Пункт повестки дня



Скачать 172.02 Kb.
Дата31.10.2016
Размер172.02 Kb.



WP

2






















Пункт повестки дня:

КООС 7
КСДА 12




Представлен:

Великобританией, Аргентиной, Австралией, Норвегией и Соединенными Штатами




Язык оригинала:

английский




Стратегические проблемы, выявленные в процессе оценки Правил поведения для посетителей отдельных участков Антарктического полуострова, проведенной в полевых условиях

Стратегические проблемы, выявленные в процессе оценки Правил поведения для посетителей отдельных участков Антарктического полуострова, проведенной в полевых условиях

Рабочий документ, представленный Великобританией, Аргентиной, Австралией, Норвегией и Соединенными Штатами (совместно с Международной ассоциацией антарктических туристических операторов)


Резюме

  1. По приглашению Великобритании группа представителей пяти Сторон и Международной ассоциации антарктических туристических операторов (МААТО) провела в Антарктике оценку Правил поведения для посетителей участков, принятых на основании Резолюции 5 (2005) КСДА. Кроме того, группа посетила шесть других участков на севере и западе Антарктического полуострова (см. карту в Приложении А), для которых были составлены предварительные варианты Правил поведения. Выводы, касающиеся каждого отдельного участка, были направлены в МКГ КООС по Правилам поведения для посетителей участков (они приведены в отчете МКГ – ATCM XXIX/WP1).




  1. Кроме того, группа рекомендовала КООС обсудить ряд заслуживающих внимания стратегических проблем, которые рассматриваются в настоящем документе.

История вопроса



  1. На XXVIII КСДА была принята Резолюция 5(2005) «Правила поведения для посетителей участков». В Резолюции перечислялись четыре участка, для которых были разработаны Правила поведения. КООС было поручено сформировать Межсессионную контактную группу (МКГ) для рассмотрения Правил поведения на этих четырех участках, а также любых новых Правил поведения, которые будут в дальнейшем представлены на рассмотрение МКГ (см. пункт 161 Заключительного отчета XXVIII КСДА). Техническое задание МКГ, по существу, заключалось в том, чтобы провести оценку содержания, четкости формулировки, последовательности и вероятной эффективности принятых и предлагаемых Правил поведения для посетителей участков.

  2. Великобритания как назначенный конвинер МКГ предложила Сторонам и организациям, принимающим активное участие в работе МКГ, посетить те участки, для которых уже разработаны Правила поведения. Целью такого посещения была оценка в полевых условиях мер управления, предусмотренных Правилами поведения, и получение уточненной информации, необходимой для работы МКГ.

  3. Участники группы:




Джейн Рамбл

Отдел полярных регионов

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Роло Санчес

Национальное антарктическое управление

АРГЕНТИНА

Стивен Пауэлл

Австралийская антарктическая служба

АВСТРАЛИЯ

Биргит Ньяастад

Норвежский полярный институт

НОРВЕГИЯ

Рон Навин

«Оушиэнитиз»

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Ким Кросби

Международная ассоциация антарктических туристических операторов (МААТО)




  1. Используя в качестве базы судно ледовой разведки британских королевских военно-морских сил «Эндьюранс», группа посетила 10 из 11 участков, Правила поведения для которых находились на рассмотрении МКГ. (Единственным участком, который не посетила группа, был остров Паулет). Программа посещения участков выглядела следующим образом:

30 января 2006 г.

Остров Пингвин (Южные Шетландские острова)

30 января 2006 г.

Мыс Таррет, о-в Кинг-Джордж (Южные Шетландские острова)

31 января 2006 г.

Остров Барриентос, о-ва Айчо (Южные Шетландские острова)

31 января 2006 г.

Бухта Янки (Южные Шетландские острова)

2 февраля 2006 г.

Мыс Ханна, о-в Ливингстон (Южные Шетландские острова)

6 февраля 2006 г.

Бухта Неко, залив Андворд

6 февраля 2006 г.

Остров Кувервиль

7 февраля 2006 г.

Мыс Югла, о-в Винке

9 февраля 2006 г.

Остров Петерманн, архипелаг Вильгельма

9 февраля 2006 г.

Остров Плено

Оценка Правил поведения в полевых условиях



  1. Участники группы провели на каждом участке до 4 часов, обращая особое внимание на следующие моменты:

  • точность и уместность основных характеристик и описаний рельефа, флоры и фауны, а также других ценностей, указанных в Правилах поведения;

  • точность и простота использования схематических карт;

  • наличие различимых воздействий посетителей и вероятность потенциальных воздействий, связанных с посещениями людей; и

  • ценность и значимость предлагаемых мер управления.

  1. Кроме того, у группы была возможность наблюдать за туристами, которые высаживались с судна на берег на острове Кувервиль и на мысе Югла. Находясь на мысе Югла, группа смогла также побывать на небольшой парусной яхте.

  2. По мнению группы, для каждого из этих участков существует целый ряд приемлемых инструментов управления, включая следующее:

  • Определение зон, в пределах которых можно применять разные режимы контроля за посетителями: например, контролируемое «свободное передвижение»; территории, посещаемые вместе с гидом; территории, закрытые для посетителей.

  • Составление кодексов поведения для посетителей, включая определение расстояний, на которые можно приближаться к диким животным, и, если это целесообразно, предостережений относительно особых угроз для безопасности людей на территории посещаемых участков.

  • Разработка требований к высадке на берег, включая определение наиболее подходящих мест для высадки, а также введение ограничений на заходы для судов, если число пассажиров на борту меньше установленного максимума, и определение количества людей, которые могут одновременно находиться на берегу.

  • Введение ограничений на посещения в течение одних суток, включая установление максимального количества посещений за одни сутки (здесь следует отметить, что это не предполагаемая интенсивность посещений, а максимальная пропускная способность за сутки (с 0:00 часов до 0:00 часов) с учетом того, что в настоящее время в большинстве мест высадки на берег, где бывают туристы, средняя интенсивность посещений намного меньше одного судна в сутки); введение ограничений на продолжительность пребывания людей на берегу во время стоянки судов; установление на каждом участке «периода отдыха» для диких животных, когда не должно быть никаких новых высадок на берег.

  1. Группа также рассмотрела вопрос о том, как лучше оформить и представить Правила поведения, чтобы они были максимально понятными и доступными на всех посещаемых участках. При этом в центре внимания были руководители экспедиций, которые организуют посещения участков для туристов с круизных судов.

  2. С учетом результатов посещения участков и после продолжительного обсуждения наиболее подходящих инструментов управления конкретными характеристиками каждого участка группа составила новые варианты Правил поведения, которые находятся на рассмотрении МКГ. Эти пересмотренные варианты вместе с подробным изложением результатов посещения участков и перечнем оснований для выбора того или иного инструмента управления для каждого из этих участков были представлены МКГ для дальнейшего обсуждения (см. ATCM XXIX/WP 1).

Общие стратегические проблемы для дальнейшего обсуждения



  1. В ходе посещения участков группа определила ряд других стратегических проблем, выходивших за рамки технического задания МКГ. Краткое описание этих проблем, подлежащих дальнейшему рассмотрению в рамках КОСС и КСДА, приведено в последующих разделах. Многие из этих проблем относятся к области экологии, поэтому группа считает, что КООС, безусловно, должен сыграть определенную роль в продолжающейся работе по подготовке Правил поведения для посетителей участков.

Рекомендация: КООС рекомендуется включить проблемы, касающиеся Правил поведения для посетителей участков, в более широкий круг вопросов, обсуждаемых Комитетом в связи с охраной и управлением районами, и в сотрудничестве со СКАР рассмотреть возможные варианты дальнейшего изучения потенциальных воздействий антарктического туризма.
Оценка Правил поведения для посетителей участков

  1. Оценивая целесообразность различных инструментов управления на каждом участке, участники группы имели в виду интенсивность и характер посещения участков на данном этапе. В среднем, в течение сезона (с конца октября до конца марта) ни на одном из проверенных участков пока не было более одного туристического судна в сутки. Однако иногда некоторые участки посещали три судна в течение суток. С учетом этого участники группы предложили установить максимальную суточную интенсивность посещений, с которой, по их мнению, могут справиться каждый участок и дикие животные, обитающие на его территории. В конечном итоге, группа пришла к выводу о необходимости лимитирования количества судов, которые могут заходить на участок в течение одних суток. Такие лимиты устанавливаются, исходя из предположения о том, что за любым днем, когда заходят сразу несколько судов, как правило, следуют несколько дней, когда заходов вообще нет (даже на наиболее посещаемом участке на протяжении сезона было 20 процентов случаев, когда в течение суток не было ни одного посетителя). По мнению группы, постоянный поток посетителей в этих пределах нежелателен ни на одном из участков.

Рекомендация: КООС рекомендуется рассмотреть варианты сотрудничества с туристической индустрией, чтобы совместно разработать реалистичные вероятные сценарии дальнейшего развития туризма в Антарктике; если за это время интенсивность и характер посещений на каком-либо участке существенно изменятся по сравнению с сегодняшним днем, Правила поведения нужно будет пересмотреть.


  1. Инструменты управления, предлагаемые для каждого конкретного участка, носят предупредительный характер. Тем не менее, по мнению группы, Правила нужно держать под контролем и, по мере необходимости, уточнять (например, в случае появления новых методов управления, регистрации дополнительных воздействий от посещений или существенного изменения туристической деятельности), чтобы они оставались значимыми и целесообразными.

Рекомендация: КООС рекомендуется рассмотреть вопрос о разработке рамочных основ оценки Правил поведения для посетителей участков.


  1. По признанию участников группы, они смогли получить лишь моментальный снимок каждого участка, основанный на впечатлениях одного единственного посещения незадолго до конца летнего сезона. Группа помнит о том, как меняются участки в течение сезона и между сезонами, и внимательно изучила местные особенности размножения диких животных. На острове Барриентос, островах Айчо, острове Пингвин и мысе Хана были заметны воздействия посетителей в виде старых следов. Однако из них только один след на острове Барриентос был на растительном покрове. Участники группы также заметили, что пингвины, обитающие на некоторых наиболее посещаемых участках, привыкли посетителям, и обсудили вопрос о том, следует ли считать эту привычку одним из воздействий посетителей.

Рекомендация: КООС рекомендуется рассмотреть возможные варианты проведения систематического и регулярного мониторинга этих участков.
Охват и отбор участков

  1. В приведенной далее таблице перечислены пятнадцать наиболее часто посещаемых участков Антарктического полуострова, которые были указаны в Информационном документе ATCMXVIII/IP081, представленном МААТО. Для трех из этих участков были приняты Правила поведения, а еще для пяти из этих пятнадцати участков Правила поведения представлены на рассмотрение КООС IX/XXIX КСДА. Три участка находятся на территории Особо управляемых районов Антарктики (ОУРА). Правила поведения для посетителей Порт-Локроя подготовила Великобритания, а Аргентина регулирует посещения острова Хаф-Мун (станция «Камара») и базы «Браун».


Посещаемый участок

Кол-во заходов туристических судов в 2004/05 году

Специальные режимы управления

Залив Уэйлерс

133

ОУРА

Остров Кувервиль

110

Правила поведения для посетителей

Порт-Локрой

109

Руководство для национальных операторов

Бухта Неко

103

Правила поведения для посетителей

База «Браун»

87

Режим управления национального оператора

Мыс Югла

80

Правила поведения для посетителей

Остров Хаф-Мун

75

Режим управления национального оператора

Мыс Ханна

61

Правила поведения для посетителей

Браун Блаф

53

Нет

Остров Барриентос, острова Айчо

52

Правила поведения для посетителей

Остров Паулет

50

Правила поведения для посетителей

Остров Петерманн

45

Правила поведения для посетителей

Бухта Пендулум

42

ОУРА

Остров Плено

28

Правила поведения для посетителей

Мыс Бэйли

24

ОУРА



  1. Следовательно, только на одном из пятнадцати наиболее посещаемых участков еще нет правил поведения для посетителей или режима управления национального оператора. Однако посещения участка Браун Блаф, организуемые туроператорами-членами МААТО, проводятся в соответствии с руководством, подготовленным МААТО, и Рекомендацией XVIII-1.

Рекомендация: Уделить первоочередное внимание подготовке Правил поведения для посетителей Браун Блаф.


  1. Кроме того, участники группы согласились с тем, что Правила поведения для посетителей трех менее посещаемых участков, которые в настоящее время находятся на рассмотрении МКГ, тоже являются значимыми и целесообразными. Это свидетельствовало о том, что Правила поведения для посетителей участков можно использовать в качестве инструмента на всех посещаемых участках, где есть большие скопления размножающихся диких животных или иные объекты, чувствительные к посещениям, которые еще не охвачены другими видами управления участками (например, режимом управления национального оператора или режимом ОУРА). Вероятно, КООС захочет рассмотреть возможность разработки долгосрочного процесса оценки всех посещаемых участков, чтобы определить целесообразность Правил поведения для посетителей.

Рекомендация:

  • Членам, Наблюдателям и Экспертам КООС, имеющим конкретные сведения о посещаемых участках, где еще нет правил поведения для посетителей или иных режимов управления участком, рекомендуется провести оценку участков и подготовить предварительные варианты Правил поведения, используя, по мере возможности, согласованный формат;

  • КООС рекомендуется создать рамочные основы для рассмотрения всех новых предложений о разработке Правил поведения для посетителей; и

  • КООС предлагается рекомендовать тем, кто готовит новые планы управления (ОУРА), обратить внимание вопросы управления посещениями, которые рассматривает МКГ, занимающаяся оценкой Правил поведения для посетителей.

Более широкие последствия Правил поведения для посетителей участков



  1. Обсуждая вопрос о том, следует ли лимитировать количество судов, которые могут посещать десять участков, где проводилась оценка, участники группы понимали, что в некоторых случаях в результате применения такого подхода нагрузка, связанная с посещениями, может переместиться на другие близлежащие участки, включая те, где посетители бывают нечасто. Был рассмотрен ряд возможных вариантов смягчения этих последствий, а именно:

  • Не ограничивать количество посещений на участках, а вместо этого использовать другие предлагаемые инструменты управления. При том, что такой вариант возможен для тех участков, где нет больших скоплений размножающихся диких животных или растительности, в конечном итоге, группа пришла к выводу о том, что этот вариант не должен быть единственным решением проблемы.

  • Подготовить Правила поведения для всех мест высадки на берег (поскольку здесь выше вероятность присутствия размножающихся диких животных, растительности, хрупких геологических объектов, исторических артефактов и научных сооружений), уделяя первоочередное внимание тем местам, которые находятся в окрестностях участков, где введены ограничения на заходы судов. При том, что, по мнению группы, такой подход целесообразен в качестве долгосрочной цели, для его реализации потребуется определенное время.

  • Распространить некоторые общие инструменты управления на все места высадки посетителей еще до проведения подробной оценки этих мест и принятия специальных мер управления на каждом участке. Это может предусматривать, например, распространение на все посещаемые участки норм поведения на берегу, ограничений на количество посетителей на берегу и соотношения числа туристов и гидов, или установление на всех посещаемых участках единого стандарта в отношении количества судов, которые могут заходить на участки в течение суток, до тех пор, пока на каждом участке не будут введены свои лимиты. Такой подход было предложено рассматривать в контексте Рекомендации XVIII-1.

Рекомендация: КООС рекомендуется продолжить рассмотрение этих подходов и обсудить другие возможные варианты, чтобы обеспечить эффективное управление посещениями во всех местах высадки на берег в Антарктике.
Просвещение и обучение

  1. Как отметили участники группы, при том, что минимальные стандарты управления посещениями установить можно, животный мир и растительный покров каждого участка, скорее всего, будут меняться в течение сезона, а также из года в год. С учетом этого эффективность управления в каждом месте высадки будет по-прежнему зависеть от опыта и бдительности руководителей экспедиций и гидов. До высадки пассажиров на берег руководители экспедиций должны проводить оценку участка, чтобы организовать посещение таким образом, чтобы как можно меньше потревожить диких животных и не допустить вытаптывания растительности. Подавляющее большинство руководителей экспедиций, которые сейчас работают в туристической индустрии – это опытные и высококвалифицированные специалисты. Однако в случае дальнейшего роста этой индустрии может сложиться ситуация, когда в Антарктике станут работать менее опытные руководители экспедиций и гиды.

Рекомендация: КООС рекомендуется вместе с МААТО (и другими заинтересованными Наблюдателями и Экспертами) рассмотреть возможность организации обучения для руководителей экспедиций.
Оценка воздействий и мониторинг

  1. Комплексных и крупномасштабных исследований нарушения жизни диких животных и воздействия туризма на флору и фауну Антарктики до сих пор было немного. В отсутствие таких научных исследований решения, касающиеся мер управления, следует принимать, исходя из предупредительного принципа. Тем не менее, группа отмечает необходимость проведения дополнительной работы, которая позволит определить, являются ли инструменты управления, предлагаемые в Правилах поведения для посетителей, эффективными способами минимизации воздействий, нужно ли сделать их более строгими или, наоборот, менее строгими.

Рекомендация: КООС рекомендуется дополнительно проанализировать эффективность предлагаемых инструментов управления с точки зрения минимизации воздействий посещений – возможно, в рамках работы МКГ по мониторингу и отчетности.
Организация лагерей

  1. Участники группы решили рекомендовать введение на каждом участке профилактического «периода отдыха», в течение которого не должно быть никаких новых высадок на берег. И хотя нынешняя интенсивность туристической активности означает, что на участках редко бывают длительные периоды посещений, тем не менее, на некоторых участках продолжительность посещений иногда достигает 17 часов в сутки (так было, например, в январе 2006 г. на острове Петерманн). При том, что установление периода отдыха в ночные часы кажется наиболее уместным и простым решением, это поднимает вопрос о высадках на берег с разбивкой лагерей. Программы круизов все чаще включают туристические походы с ночевкой. Обычно это небольшие туристические группы, которые сходят на берег после ужина и снова садятся на корабль до завтрака, т.ч. на берегу они не потребляют никакой пищи, а все отходы грузятся на корабль. Группа рассмотрела вопрос о приемлемости ночевки (но не передвижения) туристов на берегу на каждом участке.

Рекомендация: В дальнейшем при проведении оценок Правил поведения рекомендуется рассматривать вопрос о приемлемости туристической деятельности, предусматривающей разбивку лагерей, и любые меры, необходимые для минимизации воздействий на окружающую среду и диких животных.
Предостережения

  1. Главная задача Правил поведения для посетителей заключается в том, чтобы обеспечить устойчивость и экологическую безопасность туристической деятельности на берегу. Однако, как отметила группа, некоторые участки находятся в непосредственной близости от особо опасных зон (ледников с трещинами и (или) живых ледников). Если такие опасности имеют непосредственное отношение к рассматриваемым местам высадки на берег, это подчеркивается в «Предостережениях» (например, в Правилах поведения для посетителей бухты Неко есть ссылка на отел ледников). Однако, что касается опасностей на соседних территориях, которые нередко отличаются большой изменчивостью и зависимостью от конкретных условий, участники группы выразили надежду на то, что руководители экспедиций будут достаточно компетентны, чтобы оценить эти риски.

Рекомендация: КСДА рекомендуется со временем рассмотреть вопрос о необходимости разработки дополнительных инструкций (рекомендаций), касающихся конкретных опасностей.
Выводы

  1. В заключение участники группы согласились с тем, что посещения участков оказались весьма успешными. Они пришли к выводу о том, что такая работа нескольких Членов КООС в полевых условиях является исключительно полезной и как совместная деятельность, и как возможность подробного и открытого обсуждения новых стратегических проблем. Участники группы призывают всех Членов КООС искать любые возможности для организации других совместных экспедиций в целях изучения экологических проблем Антарктики на местах.

  2. Участники оценки, проведенной в полевых условиях, согласились с тем, что Правила поведения для посетителей участков являются полезным средством управления антарктическим туризмом. Как отмечалось выше, в процессе проведения оценки Правил поведения был поднят ряд других стратегических проблем. Ввиду недостаточного объема научной информации о потенциальных воздействиях антарктического туризма КООС должен определить необходимость проведения дополнительных исследований и более детального мониторинга в поддержку Правил поведения для посетителей участков и в целях смягчения возможных последствий.


апрель 2006 г.

Приложение A
Карта участков, которые посетила группа, находившаяся на борту судна британских королевских ВМС «Эндьюранс» (за исключением острова Паулет)



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница