Программа учебной дисциплины «История мировой культуры» раздел культура древнего мира тема Культура Древнего Востока: Египет



Скачать 164.4 Kb.
Дата10.05.2016
Размер164.4 Kb.

Программа учебной дисциплины «История мировой культуры»


РАЗДЕЛ 1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА

Тема 1. Культура Древнего Востока: Египет

Два цивилизационно-культурных типа – западный и восточный: время возникновения, территория распространения и основные особенности каждого из них. Понятие специфической и срединной культуры. Место русской культуры в развитии мировой цивилизации.

Понятие «Древний Восток». Особенности древневосточной культуры.

Природа, хозяйство и политический строй Древнего Египта. Географическое положение Египта. Влияние разливов Нила на хозяйственную деятельность. Единая оросительная система и потребность в сильной власти монарха. Возникновение древнеегипетского государства. Фараон: степень власти и обожествление.

Древнеегипетская религия и мифология. Политеизм и отсутствие единого пантеона. Главные египетские боги. Пережитки тотемизма в религии египтян. Мифы о сотворении мира, о происхождении различных занятий человека и власти монарха. Представления о загробной жизни и заупокойный культ. Мумификация. Религиозная реформа Эхнатона.

Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта. Пирамиды и их строительство. Скальные гробницы. Храмы и дворцы. Особенности египетской архитектуры (пилоны, гипостильные залы и т.д.). Понятие канона. Правила изображения людей и богов в живописи и скульптуре. Отход от канона в искусстве времен Эхнатона.

Объекты туризма в Египте. Некрополи в Сакара (пирамида Джосера) и в Гизе (три великие пирамиды). Храмовые комплексы Луксора и Карнака. Гробницы Долины Царей и Долины Цариц. Заупокойный храм Хатшепсут. Ахетатон. Храмы Абу-Симбела. Храм Гора в Эдфу.

Тема 2. Античность: Древняя Греция и Древний Рим

Эпоха античности. Понятие античности. Периодизация античной культуры. Античный полис. Древняя Греция и Древний Рим: общее и особенное в культуре. Степень самостоятельности римской культуры.

Культуры Запада в доантичную эпоху. Критская (Минойская) догреческая культура и Микенская (Ахейская) греческая культура – культуры древневосточного типа. Их влияние на культуру античной Греции. Памятники этих культур: дворец в Кноссе (Крит), Микены в Греции, Троя в Малой Азии. Культура этрусков в Италии.

Философские и научные знания. Формирование европейской философии. Основные её направления (диалектика, материализм, идеализм и т.д.) и представители. Выделение отдельных наук из синкретичного философского знания. Наиболее известные античные учёные. Организация науки в Древнем мире: библиотеки.

Религия и литература Древней Греции и Древнего Рима. Политеизм древнегреческой и древнеримской религии и антропоморфность их богов. Анимистичность ранней римской религии. Античный пантеон. Религиозная организация (жреческие корпорации у римлян). Античная мифология: мифы о богах и героях. Отражение в античной мифологии представлений о мире и устройстве человеческого общества. Жанры античной поэзии: эпос («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, «Метаморфозы» Овидия и др.), лирика (Анакреон, Сафо, Катулл и др.), басня (Эзоп, Федр и др.). Прозаические произведения. Появления театра: трагедия и комедии. Античные драматурги.

Архитектура. Зарождение ордерной архитектуры. Дорический, ионический и коринфский ордера: характерные черты. Синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Регулярная планировка античных городов. Памятники древнегреческой архитектуры: афинский акрополь, святилище в Олимпии, театр в Эпидавре и др. Особенности римской архитектуры по сравнению с греческой. Арка, свод и купол – достижения римских архитекторов. Храмы, общественные здания (базилики, амфитеатры, цирки, термы и т.д.) и частные дома (особняк, вилла, инсула) у римлян. Водопровод, канализация и центральное отопление в римских городах. Памятники архитектуры в Риме: форум, Колизей, Пантеон, Колизей, вилла Адриана, термы Каракаллы и др. Архитектурный ансамбль города Помпеи.

Скульптура и живопись. Ранняя греческая скульптура: куросы и коры. Греческая скульптура классической эпохи – идеализированное изображение гражданина полиса (Фидий, Мирон, Поликлет). Новые веяния в греческой скульптуре в эпоху эллинизма. Особенности римской скульптуры. Римский скульптурный портрет. Греческая вазовая живопись: чёрнофигурная и краснофигурная керамика. Римская живопись: помпейские фрески.

Тема 3. Отечественная культура в эпоху Древнего мира: восточные славяне

Выделение славян из индоевропейской общности. Три ветви славян. Этногенез русского народа.



Материальная культура восточных славян. Земледельческий характер хозяйства славян и его влияние на культуру. Подсечно-огневое земледелие и перелог.

Духовная культура восточных славян. Фольклор у славян. Восточнославянские предания и легенды. Устное народное творчество (волшебные бытовые сказки, песни, пословицы и поговорки). Традиции и обряды.

Язычество восточных славян IXX вв. как комплекс политеистических верований, как система мировоззрения и как мифологическое восприятие неразрывной связи мира и человека. Древнеславянские божества.

РАЗДЕЛ 2. КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Тема 4. Восточная культура Средневековья: арабский мир

Условия развития средневековой арабской культуры. Социально-экономические, политические и духовные условия в Средневековой Аравии. Одновременное формирование монотеистической религии (ислама) и государственности у арабов (Арабского халифата) у арабов. Рост Арабского халифата и исламизация завоеванных территорий. Арабский Восток – культурный лидер в эпоху раннего и зрелого Средневековья.

Ислам. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Этапы развития ислама. Коран – священная книга мусульман. Основы исламского вероучения. Исламский культ. Пять столпов веры. Понятие джихада. Адат и шариат. Положение женщины в исламе. Сунниты и шииты. Суфизм.

Наука и просвещение. Философские и научные достижения Арабского Востока. Ибн Сина (Авиценна), Аль Фараби и другие ученые и мыслители. Появление арабских цифр. Система образования на Арабском Востоке: школы и медресе.

Развитие искусства. Арабская литература: сказки («Тысяча и одна ночь») и поэзия (Омар Хайям). Арабский орнамент – вязь. Арабская архитектура: использование античных и иранских традиций и инновации. Устройство мечети. Храм Каабы, Купол скалы и мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, мечеть в Дамаске и другие памятники архитектуры. Альгамбра - архитектурно-парковый ансамбль в Гранаде.

Тема 5. Западная культура Средневековья: Франция

Эпоха Средневековья и особенности мировоззрения средневекового человека. Периодизация Средневековья. Истоки средневековой культуры. Основные черты средневековой культуры. Средневековое мировоззрение. Идея Бога в средневековом мировоззрении. Символичность средневековой культуры Аскетизм и бесплотность образов.

Искусство варварских государств и Каролингов. Исторические условия формирования средневековой французской культуры. Памятники эпохи Варварских государств и Каролингов: баптистерий в Пуатье, крипта св. Лаврентия в Гренобле, придворная капелла в Аахене и др.

Романский стиль в архитектуре и искусстве. Характерные черты романского стиля в искусстве, их мировоззренческое обоснование. Романская архитектура и скульптура: крепость Каркассон, церкви в Клюни и Паре ле Мониаль, собор Сен-Сернен в Тулузе, церковь Нотр Дам ла Гранд в Пуатье, собор в Отене, собор св. Петра в Муассаке, церковь Сен Трофима в Арле, церковь Сен Севэн в Пуату и др.

Готический стиль в архитектуре и искусстве. Изменения в мировоззрении средневекового человек и характерные черты готики как художественного стиля. Пламенеющая готика. Готическая архитектура и скульптура: соборы в Шартре, Нотр Дам в Париже, Амьене и Реймсе, церковь Сен Шапель в Париже и другие памятники эпохи готики.

Тема 6. Культура эпохи Возрождения в Западной Европе: Италия

Италия в эпоху Возрождения. Ценностные основы Возрождения. Изменения в общественно-политической жизни Италии на рубеже Средневековья и Нового времени. Понятие «Возрождение» («Ренессанс»). Характерные черты Итальянского Возрождения. Гуманизм и его элитарность. Обращение к античному наследию. Периодизация и основные центры Итальянского Возрождения. Северное Возрождение: общее и особенное по сравнению с Итальянским. Связь Северного Возрождения с Реформацией.

Проторенессанс и ранний Ренессанс. Творчество деятелей Проторенессанса (Данте Алигьери, Н. и Дж. Пизано, Джотто ди Бондоне) и раннего Ренессанса (Петрарка, Дж. Боккаччо, С. Боттичелли, Донателло, Ф. Брунеллески): наследие Средневековья и черты новой культуры. Флоренция как культурный центр раннего Ренессанса. Основные памятники раннего Возрождения во Флоренции (собор Санта Мария дель Фиорре, церковь Санта-Кроче, капелла Пацци, приют Оспедале дель Инноченте, палаццо Риккарди, Питти и Ручеллаи).

Высокий Ренессанс и титаны Возрождения. Понятие «титаны Возрождения». Жизнь и творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти. Рим как культурный центр Высокого Ренессанса. Памятники Высокого Ренессанса в Риме (Ватиканские сооружения, собор св. Петра, площадь и лестница Капитолийского холма, палаццо Фарнезе, вилла папы Юлия Третьего и т.д.).

Поздний Ренессанс. Наступление католической церкви на идеи гуманизма. Венеция как культурный центр позднего Ренессанса. Венецианская школа живописи (Веронезе, Караваджо, Тициан и др.).

Тема 7. Отечественная средневековая культура (IX-XVII вв.)

Особенности отечественной культуры в эпоху Средневековья. Условия формирования древнерусской культуры и ее характерные черты. Связь культуры с развитием государственности. Крещение и христианизация Руси. Связь культуры с религией и ее зависимость от церкви. Контакты с другими народами и государствами (варягами, Византией и т.д.) и самобытность культуры. Исихазм и его влияние на развитие русской культуры. Начало формирования русской нации и русского литературного языка.

Научные знания и просвещение в Средневековой Руси. Прикладной характер науки. Опытный путь получения знаний. Сведения по математике, географии, истории и т.д. Древнерусское летописание. Степень распространения грамотности в Средневековой Руси, Европе и на Востоке. Русские школы в эпоху Средневековья. Грамотность среди духовенства, князей, бояр и дворян. Распространение грамотности среди горожан и крестьян. Берестяные грамоты, надписи на предметах и граффити на стенах церквей.

Письменность и книжность в Средневековой Руси. Значение появления письменности для культурного развития. Древнейшая письменность: «черты и резы», глаголица и кириллица. Деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности. Пергамен и бумага как материал для письма. Устав, полуустав и скоропись. Рукописные книги и степень их распространенности. Изобретение книгопечатания и степень распространения печатных книг в допетровскую эпоху.

Основные черты древнерусской литературы, ее жанры и произведения. Патриотизм, высокая духовность древнерусской литературы, ее связь с церковной традицией и развитием государства.. Основные жанры древнерусской литературы (жития, хожения, летописи, «слова», дидактическая литература, воинские повести, былины и т.д.). Литературные и публицистические произведения: «Слово о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха»,воинские повести, произведения Куликовского цикла, «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, сатирические повести. Былинный эпос.

Характерные черты древнерусской архитектуры. Деревянное и каменное строительство. Принципы градостроительства. Детинец и посад русского города. Появление каменных крепостей. Крестово-купольный тип православного храма. История возникновения и устройство русского иконостаса. Местные архитектурные школы (новгородская и псковская, владимиро-суздальская и московская, ярославская): время существовании и характерные черты.

Памятники архитектуры Средневековой Руси. Храм св. Софии и Золотые ворота в Киеве. Памятники архитектуры Новгорода: Новгородская София, церкви Спаса на Нередице и Спаса ни Ильине улице, кремль и др. Архитектура псковской земли: храмы Пскова и Старой Ладоги, кремли Изборска и Пскова. Владимиро-Суздальская школа: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире; церковь Покрова на Нерли, дворец в Боголюбово. Московская архитектура: памятники московской земли периода ига, Московский Кремль и др.

Древнерусская живопись: мозаика, фреска, икона, миниатюра. Особенности древнерусской живописи. Степень ее самобытности и византийские традиции. Живописные приемы, известные древнерусским мастерам. Монументальное изобразительное искусство: мозаика и фреска. Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве, фрески новгородских храмов. Понятие иконы. Типы православных икон. Наиболее почитаемые на Руси иконы. Книжная миниатюра. Русская парсуна. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Гурия Никитина и Силы Савина, Симона Ушакова.

РАЗДЕЛ 3. КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Тема 8. Восточная культура Нового и Новейшего времени: Турция

Особенности развития турецкой культуры. Политические и социально-экономические условия развития Османской империи и Турции. Положение между Востоком и Западом и срединный характер турецкой культуры. Принадлежность к мусульманскому миру и соседство с Европой. Проблема европеизации и модернизации. Реформы Мустафы Кемаля Ататюрка в области культуры (установление светского характера государства и упразднение халифата, изменение отношения к женщине, реформа одежды, реформа образования, латинизация алфавита и реформа языка, переход от григорианский календарь). Исламские традиции и приобретение культурой светского характера.

Развитие науки и образования.

Художественная культура. Религиозные и фольклорные традиции в развитии литературы и светская литература (Намык Кемаль, Орхан Памук и др.). Архитектура: влияние других культур и самобытность. Архитектура османского и республиканского периодов: стили и памятники. Особенности развития живописи. Традиции музыкальной культуры, таетр и кинематограф.

Тема 9. Западная культура Нового времени: Франция

Франция Нового времени: социально-экономическая, политическая и социокультурная ситуация. Франция как абсолютная монархия, революционное государство, империя и «банкир Европы»: трансформация политических и социальных отношений и развитие капитализма во Франции в эпоху Нового времени. Влияние этих факторов на развитие французской культуры. Французское Просвещение и определяющее влияние его идей на духовную и политическую жизнь XVIII в. Философы-просветители (Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо и др.) и их воззрения (проблема справедливого общественного устройства, общественный договор, разделение властей, учение о правах человека, борьба с засильем католической церкви, атеизм и деизм, материализм, взгляды на образование и воспитание и т.д.).

Культура эпохи барокко. Характерные черты стиля барокко и их проявления в различных сферах культуры: архитектуре, садово-парковом искусстве, скульптуре и живописи, литературе, музыке. Рококо как последняя стадия развития барокко. Памятники эпохи барокко в Париже и его окрестностях: Люксембургский дворец, дворец Пале-Рояль, Лувр, церковь Сорбонны, триумфальная арка Ф. Блонделя, ансамбль Вандомской площади, собор Инвалидов, отель Матиньон, дворец Во-ле-Виконт и др. Версаль как дворцово-парковый ансамбль эпохи барокко.

Классицизм в архитектуре и искусстве. Классицизм кА художественный стиль и его характерные черты в архитектуре, садово-парковом искусстве, скульптуре и живописи, литературе, музыке. Памятники эпохи классицизма в Париже и окрестностях: ансамбль Площади Согласия, Пантеон, Малый Трианон. Ампир как особое направление в классицизме. Памятники в стиле ампир в Париже: Арка Звезды, триумфальная арка на площажи Карусель, Вандомская колонна, церковь Мадлен.

Сентиментализм, романтизм и реализм в искусстве. Характерные черты трёх художественных стилей 1790-1870-х гг. и их представители во французском искусстве (литературе, живописи, музыке): сентиментализм (Виже-Лебрен и др.), романтизм (мадам де Сталь, Жорж Санд, Э. Делакруа и др.) и реализм (О. де Бальзак, Стендаль, Домье, Курбе и др.).

Художественные направления во французском искусстве второй половины XIХ в. Натурализм (братья Гонкуры, Э. Золя) и символизм (А. Рембо, П. Верлен, С. Малларме, П. Бодлер и др.) во французской литературе. Постепенная трансформация реалистической живописи. Э. Мане. Понятие импрессионизма и его основные черты. Художники-импрессионисты (К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега, П.О. Ренуар). Импрессионизм в скульптуре: О. Роден. Импрессионизм в музыке: К. Дебюсси и М. Равель. Постимпрессионизм: творчество П. Сезанна, П. Гогена, В. Ван Гога.

Архитектура ХХ – начала XX в. Эклектичность архитектуры середины ХIХ – начала ХХ в. Памятники в эклектичном стиле середины XIX в. в Париже (Гранд Опера, Отель де Вилль). Технический прогресс и изменения в архитектуре: появление новых строительных материалов и конструкций, широкое распространение многоэтажного строительства, отход от ордерности и новые эстетические каноны в архитектуре. Смена архитектурных стилей: модерн.

Тема 10. Отечественная культура Нового времени (XVIII – начало XХ вв.)

Особенности развития русской культуры в эпоху Нового времени. Завершение формирования русской нации и русского литературного языка. Степень влияния на культуру государства и церкви в XVIII – начале ХХ в. Предпосылки культурных преобразований петровской эпохи. Самобытность русской культуры и проблема заимствования европейских достижений. Петровские реформы как катализатор развития русского общества и культуры. Завершение процесса секуляризации и утверждение светского начала в русской культуре в петровскую эпоху. Разрыв между народной (этнической) и национальной культурами. Эпоха Просвещения и русская культура. XIX столетие как Золотой век русской культуры. Серебряный век: достижения и противоречия.

Развитие русской науки. Складывание науки как системы теоретических знаний и как государственного и общественного института. М.В. Ломоносов и русская наука как явление общероссийского и мирового масштаба. Научные центры: Санкт-Петербургская Академия наук, Российская Академия, университеты, научные общества. Развитие гуманитарных, точных и естественных наук. Деятели русской науки и их открытия.

Развитие образования. Политика государства в области образования. Складывание системы светского образования: общеобразовательные школы и гимназии и специализированные учебные заведения. Закрытые сословные учебные заведения. Появление и развитие высшего образования. Проблема женского образования. Издание учебников и подготовка преподавателей. Зарождение и развитие педагогической науки. Степень грамотности населения Российской империи в начале ХХ в. и ее несоответствие потребностям страны.

Общественная мысль. Источники общественной мысли и западноевропейское влияние на нее. Основные проблемы публицистики. Идейная борьба вокруг петровских реформ в общественной мысли. Русское просвещение и просвещённый абсолютизм. Взгляды декабристов. Теория официальной народности как государственная идеология. Три течения русской общественной мысли в XIX – начале ХХ в.: консерваторы, либералы и революционеры.

Художественная культура. Барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм как художественные общеевропейские стили, проявлявшиеся в различных сферах культуры.

Основные тенденции в развитии литературы. Приобретение литературой светского характера в XVIII в. Складывание современной системы литературных жанров. Классическая русская литература XIX – начала ХХ в.: основные проблемы и влияние на общественную жизнь. Художественные стили в литературе и их представители.

Русская архитектура. Строительные материалы. Рост масштабов гражданского строительства и сокращение культового. Появление новых типов гражданских зданий (императорских резиденций, зданий присутственных мест, зданий для общественных нужд, дворянских особняков и усадеб, промышленной архитектуры и т.д.). Принципы градостроительства: регулярная планировка, городские ансамбли. Понятие архитектурного ордера и использование ордеров в русской архитектуре. Архитектурные стили и архитекторы. Памятники гражданской и культовой архитектуры.

Характерные черты русской живописи и скульптуры. Западноевропейское влияние и развитие русских художественных традиций. Жанры живописи. Стили в живописи и художники, работавшие в различных стилях.

Развитие музыкальной культуры. Музыкальное искусство допетровской России: народная и церковная музыка. Появление светского музыкального искусства в ХVIII в. Возникновение русской музыкальной классики в первой половине XIX в. (М. Глинка) и творчество выдающихся композиторов второй половины XIX в. («могучей кучки», П. Чайковского и др.) Развитие традиций Золотого века и модернистские тенденции в музыке Серебряного века.

Тема 11. Западная культура Новейшего времени: США

Условия развития американской культуры. Понятие Нового Света и его европейская колонизация. Возникновение и развитие США. Приобретение ими статуса мирового гегемона во второй половине ХХ в. Процесс глобализации и американизация массовой культуры.

Особенности развития культуры США. Западноевропейский характер американской культуры. Влияние традиций коренных народов и выходцев из Африки. Мровоззрение американцев – прагматизм и мессианство. Особенности религиозности жителей США.

Наука и образование. Наука как производительная сила в обществе Новейшего времени. Система научных учреждений, выдающиеся американские учёные и их достижения. Система образования в США: государственные и негосударственные учебные заведения. Особенности обучения в американских школах и вузах.

Художественная культура. Особенности американской литературы и её направления. Выдающиеся писатели (Т. Драйзер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер и др.) и их влияние на мировую культуру. Различные направления в изобразительном искусстве. Развитие музыки. Киноискусство: феномен Голливуда. Особенности архитектуры: стили и памятники.

Тема 12. Отечественная культура Новейшего времени (с 1917 г. до наших дней)

Характерные черты советской культуры. Октябрьская революция и русская культура. Эмиграфия и культура русского зарубежья. Идеологизированность культуры. Контроль над культурой со стороны государства и партии. Ликвидация разрыва между этнической и национальной культурами. Многонациональная культура советского народа и развитие национальных культур народов СССР. Светский характер культуры. Этапы развития советской культуры.

Советская идеология и пропаганда. Степень идеологизированности советской культуры на разных этапах ее развития. Марксизм-ленинизм как официальная советская идеология: источники и основные положения. Пропаганда как инструмент идеологической работы. Понятие пропаганды, ее основные элементы. Цели советской пропаганды. Формирование образов вождей и партии. Советский патриотизм и оптимизм. Мобилизация человека на трудовые свершения. Антирелигиозная и атеистическая пропаганда. Образ внешнего и внутреннего врага.

Проблема инакомыслия в советском обществе. «Осколки старого режима» в 1920-х гг. «Шестидесятники». Диссидентство: понятие, течения, методы высказывания своих взглядов. Соотношение понятий «диссидентство» и «правозащитное движение». Наиболее известные диссиденты и правозащитники (А. Солженицын, А. Сахаров и др.). Методы борьбы власти с диссидентами.

Наука в СССР. Характерные черты советской науки. Академия наук СССР и система научных учреждений. Достижения в области атомной физики, освоении космоса, математических и естественных наук. Гуманитарные науки в СССР.

Советское образование. Политика государства в области образования и воспитания. Ликвидация безграмотности. Дошкольное, школьное и профессиональное образование. Связь образования и воспитания. Массовые детские и юношеские воспитательные организации: октябрята, пионеры, комсомольцы. Принципы функционирования советской школы. Классно-урочная система. Среднеспециальное образование. Рабфаки. Организация обучения в вузе. и аспирантура.

Характерные черты советской художественной культуры. Художественная культура как инструмент идеологического воздействия на массы. Влияние государства на развитие искусства. Демократизация художественной культуры. Агитационно-массовое направление в искусстве. Социалистический реализм как художественный метод. Неофициальные течения в советском искусстве. Идеологические кампании против «попутчиков» и «формалистов». Характерные черты советской литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, музыки, кино.

Условия развития и особенности современной российской культуры. Социокультурные последствия распада СССР. Основные характеристики современного российского культурного пространства. Противостояние ценностей традиционной русской и западноевропейской культур. Свобода художественного творчества и проблема выживания творцов в современных экономических условиях. Проблема сохранения культурного наследия, защиты русского языка и традиционных национальных ценностей как основы отечественной культуры. Государственная политика в области культуры. Массовая культура в современной России. Роль СМИ в современной культуре (телевидение, радио, печать, система рекламы). Наука и образование в России. Современная художественная культура. Будущее отечественной культуры.

Тема 13. Контактные зоны различных культур: Иерусалим

Проблема контактных зон различных культур. Территория распространения той или иной культуры и её контакты с другими культурами. Понятие контактной зоны культур. Ближний Восток – контактная зона трёх культур: христианской, исламской и иудейской. Иерусалим как центр трёх культур.

Памятники Иерусалима, связанные с историей еврейского народа. Град Давидов. Туннель Езекии. Цитадель с башней Давида. Стена Плача. Арки Вильсона и Робинсона. Древние иудейские некрополи. Синагоги Рамбана и Гурвы.

Памятники Иерусалима, связанные с христианством. Сионская горница. Масличная (Елеонская гора) с Гефсиманским садом. Виа Долороза и Храм Гроба Господня.

Памятники Иерусалима, связанные с исламом. Крепостная стена с воротами. Мечети Купол Скалы и Аль Акса на Храмовой горе.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница