Пурер Глава



Скачать 190.88 Kb.
Дата27.04.2016
Размер190.88 Kb.
Нахум Пурер

Глава «ИТРО»

 

Содержание раздела



Мидьянский священник Итро, тесть Моше, приходит в стан евреев вместе с женой и сыновьями пророка. Под впечатлением рассказа Моше о чудесах Исхода и величия Б-га Итро переходит в иудаизм. Видя, что Моше не справляется в одиночку со множеством судебных дел, исков и ходатайств, Итро предлагает ему назначить помощников для рассмотрения мелких вопросов, а себе оставить самые важные и трудные дела. Моше следует совету тестя. Сыны Израиля приходят к горе Синай. Б-г предлагает им принять Тору. Получив их согласие, Он велит Моше подготовить народ к этому величайшему в истории событию. На третий день под раскаты грома, молнии и трубные звуки шофара Тв-рец обращается “голосом” с вершины дымящейся горы. Звучат Десять заповедей:
1) Я - Б-г (заповедь веры в Творца).
2) Не будет у тебя других богов.
3) Не упоминай всуе Имя Б-га.
4) Помни и освящай субботу.
5) Почитай отца и мать.
6) Не убивай.
7) Не прелюбодействуй.
8) Не кради.
9) Не лжесвидетельствуй.
10) Не желай чужой собственности.

Евреи не выдерживают прямого контакта с Б-гом и после первых двух произнесенных Им речений просят Моше стать посредником - передавать им дальнейшие слова Тв-рца. Б-г требует от евреев хранить Ему верность и не увлекаться другими религиями и мировоззрениями.

 

Урок Амалека



“И услышал Итро... обо всем, что сделал Г-сподь для Моше и для Израиля” (18:1).

С этого стиха начинается сегодняшний раздел. Но что именно услышал Итро? Комментаторы сообщают, что Итро был особенно потрясен двумя событиями Исхода - рассечением Красного моря и нападением Амалека на евреев в пустыне. Настолько потрясен, что решил немедленно перейти в иудаизм, отказавшись от сана мидьянского жреца. Что же его потрясло? С переходом через Красное море все ясно - там, как сообщает мидраш, даже простая служанка испытала более яркое пророческое озарение, чем пророк Иехезкель. Но что особенного в истории с Амалеком?

Принято считать, что после Катастрофы многие религиозные евреи отошли от иудаизма, разуверившись в справедливости Тв-рца. Да, такие случаи были, но бывало и наоборот. Несколько известных лондонских интеллектуалов, убежденных атеистов и циников, узнав о чудовищных преступлениях нацистов, пережили душевный перелом и обратились к Б-гу. Они поняли, что одни нормы цивилизованного поведения, лишенные действенной веры, не могут удержать человека от падения в бездну варварства и звериной жестокости.

Нечто подобное “услышал” и Итро. Ему рассказали, что амалекитяне, презрев увиденные и признанные всем миром уникальные чудеса Исхода, убедительно доказавшие несравненное всемогущество Б-га, без колебаний атаковали Его “избранный народ”, подняли руку на Хозяина. Узнав, что такое неслыханное зло возможно, Итро понял, что и он сам в принципе способен на подобное безумие, если останется в обществе идолопоклонников. Только вера в Единого Тв-рца и в Его Закон, Тору, могут сохранить мораль, справедливость и порядок в мире. Ведь “слышать” еще не значит “делать”. Интеллектуальные игры, не подкрепленные беспрекословным подчинением своих инстинктов Б-жественному кодексу поведения, могут привести к страшным злодеяниям.

Образцовый прозелит

“И услышал Итро...” (18:1).

Важнейший раздел Торы не случайно назван именем нееврея, перешедшего в нашу веру. Сам этот факт свидетельствует о нашем глубоком уважении к новообращенным, но только если они искренни и присоединяются к нам не по конъюнктурным соображениям, не ради личной цели или материальной выгоды, а, осознав истинность нашей религии, всей душой желают разделить трудную судьбу еврейского народа и его уникальную миссию.

В самом имени Итро заложена важная идея. Чтобы раскрыть ее, разберем гематрию этого слова (числовое значение его букв). Каждой еврейской букве, как известно, соответствует цифра, которую можно суммировать и затем анализировать полученные числа. Поэтому гематрия часто используется для смыслового разбора священных текстов.

Тора требует от неевреев соблюдать Семь законов Ноаха, полученных после катастрофического Всемирного потопа, когда жизнь на Земле началась как бы с “чистого листа”. У евреев, как известно, 613 заповедей. Получается, что нееврей, принявший иудаизм, берет на себя дополнительные 606 заповедей. (На самом деле, семь “нееврейских” и 613 еврейских заповедей имеют разный смысл и никак не сочетаются между собой. В данном случае мы берем лишь чисто арифметический аспект.) Тора представляет Итро как образцового прозелита. В его имени как бы наложились друг на друга слова “йитер-ТРО”: “он добавил 606” (буквы ТРО = тав (числовое значение - 400) + реш (200) + вав (6) = 606). Любопытно, что гематрия имени другой известной нам из ТАНАХа прозелитки - моавитянки Рут, от которой произошел царь Давид, тоже составляет 606. И буквы в ее имени те же: реш, вав, тав.

Две скрижали

“И говорил Г-сподь все слова эти” (20:1).

Дарование Торы у горы Синай, описанное в разделе “Итро”, это, безусловно, важнейшее событие мировой истории. Оно оставило неизгладимый след не только в нашей еврейской судьбе, но и в генетическом коде всего человечества на вечные времена.

Десять заповедей, точнее, Десять речений, составляющих основу Торы, были высечены, как известно, на двух каменных скрижалях - пять речений на каждой. Зачем потребовались именно две скрижали? Разве одной не хватило бы? Такое разделение имеет важный смысл. Пять первых заповедей отличаются от пяти остальных тем, что они дополнены обещаниями награды за их соблюдение и угрозами наказания - за невыполнение. На второй скрижали заповеди сформулированы без всяких условий.

В первых пяти речениях содержатся обязанности человека по отношению к Тв-рцу: верить в Него, не иметь других богов, не поминать всуе Имя Б-га, соблюдать шаббат, чтить отца и мать, партнеров Тв-рца в продолжении человеческого рода. Ценность этих указаний не всегда очевидна, поэтому их выполнение приходится стимулировать угрозами и обещаниями.

Практическая польза заповедей, выведенных на второй скрижали, не требует разъяснений и убеждений. Б-г запрещает нам убивать, похищать людей, развратничать, лгать на суде, зариться на чужое добро, - короче, делать все то, что портит отношения между людьми и мешает нормальному функционированию общества. В самом исполнении этих пяти речений заключена их награда. Общество, которое пренебрегает ими, превращается в джунгли, где вместо закона и морали правят хаос и произвол. Худшего наказания не придумаешь.

Некоторые ошибочно зачисляют Десять речений в разряд так называемых “общечеловеческих ценностей”. На самом деле, эти заповеди были даны только евреям, о чем свидетельствует включение в их число шаббата (для других народов существует семь законов Ноаха, возникших после Всемирного потопа и во многом сходных с Десятью заповедями).

Шаббат дан только евреям. Это не просто день отдыха, безделья, а особое состояние, прорыв в духовную среду, приближение к Тв-рцу, доставляющее высшее наслаждение еврейской душе. Недаром в Талмуде сказано, что шаббат - это одна шестидесятая часть Мира Грядущего.
Рассказывают такую притчу. Королевский сын попал в заложники к врагам. Из уважения к монаршему сану знатного узника его не заточили в темницу. Принц жил под охраной в персональном замке, в окружении слуг и пользовался достаточной свободой передвижения. Однажды ему тайно доставили письмо от отца. Король призывал сына не падать духом, держаться с достоинством. Спасение грядет.

Преисполненный надежды на скорое освобождение, принц решил отметить эту добрую весть. Он собрал слуг и отправился с ними в ближайший трактир. Там он заказал вина для всех. Слуги пили, радуясь бесплатному угощению. Принц пил вместе с ними, радуясь отцовскому письму.


То же самое происходит и с нами в шаббат. Наш желудок наслаждается вкусной едой и сладким субботним вином, а душа празднует тайное рандеву с Творцом.

Мы с вами где-то встречались

При чтении Десяти речений во многих синагогах принято вставать. Тем самым молящиеся евреи не только отмечают важность момента, но и как бы заново принимают Тору из рук Вс-вышнего. Дарование Торы произошло только один раз, но мы возвращаемся к Синаю уже более 3300 лет, дважды в год: в субботу, когда читаем раздел “Итро”, и в годовщину Синайского откровения - 6 сивана, в праздник Шавуот. Каббалисты, еврейские мистики, утверждают, что Тору получало в пустыне не только поколение Исхода. Там незримо присутствовали души всех евреев, которые жили и еще будут жить во все эпохи.

Однажды меня познакомили с пожилым американским евреем посреди иерусалимской улицы Яффо. Он пристально посмотрел на меня и задумчиво сказал: “Мне кажется, я где-то видел вас... Точно! Мы с вами стояли у Синая. Помните? Вы еще жаловались на слишком громкий звук шофара”.



http://www.sedmoykanal.com/article.php3?id=3067
С думой о будущем

“И прибыли (евреи) в пустыню Синай, и расположились станом в пустыне, и разбил лагерь там Израиль напротив горы” (Шмот, 19:2).

Комментируя форму единственного числа в глаголе “ва-ихан”, и разбил лагерь, Раши пишет, что при даровании Торы евреи тесно сплотились: “Как один человек, с одним сердцем, хотя на всех других стоянках они жаловались и спорили”.

Задолго до Исхода, когда люди взбунтовались против Б-га и решили построить наперекор Ему Вавилонскую башню “до неба”, Вс-вышний сорвал этот план, смешав языки строителей и лишив их возможности понимать друг друга.

Но почему Б-г выбрал такое сложное наказание - смешение языков? Ведь было бы проще помешать строительству более естественным, техническим путем. Например, башня могла бы рухнуть в процессе возведения из-за непродуманного архитектурного проекта или неумелой работы каменщиков.

Главным условием получения Торы было абсолютное единство еврейского народа. Единый Б-г мог даровать Свой единый и неделимый Закон только в условиях сплоченности. Лишь один раз в своей истории евреи стали таким единым национальным коллективом, единым организмом, с одним сердцем и одной волей - сразу после Исхода, у горы Синай.

При всех своих недостатках строители Вавилонской башни проявили одно важное достоинство - единство. Вс-вышний мог, конечно, сорвать их планы техническими средствами, посеяв среди них зерна раздора, и они начали бы искать бракоделов, обвинять друг друга в халатности и некомпетентности. Короче, Вс-вышний мог их поссорить, но тогда вместе с башней Он уничтожил бы и единство как социальное явление.

Этого Б-г как раз и не хотел. Он знал, что через много поколений появится особый народ, евреи, которым будет дарована Тора. Это дарование будет невозможно без их абсолютного единства.


Песнь радости

Если суд предписал виновному в неуплате долга оставить кредитору в залог свой единственный пиджак, как должен вести себя этот человек? Мудрецы Талмуда (трактат “Санхедрин”, 7-а) рекомендуют ему радостно петь по дороге домой.

Ибо если справедливость не восторжествовала в этом мире, то есть опасность, что Сатан, выполняющий роль прокурора в Высшем суде, вынесет обвинительное заключение, и Б-г, Главный Судья, будет вынужден тяжко наказать виновного по окончании его земной жизни.

Однако если правосудие вершится на земле, Б-гу нет нужды восстанавливать справедливость в Грядущем мире. И тогда между Ним и людьми устанавливаются гармоничные, подлинно мирные отношения. В подтверждение этой мысли в Талмуде приводится стих из сегодняшнего раздела. Посоветовав своему зятю Моше назначить судей для рассмотрения мелких тяжб, Итро завершил свою рекомендацию такими словами: “Если сделаешь так... то сможешь устоять, и весь народ этот (включая тех, кто был признан виновным на суде и понес заслуженное наказание) прибудет в мире на свое место (в Мир грядущий)” (18:23). Мудрецы с афористической точностью сформулировали эту мысль: “Если суд вершится внизу, то нет необходимости вершить его наверху”.

Поучительная история на ту же тему приведена в другом талмудическом трактате “Псахим”. Неся службу в Храме, первосвященник Иссахар Иш Кфар-Баркай надевал перчатки, чем грубо нарушил закон Торы и осквернил свое священнослужение. Кроме того, он оскорбил однажды царя Яная, и тот приказал отсечь бунтарю вначале одну кисть руки и потом другую. Узнав об этом жутком наказании, рав Йосеф воскликнул: “Благословен Г-сподь, воздавший ему по заслугам в этом мире!”

Ибо если виновный получает наказание в своей земной жизни (которая представляет собой лишь переходное состояние души, длинный темный коридор, ведущий в ярко освещенный Дворец бессмертия), то он предстает перед Высшим судом с закрытым счетом.

Вот почему тот, кто заслуженно проиграл тяжбу в суде, должен петь от радости, даже если он вынужден отдать в залог свой единственный пиджак. Нет сомнений, что он покинет этот мир в полном ладу с Б-гом и своей совестью.

И все же будем реалистами. Трудно представить, что кто-нибудь из нас безропотно примет суровое решение суда, будь оно хоть трижды справедливым, и выбежит на улицу с радостной песней на устах. Но если бы мы могли видеть, как сурово караются грешники в Грядущем мире, то принимали бы даже повестки о штрафе за переход улицы в неположенном месте если не с песней, то хотя бы с чувством глубокого облегчения.


Шаббат и в пустыне - шаббат

“Помни день субботний... Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, шаббат, (посвящен) Б-гу... Не совершай никакой работы...” (20:8-10).

Что означают слова “шесть дней работай”? - спрашивает Вильненский Гаон. На первый взгляд, совершенно излишняя фраза. Ведь нам не заповедано работать шесть дней. Непонятно также значение слов “делай всю работу свою” и “не совершай никакой работы”. Что значит “всю” и “никакой”?

Отвечая на эти вопросы, Гаон приводит любопытное положение из Талмуда (трактат “Шаббат”, 69-б). Если, оказавшись в пустынном месте, еврей вдруг обнаружил, что потерял счет дням и не знает, когда наступит суббота, он должен отсчитать шесть дней с этого момента и в седьмой день выполнить все субботние заповеди: зажечь свечи (если они при нем), произнести “кидуш” и т.д. Однако, учитывая чрезвычайные обстоятельства, ему разрешено выполнять во все дни (каждый из которых может оказаться реальным шаббатом), включая назначенную им “субботу”, лишь тот минимум действий и работ, которые необходимы для его выживания, не более того.

Именно на это галахическое положение намекает Тора. “Помни день субботний!” - предупреждает нас Б-г: не забывай, когда наступает шаббат, не теряй счет дням, чтобы “делать всю работу свою в положенное время”. И тогда шаббат будет днем, “посвященным Б-гу”, а не произвольно выбранным “для себя”. И ты сможешь правильно соблюдать шаббат, “не совершая никакой работы”, пусть даже необходимой для выживания.
Работа - не волк

“Когда мы сядем?” “Часа через два, господин президент”. “Хорошо, тогда я успею принять душ, освежиться, сменить одежду и подготовиться к совещанию с министрами. Сообщите им, что встреча назначена на двенадцать. Впрочем, нет, лучше в полпервого. Я не спал почти сутки. Хоть на двадцать минут прикрою глаза. И позавтракать тоже нелишне. Велите приготовить мне кофе и пару сэндвичей - один с семгой, другой с сыром и зеленью. Пусть заварят крепкий кофе... Послушайте, а может вообще обойдемся без совещания. О результатах визита я доложу завтра утром, на свежую голову. А сейчас прямо из аэропорта - домой...”.

Готовясь к исторической “встрече в верхах”, к дарованию Торы на горе Синай, Моше не давал себе ни минуты передышки: “И спустился Моше с горы к народу, и освятил народ, и сменили они одежды свои. И сказал Моше народу...” (19:14,15).

РАШИ комментирует: “Отсюда мы учим, что Моше не отвлекался на личные дела. Прямо с горы он спустился к народу”.

Моше-рабейну был образцовым руководителем. В период Исхода и сорокалетних странствий в пустыне он ни на час не покидал капитанский мостик, оставаясь на службе днем и ночью, ведя еврейский народ из Египта в Землю обетованную. Ради этой великой миссии он пожертвовал своим семейным благополучием (отделился от жены, чтобы сохранять ритуальную чистоту для постоянного пророческого контакта с Б-гом) и самой жизнью, когда “неправильно” добыл воду для мучимых жаждой людей в Мей-Мерива и за это лишился права вступить в Эрец-Исраэль.

Моше совершенно игнорировал свои личные интересы. Он был настоящим “работоголиком”, в лучшем смысле этого слова, душой болел за порученное ему дело.



http://www.sedmoykanal.com/article.php3?id=203795
Главное событие истории

“И было - на третий день, когда наступило утро, загремели громы и засверкали молнии, и облако густое окутало гору, и рог затрубил очень громко, и содрогнулся народ…” (Шмот, 19:16).

Большинство мировых религий зарождаются по одной схеме. Некий человек вступает в контакт с Высшей духовной силой. Ему открывается новая “истина”, и он начинает ее проповедовать: вначале среди небольшой группы последователей, которые верят или делают вид, что верят “учителю”. Затем ученики провозглашают его богом, сыном божьим или величайшим пророком и несут “добрую весть” дальше, распространяя ее среди невежественной массы, действуя убеждением, подкупом, а чаще - огнем и мечом.

И только мы, евреи, получили нашу религию другим путем. Нас никто не убеждал и не принуждал верить. Собственно, верить и не требовалось. Потому что мы все видели и слышали сами. Произошло это на пятидесятый день после Исхода из Египта у горы Синай. Вс-вышний собрал здесь недавних рабов, которых накануне буквально вырвал из среды рабовладельцев, и лично, а затем через Своего посредника Моше передал им Тору, Основной Закон вселенной, и обещал, что если они согласятся его выполнять, то “вы будете Мне избранным из всех народов”. Тору принимали шестьсот тысяч мужчин призывного возраста от 20 до 60 лет, а также женщины, старики и дети, плюс огромная толпа неевреев (“эрев рав” - большое множество), покинувших Египет вместе с сынами Израиля, плюс души всех евреев, которые жили или еще будут жить.

Это центральное событие Пятикнижия и еврейской истории (со временем его, наверняка, признают главным событием всей мировой истории) описано в разделе Итро.

“Вывеска” еврея

“Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой, суббота, - принадлежит Б-гу: не совершай никакой работы…” (Шмот, 20:8-10).

Заповедь соблюдения субботы опровергает расхожее мнение, будто Десять Заповедей, точнее, Десять Речений, представляют собой “общечеловеческое наследие”. Они были даны не всему человечеству, а только евреям. Для других народов в Торе предусмотрены Семь заповедей сыновей Ноаха, которые во многом перекликаются с “асерет а-диброт”: запрет идолопоклонства, лжесвидетельства, прелюбодеяния, убийства.

Пожалуй, ни один еврейский закон не вызывает столько споров и протестов в Израиле, как соблюдение шаббата.

“Что за ужасный день этот шаббат! Нельзя ездить, нельзя писать, даже свет нельзя включить. Нельзя то, нельзя это! Кошмар!” Так говорят люди, еще не постигшие возвышенную атмосферу субботы, выводящую еврея из карусели повседневных забот в особую сферу духа.

Но что скажут те же борцы с религиозным принуждением, если кто-то пожалуется на популярную в народе игру баскетбол: “Какая ужасная игра этот баскетбол! Нельзя стоять в зоне защиты больше тридцати секунд. Нельзя бежать с мячом под мышкой. Нельзя блокировать атакующего противника. Нельзя то, нельзя это! Кошмарная игра!”... Но ведь именно эти правила делают баскетбол такой захватывающей, острой игрой. Если бы их не было, то какой-нибудь игрок схватил бы мяч и держал бы его, изо всех сил прижимая к груди, пока его соперникам не надоело бы ждать, и они не ушли бы с площадки пить кофе.

Тогда сей хитрый стратег приставит лестницу к щиту, вскарабкается по ней и аккуратно положит мяч в кольцо: Победа!!! Нет, это уже не баскетбол, а какая-то другая игра. Но если правила игры формируют баскетбол, может ли шаббат обойтись без своих правил. Шаббат без правил - это не шаббат. Вы щелкнули выключателем, взяли авторучку - и атмосфера возвышенной радости, отрешенности от мирской суеты сразу улетучилась.

Суббота не случайно включена в Десять Заповедей наряду с такими “очевидно-бесспорными”, как “Я - Б-г” и “Не убей”. Она краеугольный камень иудаизма, если хотите, вывеска еврея, его отличительный знак. Приобщаясь к традициям предков, еврей первым делом выделяет субботу, и наоборот, если отходит от них, то вначале “снимает вывеску” - перестает отмечать шаббат.

Зависть


“Не желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего” (Шмот, 20:14).

Комментаторы отмечают, что Десять заповедей перечислены в строгом смысловом порядке. Первая заповедь - это своеобразная визитная карточка Тв-рца и констатация непреложного факта Его существования и абсолютного могущества: “Я - Г-сподь Б-г, Который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства”. Следующие восемь заповедей детально описывают конкретные обязанности. И, наконец, десятая итоговая заповедь “ло тахмод”, “Не возжелай”, провозглашает главную идею, лежащую в основе предшествующих мицвот. Тот, кто соблюдает “ло тахмод”, демонстрирует готовность выполнять все Десять речений.

Известно, что большинство грехов и преступлений совершаются из-за желания получить то, что принадлежит другим людям. Движущая сила такого желания - зависть. Завистник часто “желает” чужое, нарушая тем самым десятую заповедь. Зависть толкает его и на другие преступления. Он с готовностью отвергнет Единого Б-га и перейдет в другую веру, будет поклоняться идолам (2-я заповедь), если этого требуют “интересы дела”. Стремясь заработать больше денег, он будет работать в субботу (4-я заповедь). Завистника ничто не остановит: он может унижать и оскорблять родителей (5-я заповедь), переспать с чужой женой (7-я заповедь), встать на путь воровства (8-я заповедь) и даже идти по трупам к заветной цели (6-я заповедь). Такой человек без угрызений совести даст ложные показания на суде, нарушив 9-ю заповедь.

Б-г расположил заповеди по нарастающей, от частного к общему. Если человек будет скрупулезно соблюдать первые девять мицвот, ему никогда не придет в голову “возжелать” чужое.

Рав Шимшон-Рафаэль Гирш, духовный наставник германского еврейства в XIX веке, писал, что “ло тахмод” - это итоговая печать Б-га на Десяти речениях. Можно вводить в юридические системы запреты убийства и воровства, но нельзя помешать человеку желать чужое. Убийство и воровство - это всего лишь симптомы. Корень зла находится в сердце. Он не виден извне. Только Б-г способен заглянуть в самые потайные уголки нашей души и изгнать из них дурные желания, очистить сердце от зависти.

Поэтому любая система законов, написанных земными юристами и законодателями, нестойка и ненадежна. Ей не хватает краеугольного камня Высшей правды. Тора требует от человека “святости”, иными словами, чистоты помыслов, из которых рождаются и чистые действия.

Вчера, сегодня, всегда

Рассказ о даровании Торы начинается с заурядной, на первой взгляд фразы: “На третий месяц по выходе сынов Израиля из страны Египетской, в этот день, пришли они в пустыню Синай” (Шмот, 19:1).

Позвольте, но почему в “этот” день, а не в “тот”? Ведь речь идет о событиях, происшедших более 3300 лет назад.

Указательное местоимение “это” употреблено здесь неслучайно. Тора - не сборник древних преданий, а живой учебник жизни. Каждый рассказанный ею эпизод мы заново открываем и заново пропускаем через мозг и сердце. В пасхальной Агаде сказано: в каждом поколении должен человек видеть себя выходящим из Египта - и, добавим, стоящим у горы Синай и получающим Тору.

Читая рассказ о даровании Торы дважды в год - в его календарный срок и в праздник Шавуот, мы вновь переживаем Великое Синайское Откровение и клянемся на вечные времена хранить верность Тв-рцу и Его Торе, гордо нести свою духовную миссию.

http://www.sedmoykanal.com/article.php3?id=202305
Золото у своего порога

“И порадовался Итро всему тому благу, которое сделал Б-г Израилю…” (18:9).

Я родился в Москве, в лютый 30-градусный мороз. Наверное, поэтому я с детства мечтал жить в краю вечного лета, чтобы гулять без пальто и варежек. Первый год в Израиля моему восторгу не было конца: с апреля по октябрь - жара, а в остальные месяцы, как у Пушкина: “Наше северное лето - карикатура южных зим”.

Однако очень скоро новый климат стал привычным для меня, и я перестал его замечать. Мы быстро привыкаем к тем благам, которые имеем, и, чтобы заново их оценить, требуется свежий взгляд со стороны.

Сегодняшний раздел Торы, в котором описано главное событие еврейской истории - дарование Торы, называется “Итро”, поскольку он начинается со слов: “И услышал Итро, священник Мидьяна…”. Но почему “Итро”? Неужели нельзя было подобрать этому важному разделу более подходящее название? Ведь Итро был неевреем, язычником, и, как сообщается в Талмуде, он испробовал все существовавшие в мире формы идолопоклонства. Чем же он заслужил такую честь?

Услышав о чудесах Исхода, Итро испытал ни с чем не сравнимую радость, бурный восторг, вплоть до покалывания в коже (слово “ихад”, порадовался, родственно слову “хидудим”, покалывания). Его буквально захлестнули эмоции, как человека, который, услышав неожиданную радостную весть, начинает плакать от счастья или даже теряет сознание.

Евреи тоже пережили душевный подъем, но без покалываний в коже. Их реакция была умереннее. Да, они поверили в Б-га и в Его посланника Моше, но без особых восторгов. Получается, что Итро глубже оценил величие событий, связанных с Исходом и Дарованием Торы. И это неслучайно: большое лучше видится со стороны.

Вот подлинная история - личная исповедь, рассказанная здесь от первого лица.

“Я родился в светской израильской семье. Мы родители - атеисты. Еврейских традиций они не соблюдали: Йом-Кипур игнорировали, и даже не отметили мою бар-мицву.

Лет в 16 я, как и многие мои сверстники, стал искать смысл жизни. Мне нравились бунтари, и я подружился с людьми подобного сорта, всякими бродягами и прочими неустроенными личностями; я одевался и вел себя, как хиппи, пугая и тревожа своих родителей. Я ни во что не верил, и весьма этим бравировал.

После армии я отправился в Индию на поиски правды. Там было много разных коммун, возглавляемых всевозможными гуру, людьми харизматичными и загадочными, не от мира сего. Только тот, кто бывал в этих коммунах, может по-настоящему оценить их мистическую притягательность.

Однажды мне довелось увидеть Далай-Ламу. Этот человек покорил меня своим умом и редкостным обаянием. Я просто влюбился в него и стал посещать его проповеди, начинавшиеся в 4:30 утра. Он казался мне абсолютно совершенным человеком, лишенным малейших недостатков. Короче, мне казалось тогда, что я, наконец-то, нашел то, что искал, и я даже перестал отвечать на тревожные письма родителей, которые думали, что я окончательно свихнулся на почве буддизма.

Решение созрело быстро. Я обратился к помощникам Далай-Ламы с просьбой устроить мне личную аудиенцию. На следующее утро, по окончании проповеди он принял меня в своем кабинете, учтиво поклонился и предложил сесть. Я начал быстро и сбивчиво говорить, что мне нравится слушать его проповеди, что я нашел в них истину, что я хочу перейти в его веру и прошу мне не отказать.

“Откуда вы приехали?” - спросил Далай-Лама, ласково и легкой хитрецой глядя на меня поверх круглых очков.

“Я - израильтянин”.

“Еврей?”


“Да”, - ответил я, не понимая, к чему он клонит.

С его лица сошло выражение дружелюбия. Он сказал сухо и даже немного сердито, что не понимает моего решения и не разрешит мне его осуществить.

“Но почему!?” - воскликнул я.

“Потому что все религии - это, по существу, имитация иудаизма, - ответил Далай-Лама. - Я уверен, что вы жили в Израиле с закрытыми глазами. Послушайте меня: вернитесь домой первым же самолетом и откройте глаза. Зачем вам имитация, если вам принадлежит оригинал - по праву вашего рождения?”

Весь тот день я размышлял над его словами: “Что же получается? Я - израильтянин, еврей, но абсолютно ничего не знаю о своей религии. Неужели надо было уехать на другой край земли, чтобы услышать от великого человека, что ты слеп, и те ответы, которые ищешь в заоблачных Гималаях, лежат готовенькие у порога твоего дома?”

Короче, я последовал совету Далай-Ламы, вернулся в Израиль и поступил в иешиву. Получилось именно так, как он предсказал: у меня раскрылись глаза. Я увидел иудаизм во всем его многогранном величии, оценил его глубочайшую философскую мудрость и одновременно цепкую практичность. Я впитывал, как губка, его законы, испытывая интеллектуальное наслаждение и душевный подъем.

Через два года мне предложили “шидух” - познакомиться с хорошей девушкой. Анат была моя ровесница и, как и я, “баалат-тшува”, вернувшаяся к иудаизму. Она тоже ездила в Индию за правдой, но открыла ее здесь, в Израиле. Мы сразу поняли, что подходим друг другу. У нас за плечами был одинаковый жизненный опыт. Нас мучили одни и те же вопросы, ответы на которые мы нашли в одном источнике - Торе. После долгих скитаний мы оба вернулись к своим корням. Короче, мы решили пожениться.

Накануне помолвки я пришел к женщине, познакомившей нас, и предложил заплатить за сватовство. Однако, к моему удивлению, она отказалась, заявив, что ей не полагается плата.

“Но ведь сватам принято давать подарок или деньги”, - сказал я.

“Верно, но я не сваха, - ответила она. - Анат пришла ко мне, протянула бумажку и попросила познакомить ее с молодым человеком, чье имя было написано на этой бумажке. Это было ваше имя. Она ничего о вас не знала. Эту записку ей дал человек, которому она полностью доверяла…”.

Назавтра я спросил Анат: “Скажи мне, как ты нашла меня? Кто дал тебе мое имя? Я хочу заплатить этому человеку”.

“Я не рассказала тебе самого главного, - смутилась Анат. - В конце своих странствий я пришла к Далай-Ламе. Он покорил меня, и я хотела принять его религию. Но он сказал, выслушав меня: “Анат, ведь ты еврейка. Зачем тебе серебро, если ты можешь обладать золотом?” Он велел мне вернуться к моим истокам; затем шепнул что-то своему помощнику, взял у него листок бумаги и протянул его мне. Там было написано имя - твое имя. “Это твой единомышленник, - улыбнулся Далай-Лама. - Вы прекрасно подойдете друг другу”.

“Теперь видишь? - заключила Анат с улыбкой. - Чтобы заплатить за наше знакомство, тебе надо вернуться в Индию”.

Мы с Анат женаты уже три года. У нас двое чудесных малышей. Я учу Тору, а Анат - прекрасная жена и мать. Наши родители, кажется, поняли нас. Ведь они умные, интеллигентные люди. Во всяком случае, им нравится наша семейная атмосфера и они, конечно, без ума от внуков. И еще, они знают о роли Далай-Ламы во всей этой истории. История нашего знакомства их очень взволновала…”.



Иногда требуется мудрый взгляд “священника из Мидьяна”, чтобы найти золото у своего порога.

http://www.sedmoykanal.com/article.php3?id=222073


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница