Программа учебной дисциплины «Система государственных органов власти и управления в субъекте федерации



Скачать 219.72 Kb.
Дата01.11.2016
Размер219.72 Kb.
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Юридический факультет

Программа учебной дисциплины

«Система государственных органов власти и управления в субъекте федерации

(на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)»

специальность 030501.65 - «Юриспруденция»


4 курс
Автор:

Екатерина Евгеньевна Курочкина,

кандидат юридических наук

Санкт – Петербург

2013


Пояснительная записка
Предметом курса «Система государственных органов власти и управления в субъекте федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)» является рассмотрение особенностей регионального управления и различий правового статуса субъектов Российской Федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Данная дисциплина включает в себя результаты исследования нормативно-правовой базы, регулирующей правовое положение данных субъектов Российской Федерации в целом, и сравнительно-правового анализ системы государственных органов власти и управления в каждом из них. Различные блоки вопросов, которые предстоит рассмотреть в рамках данного курса, обусловили междисциплинарный характер данной учебной дисциплины.

Цель курса «Система государственных органов власти и управления в субъекте федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)» заключается в приобретении студентами систематизированного представления в области организации системы государственных органов власти и управления в субъекте федерации и практических навыков в самостоятельной работе с региональной нормативно-правовой базой.
Место дисциплины в профессиональной подготовке студента

Дисциплина «Система государственных органов власти и управления в субъекте федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)» является дисциплиной по выбору подготовки студентов по специальности «Юриспруденция».

Изучение дисциплины предполагает знание студентами конституционного, административного, гражданского, финансового права и ориентирует их на активную самостоятельную контролируемую работу, прежде всего с нормативными актами органов государственной власти и управления Санкт-Петербурга и Ленинградской области, доступными как на бумажных, так и на электронных носителях.
Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:



знать:

- особенности государственно-территориального устройства Российской Федерации;

- специфику правового статуса субъектов федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области);

- основные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок и принципы организации системы государственных органов власти и управления;

- систему и структуру органов исполнительной власти в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (взаимодействие комитетов, администраций районов, управлений и служб).

уметь:

- работать с источниками и исследовательскими работами, находить в них необходимую информацию;

- разбираться в вопросах территориального устройства и регионального управления в Российской Федерации, владеть научным аппаратом;

- анализировать практику разрешения споров, возникающих по проблемам регулирования статуса, структуры и организации органов власти и управления в изучаемых субъектах федерации, оценивать правовые последствия данных решений.

Данная программа предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов, в том числе работу с научной литературой и источниками права, подготовку сообщений и ответов, рассмотрение проектов нормативных актов, административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) и конкретных судебных решений.
Виды и формы контроля

Текущий контроль осуществляется в форме написания эссе.

Итоговый контроль проводится в форме зачёта.
Критерии оценки

При оценивании знаний студентов учитывается:

- правильное использование юридической терминологии и конструкций, четкое понимание материала, раскрытие основных признаков и характерных черт понятий, явлений, процессов;

- полнота и лаконичность ответа, даваемого в устной или письменной форме; четкость аргументации;

- умение применять аналитический подход при изучении проблем государственного управления;

- степень использования научной и учебной литературы;

- умение оценить возможный эффект отдельных мер государственной политики в управлении на уровне региона;

- грамотное использование формально-юридического и сравнительно-правового подходов при анализе отдельных проблем;

- корректное приведение примеров, аналогий, сравнений.

Общее количество часов - 54, в том числе аудиторных - 24, из них лекции – 16 часов, семинары – 8 часов.
Эссе

Цель проведения – проверить умение студентов ориентироваться в изученном теоретическом и практическом материале и анализировать его, грамотно излагать свои мысли и аргументировать свою позицию. Эссе выполняется студентом в аудитории.

В эссе студент должен представить развернутый письменный ответ на теоретический вопрос, объявленный преподавателем в аудитории непосредственно перед ее написанием. Конкретная тема эссе определяется преподавателем каждому из студентов. Тема выбирается преподавателем с учетом изученных студентами тем.

В эссе нужно показать умение аналитически оценивать имеющуюся правовую, научную и социально-политическую информацию, использовать её для системы аргументов для раскрытия основных вопросов, касающихся системы органов государственной власти в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Требования, предъявляемые при выполнении работы: содержание ответа должно соответствовать выбранному вопросу; в ответе должна содержаться грамотно изложенная и аргументированная позиция автора; работа должна быть аккуратно оформлена и написана разборчивым почерком на листах формата А4 (не более двух).

В процессе написания эссе разрешается пользоваться научной и учебной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций, но только в печатном виде. Использование Интернет-ресурсов не допускается.

Шкала оценивания эссе:

Количество

баллов


Обоснование

4

Логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и источников по теме вопроса, правильное использование юридической терминологии. Ясное и четкое изложение материала, выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией. Определение рассматриваемых понятий дано четко и полно, с привидением соответствующих примеров. Дается личная оценка проблеме. Используется большое количество источников. Работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат.

3

Логически и лексически грамотно изложенный, содержательный, но недостаточно аргументированный ответ, не всегда правильное использование юридической терминологии. Выдвинутые тезисы не всегда сопровождаются грамотной аргументацией.

2

Существенное нарушение логики изложения материала, допущение более двух ошибок в отношении фактов и/или терминологии, существенные погрешности в формулировках. Выдвинутые тезисы редко сопровождаются грамотной аргументацией. Определение рассматриваемых понятий дано не четко и не полно, без привидения соответствующих примеров. Личная оценка проблеме не дается.

1

Грубое нарушение логики и лексики изложения материала, допущение многочисленных ошибок терминологического и фактического плана. Выдвинутые тезисы не сопровождаются грамотной аргументацией. Определение рассматриваемых понятий не дается. Не приводятся соответствующие примеры. Личная оценка проблеме не дается. Используется крайне небольшое количество источников информации. Работа не полностью отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат.

0

Грубейшее нарушение логики и лексики изложения материала, допущение многочисленных ошибок терминологического и фактического плана. Тезисы не выдвигаются и не сопровождаются какой-либо аргументацией. Определение рассматриваемых понятий не дается. Не приводятся соответствующие примеры. Личная оценка проблеме не дается. Источники информации не используются. Работа не отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат.

Максимальное количество баллов – 4.
Зачёт

Зачёт проводится в устной форме по билету, содержащему два вопроса. Его целью является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы.

При подготовке ответа на вопросы не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.

Время, предоставляемое для подготовки ответа на вопросы билета, составляет не менее двадцати минут.

Шкала оценивания ответа на каждый вопрос:

Количество

баллов


Обоснование

5

Логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием нормативных правовых актов, литературы и иных источников по теме вопроса, правильно использование юридической терминологии.

4

Содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и источников по теме вопроса, при наличии отдельных незначительных дефектов логики и содержания ответов.

3

Допущение не более одной ошибки в содержании вопроса, а также не более одной неточности при аргументации своей позиции, неполные или неточные ответы на дополнительно заданные вопросы.

2

Существенное нарушение логики изложения материала, допущение многочисленных ошибок терминологического и фактического плана.

1

Знания по вопросу отсутствуют.

Максимальное количество баллов – 10.
Методика формирования результирующей оценки

Результирующая оценка представляет собой сумму баллов:

– за эссе с умножением на коэффициент 0,5,

– за зачёт с умножением на коэффициент 0,8.

Способы округления оценки: от 0,1 до 0,5 – к меньшему; от 0,6 до 0,9 – к большему.

Формула формирования результирующей оценки

Одисциплина = k1· Оэссе + k2·Озачёт, где

Одисциплина – результирующая оценка (максимум – 10 баллов),

k1 = 0,5,

О эссе – баллы, полученные за эссе (максимум - 4 балла),

k 2 = 0,8,

О зачёт - баллы, полученные на экзамене (максимум - 10 баллов).
Содержание дисциплины

«Система государственных органов власти и управления в субъекте федерации



(на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)»

Тема 1. Правовая асимметрия в территориальном устройстве государства: теория и практика


Современный российский федерализм: этапы становления и перспективы развития.

Регион как система и объект управления. Виды субъектов Российской Федерации. Правовая асимметрия в территориальном устройстве: причины и возможные варианты выравнивания правового положения регионов. Разграничение компетенции между федеральным и региональным уровнями публичной власти в Российской Федерации.

Укрупнение субъектов федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Тема 2. Правовой статус субъекта федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области) Устав субъекта федерации: юридическая сущность


Проблемы правового регулирования статуса субъектов Российской Федерации. Цели и функции регионального управления.

Особенности правового статуса Санкт-Петербурга. Устав Санкт-Петербурга: юридическая сущность и обзор основных изменений за истекший период. Уставный суд Санкт-Петербурга: полномочия и основные проблемы их реализации.



Тема 3. Структура и принципы организации исполнительной власти в субъекте федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)


Система и структура органов исполнительной власти в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Эффективность деятельности исполнительной власти. Взаимодействие городских комитетов, управлений и служб. Электронное правительство как концепция государственного управления в информационном обществе.

Губернатор как «орган государственного управления»: особенности функций и полномочий. Правительство субъекта федерации и его аппарат.

Координационный совет Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Тема 4. Нормативное регулирование статуса, структуры и организации законодательного (представительного) органа в субъекте федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти в субъекте федерации. Общая схема организации и основные модели законодательных (представительных) органов в субъекте федерации.

Различия в компетенции и проблемы в реализации полномочий: региональный политический аспект. Учет специфики субъекта федерации в структуре законодательного (представительного) органа государственной власти.

Контрольно-счетная палата: порядок формирования, деятельность и совершенствование механизма государственного контроля.



Тема 5. Особенности формирования органов местного самоуправления

в Санкт-Петербурге и Ленинградской области


Формирование органов местного самоуправления в Ленинградской области. Особенности реализации полномочий органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге (взаимодействие с администрациями районов, Администрацией Санкт-Петербурга)

Представительный и исполнительный орган местного самоуправления их состав и структура, методы принятия решения, организация работы (регламент). Глава муниципального образования. Отношения между представительным, исполнительным органами и главой муниципального образования. Финансово-экономические основы местного самоуправления. Экономическая самостоятельность органов местного самоуправления.



Тема 6. Проблемы развития государственного управления в России.

Административная реформа в Санкт-Петербурге


Федеральные органы в системе управления субъектом: состав, структура, особенности формирования. Современная теория: децентрализация и деконцентрация государственной власти (Ж. Веделя). Вертикальная и горизонтальная деконцентрация, территориальная и ведомственная децентрализация.

Основные задачи административной реформы в Санкт-Петербурге. Изменение стандартов качества публичных услуг. Построение эффективной системы взаимодействия органов исполнительной власти (комитеты, администрации районов, управления, службы).



Тема 7. Роль полномочного представительства Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе


Основные формы и предметы взаимодействия региональных и федеральных органов управления в субъекте федерации. Приоритеты региональной политики.

Функции и полномочия представителя Президента Российской Федерации в субъекте федерации. Взаимодействие с органами государственной власти и управления субъекта федерации.

Региональная политика: цели, функции, основные направления, специфика реализации. Региональный лоббизм.

Тема 8. Органы государственной власти и управления субъекта федерации и гражданское общество: проблемы взаимодействия


Деятельность региональных отделений федеральных политических партий. Их представительство и участие в региональной политике. Общественные слушания при выдвижении кандидатов.

Социальная структура общества, групповые интересы и их отражение в системе государственного управления. Информационная открытость. Публичные обсуждения и общественная экспертиза социально значимых решений органов исполнительной власти. Общественные советы при органах исполнительной власти.


Семинарские занятия

Семинарские занятия проводятся в соответствии с тематическим планом курса, содержащимся в данной программе. Их целью является углубление знаний студентов по определенным темам, обсуждение актуальных научных и практических проблем, а также отработка умений и навыков работы с нормативными актами и правоприменительными актами. Все вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинарских занятиях, рекомендуется проработать, а ответы зафиксировать в рабочей тетради в виде тезисов, таблиц, схем.



Задание на зачёт формулируются преподавателем в пределах данной программы курса с учетом навыков и умений, приобретению которых уделялось особое внимание во время лекционных и семинарских занятий.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендации по использованию информационных технологий:

В процессе самостоятельной работы студентам рекомендуется использовать материалы, размещаемые по данной проблематике в Интернете.



В частности, рекомендуется ознакомиться с интерфейсом и нормативно-правовой базой (включая проекты законов), размещенной на сайтах органов государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области: www.gov.spb.ru, www.assembly.spb.ru, www.lenoblzaks.ru, www.lenobl.ru и т.п., регулярно читать материалы, размещаемые на следующих сайтах: e-journal.spa.msu.ru,cyberleninka.ru, www.opec.ru,expert.ru/northwest, пользоваться справочными правовыми системами КонсультантПлюс, Кодекс, Гарант.

Литература


Базовые учебники

  1. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник для вузов. М., 2009.

  2. Барциц И. Н. Система государственного и муниципального управления: Учебник: В 2 т. М., 2011.

  3. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2008.


Обязательная литература

  1. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2010.

  2. Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М., 2001.

  3. Гриценко Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства. Иркутск, 2009.

  4. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 6.

  5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы:Теория и практика государственного регулирования территориального развития.М.: УРСС, 1997.

  6. Мюллер Д. Общественный выбор / Пер. с англ. Горяйнова В.А., и др.; Пер. с англ. под ред. А.П.Заостровцева, А.С.Скоробогатова. М., 2007.

  7. Трофимова И.Н. Децентрализация государственного управления: теоретические модели и страновая специфика // Политика и общество.2010. №3.

  8. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.

  9. Цейтлин Р.С., Сергеев С. А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. М., 2008


Дополнительная литература

  1. Авакьян С. А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2006, № 2. .

  2. Авакьян С. А. Особенности российской правовой модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Пробелы и коллизии в законодательстве РФ о местном самоуправлении. М.: Издание Государственной Думы РФ. 2008. С. 17.

  3. Авакьян С.А. Автономные округа: перспективы конституционно-правового развития // Федерализм. 1998. № 3.

  4. Баранов И. Н. 2012. Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента. Т. 10. № 1.

  5. Блинков О.Е., Филатов Е.О. Осуществление права муниципальной собственности: проблемы выбора форм // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3.

  6. Василенко И. А. 2005. Административная реформа во Франции // Проблемы теории и практики управления. № 1.

  7. Василенко И. А. 2005. Муниципальные реформы в Германии // Проблемы теории и практики управления. № 5.

  8. Васильев В. И. О функциональном назначении местного самоуправлении //Журнал российского права. 2007. № 7.

  9. Васильев В.И. Гражданин и муниципальная власть. М., 2009.

  10. Выборы в субъектах Российской Федерации в единый день голосования 13 марта 2011 года: Электоральная статистика / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 2011.

  11. Греф Г. 2012. Государственное управление: Эффективность российской власти и модернизация // Ведомости. 13.04.

  12. Дементьев А.Н. Местное самоуправление как уровень публичной власти // Федерализм. 2010. № 1.

  13. Дементьев А.Н. Соотношение предмета и методов правового регулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1.

  14. Дементьев А.Н. Теоретико-правовые проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации // Федерализм. 2010. № 2.

  15. Загидуллин Р.И. "Горизонтальные" формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере наделения государственными полномочиями // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 3.

  16. Загидуллин Р.И. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: проблемы понятийного аппарата // Российский юридический журнал. 2010. N 5.

  17. Зотов В.Б. Местное самоуправление и муниципальное управление. М., 2009.

  18. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. СПб., 2008.

  19. Кириллов Л, Челак И. Внимание к управлению муниципальной собственностью // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 4.

  20. Княгинин К.Н. Административно-территориальные единицы с особым статусом: под силу ли юриспруденции «искусство невозможного» после «искусства возможного» политики? // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8, 9.

  21. Конюхова И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права. 2004. № 1.

  22. Космина И.А. Государственный контроль органов исполнительной власти субъекта РФ за деятельностью органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 19.

  23. Лесняк Н.А. Муниципальная форма собственности как имущественная основа местного самоуправления // Эпос. 2011. №3.

  24. Лесняк Н.А. О целесообразности наделения органов местного самоуправления правами юридического лица // Гражданское право. 2010. № 3.

  25. Любарев А.Е. Регулирование избирательной системы в законодательстве субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2010. № 4.

  26. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: Учебное пособие - 3-е изд.,перераб. и доп. - ("Государственное и муниципальное управление") (ГРИФ) /Игнатов В.Г., Бутов В.И.; Ростов-на-Дону: МарТ., 2007.

  27. Мокрый В. С. Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 5.

  28. Онохова В.В. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: сравнительно-правовой анализ норм конституций (уставов) субъектов РФ //Конституционное и муниципальное право. 2008. № 10

  29. Романов А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации как предмет законодательного регулирования // Российский юридический журнал. 2006. № 3.С. 32;

  30. Тихомиров Ю.А. Полномочия органов исполнительной власти. М., 2007.

  31. Трофимова И.Н. Институциональное развитие местного самоуправления в условиях постсоветской общественно-политической трансформации // Политика и общество. 2010. № 7.

  32. Трофимова И.Н. Социальные проблемы в контексте реформ управления: европейский опыт // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. "Юриспруденция". 2010. № 3.



Нормативно-правовые акты (в действующей редакции)

        1. Конституция Российской Федерации

        2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

        3. Устав Ленинградской области. Закон Ленинградской области от 27 октября 1994 г. № 6-ОЗ.

        4. Устав Санкт-Петербурга от 28 февраля 1998.

        5. Закон Санкт-Петербурга № 241-21 от 24 мая 2000 года "Об Уставном суде Санкт-Петербурга".

        6. Закон Санкт-Петербурга от 6.7.2009 N 335-66 «О Правительстве Санкт-Петербурга».

        7. Закон Санкт-Петербурга от 18.06.1997 N 101-32 «О правовых актах, принимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга и их структурными подразделениями».

        8. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

        9. Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 371-77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге».

        10. Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 30.1.2012 N 1-рг «О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт-Петербурга».

        11. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 14.04.1999 N 78 «О структуре Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».

        12. Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 23.04.2002 N 186 «О Регламенте Законодательного собрания Ленинградской области».

        13. Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2005 г. N 341 «О Регламенте Правительства Ленинградской области».

        14. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга».

        15. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.8.2008 N 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга».

        16. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года № 275 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года».

        17. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18.11.2003 N 43 «Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга».

        18. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2011 N 1753 «О Порядке межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления».


Тематический план курса


«Система государственных органов власти и управления в субъекте федерации

(на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)»

Темы

Лекции

Семинары

Самост. работа

Всего

1. Правовая асимметрия в территориальном устройстве государства: теория и практика

2




2

4

2. Правовой статус субъекта федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Устав субъекта федерации: юридическая сущность



2




4

6

3. Структура и принципы организации исполнительной власти в субъекте федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

2




4

6

4.Нормативное регулирование статуса, структуры и организации законодательного (представительного) органа в субъекте федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

2

4

4

10

5.Особенности формирования органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и Ленинградской области


2

2

4

8

6.Проблемы развития государственного управления в России.

Административная реформа в Санкт-Петербурге



2

2

4

8

7.Роль полномочного представительства Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

2




4

6

8.Органы государственной власти и управления субъекта федерации и гражданское общество: проблемы взаимодействия

2




4

6

Итого:

16

8

30

54


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница