Программа учебной дисциплины История Индии специализация 0314013



Скачать 74.44 Kb.
Дата07.11.2016
Размер74.44 Kb.


Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры философии и декан философского факультета

культурологии Востока ____________________________

протокол №______от_______ Ю. Н. Солонин

Заведующий кафедрой

К. Ю. Солонин_______________

2. На заседании методической комиссии

философского факультета

протокол №______от_________

Председатель методической комиссии

В. М. Дианова__________________



Программа учебной дисциплины

История Индии
специализация 0314013
Составитель:

доц., к. ист. н. Т.П.Селиванова. __________________________


Рецензент

доц., к. ист. н. Т. Г. Туманян___________________________

Санкт-Петербург 2007 г.

1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины: Знакомство с историческим процессом в Индии

1.2. Задачи курса: (1) Ознакомление студентов с основными этапами исторического развития Индии; (2) объяснение перехода от одного этапа к другому;

(3) рассмотрение исторического процесса в Индии в контексте общей истории.



1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Курс предназначен для подготовки специалистов в области культурологии Востока (Южная Азия, Дальний Восток) и содержит в себе информацию по истории Индии, необходимую для усвоения смежных дисциплин.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины «История Индии»: Студенты должны в полной мере изучить излагаемые в курсе фактические сведения по истории Индии и уметь объяснять основные

изменения или повороты в историческом процессе, уметь проводить параллели с историческими

процессами в других странах или уловить различия.
2. Объём дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Всего аудиторных занятий

68 часов

Из них: — лекций

60 часов

- семинарских занятий

8 часов

— практических занятий

0 часов

Самостоятельная работа студента

60 часов

Общая трудоёмкость

128 часов

Изучение дисциплины по семестрам: 1 и 2 семестры: лекции 60 часов, семинарские занятия 8 часов,

практические занятия 0 часов.



Промежуточный контроль: 4 промежуточных зачета по пройденному материалу на семинарах в форме устного реферата.

Итоговый контроль: экзамен

3. Содержание дисциплины

3.1. Темы занятий, их вид и краткое содержание

Тема 1. Древнейшая Индия. Источники по этому периоду – археология. Хараппская цивилизация. Теории происхождения. Ареал распространения. Хронология. Характеристика городской цивилизации. Ремесло и земледелие. Социальная структура. Торговля. Религия. Язык и письменность. Упадок городов. Индоарии. «Ригведа» и данные археологии, характеристика общества. Варны и касты. Эпос. Зачатки научных знаний.

Тема 2. Индия в Магадхско-Маурийскую эпоху. Политическая история. Александр Македонский. Новые источники – античные. Устройство государства. Ашока, его эдикты и дхарма. Социально-экономическая характеристика империи и социальная жизнь. Искусство и наука.

Тема 3. Индия в Кушано-Гуптский период, Канишка и характеристика его империи. Нумизматика и пантеон. Общекушанские культурные традиции. Образование империи Гуптов. Династийная история. Эпиграфика и нумизматика. Торговля. Гунны-эфталиты. Паллавы и государства крайнего юга. Экономическое развитие и социальная структура. Земельная собственность и рост частных землевладений. Ремесло и торговля. Наука и культура.

Тема 4. Индия в средние века. Индусский период. Источники. Государства Северной Индии VI-IX вв. Южная Индия VI-IX вв. Раджпуты и раджпутские завоевания. Раджпутская Северная Индия (X-XII вв.). Государства Декана и южной Индии в X-XIII вв. Кастовая система и ее функционирование. Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государств.

Тема 5. Делийский султанат. Создание первого мусульманского государства на территории Индии. Источники. Династия гулямов, Хилджи, Туглаков. Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период расцвета. Упадок султаната. Династии Сайидов и Лоди. Государство Бахманидов. Виджаянагар. Индийская культура в XIII-XVI вв.

Тема 6. Могольская империя. Источники. Бабур и его завоевания. Хумаюн, Акбар, Джахангир, Шах Джахан, Аурангзеб. Политический и социально-экономический строй Могольской империи. Индийская сельская община. Проникновение европейцев.

Тема 7. Индия в Новое время. Английское завоевание Индии – XVIII в. Распад Могольской империи. Англо-французская борьба за Индию (1746-1763). Политика колониальных властей в Индии в XVIII-XIX вв. Экономическое развитие Индии в XIX в. Антиколониальные выступления. Народное восстание 1857-59 гг. Зарождение буржуазного движения.

Тема 8. Индия в период перехода к империализму (1860-97). Изменение в системе колониального управления. Национально-освободительная борьба народов Индии в конце XIX в. Возникновение буржуазного национализма и его течения.

Тема 9. Обострение англо-индийских противоречий. Революционный подъем в начале XX в. Индия накануне и во время первой мировой войны.

Тема 10. Индия в новейшее время. Революционная ситуация после первой мировой войны. Подъем национально-освободительного движения. Индийские партии. Кампании гражданского неповиновения. Контрнаступление английского империализма. Усиление левых сил. Борьба за единый фронт. Индия в годы второй мировой войны. Экономическое и политическое положение в Индии в годы войны.

Тема 11. Завершающий этап борьбы за независимость. Массовое движение 1945-47 гг. Провозглашение независимости в 1947 г.

Тема 12. Республика Индия: строительство фундамента независимости (1950-64). Внутриполитическое положение в стране. Экономическая и социальная политика. Курс Неру во внутренней и внешней политике Индии.

Тема 13. Борьба за укрепление курса Неру (1964-78). Нарастание экономического и политического кризиса и углубление противоречий внутреннего развития (1973-79). Реформы конца 80-х гг.

3.2.Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

Прочесть эпиграфическую надпись и проанализировать ее с точки зрения историка;

3.3. Примерные темы курсовых работ

В данном курсе не предусмотрены


3.4. Примерные темы рефератов

Для устного реферирования: анализ исторических источников (эдиктов Ашоки, эпиграфических надписей, «Артхашастры», отрывков из хроник, дневников и т.п. и основополагающих статей по социально-политическим проблемам (напр.,сб. «Индия. Общество, власть, реформы. М., 2003.).



3.5. Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы. Источники. Социально-экономическая характеристика общества.

  2. Империя Маурьев. Система управления. Царская власть. Сословно=кастовый строй.

  3. Образование империи Гуптов. Экономическое развитие и социальная структура. Культура.

  4. Индия в период Делийского султаната. Социально-экономическое положение. Земельная собственность.

  5. Государство Великих Моголов. Правление Акбара. Его завоевания и система управления. Виды земельной собственности и налоги.

  6. Народное движение маратхов. Шиваджи и Моголы. Борьба с народными восстаниями.

  7. Европейцы в Индии. Англо-французская борьба. Английские завоевания.

  8. Экономические последствия английского завоевания Индии в XIX в.

  9. Восстание 1857-59 гг. Антиколониальная борьба в Индии.

  10. Подъем национально-освободительного движения. Кампании гражданского неповиновения. 1947 г. – завоевание независимости.

  11. Экономическая и социальная политика молодой Республики Индии.

  12. Положение Индии в современном мире. Экономика и политика.


4. Учебно-методический раздел
4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдофильмов, кино- и видеофильмов.

Слайды археологических находок в долине Инда, видеофильмы и ДВД о достопримечательностях Индии с образцами архитектуры, скульптуры, живописи и пр. произведений искусства, которые служат источниками по истории.



4.2. Активные методы обучения

Обсуждения источников по истории (археологических находок, эпиграфических, нарративных, летописных, литературных и пр.) для выработки элементарных навыков их использования для извлечения сведений по истории



4.3.Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля.

Стандартно оборудованные аудитории с видео- и ДВД-проигрывателями и проэкторами для слайдов.


4.4. Литература.
4.4.1. Источники

1. Артхашастра, или Наука политики. М.-Л., 1959.

2. Бабур. Бабур-наме (Записки Бабура). Ташкент,1982.

3. Франсуа Бернье. История последних политических переворотов в государстве Великого Могола. М.; Л., 1936.

4. Законы Ману. М., 1992.

5. Хрестоматия по истории средних веков. Т.2 Л., 1963.

. 4.4.2. Основная

1. Л.Б.Алаев. Средневековая Индия. С-Пб., 2003.

2. К.А.Антонова, Г.М.Бонгард-Левин, Г.Г.Котовский. История Индии. М., 1979.

3. Г.М.Бонгард=Левин, Г.Ф.Ильин. Индия в древности. М., 1985.

4. Индия: общество, власть, реформы. М.,2003.

5. Новая история Индии. М., 1961.

6. Новейшая история Индии. М ., 1959.
4.4.3. Дополнительная
1. Л.Б.Алаев. Южная Индия. Социально-экономическая история XIV-XVIII вв. М., 1964.

2. К.З.Ашрафян. Средневековый город Индии XIII – середины XVIII века (проблемы экономической и социальной истории). М., 1983.

3. Г.М.Бонгард-Левин. Индия эпохи Маурьев. М; 1973.

4. Г.М.Бонгард-Левин, М.Д.Бухарин,А.А.Вигасин. Индия и античный мир. М.,2002.

5. Ванина Е.Ю. Средневековое городское ремесло Индии XIII – XVIII вв. М., 1991.

6. М.К.Кудрявцев. Кастовая система в Индии. М., 1992.

7. М.К. Кудрявцев. Община и каста в Хиндустане. (Из жизни индийской деревни). М.,1971.

8. Е.М.Медведев. Очерки истории Индии до XIII века. М., 1990.

9. И.М.Рейснер. Народные движения в Индии: XVII – XVIII вв. и распад державы Моголов М., 1961.

10. Е.Н.Успенская. Раджпуты рыцари средневековой Индии. СПб., 2000.



11. А.И.Чичеров. Экономическое развитие Индии перед английским завоеванием (ремесло и торговля в XVI – XVIII вв.). М., 1965.

.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница