Программа «Скульптура и керамика»



Скачать 289.35 Kb.
Дата17.11.2016
Размер289.35 Kb.

Пояснительная записка.


Программа «Скульптура и керамика» художественно – эстетической направленности. Она ориентирована на активное приобщение учащихся 11-14 лет к художественному творчеству и носит образовательный характер.

Программа построена на творческой работе с глиной и восприятии других видов искусства, прежде всего изобразительного и декоративно-прикладного.

Глиняная игрушка раскрывает исконные истоки духовной жизни нашего народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы, являются частью его истории. Секрет ее популярности заключается в том, что глина - энергетически теплый материал, подаренный нам самой природой, очень пластичный и экологически чистый. Слепленные из глины яркие игрушки поражают меткостью характеров, остроумной шуткой, чувством радости жизни, создают настроение, приносят уют в наш дом. Главные качества игрушки - простота, обобщенность образа, яркость делают ее понятной и привлекательной для детей.
Актуальность образовательной программы.
Сегодня становится актуальной проблема приобщения подрастающего поколения к традициям русской культуры, к традициям родного края.

Содержание художественно- экологической программы «Скульптуры и керамика» нацелена на формирование художественной культуры учащихся 5-7 классов, как части культуры духовной, на приобщение учащихся к миру искусств, общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение опыта прошлого. Формирование "культуры творческой личности" предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему с самореализоваться. Специфика лепки керамической игрушки, особенности пластики делает деятельность учащихся уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

Занятия по программе «Скульптура и керамика» способствуют формированию духовного мира ребенка, развивают его эмоционально, интеллектуально и физически.

Погружение ребенка в традиционную русскую культуру, в мир глиняной игрушки, способствует гармоничному развитию личности.


Отличительные особенности программы.
Программа построена по принципу последовательности, взаимосвязи с различными блоками и темами. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждой темы основывается на различных направлениях народной глиняной игрушки /дымковская игрушка, филимоновская, каргопольская, абашевская, скопинская и др./

Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.


Программой предусматривается:

  • использование комплекса подготовленных упражнений к этапу создания игрушки;

  • оснащение учебного процесса комплектом учебно-наглядных пособий;

  • включение в образовательный процесс педагогических технологий мастерских и проектной деятельности;

  • использование нетрадиционных форм организации деятельности учащихся;

  • включение валеологического аспекта в учебный процесс способствует сохранению здоровья воспитанников.


Цель программы: привить интерес к художественному творчеству.
Данная цель предусматривает следующие учебно-воспитательные
задачи:

Образовательные:

-изучение народных традиций;

-расширение кругозора в области народного искусства;

-ознакомление с историей, традиций глиняной игрушки;

-освоение технологии выполнения игрушек;

-формирования навыков по созданию глиняных игрушек.



Развивающие:

-развитие художественно- творческих способностей,

-развитие познавательного интереса к промыслу;

-развитие национального самосознания;

-развитие мотивации к творчеству;

-развитие сенсорных и моторных навыков;

-развитие образного мышления, воображения, памяти, творческих способностей.

Воспитательные:

-воспитание потребности в общении с произведениями народного искусства;

-воспитание чувства уважения к народным традициям, стремление приобщиться к ним;

-формирования художественно-эстетического вкуса;

-формирование общей культуры;

-воспитание бережливости, аккуратности, трудолюбия, терпения; -эстетическое воспитание учащихся, формирование их духовной культуры, в процессе знакомства с произведениями различных народных глиняных игрушек;

-воспитание уважительного отношения к труду;

-воспитание бережливости, аккуратности, трудолюбия, терпения;

-формирование самостоятельной, активной, целеустремленной личности, ответственной за свой выбор;

-формирование гуманистических качеств личности (доброжелательность, отзывчивость, милосердие).

Ведущие идеи, составляющие основу программы, – личностно-ориентированное обучение и воспитание, педагогика сотрудничества (Макаренко А.С.).

Данные идеи реализуются через принципы:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

• гуманизация и демократизация отношений между педагогом и воспитанниками;

• развитие личности в деятельности;

• культуросообразность;

• единство обучения и воспитания;

• сотворчество, содружество;

• валеологический подход в обучении.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – 11 -14 лет.
Сроки реализации программы дополнительного образования.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 2 часа.



Формы и методы организации учебно-воспитательной работы.

Система учебных занятий включает традиционные и нетрадиционные формы деятельности. Предпочтение отдается таким формам как практикум, путешествие, игра, экскурсия, выставка, конкурс, ярмарка, творческий стол и т.д.

Основными методами обучения учащихся на I году обучения являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, во II и III года обучения – метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

На занятиях применяются следующие формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Особое значение уделяется индивидуальной работе с воспитанниками.

Учитывая интересы учащихся, стремление к творческой деятельности, для поддержания эмоционального настроя к обучению, расширения круга впечатлений теоретические и практические аспекты программы рассматриваются в комплексе. Поэтому занятия не делятся отдельно на практические и теоретические.

Учащиеся учатся создавать художественный образ на основе повтора, вариации, импровизации. Это даёт им возможность выразить свое собственное отношение к искусству и действительности.

Повтор предполагает индивидуальное видение форм и росписи глиняной игрушки.

Вариации - повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с привлечением разнообразных компози­ционных схем.

Импровизация - наиболее сложная задача. Новый образ создается по мотивам народных игрушек. Ритм, цвет, форма могут быть разнообразными и исполняться как по мотивам, так и выходя за пределы традиций.

Анализируя произведения народных глиняных промыслов, дети создают творческие работы, преломляя в образной форме свои представление о мире. Из года в год происходит расширения познания - от близкого к далёкому, от простого к сложному. Представители каждой группы игрушек вводятся постепенно, в зависимости от степени сложности их выполнения. Таким образом, учащимся предоставляется возможность удовлетворить свое желание в создании посильной яркой игрушки, поддержать и развить интерес к дальнейшей деятельности.

Основным методом обучения является объяснительно-иллюстративный. Особое значение уделяется индивидуальной работе с воспитанниками. Образовательная информация водится в начале практической деятельности, в перерывах между ней. С историей, традициями, оборудованием, технологическим процессом выполнения игрушки учащиеся знакомятся в ходе рассказа педагога показа образцов, в процессе изучения художественной литературы. О свойствах глины, правилах работы с ней и инструментами, правилах лепки и росписи игрушек учащиеся узнают из рассказа педагога, при выполнении пробных упражнений, лепки. Занятия проводятся в художественной мастерской.

Педагог создает на занятиях ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческий потенциал ребенка, его наблюдательность, фантазия, воображение. Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения - непременное условие занятий лепкой. Организация процесса созерцания, созидания и общения - три вида педагогического творчества на занятиях лепкой. Опосредствованный характер сообщаемой информации способствуют активному её усвоению, эмоционально переживается детьми и прочнее запоминается.

Очень важно как можно чаще показывать детям, чего они постигли, чему научились. С этой целью устраиваются выставки. После каждого занятия, результаты которого можно зрительно продемонстрировать: практически это превращается в постоянно действующую экспозицию в художественной мастерской с меняющимися время от времени экспонатами. Дети самостоятельно рассматривают и обсуждают представленные поделки.

В начале учебного года и в конце мая проводится выставка лучших работ учащихся. Лучшие работы учащихся участвуют в различных выставках района и области. От того, как все это будет показано, зависит воспитание у детей вкуса, общей культуры, их отношение к работе.

Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года в форме индивидуальных бесед, коллективных просмотров выставки.

При реализации программы используются различные методы:

- словесные – рассказы, беседы, дискуссии;

- наглядные – просмотр фото, репродукций, картин, образцов поделок;

- экскурсии;

- изготовление наглядных пособий, таблиц.


Условия реализации образовательной программы.
Материально-техническое оснащение.

Проводится инструктаж по ТБ.

Требование к помещению:

-количество рабочих мест;

-помещение должно быть хорошо отапливаемым и легко проветриваемым;

-наличие естественного и искусственного освещения;

-наличие муфельной печи, доски, шкафа для хранения и выставки игрушек, полки для сушки игрушек, шкафы для хранения инструментов и приспособлений.

Материалы:

-глина;

-краски, гуашь, клей;



-побелка;

-альбом для рисования.

Инструменты:

Кисти для побелки и для росписи; стеки и скальпель.

Приспособления:

Дощечки; баночки; тряпочки.


Методическое обеспечение программы.
Для решения поставленных задач в работе применяются различные формы и методы проведения занятий. На каждом занятии используется наглядно-иллюстративный метод обучения. Для этого автором разработан комплект учебно-наглядных пособий.

Пакет творческих заданий, карточек-заданий.

Плакаты:

Элементы орнамента для росписи игрушек

Последовательность выполнения элементов росписи игрушек.

Последовательность выполнения, технология изготовления игрушек.

Альбом с иллюстративными подборками игрушек.

Выставочные работы воспитанников, фотографии работ.

Успех работы по программе определяется следующими условиями:

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях,

учет индивидуальных особенностей учащихся, создание ситуации успеха.
Результативность.
Программа «скульптуру и керамика» признана обеспечить:

- освоение основных приемов и навыков работой с глиной;

- умение самостоятельно составлять рисунок росписи;

- приобретать знания по истории развития различной промыслов народной глиняной игрушки;

- творческое развитие при активном участии в областных выставках.

Подведение итогов реализации программы осуществляется по итоговой годовой выставке, участии в районной, областной выставке «Зеркало природы».



Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения дети должны знать:



  • виды декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, абашевская, каргопольская, филимоновская);

  • история развития промыслов;

  • этапы технологического процесса выполнения игрушки (подготовка глины, лепка, сушка, затирка, обжиг, побелка, роспись, покрытие лаком);

  • название материалов, инструментов, приспособлений, правила пользования ими, правила техники безопасности.

Уметь:

  • организовывать свое рабочее место;

  • пользоваться инструментами, материалами;

  • выполнять элементы лепки и способы соединения деталей;

  • выполнять простейшие сплошные игрушки из большого куска глины по образцу народных промыслов;

  • получать составные цвета, нужные оттенки, подбирать цветовую гамму в росписи;

  • освоить простые виды росписи поделок.

К концу второго года обучения дети должны знать:



  • история, виды, традиции русской народной глиняной игрушки (дымковская игрушка, абашевская, каргопольская, филимоновская);

  • уникальность, особенность глиняной игрушки;

  • технология выполнения сложных поделок с использованием различных вылепов, выступов, оборточек;

  • правила подбора цвета элементов орнамента различных направлений народной глиняной игрушки.

Уметь:

  • подготовить глину к работе;

  • владеть инструментами, приспособлениями;

  • самостоятельно подбирать цветовую гамму, компоновать элементы росписи;

  • уметь работать в коллективе, быть доброжелательными, отзывчивыми;

  • выполнять сплошные полые сложные игрушки по различным направлениям народных промыслов

  • различать различные направления народной глиняной игрушки.

К концу третьего года обучения дети должны знать:

  • историю, традиции народной глиняной игрушки, их отличия друг от друга;

  • технологию выполнения поделки из глины.

Уметь:

  • свободно выбирать и использовать различные способы лепки поделок;

  • самостоятельно выбирать ассортимент игрушек, их роспись, используя различные материалы и литературу;

  • уметь работать в коллективе, оказывать взаимопомощь;

  • участвовать в выставочной деятельности объединения;

  • создавать и выражать свое отношение к искусству и деятельности.


Учебно-тематический план 1 год обучения
№ наименование темы Количество часов

Всего Теория Практика



  1. Вводное занятие 2 2 -

  2. Знакомство с природным 6 2 4

Материалом/глина/

  1. Дополнительные материалы 2 2 -

инструменты

  1. Пробная лепка 2 - 2

  2. Лепка игрушек по мотивам 30 6 24

Дымковской глиняной игрушке

  1. Лепка игрушек по мотивам 30 6 24

Каргопольская глиняная игрушка

  1. Лепка игрушек по мотивам 30 6 24

Филимоновская глиняная игрушка

  1. Лепка игрушек по мотивам 30 6 24

Абашевская глиняная игрушка

  1. Посещение и организация 10 - 10

выставок

  1. Итоговое занятие 2 2 -

Итого: 144 32 112

На этом этапе происходит закладка «Фундамента будущего здания». Результаты работы будут видны не сразу, а тогда, когда дети научатся свободно вылепливать поделки из одного большого куска глины. Научатся воспринимать форму, объём поделки. Учащиеся учатся создавать игрушки на основе повтора. Знакомятся с основными способами лепки /конструктивным, пластическим, комбинированным/, применяемыми при изготовлении игрушек, фигурок животных и человека. Знакомятся с произведениями народных мастеров различных промыслов. Изготавливают простейшие поделки из целого куска глины.

Основы изображения – линия, силуэт, композиция, изображение растений, животных, человека в народной игрушке.

Народный орнамент - солярный знак, капелька, листок, дуга, усик.

Основные художественного ремесла – краткие сведения об известных народных промыслах, мастера промысла. Общие сведения о последовательности изготовления и росписи игрушек, приготовление глины. Лепки простых фигур /уточек, собачек, лошадок и др./ Лепка по мотивам народных глиняных промыслов /дымковская игрушка, каргопольская, филимоновская, абашевская/.

К концу учебного года учащиеся должны свободно лепить поделки на заданную тему. Поделки должны быть устойчивыми на плоскости, не должно быть трещин и плохо промазанных деталей. Освоить простые виды росписи поделок.


Содержание программы

I год обучения.


  1. Вводное занятие. Ознакомление с работой объединения. Показ поделок из глины. Требования, предъявляемые учащимся, технике безопасности.

  2. Знакомство с природным материалом (глина). Свойства глины его пластичность. Места выхода глины (добычи) в Песоченском регионе. Добыча, подготовка глины.

  3. Дополнительные материалы, инструменты. Знакомство с инструментами: краски, кисти, бумага. Стеки для снятия лишней глины. Наглядное пособие. Правила поведения при работе с глиной, инструментами.

  4. Пробная лепка. Лепка из одного большого куска глины простых поделок на свободную тему на основе фантазии. Затирка поделок.

  5. Лепка игрушек по мотивам Дымковской игрушки. Теория. Беседа о Дымковском глиняном промысле. История промысла. Смысловое значение росписи. Мотивы росписи. Смысловое значение орнамента. Практика. Лепка простых форм. Лепка на основе повтора. Лепка поделок на основе вариации. Затирка, заглаживание поделок. Составление эскиза росписи. Роспись поделок.

  6. Лепка по мотивам Каргопольской глиняной игрушки. Теория. Беседа о промысле народные мастера. Значение орнамента мотивов росписи. Практика. Лепка животных. Лепка на основе повтора. Лепка на основе вариации. Затирка, правка, заглаживание. Составление росписи, рисунок росписи. Роспись поделок.

  7. Лепка по мотивам Филимоновской игрушки. Теория. Мастера филимоновской игрушки, развитие промысла. Отличие различных промыслов, особенность данного промысла. Практика. Лепка поделок малых форм. Лепка птиц и других животных. Лепка поделок по представлению. Лепка поделок на основе повтора и вариации. Рисунок эскиза росписи. Роспись поделок. Покрытие поделок лаком.

  8. Лепка поделок по мотивам Абашевской игрушки. Теория. Беседа о промысле народные мастера. Особенность, различие промысла. Формы росписи, значение рисунка орнамента. Практика. Лепка игрушек простой формы. Лепка животных. Лепка поделок на основе повтора. Лепка поделок на основе вариации. Выполнение эскиза росписи поделок. Роспись игрушек.

  9. Организация посещения выставок в школе. Участие в районной, областной выставке “Зеркало природы”. Организация итоговых выставок творческих работ.

  10. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Задание на лето.

Тематический план II год обучения.
№ наименование темы Количество часов

Всего Теория Практика



  1. Вводное занятие 2 2 -

  2. Знакомство с природным 6 2 4

Материалом/глина/

  1. Дополнительные материалы 2 2 -

инструменты

  1. Пробная лепка, лепка на свободную тему 2 - 2

  2. Лепка игрушек по мотивам 30 4 26

Дымковской глиняной игрушки

  1. Лепка игрушек по мотивам 30 4 26

Каргопольской глинянной игрушке

  1. Лепка игрушек по мотивам 30 4 26

Филимоновской глиняной игрушке

  1. Лепка игрушек по мотивам 30 4 26

Абашевской глиняной игрушке

  1. Посещение и организация 10 - 10

выставок

  1. Итоговое занятие 2 2 -

Итого: 144 24 120

На втором году обучения упор делается на усложнение выполняемых поделок, добавление деталей, на усложнение росписи в соответствии с традициями данного промысла. Дальнейшее углубления знаний навыков умений. Учащиеся должны научиться отличать признаки различных промыслов (форма, цвет, символика). Учащиеся учатся создавать игрушки на основе повтора, вариации.

Основные изображения - рисование эскизов росписи поделок различных направлений промысла. Роспись по заданной теме.

Основы художественного ремесла. Сведения об известных народных промыслах, последовательность росписи.

Народная глина. Лепка игрушек по представлении, повтор известных промыслов. Лепка с применением различных приспособлений.

К концу учебного года учащиеся должны свободно лепить игрушки на заданную тему по народному промыслу. Различать различные направления народной игрушки. Уметь пользоваться различными приспособлениями, правильно подбирать краски.


Содержание программы

II год обучения.


  1. Вводное занятие. Ознакомление с работой объединения. Показ поделок сделанных ребятами. Задачи на учебный год. Техника безопасности.

  2. Знакомства с природным материалом - теория. Глина и его свойства, пластичность..

  3. Дополнительные материалы. Техника безопасности при работе с красками, стеками, обжиге.

  4. Пробная лепка. Лепка по представлению и на основе фантазирования.

  5. Лепка по мотивам Дымковской игрушки - теория. Особенность данного промысла. Смысловые назначения росписи. Практика. Лепка несложных фигур животных. Освоение элементов росписи. Лепка игрушек на основе повтора, вариации. Выполнение элементов орнамента росписи. Грунтовка поверхности поделок. Составление эскиза рисунка росписи. Роспись.

6. Лепка по мотивам Каргопольской игрушки - теория. Отличие каргополя от дымки. Мастера промысла. Практика. Лепка поделок на основе повтора. Лепка поделок на основе вариации. Затирка выравнивания поделок. Составление эскиза росписи поделок. Смысловое значение орнамента росписи; выполнение эскиза росписи. Роспись поделок покрытых лаком.

7. Лепка игрушек по мотивам Филимоновской игрушки - теория. Отличие и особенность промысла мастера промысла. Практика. Лепка игрушек свистулек. Особенность цветной гаммы орнамента росписи. Лепка на основе повтора, вариации. Выполнение эскиза росписи и роспись поделок.

8. Лепка по мотивам Абашевского промысла. Теория. Особенность данного промысла мастера, развитие промысла. Практика. Лепка несложных поделок фигур животных. Заглаживание поделок. Лепка больших фигур, сложных поделок. Лепка на основе повтора вариации. Составление эскиза росписи. Роспись поделок.

9. Посещение и организация выставок. Участие в районной, областной выставке «Зеркало Природы». Организация итоговой годовой выставки творческих работ.

10. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за учебный год. Задание на лето: подготовка глины, добыча глины из земли.




Учебно-тематический план III год обучения.
№ наименование темы Количество часов

Всего Теория Практика


1. Вводное занятие 2 2 -

2. Знакомство с природным материалом 6 2 4

подготовка глины, хранения

3. Дополнительные материалы, инструменты 2 2 -

4. Пробная лепка, импровизация на тему 2 - 2

5. Лепка по мотивам Дымковской 30 4 26

народной игрушки

6. Лепка игрушек по мотивам 30 4 26

Каргопольской народной игрушки

7. Лепка игрушек по мотивам 30 4 26

Филимоновской игрушки

8. Лепка по мотивам Абашевской игрушки 30 4 26

9. Посещение и организация выставок 10 - 10

10. Итоговое занятие 2 2 -



Итого: 144 24 120

Свободное творчество на основе повтора, вариации, импровизации. Дети должны обладать знаниями и умениями для выполнения сложных глиняных игрушек. При изготовлении поделок предпочтение отдаётся изготовлению игрушек – свистульки различной формы.

Основы изображения – изображения человека в народной игрушке. Изображение животных, сказочных персонажей.

Народный орнамент – составление солярного знака. Составление характерных пятен с использованием дуг, капелек, замалёвок.

Основы художественного ремесла – сведения об известных народных глиняных игрушек. Их различие. Сушка и обжиг поделок. Покрытие готовых игрушек лаком.

Народная игрушка – дымковская игрушка. История развития промысла. Народные мастера З.Пенкина, Е.Кошкина. Филимоновская игрушка. Народные мастера У.Бабкина, Л.Шевелев, В.Шевелев.

Абашевская игрушка. Мастер Т.Зоткин.

Каргопольская игрушка особенность промысла.

Лепка поделок сложной формы по представлению и на основе фантазирования.

К концу учебного года учащиеся должны свободно выбирать и использовать различные способы лепки игрушки. В своих работах использовать различные материалы и предложенную литературу.

Создавать и выражать своё отношение к искусству и действительности.

Содержание программы

III год обучения.
1.Вводное занятие.

Содержание программы, план работы. Требование к учащимся. Техника безопасности при работе.

2. Знакомство с природным материалом глина подготовка глины хранение. Теория.

Свойство глины, применение глины. Практика. Глины Песоченского региона их добыча хранение.

3.Дополнительный материалы, инструменты. Кисти и краски их сохранность. Стеки их различие, применение.

4.Пробная лепка.

Лепка поделок на основе свободной фантазирование.

5.Лепка по мотивам Дымковской игрушки. Теория. Отличие Дымковского промысла от других промыслов. Значение рисунков орнамента, нахождение общих черт и отличий. Практика. Лепка поделок на основе повтора. Лепка игрушек по представлению и на основе фантазирования. Грунтовка поделок. Выполнение эскиза и роспись поделок.

6. Лепка поделок на основе Каргопольской игрушки. Теория. Особенность данного промысла.

Практика. Лепка поделок на основе повтора. Заглаживание.

Лепка по представление и на основе импровизации, фантазирования. Выполнения эскиза и роспись поделок. Покрытие поделок

лаком. Обжиг поделок.

7. Лепка по мотивам Филимоновской игрушки. Теория. Отличие филимоновской игрушки от остальных промыслов.

Практика. Лепка поделок на основе повтора. Лепка поделок на основе импровизации, фантазирования. Выполнение эскиза и роспись поделок. Грунтовка поделок.

8. Лепка игрушек по мотивам Абашевской игрушки. Теория. Особенность данного промысла и его различие.

Практика. Лепка на основе повтора. Лепка игрушек на основе импровизации, фантазирования. Заглаживание, затирка поделок.

Выполнение эскиза поделок. Роспись поделок.

9. Посещение и организации выставок.

Участие в районной, областной выставке «Зеркало природы ».

Организация проведения итоговой выставки творческих работ учащихся.

10. Итоговое занятие.

Подведения итогов учебного года.



Литература:
1. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера. М., Просвещение, 1994.

2. Конышева Л. Н. Лепка в начальных классах. М., Просвещение 1980

3. Некрасова М. А. Народное искусство России. Народное искусство, как мир целостности. М., Советская Россия, 1983

4. Попова О. С., Каплан Н. И. Русские народные промыслы. М., Знание, 1984

5. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М., Просвещение, 1984

6. Федотов Г. Я. Послушная глина: основы художественного ремесла. М., АСТ-ПРЕСС, 1994

7. Народные ремесла. Справочник. Симферополь, Бизнес-информ, 1995

8. Жегалова С. К. Русская народная живопись М., Просвещение, 1984

9. Ячменёва В. В. Знания по художественному творчеству, М., Владос, 2003

10. Возвращение к истокам. Народное и детское творчество. М., Владос, 2000

11. Копцева Т. А. Природа и художник, М., 1999

12. Журнал «Детское творчество»

13. Журнал «Народное творчество»

14. Журнал «Искусство в школе»

15. Дубовицкая Н. В. Приглашение к творчеству. С – П., Детство – пресс, 2004

Мартынова Татьяна

Победительница Всероссийского конкурса

журнала «Эскиз»



Учащиеся объединения на областной выставке «Зеркало природы»




Выставка поделок учащихся в Песоченской СОШ


Занятие по лепке из глины в художественной мастерской, в Песоченской СОШ



Роспись поделок в художественной мастерской Песоченской СОШ



Приёмы практической работы с глиной.

  1. Подготовка глины.

  2. Подготовка рабочего места.

  3. Лепка из глины.

  4. Сушка готовых работ.

  5. Обжиг.

  6. Грунтовка.

  7. Подготовка кистей и красок к росписи.

  8. Роспись.

  9. Лакировка.




  1. Копается глина. Глина должна быть тяжёлой, жирной, доброй, податливой, упругой. На цвет глина должна быть коричневая, голубая, зелёная, серая или белая.

Глина замачивается на 1-2 недели (бочка, ведро). Хорошо размоченная глина перекладывается в соотношении: 1 ведро глины на 2-3 ведра теплой воды. Долго размешивается. Камушки и другие предметы удаляются. Оставить глиняную смесь в покое на 2-3 дня. Глина осядет на дно, вода – сверху. Воду аккуратно слить. Оставить осевшую глину подсушиваться на 1-1,5 недели. Когда глина подсохнет и будет напоминать массу густой сметаны, ее счерпывают. На дне остается нежелательный осадок. Глину покрывают влажной тряпочкой и оставляют на 3-5 дней. Затем глину немного месят и плотно завертывают в полиэтиленовую пленку. Так можно хранить глину длительное время. Чем дольше лежит и не засыхает, тем лучше ее пластические свойства.

  1. Работать можно на обычном ученическом столе, на фанере, пластике или на любом другом плотном материале, который не тянет влагу из глины и легко моется.

Для работы необходимы: достаточное количество приготовленной глины, баночка с водой, хлопчатобумажные тряпочки, деревянная лопаточка, нож, стеки.
Самым незаменимым помощником вам будет только собственный опыт. Так что беритесь за дело, и да поможет вам святой Василий- покровитель всех мастеровых.

  1. Практическую работу дети выполняют на подкладной доске. На занятиях учащиеся знакомятся с основными способами лепки: конструктивным, пластическим и комбинированным, применяемыми при изготовлении игрушек, фигурок животных и человека. Для изготовления посуды используется ленточный способ или лепка путем выбирания глины стекой из целого куска. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных по форме изделий. Кусок глины делят на пропорциональные части. Более мелкие детали ( ноги, хвост) присоединяют к туловищу, легко прижимая и приглаживая, придают животному характерную позу и обрабатывают со всех сторон. Пластический способ – лепка из целого куска глины. Так лепят дымковские, каргопольские, филимоновские и другие игрушки, а также изделия несложной конструкции. Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов. Например, фигуру барыни: верхнюю часть лепят из целого куска и присоединяют к нижней используя полужидкую глину. Можно дополнить изделие мелкими деталями, вылепив их отдельно (коса, оборки на платье, налепы и т.п. )
    При обучении лепке постоянно приходится повторять три основных требования:

1 изделие должно быть устойчивым на плоскости

2 изделие не должно иметь тонких и плохо промазанных деталей

3 форма изделия (красивая, обобщенная) должна быть пригодна для росписи.

Лепка игрушек имеет такую последовательность:

- выбор объекта лепки, - приготовление глины, -вылепливание шарика из куска глины, -превращение шарика в толстую лепешку, - при лепке, например, сидящей собачки сначала намечают голову путем легкого нажатия пальцами на глину, -с противоположной стороны намечаем туловище и хвост, - под головкой одним движением пальца намечаем лапки, - с двух сторон головки вытягиваем уши, -вытягиваем носик собачки, - формируем шейку, поворачивая фигурку, - вытягиваем лапки, формируем хвост и уши, -осматриваем фигурку, смачиваем пальцы в воде и старательно сглаживаем неровности на поверхности изделия, -легким движение уточняем форму хвоста, примазываем его к фигурке, чтобы не было трещин.

Тщательно осматриваем изделие и подготавливаем его к сушке.



  1. Работы сушат при комнатной температуре в течении 1 -2 недель, избегая обдуваемых месть или месть, расположенных близко к источнику тепла. Затем изделие на сутки помещают в теплое место ( у радиатора отопления).

  2. Обжиг готовой игрушки производится в обычной школьной муфельной печке. Белое каление глины наступает при температуре, близкий к 1000, при темп. От 160 до 380 глина теряет физически связанную воду, а стало быть, дает значительную усадку. Нагревание в данном интервале должно быть медленным. При обжиге от 300 до 600 изделие несколько увеличивается в размерах. При 600 происходит перекристаллизация, нужно сделать выдержку на 40 -50 мин. При 850 начинается спекание, поэтому на последнем этапе обжиг должен идти медленно. В муфельную печь кладут изделия, закрывают дверцу и включают в сеть. Ручка регулятора на деление 1 Печь работает в течении 1 часа, затем ручку регулятора переключают на деление 7. В этом режиме печь работает еще 2 часа. После достижения максимальной температуры, доведения изделия до белого каления (можно до красно – темного цвета) печь выключается из сети. Ни в коем случае не открывайте печь, пока температура не упадет хотя бы до 200. Резкое охлаждение может привести к трещинам.

  3. Работу достаточно покрыть 2 -3 раза густой водоэмульсионной краской.

  4. Кисти лучше брать круглые и плоские. Самые хорошие кисти колонковые. Для росписи нужны кисти с №1 до №8. Самые лучшие краски для росписи – полисинилацетатная темпера, наведенная на яичном желтке. Можно использовать гуашевые краски.

  5. Прежде всего, нужно внимательно просмотреть образцы игрушек, книжки с репродукциями для изучения традиционных орнаментов. Выполняется эскиз орнамента на бумаге. Для эскиза необязательно делать хороший карандашный рисунок, достаточн6о свободной линии по силуэту и границе больших цветовых пятен. Итак, все готово к работе. Игрушка побелена, найдено цветовое и орнаментальное решение. Можно расписывать игрушку. Работают кистью свободно, наклоняя игрушку за верхнюю часть. Расписывать фигурки человека лучше всего начинать с лица. Все остальное с больших пятен и светлых тонов. Всевозможные тонкие полосы и темные тона наносят в последнюю очередь. И не беда, если круги и полосы получаются неровными, в этом есть определенная прелесть ручной работы. И не беда, если что-то сразу не получилось. Со временем придет чувство пластики простых форм, сочетание чистых цветов, понимание истинно народного искусства.

  6. Лакировка игрушек производится нитролаком, который наносят тампоном или кистью. Первый слой лака наносят точками, а не мазками, чтобы не размазать краску.


Тема: « Фантастические образы в народных глиняных игрушках. Абашево.
Задачи занятия: создать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек из разных центров народных промыслов, познакомить с народными традициями в изображении животных, активизировать творческую деятельность учащихся, настроить детей на праздничное, радостное восприятие красочных произведений народного искусства.

Материалы: образцы народных глиняных игрушек, таблицы, подкладные доски, глина, стеки, вода.

Народная глиняная игрушка, наивная, забавная, отражающая в условной форме многие стороны окружающей жизни.

Интересны и оригинальны игрушки из села АБАШЕВО Беднодемьяновского района Пензенской области. Абашевские игрушки сдержанны, но при этом чрезвычайно декоративны.

Абашевская игрушка бывает двух типов: глазурированная и с холодной росписью. Небольшие и довольно крупных размеров всадники, олени, львы, петухи, утки, дома в шляпах и т.д. с вдавленными насечками и покрытые зелёной или коричневой поливой, другие же раскрашены масляными красками и золотыми или серебряным порошком.

Абашевская игрушка была развита в начале ХХ века в более традиционных и примитивных формах, кроме насечек и дырочек узором служит крупные налепные пуговицы, эполеты и т.д. Часть фигурок окрашена несколькими яркими цветами. Например, красный козёл с зеленой шеей и серебряной головой или олень с зеленой передней и синей задней половиной, красной головой и бронзовыми рогами. Декоративность проявляется в линиях силуэта, и в краске эмалями красно- коричневого цвета, на фоне которых драгоценными украшениями сверкают детали, окрашенные бронзой и алюминием. В изображениях животных трудно уловить реальный прототип- они условны, фантастичны. Морды зверей полны экспрессии. Глубокими круглыми дырами смотрят глаза и открытый рот. Длинная шея с маленькими головами, увенчаны, точно короны, рогами разного силуэта.

Созданный Ларионом Зоткиным тип декоративного изображения животных – козлов, быков, оленей, наделённых необычной мощью, затем сохраняется в творчестве других мастеров. В игрушках ещё сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Нередко их окрашивают одним цветом, излюбленный цвет – красный. Современными мастерами сохранена традиция игрушки – устойчивость и убедительность, несёт в себе общие черты, свойственные народной игрушке, особенно эмоциональную силу, благодаря которой она привлекает к себе внимание. В этом отношении перед нами случай уникальный: мы имеем дело не с очередной разновидностью народного творчества, а редкостным проявлением скульптурного начала игрушки. Мастера освобождают форму от каких бы то ни было признаков натурализма. Строению своих изделий они придают такую устойчивость, что из состояния покоя, кажется их не выведешь. Самые обычные домашние животные превращаются в руках абашевских мастеров в сказочные существа.

Практическая работа.

Каждый выполнят изделия по собственному выбору. Во время работы использовать комбинированный способ лепки. Туловище лепят из целого куска, вытягивая глину, из целого куска обозначаем ноги и голову. Передаём общее строение игрушки. Мочим руки водой, проглаживаем изделия, избавляясь от неровностей, шероховатости. Прорабатываем строение ноги, туловища, головы. Дополните изделие мелкими деталями: рога, налепы, насечки. Заглаживаем изделие влажными руками, (губкой), придаём игрушке окончательный вид.

Тщательно осматриваем игрушку и подготавливаем её к сушке. При работе оказывается индивидуальная помощь. Дети, приступая к работе, могут пока иметь лишь самое общее представление о том, что должно получиться. Замысел может уточняться. Важно вовремя поддержать, побуждая детей искать дальнейшие решения, обогащающие образ в процессе его создания.


Министерство образования Рязанской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр»

«Согласовано» Изменения и дополнения внесены

Доцент ГОУ ДПО РОИРО

______ И.А. Кувшинкова

«___» _________ 2010 г. Директор ГОУ ДОД ДЭБЦ

___________ Е.Н. Клепов

«___» _______ 2010 г.

Протокол методического совета

№42 от 28 мая 2010 г.

«Заверяю»

Проректор ГОУ ДПО РОИРО

_________ И.В. Костикова


Дополнительная образовательная программа



«Скульптура и керамика»

(на три года обучения для детей 11-14 лет)

Рязань, 2001







База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница