Программа рассчитана на 68 часов (1 раза в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе)



Скачать 141.54 Kb.
Дата09.05.2016
Размер141.54 Kb.
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (от 05.03.2004года 31089) и примерной программы среднего общего образования по географии (базовый уровень) Министерства образования и науки Российской  федерации №1312 от 09.03.2004. Программа предназначена для обучающихся 10-11 классов.

Программа рассчитана на 68 часов (1 раза в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе)



Цель: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов.

Задачи:

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Требования к уровню освоения содержания образования.

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические

  • Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

  • Способность задавать  и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;

2

Коммуникативные:

  • Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения

  • Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;

Учебно-познавательные:

  • Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;

  • Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;

  • Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;

  • Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими  материалами;

— определение  сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

—  поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

—  обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

3

2. Тематический план.





Раздел

Всего часов

Практические работы

1

Раздел 1. Общая ЭГХ мира

31

8

2

Раздел 2.  Региональная  география

34

4

3

Раздел 3. Глобальная география

2

1

4

Резервное время

1




3. Содержание учебного курса.

Раздел 1. Общая ЭГХ мира (31 час)

Ученики должны знать основные понятия и представления: типологию и классификацию стран; формы правления и устройства государств; географию размещения основных природных ресурсов; воспроизводство населения; виды и направления международных миграций; структуру и состав населения мира; темпы, уровень и формы урбанизации; НТР, МГРТ и мировое хозяйство; факторы размещения, отрасли международной специализации и формы ВЭО.

Основные умения: читать и анализировать тематические геокарты и картосхемы, статистические таблицы; объяснять различия в географии населения, природных ресурсов и хозяйств отдельных регионов и стран, используя сравнительный и системный подходы.

Тема 1. Современные политическая карта мира (5 часов).

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные «большой семерки»; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития нефтеэкспортирующие; новые индустриальные страны и др. группы).



Практические работы

№1. Классификация и типология стран на контурной карте.

№2  Определение страны по фрагменту карты, её краткая характеристика.

Тема 2. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их

4

виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.



Практические работы

№ 3. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.



Тема 3. Население мира (6часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

№4  Составление характеристики населения

№5 Выявление различий в темпах и уровнях урбанизации

Тема 4. География мирового хозяйства (14 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические,  производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.



Практические работы

№6 Характеристика одной из отраслей мирового хозяйства.

№7. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья.

5

№ 8. Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.



Раздел 2. Региональная география (34 часа)

Ученики должны знать основные понятия и представления: историко-культурные и историко-географические регионы мира, материальные и культурные различия территорий, специфические черты географии и хозяйства отдельных стран и регионов. Модели развития.

Должны уметь: читать и анализировать комплексные карты, использовать карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения географических задач, составлять комплексные ЭГХ стран и регионов мира.

Регионы и страны мира. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы

№8. Характеристика ПЭГП одной из стран Европы

№9. Сравнительная ЭГХ субрегионов Африки.

№10. Сравнительная ЭГХ макрорайонов США.

№ 11. Составление комплексной ЭГХ отдельной страны Латинской Америки.

Раздел 3. Глобальная география (2 часов)

Ученики должны знать классификацию глобальных проблем; суть, причины возникновения, географию и пути решения основных глобальных проблем; роль географии в решении глобальных проблем; стратегию устойчивого развития мира.

Должны уметь: читать и анализировать комплексные карты, использовать карты, графические и статистические материалы для получения необходимой информации и решения глобальных проблем.

Географические аспекты современных глобальных проблем  человечества. Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

6

Практические работы

№ 12. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.



Резервное время (1 час)

4. Учебно-методическое обеспечение курса.

Программные документы:

  • Стандарт среднего (полного) образования по географии. М: Просвещение, 2005 .

  • Примерная программа среднего (полного) образования по географии (базовый уровень). М: Просвещение, 2005 .

  • Программа курса географии для 10-11  классов общеобразовательных учреждений (Сборник разноуровневых программ). М: Просвещение, 2005 .

  • Тематическое планирование с методическими указаниями 10 класс (составитель Воробцова Т.Н.), М.: Издательство «Учитель-АСТ», 2002.

  • Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии. М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.

Учебники:

  • В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2009.

  • Т.П. Герасимова. С.В. Мясникова. Общая география. 10 класс.С-П.:СпецЛит, 2001

  • Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. Экономическая и социальная география мира, М.: Просвещение, 2000.

  • А.П. Кузнецов. География. Население и хозяйство. М.: Дрофа , 2001.

Учебно-методическая литература:

  • И.И. Баринова. Современный урок географии. Методические разработки уроков. М.: Школа-Пресс, 2000.

  • В.А. Горбанев. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Краткий курс. М.: Дрофа, 1997.

  • А.Г. Исаченко. География в современном мире, М.: Просвещение, 2005.

  • В.П. Максаковский., Н.Н. Петрова. Физическая и экономическая география мира. Готовимся к экзамену по географии. М.: Рольф, Айреис-пресс, 1998.

  • В.П. Максаковский. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. М.: Просвещение, 2000.

  • И.А. Родионова. Политическая карта мира. Московский лицей, 2002.

Дидактические материалы, тесты, задачники:

  • Варианты экзаменационных вопросов и заданий по географии для поступающих в вузы / В.Б. Пятунин, О.А. Петрусюк, М.С. Смирнова. М.: Дрофа, 1999.

  • И.В. Колесник. Тесты по экономической и социальной географии зарубежных стран. 10 класс. Саратов: «Лицей», 1999.

  • А.С. Кусков, Л.В. Макарцева. География: Подготовка к государственному

7

централизованному тестированию. Саратов: «Лицей», 2004.



  • В.Л. Лиознер. Новые тесты по географии. 10 класс. М.: Дрофа, 2002.

  • И.А. Родионова, Т.М. Бунакова. Пособие по географии. Тесты по экономической географии. Московский лицей, 1999.

  • Т.С. Кузнецова. Единый Государственный Экзамен. География. Контрольные измерительные материалы. М.: «Просвещение», 2008, 2009, 2010,2011.2012.

Литература для обучающихся:

  • В.П.Бондарев, М.О. Полякова. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика. М.: «Издательство «Экзамен», 2002.

  • Т.М. Бунакова, И.А. Родионова. Пособие по географии для поступающих в вузы. Тесты по социально-экономической географии. М.: «Уникум – центр», 2000.

  • А.П. Кузнецов. Школьный практикум. География. Население и хозяйство мира. 10 класс. М.: Дрофа, 1998.

  • Л.В. Макарцева. География. 10 класс. Проверочные работы. Саратов: «Лицей», 2004.

5. Материально-техническое  обеспечение курса:

  • Специализированный кабинет географии.

  • Интерактивная доска,  компьютеры

  • Карты и таблицы.

  • Видеофильмы, видеофрагменты.

  • Компьютерные программы.

  • ЭОР (CD)

    • Шпаргалки. География. Сдай Экзамен на «Отлично»

    • Готовимся к ЕГЭ. География

    • География. 6-10 классы

    • Экономическая и социальная география мира. 10 класс

    • Страны мира. Географический справочник

    • География в школе. Европа

    • География в школе. Азия

    • География в школе. Австралия, Океания, Арктика, Антарктида

    • География в школе. Северная и Южная Америка

    • Уроки географии Кирилла и Мефодия. 10 класс

    • Репетитор по географии Кирилла и Мефодия

    • Туристический атлас мира Кирилла и Мефодия

    • Страны и города мира

    • Вокруг света

    • Страны мира

    • Интерактивные плакаты. Экономическая география регионов мира

6. Методические рекомендации.

Старшая ступень школы призвана создавать условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций – трудовых, познавательных, общественных. Поэтому обучение в старшей школе целесообразно строить на принципах профильной дифференциации.

8

Одна из её задач – подготовка обучающихся к продолжению образования. В этой связи определены приоритетные образовательные профили. Среди них гуманитарный, социально-экономический, физико-математический, естественный, технический. Однако профильный характер старшей ступени не исключает наличия инвариантного ядра, обеспечивающего развитие общих интеллектуальных, познавательных умений, способностей личности. Важно подчеркнуть необходимость соблюдения преемственности перехода к профильной старшей школе.



Эффективность профильного обучения учащихся старшей школы обеспечивается, если в содержании образования учитываются основные позиции современной концепции географического образования, а именно:

- усиление позиции географии России в старшей школе;

- комплексный подход к системе образования по общей и региональной географии;

- усиление позиций общегеографических подходов в изучении предмета.

В учебной деятельности рекомендуется широко использовать комплексные географические практикумы, межпредметные семинары и конференции, организовывать проектную деятельность учащихся, направленную на решение географических задач, в первую очередь геоэкологического и геоэкономического содержания.

Таким образом, изучение географии на старшей ступени  может осуществляться в рамках систематических курсов, включающих инвариантное ядро содержания, но отличающихся по структуре, объёму и глубине изложения учебного материала, а также его прикладной направленности.



Номенклатура

Страны и группы стран:

Знать изучаемые страны Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании: столицы, крупные города, природа, население, хозяйство, крупные регионы.

Знать группы стран: страны ЕС, страны ОПЕК, страны НАТО, АСЕАН, АНЗЮС, ЛААИ, АПЕК )Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) и другие

Города:

Филадельфия, Бостон, Атланта, Новый Орлеан, Чикаго, Детройт, Сан-Паулу, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, Кёльн, Гамбург, Страсбург, Марсель, Гавр, Ницца, Женева, Милан, Генуя, Турин, Венеция, Стамбул, Калькутта, Мадрас, Шанхай, Йокогама, Нагоя, Осака, Нагасаки, Хиросима и другие



Мегалополисы:

Бостон-Вашингтон («Бос-Ваш»), Чикаго-Питсбург («Чи-Питс»), Сан-Франциско-Сан-Диего («Сан-Сан»), «Рейн» (Кёльн, Дуйсбург, Дортмунд, Эссен и другие), Токио-Осака («Токайдо»), Лондон-Ливерпуль («Лонд-Лив»)

9

Порты мира:

Хельсинки, Стокгольм, Лондон, Глазго, Ливерпуль, Гавр, Киль, Лиссабон, Амстердам, Роттердам, Марсель, Осло, Копенгаген, Афины, Венеция, Стамбул, Эль-Кувейт, Мумбаи, Калькутта, Янгон, Бангкок, Сингапур, Джакарта, Токио, Йокогама, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Гавана, Кингстон, Каракас, Порт-о-Пренс, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес. Кейптаун, Сидней, Мельбурн



Промышленные районы и базы мирового значения

  • металлургические: Центральная, Уральская, Сибирская, Украинская, Закавказская, Казахстанская

  • угольные бассейны: Чикагский, Детройтский, Питтсбургский, Саарский, Лотарингский, Рурский, Верхнесилезский, Остравско-Карвинский, Северо-Восточный (Великобритания), Осакский, Аньшаньский, Баотоу и другие

  • химико-лесной комплекс: Северо-Европейская, Центральная, Волго-Уральская, Сибирская, Саскачеванский и другие

  • химической промышленности: Парижский, Лондонский, Северо-Восточный (Великобритания), Роттердамский, Антверпенский, Гамбургский, Рурский, Верхнесилезский, Северо-Чешский, Миланский, Шанхайский, Гуанчжоу, Абаданский


10


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница