Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы (темы): «Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение»



Скачать 259.51 Kb.
Дата28.04.2016
Размер259.51 Kb.

«Утверждаю»

Директор «МОУ СОШ № 40»

____________О.П. Кузнецова

« » ___________ 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

«Русский язык»



9 класс

Разработчик

Соловьева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

I категория, 13 разряд
Рассмотрена на заседании МО

учителей русского языка и литературы.

Протокол № 1 от 29.08.2012.

2012г.
Пояснительная записка


В основе программы обучения русскому языку в 9 классе лежит программа «Русский язык» 5 – 9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова (Сборник программно – методических материалов. Русский язык. 5 - 9 классы. М.: Дрофа,2010)

Данная программа рассчитана на 3 часа изучения предмета в неделю.

Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы (темы):

«Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение», «Сложносочиненное предложение»,« Сложноподчиненное предложение»,«Сложные бессоюзные предложения», «Сложные предложения с различными видами связи», «Способы передачи чужой речи».

В связи с тем, что по учебному плану №2 на изучение русского языка в 9 классе отводится учебное время 102 часа, а программа рассчитана на 68 часов, производится увеличение часов на изучение отдельных тем. Курс русского языка в 9 классе является завершающим для среднего звена, здесь закрепляется материал, изученный в 5 – 8 классах, и изучается «Синтаксис и пунктуация сложного предложения». Поэтому для качественной подготовки к ГИА необходимо увеличить количество часов на изучение тем, направленных на формирование ЗУНов, необходимых для написания ЕМЭ. Опыт работы показывает, что девятиклассники испытывают затруднения при освоении таких тем, как «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение», «Сложные бессоюзные предложения», «Сложные предложения с различными видами связи», на изучение которых необходимо увеличить количество уроков. Увеличение часов на повторение орфографии, изученной в 5 – 7 классах, на развитие речи обучающихся, на итоговое повторение и ряд других тем приведет к качественной подготовке школьников к итоговой аттестации. На развитие речи по типовой программе отводится 17 часов, этого недостаточно для обучения школьников сжатому изложению и сочинению на лингвистическую тему, поэтому на развитие речи отводится 25 часов, что поможет отработать умение создавать сокращенный текст на основе услышанного и строить сочинение на лингвистическую тему.

Цели курса: формирование у обучающихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Задачи курса:

дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.



Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

По программе

Корректировка

С учётом корректировки

1.

Введение

1

-

1

2.

Повторение изученного в VIII классе

2

4

6

3.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение

1

-

1

4.

Сложносочинённые предложения

3

3

6

5.

Сложноподчинённые предложения

13

5

18

6.

Сложные бессоюзные предложения

4

4

8

7.

Сложные предложения с различными видами связи

3

4

7

8.

Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи

4

2

6

9.

Общие сведения о русском языке

3

-

3

10.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

17

4

21

11.

Развитие речи

17

8

25

12.

Итого

68

34

102


Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Обучающиеся должны знать:

  1. изученные разделы науки о языке;

  2. смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

  3. основные единицы языка, их признаки;

  4. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.


Обучающиеся должны уметь:

  1. различать основные группы сложных предложений по союзам и значениям;

  2. различать главные и придаточные части сложноподчиненного предложения, определяя их границы;

  3. определять значение придаточных по совокупности признаков: вопросу, союзу или союзному слову;

  4. видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними;

  5. производить разбор сложных предложений с разными видами связи, определяя границы частей и указывая виды связи между ними;

  6. заменять сложные предложения с разными видами связи более простыми конструкциями и наоборот;

  7. правильно строить и уместно использовать сложные предложения с разными видами в соответствии со сферой, жанром, стилем высказывания;

  8. опознавать различные способы передачи чужой речи;

  9. пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания;

  10. кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей, составлять тезисы и конспекты;

  11. строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

  12. писать сочинение на литературоведческую тему по изученному материалу;

  13. писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

  14. создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.


График контроля за уровнем сформированности предметных навыков


Критерии

Тема

Форма

Сроки

Сформированность орфографических навыков

Сложноподчиненное предложение.



Словарный диктант

октябрь

Сформированность орфографических навыков

Предложения с чужой речью.

Словарный диктант

март

Практическое применение теоретических знаний по русскому языку

Сложноподчиненное предложение.



Комплексный анализ текста

ноябрь

Практическое применение теоретических знаний по русскому языку

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах


Комплексный анализ текста

апрель



Календарно-тематическое планирование

Русский язык
2012-2013 учебный год

9 класс
Планирование составлено на 102 часа (3 часа в неделю)

Программа: «Русский язык» 5 – 9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова

(Сборник программно – методических материалов. Русский язык. 5 – 9 классы. М.: Дрофа,2010)


Учебник: Комплекс В.В. Бабайцевой, Л.Д.Чеснокова

Теория. В.В. Бабайцева. 5-9 кл., М.: Дрофа, 2010

Практика.9 кл. Ю.С.Пичугов, М.: Дрофа, 2010

Русская речь. 5-9 кл. Е.И. Никитина, М.: Дрофа, 2010




№ п/п

№ урока

Тема урока




Тема №1. Введение (1)



1.

Вводный урок. «Язык мой – друг мой»




Тема № 2 Повторение изученного в VIII классе (6 + 2 р/р)





Урок – практикум. Повторение сведений о словосочетании и предложении








Повторение способов подчинительной связи.








Повторение типов сказуемого.








Комплексный анализ текста








Контрольный диктант с грамматическим заданием.

КД 1





Работа над ошибками.








РР 1. Язык и речь. Диалог с текстом. Текст и слово.








РР 2. Способы сжатия текста. Обучающее изложение.




Тема № 3. Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (1)



1.

Основные виды сложных предложений




Тема № 4. Сложносочиненное предложение (6 + 1 р/р)





Союзы и значения сложносочиненных предложений








Знаки препинания в сложносочиненном предложении








Тире и отсутствие запятой в сложносочиненном предложении перед союзом И








РР 3. Текст. Контрольное сочинение по воображению и памяти. Сочинение по картине.

КС 1





Повторим орфографию








Обобщение по теме «Сложносочиненное предложение». Подготовка к контрольной работе








Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение»

КД 2

Тема № 5. Сложноподчиненное предложение (18 + 6 р/р)





Строение сложноподчиненных предложений.








Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях.








Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.








Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.








Знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными.








Совершенствование навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными.








РР 4. Контрольное сжатое изложение.

КИ 1








Виды придаточных предложений. Словарный диктант.








Способы определения видов придаточных предложений.








РР 5. Публицистический стиль речи. Рецензия на книгу.








РР 6. Контрольное сочинение в жанре рецензии.

КС 2





Придаточные подлежащные и сказуемные.








Придаточные определительные. Практическая работа по применению теоретических знаний по русскому языку.








РР 7. Обучение использованию синтаксической синонимики.








Придаточные дополнительные.








РР 8. Научный стиль речи. Аннотация.








Придаточные обстоятельственные.








Виды придаточных обстоятельственных.








Закрепление видов придаточных обстоятельственных.








Повторение видов придаточных предложений.








Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение».








РР 9. Обучение сочинению-рассуждению. Ответ на вопрос проблемного характера








Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчиненное предложение»

КД 3





Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.







Тема № 6. Бессоюзное сложное предложение (8 + 3р/р)





Значение сложных бессоюзных предложений. Запятая и точка с запятой в них.








Тире в сложном бессоюзном предложении








Двоеточие в сложном бессоюзном предложении








РР 10. Языковые средства выражения отношения, эмоциональной оценки. Портретный очерк








РР 11. Контрольное изложение текста, имеющего фрагменты портретной характеристики

КИ 2





Обобщающий урок по теме «Сложное бессоюзное предложение»








Контрольная работа по теме «Сложное бессоюзное предложение»

КР 2





Анализ контрольной работы.








Повторим орфографию. Комплексная работа с текстом.








Повторим пунктуацию. Комплексная работа с текстом.








РР 12.Анализ изложений.




Тема № 7. Сложное предложение с разными видами связи. (7 + 4 р/р)





Сложные предложения с разными видами связи.








Знаки препинания в предложении с разными видами связи.








Урок-практикум: отработка навыков постановки знаков в предложении с разными видами связи.








Совершенствование навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.








Обобщение знаний по теме.








Тест на расстановку знаков в сложном предложении.








Работа над ошибками, допущенными в тесте.








РР 13. Контрольное сжатое изложение.

КИ 3





РР 14. Стили речи. Обобщение и углубление изученного.








РР 15. Контрольное сочинение в научном стиле

КС 3





РР 16. Анализ контрольных сочинений.




Тема № 7 Предложения с чужой речью. (6 + 2 р/р)





Способы передачи чужой речи.








Предложения с прямой речью.








Знаки препинания в предложении с прямой речью, прерываемой словами автора.








Предложения с косвенной речью.








Цитаты и способы цитирования.








Обобщение знаний по теме. Словарный диктант.








РР 17 Обучение приёмам сжатия текста.








РР 18 Обучение сжатому изложению текста проблемного характера.







Тема № 9 Общие сведения о русском языке (3 + 2р.р.)



1.

Роль языка в жизни общества.






2.

Язык как развивающееся явление.






3.

Русский язык в современном мире.






4.

РР 19. Контрольное сжатое изложение.

КИ 4



5.

РР 20. Контрольное сжатое изложение.




Тема № 10 Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (21 + 5 р/р)





Обобщение материала по фонетике.








Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные корня.








Корни с чередованием.








Правописание суффиксов и приставок.








Правописание Ъ и Ь. Практическая работа по применению теоретических знаний по русскому языку.








Морфемика, разбор слова по составу.








Словообразование, словообразовательный разбор.








РР 21. Обучение написанию сочинения – рассуждения.








РР 22. Обучение написанию сочинения-рассуждения.








Лексика. Лексическое значение слова.








Морфология. Самостоятельные части речи и служебные.








Переход одной части речи в другую.








Падежные окончания существительных и прилагательных.








Правописание наречий








РР 23. Контрольное сочинение-рассуждение.

КС 4





РР 24. Анализ контрольных сочинений.








НЕ с разными частями речи








Н и НН в различных частях речи








Ь после шипящих во всех частях речи.








Правописание произвольных предлогов.








Постановка тире в предложении.








Постановка двоеточия в предложении.








Знаки перед союзом И.








Контрольный диктант с грамматическим заданием

КД 4

101



Анализ контрольных работ.




102






РР 25. Анализ творческих контрольных работ. Обучение приёмам самоанализа созданного текста. Подготовка к ЕМЭ.





Список литературы.

Основная литература.



  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д . «Русский язык» 5 – 9 классы. Сборник программно – методических материалов. Русский язык. 5 - 9 классы. М.: Дрофа, 2010.

  2. Бабайцева В.В. Теория. 5- 9 классы. – М.: Дрофа, 2010.

  3. Пичугов Ю.С. Практика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

4. Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература.




  1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М.,1998.

  2. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М.,2000.

  3. Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке. – М.,2004.

  4. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Рудомазина Н.Е. Русский язык. Тренинг по пунктуации. – М.,2003.

  5. Бабайцева В.В., Сальникова О.А.Русский язык. Тренинг по орфографии. – М.,2004.

  6. Валгина Н.С. Современный русский язык. Пунктуация. – М.,1999.

  7. Валгина Н.С. Теория текста.- М.,2003.

  8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.,1994.

  9. Граник Г.Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. – М.,1995.

  10. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников 5-8 классов. – М., 1995.

  11. Земская Е.А. Как делаются слова. – М.,1963.

  12. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.,2002.

  13. Львова С.И. Там, где кончается слово…- М.,1991.

  14. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? – М.,1998.

  15. Панов М.В. Занимательная орфография.- М.,1984.

  16. Постникова И.И. Это непростое простое предложение. – М.,1985.

  17. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.,1988.

  18. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. – М.,1987.

  19. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.,1996.

  20. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения. – М.,1997.

  21. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.

  22. http://window.edu.ru/window

  23. www.school-collection.edu.ru




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница