Программа учебной дисциплины фотожурналистика Направление подготовки 0420302 журналистика



Скачать 131.58 Kb.
Дата08.05.2016
Размер131.58 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО Томский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета журналистики


_____________Ершов Ю.М.
"_20____"____мая________ 2014 г.


Программа учебной дисциплины

фотожурналистика

Направление подготовки

0420302

журналистика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная

2014


1. Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Фотожурналистика» – изучение жанров фотожурналистики существующих в системе печатных СМИ; понимание методов иллюстрирования в современной прессе; ознакомление студентов с ресурсами фотоиллюстрирования издания и формами подачи фотоинформации, с творчеством фотожурналистов. Потребность изучения этих вопросов обусловливается, с одной стороны, возрастанием роли фотографии в прессе и интернет-СМИ, увеличением потока визуальной информации; с другой стороны, необходимостью критически осмыслить накопленный опыт.




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки –030600 – журналистика.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Фотожурналистики».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • Знать основные жанровые классификации фотожурналистики отечественных исследователей.

  • Уметь использовать эти знания в практической деятельности.

  • Владеть методикой профессионального мастерства при подготовке и анализе визуальных материалов.


Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО код – «030600»
а) общекультурные (ОК):

ОК-4 (культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь),

ОК- 9 (понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности),

ОК-10 (способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности),

ОК – 11 (готовность и способность работать в коллективе, творческой команде),

б) профессиональные компетенции (ПК)

ПК-3 (ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции),

ПК-7 (понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представление об основных организационных формах медиаиндустрии, ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре),

ПК-8 знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации, их типов и видов, базовых типологических признаков),

ПК-19 (знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно круга обязанностей корреспондентского корпуса),

ПК -24 (знание возможностей электронных баз данных, методов работы с ними, способов участия в их создании),

ПК-32 (знание особенностей работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика и т.п.),

ПК-41 (оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической и т.п.) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных).



4. Структура и содержание дисциплины «Фотожурналистика».
Введение. Предмет и задачи курса, его место в системе профессиональной подготовки будущих фотожурналистов. Значение теоретического изучения курса .Обзор и характеристика тематической литературы.

1. Фотожурналистика в системе СМИ. Фотожурналистика и фотография. Фотожурналистика и журналистика. Традиции фотожурналистики и современность. Жанрообразующие факторы в фотожурналистике. Типы содержания фотопубликаций.

2. Основные жанровые классификации фотожурналистики. Жанры фотожурналистики в классификации Н.И. Ворона. Жанры фотожурналистики в классификации Г.М.Чудакова. Сравнительная характеристика классификаций. Полемика по поводу жанров фотозарисовки, фотокорреспонденции, фотомонтажа.

3.  Виды репортажной фотографии А.И.Лапина. Тождественность жанров фотоочерк и фоторепортаж в классификации А.И.Лапина. Фоторепортаж как информационный жанр. Жанрообразующие признаки фоторепортажа. Объекты фоторепортажа (новость, событие, человек). Фабульно-сюжетное равенство в классическом фоторепортаже.

4. Ресурсы фотоиллюстрирования СМИ. Оригинальные фотографии. Профессиональные пресс-фотографии. Непрофессиональные фотографии. Коллаж и фотомонтаж.

5. Избыточные элементы жанровых классификаций. Фотосерия и фотопроект. Определение фотопроекта как жанра фотожурналистики в работах Н.И.Ворона, Е.В.Катайцева. Фотосерия и секвенция (сравнение жанровых классификаций Е.Л.Мжельской и Н.И.Ворона).

6.  Избыточные элементы жанровых классификаций. Фотопортрет и портретный снимок. Крупноплановое изображение человека как составной элемент жанровых форм фотожурналистики. Фотоистория, фоторепортаж и фотоочерк. Американская и европейская традиции классификаций репортажной фотографии. Single и Photostory. Фоторепортаж, фотосерия, фотоэссе. Способы обобщения и образной оценки явлений при съемке. Изучение человека, его характе­ра, внешних черт в фотоочерке.

7. Современные жанровые тенденции фотоиллюстрирования. Вариант жанровой классификации: фотоинформация, фоторепортаж, фотокорреспонденция, фотосерия, фотоочерк, фотоиллюстрация. Требования к фотопубликациям: доступность, наглядность, документальность, достоверность, информативность, художественность, коммуникативность.

8. Актуальные жанры региональной фотожурналистики. Фотоинформация. Фоторепортаж. Фотосерия. Фотоиллюстрация. Выявление методов и приемов создания снимков различных жанров, оценка их выразительных свойств, краткий обзор фотоиллюстрирования областных и городских изданий региона.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часов.






п/п

Раздел


дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Введение

III




Л -2













2

Тема 1. Фотожурналистика в системе СМИ.

III




Л -2

ПР-2




СРС-4




3

Тема 2. Основные жанровые классификации фотожурналистики.

III




Л- 2

ПР-2




СРС-4




4

Тема 3. Виды репортажной фотографии.

III




Л -2

ПР-2




СРС-4

Контрольная работа

5

Тема 4. Ресурсы фотоиллюстрирования региональных СМИ.

III




Л -2

ПР-2




СРС-4




6

Тема 5. Избыточные элементы жанровых классификаций.

Часть 1.


III




Л- 2

ПР-2




СРС-4




7

Тема 6. Избыточные элементы жанровых классификаций.

Часть 2.


III




Л-4

ПР-2




СРС-6




8

Тема 7. Современные жанровые тенденции фотоиллюстрирования.

III




Л-2

ПР-2




СРС-4

Контрольная работа

9

Тема 8. Актуальные жанры региональной фотожурналистики.

III




Л-2

ПР-2




СРС-6
















20

16




36

Зачет



5. Образовательные технологии

При проведении курса «Фотожурналистика» активно используются самостоятельные работы и аналитические практикумы.

Самостоятельные работы включают в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по предлагаемой теме, с предоставлением аналитической оценки качества фотоиллюстрирования конкретного периодического издания. Выполняя данную работу, студенты повышают свое аналитическое мастерство в оценке жанров и видов репортажной фотографии и приобретают определенные журналистские навыки.

Аналитические практикумы – включают ситуационные задачи («кейсы»): моделирующие журналистскую деятельность; дающие понимание роли жанров фотожурналистики в СМИ; а также раскрытие профессиональных навыков умения работать с визуальной информацией.




6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Темы практических занятий.


1.Особенности репортажной фотосъемки: психологические и этические аспекты. Съемка фотоинформации. Практическое задание по теме.

2.Разбор результатов фотосъемки (фотоинформация). Фоторедактирование отснятого материала.

3.Постановочный и репортажный портретный фотоснимок в периодическом издании: основные требования и способы создания. Подготовка к портретной фотосъемке. Практическое задание по теме.

4. Фоторедактирование отснятого материала (портретная фотосъемка).

5.Тема и идея фотопубликации на примере работ современных российских и зарубежных фотожурналистов. Подготовка к съемке фотоистории. Практическое задание по теме.

6.Фоторедактирование отснятого материала (фотоистория). Разработка сюжета. Корректировка темы. Определение жанровой формы будущей фотопубликации.

7. Фоторедактирование второй фотосъемки (фотоистория). Итоговый отбор отснятого материала.

8.Анализ жанровых особенностей регионального издания.

Примерный перечень вопросов к зачету
1. Основные функции фотографии в прессе.

2. Хроникальная фотография, фотожурналистика и художественная фотография.

3. Особенности формообразования в фотожурналистике.

4. Структура жанра фотосерии.

5. Характер отображения в фотоинформации.

6. Фабула и сюжет в фоторепортаже.

7. Разновидности фоторепортажа.

8. Особенности отображения действительности в фотокорреспонденции.

9. Группы ресурсов фотоиллюстрирования.

10.Виды репортажной фотографии А.И.Лапина: событийная и ситуационная фотографии.

11.Средства и способы интерпретации действительности в фотоочерке.

12.Специфика фоторепортажа в региональной прессе.

13.Портретный фотоснимок в периодическом издании и фотопортрет в художественной фотографии.

14.Термин «фотоистория» в российской системе жанров фотожурналистики.

15.Прямая и художественная фотоиллюстрации.

16.Любительская фотография в региональной прессе.

17.Жанр фотоиллюстрации в региональном периодическом издании.

18.Сравнительная характеристика фотосерии и фотопроекта.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Содержательные модели регионального телевидения»
а) основная литература:

  1. Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. М.: Изд-во МГУ, 1981.

  2. Березин В.М. Фотожурналистика. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2009.

  3. Ворон Н. И. Жанры советской фотожурналистики. М.: Высш. школа, 1991.

  4. Ворон Н.И. Иллюстрация в газете и журнале. //Дизайн периодических изданий: учеб. Пособие под. ред. Э.Л. Лазаревич. М.: МГУ, 2000. с. 56 – 59.

  5. Лапин А. И. Фотография как ... М. :Издатель Л.Гусев, 2004.

  6. Мжельская Е.Л. Редакторская подготовка фотоизданий. М.: Аспект Пресс, 2005.

  7. Чудаков Г. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура.// Советское фото. – 1982. – № 8.


б) дополнительная литература:

1.Вартанов А. С. Документальное и художественное./ Советское фото. - 1980. - № 2. - 35-37.

2.Васенина Е. Андрей Поликанов: Я — профессиональный любитель фотографии./ http://www.photographer.ru/cult/person/591.htm

3.Ворон Н.И. Фотопортрет или портретный снимок?/ Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века. Материалы научно-практической конференции. Часть 1. – МГУ, 2003. – с.197 – 199.

4.Ворон Н.И. Фотопроект как жанр?/Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – М.:МедиаМир, 2009. с. 350 -351.

5.Вязовой М.П. Классификация фотографии./ Коммуникации в современном мире. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, ВГУ. 2002, с.14 - 16.

6.Катайцев Е.В. Фотопроект в глянцевых журналах.// Журналистика в 2008 году: общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. Материалы всероссийской научно-практической конференции.М.: МедиаМир, 2009. с.351-352.

7.Колосов А. Новый взгляд на жанры фотожурналистики./ Relga: электронный науч.-культурологический журн. http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1961&level1=main&level2=articles

8.Колосов А.А. Уточнение критериев фотожурналистики как способ оптимизации визуальной коммуникации./ Акценты. ВГУ. – 2006. № 1-2. – с.17-27.

9.Коулман А. Д. Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография сегодня./ Photographer.Ru. – URL: http://www.photographer.ru /cult/theory/383.htm

10.Розов Г. Как снимать : искусство фотографии. М. : ACT и др., 2006.-416 с.

11.Сорин А. Фотожурналистика: точка зрения фотографа./ Photographer.ru – URL: http://www.photographer.ru/cult/practice/387.htm

12.Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. - Воронеж: Изд-во «Воронежский университет», 2000. - 336с.

13.Харроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера. М.: Комсомольская правда, 2005. – 212 с.

14. Эко У. Нужно ли фотографировать знаменитостей?/ Картонки Минервы. Заметки на спичечных коробках. – М.: Симпозиум, 2010, с.143 – 146.


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Специализированная аудитория, экран, фотокамеры, раздаточный материал.

    Для чтения курса разработаны электронный УМК, тесты.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки по специальности 030600 «Журналистика».

Автор Захаров С.В., старший преподаватель кафедры теории и практики журналистики факультета журналистики
Рецензент Ю. Н. Мясников, к.филол.н., доцент

Программа одобрена на заседании УМК ФЖ



от «_20__» __мая______ 2014 года, протокол № 99






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница