Программа учебно-полевой практики по зоологии Направление подготовки 020400. 62 Биология профиль подготовки



Скачать 227.14 Kb.
Дата05.11.2016
Размер227.14 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУВПО «Марийский государственный университет»

Биолого-химический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор – проректор по учебной

работе ___________ /Иванов В.А./

«___»_______________________20___ г.

Программа учебно-полевой практики

по зоологии

Направление подготовки



020400.62 БИОЛОГИЯ

Профиль подготовки



Ботаника, Биохимия, Биоэкология, Зоология

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Йошкар-Ола 2011



1. Цель учебно-полевой практики по зоологии.

Цель учебно-полевой практики: Закрепление теоретических знаний, полученных студентами биоэкологами на лекционных и практических занятиях в стенах университета, овладение навыками научного исследования, приобретение опыта полевых исследований, сбор материала для учебных и музейных коллекций. Изучение образа жизни, развития и размножения животных в естественной обстановке их обитания, приобретение практических навыков для организации и проведения зоологических полевых исследований в будущей профессиональной деятельности.
2. Задачами учебно-полевой практики для бакалавров по направлению подготовки 020400.62 «БИОЛОГИЯ» с профилем подготовки «Ботаника, Биохимия, Биоэкология, Зоология» являются:

  • научить студента на основе полученных в теоретическом курсе знаний ориентироваться во всем многообразии встречающихся водных и наземных беспозвоночных и позвоночных животных, распознавая их до классов и отрядов;

  • в разных местах обитания, собирать и фиксировать водных и наземных животных;

  • определять беспозвоночных и позвоночных животных, пользуясь определителями до семейства, рода и, в некоторых случаях, до вида;

  • наблюдать взаимоотношения животных с их абиотической и биотической средой обитания и выявлять характерные адаптации;

  • прослеживать изменения в строении и поведении животных на разных этапах их индивидуального развития;

  • представлять значение животных в природе, в сельском хозяйстве, для здоровья человека, в рыбном хозяйстве, в водоснабжении и других практических аспектах;

  • знакомить студентов с основными эколого-фаунистическими комплексами животных района полевой практики, показав многообразие видов и сложность существующих в природе взаимодействий организмов между собой и окружающей средой;

  • приобрести навыки в проведении экскурсий в природу, постановке наблюдений за животными и сборе коллекций;

  • ознакомить студентов с основными принципами организации и методами проведения самостоятельных научных исследований по фауне и экологии животных;

  • научить студентов правилам поведения в природе и мерам охраны животных, применительно к местным условиям.


3. Место учебно-полевой практики по зоологии в структуре ООП ВПО.

Учебно-полевая практика по зоологии является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел Б.5 «Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «БИОЛОГИЯ».

Учебно-полевой практике по зоологии предшествует изучение дисциплины «Зоология» профессионального цикла, (вариативного) компонента ФГОС ВПО, предусматривающих лекционные и лабораторно-практические занятия. Учебно- полевая практика по зоологии является логическим завершением изучения данной дисциплины.

Прохождение учебно-полевой практики по зоологии является необходимой основой для последующего изучения курсов "Гидробиология", "Герпетология и батрахология", "Теория эволюции", "Зооиндикация наземных и водных экосистем", «Биология общественных, колониальных и стайных животных», «Зоогеография».

Летняя практика студентов первого курса это составная и завершающая часть курса зоологии беспозвоночных, изучаемого в первом и втором семестре. Летняя учебно-полевая студентов второго курса это составная и завершающая часть курса зоологии позвоночных, изучаемого в третьем и четвертом семестре. Ее значение определяется тем, что отчетливое представление об окружающей нас природе можно получить, лишь сопоставляя полученные из книг знания с непосредственными наблюдениями в естественной обстановке. Только таким путем можно понять и правильно оценить все сложные явления природы в их взаимосвязи и взаимозависимости, правильно оценить народнохозяйственное значение каждого животного. Наблюдения в природе дают возможность оценить приспособительное значение особенностей строения животного, позволяют понять взаимосвязи организма с условиями его жизни. Без приобретения разнообразных навыков и опыта полевой работы, без умения определять в природе хотя бы наиболее обычные виды животных нельзя стать настоящим биологом.
4. Формы проведения учебной практики: учебно-полевая

Студенты, проходящие практику, изучают основные методики наблюдения в природе разных групп беспозвоночных и позвоночных животных. Теоретические и практические занятия ведутся преподавателями кафедры специализирующимися на той или иной группе животных.


5. Место и время проведения учебно-полевой практики по зоологии.

Учебно-полевая практика по зоологии бакалавров по направлению подготовки «БИОЛОГИЯ» с профилем подготовки «Ботаника, Биохимия, Биоэкология, Зоология» проводится на базе кафедры зоологии биолого-химического факультета ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», биостанции БХФ в поселке Шушеры Килемарского района Республики Марий Эл, ГПЗ «Большая Кокшага».

Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных проводится на первом курсе во втором семестре в течение 3 недель. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных проводится на втором курсе в четвертом семестре в течение 2,5 недель. Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий, на природе в полевых условиях. В порядке исключения по решению заведующего кафедрой зоологии, медицинским показаниям практика может проводиться в городской черте.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебно-полевой практики по зоологии.

В процессе учебно-полевой практики студент овладевает следующими компетенциями:



Общекультурные компетенции:

- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы, имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК 1);

- выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК – 4);

- проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК – 8);

- проявляет творческие качества (ОК – 14);

- правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК – 15);

- заботится о качестве выполняемой работы (ОК – 16);

- умеет работать самостоятельно и в команде (ОК – 18).



Профессиональные компетенции:

  • демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК – 1);

  • использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК – 2);

  • демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК – 3);

  • применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК – 5);

  • способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК – 15).

В результате прохождения учебно-полевой практики по зоологии обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать:

– об основных чертах строения и развития животных;

– об экологии и распространении животных;

– основных представителей фауны животных республики.



уметь:

– ориентироваться в видовом составе животных края, района, окрестностей населенного пункта «места работы»;

– осуществлять природоохранное воспитание учащихся и населения.

владеть:

– полевыми и лабораторными методами зоологического исследования и изучения наглядного материала по зоологии и экологии животных.


7. Структура и содержание учебно-полевой практики по зоологии.

7.1. Структура и трудоемкость учебно-полевой практики по зоологии беспозвоночных

Общая трудоемкость учебно-полевой практики по зоологии составляет 4,5 зачетные единицы – 162 часа.




п\п


Разделы практики

Виды работы на практике и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1.

Подготовительный этап

Ознакомление с программой и методиками проведения практики, природой и ландшафтом, топографическими особенностями района работы.

Приемы сбора, хранения, этикетирования, наблюдения и ведения записей. Распределение самостоятельных работ. Ознакомление с техникой безопасности. На кафедре каждый студент получает обязательный инструктаж по технике безопасности на производстве, поведения в лесу и профилактики инфекционных заболеваний. – 6 часов.



собеседование



2.

Основной этап: полевые наблюдения и сбор материала

Экскурсии на луга, на прибрежные участки. Экскурсии на водоемы. Распространение жизни в водоемах и особенности существования беспозвоночных в водной среде. Знакомство с биологией пчелы, как общественного насекомого со сложным поведением. Экскурсия на пасеку. Обследование сада, поля и огорода. Вредители плодовых культур. Вредители полевых и овощных культур. Сбор насекомых, обитающих в лесу. Экскурсия на скотный двор. Насекомые-паразиты сельскохозяйственных животных. – 40 часов.

собеседование



3.

Основной этап: обработка материала, составление коллекций

Определение собранного материала. Составление коллекций. Изучение биологии водных и наземных беспозвоночных района практики.- 40 часов.

собеседование

4.

Основной этап: самостоятельная работа студентов

Выполнение самостоятельных работ по предложенным преподавателем темам.- 72 часа.

конференция

5.

Заключительный этап

Подведение итогов практики. Зачет. – 4 часа

зачет



7.2. Структура и трудоемкость учебно-полевой практики по зоологии позвоночных

Общая трудоемкость учебно-полевой практики по зоологии составляет 3,75 зачетные единицы – 135 часов.




п\п


Разделы практики

Виды работы на практике и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1.

Подготовительный этап

Ознакомление с программой и методиками проведения практики, природой и ландшафтом, топографическими особенностями района работы.

Распределение самостоятельных работ. Ознакомление с техникой безопасности. Обязательный инструктаж по технике безопасности на производстве, поведения в лесу и профилактики инфекционных заболеваний. – 6 часов.



собеседование



2.

Основной этап: полевые наблюдения и сбор материала

Экскурсии на водоемы. Распространение жизни в водоемах и особенности существования позвоночных у водной среды. Экскурсии на луга, на прибрежные участки. Экскурсии в лес на водоразделе. Экскурсия в луговые и полевые угодья.

Знакомство с жизнью животных ночью. Животные с ночным и сумеречным образом жизни, их голоса, поведение. – 36 часов.


собеседование



3.

Основной этап: обработка материала, составление коллекций

Определение собранного материала. Составление коллекций. Изучение биологии водных и наземных позвоночных района практики.- 30 часов.

собеседование

4.

Основной этап: самостоятельная работа студентов

Выполнение самостоятельных работ по предложенным преподавателем темам.- 60 часов.

конференция

5.

Заключительный этап

Подведение итогов практики. Зачет. – 3 часа

зачет



8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии (методики), используемые на учебно-полевой практике по зоологии.

В процессе практики студенты должны получить не только конкретные сведения о составе, закономерностях размещения, основных биологических чертах животных, но и освоить некоторые простейшие методики полевых наблюдений и исследований по зоологии. Ознакомление с методиками полевых исследований проводится на экскурсиях и при выполнении самостоятельных заданий.

– Методика фаунистических наблюдений

– Методика количественных учетов наземных животных

Методика изучения пространственного размещения животных

– Методика изучения размножения животных

– Методика изучения питания животных
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на учебно-полевой практики по зоологии:

В процессе самостоятельной работы студенты приобретают навыки сбора материала, его обработки, обобщения, анализа на основе его биологических закономерностей. Основное внимание в этой форме уделено работе студента над избранной темой. Тематика самостоятельных работ разрабатывается заранее с учетом природных условий района полевой практики. К разделу самостоятельных работ относится вторая половина дня, свободная от экскурсий. Это время используется на оформление записей в дневнике за прошедшую экскурсию, чтение учебной и специальной литературы, приготовление коллекций, а также дополнительный сбор, полевые наблюдения, эксперименты и обработка материала по самостоятельной теме. Все эти работы осуществляются под контролем преподавателя. При выполнении самостоятельных работ, темы которых предлагаются преподавателем заранее, студенты используют методы, перечисленные в настоящей программе. Выбор методов, уточнение деталей их применения в зависимости от специфики темы и условий ее выполнения производятся при консультации с преподавателем. Работа может выполняться индивидуально или группой в 2-4 человека. Результаты самостоятельных работ оформляются в виде отчетов, иллюстрированных таблицами, графиками, картосхемами, фото и видеоматериалами, и докладываются на заключительной отчетной конференции подгруппы.

Предлагаемый примерный перечень тем самостоятельных работ отражает все основные направления полевого изучения фауны, населения животных и особенности их экологии:


  • Насекомые – опылители растений.

  • Изучение некоторых аспектов биологии личинок стрекоз.

  • Водные жуки и их личинки.

  • Личинки ручейников.

  • Рыжий лесной муравей.

  • Биология тлей.

  • Защитные приспособления насекомых.

  • Гидра пресноводная.

  • Пиявки водоемов Среднего Поволжья.

  • Фауна водных клопов района практики и наблюдения за ними.

  • Дождевые черви.

  • Капустная белянка.

  • Кольчатый шелкопряд.

  • Майский жук.

  • Двустворчатые моллюски.

  • Брюхоногие моллюски.

  • Особенности строения и биологии пауков.

  • Ядовитые беспозвоночные.

  • Диморфизм и полиморфизм у беспозвоночных.

  • 20 Изучение полиморфизма рисунка колорадского жука.

  • Кузнечики и кобылки.

  • Насекомые, ведущие общественный образ жизни.

  • Медоносная пчела, ее строение, образ жизни и значение.

  • Беспозвоночные, обитающие в почве, их биология и значение.

  • Беспозвоночные, обитающие в воде, особенности их строения и биологии.

  • Сезонность в жизни насекомых.

  • Важнейшие вредители леса.

  • Насекомые открытых мест.

  • Мирмекофильная фауна.

  • Листоеды, повреждающие прибрежноводные растения.

  • Адаптации морфологических структур у насекомых.

  • Эктопаразиты района практики.

  • Мертвоеды – санитары леса.

  • Видовой состав рыб водоемов района практики.

  • Характерные морфологические признаки и биологические особенности рыб разных экологических групп.

  • Видовой состав, численность амфибий и рептилий в районе практики.

  • Изучение морфологических особенностей амфибий и рептилий.

  • Суточная динамика активности пения певчих воробьиных птиц.

  • Учет видового состава и численности певчих птиц по голосам на маршруте.

  • Орнитофауна водно-болотных биотопов.

  • Видовой состав, численность и поведение синантропных птиц района проведения практики.

  • Изучение видового состава и численности мелких млекопитающих в различных биотопах.

  • Суточный цикл активности мышей, полевок, землероек.

  • Ценоз позвоночных животных лесного биотопа.

  • Видовой состав и численность земноводных и рептилий района проведения практики.

  • Изготовление скелета позвоночных животных.


10. Формы аттестации (по итогам практики).

Форма итогового контроля - зачет

Отчетность студента за полевую практику складывается из следующего:

1. Оформление полевого дневника экскурсий.

2. Письменный отчет по теме самостоятельной работы. Устный отчет по теме самостоятельной работы на заключительной конференции. Также рекомендуется заслушивание подготовленного всей подгруппой или звеном обзорного доклада о фауне района полевой практики или по индивидуальному конкретному исследованию.

3. Собранный и оформленный коллекционный материал.

Для подведения итогов полевой практики проводится заключительная конференция, на которой заслушиваются устные отчеты студентов по темам самостоятельных работ, а преподаватель подводит общие итого полевой практики для подгруппы в целом и каждого студента в отдельности и ставит зачет.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-полевой практики по зоологии.

Основная:

Бей-биенко Г.Я. Общая энтомология. 2-е изд.– М.:Высшая школа, 1971. – 376 с.

Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология: Учебник для университетов и сельхозвузов. – 3-е изд.. доп. – М.:Высш. Шк., 1980. – 416 с.

Кременецкий Н.Г. Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных. М., Учпедгиз, 1959. – 147 с.

Константинов А.С. Общая гидробиология. 3-е изд., М., Высшая школа, 1971. – 480 с.

Козлов М., Инбург Е. Ваша коллекция. М., Просвещение, 1971. – 480 с.

Латинский язык, 2-е изд., М., Просвещение, 1969, - 384 с.

Лесная энтомология, 2-е изд., Л., Гослестехиздат, 1938, - 347 с.

Липин А.Н. Пресные воды и их жизнь. М., Учпедгиз, 1950. – 347 с.

Яхонтов А.А. Зоология для учителя: Введение в изучение науки о животных. Беспозвоночные/Под ред И.Х. Шаровой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1982. -352 с.

Клюге Н.Ю. Современная систематика насекомых. Принципы систематики живых организмов и общая система насекомых с классификацией первичнобескрылых и древнекрылых. (Серия «Учебники для вузов. Специальная литература). – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. – 336 с.

Шалапенок Е.С., Запольская Т.И. Руководство к летней учебно-полевой практике по зоологии беспозвоночных. Для биол. спец. Ун-ов. – Минск: Вышэйш. Шк., 1988. – 302 с.

Матвеев В.А., Дробот В.И., Бедова П.В. Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных (методические указания). – Йошкар-Ола: Изд-во Марийского гос. университета. 1995. – 16 с.

Адольф Т.А. Быть зоологом.-М.:Изд-во Моск. ун-та,1992.-125 с.-ISBN 5-211-02360-9.

Альба Л.Д.,Вечканов В.С. Редкие и исчезающие позвоночные животные Мордовии:Учеб.пособие.-Саранск:Изд-во Мордов. ун-та,1992.-84 с.-ISBN 5-7103-0075-6.

Беме Р.Л., Кузнецов А.А., Птицы лесов и гор СССР. Полевой определитель.-М., 1981.-221 с.

Бобринский Н.А., Кузнецов Б.А., Кузякин А.П. Определитель млекопитающих СССР. - М., 1965. - 379 с.

Волчанецкий И.Б.,Ларина Н.И. Пособие по зоологии позвоночных.- Саратов:Изд-во Саратовского ГУ, 1973.- 220 с.

Воробьева Э.И. Проблемы происхождения наземных позвоночных.-М.:Наука,1992.-344 с.-ISBN 5-02-005415-1.

Гаранин В.И. Земноводные и пресмыкающиеся Волжско-Камского края.- М.:Наука, 1983.- 175 с.

Гаранин В.И. Материалы по распространению и численности амфибий Волжско - Камского края //Природные ресурсы Волжско - Камского края.- М., 1964.- С.127 - 132.

Определитель эемноводных и пресмыкающихся фауны СССР /Банников А.Г.,Даревский И.С.,Ищенко В.Г.и др.-М.:Просвещение, 1977.- 415с.

Определитель птиц СССР/ Гладков Н.А., Дементьев Г.П.,Птушенко Е.С., Судиловская А.М.- М., 1964. - 536 с.

Райков Б.Е.,Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии.- 7-е изд.-М.:Топикал,1994.-640 с.-ISBN 5-85256-018-9.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных:В 2 т.:Пер.с англ.Т.2.-М.:Мир,1992.-406 с.-ISBN 5-03-000292-8.

Ромер А.,Парсонс Т. Анатомия позвоночных: В 2 т.:Пер.с англ.Т.1.-М.:Мир,1992.-358 с.-ISBN 5-03-000291-Х.

Семаго Л.Л. Птицы.-М.:Мысль,1994.-271 с.:ил.-ISBN 5-244- 00610.

Дополнительная:

Акимушкин И.И. Первопоселенцы суши. Рассказы о природе. – М.: «Мысль» 1972-206 с.

Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. – 4-е изд. – М.: Мысль, 1999. – 464 с.

Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М.: Мысль, 1999. – 384 с.

Аверкиев И.С. Атлас вреднейших насекомых леса, 1984

Ажеганова Н.С. Краткий определитель пауков Лесной и лесостепной зоны СССР. 1968

Горностаев, Левушкин Определитель пресноводных насекомых Средней полосы Европейской части СССР 1973

Чекановская О.В. Дождевые черви почвообразование. М-Л, Издание АНСССР,1960–205 с.

Гиляров М.С., Криволуцкий Д.А. Жизнь в почве – М.: Молодая гвардия, 1985.-191 с.

Копанева Л.М., Стебаева И.В. Жизнь саранчовых. – М.: Агропромиздат 1985-191 с.

Красная книга Республики Марий Эл. Редкие и исчезающие виды животных /Автор-составитель Х.Ф. Балдаев– Йошкар-Ола: Изд-во Марийского полигрвфкомбината, 2002. – 164 с.

Орлов Б.Н. и др. Ядовитые беспозвоночные животные и их яды. Учебное пособие. – Горький, Издательство университета, 1981.-91 с.

Халифман И.А. Четырехкрылые корсары:Научно-художественная литература.- М., 1978. – 317 с.

Жадин В.И. Моллюски пресных и солоноватых вод СССР. М-Л. Изд-во АНСССР, 1952 – 376 с.

Фабр П. Насекомые /перевод с англ. Яз Ю.Фролова. – М.:Изд-во Мир, 1976. – 104 с.

Никитский Н.Б.; Свиридов А.В. Насекомые Красной книги СССР. – М.; Педагогика, 1987. – 176 с.

Фабр Ж.А. Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога. – М.; Учпедгиз. 1963. – 458 с.

Захаров А.А. Муравей, семья, колония. – М.; Наука, 1978. – 143 с.

Захаров А.А. Организация сообществ у муравьев. Ответственный редактор Г.М. Длусский: АНСССР, Институт морфологии и экологии животных им. А.Н. Северцова. – М.; Наука, 1991. – 276 с.

Полезные насекомые опылители и энтомофаги. М-Л, Издательство «Наука» - 396 с.

Брянцев В.А. Сельскохозяйственная энтомология, Л.; Колос, 1966. – 342 с.

Гибридизация и проблема вид у позвоночных/Под ред.Россолимо О.Л.-М.:Изд-во ун-та,1993.-223 с.-ISBN 5-211-02353-6.

Гуртовой Н.Н.,Дзержинский Ф.Я.Практическая зоотомия позвоночных:Птицы.Млекопитающие:Учеб. пособие для биол.спец.вузов.-М.:Высш.шк.,1992.-414 с.:ил.- ISBN 5-06-002207-2.

Дерим - Оглы Е.Н. Учебно - полевая практика по зоологии позвоночных. М.:Просвещение, 1979. - 192 с.

Дерягина М.А.,Бутовская М.Л. Этология приматов.-М.:Изд-во Моск.ун-та,1992.-192 с.-ISBN 5-211-02851-1.

Ефремов П.Г., Корнеев В.А., Русов Ю.Н. Животный мир Марийской АССР. Наземные позвоночные. Земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие.- Йошкар-Ола: Мар.кн.изд-во, 1984.-127 с.

Жизнь животных. Земноводные, пресмыкающиеся / Под ред. Банникова А.Г.- М.: Просвещение,1985.-Т.5.-399 с.13.Зайцеобразные/Соколов В.Е.,Иваницкая Е.Ю.,Груздев В.В., Гептнер В.Г.-М.:Наука,1994.-272 с.-(Млекопитающие России и сопредельных регионов).-ISBN 5-02-005768-1.

Итоги изучения редких животных (Материалы к Красной книге): Сб. науч.тр./ЦНИЛ Главохоты РСФСР.-М.,1990.-199 с.-ISBN 5-87560-008-Х.

Иванов Н.В. Позвоночные животные Марийской АССР //Очерки о животных Марийской АССР.-Йошкар-Ола, 1983.-С.62 - 90.

Кожевникова Р.К. Пернатый мир природы.-Минск:Ураджай,1992. -272 с.:ил.-ISBN 5-7860-0530-5.

Корнеев В.А.,Балдаев Х.Ф. Земноводные,пресмыкающиеся и млекопитающие республики Марий Эл.- Йошкар-Ола: Метод. пособ. для учебн. полев. практ.,Изд-во МарГУ, 1995.- 33 с.

Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР: В 3 ч. Ч.1. Круглоротые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. -М: Просвещение,1974.-190 с.; Ч.3. Млекопитающие.- 1975.- 208 с.

Мак-Кормик, Гарольд и др. Тени в море: Акулы и скаты: Пер.с англ./Мак-Кормик, Гарольд, Аллен Т., Янг В. - СПб: Гидрометеоиз дат,1993.-232 с.-ISBN 5-286=--899-2.

Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд.- М.: Просвещение, 1975 .- 175 с.

Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб: Кн. для учащихся.-М.: Просвещение,1994.-282 с.:ил.-ISBN 5-09-004108-3.

Ноздрачев А.Д.,Поляков Е.Л. Анатомия лягушки: Практ.пособие для биолог., медиц.и с.-х.спец.вузов.-М.:Высш.шк.,1994.-320 с.:ил.-(Лабораторные животные).-ISBN 5-06-002206-4.

Уголев А.М.,Кузьмина В.В. Пищеварительные процессы и адаптации у рыб.-СПб.:Гидрометеоиздат,1993.-238 с.- ISBN 5-286-01133-0.

Фауна и экология животных: Сб. науч. тр./Тверской гос.ун-т; Редкол.: Л.В.Викторов (отв.ред.) и др.-Тверь,1992.-121 с.- ISBN 5-230-08485-5.

Формозов А.Н. Спутник следопыта.-М., 1989.- 314 с.

Физиология питания и обмен веществ лося/Коми науч.центр УрО РАН;Отв.ред.Кочанов Н.Е.-Сыктывкар,1992.-126 с.

Шилова С.А. Популяционная экология как основа контроля численности мелких млекопитающих/Рос. АН,Ин-т эволюц. морфологии и экологии животных им. А.Н.Северцова.-М.: Наука,1993.-201 с.:ил.,карт.-ISBN 5-02-00572-5.

Щипанов Н.А.,Олейниченко В.Ю. Белобрюхая белозубка: Поведение, пространственно-этологическая и функциональная структура популяции.-М.:Наука,1993.-ISBN 5-02-005776-2.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ:

http://wvsrvv.tnu.in.ua/studv/books.php?do=file&id=3758

Общая зоология. Учеб. для студ. биол. спец. вузов, Левушкин СИ., Шилов И.А http://citvread.ru/nauka/3794-obshhava-zoologiya.html

Бродский А.К. Общая экология http://ecoportal.ru/books.php?id=43

Гальперин М. В. Общая экология http://ecoportal..ru/books.php?id=108

Степановских А. С, Общая экология: Учебник для вузов http://ecoportal.ru/books.php?id=l 01

"Зоология позвоночных", Бахарев В.А. http://portal.grsu.bv/portal/?p=/FACULT/BiOL/UCHHB/p zoo

Зоология позвоночных. Учебник, С. П. Шаталова, В. М. Константинов http: / / www. bookmate. г u/bo oks/2 3 2978

Латинский язык и основы терминологии: Учебное пособие, Рудова А.И. http://portal.o,ersen.ru/coiTiponent/option,coiTi mtree/task,viewlink/link id.l 0306/ltemid,50/

Купчинаус Н.Э., Зубцовский Н.Е., Введение в латинский язык и биологическую терминологию, Учебное пособие http://www.booksy.ru/description72910.htm

"Эволюция важнейших систем органов позвоночных"

http://wvw.edustroiig.ru/as/catalog/webdesciiption/6291.htiTi

Р. Кэрролл. Палеонтология и эволюция позвоночных. В трех томах. Том 3 http://www.4tivo.com/educatioa/2942-r.-kjerro]l. ■paleontologiia-i.htrnl

Левушкин С.И., Шилов И.А. Общая зоология: учеб. пособие для студ.биол. спец. вузов (CD) – 2007. Режим доступа: htpp: //cityread.ru/nauka/3794-obshhya-zoologiya.html. - свободный, регистрация. - Загл. с экрана.

Бахарев В.А. Зоология позвоночных Электронный учебник (CD) Гродно. – Изд-во Гродненского ун-та, 2008.

Зоология позвоночных животных (CD). – 2007. Режим доступа: http://vertebrates.iatp.by/index.html. - свободный, регистрация. - Загл. с экрана.

Общие закономерности строения и функционирования живых организмов (растения, животные и человек) (CD). – 2007. Режим доступа: http://www.ebio.ru/. - свободный, регистрация. - Загл. с экрана.



12. Материально - техническое обеспечение учебно-полевой практики по зоологии.

Использование кабинетов № 307, 306, 305, 114 корпуса «Б» и зоологического музея кафедры зоологии биолого-химического факультета ФГБОУВПО «Марийский государственный университет».



1. Микроскопическая техника.

Обеспеченность микротехникой кабинетов достаточная для проведения учебно-полевой практики. Микроскопы, лупы и бинокуляры необходимы для определения видов беспозвоночных животных.



2. Табличный материал.

Табличным материалом курс обеспечен достаточно. Использование такого материала необходимо для осмысливания строения отдельных органов, их систем, а также топографии. В дополнение преподавателями широко используются динамичные цветные рисунки, выполненные на доске и в студенческих дневниках. Это включает зрительную память и помогает усваивать материал.


3. Влажные препараты.

При изучении топографии органов используются влажные препараты, модели и муляжи, позволяющие не только объективно увидеть орган и его топографическое расположение, но и тактильно ощущать его объемы и форму.



4. Коллекции животных.

В кабинетах, в результате многолетней исследовательской работы сформировалась приличная коллекция тушек птиц и млекопитающих, а также коллекции насекомых и других беспозвоночных животных. Они используются при изучении внешнего строения, систематики и носят многоцелевую роль. Работа с коллекциями всегда имеет исследовательскую направленность. Изучая этикетки, они узнают о местах обитания животных.



5. Использование экспозиций музея кафедры зоологии.

В зоологическом музее кафедры зоологии имеются отдельные чучела рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Имеются влажные препараты и коллекции беспозвоночных животных.



6. Аудио- видео- и компьютерная техника.

В кабинетах имеется возможность использования аудио-, видео-, а также компьютерной техники.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ООП ВПО по направлению подготовки 020400.62 «БИОЛОГИЯ» профиль подготовки (Ботаника, Биохимия, Биоэкология, Зоология).


Авторы: Забиякин В.А., д.с/х.н., профессор кафедры зоологии

Бедова П.В. к.б.н., доцент кафедры зоологии




Рецензент: Мальков Ю.Г. к.б.н., доцент кафедры экологии, природопользования и почвоведения, декан факультета лесного хозяйства и экологии.

Программа утверждена на заседании Ученого совета биолого-химического факультета


протокол №__________ от «____» _________________ 20___ г.

Декан


факультета подпись


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница