Программа рассмотрена



Скачать 409.41 Kb.
страница1/3
Дата31.10.2016
Размер409.41 Kb.
  1   2   3




Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском»

Василеостровского района Санкт-Петербурга


Программа рассмотрена

на педагогическом совете



Утверждена

Протокол от ___________ 2014

№ __________


Директор Центра творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском»

______________ Л.П.Новикова






Приказ от ________2014г № ___

Дополнительная общеобразовательная программа
«Сказки и краски»

Автор-составитель:

Н.А.Верди,

педагог дополнительного образования,


Возраст обучающихся –7 - 9 лет

Срок реализации программы –3 года


Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка
I. ВСТУПЛЕНИЕ
Данная программа направлена на развитие индивидуального творческого потенциала и самовыражения через освоение изобразительной грамоты.

На основе энциклопедической серии «Сказки о художниках» происходит знакомство с художественным наследием различных эпох и народов.

Цель художественного воспитания – раскрыть в каждом ребенке потенциально заложенные возможности. В раннем детстве рисуют все. Детские рисунки поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, наблюдательностью, свежестью и остротой восприятия. И чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развить и закрепить в каждом ребенке качества творца, художника, то есть человека, который умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы и искусства. Обучение в группе подразумевает наряду с раскрытием индивидуальных способностей развитие навыков работы в коллективе.

Обучение включает в себя знакомство с различными художественными техниками, материалами, понятиями, профессиональными терминами.



В процессе занятий предполагается проведение конкурсов внутри группы, развивающих фантазию, желание победить, азарт в работе.
Направленность дополнительной образовательной программы
художественная
Актуальность


  • развитие у детей интереса к работе в различных техниках;

  • сохранение интереса к творчеству в условиях мегаполиса;

  • развитие интереса к художественному наследию разных времен и народов



Цели программы:


  • формирование всесторонне развитой личности, умеющей воспринимать и ценить прекрасное;

  • формирование эстетической основы для дальнейшего воспроизведения творческих идей.


Задачи программы:

Обучающие:

  • освоение основных профессиональных понятий и терминов: формат, колорит, тональность; теплая, холодная и сближенная цветовая гамма; линейный рисунок, тональный рисунок; эскиз;

  • приобретение навыков для создания черно-белой и цветной монотипии;

  • приобретение опыта создания эскиза;

  • приобретение навыков в работе различными материалами;

  • выполнение работы в технике коллажа;


Развивающие:

  • знакомство с творчеством великих мастеров мировой культуры, таких как

  • Андрей Рублев, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Боттичелли, Рерих, Серов, Шишкин, Куинджи, Рокотов, Левицкий и многих других;

  • раскрытие творческого потенциала ребенка;

  • приобретение навыков и умений, создающих базу для дальнейшей свободы

творчества;

  • формирование потребности в изучении истории искусства;

  • развитие общей культуры;

  • развитие фантазии, внимания, творческого мышления, визуальной памяти,

творческой активности.
Воспитательные:

  • адаптация к жизни в обществе,

  • освоение навыков коммуникативной культуры;

  • формирование нравственных категорий учащихся через эстетическое воспитание.


Отличительная черта программы
Программа целенаправленно знакомит с творчеством художников, принадлежавших к разным течениям и направлениям в искусстве и обучает различным техникам. Это дает возможность ребенку выбирать подходящую технику в зависимости от творческого замысла и художественной цели. Программа расширяет представления о способах самовыражения и дополняет основной курс обучения изобразительным основам.
Возраст детей, участвующих в реализации данной данной ОП.
Программа рассчитана на детей от 7 до 9 лет. Чем старше дети, тем сложнее задачи, которые перед ними ставятся. Допускается дополнительный набор детей в группы второго и третьего годов обучения на основании личной заинтересованности ребенка в обучении и готовности работать.
Сроки реализации.

Программа рассчитана на 3 года. Каждый год рассчитан на 72 учебных часа.



Формы организации деятельности и режим занятий.

Групповая. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа.




ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце первого года обучения ребенок должен знать:

1)что такое формат;

2)основы композиции;

3)холодные и теплые цвета;

4) различия линейного и тонального рисунков.

Ребенок научится:

1)работать в технике аппликации;

2)работать гуашью;

3)основам техники монотипии;

а так же познакомится с творчеством художников:

иконописца Андрея Рублева, портретистов Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого;

выдающихся мастеров Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина, Василия Тропинина;

с древнерусской архитектурой Великого Новгорода, Ярославля, Суздаля;

с античной и библейской мифологией на примере скульптуры Петербурга.

В течение второго года обучения ребенок совершенствует приобретенные на первом году обучения знания, навыки и умения, а также будет знать:

1)что такое симметрия, асимметрия;

2)что такое контрастная цветовая гамма, сближенная цветовая гамма;

3)различные художественные материалы, такие как пастель, сангина, уголь, тушь и т.д.

Учащиеся будут уметь:

1)самостоятельно начинать и завершать работу;

а так же познакомятся с творчеством художников:

Павла Чистякова, Карла Брюллова, Александра Иванова, Федора Толстого, Александра Беггрова, Михаила Клодта, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Василия Верещагина, Федора Васильева, Василия Перова;

продолжат знакомиться с античной и библейской мифологией на примере скульптуры Петербурга.
В течение третьего года обучения происходит дальнейшее развитие приобретенных навыков в работе над натюрмортом, портретом, пейзажем, иллюстрацией, многофигурной композицией, поздравительной открыткой.

Учащиеся будут уметь:

1)самостоятельно выбирать технику, в которой будут выполнять работу. Это позволит каждому учащемуся раскрыть свою индивидуальность;

2)в пластической форме художественно выражать замысел;

3)использовать в композиции ритм, симметрию;


    1. использовать богатство фактуры в графике и живописи через технические возможности материала;

а так же познакомятся с творчеством художников эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи, Рафаэля, Боттичелли, Мурильо;

на примере творчества Ренуара познакомятся с таким направлением в живописи, как «импрессионизм»;

продолжат знакомство с русским искусством на примере художников Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой;



узнают много интересного об Эрмитаже.


Формы подведения итогов реализации ОП.
Заполнение информационной карты в начале, середине и конце учебного года. Экспресс - викторины на знание профессиональных терминов и понятий, быстрые наброски на понимание композиционных основ. Просмотры выполненных заданий, обсуждение ошибок и достижений. Отбор лучших работ для участия в городских, международных конкурсах; в школьных, городских, всероссийских, международных выставках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения




Названия тем


Всего

Теор.

Практ.

1.

1) Вводное занятие.



2

1

1

2) «Андрей Рублев. Сказка об иконописце и Архангеле Михаиле».


6

2

4

2.

3) «Рокотов. Сказка про тайну».



6

2

4

4) «Петербург — музей под открытым небом».



2

1

1

3.

5) «Дмитрий Левицкий. Сказка про волшебника».


6

2

4

  1. «История Летнего сада».

2

1

1

4.

7) «Тропинин. Сказка о московском художнике».

6

2

4

8) «Скульптура Летнего сада.Титаны и боги».

2

1

1


5.

9)«Орест Кипренский. Сказка о художнике, любимце муз».

6

2

4

10) «Аполлон и его музы».

2

1

1

6.

  1. «Сильвестр Щедрин. Сказка о волшебной стране».

6

2

4

  1. «Стрелка Васильевского острова».

2

1

1

7.

  1. «Новгород Великий. История вольного города».

6

2

4

  1. «Ростральные колонны».

2

1

1

8.

  1. «Ярославль. Город мастеров».

6

2

4

  1. «Академия художеств».

2

1

1

9.

  1. «Суздаль. История города-музея».

6

2

4

  1. Итоговое занятие.

2

1

1




Итого часов

72

21

51


Содержание программы первого года обучения


  1. Вводное занятие.

Теория. Определение правил охраны труда и правил поведения на занятии и в учреждении; рассказ, беседа об основных видах деятельности. Практика. Знакомство с учащимися, показ репродукций с работами художников.

2) Тема. «Андрей Рублев. Сказка об иконописце и Архангеле Михаиле».

Теория. Понятие иконопись, икона, иконописец. Рассказ о жизни художника, в какие годы жил и где работал. Значение его творчества для русской и мировой культуры.

Показ иллюстраций в книгах и альбомах, обращаем внимание на колорит, цвет, композицию. Читаем сказку, обсуждаем прочитанное,.

Практика. Обращаем внимание на композицию в листе. Выполняем работу красками, стараясь передать впечатление от услышанного.
3) Тема «Рокотов. Сказка про тайну». Теория.Федор Рокотов. Рассказ о жизни художника, в какие годы жил и где работал. Что такое портрет и что значит быть портретистом. Понимание камерности в портретной живописи. Значение творчества художника для русской и мировой культуры.

Показ иллюстраций в книгах и альбомах. Читаем сказку, обсуждаем прочитанное.

Практика.Выполнить портрет литературного героя.Материал: гуашь. Обращаем внимание на колорит.
4)Тема. «Петербург — музей под открытым небом».

Теория. Петербург — это город музеев и город-музей. Знакомство с античной и библейской мифологией на примере скульптуры Петербурга. Показ иллюстраций в книгах и альбомах. Рассказ об архитектурных памятниках города. Практика. Нарисовать свое любимое место в Петербурге. Монотипия. Черная офортная краска наносится валиком на пластиковую пластину, сверху кладется бумага, на которую наносится изображение. В местах касания карандаша с бумагой на обратной стороне появляется отпечаток, который и является монотипией.

5) Тема. «Дмитрий Левицкий». Теория. Дмитрий Левицкий. Рассказ о жизни художника, в какие годы жил и где работал. Понимание парадности в портретной живописи. Значение деталей в произведениях художника.

Показ иллюстраций в книгах и альбомах.

Читаем сказку, обсуждаем прочитанное.

Практика. Выполняем работу красками, стараясь передать впечатление от услышанного.


6) Тема. «История Летнего сада». Теория. Летняя резиденция Петра I.Скульптура Летнего сада. Сюжеты античной мифологии.

Практика. Выполнить линейный рисунок одного из уголков Летнего сада.


7) Тема. «Тропинин. Сказка о московском художнике». Теория. Василий Тропинин. Рассказ о жизни художника, в какие годы жил и где работал. Простота и чувственность в работах «крепостного» живописца.

Показ иллюстраций в книгах и альбомах.

Читаем сказку, обсуждаем прочитанное.

Практика. Выбрать горизонтальный или вертикальный формат. Нарисовать художника за работой в своей мастерской или на природе.Выполнить работу в теплой цветовой гамме.


8) Тема. «Скульптура Летнего сада. Титаны и боги».

Теория. Древнегреческие мифы о борьбе титанов и богов. Скульптура Сатурна (Кроноса). Победа богов, воплощающих различные виды человеческой деятельности и добродетелей: знания и культуры — Афина, красоты — Афродита, власти — Зевс. Практика. Нарисовать одного из персонажей древнегреческих мифов. Материал на выбор.


9) Тема. «Орест Кипренский. Сказка о художнике — любимце муз». Теория.Орест Кипренский. Рассказ о жизни художника, в какие годы жил и где работал. Черты романтизма в портретах художника.

Показ иллюстраций в книгах и альбомах.

Читаем сказку, обсуждаем прочитанное.

Практика. Выполняем работу красками, стараясь передать впечатление от услышанного.


10) Тема. «Аполлон и его музы».

Теория. Аполлон - бог искусств и вдохновения, покровитель муз. Девять муз, сопровождавших Аполлона: Клио — муза истории, Каллиопа — муза эпической поэзии, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Полигимния — муза священных гимнов, Урания — муза астрономии, Эвтерпа — муза лирической поэзии и Эрато — муза любовной поэзии.

Практика. Выполнить рисунок одной из муз. Материал: цветная бумага, пастель.
11) Тема. «Сильвестр Щедрин. Сказка о волшебной стране».

Теория. Сильвестр Щедрин. Рассказ о жизни художника, в какие годы жил и где работал. Что такое пейзаж и кто такой пейзажист.

Показ иллюстраций в книгах и альбомах.

Читаем сказку, обсуждаем прочитанное.

Практика. Написать пейзаж по воображению. Обратить внимание на композиционное и цветовое решение. Теплая и холодная цветовая гамма.
12)Тема. «Стрелка Васильевского острова».

Теория. Здание Фондовой Биржи. Скульптурная группа «Триумф Нептуна». Нептун (древнеримское имя), Посейдон (древнегреческое имя) — владыка морей. Практика.Выполнить композицию на тему «Нептун — повелитель морей» в технике аппликации, используя природные материалы.


13) Тема. «Новгород Великий. История вольного города». Теория. Новгород Великий. Рассказ о городе. «Великая вольница» и ее влияние на формирование города.

Показ иллюстраций в книгах и альбомах.

Читаем сказку, обсуждаем прочитанное.

Практика. Выполнить монотипию на тему «Древнерусская архитектура».


14) Тема. «Ростральные колонны». Теория. Ростра — античное название носа судна. Четыре фигуры у основания колонн, олицетворяющие Неву, Волхов, Волгу и Днепр. Практика. Выполнить рисунок фрагмента Ростральных колонн.
15) Тема. «Ярославль. Город мастеров». Теория. Ярославль. Рассказ о городе, его мастерах и художниках.

Показ иллюстраций в книгах и альбомах.

Читаем сказку, обсуждаем прочитанное.

Практика. Выполняем работу красками, стараясь передать впечатление от услышанного.


16) Тема. «Академия художеств».

Теория. Русская художественная школа. Фасад Академии Художеств. Фигуры Геракла и Флоры. Практика. Нарисовать одну из фигур мягким материалом: ретушью, углем, сангиной или соусом.


17)Тема. «Суздаль. История города-музея». Теория. Рассказ о городе, его архитектурных ансамблях и их историческом прошлом.

Показ иллюстраций в книгах и альбомах.

Читаем сказку, обсуждаем прочитанное.

Практика. Выполняем работу на тему «Древняя Русь», стараясь передать впечатление от услышанного. Материал: на выбор.


18) Тема. «Итоговое занятие».

Теория. Повторение пройденного. Подведение итогов.



Практика. Задание на лето.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения





Название тем

Всего

Теор.

Практ.

1.

1) Вводное занятие.

2

1

1

2) «Павел Чистяков. Сказка об учителе».

6

2

4

2.

3)«Брюллов. Сказка о знаменитом художнике».

6

2

4

4) «Сфинксы, грифоны и львы Петербурга».

2

1

1

3.

  1. «Александр Иванов. Сказка о художнике и его главной картине».

6

2


4


  1. «Исаакиевский собор».

2

1

1


4.

  1. «Федор Толстой. Сказка о художнике, который не стал генералом».

6

2


4


  1. «Конная статуя Петра Великого у Михайловского замка».

2

1

1

5.

  1. «Александр Беггров. Сказка о волшебном кораблике».

6

2

4

  1. «Адмиралтейство».

2

1

1


6.

  1. «Михаил Клодт. Сказка о художнике и волшебных снежинках».

4

2

2

  1. «Куинджи. Сказка о добром художнике».




4

2

2

7.

13) «Шишкин. Сказка о лесном художнике».

4

2

2

14) «Федор Васильев. Сказка о юном гении».


4

2

2

8.

  1. «Василий Верещагин. Сказка о художнике, который объехал весь мир».

6

2


4


  1. «Александровская колонна».

2

1

1

9.

  1. «Перов. Сказка о художнике и волшебном альбоме».

6

2

4

  1. Итоговое занятие.

2

1

1




Всего часов

72

29

43

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница