Программа вступительного экзамена по дисциплине



Скачать 498.79 Kb.
страница1/2
Дата02.05.2016
Размер498.79 Kb.
  1   2


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский Гуманитарный

университет профсоюзов»

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
по дисциплине

ФИЛОСОФИЯ




по направлениям подготовки:
38.06.01 – Экономика (профиль «Экономика и управление народным хозяйством»);

40.06.01 – Юриспруденция (профили: «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», «Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право», «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право», «Трудовое право, право социального обеспечения», «Международное право, Европейское право», «Административное право, административный процесс»)

44.06.01 – Образование и педагогические науки (профиль «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»);

50.06.01 – Искусствоведение (профиль «Теория и история искусства);

56.06.01 – Культурология (профиль «Теория и история культуры»).

Санкт-Петербург

2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель вступительного экзамена – проверить общий теоретический и исторический уровень знаний поступающего в аспирантуру по философии.

Философия выступает общей методологией научного познания. Именно на основе имеющихся философских знаний аспирант будет строить теоретическую часть своего научного исследования, выполнить которое ему предстоит в ходе обучения в аспирантуре.

В ходе экзамена поступающий должен продемонстрировать знание с основными философскими проблемами и концептами, со спецификой и тематикой основных разделов философского знания, владение базовыми принципами и приемами философского познания, навыки работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Кроме рассмотрения современного состояния философских проблем от будущего аспиранта требуется уделить внимание историко-философскому материалу, который демонстрирует многообразие философской мысли и может быть фундаментом собственных научно-методологических размышлений. Предлагаемая программа охватывает развитие философской мысли от ее истоков до современности, а также включает в себя рассмотрение ключевых философских проблем.

Первый вопрос вступительного экзамена связан с историческим развитием философской мысли (вопросы 1-37).

Второй вопрос предполагает собеседование с поступающим в аспирантуру по проблемам конкретных философских наук(вопросы 38-50).

Третий вопрос вступительного экзамена представляет собой собеседование по философскому аспекту предполагаемой темы диссертации, философскому осмыслению проблематики исследуемой сферы реальности (вопрос – 51).

2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества.

Философия Древней Индии и Древнего Китая.

Понятие мировоззрения. Чувственно-рациональный характер мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрений. Мироощущение и миропонимание. Знания, ценности, мудрость, искусство жизни. Философия как систематическое и рационализированное мировоззрение. Философия как форма знания. Философия и история философии. Проблема возникновения философии. Философии и другие формы духовного освоения мира: мифология, религия, наука.

Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Соотношение материальных и идеальных явлений. Проблема познаваемости мира. Проблема метода познавательной и практической деятельности. Проблема ценностей, смысла жизни, добра, красоты. Проблема языка. Проблемы правильности мышления. Проблема сущности человека. Общие закономерности общественной жизни. Смысл истории.

Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, аксиология, этика, эстетика, философия языка, логика, философская антропология, социальная философия, философия истории, философия науки и техники.

Философия в системе исторических форм культуры. Место и роль философии в современной культуре. Философия как концентрированное выражение общих социально-исторических тенденций и как форма национального самосознания. Социальная и ценностная ориентация философии. Философия и нравственность. Философия и искусство. Философия и политика. Фундаментальное мировоззренческое значение философского образования.

Исторические типы философии. Основания многообразия философских позиций, концепций и направлений. Взаимодействие различных направлений как источник развития философии. Предмет истории философии. История философии как область философских исследований и часть философского знания.

Зарождение философской мысли. Особенности культурно-исторических условий и своеобразие античной, древнекитайской и древнеиндийской философских традиций. Историко-философский процесс в европейской культуре.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии в Древней Индии и Древнем Китае. Предфилософские формы мироуяснения в Месопотамии и Древнем Египте. Человек в культуре Древнего Востока. Специфика восточного философствования. Особенности осмысления мифа в восточной философии. Индийская и китайская философия как автохтонные философские традиции.

Тема 2. Античная философия

Происхождение и своеобразие античной философии. Античная культура Средиземноморья. Цивилизационнй «взрыв» середины I тысячелетия. Кризис родовой морали и мифологического миропонимания. Демократические полисы и античное просвещение. Путь от мифа к рационально-теоретическому миропониманию. Предпосылки и особенности самосознания древнегреческой цивилизации. Гесиод, Гомер, «Семь мудрецов» Эллады. Греческая мифология и античная философия. Космоцентризм древнегреческой философии. Хаос и космос как единый, упорядоченный мир. Основные категории античной мысли: Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа.



Досократическая философия. Первые философы. Понятия «природа» и «архе» в досократической мысли. Проблема первоначала в античной натурфилософии: милетская школа; Гераклит; пифагорейцы, Эмпедокл. Пифагор и ранний пифагореизм. Учение Гераклита о логосе, противоположностях и становлении.

Элеатская школа. Переход от метафорически-образного к интеллектуально-логическому (понятийному) философскому мышлению. Проблема бытия и его выражения в мышлении. «Путь истины» и «путь мнения», природы (фюзис) и установление (тесей) в учении Парменида. Апории Зенона и их философский смысл.

Атомистическая теория Левкиппа и Демокрита как реакция на проблемы философии элеатов. Понятия атома и пустоты. Учение атомистов о причинности, бесконечности, душе и познании. Проблема детерминизма.

Век «классической философии». Философские учения периода наивысшего расцвета и начала упадка древнегреческого полисного строя. Древнегреческая софистика, её социокультурные предпосылки. Философский релятивизм, субъективизм и скептицизм софистов: Пиррон, Протагор, Горгий. «Антропологический поворот» в античной философии: тезис Протагора «человек есть мера всех вещей». Сократ: его жизнь и характер философствования. Учение Сократа – рождение философии нового типа: перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Диалектика как искусство творческого диалога. «Диалектика», «майевтика», «ирония» – аспекты сократовского метода. Моральная философия Сократа. Добродетель и знание.

Философия Платона. Проблема «эйдосов-идей» в философии Платона. Познание как «припоминание». Платон о душе и её бессмертии. Учение Платона о государстве.

Философия Аристотеля. Аристотель о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Логика, метафизика, концепция категорий. Аристотель о видах «причин». Учение об Уме-Перводвижителе. Аристотель о первой философии. Понятие энтелехии. Социальная философия и этика Аристотеля. Учение Аристотеля в истории философии и науки.

Эллинистическая и римская философии. Общая характеристика эллинистической мысли. Школы эллинистической философии. Кинизм, этические идеи киников. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Атомизм в эпикурейской физике, логике, этике. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм.

Неоплатоническая философия. Возникновение неоплатонизма и его главные представители.
Тема 3. Философская мысль средневековья.

Своеобразие средневековой философии. Формирование предпосылок средневековой философии. Европа V-XV вв. «Мир» христианства. Христианство и радикальная смена картины мира. Зарождение христианства на стыке иудейской и античной культур. Трансформация основных универсалий культуры. Проблема добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Радикальное изменение системы ценностей. Ориентация религиозного сознания на духовные идеалы. Теоцентризм. Новая концепция Бога, человека и знания.

Гнозис: религиозное познание в спекулятивно-мистической форме.

Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Бог, человек и мир в христианской философии. Традиционализм и компилятивный характер средневековой учёности.

Апологетика и патристика. Апологетика: философская разработка христианства.

Своеобразие восточной и западной патристики. Греческая патристика: рецепция и трансформация античной философии (каппадокийские отцы и Григорий Нисский).



Латинская патристика. Тертулиан. Святой Августин и апогей патристики. Личность и учение Аврелия Августина. Учение Августина о душе и самопознании. Природа и человек как творения Бога. Первенство Бога над миром, воли над интеллектом, веры над разумом. Учение о свободе воли. Учение Августина о «двух градах». Трансцендентная философии истории Августина.

Схоластика. Предшественники и начало схоластики на Западе. Мотивы неоплатонизма в философии средних веков. Средневековый иррационализм и рационализм. Мистика и схоластика. Схоластика: рационализация христианского учения. Философия как средство упорядочения христианской догматики. Особый характер учёности, тем дискуссий. Проблема реальности единичного и общего. Споры номиналистов и реалистов о природе общих понятий (универсалий).

Ранняя схоластика: диалектическая интеграция веры и знания. Ансельм Кентерберийский. Пьер Абеляр.

Высокая схоластика: знание как познание. Философский синтез Фомы Аквинского. «Сумма теологии» Фомы Аквинского – свод религиозно-философских идей средневековья. Иоанн Дунс Скотт.

Поздняя схоластика: обоснование основоположений науки. Философия природы в XIII в. Роберт Гроссетест. Роджер Бэкон. Уильям Оккам. Смысл «правила бритвы». Доказательная наука и опыт.

Обоснование идеи Бога. Средневековая картина мира. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Возникновение средневековых университетов.

Особенности развития философии в Византии, её влияние на философскую мысль Болгарии, Армении, Грузии, Руси.

Средневековая философия мусульманского Востока.
Тема 4. Философия Возрождения.

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Социально-исторические предпосылки формирования философии Возрождения, её основные черты, соотнесённость с античной и средневековой интеллектуальными традициями. Суть и методы ренессансного «возрождения» античности. Рациональная и мистическая составляющие гуманизма Возрождения.



Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Филологический гуманизм. Человек как творец земной жизни и эпикурейство как нравственный идеал (А.Данте, Ф.Петрарка, Л.Валла). Открытие человеческой индивидуальности. Флорентийский платонизм. МарселиноФичино. Пантеизм. Пико делла Мирандола. Антропоцентризм. Принцип максимальной свободы человека – ключевая идея гуманистической философии.

Искусство как способ познания человека и эстетические идеалы Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи).

Учение Николая Кузанского об учёном незнании; учение о бытии-возможности, о совпадении противоположностей. Натурфилософия. Парацельс.

Мировоззренческое значение гелиоцентрической гипотезы Николая Коперника. Критика религиозной картины мира и средневекового миропонимания.

Учение Дж. Бруно о «Боге в вещах», о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Влияние Бруно на развитие философии Нового времени.

Картина мира в эпоху Возрождения. Ренессанс и становление новоевропейской науки и философии.

Свободомыслие и скептицизм Возрождения. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» Мишеля Монтеня.

Реформация и контрреформация. Движения за реформу церкви. Личность и учение Эразма Роттердамского. Протестантизм Мартина Лютера. Учение Жана Кальвина о предопределении. Ульрих Цвингли. Реформация и августианская традиция. Протестанская этика. Приспособление религии к новой эпохе. Усиление веротерпимости.

Социальная философия эпохи Возрождения. Логика власти в «Государе» Н.Макиавелли. Разграничение политики и морали. Проблема власти и насилия, цели и средств её осуществления. «Макиавеллизм». Социальные утопии: «Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф.Бэкона.
Тема 5. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.).

Философия европейского Просвещения

Социальные и культурные предпосылки становления новоевропейской философии. Развитие капитализма в Европе. Ранние буржуазные революции. Великие географические открытия. Формирование классической науки. Галилей и Ньютон – основоположники фундаментального экспериментально математического естествознания; его успехи. Формирование механико-материалистической картины природы.

Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Наукоцентризм в философии Нового времени. Процесс секуляризации и автономизации философского знания. Понятие познающего субъекта. Утверждение автономии и суверенности конечного человеческого разума. Фундаментальное значение противоположности «субъект-объект» в философии Нового времени. Основная гносеологическая проблема и способы её решения.

Истина как достоверность. Критерии необходимости, общезначимости и воспроизводимости истины. Проблема метода в философии Нового времени. Практически инструментальный характер новоевропейской трактовки знания. Практика как методическое применение знания. Философия и новая наука.

Проблема и понятие субстанции в метафизике XVII века.

Полемика рационалистической и эмпирической тенденции в философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология.



Начало философии Нового времени. Р. Декарт. Принцип философии Декарта. Картезианское сомнение. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Доказательство существования Бога. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врождённых идеях. Ясность и отчётливость как критерии истины. Проблема и правила метода. Понятие субстанции. Дуализм Декарта: «вещь мыслящая» и «вещь протяжённая». Психофизическая проблема.

Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Тождество истины и пользы, знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании. Учение Бэкона о методе. Разработка индуктивной методологии науки.



Рационалистическая метафизика в XVII веке. Б. Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанция. Метод построения системы. Понятия «природы порождающей» и «природы порождённой». Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы, понятие «свободной необходимости». Свобода как осознанная необходимость.

Г.Ф. Лейбниц. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Метафизические истины и принцип противоречия. Действительность и закон достаточного основания.



Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика концепции врождённых идей. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум» у Локка. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Локковская теория абстракции. Учение о первичных и вторичных качествах. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства.

Д. Юм. Радикальный гносеологический скептицизм Юма. Учение о восприятиях. Ассоциация и образование сложных идей. Учение Юма о причинности. Психологический атомизм Юма и проблема тождества Я. Вера и привычка.

Первые разочарования в механистическом материализме XVII в. Блез Паскаль. Тема бессилия «доводов разума» перед «доводами сердца».

Основные идеи социальной философии Нового времени. Проблема «человек – общество – государство» в трудах мыслителей XVII в. Концепция естественных прав человека, гражданского общества и правового государства в социальном контексте эпохи. Концепция общественного договора. Томас Гоббс «Левиафан». Философское обоснование либерализма Дж. Локком: свобода и плюрализм.

Философия Просвещения. Эпоха Просвещения. Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, антиклерикализм, атеизм, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Критика феодализма и религии. Ориентация на светскую культуру. Концепция суверенной личности. Идеалы и программы правового общества. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования знания. Своеобразие национальных форм просвещения: английского, французского, немецкого.

Французское Просвещение – наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Просвещение и Французская революция. Этапы и направления во французском Просвещении. Критика истории, общества и церкви. Ф. Вольтер. Ш.Л. Монтескье.

Материалистическая тенденция во французском Просвещении. Философия природы эпохи Просвещения: идеи самодвижения и круговорота материи (П.Гольбах), эволюции живой природы (Ж.Ламетри, Д.Дидро). Механистический детерминизм натурфилософии просветителей и проблема необходимости и случайности в природе и человеческой жизни.

Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. А.Р.Тюрго и Ж.А.Кондорсе. Критика цивилизационного состояния Ж.-Ж Руссо. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Радикальная программа политического правового порядка в «Общественном договоре» Руссо.

Просветительская трактовка человеческой природы. Индивидуальное и всеобщее, природное и социальное в человеке. Идея определяющей роли социальной среды и воспитания в формировании человека. Нравственные и педагогические взгляды просветителей (Г.Лессинг, И.Гёте, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций).

Немецкое просвещение. Новаторская философская мысль в области этетики (Лессинг и др.). Философия языка, теория познания. И.Ф.Гердер. Концепция историчности природы и общества. И.Гёте. Учение о развитии мира как видоизменения его форм и о диалектических «полярностях». Пафос действия. Влияние идей Просвещения на немецкую классическую философию.

Разум и свобода «естественного индивида» в философии английского Просвещения (А. Коллинз, Дж. Пристли).

Американское просвещение. Б.Франклин, Т.Джеферсон, Т.Пейн и др. Воплощение идей Просвещения в «Декларации прав человека» и Конституции США.

Идеи Просвещения в России. М.В.Ломоносов. Христианский платонизм: Г.С.Сковорода, М.М.Щербатов. Формирование нерелигиозной философии. Деизм. А.Н.Радищев, трактат «О человеке, его смерти и бессмертии». Программы декабристов. Формирование и развитие традиции русской университетской философии.
Тема 6. Немецкая классическая философия (конец XVIII – XIX вв.)

Французская революция, её влияние на ситуацию в Европе. Германия конца XVIII – начала XIX вв.: особенности экономического и социального развития. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Романтическая философия: требование свободной самореализации личности, представление об органической целостности и равноценности многообразных культур, о необратимости исторического процесса. Классическая немецкая философия – духовное выражение противоречия утверждения буржуазной эпохи.



Критическая философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Понятие трасцендентального субъекта. Априоризм Канта.

Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Идеи чистого разума. Паралогизмы, антиномии и идеалы чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума.

Моральная философия Канта. Категорический императив как закон практического разума. Формализм моральной философии Канта. Свобода и долг. Проблема Бога и бессмертия души в моральной философии Канта.

Этическая и телеологическая способность суждения в «Критике способности суждения». Понятие эстетического. Моменты суждения вкуса о прекрасном. Каузальное объяснение и телеологическое рассмотрение природы. Кант о культуре как «последней цели» природы. Философия истории Канта.



Философия И.Г. Фихте. Фихте о принципе и системе философии. Тождество субъекта и объекта в философии Фихте. Основоположения «наукоучения» и диалектика Фихте.

Философоия Ф.В.Й.Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Шеллинг о диалектике природы; учение о полярностях. Понятие «абсолютного тождества». «Позитивная философия» позднего Шеллинга и критика «негативной философии».

Философия Г.В.Ф.Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции-субъекте.

«Энциклопедия философских наук», её структура. Философия как логика. Учение о бытии. Учение о сущности. Учение о понятии. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа.

Гегель о «разумной действительности». Гражданское общество и государство. Философия истории Гегеля. История как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Историческое и логическое в философии Гегеля. Гегель об «абсолютном духе» и его ступенях.

Разложение гегелевской школы. Л.Фейербах. Полемика «старогельянцев» и «младогегельянцев». «Младогегельянцы». Их эволюция от критики религии к проектам радикального изменения общества. Отход от классических толкований сущего. Понятие «чувственность» (Фейербах), «труд» (К.Маркс) и др. Темы: отчуждённое сознание, философия и практика, христианская мораль и атеизм. Тенденции индивидуализма (Б.Бауэр, М.Штирнер) и «коммунности» (Л.Фейербах, К.Маркс). Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. «Конец» классической немецкой философии, её преодоление и возрождение в философских учениях XIX – ХХ вв.
Тема 7. Неклассическая философия XIX – начала ХХ вв.

Позитивизм. Позитивизм как идеология. Эмпирическая философия науки. Возрождение традиции британского эмпиризма, французского энциклопедизма и мотивов Просвещения.

Первый позитивизм. Программа «позитивной философии» О.Конта. Философия и наука, предмет философии. «Закон трех стадий развития человеческого духа» О.Конта как универсальный закон истории. Социология в системе наук. Учение о социальной статике и социальной динамике. Порядок и прогресс.

Радикальный эмпиризм Д.С.Милля. Разработка теории познания на основе идей Д.Юма. Опытное, индуктивное толкование всего познания, включая математику и логику.

Эволюционизм Г. Спенсера. Органическая теория общества Спенсера.

Второй позитивизм – эмпириокритицизм или махизм. Р.Авенариус, Э.Мах и др. Кризис механико-материалистического обоснования физики. Р.Авенариус и критика метафизического материализма. «Механика» Маха и критика классической механики. Методологический принцип «чистого» описания. Теория «принципиальной координации».

Третий позитивизм – «логический эмпиризм». Логический позитивизм «Венского кружка». «Логический эмпиризм» в США. М.Шлик и Р.Карнап. Программа радикального эмпиризма на основе применения аппарата символической логики. Логический эмпиризм. Концепция чистого опыта и редукция теоретических положений к опытной основе. Принцип верификации научных утверждений. Проблема разграничения науки и метафизики. Неудачи в реализации программы. Пересмотр позиций. Влияние позитивизма в России XIX – XX вв. Позитивное мышление и позитивизм как философская установка. Философская ограниченность сциентизма.

Философия К.Маркса. Идеология марксизма. Формирование философских позиций Маркса. Философия и практика. Философия истории. Основные положения материалистического понимания истории. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Теория идеологии. Субъект истории. Историцизм в понимании философских проблем.

Исторический процесс воспроизводства общественной жизни. Общественный прогресс и его критерии. Историческое место и роль капитализма в истории. Маркс об основных чертах коммунистической формации.

Философская антропология К.Маркса. Человек – активное практическое, предметное существо. Социальная природа человека. Индивиды и социальные группы. Конфликтность общественной практики. Отчуждение человека в социальной истории. Грани и исторические формы свободы. Догматизация и вульогаризация идей социальной философии К.Маркса. Русский марксизм.

Философия К.Маркса, идеология марксизма и исторические реалии ХХ столетия. «Марксизм-ленинизм». Основной вопрос философии и философское понятие материи. Проблемы теории познания в философии марксизма. Проблема исторической «вины» мыслителя и корректного освобождения от идеологии и практики «марксизма».



Неокантианство. Неокантианство и Кант. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Г.Коген, П.Наторп).

Баденская школа неокантианства (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).



Философия иррационального. Предпосылки философии А.Шопенгауэра. Волюнтаризма Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. «Воля к жизни» и её объективации. Метафизика морали. Пессимизм. Критика нравственного императива И.Канта. Мысли о роли страданий и сострадания. Поиск путей преодоления зла в мире.

Основные понятия и принципы философии С. Кьеркегора. Антигегельянство. Критика рационализма. Религиозный характер философии. Учение о трёх формах человеческого бытия: этической, эстетической, религиозной. Интерес к индивидуальному существованию человека – его экзистенции. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора: учение о «стадиях жизни», «моральная диалектика» как средство самоопределения человека.

Философия Ф. Ницше. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Понятие «трагической эпохи». Интерпретация греческой философии и культуры: «аполлоническое» и «дионисийское» начала. Программа «переоценки всех ценностей». «Имморализм» и критика рационализма, понятий истины, добра, цели, морали. Феномен «европейского нигилизма», его трактовка у Ницше. Особенности «антихристианства» Ницше. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». Образ Заратустры как проповедника и мыслителя. Идея «вечного возвращения». Социально-политическая концепция Ницше. Фальсификация философского наследия Ф. Ницше. Философия Ницше в России. Современные интерпретации его философии.

Морфология культуры и основные идеи философии истории О.Шпенглера.

Интуитивизм А. Бергсона: понятия инстинкта, интеллекта, интуиции в «Творческой эволюции».

Философия прагматизма. Прагматизм в контексте американской духовной традиции. Возникновение прагматизма (70-е годы XIX в., США). Американский «синтез» европейских идей британского эмпиризма и утилитаризма, классического рационализма, Просвещения. Критика абсолютного идеализма неогегельянства. Программа «реконструкции философии» с целью сделать её практически значимой. Ч.С.Пирс – основоположник прагматизма. Его программные статьи. Толкование истины как полезного мнения, направляющего действие. Логика, семиотика, теория познания и метафизика Пирса, их влияние на другие философские концепции.

Радикальный эмпиризм У.Джеймса. Понимание опыта как «потока сознания» или «потока жизни». «Плюралистическая вселенная». Понимание истины как полезности идеи. Прагматизм как метод «улаживания философских споров». Прагматическое оправдание религиозной веры.


Тема 8. История русской философии

Русская философия XI-XVII вв. Зарождение философии на Руси. Религиозно-философские вопросы в произведениях древнерусской литературы.

Русская философия XVIII в. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм и атомизм. Своеобразие просвещения в России и его представители (Д.С.Аничков, Я.П.Козельский, Н.И.Новиков).

А.Н.Радищев как критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке.

Русская философия XIX века. П.Я.Чаадаев. Оценка исторического прошлого России и её современного состояния. Религиозная историосфофия.

В.Г.Белинский. Философская проблематика в литературной критике Белинского. А.И.Герцен. Разработка диалектического метода. Критика идеи разумности истории. «Русский социализм».

Западничество и славянофильство 30-50-х гг. Разработка славянофильской идеологии: А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторических судеб России.

Философия русской радикальной демократии 50-60-х гг. Н.Г.Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Эстетика Н.Г.Чернышевского. Д.И.Писарев: материализм и наука.

Философская мысль народников. Народничество в России: содержание и этапы. Социально-философские позиции и концепция анархизма М.А.Бакунина. П.Л.Лавров: субъективная социология, роль личности в истории. Н.К.Михайловский: субъективный метод в социологии и проблема личности. «Геро» и «Толпа».

В.С.Соловьёв. Критика философии «отвлечённых начал». Программа «цельного знания». Философия всеединства. Философия истории и моральная философия.

Русская философия ХХ века. Философия всеединства. Основные идеи религиозной философии в трудах С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Н.Трубецкого, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка. Религия как предпосылка объективного и субъективного мира. Софиология. Тождество знания и веры. «Всеединство» и «соборность».

Экзистенциально-религиозная философия. Н.А.Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. «Русская идея». Л.И.Шестов. Проблемы веры и философский иррационализм.

Интуитивизм Н.О.Лосского. Метафизика иерархического персонализма. Интуиция в теории познания. Концепция абсолютного добра.

Космизм. К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский: учение о ноосфере.

Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов. Основные философские труды и проблематика. В.И.Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций.

Философия советского периода. Основные вопросы и проблемы.


Тема 9. Философия в ХХ веке

Главные проблемы и тенденции философии ХХ века. «Школы» и «тематические направления». Скептицизм и антисциентизм. Место и роль философии в культуре ХХ века.



Прагматизм и неопрагматизм. Инструментализм Д. Дьюи. Р.Рорти. Распространение и влияние прагматизма в США и других странах. Прагматический подход к проблемам семиотики, логики, методологии науки, педагогики, политики. Прагматизм и философская мысль наших дней. Проблема корректной оценки философии прагматизма.

Психоанализ. З. Фрейд и начало психоанализа. Идея иерархичности человеческой психики (сознание и бессознательное, Оно, Я и сверх Я). Культура как принуждение и подавление первичных позывов.

Индивидуальная психология А.Адлера. Критика теории либидо. Стратегия компенсации и жизненный проект. Важность культурных факторов для формирования социально-значимой цели. «Ревизионистский психоанализ К.Хорни. Роль культурных детерминант в формировании личности. Г.С.Салливан. Личность как отражение оценок окружающих и место пересечения взаимоотношений. Механизм раннего окультуривания. Значимость культурных ценностей. Эмпатия. Удовлетворение и тревога. «Гуманистический психоанализ» Э.Форомма.

«Аналитическая психология» К.-Г. Юнга. Переосмысление идеи иерархичности человеческой психики. «Коллективное бессознательное» как уровень психического целостного. Архетип как символическое выражение коллективного бессознательного. Нуминозное воздействие архетипов. Проблема репродукции в художественной культуре константных тем и образов. Влияние теории архетипов на школу мифокритики.

Структурный психоанализ Ж.Лакана. Реальное, воображаемое, символическое как три инстанции психического аппарата человека.



Философия науки. Наука как предмет философской рефлексии. Социокультурные предпосылки генезиса и развития философии науки.

Аналитическая философия ХХ века. Становление и источники: Дж. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. «Логико-философский трактат» Л.Витгенштейна. Основные темы аналитической философии. Логический позитивизм (М.Шлик, Р.Карнап, О.Нейрат и др.), его основные идеи: критика метафизики, принцип верификации, конвенционализм, физикализм. Лингвистическая философия (Дж. Мур, Л. Витгенштейн и др.) о «терапии языка», «языковых играх», «новой метафике». Философская программа неопозитивизма и её кризис (Р.Карнап, Г.Рейхенбах).

Постпозитивисткий этап в развитии философии науки, его критериальные черты.

Критический рационализм К.Поппера. Фальсификация как метод демаркации научного и ненаучного знания. Концепция роста науки. Теория «Трёх миров».

Историческая школа в философии науки. Концепция «нового духа науки». Г.Башляр. Историческая динамика науки Т.Куна.

Философский анализ методологии научного познания: концепции «парадигмального знания» Т.Куна, «исследовательских программ» И.Лакатоса, «тематического анализа» Дж. Колтона., «методологического анархизма» П.Фейрерабенда.

Концепции научной рациональности: Х.Патнем, В.Ньютон-Смит, Л.Лаудан и др. Эволюционная эпистемология: К.Лоренц, К.Поппер, Г.Фолмер и др. Генетическая эпистемология Ж.Пиаже. Натурализованная эпистемология Х.Куайна.

Расширение проблемного поля современной философии науки, её потенции и перспективы.



Феноменология. Феноменологическая философия Э.Гуссерля и её теоретические предпосылки. Проект феноменологии «как строгой науки». Критика психологизма. Гуссерлевское понятие наукоучения. Требовние беспредпосылочности. Феноменологическая редукция. Эпохэ. Эйдос. Феномен. Сознание как поток. Понятие интенциональности сознания. Ноэма и ноэзис. Учение о времени. Понятие жизненного мира. Проблема интерсубъективности.

Развитие феноменологии в работах М.Шеллера, М.Хайдеггера, Р.Ингардена, Ж.-П. Сартра, М.Мерло-Понти, А.Шюца.



Философия экзистенциализма. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Становление и эволюция экзистенциализма. Соотношение экзистенциализма и экзистенциальной философии. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Светский экзистенциализм: М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю и др. Религиозный экзистенциализм: К.Ясперс, Г.Марсель и др.

Понятие экзистенции. Истолкование понятий бытия и небытия. Граничные ситуации. Соотношение бытия, существования и сущности. Временность. Фактичность. Историчность. Конечность. Основные модусы человеческого существования. Забота, ужас, радость, тоска, вина. Выбор, свобода и ответственность. Проблема подлинности существования. Проблема абсолюта и отношение экзистенциализма к религиозной вере. Отношение к рациональности.



Философия языка. Исторические формы философствования о языке. Лингвистический поворот в философии ХХ века. Классический лингвистический структурализм Ф. де Соссюра.

Аналитический проект философии языка. Логический позитивизм Б.Рассела. теория типов. Теория дескрипций. Понятие пропозициональной функции. Теория языка. Л.Витгенштейн. «Логико-философский трактат». Философия как критика языка. Понятие мистического. Граница выразимого. Проблема значения. «Философские исследования». Понятие языковой игры. Связь практики языка и «форм жизни». Теория семейного сходства. Язык как метод концептуального прояснения.

Феноменолого-герметевтический проект философии языка. Философия языка. М.Мерло-Понти. Язык как форма самораскрытия бытия. «Поворот» к языковой проблематике позднего М.Хайдеггера. Теория языка Г.-Г. Гадамера. Метафизическая модель языка. Теологическая модель языка. Антропологическая модель языка. Язык как опыт мира. Спекулятивная структура языка. Вербальность как определение герменевтического предмета и герменевтического процесса.

Конвергенция герменевтической и аналитической программ.



Философская герменевтика. Историческое происхождение герменевтики и её философское осмысление (Ф.Шлейермахер, В.Дильтей). Актуальность герменевтики. Основные понятия и проблемы современной философской герменевтики. Проблема герменевтического предмета и объективности гуманитарных наук. Современный герменевтический анализ.

Два основных типа герменевтики. Сравнительный анализ герменевтических стратегий.

Античное искусство истолкования. Канон средневековой экзегетики. Основные этапы развития протестантской герменевтики. Романтическая герменевтика. Становление современной философской герменевтики. Основные принципы философской герменевтики Г.-Г.Гадамера. М.Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия.

Развитие герменевтической программы. Э.Бетти. Герменевтика как основная методика наук о духе. П.Рикёр. Проблема человека и конфликт интерпретаций. Л.Парёсон. Личность как орган истины. Д.Ваттимо. Проблема «дольного» мышления.



Структурализм и философия постмодерна (постсруктурализм). Философский смысл структурализма. Структурные методы в гуманитарных наука и философский структурализм. Культура как текст. Л.Витгенштейн и проблема недостаточности языковых средств. Основные принципы структурного анализа как универсального метода интерпретации реальности. Эволюция структурализма. Структурная антропология К.Леви-Стросса. Структурная антропология К.Леви-Брюля и У.Эко. Семиотические исследования и концепция «письма» Р.Барта. «Археология знания» М.Фуко.

Происхождение и смысл понятия «постмодерн». Постмодерн и модерн. Ж.-Ф.Лиотар о «ситуации постмодерна». Постмодернизм как культурная стратегия. Понятие деконструкции, теория «смерти автора» и тактика «двойного кодирования». Стиль постмодерна как метавысказывание и интеллектуальный коллаж. После постмодерна: накануне новой парадигмы.



Религиозная философия. Традиционалистские и модернистские тенденции в религиозной философии (Ж.Маритен, Э.Жильсон, Г.Марсель). Теологический эволюционизм Тейяра де Шардена.

Основные принципы и современное состояние неотомизма. Рациональное раскрытие и оправдание истин теологии как задача философии неотомизма: синтез веры и разума. Личность как самодеятельная духовная субстанция. Личность и общество: концепция солидаризма.

Персонализм, его идейные истоки и философское своеобразие. Традиционное и нетрадиционное в персонализме. «Творческая персональность» как фундаментальная онтологическая категория персонализма. Концепция кризиса европейского гуманизма в персонализме. Персоналистская философия истории. Религиозная антропология М.Бубера, «Я-Ты-связь» – универсальный код общения с природой и духовной средой.
Тема 10. Онтология.

Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физические понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Проблемы бытия в истории мысли.

Проблема бытия и небытия в философской традиции Востока и Запада. Становление классической онтологии в античной философии (Парменид, Платон, Аристотель). Субстанциальная интерпретация бытия. Учение о бытии в средневековой философии.

«Картезианский переворот» в онтологической парадигме философствования. Онтология Нового времени. Атрибутивная трактовка бытия. Социокультурные основания генезиса и развития онтологии человеческой субъективности. «Фундаментальная онтология» М.Хайдеггера. Проблема онтологии культуры.

Бытие и сущее. Категории как высшие роды бытия, и категории как ступени познания. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, целое и часть, количество и качество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.

Единство сущего и многообразие существующего. Сущность и существование. Сущность как субстанция. Субстанция и акциденции. Многокачественность субстанции: качества первичные и вторичные.

Структуры реальности. Мир вещей и мир идей. Объективность идеального. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. Единство и многообразие материального мира. Современные представления о структуре и уровнях организации материи.

Понятие вещи. Вещи и признаки; признаки и свойства. Свойства и отношения. Отношения внутренние и внешние.

Пространство и время. Объективные и субъективные концепции пространства и времени. Субстанциональные и реляционные теории пространства и времени. Время статическое и динамическое, циклическое и линейное. Направление времени. Бесконечность времени и пространства.

Движение. Становление, изменение, развитие. Самодвижение и движение как результат внешнего воздействия. Основные формы движения. Эволюция и революция. Процессы развития. Прогрессивные, регрессивные и иные тенденции развития. Проблема критериев прогресса. Принцип историзма.

Принцип детерминизма. Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходимость, вероятность, целесообразность. Закон как выражение необходимости. Законы динамические и статистические. Детерминизм и проблема свободы. Индетерминизм.
Тема 11. Природа, жизнь, человек. Универсальные связи бытия.

Философские образы природы. Природа как объективная реальность. Понятие природы. Образы природы в мифах, религиях, искусстве, обыденном сознании. Опосредованность представлений о природе человеческой практикой, культурой. Философия природы – обобщение исторического опыта её освоения. Человек в природе: «включённость» и «противостояние». Органическая связь жизни человека с естественными условиями его существования. Преобразование природы – способ человеческого существования в мире. Духовная связь человека с природой.

Природа неживая (основной закон возрастания энтропии, деструкция), и живая (негэнтропия, порядок, развитие). Философские проблемы живого.

Материальный мир: его разнообразие, единство, целостность; микромир, макромир, мегамир, их взаимосвязь. Закономерность и случайность, порядок и беспорядок, гармония и хаос в природе. Идеи синергетики в современном миропонимании. Бесконечность и неисчерпаемость мирового целого, проблема существования иных возможных миров В.Гейзенберг, М.А.Марков, И.Пригожин, П.А.Флоренский).

Вселенная, её происхождение, развитие и структура. Поступательность, необратимость и круговороты космической эволюции. Связь земных и космических процессов. Пространственно-временная организация космической и земной эволюции (Я.Б.Зельдович, А.А.Фридман, С.Хокинг, А.Эйнштейн).

Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной, Биосфера и ноосфера. Жизнь как земной и космический феномен, проблема её сущности, происхождения, распространённости, разнообразия форм, конечности и бесконечности. Отражательные, информационные и самоорганизующиеся процессы как основа современного научного объяснения жизни. Биосфера, уровни её организации и включённость в геологические и космические процессы. Биологические пространство и время (А.Бергсон, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, Тейяр де Шарден).

Человек в природе: во Вселенной и на Земле. Антропный принцип в космологии. Концепция ноосферы, её научные и религиозно-мистические трактовки. Проблема разумной жизни во Вселенной, её форм, возможностей иных цивилизаций и поисков контактов с ними (В.И.Вернадский, С.Лем, Н.Н.Моисеев, Н.Ф.Фёдоров, И.С.Шкловский).

Проблема естественная и искусственная. Идея «господства над природой» и результаты её реализации. Концепция коэволюционного развития. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.


Тема 12. Философия сознания. Сознание и бытие. Структура сознания

Сознание и бытие. Отношение к миру, к другому, к самому себе. Сознание и самосознание.

Проблема определения сознания как «предмета» философской рефлексии. Экспликация проблемы сознания в философии Р.Декарта. Психофизическая проблема. Различение материалистических и идеалистических трактовок соотношения бытия и сознания. Сознание и бессознательное. Учение Г.В.Лейбница о перцепциях и апперцепциях. А.Шопенгауэр и Ф.Ницше о примате воли перед сознанием. Психоаналитическая концепция соотношения сознания и бессознательного. Проблема соотношения бытия и сознания в марксистко-ленинской философии. Учение о сознании как отражении. Проблема идеальности сознания. Феноменологическая концепция сознания. Сознание как поток. Интенциональность сознания. Сознание как негация.



Понятие психики. Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки развития психики. Мозг и психика. Психофизиологическая проблема. Строение, локализация и специфика мозговых функций.

Бессознательное как психический феномен. Энергетика и структура бессознательного («Оно», «Я», «сверх-Я», по З.Фрейду; «архетипы бессознательного» по К.Юнгу). Неклассический психоанализ личности (Лэнг, Эриксон).

Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Сознание и самосознание. Сознание как деятельность и как совокупность знаний. Феноменология сознания («явления», «процессы», «акты/действия», «состояния», «функции», «способности»).



Структура сознания. Когнитивно-информационные процессы. Виды перцептивных процессов (ощущение, восприятие, представление). Мыслительные процессы (языко-речевые, образно-наглядные, понятийно-логические). Образное и понятийное мышление. Интуиция, воображение, творчество.

Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта.

Эмоционально-психический мир сознания, структура и функции эмоций, разнообразие эмоциональных состояний (аффекты, переживания, переоценка ценностей в ситуации стресса, фрустрации). Мир эмоционального общения (доверие, любовь, привязанность, надежда).

Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности. Принятие решений.

Память – способность запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт.

Сознание и личность. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации. Сознание и понимание. Сознание как познавательная деятельность. Проблемы интенциональности, инструментально-операциональной оснащённости, мотивации.

Интерсубъективная. Диалогическая и игровая природа сознания.



Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология как форма общественного сознания. Идеология и власть. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.
Тема 13. Гносеология. Познание, знание, истина: современное философское осмысление

Гносеология, её предмет и проблемное поле. Социокультурная природа познавательной деятельности. Многообразие видов познания и форм знания. Практика, её гносеологический статус и функции.

Проблема познаваемости мира: оптимистический и пессимистический варианты её решения.

Проблема познания в античной философии: знание и созерцание. Гносеология Нового времени: знание и опыт. Современная гносеология; знание и экзистенция.

Познание как предмет философского анализа. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная, иррациональная стороны познания. Многообразие форм познания. Научные, преднаучные и вненаучные формы знания. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Сенсуализм и рационализм. Знание и вера. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности. Познание научное и художественное. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия. Интуитивное и дискурсивное познание. Познание и творчество. Этапы и уровни знания.

Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания. Основные исторические модели субъект-объектных отношений в познавательном процессе: объектно-натуралистическая, субъектно-рефлексивная, полисубъектно-деятельностная. Человек как субъект познания: проблема интерсубъективности. Объект как «данность» и объект как «конструкция». Объекты материальные и идеальные. Проблема обоснования знания.

Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития: теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когеренции). Истина – субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Истина и ценность. Основные философские концепции истины: классическая, когерентная, прагматическая, дескриптивная. Проблема плюрализма истин. Истина и оценка, истина и правда.

Философия научного познания. Наука как феномен культуры. Три аспекта бытия науки: наука как деятельность, система знания, социальный институт. Наука в её отношениях с другими компонентами культуры.

Специфика научного познания. Понятие метода научного исследования и формы научного знания. Основные уровни научного исследования, их сущность и когнитивный статус.

Эмпирическое познание и его структура. Стадии эмпирического исследования, его основные методы и формы знания.

Теоретическое познание и его структура. Понятие идеального объекта теории. Основные методы теоретического исследования. Важнейшие формы теоретического знания.

Метатеоретические основания научного исследования: научные картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания научного поиска. Особенность технического и технологического знания. Средства и способы познания в научно-технической и инженерной действительности.

Динамика научного знания. Традиции инновации в науке. Научные революции, их основные типы. Исторические формы научной рациональности.

Социальные факторы научной деятельности. Феномен институализации науки. Структура науки как социального института. Научные сообщества, их исторические типы. Этос науки и проблема ответственности учёного. Социальные функции науки.

Проблема генезиса науки. Преднаука как феномен традиционных обществ. Становление первых форм науки в античной Греции. Наука Средневековья. Формирование классической науки в Новое время. Неклассическая наука ХХ века: основные принципы и идеи.

Основные тенденции развития науки в XXI веке. Гуманистические ориентиры современной науки.

Философия социального и гуманитарного познания. Методы социального познания и методы социальной философии. Природа социально-философского познания. Социальное познание и гуманитарное познание.

Проблема предмета и метода гуманитарного знания в условиях естественнонаучной экспансии XIX в. Поиски гуманитарными науками объективных законов естественнонаучного типа.

Идея специфики гуманитарного познания. В. Дильтей: обоснование наук о духе. Разграничение наук о природе и наук о духе по предмету.

Статус гуманитарных наук в концепции В.Виндельбанда. Понятие номотетических наук. Понятие идеографических наук. Предметное и методологическое различение наук о духе и наук о природе. Понятие ценности. Проблема гуманитарного познания в работах Г.Риккерат. Генерализирующий метод естествознания и индивидуализирующий метод исторического познания.

Проблема специфики гуманитарного знания в философском творчестве Г.Зиммеля. Понятие жизни. Понятие факта. Интерпретация культуры в работах Г.Зиммеля. социологические концепции Г.Зиммеля.

Г.-Г. Гадамер: критика экспансии естественнонаучной методологии. Обоснование специфики гуманитарного метода познания.


Тема 14. Основы социальной философии. Общество. Культура. Философия истории

Основные проблемы и понятия социальной философии. Место социальной философии в системе философского знания. Предмет социальной философии. Социальная философия и современное социально-гуманитарное знание. Социальная философия и теоретическая социология.

Антропосоциогенез как философская проблема. Структура жизненного опыта человека.

Специфика социальной реальности и основные стратегии её интерпретации в современной философии. Проблемы социальной онтологии. Структура общества. Нелинейность общественного развития.

Исследовательские программы в обществознании. Натуралистическая программа и её версии: методологический редукционизм, эноцентризм, органицизм. Культурно-историческая программа. Психологическая и социопсихологическая исследовательские программы. Общество в интерпретации политического психоанализа. Исследовательские программа классического и постклассического марксизма. Общество как продукт общественной рационализации в концепции социального действия М.Вебер. Социальная реальность как феномен символической интеракции (Дж. Г. Мид). Общество в интерпретации структурного функционализма (Т.Парсонс). Общественная рациональность и коммуникативное действие, «система» и «жизненный мир» Ю.Хабермаса.

Понятие этноса. Виды этносоциальных общностей, их историческая динамика. Основные тенденции эносоциальных процессов в современном мире.

Философия истории. Основные понятие и проблемы философии истории. Структура и сущность исторического сознания. Условия и предпосылки становления идеи истории.

Античная историография, античная наука и античная философия. Христианская картина мира и её влияние на становление исторического сознания. Идея истории в средневековой Европе.

Европейский рационализм и десакрализация теологии истории. Проблема метода исторического знания. Идея истории в интерпретации Дж. Б. Вико.

Философия истории эпохи Просвещения. Становление идеи прогресса. О.Конт и исторический позитивизм.

Классическая философия истории. Идеал всеобщей истории И.Канта. Познаваемость истории и цель природы. История как становление свободы у Фихте. Философия истории Гегеля. Основные принципы классической философии истории. Материалистическое понимание истории К.Маркса.

«Прогрессизм» и «регрессизм» как методологические версии понимания исторического процесса.

Кризис идеи истории. Ф.Ницше: критика исторической культуры. Реконструкция исторического сознания. Критика исторического разума В.Дильтея. Проблема историчности субъекта: Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер.

Новая попытка восстановления универсальной истории. Проблема направленности и смысла истории. Линейные и нелинейные интерпретации социальной динамики. Морфология мировой истории в концепции О.Шпенглера. А.Тойнби. Смысл и назначение истории в концепции К.Ясперса. Методология социальных и исторических наук в трудах М.Вебера.

Преодоление историзма. Идея единства и многовариантности исторического развития. Постмодернистская интерпретация истории.

Общество как развивающаяся система. Проблемы критериев социальной стратификации. Понятие социальной структуры. Основные типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая, микросоциальная). Единство материального и идеального в структуре социальной практики. Проблема предпосылок и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий. Понятие социального конфликта. Понятие социального субъекта: народ, толпа, масса, элита.

Философские проблемы цивилизационной динамики. Понятие цивилизации, его полисемантичность. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная). Формационный, культурологический и цивилизационный подходы к анализу общества.

Система хозяйствования и ей историческая динамика в цивилазционном процессе. Человек в системе экономических отношений. Феномен техники в общественной жизни. Технократизм как социокультурное явление. Современная технологическая революция.

Феномен власти. Социально-философские концепции власти. Традиционный, харизматический и легальный типы власти (М.Вебер). Власть и политика. Политические институты, политические отношения и политическое сознание. Политическая власть и социальный интерес. Право и закон, право и мораль как формы регуляции общественных отношений. Государство как социально-правовой и политический институт. Типы и формы государства. Государство и гражданское общество. Понятие политического режима. Тоталитаризм как феномен ХХ века.

Философия культуры. Феномен культуры. Основные современные концепции культуры (семиотическая, деятельностная, игровая, репрессивная). Культура как развивающаяся система. Архетипы, идеалы и категории культуры. Культура и цивилизация. Мир культуры и мир личности. Повседневность как непосредственное бытие культуры. Полифоничность культуры. Основные типы культуротворчества (искусство, религия, мораль, наука, философия). Традиция и новация в культурной динамике. Культура и контркультура. Диалог культур.

Культура и нравственность. Мораль как форма нормативной регуляции человеческого поведения. Проблема источников нравственных императивов. Нравственная культура и гражданственность. Этика авторитарная и гуманистическая. Религия как феномен культуры. Многообразие форм религиозного опыта. Феномен мировой религии. Феномен искусства. Специфика эстетического отношения человека к действительности. Классическое, неклассическое и постклассическое искусство.

Современные футурологические модели и проблема духовного единства человечества. Экологические императивы современности.
Тема 15. Введение философскую антропологию. Проблема человека

Философская антропология в структуре знания. Антропологическая парадигма в философии. Биология и антропология. Археология, этнография и антропология. Психоанализ и антропология.



Основные проблемы и понятия философской антропологии. Проблема природы и сущности человека, его места и назначения в мире. Человек как творец и творение культуры. Человек и история. Культутно-исторические парадигмы человека: мифологические, античные, средневековые, ренессансные и новоевропейские воззрения. «Антропологический поворот» в европейской философии XIX-XX вв. Статус философской антропологии в современном социально-гуманитарном познании. Синтез философского и научного знания в философской антропологии.

Философские концепции антропогенеза. Мировоззренческое значение проблемы антропогенеза. Древние предфилософские и философские воззрения на происхождение человека. Библейское учение о происхождении человека и его философские интерпретации. Эволюционная и трудовая концепции антропогенеза. Проблема возникновения языка, сознания и общественной жизни. Соотношение антропо- и культурогенеза.

История антропологических взглядов и учений. Первобытное мышление. Забота о себе в античной философии. Человек и Бог: религиозная антропология. Споры о свободы воли. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Человек машина (Ламетри). «Феноменология духа» Гегеля. Метафизика воли (А.Шопенгауэр). Болезнь смерти (С.Кьеркегор). Воля к власти (Ф.Ницше). Теория эволюции Ч.Дарвина и проблема происхождения человека. Кризис идеи «человека».

Концепции человека в русской философии. Существо, назначение и смысл существования человека в концепциях В.С.Соловьёва, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, П.А.Флоренского.

Антропологическая константа в ХХ веке. Учение М.Шелера о свободе и «объективности» человека, об антагонизме духовного и витального начал. Антропологическая концепция Г.Плеснера: человек – непостижимое, эксцентрическое существо, «открытый вопрос». Философско-биологическая антропология А.Гелена. Культурно-философская антропология Э.Ротхакера и М.Ландмана.

Психоаналитические, экзистенциалистские и структуралистские концепции человека. Неотомистские и протестантские воззрения на человека. (Шарден, Хайдеггер, Ясперс, Хейзинга, Кассирер, Лакан, Камю, Сартр).



Аналитика человеческого бытия. Структура и формы сознания. Происхождение сознания. Бессознательное. Разум и безумие. Эмоциональное и рациональное. Воля и разум, проблема желания. Телесность как феномен культуры. Концепции сексуальности. Любовь и ненависть. Жизнь и смерть. Смысл жизни. Коммуникативные структуры и пространства повседневности. Идентификация, проблема «Я». Отчуждение, проблема «Другого». Социальная дифференциация и поиски духовного единства.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница