Программы «история русской архитектуры»



Скачать 230.4 Kb.
Дата02.11.2016
Размер230.4 Kb.




АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ»
Модуль «История и теория».

Базовая часть.


Рекомендуется для направления подготовки «Архитектура»

Квалификации (степени) выпускника: бакалавр





  1. Цели и задачи дисциплины:


Цели курса:

- углубленное изучение студентами специфических особенностей русской архитектуры на различных этапах ее развития;

- раскрытие характерных особенностей творческих методов зодчих различных исторических эпох;

- формирование умения будущих архитекторов профессионально решать стоящие перед ним творческие задачи.



Задачи курса

- ознакомить студента со всеми этапами развития русской архитектуры и со всеми стилистическими направлениями, показать их связь с мировоззрением эпохи;

-раскрыть архитектурно-конструктивные и композиционные особенности русской ар-хитектуры;

- освоить принципы создания крупнейших ансамблей и комплексов в различные периоды;

- показать неразрывную смысловую связь архитектуры с другими искусствами - живописью, скульптурой, иконописью;

- сформировать у студента профессиональное понимание русского архитектурного наследия как основы архитектурного своеобразия исторических городов и сельских поселений; показать его взаимосвязь с проблемами современного проектирования.


2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина является базовым курсом цикла «История и теория»» и в сочетании с другими специальными дисципли­нами в архитектурном образовании призвана сформировать у будущего архитектора профессио­нальное объемно-пространственное и художественное мышление.



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Студент по направлению подготовки «Архитектура» с квалификацией бакалавр по итогам изучения курса должен обладать следующими компетенциями:

- знать основные этапы исторического развития русской архитектуры, понимать преемственный характер ее развития и ее положение во всеобщей истории архитектуры на каждом этапе развития;

- понимать принципы объемно-пространственного композиционного построения, архитектурно-конструктивные и стилистические особенности памятников русского зодчества, а также крупнейших ансамблей и комплексов, изучаемых по программе данного курса;

- представлять основные закономерности развития стилей и их связь с мировоззрением сменяющихся исторических эпох, уметь определять время создания и стиль конкретных архитектурных произведений;

- привить студентам навыки самостоятельной исследовательской работы: научить их методам профессионального композиционного анализа архитектурных произведений (сравнительного, монографического, пропорционального и др.) с использованием как традиционных средств ручной графики и макетирования, так и различных вариантов компьютерной графики;

- сформировать у студента профессиональное понимание русского архитектурного наследия как необходимой основы для дальнейшего развития современной русской архитектуры, а также как основы своеобразия исторических городов и сельских поселений.
Кроме этого, студент должен уметь:

- графически передавать свои знания и представления об основных памятниках архитектуры;

- использовать методику графического анализа для выявления композиционных приемов, стилистических особенностей, системы пропорциональных отношений в изучаемых памятниках русской архитектуры.


  1. Содержание дисциплин

Программа курса включает 9 тем, календарный план, список примерных тем для курсовой работы, список вопросов к экзаменам, список литературы.
Древнерусское зодчество.

1. Архитектура языческой Руси и воспринятые ею принципы каменного зодчества Византии.

Введение. Деревянное и земляное зодчество Руси домонгольского периода. Дерево - основной строительный материал на Руси. Фрагменты деревянных построек, найденные при археологических раскопках, их особенности. Основные виды врубок – «в обло», «в лапу». Клеть как основа древнейших сооружений; клетские храмы.

Жилье, инженерные сооружения, крепостное зодчество. Святилища и курганы. Принятие христианства на Руси и включение ее в культурное пространство христианского мира Византии. Древнейшие деревянные христианские храмы. Восприятие техники каменного строительства и композиционных основ архитектуры Византии.




  1. Становление каменного русского зодчества. Архитектура Киевской Руси X – XI веков.

Творческий процесс переработки византийской крестово-купольной системы в русских храмах X-XI веков. Объемно-пространственная композиция и структура внутренних пространств пятинефных и трехнефных соборов. Композиционные вариации: различное число глав, решение алтарного пространства с вимой или без вимы, различный характер устройства хор, лестниц на хоры, наличие или отсутствие галерей. Крещальни в общей композиции храмов. Роль мозаик и фресок в оформлении интерьера и раскрытии идейного содержания памятников (на примере Софийских соборов в Киеве и Новгороде). Археологические данные о постройках Переяславля Русского.
3. Архитектура эпохи домонгольской Руси XII - начала XIII веков.

Архитектурная артель – коллективный автор зодчества древней Руси. Основные признаки, различающие «архитектурные школы» разных архитектурных артелей (особенности строительной техники, объемно-пространственной композиции, декора). Основные этапы развития архитектуры удельных княжеств домонгольской Руси.



I этап: 1100 – конец 1130-х гг. Становление различных архитектурные школ-артелей - киевской (столичной), черниговской, новгородской и галицкой земель.

II этап: конец 1130-х - 1180-е гг. Архитектурно- композиционные поиски в творчестве различных архитектурных школ- артелей. А). столичная киевская черниговского происхождения - строит в Киеве, Смоленске, Старой Рязани, Владимире-Волынском и др. Б). Школа-артель новгородской земли - строит в Пскове ( конец 1130-х – нач. 1150-х гг.), в Старой Ладоге (нач. 1150-х – сер. 1160-х гг.), в Новгороде (сер. 1160-х - 1180-е гг.) В). Полоцко-смоленская школа-артель киевского происхождения - строит в Полоцке (конец 1130-х – 1170-е гг.) и в Смоленске (1180-е гг.) Г). Галицкая строит в галицкой земле. Д). Архитектурная школа-артель владимиро-суздальской земли включает 3 периода: 1. строительство Юрия Долгорукого (1150-1157 гг.) – артель галицкого происхождения. 2. строительство Андрея Боголюбского (1157- 1167 гг.) - на основе артели Долгорукого с привлечением европейских мастеров. 3. строительство Всеволода Большое Гнездо (1180-е гг.) - «своими мастерами» (?)

III этап (конец 1180-х – 1230-е гг.)

Усиление взаимных влияний архитектурных артелей - школ Древней Руси накануне монгольского нашествия. Совершенствование строительной техники (кладка «в ящик»); появление нового конструктивного приема - постановка барабана главы на повышенные подпружные арки. Отработка ведущего композиционного варианта храма - с динамической вертикальной композицией. Усиление декоративности: в храмах, сложенных из плинфы – за счет использование декоративной кладки, а иногда – камня и майолики храмах, в белокаменных храмах - усиление значения белокаменной резьбы. Архитектурная артель Гродно (работает только1180-е – 1190-е гг.). Смоленская архитектурная школа – весь период работает в смоленских землях, а также строит и в других землях (Новгород). Архитектурная школа южнорусских земель: Киев (рубеж XII – XIII вв.), Черниговское и Новгород-Северское княжества, Владимиро-Суздальская земля (начало XIII в.). Новгородская школа – переход к типу столпообразного храма. Галицкая архитектурная школа. Архитектурная школа Владимиро-Суздальской земли.


3. Послемонгольское зодчество конца XIII - первой половины XV вв.

Новгородская школа зодчества.

Особенности архитектуры послемонгольского Новгорода: материал, конструкции,

варианты объемно-пространственного решения, декор. Композиционные поиски типа посадского храма и сложение «классического» типа новгородских храмов. Ретроспективное направление в архитектуре Новгорода XV века. Западноевропейское влияние в архитектуре послемонгольского Новгорода.

Псковская школа зодчества.

Особенности архитектуры послемонгольского Пскова: материал, конструкции,

варианты объемно-пространственного решения, декор. Массовые утраты реальных архитектурных сооружений (во второй половине XIV - первой половине XV вв.) и методы, позволяющие проследить общую эволюцию композиций псковского зодчества. Устойчивость архитектурно-строительных традиций в зодчестве Пскова. Живописный принцип компоновки многосоставного комплекса псковского храма (основной объем, приделы, галереи, притворы, звонницы) как возможность его дальнейшего композиционного развития. Псковские звонницы.

Архитектура Московского княжества.

Особенности архитектуры Московского княжества и его преемственная связь с

домонгольским владимиро-суздальским зодчеством: материал, конструкции,

варианты объемно-пространственного решения, декор. Варианты композиции храмов «с угловыми столбами» как переходного типа между четырехстолпным и бесстолпным храмом. Разработка типа столпообразного храма. Появление высокого иконостаса и его роль в изменении восприятия интерьера храма.

Оборонное зодчество конца XII – первой половины XV веков.

Система обороны русских городов: валы и рвы, стены, ворота. Взаимосвязь естественных и искусственных преград в русском крепостном зодчестве, влияние характера рельефа, водных преград и наличия источников воды на выбор места расположения и характер крепости. Изменения в характере крепостного зодчества в зависимости от развития вооружения (от луков к осадным машинам, камнеметам и таранам; далее – к раннему огнестрельному оружию и к ранней артиллерии) и тактики захвата крепостей (от «изгона» к «облежанию» и к штурму). Усиление обороны «напольной» стороны. Появление многобашенных крепостей. «Захабы» и «машикули».


4. Архитектура эпохи централизованного государства ( конец XV – начало XVII вв.)

Время Ивана III (1462 – 1505 гг.).

Новый этап развития комплекса Московского Кремля как начало формирования общерусского направления в истории древнерусского зодчества. Работа москвичей, итальянцев и псковичей на сооружениях Кремля. Особенности архитектуры этого этапа: материалы и конструкции, варианты объемно-пространственной композиции, варианты декора. Влияние итальянских зодчих на развитие строительной техники и архитектуры Руси. Итальянцы в Москве - Аристотель Фьораванти, Марко Фрязин и Антон Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Бон Фрязин, Алевиз Старый (Луиджи да Каркано из Милана) и Алевиз Новый (Альвизе Ламберти из Монтаньяны). Строительство за пределами Кремля – развитие и взаимовлияние традиций архитектурных школ Москвы и Пскова, угасание традиций новгородской школы. Появление московского типа маленького бесстолпного храма с крещатым сводом; сопоставление его с псковским приемом перекрытия бесстолпного храма – цилиндрическим сводом с распалубкой.

Великокняжеский дворец в Кремле и его значение для зарождения русского каменного жилого зодчества. Появление каменных приемных палат в комплексах деревянных дворцов, каменных подклетов в деревянных жилых домах. Установление «общежительного» монастырского устава как основа для расцвета монастырского строительства. Появление в монастырях каменных одностолпных трапезных палат, их конструктивные и планировочные особенности.

Строительство крепостных стен и башен Московского Кремля как ответ на развитие артиллерии. Освоение русскими зодчими опыта крепостного строительства и технических знаний и итальянских архитекторов на крепостных Новгорода и Иван-города.



Время Василия III (1505 – 1533 гг.) и боярского правления (до 1547 г).

Расширение типов храмов. Крупные пятиглавые соборы (шестистолпные и четырехстолпные) и их ориентация на облик главного храма страны – Успенского собора Московского Кремля. Новый тип трехглавых храмов, ориентирующихся на облик Благовещенского собора Кремля ( 2 главы над восточной частью храма). Массовое каменное строительство одноглавых храмов. Создание принципиально нового типа храма – шатрового сооружения. Новый для Руси тип конструкции – «тромпы». Церковь Вознесения в Коломенском и проблема слияния традиций русского и итальянского зодчества. Колокольни и звонницы Москвы. Загадка Петрока Малого.

Московский Кремль как образец для строительства крупнейших русских крепостей. Типы крепостей: «регулярные» и «нерегулярные» крепости. Перестройка старых и строительство новых крепостей на северо-западных границах (Псков, Иван-город), на южных рубежах (Коломна, Зарайск) и в Приволжских землях (Нижний Новгород). Сооружение засечных черт. Дальнейшее развитие артиллерии и возведение стен Китай-города как нового типа крепостей.

Время Ивана Грозного (1547 – 1584 гг.) и Бориса Годунова (правитель 1585 – 1598 гг., царь 1598 – 1605 гг.)

Особенности архитектуры: материал, конструкции, варианты объемно-пространственных решений, декор. Ведущее направление композиционного поиска середины столетия – многоглавый центрический храм. Многобашенные храмы – уникальное явление в архитектуре Руси. Символическая основа общей композиции собора Покрова на Рву (храма Василия Блаженного). Установление канонического типа пятиглавого храма и вариации в пределах этого типа. Варианты композиций каменных шатровых храмов (отдельно стоящих и в комплексе с трапезными), бесстолпных храмов с крещатым сводом, колоколен и одностолпных трапезных. Организация Приказа ка­менных дел и его значение в управлении строительной деятельностью (1584 г.). Изменения в объемно-пространственной композиции и в декоре пятиглавого четырехстолпного храма конца XVI в. ( на примере церкви Преображения в селе Вяземы). Надстройка колокольни Ивана Великого как часть замысла Годунова по реконструкции Соборной площади Кремля.

Оборонные сооружения Москвы и Смоленска. Мастер Федор Конь. Роль монастырей в общегосударственной системе обороны.
5. Архитектура XVII века.

Первая треть XVII века.

Смутное время. Возобновление строительной деятельности с начала 1620-х гг. Государственное регулирование строительства. Продолжение традиций «годуновского зодчества» как связующее звено архитектуры XVI и XVII веков. Шатровые церкви, их общность с шатровыми храмами XVI в. и новые конструктивные, композиционные и декоративные особенности. Завершающий этап развития типа бесстолпного храма с крещатым сводом. Включение галерей, трапезной и колокольни в композицию храма и становление принципа свободной ассимметричной композиции в храмовом зодчестве (на примере церкви Николы Надеина в Ярославле). Западные влияния в русской архитектуре (на примере надстройки Спасской башни Московского Кремля и Филаретовой пристройке к комплексу колокольни Ивана Великого).



Архитектура середины XVII века.

Общее «обмирщение» ис­кусства и архитектуры. «Узорочье» - определяющее стилистическое направление середины XVII века. Особенности архитектуры середины XVII века: материал, конструкции, варианты объемно-пространственного решения, декор. Увеличение значения полихромных изразцов в архитектурном декоре. Сложение типа посадского храма с «горкой кокошников» на сомкнутом своде. Значение шатровых колоколен и крылец в сложении образа храма середины ХVII века. Распространение архитектуры «узорочья» за пределами Москвы. Строительство патриарха Никона.

Верхневолжская школа зодчества и значение Ярославля. Особенности ярославских храмов: ассимметричных (церковь Ильи Пророка) и симметричных (церковь Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе и церковь Иоанна Предтечи в Толчкове). Влияние ярославских храмов на сооружение других верхневолжских городов: Костромы; Романова-Борисоглебска, Углича. Особенности объемно-пространственной композиции и декоративного убранства сооружений северных городов - Великого Устюга, Каргополя, Соликамска и др.

Каменное жилое зодчество. Теремной дворец Московского Кремля и строительство каменных жилых домов в Мос­кве, Пскове, Гороховце и Поволжье. Производственные и хозяйственные постройки.



Архитектура конца XVII в.

Культурные связи с Украиной, Белоруссией и усиление западноевропейских влияний в архитектуре. Особенности архитектуры конца XVII - начала XVIII века: материал, конструкции, декор. Варианты объемно-пространственного решения: сложение композиционных схем «храм кораблем» и центрический многолепестковый храм, композиции «восьмерик на четверике». Тип храма-колокольни.Особенности архитектуры «нарышкинского» барокко. Твор­чество Якова Бухвостова. Своеобразие церкви Знамения в Дубровицах – композиция «нарышкинского» барокко в сочетании с декоратив­ным убранством итальянского барокко. Ярусные колокольни. Ярусные ордерные резные иконостасы и их роль в интерьера. «Строгановское» барокко: постройки, их конструктивные и художественные особенности. Сухарева, башня в Москве.

Сложение крупных архитектурных ансамблей. Планировочные и архитектурные особенности Кирилло-Белозерского монастыря, митрополичьего двора в Ростове Великом, царской усадьбы в Измайлове, Новодевичьего монастыря в Москве. Появление бесстолпных монастырских трапезных палат как связующего звена монастырской и светской архитектуры, особенности их планировки и конст­рукций. Усиление декоративности в крепостном и монастырском строительстве (перестройки стен и башен Новодевичьего монастыря в Москве и др.). Надстройка башен Московского Кремля. Постройки гражданского характера.


  1. Деревянная архитектура ХV - ХVIII веков.

Безгвоздевые конструкции русской избы. Основные композиционные схемы деревянного жилья: односрубная четырехстенная изба с сенями, трехчастная компоновка – теплая изба, сени и «клеть. Дома-дворы пяти- и шестистенки, их планировочные особенности. Особенности жилых домов-дворов Русского севера и Карелии (избы «брусом», «глаголем», «кошелем»). Богатые «хоромы». Различие «черных» (курных) и «белых» изб в зависимости от характера топки. Русская печь – символический и функциональный центр избы. Дымники «черных» изб. Устройство оконных и дверных проемов, различные типы крылец, охлупней, дымников. Декор фасадов (резьба, роспись). Интерьер русской избы. Царский дворец в Коломенском как итог развития русской деревянной архитектуры XVII века.

Жилые дома Верхнего и Среднего Поволжья, Центральной и Южной России, Урала и Сибири.

Хозяйственные и инженерные сооружения: различные виды амбаров, риги и гумна, овины, водяные и два основных вида ветряных мельниц, бани. Инженерные сооружения – различные конструктивные тиры мостов, гати, заборы и др.

Основные типы деревянных храмов. Древнерусские меры длины и приемы построения архитектурных форм деревянных храмов. Элементы устройства завершений: повал, полицы, лемехи разных видов (городчатый, закругленный, заостренный). Архитектурно-конструктивные формы завершений: шатер, колпак, кубоватое покрытие, бочка, крещатая бочка, шатер на крещатой бочке. Варианты объемно-пространственной композиции клетских храмов. Виды шатровых храмов: восьмериковые в плане, восьмериковая с четырьмя прирубами, на крещатом основании, «восьмерик на четверике». Композиции многошатровых храмов. Ярусные храмы и их разновидности. Многоглавые храмы, вариации композиций. Преоб­раженская церковь в Кижах. Внутреннее убранство храмов. Декор в деревянном зодчестве. Виды деревянных колоколен, звонниц и часовен.

Ансамбли поселений русского Севера, их архитектурно-планировочные особенности, связь с природой. Ансамбль Кижского погоста.

Деревянные крепости XVII века. Сибирские остроги.

Принципы создания музеев под открытым небом.
Архитектура нового времени.


  1. Архитектура эпохи барокко (1700-е 1750 е гг)

Архитектура «петровского» и «анненского барокко» 1700-1730-х годов.

Реформы Петра I. Рационализм архитектуры как специфическая черта петровского времени. Петербург как творческая лаборатория по освоению новой для России системы архитектурной и строительной деятельности. Государственная организация строительства и архитектуры и становление новых принципов подготовки зодчих. Расширение типологии сооружений: Городские жилые дома (в том числе по образцовым проектам), дворцовое городское и загородное строительство, храмы, общественные сооружения, промышленное и военное строительство. Типы объемно-пространственных структур гражданских и производственных зданий, их связь с конструкцией. Основные планировочные схемы, приемы устройства дворов. Композиционные и пластические средства архитектуры, роль ордера в архитектурном языке этого периода. Становление идей «регулярной архитектуры».

Синтез западноевропейских и русских приемов в построении архитектурных композиций в Москве. Особенности архитектуры круп­нейших сооружений. Архитектура Москвы как связующее звено между древнерусским зодчеством и архитектурой нового времени. Основание Петербурга и его первые строительные объекты. «Архитектурная россика» и творчество архитекторов-иностранцев: Д.Трезини, М.Д.Фонтана, И.Г.Шедель, Ж.-Б. Леблон, Н.Микетти, И.Ф.Браунштейн и др. Строительство загородных резиденций в Ора­ниенбауме, Петергофе, Стрельне. Творчество П.М.Еропкина, М.Г.Земцова и И.К.Коробова. Стилистическая неоднородность архитектуры 1700-1730-х годов.

Архитектура «елизаветинского барокко» 1740-1750-х годов.

Изменение эстетических критериев и стилистической направленности в зодчестве. Особенности барокко в России. Синтез светской и культовой архитектуры. Метод проектирования «снаружи внутрь» и развитие идей Принципы организации внутреннего пространства и система композиционного расчленения фасадов. Роль ордера и пластика архитектурных форм. Дворцовые сооружения как ведущая тема в архитектуре.

Барокко в Петербурге и творчество ведущего архитектора столицы Ф.Б.Растрелли. Крупнейшие постройки в Петербурге и его загородных дворцовых усадьбах, в Москве и подмосковном Анненгофе. Работы других мастеров барокко Петербурга: С.И.Чевакинского, А.В.Квасова. Основание Академии художеств. Архитектура Москвы середины XVIII века. Ведущий архитектор Москвы Д.В.Ухтомский и его «архитектурная команда». Постройки Л.Евлашева и И.Жеребцова. Гражданское строительство Москвы, архитектура рядовых жилых зданий. Барочные постройки подмосковных усадеб (Кусково). Архитектура барокко в русской провинции. Специфика архитектуры «сибирского барокко».

8. Архитектура классицизма 1760-х - 1830-х годов.

Общая характеристика архитектуры классицизма.

Идеалы эпохи Просвещения и их отражение в русской культуре. Академия художеств и ее роль в развитии архитектуры, организации архитектурно-строительной деятельности и подготовке архитектурных кадров. Становление и развитие классицизма в России. Канон классицизма. Принципы построения внутреннего пространства и композиционные правила сочетания объемных блоков. Трактовка объемов. Расширение типологии сооружении. Жилье - дома, городские и загородные усадьбы, городские и загородные дворцы. Церкви и соборы - новые интерпретации традиционных приемов композиции и построения пространства. Расширение типологии общественных зданий. Правительственные учреждения, банки, театры, торговые ряды, биржи, здания учебных, лечебных и благотворительных учреждений. Промышленные и складские сооружения, сочетание общественной и промышленной функции в одном сооружении. Триумфальные, садово-парковые и увеселительные сооружения. Развитие ландшафтной архитектуры. Романтическая тема в архитектуре классицизма.



Ранний классицизм 1760-х - 1780-х гг.

Творчество петербургских мастеров раннего классицизма - А.Ф.Кокоринова, Ж.Б.Валлен-Деламота, А.Ринальди, Д.М.Фельтена, П.В. и В.П.Неёловых. Их проекты и постройки для Петербурга и других городов. Постройки раннего классицизма в петербургских пригородных дворцовых усадьбах - Царском Селе и Гатчине. Барочные и классические тенденции в твор­честве московского архитектора К.И.Бланка.



Архитектура зрелого классицизма в Петербурге. 1780-1790-х годов.

Расцвет архитектуры классицизма и идеалы палладианства. Мотив ротонды в композиции общественных, культовых и жилых сооружений. Работы по благоустройству и украшению центра Петербурга. Творчество И.Е.Старова, Ч.Камерона, Д.Кваренги, Н.А.Львова, Е.Т.Соколова, В.Бренны и др. Работы в загородных дворцовых усадьбах - в Царском селе, Павловске, Гатчине. Петербургская версия романтической темы в архитектуре классицизма.



Архитектура Москвы (1760-е – 1790 –е гг.).

Размытость хронологических границ раннего и зрелого классицизма в творчестве ведущих мастеров этого стиля в Москве – В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Проблема атрибуции произведений В.И.Баженова. Достоверные и предполагаемые постройки в Москве, в Петербурге и в провинции. Неосуществленный проект Баженова по строительству Кремлевского дворца и кардинальной реконструкции Кремля – как реальный проект и как архитектурный манифест своего времени. Романтическая тема в творчестве зодчего (ансамбль в Царицыно и др.). Развитие стилистики классицизма в творчестве М.Ф.Казакова: от раннего классицизма к палладианству. Ротонды в композициях зодчего. Диапазон и результативность практической архитектурной деятельности Казакова. Термин «казаковская Москва» - наивысшая оценка творчества зодчего. «Романтические» проекты и постройки Казакова. Его педагогическая деятельность и графическое наследие. Постройки младшего поколения московских классицистов конца XVIII века: Р.Р.Казакова, И.В.Еготова и других. Рядовая застройка Москвы.



Архитектура позднего классицизма (ампира). 1800-1830-х годов.

Особенности архитектуры позднего классицизма. Градостроительный аспект – важнейшая черта архитектуры этого времени; комплексный подход к решению проблем городской за­стройки. Совершенствование и развитие деревянных конструкций. Начало использования металлических конструкций: треугольные и арочные металлические фермы, «паук» из металлических дугообразных ребер, несущих оболочку купола (Казанский собор А.Н. Воронихина), три взаимосвязанные металлические структуры, формирующие двойной купол Исаакиевского собора (О.Монферран). Проблема соотношения конструкции и архитектурной формы. Отечественная война 1812 г. и триумфальный аспект архитектуры русского ампира. Метод проектирования – «снаружи внутрь». «Образцовые проекты» ампира. Заключительный период развития стиля и размывание канона классицизма.

Творчество петербургских архитекторов: А.Н.Воронихина, А.Д.Захарова, Тома де Томона, К.И.Росси, В.П.Стасова, О.Монферрана и др. Их постройки в Москве, провинциальных городах и в усадьбах. Архитектура первого десятилетия XIX века. Восстановление Москвы после пожара 1812 г. и деятельность «Комиссии для строения Москвы». Творчество О.И.Бове, Д.Жилярди, А.Г.Григорьева, Е.Д.Тюрина.

Архитектура провинции и загородных дворянских усадеб.

Классицизм в провинциальной архитектуре. Восстановление Твери после пожара 1763г. Переустройство Ярославля, Костромы, Калуги и других городов. Государственная регламентация застройки; образцовые проекты. Деятельность зодчих в провинции: Н.Л.Никитина, А.Ясныгина, Н.А.Львова, М.Ф.Казакова, В.П.Стасова и других. Общественные постройки Нижнего Новгорода, Калуги, Ярославля и др.

Дворянское усадебное строительство. Развитие усадебного дома от раннего класси­цизма через палладианство до ампира. Регулярные и пейзажные парки. Парковые павильоны в духе классицизма, «готики» и «китайского стиля». Крупнейшие подмосковные «дворцовые» усадьбы и рядовые дворянские усадьбы.

9.Множественность стилистических направлений в архитектуре (1840-х - 1890-х гг.) Общая характерисика.

Общие предпосылки формирования нового этапа в развитии архитектуры: изменение общественного сознания, урбанизация, развитие конструкций. Резкое расширение и демократизация круга заказчиков, изменение архитектурных вкусов и требований к архитектуре. Усиление значения функции в архитектуре, повышение требований к комфорту. Новая методическая основа архитектурного проектирования: функциональное проектирование «изнутри наружу» - от организации пространств к конструированию его внешней формы. Новые типы зданий и сооружений. Жилые здания: доходные дома, особняки, жилища для рабочих, дачи. Общественные здания: вокзалы, музеи и выставки, пассажи – новый тип торговых зданий, учебные и научные комплексы и здания. Начало промышленной архитектуры.

Использование сложных сводов, металлических перемычек, металлических консолей, различных типов большепролетных металлических конструкций (плоских стержневых систем, «куполов», трехмерных стержневых конструкций). Возможность замены стеновой конструкции каркасной, возможность применения витринного стекла. Зарождение «металлостеклянной» архитектуры. Разделение сферы деятельности архитектора и конструктора.

Творческий метод эклектики – «умный выбор» и принципиальный отказ от канона классицизма. Историзм как основа стилеобразования; логика выбора стилистического характера сооружения.



Архитектура николаевской эпохи (1840-е – 1850-е гг.).

Теория «официальной народности» и русско-византийский стиль. К.А.Тон как крупнейший представитель и идеолог этого направления. Творчество М.Д.Быковского, Н.Л.Бенуа, А.И.Штакеншнейдера. «Славянофилы», теория самобытности русского народного зодчества и поиски национального стиля в постройках И.П.Ропета, Н.П.Басина идр.



Архитектура пореформенной России (1860-е – 1880-е гг.).

«Русский стиль» - основное архитектурное направление этого периода. Стилистический ориентир – архитектура «узорочья» середины XVII века. Постройки В.О.Шервуда, А.А.Парланда, Д.Н.Чичагова, А.П.Померанцева, П.И.Поздеева и др. Другие стилистические направления.



Архитектура конца XIX - начала XX века.

Новые материалы и конструкции: железобетон, вантовые конструкции, «шуховские башни». Применение инженерного оборудования – электричества, водопровода и канализации, лифтов. Рост этажности и уплотнение застройки.

Усиление множественности архитектурных направлений. Поздняя эклектика – постройки и мастера. Стилистический диапазон работ Р.Ю.Клейна.

Модерн – первое архитектурное направление, отказавшееся от историзма и апеллирующее к современности. Общие черты модерна как нового международного стиля и его особенности в России. Художники «Абрамцевского кружка» и их роль в зарождении русского модерна: от воспроизведения деталей и форм – к эмоциональному воздействию образа. Периодизация модерна: ранний (интернациональный) модерн – 1895 – 1905 гг., и поздний модерн (конец 1900 – 1910-е гг.), разделяющийся на романтическое и рационалистическое течение. Ведущие мастера стиля в Петербурге: Ф.И.Лидваль; А.И.Гоген, Л.П.Бенуа. Модерн в Москве. Творчество В.Ф.Валькотта, Л.Н.Кекушева, Ф.О.Шехтеля. Романтический модерн и неорусский стиль: произведения Ф.О.Шехтеля, В.А.Покровского и А..В.Щусева. Художники в архитектура модернв: постройки В.М.Васнецова, В.Д.Поленова, С.В.Малютина, Н.К.Рериха. Архитектурные особенности деревянного модерна. «Рациональный» модерн и его значение в дальнейшем развитии архитектуры XX века. Сооружения модерна в провинциальных городах. Переход мастеров модерна на позиции ретроспективизма. Неоклассицизм и постройки этого периода И.В.Жолтовского, В.А.Щуко, И.А.Фомина, А.Е.Белогруда, А..И.Таманяна и др.

Изучение курса «Истории русской архитектуры» предполагает выполнение студентами практической работы аналитического характера (архитектурный анализ). Темы работ устанавливаются индивидуально в соответствии с интересами каждого студента и охватывают произведения русской архитектуры с XI до начала XX века. Работа может быть связана с изучением типологии архитектурных сооружений в различные исторические эпохи, конструкций сооружений и их взаимосвязи с архитектурными формами, быть монографическим исследованием отдельных сооружений, изучением творчества выдающихся зодчих и пр. Практические занятия имеют своей целью привить студентам навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.
Форма итогового контроля

Экзамен в конце 3 семестра и экзамен в конце 4 семестра.




  1. ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций. М., «Искусство», 1990.История русской архитектуры. Под ред. Т.А.Славиной и Ю.С.Ушакова, СПБ., Стройиздат, 1994.

  2. История русской архитектуры. В.И.Пилявский, Т.А.Славина, А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков. Стройиздат, Ленинградское отд., 1994.

  3. История русской архитектуры. В.И.Пилявский, А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков. М., «Архитектура-С»., 2004.

  4. История русской архитектуры. Краткий курс. Н.И.Брунов и др. Изд. 1 и 2-е, М., 1951, 1956.

  5. История русского искусства. Под. Ред. И.Э.Грабаря и др. М., 1953-1969, тт. 1-13.

  6. Памятники архитектуры Ленинграда. Л., Стройиздат, 1976.

  7. Памятники архитектуры Москвы. М., «Искусство», 1982-2004 , тт. 1-7.

  8. Памятники архитектуры Московской области. М., «Искусство», 1975.

  9. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., Стройиздат, 1983

  10. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПБ., Стройиздат, 1993.

  11. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси (X – XIII вв.) СПБ., Наука, 1994.

Дополнительная литература

  1. Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX веков. Под ред. Т.Ф.Саваренской. М., 1997.

  2. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под ред. М.И.Мильчика. СПб., 2008.

  3. Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева. М., 1956.

  4. Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961.

  5. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX – начала XX века. М., 1971

  6. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский неоклассицизм. М., 2002.

  7. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И. Москва. Архитектурный путеводитель. М., 1997.

  8. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 1990.

  9. Власов А.С., Элькин Г.Н. Древнерусские крепости северо-запада. СПБ, 2007.

  10. Воронин Н.И. Памятники Владимиро-Суздальского зодчества XI- XIII веков. М.-Л., 1945.

  11. Воронин Н.И. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., т.1-2, 1961-1962.

  12. Забелло С.Я., Иванов В.Н, Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М., 1942.

  13. Ильин М.А. Памятники архитектуры XIV-XVIII вв., М., 1973.

  14. Ильин М.А. Памятники архитектуры XVIII - первой трети XIX вв. М., 1975.

  15. История культуры Древней Руси. Под общ. Ред. Б.Д.Грекова и М.И.Артамонова в 2-х томах. М.-Л., 1951.

  16. Каргер М.К. Древний Киев. М.;Л., 1961, т.II.

  17. Каргер М.К. Новгород. Л., 1980.

  18. Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. СПб, 2006.

  19. Кириченко Е.И. Москва на рубеже столетий. М., 1978.

  20. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1978.

  21. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII вв. М., 1987.

  22. Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI века. М., 2003.

  23. Косточкин В.В. Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVI вв. М., АН СССР, 1962.

  24. Косточкин ВВ. Древнерусские города. М., 1972.

  25. Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество. М., 1988.

  26. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера. Страницы истории. Л. 1980.

  27. Михайлов К. Москва, которую мы потеряли. М., 2010.

  28. Нащокина М.В. Московский модерн. М., 2003.

  29. Нащокина М.В. Дворянские гнезда России. М., 2000.

  30. Ополовников А.В. Русский Север. М., 1977.

  31. Ополовников А.В. Сокровища русского Севера. М., 1989.

  32. Рахматуллин Р.Э. Две Москвы, или Метафизика столицы. М., 2008

  33. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Пространственная организация, композиционные приемы, восприятие. Л., 1982.

  34. Шаров-Делоне С.А. Люди и камни северо-восточной Руси. М, 2007.

  35. Швидковский Д.О. От мегалита до мегаполиса. Очерки истории архитектуры и градостроительства. М., 2009.

  36. Шевелев И.Ш. Основы гармонии. Визуальные и числовые образы реального мира. М., 2009.

Монографии и статьи, посвященные творчеству выдающихся зодчих;

Статьи об отдельных памятниках архитектуры, о различных архитектурных направлениях и периодах развития русского зодчества, а также о других аспектах истории русской архитектуры.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница