Программа: «Прикладные методы социального анализа государственного и муниципального управления»



страница1/3
Дата09.11.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственная итоговая аттестация по направлению подготовки 39.04.01 «Социология» (магистерская программа: «Прикладные методы социального анализа государственного и муниципального управления») включает:

  • выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию);

  • государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

При выборе итоговых государственных испытаний выпускников кафедра социологии и психологии управления руководствовалась следующим:

- основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, обеспечивает не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессионально деятельности.

Государственный экзамен для получения степени (квалификации) магистра социологии включают следующие дисциплины: «Философия и методология социальных наук», «Социология власти», «Социология права», «Современные социологические теории», «Современные методы социологических исследований», «Методология исследовательской деятельности», «Современные проблемы развития социологической теории и методологии социального познания», «Экспертное знание в социологических исследованиях», «Организация и проведение социологических исследований в системе государственного и муниципального управления», «Прикладные методы социологического анализа государственного и муниципального управления», «Социология регионального и городского развития», «Социология организации».

В ходе государственного экзамена осуществляется комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 39.04.01 «Социология» (магистерская программа: Прикладные методы социального анализа государственного и муниципального управления).

На государственном экзамене специалист социолог должен подтвердить высокий профессиональный уровень. Он должен продемонстрировать:

- знание мировых и отечественных достижений в области теории и практики социологической науки;

- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

- умение свободно ориентироваться в проблемах гуманитарных, социально-экономических и естественных наук;

- умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных социальных явлений;

- знание о процессе и методах эмпирического социологического исследования.
Экзаменационные билеты государственного экзамена включают 3 вопроса, отражающие основные направления подготовки магистров:

1 вопрос экзаменационного билета – математический и естественнонаучный цикл дисциплин теоретического профиля;

2 вопрос экзаменационного билета – профессиональный цикл дисциплин теоретико-прикладного профиля;

3 вопрос экзаменационного билета – профессиональный цикл дисциплин теоретико-прикладного профиля.
Программа государственной итоговой аттестации разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 «Социология» (уровень магистратуры) с учетом компетенций, определяемых рабочим учебным планом.

СОДЕРЖАНИЕ
Программа к общенаучному циклу

дисциплин теоретического профиля
«Философия и методология социальных наук», «Современные методы анализа в социологии»
«Философия и методология социальных наук»
1. Становление социологического этапа социального познания.

Границы социологии и ее истории. Онтологические критерии социологического знания. Эпистемологические критерии. Этические критерии социологического знания. Институционально-организационные критерии социологии. Парадигмы в истории социологии. Значение для социологии ее истории

Формирование идеи общества. Формирование идеи социального закона. Закон прогресса. Идея метода. Институционализация социологии. Начальный этап развития социологии.
2. Основные направления методологии социологических исследований ХХ - XXI века

Теоретико-философские основания развития методологии социологических исследований. Теоретические традиции гуманистической социологии. Теории социального действия Макса Вебера, Георга Зиммеля. Символический интеракционизм Джоржа Мида, Юргена Хабермаса. Драматургический подход Эрвина Гоффмана. Феноменологическая традиция Эдмунда Гуссерля, А.Бергсона. Теория жизненного мира Альфреда Шюца. Типизация социального мира Питера Бергера, Томаса Лукмана. Этнометодология. Конверсионный анализ Гарольда Гарфинкеля. Ключевые понятия представленных теорий.


3.Особенность социологических воззрений ранних классиков социологии (В. Парето, Г. Зиммель, Ф. Теннис).

Основные этапы творчества В. Парето. Социология как логико-экспериментальная наука. Логические и нелогические действия. «Осадки» и «производные». Общество как система в состоянии равновесия. Теория элиты. Значение социологических идей В. Парето.

Особенности социологической концепции Ф. Тенниса. Влияние социологии Тенниса. Основные этапы социологии Г. Зиммеля. Методологические основания социологической теории. Теория общества Г. Зиммеля. Общество и его развитие. Капиталистическое общество. Формальная социология Г. Зиммеля, Ф. Тенниса.
4.Специфика становления и развития социологии в России.

Истоки, становление и развитие новой науки об обществе с 60-х годов XIX века до начала ХХ столетия. Социология в России.

Натуралистические теории (Н. И. Ножкин, А. И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд, Л. И. Мечников).

Неопозитивизм в русской социологии (П.А. Сорокин, К. М. Тахтарев, А. С. Звоницкая.

Субъективная школа (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский.

Особенности развития марксистской социологии в России.

Неокантианская школа (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, В. М. Хвостов).
5. Мировое сообщество: социальная система и социальная среда

Понятие "глобальное общество" и применение его к изучению мирового сообщества. Концепция Ф. Тённиса, различение Тённисом общества и объединения. "Глобальный человейник" А. А. Зиновьева.

Основные этапы эволюции мирового сообщества.

Проблема элементного состава мирового сообщества и классификации элементов. Первичные и вторичные элементы мирового сообщества.


6. Глобализация и регионализм

Понятие "глобализация". Субъекты и объекты глобализации. Социально-экономические факторы глобализации. Последствия развития глобализации.

Понятие "регионализм". Связи регионализма и глобализации в теории и на практике. Россия в системе современных международных отношений

Деструктивные процессы в мировой социальной системе. Глобальные общемировые проблемы: характер и масштабы, факторы возникновения, основные признаки. Различные подходы к выделению глобальных проблем. Угроза войны, деградация экологической системы, потенциал природных ресурсов, "демографический взрыв", продовольственная проблема, энергетическая проблема, освоение космического пространства.

Методика анализа и прогнозирования международных отношений Прогнозы глобального развития. Пути решения глобальных проблем. Концепция устойчивого развития. Альтернативные концепции.
7. Социальное прогнозирование как метод научного познания.

Особенности употребления терминов «предсказание», «прорицание», «предугадывание», «предчувствие», «предвосхищение»; мечта, фантазия, утопия; идея, гипотеза, план, программа, проект и др.

Классификация, отражающая уровневый характер предвидения и прогнозирования. Обыденный уровень предвидения и прогнозирования через выявление отдельных признаков происходящих событий: повторяемость, взаимосвязь, существенность. Прогностическая роль утопизма как предшественника научного предвидения и прогнозирования.

Содержание и функции социального прогнозирования; объект и предмет социального прогнозирования, его виды.

Футурология как метод описания конкретных форм, проектов и образов будущего, изучения тенденции развития отдельных систем. 20—30-е годы XX века – этап зарождения социальной прогностики в ее научно обоснованном виде. Отечественные и зарубежные представители прогностики.
8. Специфика социальных прогнозов. Типология прогнозов.

Поисковый прогноз, нормативный прогноз, целевой прогноз, программный прогноз, плановый прогноз. Период упреждения прогноза. Типология прогнозов по временным рамкам: долгосрочный, среднесрочный, срочный. Типология прогнозов по уровням: региональные, подсистемные, однопроблемные, однопроцессные, однопараметрические, локальные. Формы представления научных прогностических исследований.


9. Основы социального проектирования. Реализация социального проекта.

Социальное проектирование как процесс конструирования действия, направленного на достижение социально-значимой цели. Сущность социального проектирования. Три подхода к социально-проектной деятельности: объектно-ориентированный, проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный подходы. Определение понятия социальных проблем и методы их социологического выявления. Предмет социального проектирования. Субъекты проектной деятельности.


10. Методические проблемы изучения общественного мнения в современной социологии.

Общественное мнение в социокультурной системе современного общества. Общественное мнение как предмет современного научного знания. Общественное мнение как специальная теория. Ее роль и место в социологическом познании. Специфика проблем общественного мнения, изучаемых в социологии. Потребности и современные проблемы изучения общественного мнения в России. Характеристика функций общественного мнения.

Взаимосвязь методологии и методики в социологических исследованиях общественного мнения. Поиск операционального определения общественного мнения. Проблемы методической обоснованности и верификации в эмпирических исследованиях общественного мнения. Подходы к построению выборки в сфере изучения общественного мнения.
11. Бюрократия: истоки и современность. Пути преодоления бюрократизма.

Бюрократия как социальный феномен и общественное явление.

Концепции власти государственной бюрократии в традиционных обществах. Формирование бюрократической системы управления в государствах Западной Европы и России. Проблема власти бюрократии в социальной теории 19 века.

Концепция рациональной бюрократии в политической социологии М. Вебера. Веберовский анализ возможностей ограничения власти бюрократии и социальных последствий господства чиновников. Теории «нового класса» о власти бюрократии. Анализ власти бюрократии в современной западной социологии.

Общие и национально-типичные черты бюрократии. Карьера как ядро бюрократической системы.

Причины сохранения и усиления бюрократизма в стране.



Пути дебюрократизации общества.
Литература:

  1. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века): Учебное пособие / Под ред. Е. И. Кукушкиной. – М.: «Высшая школа», 2006. – 456 с.

  2. Кравченко С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения:Учебник для вузов / С. А. Кравченко. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.:Изд-во «Экзамен», 2004.

  3. История социология: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, В.П. Култыгин. – М.: Норма, 2009. – 1104 с.



Программа к профессиональному циклу

дисциплин теоретико-прикладного профиля
«Современные социологические теории-2», «Современные методы социологических исследований», «Современные проблемы развития социологической теории и методологии социального познания», «Экспертное знание в социологических исследованиях», «Организация и проведение социологических исследований в системе государственного и муниципального управления», «Прикладные методы социологического анализа государственного и муниципального управления», «Социология государственной и муниципальной службы», «Социологическое сопровождение избирательных кампаний»
«Современные социологические теории-2»


  1. Научные парадигмы и теории в понимании объекта и предмета социологии

Научные теории в понимании объекта и предмета социологии. Понятийный аппарат, его роль в концептуализации предметной области. Основные научные парадигмы современного научного знания и их влияние на развитие социологии. Сравнительный анализ парадигм. Социологическая парадигма – как отражение национальной культуры. Отечественные традиции в социологии. Социологическая парадигма – как отражение типа личности социолога. Научные споры об объекте и предмете социологии: историческое наследие и современное состояние дискуссии.


  1. Интегральная социология П. А. Сорокина

Общие биографические сведения. Этапы творчества. «Преступление и кара, подвиг и награда». Роль П.Сорокина в становлении социологического образования в России. П. Сорокин и общественно политическая ситуация в России: предпосылки формирования социологической теории. Российский период творчества П. Сорокина. Социальная мобильность и социальная стратификация. Создание Гарвардской школы социологии. Социальная и культурная динамика. Послевоенный этап творчества.


  1. У. Томас и Ф. Знанецкий: разработка качественных методов исследования.

Жизненные пути Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого. Теоретические основания: установка и ценности. Ситуационный анализ. Теорема Томаса. Типология личности.


  1. Феноменологическая социология А. Шюца и Г. Гарфинкеля

Жизненный путь Альфреда Шюца. Жизненный путь Гарольда Гарфинкеля. Эмпирические исследования этнометодологов. Документальный метод. Школа этнометодологии.

Феноменологическая социология (А. Шюц, Г. Гарфикель).




  1. Символический интеракционизм Дж. Герберта Мида

Жизненный путь Джорджа Герберта Мида. Методологические положения концепции. Антропология коммуникации: социальная психология Джорджа Герберта Мида. Инструментальная деятельность. Деятельность и практика. Универсалистская этика. Наука как идеал


  1. Структурный функционализм Т. Парсонса.

Начальный этап развития социологии в США. Эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности.

Жизненный путь. Идейные истоки и формирование функциональных представлений в социологии. Структурно-функциональный анализ. Синтез представлений о социальном действии, взаимодействии и социальной системе. Уровни анализа социального действия.

Структурный функционализм в социологии (Т. Парсонс и Р. Мертон).


  1. Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау.

Жизненный путь Джорджа Хоманса и Петера Блау. Становление теории социального обмена. Основные допущения теории социального обмена. Социальный обмен и эмерджентность. Диффузный характер социального обмена. Социальный обмен и власть. Вторичный обмен.


  1. Социология коммуникаций Ю. Хабермаса

Жизненный путь Юргена Хабермаса. Исследовательская проблематика. Кризисные тенденции в западном обществе. Системная и социальная интеграции. Рефлексивный метод. Юрген Хабермас о марксизме.


  1. Теория структурации А. Гидденса.

Жизненный путь Энтони Гидденса. Методологические основы теории структурации. Понятия теории структурации. Пространственно-временной континуум теории структурации. Интерпретация социального действия. Власть и структура. Гидденсово решение дуализма агентства—структуры. Проблема интеграции в теории структурации.


  1. Основные направления и особенности современной теоретической социологии

Новые тренды в социологической теории. Конфронтация социологических теорий – макротеории. Проблема социальных изменений. Теории социальных конфликтов. Теории социальных систем. Развитие структурализма. Конфронтация социологических идей – микротеории. Углубление идей символического интеракционизма. Роль социологического знания в современном мире.
10. Концепция постмодернизма Жана-Франсуа Лиотара и Жана Бодрийяра.

Жизненный путь Жана-Франсуа Лиотара. Жизненный путь Жана Бодрийяра. Возникновение постмодернизма. Концепция постмодерна Жана-Франсуа Лиотара. Жан Бодрийяр о симулякрах. Анализ теории постмодерна. Альтернативы постмодернистской концепции.


11. Генетический структурализм Пьера Бурдьё

Жизненный путь. Особенности творчества. Понятие габитуса. Другие категории генетического структурализма.


12. Методологическая инноватика Джеффри Александера.

Жизненный путь Джеффри Александера. Разработка общей теории. Концепция неофункционализма. Исследовательские программы. Проблематика культурной социологии.


13. Радикальная социология Герберта Маркузе

Жизненный путь Герберта Маркузе. Формирование концепции. Социальный психоанализ. Критика сталинской версии марксизма. Анализ феномена потребительства. Теория радикальных социальных изменений.


Литература:

  1. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века): Учебное пособие / Под ред. Е. И. Кукушкиной. – М.: «Высшая школа», 2006. – 456 с.

  2. Кравченко С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения:Учебник для вузов / С. А. Кравченко. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.:Изд-во «Экзамен», 2004.

  3. История социология: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, В.П. Култыгин. – М.: Норма, 2009. – 1104 с.


«Современные методы социологических исследований»

1. Социальная информация как актуальная проблема социологических исследований на современном этапе развития российского общества

Современные методы прикладных социальных исследований. Понятие социологическая информация, ее виды. Статистическая информация Госкомстата России. Данные, содержащиеся в официальных документах. Информация, собираемая с помощью массовых опросов. Экспертная информация – данные, полученные с помощью опросов экспертов. Данные средств массовой информации


2. Место и роль конкретных социологических исследований в системе социологического познания

Макро и микроуровень социологических исследований. Фокус интереса. Модели социального мира. Объект исследования. Предмет исследования. Способы исследования. Гуманистический подход, как идеология исследования. Уровень анализа. Язык исследования. Переменные в социологическом исследовании, гипотезы социологического исследования, измерение в социологическом исследовании. Социальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании. Шкалы и индексы в социологическом исследовании. Выборка в социологическом исследовании.


3. Организация социологического исследования.

Программа – документ, содержащий развернутый методологический и методический, организационный план социологического исследования. Основные функции программы в социологическом исследовании: методологическая, методическая, прогнозная, организационно – технологическая. Теоретическое осмысление проблемы – исходная посылка составления программы исследования.

Структура программы социологического исследования: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Соотношение фундаментально – теоретического и эмпирического в программе социологического исследования. Основные компоненты программы социологического исследования и их композиция. Итерация (относительное повторение) элементов программы исследовательских процедур на различных этапах социологического исследования.
4. Количественные методы социологических исследований

Понятие о количественных методах. Классификация, тактики, источники информации, сферы применения количественных методов социологического исследования. Выявление диапазона возможностей. Математические методы и современная вычислительная техника. Методы прикладной статистики. Опросные методы. История появления массового опроса. Теоретическая модель объекта и ее репрезентация в программе исследования. Конструирование эталона измерения (шкалы). Составление анкеты. Типы вопросов. Обработка материалов опроса. Понятие о математических методах обработки материала.


5. Анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование. Его особенности, достоинства и недостатки. Специфика использования анкетирования в социологических исследованиях, его возможности и преимущества. Этапы анкетного опроса. Социологическая анкета, ее логическая и организационная структура. Основные принципы и правила проектирования социологической анкеты. Виды вопросов анкеты, ее композиция и оформление. Необходимые условия организации и успешного проведения анкетирования.

Особенности интервью как метода сбора социальной информации. Функциональное и общее отличие интервью от анкетного опроса. Сущность и характерные особенности интервью. Преимущества и недостатки метода. Этапы подготовки и проведения интервью. Типы интервью. Трудности проведения интервью в социологическом исследовании. Подготовка и подбор интервьюеров. Качества, знания и умения интервьюера. "Эффект интервьюера". Особенности обработки и анализа информации, полученной методом интервью.
6. Экспертный опрос.

Методологическое обоснование применения метода в социологическом исследовании, его функции, основное назначение. Области применения метода. Классификация экспертных методов. Процедура проведения экспертного опроса. Проблема измерения. Этап подбора экспертов, оценка их компетентности, определение численности экспертных групп. Этап сбора экспертной информации, его процедурные особенности. Методы обработки экспертных суждений. Преимущества, трудности, типичные недостатки метода в социологии.


7. Социально-психологические методы в изучения населения

Психологические процедуры. Психологические тесты, особенности их использования в исследованиях социально-экономических процессов.

Социометрическая система А. Морено. Общая характеристика социометрического метода как способа измерения и анализа межличностных отношений в социальной группе, его возможности и ограничения. Определение основных понятий, характеризующих данный метод. Основные принципы измерения и анализа структуры взаимоотношений в малой социальной группе. Социометрические критерии и их виды. Организация и этапы проведения социометрического опроса. Регистрация результатов и их интерпретация. Социометрическая матрица и социограмма, их интерпретация. Анализ результатов социометрических измерений. Социометрические индексы и их виды. Проблема измерения групповой сплоченности.
8. Методологические проблемы применения статистических методов в социологических исследованиях.

Функции и возможности применения статистических методов на различных этапах социологического исследования. Структура и основные задачи этапов обработки и анализа социологической информации. Восходящая и нисходящая стратегии анализа социологических данных. Основные процедуры статистического анализа. Основные понятия статистического анализа социологической информации: признак, показатель, переменная, статистическая совокупность, однородность и вариация, генеральная и выборочная совокупность, ошибка репрезентативности, социальная закономерность.



9.Технологии проведения онлайн-исследований

Наиболее распространенные технологии онлайн-исследований: рассылка анкет по электронной почте (E-mail-рассылка); размещение текстовых анкет в Группах новостей (newgroups); Интернет-форумы, блоги и телеконференции (Bulletin Boards); Web-страница (Акета в формате HTML); стандартный веб-опросник; самозагружающийся опросник; online-фокус-группы. Особенности проведения и обработки результатов ранних e-mail-опросов, технологии современных e-mail-опросов, полуавтоматические программы обработки результатов при получении заполненных анкет. Email Questionnaire(http://www.compressweb.com) и WinSurvey (http://winsurvey.com ) и их возможности


Литература:

  1. Волков Ю.Е. Социология: Учебное пособие для магистрантов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010.

  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 2008.

  3. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие / И.Ф. Девятко.-2-е изд., испр. - М.: Ун-т, 2002.

  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., Инфра-М, 2006.

  5. Крыштановский, А. О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для студентов вузов по спец. "Социология" / А.О. Крыштановский.-2-е изд.-М.:ГУ ВШЕ,2007.

  6. Рабочая книга социолога / под общ. ред. Г.В. Осипова.-3-е изд.-М.:Едиториал УРСС,2003.

  7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., Добросвет, 1998.

Ядов. В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие / В.А. Ядов в сотрудничестве с В.В.Семеновой. - М.: Ин-т социологии РАН: Добросвет, 2003.
«Современные проблемы развития социологической теории и методологии социального познания»
1. Полипарадигмальность современного этапа социального познания

Современность как социологическая проблема Место социологии социальных изменений в общей системе социологического знания. Предмет, задачи, фундаментальные проблемы социологии социальных изменений. Соотношение и интерпретация понятий «социальные изменения», «социальный процесс», «социальное развитие», «история», «прогресс». Социальные изменения и современность. Процессуальная природа общества и органическая метафора: классический подход к социальным изменениям. Системная модель как порождение концепции социальных изменений. Комплексы изменений: усложнение динамических концепций. Идея социального процесса, как описывающая последствия взаимовлияющих изменений. Классическое определение социального процесса. Альтернативная модель в изучении социальных изменений: динамическое социальное поле. Э.Гидденс и П.Штомпка о фундаментальных концепциях в исследованиях социальных изменений.


2. Миросистемный анализ И. Валлерстайна

Капиталистическая миро-система представляет собой совокупность миро-хозяйства, определяемого отношениями центра и периферии, и политической структуры, состоящей из входящих в международную систему суверенных государств». Для миро-системы характерно цикличное развитие. В череде циклических ритмов проявляются противоречия миро-системы. Наиболее крупными циклами развития миро-системы являются циклы за гегемонию и экономические циклы Кондратьева, состоящие из понижательной и повышательной фазы. Каждый цикл за гегемонию в миро-системе включает три стадии: война за гегемонию, гегемония победившей в войне державы, ослабление гегемона, которое сопровождается появлением новых претендентов на гегемонию и подготовкой к войне.


3. «Веберовский ренессанс» и неовеберианская социология

Современность: понятие, этапы, основные институты. Динамизм современности. Своеобразие современного ее этапа. Э Гидденс и З.Бауман о «сокрушительной машине современности», «утопическом реализме» и «текучей современности».


4. Неофункционалистская социология Дж. Александера

Теория коллективных акторов Д.С Коулмана

Социальные изменения и двухуровневая модель социологического объяснения Д.С.Коулмана. Этапы социологического объяснения: логики ситуации, селекции и агрегации. Теория обмена Д.С Коулмана, ее особенности. Ресурсы и деятели, формы взаимозависимости деятелей. Акторы как носители прав и ресурсов. Системы деятельности, основывающиеся на доверии. Причины сотрудничества в современном обществе.
5. Теория социальной системы Н. Лумана

Контингентный сдвиг в первой половине XX века: концентрация капитала и вмешательство государства в экономику; две мировые войны; «рождение» инфляции, Великая депрессия; становление экономики массового производства и потребления, массовой демократии, массовой культуры. Одномерное общество (Г. Маркузе), технокапитализм (Д. Келлнер) и «легкий» капитализм (З.Бауман). Логическая структура теорий постмодернизма и ее обусловленность характером тенденций социального развития рубежа ХХ – ХХI вв. Различные интерпретации специфики постмодерна: языковые игры (Ж.-Ф. Лиотар), симуляция реальности социального (Ж. Бодрийяр), детерриториализация кодов / молекулярная революция (Ж. Делез и Ф. Гваттари). Социологическая модель постмодернизации (М. Уотерс и др.). Методологические основания и логическая структура постмодернистских теорий.


6. Социальная теория Ю. Хабермаса

Социальные изменения в теории общества Ю.Хабермаса

Социальная теория как последовательная критика современного общественного устройства, его идеологии. Легитимационный кризис капитализма (Ю. Хабермас), Система и жизненный мир в теории Ю.Хабермаса. Труд и социальное взаимодействие. Социальные изменения, модернизация и патологии современности. Архитектура модерна и постмодерна.
7. Концепция власти М.Фуко

Новая интерпретационная схема для самого широкого класса явлений современного общества. Фуко применяет ее для анализа происхождения и особенностей знания, относящегося к человеческой сексуальности. Но сама концепция не предполагает никаких принципиальных границ для такого понимания власти. Фуко лишь задает образец, объясняя специфику науки о человеческой сексуальности на основе рассмотрения отношений власти.

Подход и его ограничения при распространении на сферу точных естественных наук. образец анализа, построенного Фуко, рассматривает науку, в которой объект познания — человек — совпадает с объектом власти. О способе познания и о продукте познания как формируемом отношениями власти.
8. Постструктуралистская социология П. Бурдье

Социальные изменения в теории практики П.Бурдье

Социальные практики и принципы их производства. Социальные отношения как отношения обмена деятелей. Деятели и их габитус. Социальная жизнь как борьба статусов и классов.
9. Социология А. Турена

Отказ социологии от понятий общества, эволюции и роли и выдвижение в центр ее существенно модифицированных понятий историчности, социального движения, субъекта. Свои представления он развивает в работах: "Социология действия" (1965), "Производство общества" (1973), "За социологию" (1977), "Возвращение человека действующего" (1984).

Отправляясь от своей оригинальной концепции социологии А.Турен разработал свой метод конкретных социологических исследований, который он назвал методом "социологической интервенции". Турен и его коллеги-единомышленники используют этот метод в своих исследованиях социальных движений. А.Турен является одним из основоположников концепции постиндустриального общества.
10. Теория постиндустриального общества Д. Белла

Утверждение об исчерпанности традиционных политических идеологий. Либеральная приверженность умеренному социальному реформизму, свободному рынку и индивидуальным гражданским свободам. Концепция постиндустриального общества. Осмысление процессов, в экономике и общественной жизни США в послевоенные десятилетия. Анализ основных тенденций в изменении соотношения секторов общественного производства, становлении экономики услуг, формировании научного знания как самостоятельного элемента производственных сил. Оценка роли и места постиндустриального общества в общей картине социального прогресса


11. Постмодернизм и социологическая теория

Современные теории модернизации и социальные изменения

«Модернизм», «модерн» и «постмодерн»: общее и особенное. Модернизационная теория как разновидность социологических макротеорий. Критика ранних подходов к модернизации (дихотомия традиция – современность). Модернизация как комплекс социальных, политических, экономических, культурных трансформаций, происходивших на Западе с XVI века и достигших своего апогея в ХХ веке в облике современного общества (modernity).
12. Теория структурации Э.Гидденса

Анализ основных подходов, объясняющих движение от традиционного общества к обществу переходному и современному Индивидуализм, дифференциация, рациональность, экономизм, экспансия как признаки современности. «Типовые переменные» сравнительного анализа традиционного и современного общества Первичная и вторичная модернизации. Проблема «догоняющего развития». Три фазы генезиса теорий модернизации и три типа моделей модернизации: техноцентристские (М. Леви, П. Бергер), культуроцентристские (С. Блэк, Ш. Айзенштадт), рациоцентристские (У. Бек, Э. Гидденс). Проблема применимости моделей модернизации к анализу трансформации общества в России.


13. Концепция общества риска У. Бека

Современное общество как общество риска Риск как ключевая категория современной теории общества. Структура риска. «Риск» в теориях социальных изменений. Риск как новая область исследований социального развития. Функциональная дифференциация общества, его ориентация на будущее и спецификация. Отечественные социологи о рисках в современном российском обществе.


14 Социологические теории глобализации

«Волны» концепций глобализации и три типа теоретических моделей глобализации: модели глобальной системы (Э. Гидденс); модели глобальной социальности (У. Бек); Возможности адаптации постмодернистских теорий к анализу социальных процессов в России. Научный статус современных теорий социальных изменений. Теории социальных изменений и гипотететико-дедуктивные


Литература:

  1. Давыдов Ю.Н. и соавт. История теоретической социологии. М.: Канон. Т.3, 1998; Т.4 (в печати).

  2. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО-TEMPUS/TASIS, 1996.

  3. Новое и старое в социологической теории. Книга 1 / Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Ин-т социологии РАН, 1999.

  4. Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф.Филиппова. М.: Канон-Пресс-Ц - Кучково Поле, 1999


«Экспертное знание в социологических исследованиях»
1. Основная задача и область применения метода интеграции (комплексирования) концепций экспертов

Метод интеграции (комплексирования) концепций экспертов как механизм и инструмент выработки решений по развитию социально-экономических объектов. Комплексирование (соединение в единый комплекс) концепций экспертов - методическое средство получения "коллективного" (в отличие от "индивидуального") эмпирического знания о сложном объекте. Проблемная ситуация, на решение которой направлен метод интеграции концепций экспертов. Специфика социальных объектов как объектов сложной природы. Ограниченность возможностей существующих методов теоретического моделирования в изучении социальных объектов.

Использование предоставляемых экспертами сведений в качестве эмпирических индикаторов тенденций динамики изменений в предметной области социального объекта, его фактического и потенциального состояний. Проектный подход к преобразованию предметной области социально-экономического объекта на основе обобщения эмпирического описания возможностей совершенствования данного объекта. Различие оснований программно-целевого метода построения комплексных программ и метода комплексирования концепций экспертов.

Эмпирический характер метода комплексирования концепций экспертов как отражение специфики современного состояния народного хозяйства. Создание метода комплексирования концепций экспертов как шаг на пути разработки научных средств управления развитием социально-экономических объектов на основе адекватных их сложности теоретико-концептуальных моделей.


2. Исходные установки методологии интеграции концепций экспертов

Философские представления о природе естественно-исторического и обществено-исторического процесса. Отсутствие разработанной общей теории развития при наличии разнообразия частных концепций развития. Становление, функционирование, развитие, воспроизводство функционирования, воспроизводство развития объектов общественно-исторического процесса. Особенности энтропии в природе и обществе. Принцип диалектической противоречивости. Синергетическое понимание развития. Возможности и ограничения субъективного отражения объективных тенденций развития объектов общественно-исторического процесса. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Использование абстракции идеализации как способа аналитического исследования социальных отношений. Историко-методологический опыт применения идеализации Платоном, Кантом, Марксом, Вебером и Поппером. Различные методологические подходы к идеализации в отечественных исследованиях: структурно-функциональный, структурно-номи-нативный, неформально-аксиоматический. Идеализация как форма преодоления наивного эмпиризма и примитивизма. Понятие конструкта как идеализированного объекта с установленными свойствами, используемого в качестве познавательного "шаблона". Виды конструктов. Конструкт и его функции в процессе построения теоретической модели существенных связей в изучаемом социальном явлении.
3. Особенности разработки и отличительные черты метода интеграции концепций экспертов от других экспертных методов

Экспертный опрос как метод сбора первичной информации. Метод экспертных оценок - комплекс различных экспертных методик, объединенных общей задачей: метод Дельфи, мозговой штурм, дискуссия. Разновидности метода экспертных оценок в зависимости от метода обработки информации, получаемой от экспертов, - метод балльных оценок, метод простой ранжировки, метод парных сравнений, метод последовательных сравнений. Метод экспертных оценок как "инструмент подготовки" принятия решений.

Главное отличие метода комплексирования концепций и метода экспертных оценок: различие основных задач и критерия компетентности эксперта; методики обработки данных, получаемых от экспертов; характеристики этих данных. Процедурные формы разных экспертных методик, используемых в методе комплексирования концепций экспертов.

Особенности методологического подхода, принятого при разработке метода комплексирования концепций экспертов-идеологов как проектно-исследовательской разработки: постулирование исходных установок; разработка требований к методу, вытекающих из этих установок; формулирование принципов построения метода как следствие данных требований.


4. Функции эксперта в экспертном опросе.

Функции эксперта в методе экспертных оценок: группа функций, когда эксперт играет роль источника информации; функции оценки характеристик объектов, событий, решений. Функция эксперта в методе комплексирования (интеграции) концепций экспертов - разработчик (источник-идеолог) идей и предложений по преобразованию предметной области, по решению в ней проблем.


5. Критерии отбора экспертов в методе интеграции концепций экспертов

Отбор кандидатур в эксперты для использования в методе комплексирования концепций экспертов. Проблема типологии эксперта: типологии личности эксперта; типологии социальных институтов, персонифицированных через социальные позиции, роли и статусы в лице эксперта. Связь типологии экспертов и типологии объектов. Выбор типа эксперта и типа конкретной экспертной методики в зависимости от типа объекта. Соответствие типа эксперта-идеолога - источника концепции развития данного объекта - типу объекта. Проблема разработки экспертных методик в зависимости от типа экспертов, с которыми должна проводиться работа: а) учитывающих личностные особенности экспертов данного типа; б) учитывающих типологии социальных институтов, персонифицированных в соответствующих социальных ролях и их носителях. Проблемы разработки номенклатуры социальных ролей, представляющей социальные институты; проблемы разработки методики составления паспорта социальной структуры объекта исследования, представленной в соответствующей типологии экспертов.


6.Методологические и методические особенности концептуализации авторских точек зрения экспертов

Эксперт как носитель эмпирического моновзгляда на состояние предметной области социального объекта, имеющиеся в ней проблемы и возможные способы их решения. Проблема онтологического и гносеологического статуса профессиональной позиции идеолога, выбираемого в качестве эксперта в методе комплексирования концепций экспертов. Методологизация и теоретизация моновзгляда эксперта: развертывание позиции в точку зрения и в концепцию. Проблема развертывания концепции в предметную теорию. Выявление на основе моновзглядов ряда экспертов противоречивых отношений как проблемной ситуации в той предметной области социальной действительности, в которую входит их профессионально-производственная сфера. Определение на основе моновзглядов данных экспертов возможных способов разрешения проблемной ситуации, позволяющих наметить генеральные направления преобразования, развития данного объекта. Теоретическая проблема соединения частных концепций-моновзглядов ряда экспертов на один и тот же социальный (социально-экономический) объект в единую комплексную концепцию.


7. Проблемы концептуализации авторских точек зрения экспертов-идеологов в научной области

Проблемы концептуализации авторских точек зрения экспертов-идеологов в научной области. Концептуализация как форма организации теоретического знания. Понятие концептуальной модели. Этапы построения моделей в разных формах и используемые методы. Влияние стоящей задачи перед исследователем в выборе теоретической точки зрения на объект, используемой при его моделировании. Выбор исходных понятий и отношений между ними с позиции поставленной задачи и постулируемой точки зрения. Конструирование и выбор показателей на базе моделируемых свойств и отношений. Закрепление значений за именами, выражающими модели. Преобразование значений имен в показатели, - показателей в шкалы и индикаторы.

Пути разработки и использования идей концептуального моделирования в социологических исследованиях и проектах. Анализ исходных понятий методологии концептуального моделирования: идеализированный объект - конструкт, его назначение, концептуальная модель (схема), объекта, предметной области, концептуальный анализ и синтез. Области применения концептуальных моделей в социологическом исследовании. Перспективы использования концептуального моделирования при формировании новых специальных и отраслевых социологических теорий, структурном синтезе общесоциологических теорий.
8. Основные характеристики методики и процедур интеграции концепций экспертов

Выявление, фиксирование, анализ и оценка точек зрения и предложений экспертов-идеологов как функция синтеза (интеграции) концепций преобразования социальных объектов методом экспертного опроса. Выявление возможных направлений развития предметой области социального объекта - общая задача коллектива экспертов, исходя из индивидуальных особенностей каждого из экспертов в понимании источников проблем и нахождении способов их решения и из характеристик фактического состояния данной предметной области.


9. Основные процедуры методики комплексирования концепций экспертов

Основные процедуры методики комплексирования концепций экспертов: сбор предложений (опрос экспертов) по преобразованию некоторой предметной области; реконструкция авторских точек зрения экспертов в частные концепции; определение общей для всех имеющихся частных концепций предметной области совершенствования; оценка реализуемости частных концепций по факторам необходимости, которые сдерживают реализацию концепций; квалификация частных концепций по их отношению друг к другу; сведение всех имеющихся концепций в единую комплексную концепцию (комплексную программу), позволяющую определять и формировать стратегическую и тактическую линии развития рассматриваемого объекта на основе установления системы отношений между частными концепциями с учетом меры необходимости и возможности их практической реализации.


10. Процедуры формирования частных концепций развития социально-экономического объекта

Конструктивизация получаемой от экспертов информации - заполнение экспертами бланка-интервью и бланка-формулы концепции. Этапы заполнения. Обработка выявленных концепций: переформулирование организаторами экспертизы содержания авторских точек зрения экспертов в логически строгие суждения. Уточнение содержания концепций в диалоговой форме общения с экспертами: индивидуальная работа - организаторы и эксперт; групповая работа - организаторы и коллектив экспертов. В этом же режиме: сбор фонда частных концепций; уточнение и дополнение фонда факторов необходимости и факторов возможности, характеризующих предметную область объекта совершенствования и позволяющих производить оценку актуальности реализации каждой частной концепции, а также взвешивающие оценки взаимовлияния концепций и факторов.

Построение сценария факторов необходимости и факторов возможности и их отношений с каждой из частных концепций. Определение меры значимости каждого фактора необходимости в данный момент времени для данной предметной области как объекта совершенствования. Усреднение экспертами абсолютных оценок значимости каждого фактора необходимости как относительных оценок, т.е. установление экспертных оценок относительных значений (весов) факторов необходимости, характеризующих вес каждого фактора по отношению ко всем остальным факторам с точки зрения целей преобразования данной предметной области.

Организация коллективного обсуждения экспертами каждой частной концепции, представляемой ее автором. Корректировка окончательной формулировки каждой частной концепции в процессе индивидуальной беседы одного из организаторов с ее автором-экспертом.


11. Процедуры формирования комплексной концепции развития социально-экономического объекта

Определение условий, необходимых для реализации каждой частной концепции. Квалификация частных концепций на основе родо-видовых отношений. Установление концепций в отношения взаимного включения по их содержанию; в отношения порядка внедрения (реализации) частных концепций в процессе преобразования данной предметной области, т.е. в отношения очередности, характеризующиеся тем, что результат реализации одной концепции создает условия для реализации другой. Проведение аналитических расчетов: вычисление меры возможности реализации каждой частной концепции в зависимости от фактора времени; вычисление относительной меры необходимости реализации каждой частной концепции в зависимости от фактора времени; вычисление абсолютной значимости каждой частной концепции в зависимости от фактора времени; вычисление относительной значимости каждой частной концепции в зависимости от фактора времени. На основе анализа содержания каждой частной концепции определение ее места и значения в совершенствовании данного объекта; определение того, что следует изменить в объекте, какой качественный результат должен и может быть достигнут. Отбор концепций, направленных на достижение наиболее значимых качественных результатов как целей развития данной предметной области с учетом фактора времени.


Литература:

  1. Ларичев О.И., Мечитов А.И., Мошкович Е.М., Фуремс Е.М. Выявление экспертных знаний (процедуры и реализация). М., 1989.

  2. Масленников Е.В. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании (Выявление, оценка и обобщение эмпирического знания). М., 1992.


«Организация и проведение социологических исследований в системе государственного и муниципального управления»
1. Измерение социальных явлений и процессов в системе государственного и муниципального управления.

Общие принципы теории измерения. Поиск индикаторов. Типы шкал и правила их построения.


2. Сбор социологической информации в системе государственного и муниципального управления.

Количественные и качественные методы исследования. Метод опроса. Интервью и анкетирование. Конструирование опросника.

Основные области применения социологического наблюдения в системе государственного и муниципального управления. Особенности использования социологического наблюдения. Разновидности метода наблюдения.
3. Документы как источник социологической информации в системе государственного и муниципального управления.

Метод анализа документов. Документы как источник социологической информации в системе государственного и муниципального управления. Виды документов. Отбор документов для изучения. Виды анализа документов.


4.Специфика программы и организации прикладного исследования в системе государственного и муниципального управления.

Организация исследования. Особенности организации теоретико-прикладного исследования. Особенности методики и этапов развертывания прикладного исследования. Условия и логика развертывания исследования. Специфика программы и организации прикладного исследования в системе государственного и муниципального управления.


5. Анализ, обобщение и использование результатов исследования.

Группировка и эмпирическая типологизация. Теоретическая типологизация и ее проверка в эмпирическом анализе. Поиск взаимосвязей между переменными. Анализ данных повторных и сравнительных исследований. Последовательность действий при анализе данных. Оформление результатов исследования.


6. Использование результатов социологического исследования в управленческой деятельности органов государственного и муниципального управления.

Цель и задачи использования результатов исследования в управленческой деятельности органов государственного и муниципального управления. Информационная база и характер использования результатов исследования в управленческой деятельности органов государственного и муниципального управления. Направленность и формы использования социологических данных.


Литература:

  1. Горшков М. К. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М.: 2009.

  2. Добреньков В. И., Кравченко А. и. Методы социологического исследования: Учебник. – М., 2006.

  3. Магомедов К. О. Социология государственной службы: учебное пособие. – М., 2010.

  4. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет» 2001.


«Прикладные методы социологического анализа государственного и муниципального управления»

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница