимента, сложившиеся в психологических школах;

основы содержательного и формального планирования экспериментов;

критерии оценивания валидности исследований;



уметь:

различать уровни организации исследования (уровни методов и методик);

выделять инварианты исследовательских методов в психологии;

различать и применять основные формы экспериментального контроля и контроля за выводом;

критически (профессионально) оценивать представленные в литературе исследования;

рецензировать экспериментальные (и эмпирические) психологические исследования;



владеть:

системой понятий, характеризующих отличия в системах психологических гипотез и психологических методов;

коммуникативной компетентностью для установления необходимых доверительных отношений с участниками исследований;

быть готовым к их самостоятельному выполнению.


4. Структура и содержание дисциплины

«Экспериментальная психология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа (22 часа - лекции, 32 часа - практические занятия, 90 часов - самостоятельная работа).




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

семинары

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Раздел 1. Научные категории, принципы, понятия и методы.

5

1, 2

2

4




4

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, текущее тестирование

2

Раздел 2. Два типа знания в науке. Типы рефлексии. Предельные абстракции и их роль в науке.

5

3, 4

2

4






4

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, текущее тестирование

3

Раздел 3. Понятие «парадигмы» и «нормальной науки». Научное исследование. Идеальное и реальное исследование.

5

5, 6, 7

2

4




6

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских и практических занятиях, текущее тестирование

4

Раздел 4. Общенаучные исследовательские методы. Этапы психологического эксперимента.

5

8, 9, 10


4

6




10


Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских и практических занятиях, текущее тестирование

5

Раздел 5. Эксперименты, которые дублируют реальный мир. Безупречный эксперимент. Виды безупречного эксперимента.

5

12, 13, 14

4

4




10

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских и практических занятиях, текущее тестирование

6

Раздел 6. Валидность реального эксперимента. Факторы угрожающие внутренней валидности. Первичный контроль и внутренняя валидность. Экспериментальная выборка.

5

15, 16

4

4




10

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских и практических занятиях, текущее тестирование

7

Раздел 7. Эксперименты «улучшающие» реальный мир. Эксперименты на представительных выборках. Стратегии составления групп.

5

17, 18

4

6




10

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских и практических занятиях, текущее тестирование



Промежуточная аттестация






Форма промежуточной аттестации – экзамен (36 часов)


Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Научные категории, принципы, понятия и методы.

Роль научных категорий, принципов, понятий и методов в становлении и развитии науки. В данной теме раскрывается специфика научного знания, определяется значение и место методов как «инструмента» науки.



Раздел 2. Два типа знания в науке.

2.1. Два типа знания в науке.

В данной теме рассматривается различие между предметным и рефлексивным знанием, их функция и место в процессе научного исследования.



2.2. Типы рефлексии.

В данной теме рассматривается историческая периодизация развития самосознания науки.



2.3. Предельные абстракции и их роль в науке.

Историческая периодизация теоретического мышления. В данной теме рассматривается логическая структура теоретического мышления и ее изменения в ходе исторического развития науки.



Раздел 3. Понятие «парадигмы» и «нормальной науки».

3.1. Понятие «парадигмы» и «нормальной науки».

В данной теме рассматриваются особенности развития науки, выделяются этапы и периоды в становлении научного знания.



3.2. Научное исследование.

Типы научных исследований в зависимости от цели: поисковое исследование, критическое исследование, уточняющее исследование, воспроизводящее исследование. В данной теме раскрывается структура научного исследования и содержательно рассматриваются типы научных исследований.



3.3. Идеальное и реальное исследование.

В данной теме анализируется проблема достоверности проведенного исследования и его результатов.



Раздел 4. Общенаучные исследовательские методы.

4.1. Общенаучные исследовательские методы. Наблюдение, измерение, эксперимент. В данной теме рассматриваются сущность и специфика методов науки. Показано место и значение эксперимента в науке.

4.2. Этапы психологического эксперимента.

В данной теме содержательно анализируются основные процедуры при подготовке, проведении и анализе результатов эксперимента.



Раздел 5. Эксперименты, которые дублируют реальный мир.

5.1. Эксперименты, которые дублируют реальный мир. В данной теме рассматриваются особенности ситуации, в которой возможно применение эксперимента дублирующего реальный мир.

5.2. Безупречный эксперимент. Виды безупречного эксперимента.

Виды безупречного эксперимента: идеальный эксперимент, бесконечный эксперимент и эксперимент полного соответствия. В данной теме обсуждаются критерии, на которые опирается исследователь при планировании реального эксперимента.



Раздел 6. Валидность реального эксперимента.

6.1. Валидность реального эксперимента. Внутренняя валидность. Внешняя валидность. В данной теме анализируются признаки достоверности и пригодности эксперимента.

6.2. Факторы угрожающие внутренней валидности.

Нестабильность во времени; различие экспериментальных задач; эффекты последовательности; предубеждения экспериментатора. В данной теме рассматриваются факторы, которые могут привести к недоставерности результатов экспериментального исследования.



6.3. Первичный контроль и внутренняя валидность.

Надежность и способы ее повышения. Систематическое смешение. В данной теме рассматриваются способы усовершенствования экспериментов, которые приблежают их к безупречному.



6.4. Экспериментальная выборка.

В данной теме рассматривается структура экспериментальной выборки и способы ее формирования.



Раздел 7. Эксперименты «улучшающие» реальный мир.

7.1. Эксперименты «улучшающие» реальный мир. В данной теме анализируются ситуации, когда простое воспроизведение реальности в эксперименте не позволяет сделатье его внутренне валидным.

7.2. Эксперименты на представительных выборках.

В данной теме рассматриваются преимущества экспериментов с большим числом испытуемых.



7.3. Стратегии составления групп.

Три стратегии составления групп, три схемы сравнения: случайная стратегия, стратегия подбора пар, стратегия случайного распределения пар. В данной теме анализируются экспериментальные ситуации, при которых используются различные стратегии составления групп.



5. Образовательные технологии

При освоении курса «Экспериментальная психология» используются образовательные технологии, которые направлены на развитие творческой активности и инициативы студента, повышение уровня его мотивации, ответственности за качество освоения образовательной программы и позволяющие формировать у обучающихся требуемые образовательной программой общекультурные и профессиональные компетенции. Этому способствуют следующие активные инновационные методы обучения.



Проблемная лекция. Знания на такой лекции вводятся как «неизвестное», которое необходимо «открыть». Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. При этом выдвигаемая проблема требует не однотипного решения, готовой схемы которого нет. Данный тип лекции строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. На подобных лекциях обязателен диалог преподавателя и студентов. Данный тип лекции используется при введении знаний по отдельным темам в следующих разделах изучаемой дисциплины:

Раздел 1. Научные категории, принципы, понятия и методы.

Раздел 3. Понятие «парадигмы» и «нормальной науки».

Раздел 5. Эксперименты, которые дублируют реальный мир.

Раздел 6. Валидность реального эксперимента.

Лекция – пресс-конференция. Предполагает объявление темы лекции и предложение студентам письменно задавать вопросы преподавателю по данной теме. Студент обязан сформулировать вопросы в течение 5 минут. Далее преподаватель сортирует поступившие записки и читает лекцию в форме связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы. В конце лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, выявляя знания и интересы обучающихся. Проведение подобной лекции в начале изучения темы или раздела направлено на выявление круга интересов студентов и степень их подготовленности к работе. Ведение такой лекции в середине изучаемого раздела направлено на привлечение внимания студентов к его важнейшим моментам. Наконец, в завершении изучения раздела чтение подобной лекции имеет целью подведение итогов освоения данного тематического блока и систематизацию полученных студентами знаний. Лекция – пресс-конференция используется при освоении следующих разделов изучаемой дисциплины:

Раздел 2. Типы рефлексии.

Раздел 7. Эксперименты «улучшающие» реальный мир.

Семинар - форма обучения с организацией обсуждения при­звана активизировать работу студентов при освоении теоретическо­го материала, изложенного на лекциях используется при освоении всех тем и разделов дисциплины «Экспериментальная психология». Среди видов активности на семинарских занятиях анализируются и оцениваются:

- содержание и презентация доклада,

- ответы на поставленные вопросы,

- дополнения к основному докладу,

- постановка проблемных вопросов по обсуждаемым темам (данная форма активности призвана формировать культуру научного мышления, навыки постановки гипотез, активизировать творческий поиск и т.д.),

- участие в дискуссиях.



Специальный семинар ориентирован на знако­мство с последними достижениями науки, обучение составлению и презентации научных докладов, участию в научных дискуссиях. В рамках освоения тем и разделов, касающихся современных тенденций развития и методологических проблем психологии предусмотрено участие студентов в научно-практических семинарах, конференциях с приглашением российских и зарубежных ученых, представителей компаний, государственных и общественных организаций, а также возможности посещения мастер-классов экспертов и сnециалистов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Экспериментальная психология»

Виды самостоятельной работы. В курсе изучения «Экспериментальной психологии» предполагаются следующие виды самостоятельной работы:

- подготовка к семинарским занятиям (см. 6.1.),

- написание рефератов по отдельным разделам дисциплины (см. 6.2.),

- выполнение тестовых заданий (см. 6.3.),

-подготовка к экзамену по контрольным вопросам изучаемой дисциплины (см. 6.4.).

Порядок выполнения самостоятельной работы. Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям осуществляется регулярно по каждому разделу дисциплины и определяется календарным графиком изучения дисциплины.

В ходе освоения курса предполагается написание реферата. Время, отводимое на подготовку реферата – от 2 недель до месяца, но работа должна быть предъявлена для проверки не позднее, чем за неделю до начала сессии.



Порядок осуществления текущего контроля. Текущий контроль выполнения самостоятельной работы по подготовке к семинарским занятиям осуществляется регулярно (еженедельно), начиная с первой недели семестра.

Контроль и оценивание рефератов может происходить как в течение семестра, так и на его последней неделе, что может определяться выбором темы реферата студента из различных разделов осваиваемой дисциплины. Подготовка рефератов может осуществляться в течение нескольких месяцев.

Текущий контроль освоения отдельных разделов дисциплины осуществляется при помощи тестовых заданий в завершении изучения каждого раздела.

В конце изучения курса выполняется контрольная работа в виде теста.



6.1. Вопросы и задания для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Экспериментальная психология»

Семинар 1

  1. Цели психологических экспериментов; эксперименты с научными и с прикладными целями

  2. Использование сложившихся нормативов научного мышления и критерии "научности" в психологии; их изменчивость (в разные периоды и в зависимости от теоретической позиции ис­следователя).

  3. Эксперимент как один из ряда других методов опробования теории опытными данными.

  4. Эксперимент как вид практической деятельности и как система нормативных умозаключений при проверке гипотез, подразумевающих причинно-следственный характер связей между переменными.

  5. Операционализация переменных как условие реализации экспериментального метода. Проблема репрезентативности "психологических" переменных и опытных данных.

  6. Так называемые экспериментальные методики, методики или "техники" наблюдения, пси­ходиагностические средства, процедуры психологического шкалирования как способы выделения переменных.

Основная литература:

  1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.; МГУ. 1982. С. 16-34. 45-46

  2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ 1997. С. 7-21. 31-38. 42-50.

  3. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Избранные труды: В 2-х т. М.: Педаго­гика. 1985. Т.2. С. 281-302.

Дополнительная литература:

    1. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. l-ll. M.: Прогресс. 1966. С. 106-115.

Семинар 2


  1. Гипотезы в структуре психологического знания. Уровни психологических гипотез (отличие экспериментальной и контр-гипотез).

  2. Гипотезы, "загруженные" и "не загруженные" теорией: гипотезы эмпирические и теорети­ческие. Схема К. Хольцкампа.

  3. Индуктивные и дедуктивные гипотезы: признаки правильной гипотезы (по П.Фрессу). Объяснительные гипотезы и каузальные.

  4. Измерение переменных и психологические шкалы.

  5. Виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП).

  6. Основные отличия методов экспериментирования и наблюдения при проверке научных гипотез.

Основная литература:

  1. Корнилова Т.Е. Введение в психологический эксперимент. Я.: МГУ. 1997. С. 30-35. 51-67, 80-101. 108-122.

  2. Фресс П.. Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1- 2. М.: Прогресс. 1966. С. 116-120, 161-169, 171-172, 178-185, 189-193.

Семинар 3


  1. Результат действия НП. Контроль переменных как условие вывода об экспериментальном эффекте.

  2. Отношение между НП и ЗП и гипотетические конструкты как интерпретационные компо­ненты психологических гипотез.

  3. Условия реализации причинного вывода. Проблема специфики психологической причин­ности.

  4. Обобщение как цель любого эксперимента. Виды обобщений (для экспериментов с науч­ными и практическими целями).

  5. Асимметрия вывода при оценке истинности обобщенных высказываний на основе эмпи­рических данных.

  6. Экспериментальный контроль и контроль за выводом.

Основная литература:

  1. Корнилова Т.Е. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ. 1997. С. 80-95, 123-127, 174-178, 183-188.

  2. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М: Форум. 1998. С. 27-53.

  3. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. Т.1. С. 40-55.

Семинар 4

  1. Мысленные образцы экспериментов (по Р.Готтсданкеру): безупречный эксперимент, иде­альный и бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия. Оценка реальных экс­периментов на основе их сравнения с мысленными образцами.

  2. Условия планирования экспериментов. Основные значения термина "планирование".

  3. Планирование содержательное и формальное. Установление минимального эффекта и принятие решения о неотвержении экспериментальной гипотезы.

  4. Виды реальных экспериментов: подходы к их классификациям.

  5. Метод "анализ индивидуального случая" и интраиндивидуальные схемы. Групповое про­ведение опытов и межгрупповые схемы.

  6. Гипотезы экспериментальные и статистические. Отличия контргипотезы и так называе­мой третьей конкурирующей гипотезы. Источники возникновения "третьих" конкурирующих гипо­тез.

Основная литература :

  1. 1.Готтсданкер Р. Основы планирования эксперимента. М.: МГУ. 1982. С. 49-88. 142-182. 234-259. 363-365.

  2. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ. 1997. С. 27-29, 128-

Дополнительная литература:

  1. Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследова­ниях. М.: Прогресс. 1980. 103-106. 211-216. 234-235.

  2. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М: Форум, 1998. С. 138-171.

Семинар 5


  1. Функциональный контроль НП и внутренняя валидность экспериментов.

  2. Понятие единичной переменной и чистого эксперимента.

  3. Контроль смещений в психологическом эксперименте. Контроль несистематической изменчивости, систематического и сопутствующего смешений .

  4. Экспериментальный контроль и внешняя валидность.

  5. Представления о конструктной и операциональной валидности.

  6. "Количественные" уровни НП. Многоуровневый и факторный эксперименты.

  7. Репрезентативность эксперимента и вида эмпирически установленной зависимости. Репрезентативность "среднегрупповых" данных при использовании кросс-индивидуальных схем.

Основная литература:

  1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982. С. 54-87, 218-231, 267-309, 322-362.

  2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ. 1997. С. 154-173.

Семинар 6


  1. Специфика психологических экспериментов (в отличие от естественнонаучных и поведенческих). Психологическое понимание причинности (с точки зрения отличий психологических школ).

  2. Взаимосвязи теоретической интерпретации и схемы исследования. Ограничения экспери­ментального метода: активность личности, субъекта познания и деятельности.

  3. Представления о "стимулах-средствах" в концепции Л. С. Выготского и в эксперименталь­ных приложениях методики "двойной стимуляции" (исследования Ж. Шиф. А.Н. Леонтьева и др.). Психотехнический контекст использования стимулов-средств.

  4. Психологические реконструкции исследуемых базисных процессов и нетождественность проблем "управления переменными" и "психологического управления". Различия между управляемыми ЦП и процессами, опосредующими тот или иной экспериментальный эффект.

  5. Социальный и социально-психологический эксперименты.

  6. Представления об экспериментировании в школе К. Левина.

Основная литература:

        1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание соч.: В 6 т. М.: Педагогика. 1982. Т.2. С.118-121, 130-132, 185-188, 219-220, 255-262.

        2. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ. 1997. С. 179-182.

        3. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М: Форум. 1998. С. 54-75.

Дополнительная литература:

  1. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М.: МГУ, 1986. С.78-87, 90-93, 97-99.

  2. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс. 1966. вып.1-2. С.241-243, 263, 278-279, 282-286, 305-306.

Семинар 7


  1. Схемы исследований, относимых к экспериментальным, но отличающихся от истинных экспериментов по типу проверяемых гипотез, формам контроля, а также логике выводов.

  2. Квазиэксперимент как эксперимент с ограниченными формами контроля и как пример "пассивно-наблюдающего" исследования.

  3. Так называемые "экспериментальные методики" при достижении целей психодиагностики
    и в экспериментальных схемах.

  4. Психолога-педагогический и формирующий эксперименты.

  5. Лонгитюдный метод.

  6. Квазиэксперименты в психогенетике.

  7. Кросскультурные исследования, как квазиэкспериментальные.

Основная литература:

  1. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М: Форум. 1998. С. 10-26, 76-137, 194-224,236-241.

  2. Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследова­ниях. М.: Прогресс. 1980. С. 116-122.

Семинар 8


  1. Корреляционный подход как метод исследования и как способ статистической оценки ги­потез о связях.

  2. Ненаправленные гипотезы в корреляционном исследовании (КИ). Виды переменных (на­блюдаемые и ненаблюдаеные - латентные, "входные" и "выходные") и виды связей в КИ (истин­ные и ложные кор- реляции, автокорреляции и синхронные корреляции, перекрестно-отс­роченные корреляции).

  3. Меры связей и меры различий в КИ и в экспериментальном исследовании. Понятия ковариации и коэффициента корреляции.

  4. Зависимость выбора коэффициента корреляции от вида психологических шкал (шкалы наименований, порядка, интервалов, отношений). Параметрические и-непараметрические коэф­фициенты корреляции.

  5. Статистические методы контроля в КИ. Подбор групп в корреляционных и квазиэксперинентальных схемах. Планы КИ.

  6. Оценка валидности КИ (внутренняя валидность, внешняя и прогностическая).

Основная литература:

  1. Корнилова Т.Е. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ. 1997. С. 198-229.

  2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М. МГУ. 1982. С.378-420.

Дополнительная литература:

  1. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс. 1976. С.286-287, 142-166.


6.2. Рефераты по отдельным разделам дисциплины «Экспериментальная психология»

1. Роль эксперимента в становлении психологии в качестве самостоятельной науки.

2. Место эксперимента в структуре общенаучных эмпирических методов.

3. Этапы психологического эксперимента.

4. Гипотеза в структуре экспериментального исследования.

5. Переменные в экспериментальном исследовании.

6. Роль планирования при проведении экспериментального исследования.

7. Безупречный эксперимент и его виды.

8. Внутренняя валидность в экспериментальном исследовании.

9. Внешняя валидность в экспериментальном исследовании.

10. Факторы угрожающие внутренней валидности в экспериментальном исследовании.

11. Требования к составлению выборки при проведении экспериментального исследования.




    1. Вопросы теста по курсу «Экспериментальная психология»

1. Становление психологии в качестве самостоятельной науки во второй половине 19 в. было связано:

а) с новым знанием;

б) с развитием теории;

+в) с привнесением в науку экспериментального метода.

2. Методологическим знанием является:

а) знание о мире;

+б) знание о знании (познании);

в) знание о методах науки.

3. Правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции это:

+а) парадигма;

б) научное исследование;

в) требование к оформлению научной работы.

4. Роль учебников, до их появления в начале 19 века, выполняли:

а) лекции преподавателей;

б) конспекты студентов;

+в) классические труды ученых («Оптика» Ньютона, «Химия» Лавуазье и др.).

5. Цель науки - постижение истины, способ постижения истины - это:

а) размышления;

+б) научное исследование;

в) развитие теории.

6. Исследования делятся на типы уточняющие, поисковые, критические, воспроизводящие по:

+а) цели их проведения;

б) ситуации их проведения;

в) способу их проведения.

7. Соответствие реального исследования идеальному называется:

а) внешней валидностью;

б) теоретической валидностью;

+в) внутренней валидностью.

8. Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности
называется:

а) внутренней валидностью;

+б) внешней валидностью;

в) теоретической валидностью.

9. Отношение идеального исследования к реальности - это:

а) внутренняя валидность;

б) внешняя валидность;

+в) теоретическая валидность.


10.Эксперимент относится к:

а) теоретическим методам;

+б) эмпирическим методам;

в) методам моделирования.

11.Эксперимент ставится для того, чтобы проверить:

+а) теоретические предсказания;

б) обнаружить новые факты;

в) как испытуемый понимает инструкцию.

12.Исследование, направленное на познание реальности без учета практиче­ского эффекта от применения знаний, называется:

а) прикладное исследование;

+б) фундаментальное исследование;

в) междисциплинарное исследование.


13.Исследование начинается с:

+а) определения темы исследования;

б) подбора аппаратуры и методик исследования;

в) составления плана исследования.

14.Экспериментальное исследование проводится в случае:

+а) проверки гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В;

б) проверки гипотезы о существовании связи явлений;

в) проверки гипотезы о существовании явления.

15.Работа с научной литературой при проведении исследования:

а) завершает исследование;

+б) проводится после определения темы исследования;

в) не всегда является необходимой.


16.Экспериментальная гипотеза формулируется в виде:

а) короткого вербального высказывания;

б) математической записи;

+в) импликативного высказывания «если... то...».

17.Экспериментальная гипотеза обязательно включает в себя:

+а) независимую переменную;

б) побочную переменную;

в) единичную переменную.

18.Переменная, изменяемая экспериментатором в ходе проведения экспери­мента, называется:

а) дополнительной переменной;

+б) независимой переменной;

в) случайной переменной.

19.Переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной, назы­вается:

а) ключевой переменной;

б) вторичной переменной;

+в) зависимой переменной.

20.Одна из составных частей экспериментальной гипотезы - это:

+а) дополнительная переменная;

б) случайная переменная;

в) побочная переменная.

21.Выбранный исследователем экспериментальный инструмент (конкретные методики и аппаратура) должны позволять ему:

а) быстро провести исследование;

+б) управлять независимой переменной и регистрировать зависимую;

в) получить количественные данные.

22.Планирование экспериментального исследования необходимо в первую очередь для:

а) определения экономической целесообразности проведения эксперимента;

б) уяснения последовательности действий при проведении эксперимента;

+в) для выделения внешних переменных, которые могут влиять на зависимую


переменную.

23.Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответст­вии:

+а) принятым экспериментальным планам;

б) количеством испытуемых;

в) полом испытуемых.

24. Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объек­тами данного психологического исследования называют:

а) область исследования;

+б) популяция или генеральная совокупность;

в) экспериментальное множество.

25. Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании,


называют:

а) участники исследования;

б) испытуемые;

+в) Выборка.

26.выбор экспериментальной популяции зависит от:

+а) целей исследования;

б) желания экспериментатора;

в) финансовых возможностей исследователя.


27.Инструкция в эксперименте:

а) может меняться от пробы к пробе;

+б) должна оставаться неизменной;

в) может отсутствовать.

28.Процедура проведения эксперимента:

а) изменяется от пробы к пробе;

+б) остается неизменной;

в) формируется в ходе проведения эксперимента.

29.Итогом экспериментального исследования является:

а) научная работа;

б) формулирование новой проблемы;

+в) подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости меж­ду независимой и зависимой переменными.

30. Безупречный эксперимент это:

+а) мысленный образец для проведения любого реального эксперимента;

б) удачно проведенный реальный эксперимент;

в) эксперимент, в котором подтвердилась экспериментальная гипотеза.

31. Идеальный эксперимент предполагает, что:

+а) в эксперименте изменяются только независимая и соответствующая ей зави­симая переменные:

б) исследование проводится в лабораторных условиях;

в) исследование проводится на одном испытуемом.

32. Бесконечный эксперимент позволил бы устранить:

а) эффекты последовательности разных условий независимой переменной;

+б) искажающее действие случайных побочных переменных;

в) негативное влияние предубеждений экспериментатора.


33.Эксперимент полного соответствия предполагает:

+а) полную идентичность всех экспериментальных проб и той части реально­-


сти, на которую распространяется результат;

б) сходство испытуемых по ряду основных характеристик;

в) повторяемость результатов при повторном проведении эксперимента.

34.Цель любого экспериментального исследования - сделать так, чтобы вы­воды, основанные на ограниченном количестве данных, оставались досто­верными за пределами эксперимента. Это называется:

а) надежность эксперимента;

б) валидность эксперимента;

+в) обобщение.

35. Валидность эксперимента это:

а) степень соответствия реального эксперимента требованиям безупречного
эксперимента;

+б) возможность распространить результат эксперимента за пределы эксперимента;

в) степень завершенности экспериментального исследования.

36.Степень правомерности вывода об экспериментальной гипотезе, основан­-


ного на результатах данного эксперимента, по сравнению с тем выводом, в основе которого лежат результаты идеального и бесконечного эксперимен­тов это:

+а) внутренняя валидность эксперимента;

б) внешняя валидность эксперимента;

в) точность эксперимента.

37.Степень правомерности данного вывода об экспериментальной гипотезе по сравнению с тем выводом, который основан на результатах эксперимента полного соответствия это:

а) достоверность эксперимента;

+б) внешняя валидность эксперимента;

в) прогностическая валидность эксперимента.

38. Внутренней валидности угрожает следующие факторы:

а) малое число испытуемых;

б) отсутствие пилотажного исследования;

+в) нестабильность во времени и предубеждения экспериментатора.

39. Надежность экспериментального исследования проявляется:

а) в выборе объекта исследования;

+б) в повторяемости результата при повторном проведении эксперимента;
в) в надежности аппаратуры.







    1. Контрольные вопросы изучаемой дисциплины.

1. Роль научных категорий, принципов, понятий и методов в становлении и развитии науки.

2. Экспериментальный метод и его роль в становлении психологии в качестве самостоятельной науки.

3. Два типа знания в науке.

4. Особенность методологического знания.

5. Рефлексия, типы рефлексии в науке.

6. Рефлексивность научного знания.

7. Предельные абстракции и их роль в науке.

8. Историческая периодизация теоретического мышления.

9. Природа и деятельность как объяснительные принципы в научном познании.

10. Понятие парадигмы и «нормальной науки».

11. Общая и специализированные парадигмы в науке.

12. Преимущества парадигмального развития (в фазе «нормальной науки»).

13. Типы исследований в зависимости от цели.

14. Поисковые исследования.

15. Критические исследования.

16. Уточняющие исследования.

17. Воспроизводящие исследования.

18. Идеальное и реальное исследование. 19. Основные общенаучные исследовательские методы.

20. Метод наблюдения и его отличие от метода эксперимента.

21. Метод измерения и его особенности.

22. Этапы психологического эксперимента.

23. Особенности определения темы исследования.

24. Работа с научной литературой по теме исследования.

25. Основные переменные в экспериментальном исследовании.

26. Структура экспериментальной гипотезы.

27. Выбор методов и аппаратуры экспериментального исследования.

28. Особенности формирования экспериментальной выборки.

29. Значение плана экспериментального исследования.

30. Проведение экспериментального исследования.

31. Сатистические методы при проведении экспериментального исследования.

32. Статистическая гипотеза, ее специфика.

33. Критерии достоверности вывода при проведении экспериментального исследования.

34. Правила оформления отчета о проведенном экспериментальном исследовании.

35. Эксперимент: «Шум на ткацком производстве».

36. Эксперимент: «Сравнение двух методов заучивания фортепьянных пьес» - как протоколировать эксперимент.

37. Эксперимент: «Выбор сорта томатного сока» – как описывать эксперимент.

38. Обобщение и репрезентативность экспериментального исследования.

39. Валидность экспериментального исследования.

40. Факторы угрожающие внутренней валидности.

41. Повышение внутренней валидности с помощью первичного контроля.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Экспериментальная психология»

а) основная литература:



  1. Тюменева Ю. А. Психологическое измерение. Аспект Пресс, 2007. – 192 с.

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие, М., 2008.

б) дополнительная литература:

              1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие, М.: МГУ, 1982.

              2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов / Т. В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 384 с.

              3. Кун Т. Структура научных революций, М., 1975.

              4. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях, М., 1980.

              5. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент, М.: Форум, 1998.

              6. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика. 1985. Т.2. С.281-302.

              7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1-2. М.: Прогресс. 1966.

              8. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М.: Педагогика.

              9. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие, М.: МГУ, 1982.

              10. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие, М., 1997.

              11. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: МГУ, 2002.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы



www.koob.ru

www.PsyJournals.ru


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Экспериментальная психология»

Лекционные занятия проводятся в аудиториях на 100 и 50 посадочных мест, семинарские и практические занятия – на 20 и 30 посадочных мест.

В ходе лекционных и семинарских занятий используются учебно-демонстрационные мультимедийные презентации, которые обеспечиваются следующим техническим оснащением:



  1. Компьютеры (в комплекте с колонками).

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран.

Доступ студентов к электронным формам учебно-методических материалов по дисциплине «Экспериментальная психология» и к Интернет-ресурсам обеспечивается компьютерным классом факультета психологии и залом открытого доступа к Интернет-ресурсам в научной библиотеке СГУ.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки психология.
Автор

доцент кафедры общей

и социальной психологии А. А. Карелин

Программа одобрена на заседании кафедры общей и социальной психологии от ___________года, протокол № _________________.


Декан факультета психологии,

д. псх. н., профессор / Л.Н. Аксеновская /
Зав.кафедрой общей

и социальной психологии,



д. псх. н., профессор / Л.Н. Аксеновская /



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница