Программа составлена на основе временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования



Скачать 181.1 Kb.
Дата10.05.2016
Размер181.1 Kb.
Пояснительная записка
Учебная рабочая программа по музыке для 5 – 8 классов составлена на основе программы Министерства образования Российской Федерации В. В. Алеева, Т. И. Науменко.

Программа составлена на основе временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования.

Концепция настоящей программы, ее содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности — литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

Другие отличительные особенности программы отразились:

— во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, — природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

— в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

— в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

Кроме того, настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры мышления и речи.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.

Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения «музыка и жизнь». Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись. Вот почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же — о жизни человека.

Кроме того, подробное освещение в программе получают и другие проявления взаимодействий, связанные:

— с созданием произведений в одном виде искусства, вдохновленных произведениями других искусств;

— с очевидным влиянием искусств друг на друга (явления музыкальности поэзии и живописи; изобразительности музыки и поэзии).

Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы).


Четыре подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:

5 класс — «Музыка и другие виды искусства»;

6 класс — «В чем сила музыки»;

7 класс — «Содержание и форма в музыке».

Каждая из вышеназванных тем обладает самостоятельностью и внутренней законченностью; одновременно с этим все темы выступают как звенья единой содержательной концепции.

Применение системного подхода имеет важное значение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание программы, отраженное в каждом из компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивает ее полноценную реализацию в различных видах практической деятельности.

Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно-поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства, приводимые в учебнике. Их цель — придать большую многомерность в освещении изучаемой темы.

Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Песенный репертуар составлен с учетом максимального тематического соответствия содержанию программы и современной актуальности. Этому способствуют скоординированные проблемные вопросы, представленные в учебниках.

Овладение школьниками необходимыми певческими умениями и навыками, отраженными в требованиях программы, происходит в процессе работы над песенным репертуаром.

В целом музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров — инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, кантат, симфоний, инструментальные сонаты и концерты, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских, эстрадных, бардовских песен.

Весь музыкальный материал максимально отражает содержание курса программы и учебников. Объем песенного материала представлен в расширенном варианте, что позволяет учителю применять вариативный подход к его использованию.

За время обучения в 5—7 классах учащиеся изучают:

— наиболее значительные музыкальные жанры и формы (жанры песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета; музыкально-изобразительные жанры; формы музыкального периода, двухчастную, трехчастную, рондо, вариации, сонатную);

— средства музыкальной выразительности (ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр, динамика).


ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

— научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

— содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

— всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);

способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

— научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

— сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).



Учебно-тематический план 5 класс (35 ч)
«МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»


Первая четверть (9 часов)

Урок



Названия разделов и тем



Кол-во часов



1

Вводный инструктаж по ТБ. Музыка рассказывает обо всем.

1

2

Древний союз. Истоки.

1

3

Искусство открывает мир

1

4

Искусства различны, тема едина

1

«МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»

5

Слово и музыка. Два великих начала искусства

1

6

«Стань музыкою, слово!»

1

7

Музыка «дружит» не только с поэзией

1

8

Песня. Песня — верный спутник человека

1

9

Заключительный урок

1

Вторая четверть (7часов)

10

Мир русской песни

1

11

Песни народов мира

1

12

Романс. Романса трепетные звуки

1

13

Мир человеческих чувств

1

14

Хоровая музыка. Народная хоровая музыка.

1

15

Что может изображать хоровая музыка.

1

16

Заключительный урок

1


Третья четверть (11 часов)

17

Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки

1

18

Из чего состоит опера

1

19

Балет. Единство музыки и танца

1

20

«Русские сезоны» в Париже

1

21

Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова

1

22

Музыкальные сюжеты в литературе

1

«МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

23

Образы живописи в музыке. Живописность искусства

1

24

«Музыка — сестра живописи»

1

25

Муз. портрет. Может ли музыка выразить характер человека?

1

26

Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов

1

27

«Муз. краски» в произведениях композиторов-импрессионистов

1

Четвертая четверть (7 часов)


28

Волшебная красочность музыкальных сказок

1

29

Сказочные герои в музыке

1

30

Тема богатырей в музыке

1

31

Музыка в произведениях изобразительного искусства.

1

32

«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия»

1

33

Подведение итогов. Заключительный урок

1

34

Резервный урок

1

35

Резервный урок

1


Требования к уровню подготовки учащихся по итогам

5 класса

Требования заключаются:

— в умении находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

— в умении определять главные отличительные особенности музыкальных жанров — песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

— в знании новых имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

— в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а сареllа в унисон).


Учебно-тематический план 6 класс (35 ч)
«В ЧЁМ СИЛА МУЗЫКИ»


Первая четверть (9 часов)

Урок



Названия разделов и тем



Кол-во часов



1

Вводный инструктаж по ТБ. «Музыка души»

1

2

«Тысяча миров музыки» Наш вечный спутник

1

3

Искусство и фантазия

1

4

Искусство — память человечества

1

5

Какой бывает музыка

1

6

Волшебная сила музыки

1

7, 8

Музыка объединяет людей

2

9

Заключительный урок

1

Вторая четверть (7часов)

«КАК СОЗДАЁТСЯ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»

10

Единство музыкального произведения

1

11

Ритм. «Вначале был ритм»

1

12, 13

О чем рассказывает музыкальный ритм

2

14

Диалог метра и ритма

1

15, 16

От адажио к престо

2



Третья четверть (11 часов)

17

Мелодия. «Мелодия — душа музыки»

1

18

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

1

19

Мелодия «угадывает» нас самих

1

20

Гармония. Что такое гармония в музыке

1

21

Два начала гармонии

1

22

Эмоциональный мир музыкальной гармонии

1

23

Красочность музыкальной гармонии

1

24

Полифония. Мир образов полифонической музыки

1

25

Философия фуги

1

26

Фактура. Какой бывает музыкальная фактура

1

27

Пространство фактуры

1

Четвертая четверть (7 часов)


28

Тембры. Тембры — музыкальные краски

1

29

Соло и тутти

1

30

Динамика. Громкость и тишина в музыке

1

31

Тонкая палитра оттенков

1

32

Чудесная тайна музыки.

1

33

По законам красоты.

1

34

В чём сила музыки (заключение)

1

35

Заключительный урок

1


Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса
Требования заключаются:

— в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

— в умении отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

— в умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных из учебника для 6 класса;

— в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки — синкопы, ломбардский ритм , остинатный ритм).


Учебно-тематический план 7 класс (35 ч)
«СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»


Первая четверть (9 часов)

Урок



Названия разделов и тем



Кол-во часов



1

Вводный инструктаж по ТБ. «Магическая единственность» музыкального произведения

1

«СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ»

2

Музыку трудно объяснить словами

1

3, 4

Что такое музыкальное содержание

2

5

Каким бывает музыкальное содержание.

1

6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

1

7

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»

1

8

Когда музыка не нуждается в словах

1

9

Заключительный урок

1

Вторая четверть (7 часов)

10

Музыкальный образ. Лирические образы в музыке

1

11

Драматические образы в музыке

1

12

Эпические образы в музыке

1

13

О чем рассказывает музыкальный жанр. «Память жанра»

1

14

Такие разные песни

1

15

Такие разные танцы

1

16

Такие разные марши

1

Третья четверть (11 часов)

ФОРМА В МУЗЫКЕ

17

Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и «герои» формы

1

18

«Художественная форма— это ставшее зримым содержание»

1

19

От целого к деталям

1

20

Музыкальная композиция. Какой бывает муз. композиция

1

21

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

1

22

Два напева в романсе Глинки «Венецианская ночь» (2-х форма)

1

23

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина — Глинки

1

24. 25

Многомерность образа в форме рондо

2

26

Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

1

27

Заключительный урок

1

Четвёртая четверть (7ч)

28

Музыкальная драматургия. Музыка в развитии

1

29

Музыкальный порыв

1

30

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

1

31, 32

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

2

33

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

1

34

Заключительный урок

1

35

Резервный урок

1


Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса

Требования заключаются:

— в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;

— в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

— в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

— в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 класса;

— в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

— в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);



— в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса).





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница