Программа психологической поддержки детей-переселенцев с Украины в рамках работы адаптационных групп



Скачать 176.58 Kb.
Дата14.11.2016
Размер176.58 Kb.
Программа психологической поддержки детей-переселенцев с Украины в рамках работы адаптационных групп

Разработчик:

педагог-психолог ГОБОУ ЦПМСС №15 Т.А.Матеуш

Актуальность

Согласно Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена президентом РФ от 13 июня 2012 г.), одним из основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации является содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.

Одной из составляющих данного направления является разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей в Российской Федерации на основе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур.

Интеграция в самом широком плане состоит из двух аспектов:

1. «Структурная» (институциональная) интеграция — мера включенности ребенка-мигранта в систему образования, результатом которой является обеспечение доступа к качественному образованию детей из семей мигрантов, вне зависимости от степени их изначального владения русским языком.

2. Культурная интеграция (аккультурация) — мера включенности ребенка-мигранта в ценностно-нормативную и поведенческую систему городского сообщества, то есть мера его вовлеченности в новую ценностно-нормативную систему и формирование новой социально-культурной идентичности.

Результат культурной интеграции (или аккультурации) — психологическая и социокультурная адаптация детей-мигрантов.

Психологическая адаптация включает совокупность внутренних психологических последствий переживания при вхождении в новую культурную среду.

Основные критерии (признаки) психологической адаптации1:

• ясное чувство личной или культурной идентичности,

• хорошее психологическое здоровье,

• достижение психологической удовлетворенности и позитивной самооценки.

Социокультурная адаптация относится к совокупности внешних поведенческих следствий связи индивидов с их новой средой, включая их способность решать ежедневные социально- культурные проблемы (в семье, в быту, на работе и в школе).

Основные критерии (признаки) социокультурной адаптации:



  • позитивные установки в отношении базовых правил и норм принимающего общества;

  • преобладание частоты контактов с представителями принимающего общества над контактами с представителями страны исхода;

  • свободное владение языком принимающего общества;

  • распространенность «отклоняющегося» (делинквентного) поведения не выше среднего уровня принимающей страны.

Департамент образования и молодежной политики Новгородской области направил «Методические рекомендации по организации работы адаптационных групп для детей мигрантов в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Новгородской области», разработанные областным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Новгородский институт развития образования».

Основная цель деятельности адаптационной группы - оказание психолого-педагогической помощи семьям мигрантов по вопросам обучения и социальной адаптации детей, а также детей, слабо владеющих и не владеющих русским языком.

В соответствии с этой целью задачами психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов в рамках адаптационных групп являются:

- оказание содействия в социализации детей мигрантов;

- проведение комплексной профилактики различных отклонений в психологическом и социальном развитии детей мигрантов;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В результате первичного психолого-педагогического обследования детей-мигрантов, переехавших с территории Украины, и их семей в с. Белебелка Поддорского района Новгородской области было установлено, что в интернате МАОУ ООШ с. Белебелка по адресу ул.Советская д.48 проживает 8 детей-мигрантов из 3 семей, переехавших с территории Украины в августе 2014 года: 1 новорожденный ребенок, 2 детей раннего возраста (9 месяцев и 2 года), 3 детей дошкольного возраста (3 года, 5 и 6 лет), 1 ребенок младшего школьного возраста, 1 ребенок подросткового возраста. Дети дошкольного возраста посещают группу детского сада с. Белебелка, школьники обучаются по программам начального общего образования и основного общего образования в МАОУ ООШ с. Белебелка Поддорского района Новгородской области.



Индивидуальная и групповая диагностика детей-мигрантов дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста выявила у них наличие нарушений процесса психологической и социокультурной адаптации, проявляющихся в:

  • нарушениях психологического здоровья: высокий уровень тревожности, наличие признаков плохого настроения, низкий уровень способности к самоуправлению, перевозбуждение, недостаточный уровень произвольной регуляции психической деятельности, неразвитая потребность в общении со сверстниками или неумение найти к ним подход, агрессивность защитного характера, неспособность видеть и слышать другого, недостаточный уровень сформированности представлений ребенка-мигранта о состояниях сверстника и своих собственных переживаниях;

  • недостаточный уровень психологической удовлетворенности и позитивной самооценки: наличие признаков игнорирования и отвержения детей-мигрантов членами детского коллектива, отсутствие инициативности при взаимодействии с другими детьми, предпочтение индивидуальных игр коллективным;

  • нейтральные или негативные установки в отношении базовых правил и норм принимающего общества: нейтрально-деловой стиль общения, поверхностное, предметно-оценочное отношение к сверстникам, отрицательное отношение к образовательной организации;

  • предпочтение общения с детьми-родственниками и другими детьми-мигрантами общению с детьми принимающего сообщества;

  • слабые позитивные межперсональные внутрисемейные связи, семейная разобщенность.

Организация межпредметных связей в реализации программы: формируемые в процессе реализации программы представления, умения и навыки детей-мигрантов закрепляются педагогами в учебной и внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями педагога-психолога по результатам диагностических мероприятий, а также реализации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих и психопрофилактических программ.

Цель программы – содействие в повышении уровня психологической и социокультурной адаптации детей-мигрантов.

Задачи программы:

  1. Коррекция и развитие базовых составляющих психологического здоровья:

  • повышение уровня произвольной регуляции психической деятельности;

  • снижение у детей-мигрантов уровня тревожности;

  • формирование позитивной самооценки.

  1. Формирование навыков и умений межличностного общения.

  2. Формирование позитивных установок в отношении базовых правил и норм принимающего сообщества (учитель-ученик, ученик-ученик).

  3. Повышение уровня семейной сплоченности, усиление позитивных межперсональных семейных связей.

Основными направлениями реализации программы являются диагностика и консультирование всех участников адаптационного процесса, психопрофилактические и коррекционно-развивающие занятия для детей-мигрантов и их сверстников, которые реализуются в зависимости от характера выявленных проблем, как в индивидуальной, так и групповой форме.

Адресат: дети-переселенцы с Украины, педагоги образовательной организации, родители.

Продолжительность курса: сентябрь-декабрь 2014 года.

Планируемые результаты:

1 Повышение уровня психологического здоровья детей-мигрантов:

- средний уровень произвольной регуляции;

- средний уровень тревожности детей-мигрантов;

- позитивная самооценка.

2 Повышение уровня развития навыков межличностного взаимодействия.

3 Позитивные установки в отношении базовых норм и правил принимающего сообщества.

4 Высокий уровень семейной сплоченности, сильные межперсональные связи.



Система оценки достижения: итоговая оценка достижения планируемых результатов проводится по окончании реализации групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих и профилактических занятий, а также в процессе их реализации, корректировки и проектирования образовательной среды, форме беседы с родителями и педагогами, в процессе наблюдения детей мигрантов на занятиях, в тестовой форме.




Этапы реализации программы

Сроки реализации

1

Диагностика познавательной и личностной сферы ребенка-мигранта, особенностей адаптационного процесса

Сентябрь, декабрь 2014 года

2

Консультирование родителей и педагогов по результатам диагностики

Сентябрь, декабрь 2014 года

3

Реализация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих и психопрофилактических программ

Сентябрь – декабрь 2014 года


Учебно-тематический план программы:



Наименование раздела и тем

Месяц

Форма контроля

Всего часов

1

Повышение уровня психологического здоровья детей-мигрантов:

- повышение уровня произвольной регуляции деятельности;

- снижение уровня тревоги;

- формирование позитивной самооценки.


Сентябрь - декабрь



Тестовые методики, наблюдение за детьми в процессе занятий, беседа с родителями, педагогами

Диагностика: 3 часа на каждого ребенка

Коррекционно-развивающие занятия:

6 часов для детей дошкольного возраста,

12 часов – младший школьный и подростковый возраст.

Консультирование родителей и педагогов:

1 час на 1 консультацию, количество консультаций определяется запросом родителей и педагогов



2

Формирование навыков позитивного межличностного взаимодействия

Сентябрь - декабрь

3

Формирование позитивных установок в отношении норм и правил принимающего сообщества

Сентябрь - декабрь

4

Повышение уровня семейной сплоченности, укрепление межперсональных связей

Сентябрь-октябрь


Система условий реализации программы:

Программа психологической поддержки детей-мигрантов с Украины является комплексной программой сопровождения детей-мигрантов и представляет собой систему взаимосвязанных диагностических, консультационных, коррекционно-развивающих, профилактических и просветительских мероприятий, направленных на сохранение и поддержание психологического здоровья детей-мигрантов и их семей, а также повышение эффективности их процесса адаптации и интеграции в новых условиях социальной среды.



Описание конкретных используемых методик и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария:

Для определения организационной структуры психологической поддержки детей-мигрантов мы опирались на выделенные О. В. Хухлаевой уровни психологического здоровья2.

К высшему уровню психологического здоровья - креативному - можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи.

К среднему уровню - адаптивному – относятся дети, в целом адаптированные к социуму, т. е. по результатам диагностических проверок проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность. Такие дети могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности.

К низшему уровню - ассимилятивно-аккомодативному- относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. По результатам диагностических проверок такие дети проявляют много признаков дезадаптации и сильно повышенную тревожность. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной коррекционной работе с ними.

Таким образом, процесс формирования и поддержания психологического здоровья детей-мигрантов предполагает:



  • диагностику тревожности и адаптированности детей к школе и семье, наблюдение за детьми и последующее определение уровня психологического здоровья;

  • включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья - адаптивному, - в еженедельные групповые занятия профилактической направленности;

  • включение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья - ассимилятивно-адаптивному - в индивидуальную коррекционную работу с привлечением их родителей к индивидуальному консультированию;

  • фиксацию динамики психологического здоровья детей в процессе работы.

Для диагностики уровня тревожности детей-мигрантов использовались следующие диагностические процедуры:

  1. Рисунок семьи

  2. Тест тревожности Теммл, Дорки, Амен (дошкольники)

  3. Детский вариант Шкалы явной тревожности (CMAS) (младшие школьники и подростки), адаптированной А.М.Прихожан.

  4. Наблюдение

  5. Адаптированность детей-мигрантов к школе и семье изучалась с помощью:

  6. Рисунка семьи

  7. Методики рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе (методика А. И. Баркана)

  8. Социометрии

  9. Метода наблюдения

Как отмечает О.В.Хухлаева, программа групповых занятий для детей адаптивного уровня должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития. Вследствие этого можно определить 4 основных направления-стержня, работа по которым осуществляется параллельно, т.е. практически на каждом занятии, с акцентом на одном из них.

 Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т. е. формирование личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление подразумевает формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, формирование умения делать выбор, потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает:

а) для дошкольников - адекватное ролевое развитие, формирование эмоциональной децентрации (умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека), произвольной регуляции поведения:

- научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей;

- совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных), формирование чувства близости, общности и желания поддержать друг друга;

- формирование навыков взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

б) для младших школьников - формирование чувства «умелости», «компетентности», качественно нового уровня развития произвольной регуляции поведения и деятельности, переориентация детей с оценок взрослого на группу сверстников.

в) для подростков: формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л. И. Божович).

Однако динамичность отрочества требует выделения различных главных тем для каждого из классов. Поскольку в нашей группе детей-мигрантов выявлена 1 девочка-подросток, обучающаяся в 5 классе, то, соответственно, важным для этого периода развития становится, с одной стороны, исследование своего внутреннего мира, с другой - принятие его окружающими людьми. Поэтому главной темой психопрофилактических занятий с подростками является тема «Я и мой внутренний мир».

С целью комплексного отслеживания динамики процесса адаптации и происходящих с детьми и подростками изменений в процессе коррекционно-развивающих и психопрофилактических занятий дополнительно используются такие диагностические процедуры, как:


  1. Наблюдение характера отношения ребенка к сверстникам в процессе реального взаимодействия3.

  2. Вопросы, заимствованные из теста Д. Векслера (субтест «Понятливость») для изучения особенностей ориентации ребенка в социальной действительности

  3. Индивидуальная беседа с ребенком для выявления его представлений о состояниях или переживаниях своих и сверстника.

  4. Измерение самооценки по методике «Лесенка» (для дошкольников и младших школьников), и методике Дембо-Рубинштейна, модифицированной А.М.Прихожан (для подростков).

  5. Определение уровня сформированности произвольной регуляции у дошкольников (М.Я.Семаго, Н.Я.Семаго).

В результате проведенной диагностики было выявлено, что из 5 детей мигрантов в возрасте от 3 до 11 лет, у 1 ребенка не наблюдается признаков нарушений психологического здоровья, 3 детей находятся на среднем – адаптивном – уровне психологического здоровья и 1 ребенок – на ассимилятивно-аккомодативном уровне.

Таким образом, основными направлениями коррекионно-развивающей и психопрофилактической работы с детьми-мигрантами, переехавшими с территории Украины, в с.Белебелка Поддорского района Новгородской области являются:

1 Организация групповых занятий профилактически-развивающей направленности по адаптации детей к новым социальным условиям (старший дошкольный, младший школьный, подростковый возраст).

2 Организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по формированию произвольной регуляции психической деятельности в дошкольном возрасте.

Занятия проводятся психологом два раза в неделю в течение 3 месяцев. Продолжительность занятия для детей старшего дошкольного возраста составляет 25-30 минут, для младших школьников и подростков –45 минут -1 час.

Основными методическими средствами при организации занятий являются:

- ролевые методы: ролевая гимнастика (ролевые действия и ролевые образы), психодрама, ролевые ситуации;

- игры и задания, направленные на развитие произвольности;

- игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки»;

- задания с использованием терапевтических метафор;

- задания и упражнение на формирование у детей «эмоциональной грамотности»;

- эмоционально-символические методы;

- релаксационные методы;

- когнитивные методы (для младших школьников и подростков).



Требования к условиям реализации программы: программа реализуется на базе МАОУООШ с.Белебёлка Поддорского района Новгородской области. Для проведения диагностических мероприятий требуется отдельное помещение, стол (парта), стул, письменные принадлежности, цветные карандаши. Психопрофилактические и коррекционно-развивающие занятия проводятся в отдельном просторном помещении с ковром, для проведения занятий требуются письменные принадлежности, цветные карандаши, бумага, мяч. В программе использованы практические разработки авторов: Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой4, О.В.Хухлаевой5, А.С.Гормина6, А.Г.Грецова7, Е.Д.Шваб, Н.П.Пудиковой8, С.В. Рябцевой, И.В., Спиридоновой9, Семенович10 .

Оценка достижений планируемых результатов осуществляется с помощью следующих методов диагностики:

  • рисунок семьи;

  • тест тревожности Теммл, Дорки, Амен (дошкольники);

  • детский вариант Шкалы явной тревожности (CMAS) (младшие школьники и подростки), адаптированной А.М.Прихожан;

  • вопросы, заимствованные из теста Д. Векслера (субтест «Понятливость»);

  • методика исследования самооценки «Лесенка» (для дошкольников и младших школьников);

  • методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна, модифицированной А.М.Прихожан (для подростков);

  • методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе (методика А. И. Баркана);

  • метод социометрии;

  • метод наблюдения за поведением ребенка на занятиях и в процессе реального взаимодействия;

  • индивидуальная беседа с ребенком;

  • определение уровня сформированности произвольной регуляции у дошкольников (М.Я.Семаго, Н.Я.Семаго).

Система организации контроля за реализацией программы.

Контроль за реализацией программы осуществляется директором ГОБОУ ЦПМСС №15 на основе проверки отчетной документации педагога-психолога, электронного журнала, заключений по результатам диагностики, отзывов родителей и педагогов.



Список литературы:

  1. Гормин А.С. Тренинг интеграции детей-мигрантов в образовательную среду российской школы.

  2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции. / Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 44 с.

  3. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации. / Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 48 с.

  4. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 44 с.

  5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с., илл.

  6. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт-сост. Е.Д.Шваб, Н.П.Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 90 с.

  7. Рябцева С.В., Спиридонова И.В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80с

  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заме­щающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.

  9. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие — М.: Айрисс-пресс, 2003. — 256 с.

  10. Смирнова Е. О.  Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех).

  11. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.

  12. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / пер. с нем. - М.: Генезис, 2001. - 240 с.: илл.

  13. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

  14. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души: терапевтические сказки. - М.: Академический Проект, Фонд Мир, 2010 г. - 176 с.

  15. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. - СПб: Питер, 2008. - 160 с.




1 Лебедева Н.М. Теоретические подходы к исследованию взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России // Сб. статей под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. — М.: Изд-во РУДН, 2009. С.10-6

2 Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.


3 Смирнова Е. О.  Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех).

4 Смирнова Е. О.  Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех).


5 Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.


6 Гормин А.С. Тренинг интеграции детей-мигрантов в образовательную среду российской школы.


7 Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации. / Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 48 с.

Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции. / Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 44 с.



Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 44 с.

8 Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт-сост. Е.Д.Шваб, Н.П.Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 90 с.


9 Рябцева С.В., Спиридонова И.В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговыые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80с

10 Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заме­щающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница