Рабинович Е. А., учитель начальных классов Создание здоровьесберегающего пространства в учебно-воспитательном процессе для детей со зрительной недостаточностью



Скачать 138.95 Kb.
Дата03.11.2016
Размер138.95 Kb.
Рабинович Е.А., учитель начальных классов
Создание здоровьесберегающего пространства в учебно-воспитательном процессе для детей со зрительной недостаточностью
Косоглазие и амблиопия являются наиболее распространёнными глазными заболеваниями у детей. Возникают они, как правило, в возрасте 1,5-2 лет. Эти заболевания имеют функциональный характер и при условии раннего выявления и лечения в большинстве случаев устраняются. Практика показала, что лечение косоглазия и амблиопии в поликлинических условиях недостаточно эффективно. Для решения проблемы совершенствования помощи детям с нарушением зрения требуется единый подход к непрерывному, комплексному воспитанию, обучению и лечению. С этой целью в районе на базе детских садов были открыты группы для детей с ослабленным зрением. В 2004-2005году администрация нашей школы вышла на Управление образования с предложением продолжить эту работу в школе. Таким образом, на базе общеобразовательной школы города Шатуры были созданы классы коррекции детей с ослабленным зрением (амблиопией и косоглазием). По программе специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 4 вида мы работаем седьмой год.

Чтобы открыть первый коррекционный класс 4 вида нам пришлось провести большую разъяснительную работу среди родителей, убедить в необходимости обучения их детей в специальных условиях. Класс получился немногочисленным, всего 3 человека. Но уже первый год обучения показал, что работа ведется в правильном направлении. Дети с ослабленным зрением успешно интегрируются в общеобразовательном процессе в школе. Овладевая знаниями в щадящем режиме с учетом зрительных возможностей, они продолжают лечение, начатое в детском саду. Родители, видя положительные результаты обучения и лечения, теперь охотно отдают своих детей в специальные классы. Количество учащихся в них возрастает. Дети успешно овладевают программой и восстанавливают зрение. Среди наших учеников есть ребята, зрение которых значительно улучшилось и даже полностью восстановилось.

Лечебно-воспитательный, коррекционно-педагогический и образовательный процесс в классах коррекции 4 вида строится на принципах:

-учета общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

-дифференцированного подхода к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;

-обеспечения стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольного - школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;

-создания офтальмо-гигиенических условий в учебных классах, лечебных кабинетах и специального распорядка лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка;

-обеспечения оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения.

Обучение в классах коррекции 4 вида в нашей школе проводится в первую смену с учетом здоровье сберегающих технологий. Принимая ребенка с нарушением зрения в свой класс, учитель определяет рабочее место каждому ученику с учетом офтальмологического диагноза и степени снижения зрения. Во время урока, особенно в процессе выполнения письменной работу, следит за осанкой учеников, за расстоянием его глаз о рабочей поверхности парты (не менее 30 см.). Для чтения используются подставки и конторки.

Конторки изготовлены с учетом патологии зрения каждого ученика (со скошенной и прямой поверхностью). Все уроки проводятся в режиме динамических поз по методики В.Ф.Базарного, т.е. дети периодически переводятся учителем из положения сидя в положение стоя.

Следующим моментом в работе является ограничение зрительной нагрузки. В процессе обучения она не должна превышать 15-20 минут. Поэтому на уроке используются упражнения для снятия глазного напряжения и физкультминутки для снятия статической нагрузки. А также тренировочные упражнения для глаз, сопряжённые с усвоением программного материала. Так, например, изучая нумерацию чисел (и для коррекционной работы), использую на уроках таблицы Шульте. На листах ватмана написаны две таблицы. Это квадраты, разделенные черными линиями на двадцать частей, в каждую из которых в произвольном порядке внесены числа от 1 до 20. Числа написаны зеленым цветом, их высота 10 см. Дети отходят от таблиц на максимальное расстояние. Учитель медленно называет числа: сначала от 1 до 10- дети глазами ищут названную цифру, затем от 11 до 15- считают, прищурив глаза, при счете от 16 до 20-дети широко раскрывают глаза. Далее счет ведется в обратном порядке: от 20 до 10- закрывают правый глаз, от 10 до 1- закрывают левый глаз. Преимущество такой физкультурной паузы состоит в том, что она не занимает много времени на уроках, способствует запоминанию цифр и расширению периферического поля зрения.

Другой вид работы «Счет змейкой». На кругах разного цвета написаны цифры от 1 до 10 (от 10 до 20). Круги расположены в шахматном порядке. Учащиеся считают, переводя взгляд с одного круга на другой по косой линии. Затем они считают двойками, переводя взгляд по прямой линии (верхний ряд, нижний ряд). Что дает возможность формировать понятия «четные» и «нечетные» числа. Счет «тройками» ведется по большой диагонали, «четвёрками»- по прямой линии, через число. Эти упражнения помимо коррекции зрения направлены на развитие зрительной памяти, что в дальнейшем поможет усвоению таблицы умножения.



Комплексный подход к организации занятий предусматривает не только упражнение зрения, но и обеспечивает развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности. Полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует более полному познанию, уточнению и обогащению представлений и формированию целостных, адекватных действительности образов.

В своей работе широко использую упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений (обоняние, осязание, вкус). Так, например, на уроках обучения грамоте в первом классе для лучшего усвоения образа буквы использую деревянные образцы. Дети на ощупь определяют букву. На уроке знакомство с окружающим миром игра «Волшебный мешочек» предлагаю ученикам по запаху определить предмет, находящийся в мешочке, или, ощупав предмет, описать его и узнать.

Чтобы дети лучше запоминали букву на уроках письма, я задействую не только зрительную, образную, но и кинестетическую память, т.е. память тела. Изучаемую букву дети увлеченно «вырисовывают», пуская в дело руки, ноги, голову и туловище, одновременно отдыхая на уроке.

На каждом уроке широко использую специальные дидактические пособия, рассчитанные на осязательное или зрительно-осязательное восприятие. Если же специальных наглядных пособий нет, то изучаемый предмет выделяется на картинке или плакате фломастером.

Для фиксации зрения использую цветные экраны, которые помогают детям удерживать взгляд на строке при чтении.

Особое внимание на уроке уделяю фронтальной работе. Для этого используют индивидуальные карточки, тексты, карты, перфокарты и другие наглядные пособия.

Дети на уроках пользуются специальными адаптивными устройствами. Это фломастеры, желательно черного цвета, с изменяющейся шириной стержней, которые позволяют делать четкие, контрастные записи и диаграммы, цветовые маркеры, которые помогают учащимся выделить наиболее важные моменты в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради. К адаптивным приспособлениям, используемым на уроке можно отнести плоскопечатные книги с крупным шрифтом, а так же измерительные приборы (линейки, транспортиры), рассчитанные как на осязание, так и на зрение.

Все кабинеты нашей школы, в которых обучаются дети с ослабленным зрением, оснащены видео и аудио аппаратурой. Показ фильмов и видео записей на уроке учитель сопровождает словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев, так как для понимания содержания показываемого сюжета важно, например, выражение лица или движение руки, на что дети не всегда могут обратить внимание.

Одновременно с общеобразовательным процессом в нашей школе осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия проводятся во второй половине дня и носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них у ребенка. С детьми проводят занятия психолог. Для детей, с ослабленным зрением, коррекционная работа очень важна. Обусловлено это тем, что наблюдаемые у них отставания в развитии мышления и памяти связаны именно с обедненным, ограниченным зрительным восприятием внешнего мира. Поэтому огромное значение приобретают коррекционные занятия, на которых детей учат зрительно выделять признаки окружающих предметов и явлений, анализировать и обобщать их, пользоваться своим зрением осознанно. Дополнение неполноценного зрительного восприятиями других модальностей значительно обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию речи.

Многолетние наблюдения педагогов показали, что в результате таких занятий речь ребёнка с нарушением зрения наполняется конкретным содержанием, становится яркой и насыщенной образными сравнениями.

Вся система коррекционных занятий базируется на обучении детей получать информацию об окружающем их мире с привлечением всех анализаторов: нарушенного зрения и сохранных (осязание, слух, двигательно-тактильная, температурная и обонятельная чувствительность). В познании окружающего ребенком с нарушением зрения осязание играет важную роль. Именно осязание дает ему возможность получить конкретные, реальные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нём предметах. В своей работе я использую игры и упражнения, развивающие осязание ребёнка.



«Волшебный мешочек»

Дидактическая задача: учить детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания.

Материал: мешочек красиво украшенный, геометрические фигуры

Ход игры: Вариант 1.Я предлагаю ребенку достать круг, овал, прямоугольник и т.д. ученик, который правильно выбрал геометрическую фигуру, оставляет ее у себя. Ребенок, который неправильно выбрал геометрическую фигуру, воз­вращает ее в мешочек.

Вариант 2. Ребенок ощупывает геометрическую фигуру и говорит, что он нашел. Достает из мешочка и зрительным способом проверяет правильность выбора. Если назвал правильно, оставляет фигуру у себя, если нет - возвращает в мешочек. Побеждает тот, у кого окажется больше геометрических фигур.

Эту игру я провожу с плоскими и объемными геометрическими фигурами. Сначала предлагаю для восприятия геометрические фигуры легко различимые (например, круг и квадрат). Затем фигуры, обладающие большим сходством (например: круг и овал; квадрат и прямоугольник).


«Маленькая хозяйка» »

Дидактическая задача: учить детей различать крупу на ощупь.

Материал: баночки с различной крупой; небольшие мешочки с завязками, наполненные крупой, аналогичной крупе в баночках (по 2 мешочка с каждой крупой).

Ход игры: Вариант 1. Я рассматриваю с детьми крупу в баночке, предлагаю ее потрогать, выделяем отличительные особенности. Предлагаю найти мешочек с такой же крупой (ткань у мешочка должна быть достаточно тонкой, чтобы крупа легко прощупывалась). После сделанного выбора ребенок развязывает мешочек и зрительным способом убеждается в правильности выбора.

Вариант 2. Я раздаю каждому ребенку по мешочку с крупой и предлагаю найти пару, т.е. мешочек с такой же крупой. После сделанного выбора, ребенок развязывает мешочек и зрительным способом убеждается в правильности выбора.
«Веселые дощечки» »

Дидактическая задача: учить детей различать поверхности с разной шероховатостью, развивать тактильную память, развивать образную память, воображение. Материал: 10 дощечек с разной шероховатостью: на картон (оргалит, фанеру) наклеены мех, наждачная бумага, фланель, накапан расплавленный воск со свечи, наклеен шнурок, целые спички, ломаные спички, фольга, бархат, вельвет.

С обратной стороны дощечки написан ее порядковый номер.

Ход игры:

Вариант 1.

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает дощечку, говорит,

какая она, что она напоминает.

Например, 1-ая дощечка. Она пушистая, мягкая, теплая, ее приятно трогать. Она напоминает кошечку, мягкую игрушку, собачку, кролика и т.д. Я предлагаю постараться представить себе это так ясно, как будто видишь это на самом деле».

Вариант 2.

Ребенок закрывает глаза и тщательно, не торопясь, ощупывает поверхность каждой дощечки. Я предлагаю ребенку запомнить, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем дощечки перемешиваются. И предлагается ребенку попробовать на ощупь, разложить дощечки в прежнем порядке. Первая игра может проводиться с тремя дощечками, затем их количество увеличивается до 10.

Контроль ошибок проводит сам ребенок, перевернув дощечки и установив правильный порядок чисел.

Вариант 3.

Для этого упражнения понадобится два набора дощечек. Педагог предлагает ребенку с закрытыми глазами разложить дощечки парами. Или предлагает ребенку ощупать одну дощечку и найти такую же среди своих дощечек (с закрытыми глазами).

Вариант 4.

Педагог: «Ты уже много играл с дощечками. Наверняка одни из них тебе нравятся больше, другие — меньше. А какие-то могут быть даже неприятны. Попробуй с закрытыми глазами разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной. Некоторые дощечки могут напоминать какие-то события: неприятные или приятные, грустные или радостные».

Затем педагог предлагает ребенку рассказать почему он разложил дощечки именно так.

Закончить игру можно словами: «Когда у тебя будет плохое настроение, представь, что ты трогаешь дощечку, которая тебе нравится больше всего. Ты почувствуешь, как твое плохое настроение у-ле-ту-чит-ся!»

Вариант 5.

Дополнительный материал: 10 картинок с изображением

различных предметов, например: башмак, дом, морковь, ведро,

машина, дорога, собака, меч, платок, капля.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку положить картинки в ряд в любом порядке, под картинками также в любом порядке разложить дощечки.

Педагог: «Тебе надо запомнить, над какой дощечкой, какая картинка лежит. Смотреть надо только на картинку, а дощечку надо запоминать на ощупь. Посмотри, как это делаю я. У меня над дощечкой № 3 оказалась картинка с каплей. Я дотрагиваюсь до дощечки и смотрю на картинку. Под рукой чувствую ткань, а на картинке вижу каплю. Как связать каплю и то, что я чувствую пальцами? Представляю, как я выжимаю мокрую тряпку, и на пол падает огромная сверкающая капля. Теперь я, когда с закрытыми глазами потрогаю дощечку № 3, легко вспомню нужную картинку. Ребенок, дотрагиваясь до дощечек, одно­временно, рассматривает картинки и запоминает, над какой дощечкой какая картинка лежит. Затем с закрытыми глазами берет наугад любую дощечку, трогает ее, называет картинку, которая над ней лежала.

На начальном этапе можно помогать ребенку создавать ассоциации. Затем он легко это делает сам. Набор картинок необходимо менять. Эта игра хорошо развивает, как тактильную, так и образную память.

Во время многих игр для развития тактильного восприятия ребенок должен закрыть глаза. Ему, обычно, бывает трудно выполнить это условие. У детей возникает естественное желание посмотреть. Чтобы ребенок лучше мог сосре­доточиться на тактильном восприятии, можно использовать черные очки. Мы их шьем из черной ткани с небольшим уплотнением из ваты. Они приятны на ощупь и не вызывают дискомфорта у ребенка. Одновременно - это и способ снять зрительное утомление. Дополнительное затемнение способствует лучшей зрительной релаксации.



«Найди геометрической фигуре дом»

Дидактическая задача: учить детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания.

Материал: геометрические фигуры (например, желтые треугольники, синие квадраты и красные круги), лоток с тремя вертикальными делениями и одним горизонтальным, черные очки.

Ход игры: В горизонтальной ячейке лотка лежат геометрические фигуры. Педагог рассматривает с ребенком геометрические фигуры и уточняет их название. Затем просит ребенка найти геометрической фигуре дом: берет треугольник кладет в ячейку слева «треугольники живут слева», берет круг и кладет в ячейку справа «круги живут справа», берет квадрат и кладет в ячейку посередине «квадраты живут посередине».

«Твоими помощниками сегодня будут руки, а глаза отдохнут».

Ребенок надевает черные очки и сортирует геометрические фигуры на ощупь. Затем с помощью зрения, сняв очки, проверяет правильность выполнения задания. Геометрические фигуры должны быть разного цвета, тогда ошибка будет видна сразу.

Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей с ослабленным зрением является система двигательной активности ребёнка, так как дети данной категории испытывают большие трудности в овладении основными движениями (бег, ходьбу, бросание и ловлю мяча, прыжки и т. д.).

Развитие двигательной активности детей наиболее успешно осуществляется в подвижных играх. Рекомендуется в день проводить не менее 4-х подвижных игр со всеми детьми и подгруппами.

Эти игры должны включать в себя все элементы основных движений .

Много времени должно отводиться на подвижные игры, связанные с ориентировкой в пространстве.

Во все подвижные игры обязательно включаются упражнения с опорой на зрительную и слуховую ориентировку, а также на полисенсориое восприятие.

Одной из форм, повышающих двигательную активность, являются занятия и игры на спортивной площадке. Для детей с нарушением зрения следует использовать снаряды и оборудование и создавать условия, позволяющие им выполнять движения без затруднений. Например, бег лучше проводить по специально размеченным белой краской дорожкам (шириной 30-40 см) по краям спортивной площадки, на которые можно ориентироваться при низкой остроте зрения.

Для метания следует использовать яркие мишени, с выразительным контуром (шириной 5-6 см), диаметр мишени 30-60 см. Мишени могут быть самой разнообразной формы.

В таких играх как баскетбол, городки и т. п. - создаются оптимальные условия для развития зрительных функций детей (например, прослеживающей функции глаз).

При организации игры в баскетбол необходимо обеспечить контрастность обозначений линий поля, насыщенность цвета мяча, корзины, сетки. При упражнениях в метании, можно использовать фиксированные мячи и т. д.

Систематическая организация двигательной активности детей с нарушением зрения во многом способствует преодолению двигательных нарушений, развитию ориентировки в пространстве и др., а также положительно влияет на здоровье ребенка в целом.

Целенаправленное и систематическое проведение работы по организации двигательного режима с детьми поможет поможет создать условия, благоприятные для их умственного и физического развития.

Лечебные мероприятия в нашей школе проводятся в условиях специально организованного режима. Прежде всего, это создание благоприятной атмосферы, способствующей положительному эмоциональному настрою детей. Учителя работают в тесном контакте с медсестрой-ортоптисткой, врачом-офтальмологом. В соответствии с их рекомендациями учителя проводят с детьми специальные игры и упражнения для активации, тренировки зрительных функций, для развития у детей сохранных анализаторов. В школе имеется лечебный кабинет, который оснащен новейшим оборудованием.



Наряду с обучением и лечением одной из главных задач, которую ставят перед собой педагоги нашей школы, является включение ученика с ослабленным зрением во внеклассные и внешкольные мероприятия. Наши дети успешно занимаются в кружках: (танцевальном, изобразительного искусства), посещают секцию плавания. Совместные походы в музей, библиотеки, участие в конкурсах, утренниках, сборах. Все это дает им возможность самоутвердиться, получить признание со стороны окружающих, что уже является интеграцией в мир зрячих. Конечная цель, которую ставят перед собой и успешно решают учителя нашей школы, является стабилизация результатов лечения и всего хода психофизического развития ребёнка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников. Мы считаем, что создание коррекционных классов для детей с ослабленным зрением на базе общеобразовательной школы целесообразно, так как оно продиктовано временем.

ЛИТЕРАТУРА

1.Григорян Л.А.,Кащенко Т.А. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. М.,1994 г., 33 с.

2.Григорян Л.А., Плаксина Л.И. Содержание медико- педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. М.,1998 г.,56 с.

З.Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией . М.,1998г.,53 с.

4.Никулина Г.В. Фомичева Л.В., Арткжевич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием. С-Петербург,1999г.,86 с.

б.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. Методическое пособие. С-Петербург, "Образование",1995 г.,с.53-63.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница