Психология и методика ускоренного обучения



страница1/16
Дата02.05.2016
Размер3.46 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

ВВЕДЕНИЕ 4


Б.Ц.Бадмаев

ПСИХОЛОГИЯ И МЕТОДИКА УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Москва


1998

ББК 88.4 Б15

Б15

Рецензенты:



Доктор психологических наук, проф., академик ПАНИ С. И. Съедин Доктор психологических наук, проф., академик АВН В.В. Сысоев Доктор психологических наук, проф., академик ФАПО Ю.М. Забродин

Книга публикуется в авторской редакции

Бадмаев Б.Ц.

Психология и методика ускоренного обучения. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.

ISBN 5-691-00102-7.

В книге раскрываются психологические основы быстрого и качественного обучения выполнению различных видов деятель-ностей, входящих во многие профессии. Достижение професси­онализма становится возможным до выхода обучаемых в практику, благодаря новым, специально разработанным методикам, осно­ванным на психологических законах усвоения знаний.

Книга адресована работникам сферы образования и подго­товки кадров - руководителям, преподавателям, методистам вузов, техникумов (колледжей).

ББК 88.4

Бадмаев Б.Ц., 1998 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1998 Все права защищены

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель всякого обучения — научить человека что-то делать:

водить ли самолет, управлять ли станком или писать по-русски грамотно. Поэтому задача образовательной системы не просто в том, чтобы вооружить людей некой суммой знаний, а в том, чтобы научить их действовать «со знанием дела», то есть нау­чить применять знания в деятельности — и практической, и теоретической, познавательной и профессиональной, физиче­ской и умственной — любой и всякой, какая нужна обществу и работнику. Одним словом, нужна компетентность в делах, чему и должны учить.

С особой остротой необходимость компетентности и профессионализма в выполнении деятельности выступила сейчас, когда страна вступила в рынок. В условиях рынка только тот работник преуспеет и будет цениться работодателем, кто не толь­ко знает, но и умеет творчески применять знания в практиче­ской деятельности, чего бы это ни касалось, знания ли орфогра­фии при написании делового письма или доклада, или знания технологии выполнения сложной деятельности со строгим со­блюдением инструкций, норм, правил, законов.

Поэтому ускорение процесса подготовки человека к деятель­ности, повышение качества этой подготовки при одновремен­ном сокращении затрат на обучение становятся задачами неот­ложными. Тема ускоренного обучения деятельности интересна не только тем, кто работает в сфере подготовки кадров, но и самим людям, овладевающим новой деятельностью, новой спе­циальностью или профессией, всегда стремящимся получить хо­рошие знания, умения и навыки в минимальные сроки.

Кроме того, малозатратность системы обучения, являющая­ся следствием ее оптимизации, не только экономически выгод­на обществу, но и более приемлема для обучающихся, так как делает более доступной профессиональную переподготовку для малоимущих, особенно безработных.

Чтобы в деле подготовки кадров решить в комплексе эти три задачи — ускорить обучение, поднять качество и удешевить сам процесс — нужен научный подход, позволяющий взглянуть на

проблему с новой, непривычной позиции. Практика массового обучения занята сиюминутными, неотложными, сугубо конк­ретными задачами, и нет у нее возможности для теоретических изысканий, отвлеченных от повседневных дел.

А что касается обучения взрослых, подготовка людей к прак­тической профессиональной деятельности идет, с научной точ­ки зрения, в общем и целом стихийно, так как каждая отрасль, ведомство, каждый специализированный учебный центр идут «своим путем», обучая токаря-универсала или банковского слу­жащего, электросварщика или оператора ПЭВМ, бухгалтера или менеджера. Нет ни общей теории профессионального обуче­ния, ни конкретных научно обоснованных методик. Поэтому профессиональной деятельности в большинстве случаев обуча­ют примерно так же, как на уроках в школе: рассказ (лекция) и показ, опрос, новый материал, опять рассказ (лекция) и показ и т.д., и в таком порядке до конца обучения. И неудивительно, что после окончания курсов, училищ (колледжей) профтехобразования, даже после вуза, выпускники бывают не готовы к самостоятельному выполнению ответственных профессиональ­ных функций по полученной специальности. Так называемое «доучивание на рабочем месте» нельзя считать нормальным, хотя является привычным и потому кажется неизбежным.

Строго научный подход к обучению деятельности взрос­лого человека жизненно важному для него делу — профес­сии, специальности — требует постановки его на психологи­ческую основу. Именно психология дает ответы на такие воп­росы, как законы усвоения знаний, формирования навыков и умений, а также условия мотивации учения, интереса к познанию и т.д., без учета которых вся работа идет методом «проб и ошибок».

Опора на психологические закономерности учения позволя­ет сделать обучение правильным. Что значит «правильное» обу­чение? Это такое обучение, которое идет без «проб и ошибок» и потому достигает результата более высокого качества в более короткие сроки и с меньшими затратами усилий и материально-финансовых средств. Возможно ли такое? Да, возможно. И об этом — данная книга.

Скажу здесь коротко об основных достоинствах методик ус­коренного обучения, о психологических основах, на которых они зиждутся, о процедуре их разработки и практическом ис­пользовании.

Надо отметить, что все изложенные в книге методики разра­ботаны на основе известной в отечественной психологии и по­лучившей международное признание теории поэтапного фор­мирования умственных действий профессора П.Я.Гальперина.

Каковы основные их особенности?

• Методики многократно ускоряют (минимум в два раза, а иногда и на порядок) процесс выработки интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества.

• Методики индивидуализируют процесс обучения, доводя бук­вально каждого обучаемого до нужного уровня профессиона­лизма.

• Методики делают обучение практически безошибочным для учащихся (нет тех «проб и ошибок», которые присущи обыч­ным методам).

• Методики предоставляют возможность самообучения любо­му желающему, если он захочет овладеть какой-нибудь новой для себя деятельностью.

• Методики исключают необходимость специального заучива­ния, делают ненужным заблаговременное запоминание знаний до начала их применения.

• Методики не требуют никаких дополнительных дорогосто­ящих технических средств обучения помимо тех, которыми обыч­но пользуются каждодневно.

Методики дают долговременный экономический эффект, ибо каждая методика служит так долго, сколько существует данная специальность или данная профессиональная деятельность.

• Методики обеспечивают такое качество подготовки по ос­ваиваемой деятельности, что, как правило, ее выполняют без­ошибочно от 95 до 100% обучаемых, которые могут работать как профессионалы сразу после завершения обучения.

Названные достоинства методик, казалось бы, говорят в поль­зу того, чтобы их быстрее внедряли в массовую практику по всей стране. Но до сих пор (вот уже почти 30 лет) они применя­ются только там и теми, кто находится в непосредственном кон­такте с разработчиками или работает вместе с ними. Причина ограниченного распространения — отсутствие популярных ме­тодических пособий, изданных массовым тиражом.

Тем не менее, все же есть факты использования в повседнев­ном систематическом обучении таких методик, разработанных специалистами соответствующих ведомств совместно с психо­логами. Это — вооруженные силы, прежде всего радиотехниче­ские войска ПВО страны, и три мощные отрасли промышленно­сти — атомная и тепловая энергетика и цветная металлургия1.

Автор надеется, что данной публикацией он, по меньшей мере, проинформирует заинтересованных лиц и организации о существовании такой психологической теории, как теория поэ­тапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина,

1См.: Психология подготовки специалистов для современного производст­ва / Под редакцией А.И.Подольского. — М., 1991; «Военный вестник», 1977, № 4; «Вестник ПВО», 1975, № 12.

на основе которой можно разрабатывать эффективные методи­ки ускоренного обучения деятельности в самых различных об­ластях. Возможно, тогда будут востребованы практикой как те­ория, так и основанные на ней имеющиеся методики, о кото­рых рассказывается в книге.



«В свете деятельностного подхода... учение — это процесс ус­воения учениками различных видов человеческой деятельности и реализующих их действий.

Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.

Знать — это выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Степень (качество) усвоения зна­ний определяется многообразием видов деятельности, в которых знания могут функционировать.

Таким образом, вместо двух проблем — передать знания и сфор­мировать умения и навыки их применения — перед обучением те­перь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, кото­рые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах».

Н.Ф.Талызина

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО.

«Как правило, лишь незначительная часть обучаемых после за­вершения обучения демонстрирует высокие показатели. Большое время занимает путь от новичка до настоящего мастера...»

В то же время работы, выполненные в русле «...теории поэтап­ного формирования, дают качественно иные результаты. Во-первых, ... учебный процесс значительно сокращается. Во-вторых, мини­мизируется или вовсе исчезает разделение на усвоение знаний и их применение, что ведет к тому, что программа усваивается всеми обучаемыми... В-третьих, вырабатывается способность перено­сить полученные знания в новые условия... Все это изменяет пози­цию человека, его понимание доли личного труда в общественном производстве — перед человеком открывается социально-экономи­ческий смысл его деятельности».

А.И.Подольский

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой факультета психологии МГУ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница