Программы морского обучения и подготовки Морской академии стран Азии и Тихого океана: непрерывное обеспечение мировой морской и рыбохозяйственной индустрии компетентными морскими кадрами Профессор Анжелика М



Скачать 398.48 Kb.
страница1/3
Дата07.05.2016
Размер398.48 Kb.
  1   2   3
Программы морского обучения и подготовки Морской академии стран Азии и Тихого океана: непрерывное обеспечение мировой морской и рыбохозяйственной индустрии компетентными морскими кадрами
Профессор Анжелика М. Байлон, к.н., директор отдела Морской академии стран Азии и Тихого океана по исследованиям и руководитель службы распространения знаний, Центр профессионального развития при Филиппинском объединенном союзе морских офицеров и моряков

и

Вадм Эдуардо Ма Р. Сантос, Ректор Морской академии стран Азии и Тихого океана,

Вице-президент AMOSUP-PTGWO-ITF

Морская академия стран Азии и Тихого океана – Kamaya Point (AMOSUP-PTGWO- ITF)

Филиппинская ассоциация морских офицеров и моряков

Брги Алас-асин, Маривелес Батан, Филиппины 2105

http: www.maap.edu.ph

Контактные телефоны: +63 2 7411024, местный 4031

Факс: +63 2 741006

E-mail: ambaylon@gmail.com; ambaylon_maap11@yahoo.com
*** Данный доклад был подготовлен для 8-ой ежегодной конференции в рамках Форума азиатских морских и рыбохозяйственных университетов, который прошел в Корейском морском университете (Пусан, Корея) в период с 3 по 5 ноября 2009 года, основная тема которого: «Образование, подготовка моряков и укомплектование личным составом», включая следующие под - темы: «Значение и функции Форума азиатских морских и рыбохозяйственных университетов (Морской академии стран Азии и Тихого океана как его участника) в обеспечении морскими кадрами мировую морскую и рыбохозяйственную индустрии, пути развития и совершенствования стандартов подготовки и сертификации моряков; вопросы, связанные с рынком морских трудовых ресурсов».
Аннотация
Настоящая работа представляет собой обновленную информацию по вопросам рынка морских трудовых ресурсов, их мирового спроса и предложения, трудоустройства и предполагаемой нехватки морских кадров, включая точки зрения филиппинских акционеров и соответствующие меры для сокращения недостатка квалифицированных моряков в целях увеличения доли филиппинского рынка в поставке морских кадров. Морская академия стран Азии и Тихого океана, будучи образовательным учреждением морского образования и подготовки, поддерживает различные филиппинские программы, направленные на повышение квалификации и сокращение нехватки морских кадров (BSM, BSMarE, BSMTE, WES, MLC). В данной работе мы предлагаем инициативы Морской академии стран Азии и Тихого океана в области программ морского обучения, которые смогут гарантировать непрерывную подготовку компетентных филиппинских моряков для обеспечения потребностей мировой морской и рыбохозяйственной индустрий. В конце доклада приводятся выводы и соответствующие рекомендации.

Ключевые слова: непрерывный спрос на компетентных моряков, программы морского обучения и подготовки.


  1. Введение

Данная работа была составлена в контексте двух важнейших проблем мировой морской и рыбохозяйственной индустрий: проблемы профессиональной компетенции и нехватки морских кадров.

Показатели последних десяти лет демонстрируют стабильный рост спроса на морские кадры, который продлится и в дальнейшем, сопровождаясь ростом дефицита моряков до 40.000 к 2015 году (Доклад конференции по балтийскому и международному мореходству 2005). Продолжающийся переход от традиционных стран-поставщиков морских кадров в сторону Дальнего востока, Индийского субконтинента и Восточной Европы, представляет собой отличную возможность для Филиппин, в том случае, когда речь идет о качестве программ морского обучения и подготовки как основного пути повышения конкурентоспособности на рынке трудовых ресурсов с возрастающими требованиями.

Во время закрытия 9-ой Азиатско-тихоокеанской конференции по подготовке и комплектованию личным составом, которая состоялась 5 ноября 2008 года, ректор Морской академии стран Азии и Тихого океана – Вадм Эдуардо Ма Р Сантос вместе с местными и иностранными предпринимателями и акционерами принял активное участие в дискуссии по обсуждению вопросов в области международного судоходства. Во время данного обсуждения были пересмотрены положения международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты с целью повышения требований, предъявляемых к профессиональным качествам моряков, а также уровня подготовки. Институтами морского обучения и подготовки, а также представителями морской индустрии был предложен ряд мер и программ для решения проблем, связанных с нехваткой морских кадров.

Институты морского обучения и подготовки практически убедились, что Филиппины, известные в качестве главного поставщика моряков в мире, смогут удержать свое лидерство на рынке мировой индустрии по подбору морских трудовых ресурсов и комплектованию экипажа судна путем конструктивного решения комплекса внутренних задач, которые создают угрозу конкурентоспособности. Наряду с этим разумным стремлением, необходимо в равной степени уделять внимание давлению внешней среды, в частности вопросам конкуренции и возможностям объединения и налаживания связей среди институтов морского обучения и подготовки, включая непосредственные связи с мировой морской и рыбохозяйственной индустрий.

Институты морского обучения и подготовки являются важнейшим сектором морской и рыбохозяйственной индустрий. Данные институты готовят студентов и поставляют квалифицированных и компетентных филиппинских моряков иностранным судовладельцам для работы на коммерческих судах. Филиппинские моряки пользуются всеобщим признанием иностранных судовладельцев за умение работать на торговых судах всех видов, демонстрируя эффективность и безопасность работы.

Целью данной работы является демонстрация различных инициатив Морской академии стран Азии и Тихого океана по внедрению учебных программ, которые смогут обеспечить внедрение требований международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, а также гарантировать непрерывное обеспечение мировой морской и рыбохозяйственной индустрий компетентными моряками.

Посредством данного доклада Морская академия стран Азии и Тихого океана выражает точку зрения филиппинского правительства на решение глобальных задач, связанных с сильнейшей нехваткой моряков и повышением компетенции филиппинских моряков. Морская академия стран Азии и Тихого океана поддерживает филиппинское правительство путем разработки различных программ морского обучения и подготовки.
2. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ПРОГНОЗИРУЕМАЯ НЕХВАТКА

МОРЯКОВ КОМАНДНОГО СОСТАВА
Общеизвестно, что филиппинским морякам на протяжении более трех десятилетий принадлежит лидерство в мировой морской индустрии с долей на рынке 25% и сильными позициями на судах под европейскими и японскими флагами. Природные качества и техническая компетентность филиппинцев в полной мере подкреплены созданной правительством инфраструктурой и динамично развивающимися институтами морского обучения и подготовки (93 аккредитованных морских школ и 58 аккредитованных центров подготовки).

Данные таблицы 1, представленной в докладе Конференции по балтийскому и международному мореходству о людских ресурсах, предупреждают пока на теоретическом уровне о проблеме нехватки рабочей силы. Обновленные данные 2005 года подчеркивают остроту нарастающей проблемы сокращения морских кадров для мирового флота. Как показано в таблице 1, ожидаемая нехватка моряков командного состава составит 10, 000 человек, а избыток членов рядового состава – 135,000. В докладе также говорится, что до тех пор, пока не будут приняты меры для решения данной проблемы, нехватка членов командного состава возрастет до 27,000. Кроме того в мире наблюдается недостаток квалифицированных моряков рядового состава, это нарастающая проблема, на которую также необходимо обратить внимание.


ТАБЛИЦА 1. Статистические данные БИМКО за 2005 г.


Мировые показатели спроса и предложения на 2005-2015 гг. и ожидаемое превышение спроса над предложением




Предложение 2005

Спрос 2005

Соотношения










2015

2015 прогноз

Командный состав

466,000

476,000

-10,000

-27000

Рядовой состав

721,000

586,000

135000

167000

Итого

1,187,000 или 1.2 млн.









С другой стороны, исследование, проведенное Филиппинским ассоциированным объединением морских командиров и моряков (AMOSUP), определило факторы, способствующие и усугубляющие мировой кризис в формировании судовой команды. Эти факторы включают: (1) Сокращение кадров, так как большинство моряков довольны своей нынешним положением и не стремятся занять более высокие позиции. В случае получения более высокой должности, они рано выходят на пенсию или находят работу на берегу; (2) Проблемы безопасности и криминализации моряков; (3) Отсутствие стимулов для продвижения моряков рядового состава; (4) Подготовка и оснащение новой техникой; (5) Сокращение набора на морские курсы (как отмечено в докладе CHED (Комиссия по вопросам высшего образования) 2000-2005); (6) Возрастные ограничения, накладываемые судоходными компаниями; (7) Отсутствие подготовки непосредственно на борту судна, необходимой для окончания учебного заведения, отсюда отсутствие диплома и вследствие этого отсутствие возможности сдать экзамены на получение соответствующего разрешения.

Таблица 2 демонстрирует данные Филиппинской службы занятости за границей (POEA) за 2006 год. Данные свидетельствуют о том, что с 1987 г. филиппинцы составляют 20-25% моряков мирового флота. В 2006 г. филиппинцы составили 230,022 иностранных моряков из общего количества моряков (1.2 млн.) по всему миру. Полученное соотношение занятости между моряками командного и рядового составов приблизительно составило 2.6 к 1.
ТАБЛИЦА 2. Данные о спросе на филиппинские квалифицированные кадры и потенциальных членов командного состава моряков (2006)






Рядовой состав (2.6)

Командный состав (1)

Служащие пассажирских судов

Не классифицированные

ВСЕГО

Женщины

329

25

5980

102

6436

Мужчины

136250

52732

32528

2076

223586

Всего

136579

52,757

38508

2178

230,022

%

59.37%

22.94%

16.74%

0.95%

100%

Источник исходных данных: ежегодник POEA (2006 г.)

Далее в Таблице 3 показано, что более половины или 29,227 моряков командного состава от общего числа (52, 757) составляют моряки, занимающие руководящие позиции, среди которых 14, 133 человека или 26.79 % от общего числа занимают должности начального уровня и 15,094 – второго уровня. Эти моряки в будущем смогут частично удовлетворить мировые потребности в морских работниках высшего звена. На уровне организационного управления находятся 44.60% человек или 25,530 моряков командного состава.


ТАБЛИЦА 3. Занятость моряков командного состава (уровни руководства и управления – 2006)


Уровни управления и руководства

Общее количество

%

Моряки командного состава

52,757

100%

Уровень организационного управления

23,530

44.60%

Руководящий уровень

29,227

55.40% (будущие моряки высшего звена)

Второй руководящий уровень

15,094

28.61% от общего числа

Начальный руководящий уровень

14,133

26.79% от общего числа

Источник исходных данных: ежегодник POEA (2006 г.)

Согласно исследованиям, проведенным Национальным морским политехником (NMP), приблизительно 43.86% филиппинских моряков рядового состава, работающих за границей (59,903), улучшив свой уровень образования и подготовки, могут стать потенциальными моряками высшего звена, занимающими более высоки позиции. Исследование также включало вопросы мотивации и карьерного роста, и был сделан вывод, что лишь 88% моряков, имеющих соответствующий опыт работы в море, мотивированы должным образом на карьерный рост. Применяя полученные из исследования Национального морского политехника процентные соотношения к статистическим данным о занятости моряков рядового состава, как показано в таблице 4, получаем, что число потенциальных квалифицированных моряков высшего звена, готовых сдать соответствующие экзамены Филиппинской комиссии по регулированию, составляет 47, 442. При условии, что уровень сдачи таких экзаменов на начальный уровень составляет 42%, получаем, что из моряков рядового состава только 19,925 могут стать потенциальными моряками высшего звена, имеющими соответствующий сертификат.


ТАБЛИЦА 4. Занятость моряков рядового состава (2006)


Моряки рядового состава

Общее количество

%

Общее число (из таблицы 2)

136, 579

100%

Потенциальные моряки высшего звена (из исследования NMP)

59,903

43.86% от общего числа

С соответствующим опытом работы в море

53,912

90% потенциальных моряков высшего звена

Мотивированные на карьерный рост

47,442

88% с соответствующим опытом работы в море

Сдавшие сертификационные экзамены

19,925

42% тех, кто потенциально сможет сдать экзамены PRC

Источник исходных данных: ежегодник POEA (2006 г.)

В таблице 5 представлена информация об обеспеченности индустрии штурманами и механиками за 2007 год, а в таблице 6 – предполагаемая обеспеченность данными кадрами на период 2008-2012 гг.



Как свидетельствуют таблицы, существуют незначительные различия в цифрах для 4-х позиций моряков высшего звена, как для палубы, так и для машинного отделения. Однако значительно больше вторых и третьих помощников капитана, третьих и четвертых механиков, которые составляют 70% от общего числа сертифицированных моряков, занимающих ответственные и руководящие посты. (36,386 работающих на палубе + 35,384 в машинном отделении). Кроме того, как показывает статистика Филиппинской комиссии по регулированию (PRC) за 2001-2006 гг., Филиппины подготовят 17, 620 штурманов и 11,285 механиков в течение последующих пяти лет или до 2012 года.
ТАБЛИЦА 5. Обеспеченность штурманами и механиками (2007)


Общее число морских штурманов на 31 августа 2007 г.

Общее число механиков на 31 августа 2007 г.

Должность

Всего

Должность

Всего

Капитан

8,871

Старший механик

7,407

Старший помощник капитана

5,910

2-ой механик

6,790

Несение штурманской вахты

36,386 (2-ые и 3-и помощники капитана)

Несение вахты механиками

35,384 (3-и и 4-ые механики)

ВСЕГО

51,167

ВСЕГО:

49,581

Источник: исходные данные PRC


ТАБЛИЦА 6. Предполагаемая обеспеченность штурманами и механиками (2008-2012 гг.)


Общее число ожидаемых штурманов с соответствующим разрешением в 2008-2012 гг.

Общее число ожидаемых механиков с соответствующим разрешением в 2008-2012 гг.

Должность

Всего

Должность

Всего

Капитан

2,450

Старший механик

2,100

Старший помощник капитана

4,625

2-ой механик

3,750

Несение штурманской вахты

10,545

Несение вахты механиками

5,445

ВСЕГО

51,167

ВСЕГО:

11,285
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница