Просвещение – идеологическая подготовка новой эры



Скачать 473.14 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер473.14 Kb.
  1   2   3

  1. Просвещение – идеологическая подготовка новой эры.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д'Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.


Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо, 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение. Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.



Немецкое Просвещение. На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г.Лессинг Лаокоон, или о границах живописи и поэзии,1766; И.Винкельман История искусства древности,1764).

  1. Французское просвещение и его характерные черты. Монтескье, Вольтер, Дидро, энциклопедисты.

(см часть материала из первого вопроса)


  1. Семилетняя война в Европе.

СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА (1756–1763), война коалиции Австрии, России, Франции, Саксонии, Швеции и Испании против Пруссии и Великобритании.
Война была вызвана двумя основными причинами. В первой половине 1750-х обострилось колониальное соперничество Франции и Великобритании в Северной Америке и Индии; захват французами долины р. Огайо привел в 1755 к началу вооруженного противостояния двух государств; формальное объявление войны последовало после французской оккупации в мае 1756 о.Менорка. Этот конфликт наложился на внутриевропейский конфликт Пруссии с ее соседями: усиление военно-политического могущества Пруссии в Центральной Европе и экспансионистская политика ее короля Фридриха II (1740–1786) угрожали интересам других европейских держав.
Инициатором создания антипрусской коалиции стала Австрия, у которой Фридрих II в 1742 отнял Силезию. Образование коалиции ускорилось после заключения 27 января 1756 в Вестминстере англо-прусского союзного договора. 1 мая 1756 Франция и Австрия официально вступили в военно-политический союз (Версальский пакт). Позже к австро-французской коалиции присоединилась Россия (февраль 1757), Швеция (март 1757) и почти все государства Германской империи, кроме Гессен-Касселя, Брауншвейга и Ганновера, находившегося с Великобританией в личной унии. Силы союзников насчитывали более 300 тыс., тогда как численность прусской армии составляла 150 тыс., а англо-ганноверского экспедиционного корпуса – 45 тыс.
Стремясь предупредить выступление своих противников, Фридрих II решил одним внезапным ударом покончить со своим главным врагом – Австрией. 29 августа 1756 он вторгся в союзное Австрии королевство Саксонию, чтобы через ее территорию прорваться в Богемию (Чехию). 10 сентября пала столица королевства Дрезден. 1 октября у Лобозица (Северная Богемия) была сорвана попытка австрийского фельдмаршала Броуна оказать помощь союзникам. 15 октября капитулировала блокированная в Пирнском лагере саксонская армия. Тем не менее сопротивление саксонцев задержало прусское наступление и дало возможность австрийцам завершить свои военные приготовления. Приближение зимы заставило Фридриха II прекратить кампанию.
Весной следующего 1757 прусские войска с трех сторон – из Саксонии (Фридрих II), Силезии (фельдмаршал Шверин) и Лаузица (герцог Брауншвейг-Бевернский) – вторглись в Богемию. Австрийцы под командованием Броуна и герцога Карла Лотарингского отошли к Праге. 6 мая Фридрих II нанес им поражение у горы Жижки и осадил Прагу. Однако 18 июня он был разбит австрийским фельдмаршалом Дауном под Колином; ему пришлось снять осаду Праги и отступить к Лейтмерицу в Северной Богемии. Неудача Фридриха II означала крах плана молниеносного разгрома Австрии.
В августе отдельный французский корпус принца Субиза вступил в Саксонию и соединился с имперской армией принца фон Гильдбургхаузена, планируя вторжение в Пруссию. Но 5 ноября Фридрих II наголову разгромил франко-имперские войска при Россбахе. В то же время австрийцы под началом Карла Лотарингского двинулись в Силезию; 12 ноября они взяли Швейдниц, 22 ноября разбили герцога Брауншвейг-Беверского под Бреславлем (совр. Вроцлав в Польше) и 24 ноября овладели городом. Однако 5 декабря Фридрих II нанес поражение Карлу Лотарингскому у Лейтена и вернул Силезию, за исключением Швейдница; австрийским главнокомандующим стал Даун.
На западе французская армия под командованием маршала д'Эстре в апреле 1757 заняла Гессен-Кассель и разбила 26 июля при Хастенбеке (на правом берегу Везера) англо-прусско-ганноверское войско герцога Камберлендского. 8 сентября герцог Камберлендский при посредничестве Дании заключил Клостерцевенскую конвенцию с новым французским командующим герцогом де Ришелье, по которой обязывался расформировать свое войско. Но английское правительство, которое 29 июня возглавил энергичный У.Питт Старший, аннулировало Клостерцевенскую конвенцию; герцог Камберлендский был заменен герцогом Фердинандом Брауншвейгским. 13 декабря он вытеснил французов за р.Аллер; Ришелье уступил свой пост графу Клермону, и тот отвел французскую армию за Рейн.
На востоке русская армия летом 1757 начала наступление на Восточную Пруссию; 5 июля она заняла Мемель. Попытка фельдмаршала Левальда остановить ее у Гросс-Егерсдорфа 30 августа 1757 закончилась сокрушительным поражением пруссаков. Однако русский командующий С.Ф.Апраксин по внутриполитическим мотивам (болезнь императрицы Елизаветы и перспектива воцарения пропрусски настроенного цесаревича Петра) отвел свои войска в Польшу; выздоровевшая Елизавета отправила Апраксина в отставку. Это заставило шведов, двинувшихся в сентябре 1757 на Штеттин, отступить к Штральзунду.
16 января 1758 новый русский командующий В.В.Фермор перешел границу и 22 января захватил Кенигсберг; Восточная Пруссия была объявлена русской провинцией; летом он проник в Неймарк и осадил Кюстрин на Одере. Когда план Фридриха II вторгнуться в Богемию через Моравию провалился из-за неудачной попытки взять Ольмюц в мае-июне, он в начале августа двинулся навстречу русским. Ожесточенное сражение при Цорндорфе 25 августа окончилось безрезультатно; обе стороны понесли огромные потери. Отступление Фермора в Померанию позволило Фридриху II повернуть силы против австрийцев; несмотря на поражение 14 октября от Дауна при Хохкирхе, он сохранил в своих руках Саксонию и Силезию. На западе угроза нового французского наступления была ликвидирована благодаря победе герцога Брауншвейгского над графом Клермоном при Крефельде 23 июня 1758.
В 1759 Фридрих II был вынужден на всех фронтах перейти к обороне. Главную опасность для него представляло намерение русского и австрийского командования начать совместные действия. В июле армия П.С.Салтыкова, сменившего Фермора, двинулась в Бранденбург на соединение с австрийцами; попытавшийся остановить ее прусский генерал Вендель был разгромлен 23 июля при Цюллихау. 3 августа у Кроссена русские соединились с корпусом австрийского генерала Лаудона и заняли Франкфурт-на-Одере; 12 августа они наголову разгромили Фридриха II при Кунерсдорфе; при известии об этом капитулировал прусский гарнизон Дрездена. Однако из-за разногласий союзники не развили свой успех и не воспользовались возможностью захватить Берлин: русские ушли зимовать в Польшу, а австрийцы в Богемию. Двигаясь через Саксонию, они окружили под Максеном (к югу от Дрездена) корпус прусского генерала Финка и 21 ноября принудили его к сдаче.
На западе в начале 1759 Субиз захватил Франкфурт-на-Майне и сделал его главной южной базой французов. Попытка герцога Брауншвейгского вернуть город окончилась его поражением 13 апреля при Бергене. Однако 1 августа он разбил армию маршала де Контада, осаждавшую Минден, и сорвал французское вторжение в Ганновер. Неудачей завершилась и попытка французов высадиться в Англии: 20 ноября адмирал Хоу уничтожил французскую флотилию у о.Бель-Иль.
В начале лета 1760 Лаудон вторгся в Силезию и 23 июня разгромил прусский корпус генерала Фуке при Ландесгуте, но 14–15 августа он потерпел поражение от Фридриха II при Лигнице. Осенью объединенная русско-австрийская армия под командованием Тотлебена совершила марш на Берлин и 9 октября заняла его, но уже 13 октября оставила столицу, взяв с нее огромную контрибуцию. Русские ушли за Одер; австрийцы отступили к Торгау, где 3 ноября были разбиты Фридрихом II и оттеснены к Дрездену; в руках пруссаков вновь оказалась почти вся Саксония. Несмотря на эти успехи, военно-политическое и экономическое положение Пруссии продолжало ухудшаться: у Фридриха II практически не осталось резервов; финансовые ресурсы были исчерпаны, и ему пришлось прибегать к практике порчи монеты.
7 июня 1761 англичане захватили о.Бель-Иль у западного побережья Франции. В июле герцог Брауншвейгский отразил очередное французское вторжение в Вестфалию, разбив маршала Брольи при Беллинхаузене у Падерборна. Разногласия между новым русским командующим А.Б.Бутурлиным и Лаудоном помешали осуществить план совместных русско-австрийских операций; 13 сентября Бутурлин отступил на восток, оставив с Лаудоном только корпус З.Г.Чернышева. Однако попытка Фридриха II заставить Лаудона уйти из Силезии провалилась; австрийцы овладели Швейдницем. На севере 16 декабря русско-шведские отряды взяли стратегически важную крепость Кольберг. В довершение всех этих неудач Фридриха II Испания заключила с Францией 15 августа 1761 Фамильный пакт, обязавшись вступить в войну на стороне союзников, а в Англии пал кабинет Питта Старшего; новое правительство лорда Бюта отказалось продлить в декабре договор о финансовой помощи Пруссии.
4 января 1762 Великобритания объявила войну Испании; после отказа Португалии разорвать союзные отношения с англичанами испанские войска оккупировали ее территорию. Однако в Центральной Европе после смерти 5 января русской императрицы Елизаветы ситуация кардинально изменилась в пользу Фридриха II; новый император Петр III приостановил военные действия против Пруссии; 5 мая он заключил с Фридрихом II мирный договор, вернув ему все завоеванные русскими войсками области и крепости. Его примеру 22 мая последовала Швеция. 19 июня Россия вступила в военный союз с Пруссией; корпус Чернышева присоединился к армии Фридриха II. После свержения Петра III 9 июля 1762 новая императрица Екатерина II разорвала военный союз с Пруссией, но сохранила в силе мирное соглашение. Россия, один из самых опасных противников Фридриха II, вышла из войны.
21 июля 1762 Фридрих II взял штурмом укрепленный лагерь Дауна у Буркерсдорфа и отвоевал у австрийцев всю Силезию; 9 октября пал Швейдниц. 29 октября принц Генрих Прусский разбил имперскую армию при Фрейберге и овладел Саксонией. На западе французы потерпели поражение при Вильгельмстане и потеряли Кассель. Корпус прусского генерала Клейста дошел до Дуная и взял Нюренберг.
На внеевропейском театре военных действий шла ожесточенная борьба между англичанами и французами за господство в Северной Америке и в Индии. В Северной Америке перевес был сначала на стороне французов, которые 14 августа 1756 захватили форт Осуиго, а 6 августа 1757 – форт Уильям-Генри. Однако весной 1758 англичане приступили к крупным наступательным операциям в Канаде. В июле они взяли крепость на о.Кап-Бретон, а 27 августа овладели фортом Фронтенак, установив контроль над озером Онтарио и прервав французские коммуникации между Канадой и долиной р. Огайо. 23 июля 1759 английский генерал Эмхерст захватил стратегически важный форт Тайкондерогу; 13 сентября 1759 английский генерал Вулф разбил маркиза де Монкальма на равнине Авраама под Квебеком и 18 сентября овладел этой цитаделью французского владычества в долине р.Св. Лаврентия. Попытка французов вернуть Квебек в апреле-мае 1760 провалилась. 9 сентября английский генерал Эмхерст взял Монреаль, завершив завоевание Канады.
В Индии успех также сопутствовал англичанам. На первом этапе военные действия сосредоточились в устье р. Ганг. 24 марта 1757 Роберт Клайв взял Чандернагор, а 23 июня разгромил при Пласси на р.Багирати войско бенгальского набоба Сираджа-уд-Даула, союзника Франции, и овладел всей Бенгалией. В 1758 Лалли, губернатор французских владений в Индии, начал наступление на англичан в Карнатике. 13 мая 1758 он взял форт Сент-Дэвид, а 16 декабря осадил Мадрас, однако прибытие английского флота заставило его 16 февраля 1759 отступить к Пондишери. В марте 1759 англичане захватили Масулипатам. 22 января 1760 Лалли потерпел поражение у Вандеваша от английского генерала Кута. Пондишери, последний оплот французов в Индии, осажденный англичанами в августе 1760, капитулировал 15 января 1761.
После вступления в войну Испании англичане нанесли удар по ее владениям в Тихом океане, захватив Филиппинские о-ва, и в Вест-Индии, овладев 13 августа 1762 крепостью Гавана на о.Куба.
Взаимное истощение сил к концу 1762 заставило воюющие стороны начать мирные переговоры. 10 февраля 1763 Великобритания, Франция и Испания заключили Парижский мир, по которому французы уступили англичанам в Северной Америке о.Кап-Бретон, Канаду, долину р.Огайо и земли к востоку р.Миссисипи, за исключением Нового Орлеана, в Вест-Индии острова Доминика, Сент-Винсент, Гренада и Тобаго, в Африке Сенегал и почти все свои владения в Индии (кроме пяти крепостей); испанцы отдали им Флориду, получив взамен от французов Луизиану. 15 февраля 1763 Австрия и Пруссия подписали Губертсбургский мирный договор, восстановивший довоенный statu quo; Пруссия сохранила Силезию, гарантировав ее населению свободу католического вероисповедания.
Результатом войны стало утверждение полной гегемонии Великобритании на морях и резкое ослабление колониального могущества Франции. Пруссия сумела сохранить статус великой европейской державы. Эпоха преобладания австрийских Габсбургов в Германии окончательно ушла в прошлое. Отныне в ней установилось относительное равновесие двух сильных государств – Пруссии, доминирующей на севере, и Австрии, доминирующей на юге. Россия, хотя и не приобрела никаких новых территорий, укрепила свой авторитет в Европе и продемонстрировала свои немалые военно-политические возможности.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница