Программа учебного предмета «Народно сценический танец»



Скачать 163.95 Kb.
Дата19.11.2016
Размер163.95 Kb.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Г. МАМАДЫШ ИМЕНИ КОМПОЗИТОРОВ ЯРУЛЛИНЫХ»

_____________________________________________________________________________________

Программа учебного предмета

« Народно – сценический танец»

дополнительной общеобразовательной

программы хореографического искусства

4 года обучения

2014 г.

«ПРИНЯТО»: «УТВЕРЖДАЮ»: на заседании Директор МБОУ ДОД хореографического отделения школы «ДШИ имени композиторов Яруллиных» « ____»________________201___ г _________________О.Б. Хасанова

Введено в действие приказом по ДШИ

№_____от «_____»___________201__г.

Составитель: Галкина Роза Павловна – заведующая хореографическим отделением.

2014 г.


Пояснительная записка

Хореография как вид искусства аккумулирует в себе физическое и эстетическое развитие, комплексно воздействует на ребенка, формируя правильную осанку, координацию, выносливость, воспитывает эстетический вкус. Народно-сценический танец является одним из профилирующих предметов хореографического образования. В процессе его изучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов. Систематические занятия дают возможность развить у ребенка восприятие национального своеобразия танцев, манеры и характера исполнения. Данная программа по предмету “народно-сценический танец” определяет объем и последовательность материала в процессе обучения. В отличие от хореографического колледжа занятия народно-сценическим танцем можно начинать параллельно с классическим танцем. Учебный материал сгруппирован по степени возрастающей сложности. Занятия по народно-сценическому танцу состоят из экзерсиса у станка и на середине зала. Учитывая возраст ребенка и его неспособность длительное время концентрировать свое внимание на одном предмете, занятия в первом классе рекомендуется проводить на середине зала, в форме игры, апеллируя к творческому сознанию ребенка через образы природных явлений. Преподавателю важно учитывать равновесие между дисциплиной на уроке и раскрепощенностью детей, добиваясь точности исполнения танцевальных pas и свободой выразительности.

Перед знакомством с каждой народностью педагог делает небольшой экскурс в историю данного народа, рассказывая об его обычаях, характере, тематике танцев, хореографической лексике и костюме. Занятия по народно-сценическому танцу, как и другие специальные хореографические дисциплины, призваны воспитать основы общей культуры подрастающего поколения. В процессе занятий у детей формируются не только представления о хореографии, но и элементы общечеловеческой культуры: корректное поведение, ответственность, трудолюбие, самоконтроль. Все эти качества связаны с творчеством опосредованно. Они являются базой для дальнейшего развития творческой жизни детей.

Задачи I- го года обучения (4 класс).

Обучение народно-сценическому танцу начинается с экзерсиса. Экзерсис должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал приобретению навыков координации, т.е. органичного и естественного сочетания движений всего тела. Экзерсис также учит исполнителей умению в четкой пластической форме передавать особенности танцев различных народностей. Упражнения у станка на первом году обучения ставят своей целью познакомить исполнителей с особенностями народно-сценического экзерсиса и научить их правильно исполнять движения экзерсиса в начальной простейшей форме.

Прежде всего необходимо объяснить постановку корпуса и положения рук и головы в народно- сценическом экзерсисе. Народно-сценический танец, как и классический, требует подтянутости корпуса, выверенного положения головы и рук. Используется здесь и все выворотные позиции ног (положение ног менее выворотно) и не выворотные позиции.

Основное положение исполнителя у станка: нормальная позиция ног (пятки вместе, носки врозь), одна рука опущена вдоль корпуса, другая- лежит на станке, при этом она совершенно свободна, запястье и локоть опущены, кисть находится на станке немного впереди корпуса, пальцы не охватывают станок, а свободно лежат на нем. Корпус прямой, плечи развернуты, опущены вниз, лопатки опущены, шея не напряжена. Голова повернута точно в сторону, подбородок приподнят.

При подготовке к практическому занятию необходимо составить план его проведения. План должен включать такие разделы:

1. Экзерсис у станка.

2. Экзерсис на середине зала:

а) упражнения для рук и корпуса;

б) прыжки (встречающиеся у некоторых народов);

в) вращения.

3. Этюды на середине зала.


Очередность упражнений у станка опирается на принцип равномерного развития всего тела исполнителя и постепенного включения в работу различных групп мышц. Примерный порядок выполнения упражнений у станка таков:


  1. Demi-plie,grand plie.

  2. Battement tendu.

  3. Battement tendu jete.

  4. Каблучные упражнения.

  5. Подготовка к flic-flac, flic-flac.

  6. Rond de jambe, rond de pied.

  7. Battement fondu.

  8. Подготовка к «веревочке», «веревочка».

  9. Встукивание.

  10. Battement developpe.

  11. Grand battement jete.

  12. Port de bras.

  13. Прыжки.

Этот порядок может изменяться с учетом развития некоторых упражнений и ростом техники исполнения учащихся.



Основные задачи:

развитие ритмичности и музыкальности;

активизация внимания, “моторной памяти”;

постановка головы и корпуса – осанка, понятие “анфас”, “профиль”;

знакомство с основными свободными позициями ног, положениями рук.

Осанка – правильное положение корпуса: лопатки опущены вниз, корпус подтянут.

Голова. Взгляд направлен на уровне глаз. Шея свободна, не напряжена. Упражнения для головы:

Поворот головы в профиль: вправо, влево; наверх, вниз.

Вначале на 2 такта, музыкальный размер 3/4, затем на 1 такт - 3/4. Музыкальный размер 2/4, также на 2 такта, затем на 1 такт - 2/4.



Позиции и положения ног:

I, II, III, - свободные позиции. Ноги поставлены так, чтобы носки находились под углом между открытыми и прямыми позициями.

I «параллельная» или VI позиция. Корпус распределен равномерно на обе ноги.

Положения рук:

подготовительное – руки опущены вдоль корпуса, кисти повернуты ладонью к бедрам, пальцы свободно сгруппированы вместе.

IV позиция – руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии: большой палец сзади, остальные, собранные вместе, спереди. Локти направлены в стороны.

Понятие “вытянутой” и “сокращенной” стопы: на полу, в воздухе, по I свободной позиции.

Шаги под музыку с вытянутым носком по I свободной позиции.

Переменный ход с вытянутым носком. Музыкальный размер: 2/4; 4/4.

Удары ногой по VI позиции. Музыкальный размер – 2/4:

“и” – нога с сокращенным подъемом поднимается до щиколотки опорной;

“раз” – с ударом ставится в VI позицию.

Повторить четыре раза. Поочередные удары стопой правой и левой ногой по VI позиции.

Выстукивающие движения по VI позиции:

“и” – нога поднимается до щиколотки опорной;

“раз” – с ударом опускается в VI позицию;

“и два” – пауза.

Повторить с левой ноги. Затем удары проделать по четвертям, фиксируя сокращенный подъем у щиколотки. Музыкальный размер: 2/4; 3/4.

Прыжки (saute) по свободной I и VI позициям, руки находятся в IV позиции.

Подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и с сокращенной стопой. Положение ноги “у щиколотки”.

Упражнения для пальцев и кистей рук:

сгибание кистей вниз-наверх, руки вытянуты в стороны на уровне плечей;

движения рук из стороны в сторону, имитация полоскания;

“Пушинка” – схватить пух большим и поочередно каждым пальцем, а затем всеми пальцами на каждую четверть такта, музыкальный размер – 2/4. Упражнение занимает 2 такта.

Игровые комбинации: “Зайка”, “Жабка”, “Медведь” и др.

Пример - “Жабка”:

ноги в I свободной позиции, руки в VI позиции.

Музыкальный размер – 2/4.

1 такт “раз” – правая рука, согнутая в локте, отводится в сторону с раскрытыми пальцами.

“и” - пауза.

“два” - повторить левой рукой.

2 такт “раз и два” – два прыжка с вытянутыми носками вперед.

Затем повторить движения, опуская кисти вниз и отпрыгивая назад.

Поклон – дисциплинирует ребенка и приучает к правилам хорошего тона.

Мальчики – I свободная позиция, руки опущены вдоль корпуса.

“раз” – шаг в сторону правой ногой, голова прямо;

“два” – подставить левую ногу в I позицию;

“три” - опустить подбородок вниз;

“ четыре” - вернуть голову в исходное положение.

Девочки – I свободная позиция ног, руки в IV позиции.

“раз” – шаг правой ногой в сторону, голова прямо;

“два” – поставить левую ногу в I позицию;

“три” - demi-plie, подбородок опустить вниз;

“ четыре” – исходное положение.

В первом году обучения не используется профессиональная терминология. Задачей первого года обучения является умение сосредоточиться, проявить внутреннюю собранность, активизировать внимание. Научиться слушать музыку, различать сильные и слабые доли в 2/4 и 3/4 музыкальном размере.

Знакомство с основными позициями рук, простейшими движениями русского, белорусского танцев. Формирование творческого мышления детей. Занятия проводятся только на середине зала.

Позиции рук: I, II, III.

Port de bras.

II позиция – кисти рук слегка повернуты наверх. I и III аналогичны классическим позициям. III открытая позиция.

Упражнения для кистей:

вращательные движения en dehors, en dedans;

хлопки в ладони, по колену (мальчики).

Пальцы собраны вместе и вытянуты, запястье не сгибается. Руки от локтя до кончиков пальцев образуют единое целое.



Отведение и приведение ноги: Battement tendus.

- из I свободной позиции;

с переводом стопы на каблук.

Броски ноги на 35° из I свободной позиции с натянутым и сокращенным подъемом.

Полуприседание по I, II, III свободным позициям, по VI позиции.

Выстукивающие движения по VI позиции в различных ритмичных рисунках. Фиксация ноги с сокращенным подъемом у щиколотки и колена. На месте и с продвижением вперед.

“Припадание” – по I свободной позиции, держась обеими руками за станок.

Переменный ход с ударом ноги по VI позиции и ее фиксацией у щиколотки опорной ноги.

Простые шаги с шаркающим ударом каблука по VI позиции.

Притоп: двойной, тройной.

Галоп по VI позиции в сторону, вперед.

“Присюд” - отведение прямой ноги из VI позиции назад на носок в demi-plie;

с соскоком;

поочередные соскоки в присюд.

Подскоки на месте и в продвижении вперед с фиксацией ноги у колена.

Бег с отбрасыванием ног назад с вытянутым носком.

Полька - на месте и с продвижением вперед:

в характере белорусского танца;

полька в характере русского танца с отведением ноги вперед на высоту 35° с вытянутым подъемом.

Перегибы корпуса вперед, назад, в сторону.

Упражнения на подражание животным: “Зайчик”, “Змея”, “Кузнечик”, “Жабка” и др.

Упражнения импровизационного характера на эмоциональное состояние: радость, гнев, грусть и др.

В конце 1-ого года обучения учащиеся должны иметь хорошую координацию движений, быть внешне и внутренне свободны.



2-ой год обучения (5 класс).

Предмет народно-сценический танец и его составные части: экзерсис у станка и на середине зала. Терминология народного танца. Знакомство с элементами и манерой исполнения белорусского и русского танцев.



Упражнения у станка

Открытые позиции ног: I, II, V.

Понятие preparation.

Demi-plie и grand-plie по I, II, V позициям.

Battement tendu с сокращением стопы в сторону, вперед, назад.

Battement jete с сокращением стопы после броска.

Понятие sur le cou-de-pied:

- flic сзади в положение sur le cou-de-pied.

Понятие passe.

Подготовка к веревочке.

Releve lent на 90° в характере русского танца.

Port de bras вперед, назад, в сторону.

Упражнения лицом к станку

Pas de bourree.

“Припадание” из V позиции.

“Подбивка” в характере белорусского танца.

Подготовка к “качалке”:

“качалка”.

Занятия на середине зала

Положение epaulement.

Позиции и положения рук в русском танце:

port de bras в характере русского танца.

Основные ходы русского танца: простой, переменный, с каблука в demi-plie, с ударом каблука по VI позиции, “горох”, “трилистник”, “гармошка”.

“Моталочка” - движение проучивается у станка из VI позиции, исходное положение epaulement.

“Ковырялочка” - движение проучивается у станка из VI позиции.

Двойная дробь.

“Веревочка” - в характере русского танца.

“Припадание” по VI позиции с разворотом работающей ноги в V и VI позиции в характере белорусского танца.

“Присюды”:

en face;


epaulement;

в повороте на 180°.

Ход “Лявонихи”.

“Подбивка”.

Ход с выведением ноги вперед через I позицию.

Вращение на месте. Простые шаги, “припадание”.

В конце второго года обучения учащиеся должны знать терминологию народно-сценического танца, владеть координацией изученных движений, уметь станцевать небольшие комбинации (16 тактов) на пройденном материале.

3-ей год обучения ( 6 класс).

Изучаются новые движения у станка. Прививается учащимся аккуратность и точность при исполнении движений. Большое внимание уделяется суставо-связочному аппарату стоп и коленей (подготовка к присядкам). На середине зала изучаются движения русского, белорусского, украинского танцев в более усложненных комбинациях – с дробями и поворотами.

Упражнения у станка

Demi-plie и grand plie по выворотным и параллельным позициям, с различными port de bras.

Battement tendu с demi-plie и ударом по V позиции;

с опусканием ноги на каблук в demi-plie.

Battement jete с поднятием пятки опорной ноги.

Каблучное низкое (положение работающей ноги в sur le cou-de-pied с сокращенным и вытянутым подъемом).

Rond de jambe par terre en dehors и en dedans:

на носок;

на каблук.

Подготовка к “веревочке”:

“веревочка”;

простая;


двойная;

с вынесением работающей ноги на каблук в сторону и вперед.

Pas tortille.

Battement fondu на 45° в сторону.

Developpe в характере венгерского танца.

Grand battement jete с опусканием работающей ноги на каблук в demi-plie.


Упражнения лицом к станку

Дробная “подбивка” в характере русского танца.

Дробная “дорожка” на полупальцах по V позиции.

“ Голубец ” в характере украинского танца.

Pas de bourree в характере украинского танца.

Присядка:

простая (“сесть-встать”);

“ мяч ” по I позиции, по VI позиции;

с вынесением ноги в сторону на 45°.

Упражнения на середине зала

Основные ходы танцев “Юрочка”, “Крыжачок”.

“Присюды” в повороте на 360°.

“Веревочка” в характере польки - “трясухи” с перескоком.

Pas de basque (падебаск) в характере белорусского танца.

Положения рук в паре: “Лявониха”, “Крыжачок”.

Повороты и кружения в паре – “Крутуха”.

Вращения:

подскоки на месте;

в продвижении по диагонали.

Комбинации на материале “Юрочки”, “Лявонихи”, “Крыжочка”.

Украинский танец

Положения рук в украинском танце:

девочки


II, III открытая, IV позиции;

“корзиночка”;

мальчики

II, III открытая, IV позиции;

руки на затылке.

“Бигунец” - основной ход украинского танца.

“Веревочка”:

простая;


в повороте;

с переступанием и выносом ноги вперед на каблук.

“Припадание” по III позиции вперед, в сторону, назад.

“Дорожка” - “припадание” с перекрещиванием ног.

“Выхилясник”:

простой;


с “упаданием”;

с “угинанием”.

“Голубец”:

на месте;

в продвижении;

в повороте.

“Тынок”:

маленький (женский);

большой (мужской).

Присядки с выносом ноги в сторону на 45°, 90°.

Парно-массовая комбинация “Гопак”.

Комбинация для девочек “Веснянка”.

В конце третьего года обучения учащиеся должны уметь взаимодействовать с партнером, уметь ориентироваться в пространстве (соблюдать рисунок: линию, круг, интервалы).

4-ый год обучения (7 класс).

Изучение новых движений у станка и на середине зала. Совершенствование техники исполнения за счет ритмического рисунка, музыкального темпа, координации движений. На середине зала осваивается техника исполнения мужского украинского танца. Знакомство с молдавским танцем на примере “Сырбы”, “Молдавеняски”, “Мэрунцики”.



Упражнения у станка

Demi-plie и grand plie плавные и резкие по выворотным и прямым позициям.

Battement tendu:

с подниманием пятки опорной ноги;

в позы epaulement.

Battement jete: “сквозные”  броски.

Каблучное:

demi-rond en dehors, en dedans;

с переступанием по V позиции;

c pas tombe вперед, назад;

высокое “каблучное” через developpe.

Flic-flac из V позиции:

простой;

с ударом подушечкой стопы по V позиции;

с переступанием.

Pas tortille:

одинарное;

двойное;


в demi- plie;

с pas tombe;

с “качалкой”.

Rond de jambe par terre:

с demi- plie на носок;

на каблук;

с port de bras.

Developpe:

в demi- plie;

с demi rond en dehors и en dedans;

с одинарным ударом пятки опорной ноги.

Выстукивающие движения в характере русского, молдавского танцев.

Grand battement jete:

с pas tombe на работающую ногу;

с ударом подушечки опорной стопы;

с port de bras.



Упражнения лицом к станку

Дробная “подбивка” в характере русского танца.

Присядки: разножка в сторону и вперед в характере русского, украинского танцев.

“Голубцы” – мужские.



Упражнения на середине зала

“Веревочка”:

простая;

синкопированная в комбинации с “ковырялочкой”, “моталочкой”, дробями в характере русского танца.

Присядки:

с выносом ноги в сторону на 90°;

“мяч” по I выворотной, VI позициям;

с выносом ноги на каблук;

“закладки” в характере украинского танца.

Soutenu в повороте с продвижением по диагонали в характере украинского женского танца.

“Обертас” – вращение на месте (украинский танец).

Прыжки по VI позиции в повороте на 180°, 360° (туры).

Вращения по VI позиции с отбрасыванием ноги назад в demi-plie на опорной ноге.

“ Моталочка ”:

в повороте;

с продвижением по диагонали.

Молдавский народный танец

Основные положения рук.

Простые ходы вперед, в сторону, назад:

с носка;


с каблука;

в характере “ Сырбы ”.

Ход в сторону с вынесением ноги на каблук в бок.

Шаг с ударами ног по VI позиции.

Синкопированные удары по VI позиции в продвижении. “Дорожка”.

Основной ход “Молдовеняски” - шаг с подскоком и подъемом ноги в положение “у колена” по VI позиции:

на месте;

с продвижением вперед;

в повороте.

Боковой бег на одну ногу, другая поднимается в положение “у колена” сзади.

Подскоки с поджатыми ногами.

Ключ – поочередное вынесение ног вперед на каблук и подскок с поджатыми ногами.

Соскок на каблук накрест опорной ноги.

Резкое поочередное отведение ноги вперед накрест опорной.

Вращение – подскок с синкопированным перепрыгиванием на одну ногу.

Комбинация “Молдовеняски”.

IV- ый год обучения - завершающий. Упражнения у станка усложняются. Комбинации упражнения у станка составляются с целью дальнейшего развития техники исполнения, танцевальной выразительности. Время, отводимое на станок, сокращается и занимает ¼ часть времени, ¾ части времени отводится для работы на середине зала. Конечно, это деление условно, но в любом случае время работы у станка не должно быть более 15-20 мин.Учащиеся должны овладеть сложной техникой украинского и молдавского танцев, манерой исполнения, а так же техникой вращений в характере русского, украинского, молдавского танцев.

Литература

Алексютович Л. Белорусские народные танцы, хороводы, игры. Минск, 1978.

Василенко К. Украинский народный танец. М., 1981.

Голейзовский К. Образы русской хореографии. М., 1964.

Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы. Минск, 1974.

Гребенщиков С. Белорусская народно-сценическая хореография. Минск, 1976.

Гребенщиков С. Белорусские танцы. Минск, 1978.

Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.

Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.

Мардарь М. Элементы движений молдавского танца. Кишинев, 1975.

Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. М., 1972.

Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.

Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975.

Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.



Чурко Ю. Белорусский хореографический фольклор. Минск, 1990.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница