Программа по обеспечению учебной литературой до 2012 года. Результаты мониторинга по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, углубленного обучения учащихся по предметам



Скачать 266.34 Kb.
Дата01.05.2016
Размер266.34 Kb.



МОУ Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2
«Принято» «Согласовано»

Педагогическим советом Заведующий Багаевским РОО

Протокол №________ _____________Антонец Н.В.

от «___»_августа_2011 г. «____»__________2011 г.




Образовательная

программа

МОУ Багаевской средней общеобразовательной школы №2

2011-2012 уч. год.

Структура образовательной программы



  1. Предназначение программы. Нормативно-правовой базис.

Содержание и технологии образовательной деятельности школы.

  1. Учебный план на 2011-2012 учебный год.

  2. Программно-методическое обеспечение.

  3. Программа по обеспечению учебной литературой до 2012 года.

  4. Результаты мониторинга по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, углубленного обучения учащихся по предметам.

  5. Элективные курсы по организации ППП и ПО и программы профильного обучения учащихся на III ступени обучения.



  1. Предназначение программы. Нормативно-правовой базис.

Содержание и технологии образовательной деятельности школы.

Образовательная программа МОУ Багаевской средней общеобразовательной школы № 2 определяет цели, уровни и направленность содержания образования; его предметное раскрытие и технологическое оснащение; показывает образовательный вклад всех подструктур школьной жизни; регламентирует организацию образовательного процесса; дает полный перечень основных образовательных услуг и условий, предоставляемых школой учащимся.

Образовательная программа как нормативно-управленческий документ является главным механизмом обеспечения целостной школьной системы, ориентиром в определении приоритетных направлений деятельности всех педагогических работников, основанием для выбора школы учащимся и их родителями.
Образовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:


  • Конституцией Российской Федерации;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Национальной доктриной «Образование в РФ»;

  • Государственными образовательными стандартами (минимумом содержания и базисным учебным планом);

  • Типовым положением об общеобразовательной школе;

  • Концепцией предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • Областного закона об образовании;

  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (Приказ Минобрнауки России от 04.02.2010 г. № 271);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373);

  • Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 г

Содержание образовательной программы не может не учитывать изменение в системе школьного образования в связи со становлением вариативного образования, появлением и развитием инновационных педагогических систем и, прежде всего, тех обстоятельств, которые привели к необходимости видоизменения системы образовательных учреждений.

В школе, как и в обществе, сегодня происходят огромные перемены, идет пересмотр целей деятельности школы, реконструируется содержание образования, осваиваются новые педагогические технологии. В то же время школа призвана дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия, которые определила для развития того или иного возраста природа человека и природа в целом. С этой целью и составляется образовательная программа – краткое изложение содержания образования, учитывающая специфику школы в целом и индивидуальные особенности обучаемых и воспитываемых.

Воспринимая ребенка таким, каким он есть, со своими «слабыми» и «сильными» сторонами, но, ориентируясь на его индивидуальность, мы должны создать условия для самореализации личности каждого школьника. В соответствии с этим, основой образовательной программы нашей школы является ориентированная педагогика.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 2, 9) стержневой нитью проходят идеи демократизации и гуманизации педагогических процессов, индивидуально-ориентированного развития личности по разноуровневым вариативным программам.

Социально-экономические и политические перемены выдвинули перед образованием качественно новую общественную задачу: обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни.

Парадигма непрерывного развития человека может быть реализована лишь в системе непрерывного образования, ориентировочная модель которого нуждается в своем отражении в содержании разделов образовательной программы школы.

Образовательная программа БСОШ № 2 построена на основе государственных и региональных образовательных стандартов с учетом выявленных особенностей микрорайона, контингента учащихся, образовательного спроса населения и имеющихся возможностей школы.
1. Принципы образовательной политики.
Работа педколлектива школы строится на принципах гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании (Якиманская И.С., Бондаревская Е.В., Сериков В.В.).

Педагоги школы стремятся к развитию индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребенка, помочь лично познать себя, самореализоваться.

Педагоги стараются сделать школу местом радости для ребенка, миром спокойствия и понимания. Ставка делается на самостоятельность и самодеятельность детей, поиск лучших качеств личности с учетом ее особенностей. Признается право ребенка на свободный выбор и собственную точку зрения.

МОУ Багаевская СОШ №2 призвана давать универсальное образование, которое должно быть ориентированным на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с 1-го по 11-й класс. Для учащихся создаются условия, обеспечивающие каждому ребёнку оптимальные условия для развития индивидуальных способностей и самореализации, вне зависимости его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.

Основными принципами являются:


  • гуманистический характер обучения;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития учащихся;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • демократический характер управления образованием.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умения учиться». Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счёт введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (окружающий мир, художественный труд).

В соответствии с приказом Багаевского РОО от 17.06. 2010 года № 448 о/д МОУ Багаевской СОШ №2 присвоен статус областной инновационной площадки по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе.
2. Общие сведения о школе.
Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2 была основана в 1914 году, как школа крестьянской молодежи. Она расположена в центре станицы. Непосредственное соседство с Центром дополнительного образования, Домом культуры, Центральной районной библиотекой, ДЮСШ, ДШИ обогащает образовательные возможности школы. Школа реализует общеобразовательные программы начального, основного, среднего (полного) общего образования и предшкольную подготовку учащихся.

В соответствии с письмом Минобразования России от 22.07.97 г.

№ 990/14-15 « О подготовке детей к школе» и в соответствии с «Положением о группе кратковременного пребывания детей на базе МОУ Багаевской СОШ №2» в школе организована группа кратковременного пребывания детей 5-6-летнего возраста для подготовки в первый класс, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Набор в группы кратковременного пребывания свободный. Группа функционирует 5 раз в неделю по 3,5 часа. Основными задачами группы кратковременного пребывания являются:


  • всестороннее полноценное развитие детей: физическое, социальное, познавательное, эстетическое, а также развитие речи и речевого общения, формирование на этой основе личностных качеств, обеспечивающих относительно безболезненный переход к школьному обучению;

  • охрана жизни и здоровья детей, обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка;

  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для разнообразной деятельности детей;

  • приобщение родителей к воспитанию и развитию детей, оказание им консультативно- методической помощи.

Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания

детей включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие личностно-ориентированное развитие ребёнка для достижения поставленной цели, решения поставленных задач и обеспечения рациональной организации всех видов деятельности.

Основными направлениями в содержании работы группы кратковременного пребывания детей являются:


  • развитие различных видов детской деятельности: игровой, предметной, театрализованной, а также различных продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музицирование);

  • освоение детьми системы знаний из различных областей, представленных объектами и явлениями во взаимосвязи;

  • развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития).

На базе школы функционирует Багаевский УКП - учебно-консультационный пункт, который, в соответствии с законом РФ « Об образовании» (ст.2, 5, 10) предоставляет гражданам РФ любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование. Общеобразовательные программы в Багаевском УКП осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной. В соответствии с «Положением о Багаевском УКП» осуществляется образовательный процесс в соотношении с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:

  • II ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения- 4 года);

  • III ступень-среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения-3 года).

Содержание образования определяется общеобразовательными программами, учитывающими возрастные особенности обучающихся, их жизненный и производственный опыт, направленность интересов и планов, связанных с дальнейшим получением профессионального образования. УКП самостоятельно в выборе форм, средств и методов обучения, режима работы в пределах, определяемых законом РФ «ОБ образовании» и уставом МОУ Багаевской СОШ №2.
Состав учащихся.

Школа имеет 30 классов-комплектов, в которых обучается 624 учащихся. Из них: I ступень-263 ученика, II ступень- 277 учеников,

III ступень - 84 ученика. Средняя наполняемость классов 21 человек.

Учащиеся «группы риска» - 9:



  • в том числе на учёте в ПДН - 1;

  • в том числе на учёте в КДН и ЗП - 0;

  • в том числе на внутришкольном учёте - 9.

Учащихся инвалидов - 11.

Учащихся, обучающихся на дому - 5.

Семей социального риска - 16:


  • в них учащихся - 21.

Неполных семей - 97:

  • в них учащихся - 136.

Малообеспеченных семей - 135:

  • в них учащихся- 270.

Многодетных семей - 23:

  • в них учащихся - 70.

Опекаемых семей - 5:

  • в них учащихся - 6.

Семей переселенцев и беженцев-0.
В школе созданы условия для доступности качественного образования, обеспечивающие возможность успешного обучения и развития учащихся разных категорий, в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями. За последние пять лет не было случаев отчисления учащихся до получения основного общего образования.
Кадровый потенциал школы.

Педагогический коллектив – 50 человек - стабильный, профессионально зрелый. В его составе: учителей высшей категории – 11 человек, первой категории – 37 человека, второй – 2 человек; имеют почетные звания и правительственные награды – 11 человек. Образовательный уровень педагогических работников: с высшим образованием - 47, со средним специальным образованием- 3.

В школе работает Методический совет и следующие объединения учителей-предметников:


  • учителей начальных классов;

  • учителей русского языка и литературы;

  • учителей математики;

  • учителей естественнонаучного цикла (химии, физики, биологии);

  • учителей иностранного языка;

  • учителей творческого цикла (ИЗО, музыки, технологии);

  • учителей физической культуры;

  • учителей истории и географии.


Материально- техническое оснащение школы.

Материальное оснащение школы позволяет в целом решать уставные задачи. В школе функционирует 29 учебных кабинетов, 4 из которых получены в рамках национального проекта «Образование» - кабинеты физики, химии, биологии и ОБЖ; 2 компьютерных класса. В 2007-2008 учебном году школа стала победителем в конкурсе «Лучших школ России» в рамках ПНПО и выиграла миллион, на который было приобретено:



  • интерактивных комплексов- 6;

  • мультимедийная установка- 4;

  • лингафонный кабинет- 1;

  • швейные машинки- 4;

  • спортивные тренажёры- 3;

  • оборудование для дошкольного образования.

Из средств, выделенных из местного бюджета в 2008 году, было приобретено:

  • компьютеры- 8;

  • цифровой фотоаппарат- 1;

  • видеокамера- 1;

  • телевизор- 1.

В 2009-2010 учебном году было приобретено:

  • компьютеры-12;

  • телевизор-2;

  • мультимедийная установка-2;

  • принтеры-4.


Характеристика педагогической системы.

Обучение детей в начальной школе ведётся по следующим УМК: «Гармония», «Школа 2100», Л.В. Занкова. По результатам психологического тестирования и анкетирования у большинства учащихся начальной школы сформировано положительное отношение к учению, достаточно высокий уровень произвольного поведения (умение включаться в задание, способность ориентироваться в пространстве). Но есть дети из социально запущенных семей. У детей из этих семей не сформирована положительная мотивация к школьной деятельности.

Основная школа: 5-9 класс. Обучение школьников по всем предметам ведётся по общеобразовательным программам, рекомендованными Минобрнауки РФ. В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 в рамках предпрофильной подготовки ведётся преподавание элективных курсов в 9-х классах: 9 «А» класс - по русскому языку, английскому языку, математике, психологии, биологии, 9 «Б» класс – по математике, информатике, химии, биологии, психологии.

Среднее (полное) образование: 10-11 класс. Старшая школа работает по общеобразовательным программам на базовом уровне, а также реализуется программа углубленного изучения русского языка (10 «А» кл.). Учителя-предметники используют учебно-методические комплекты, помогающие выпускникам готовиться к ЕГЭ.

Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является постоянное обновление содержания базисного образования, усиление личностной направленности образования в рамках предпрофильной подготовки (9 кл.) и профильного обучения (11 кл.); разнообразная практика внедрения передовых педагогических технологий. В школе, традиционно, большое внимание уделяется качеству обучения, которое достигается за счет применения передовых педагогических технологий (проблемное обучение, проектные методы, игровые технологии, групповые технологии, ИКТ-технологии), использования интерактивных методов обучения, за счет профилизации классов на третьей ступени обучения, создания классов с углубленным изучением отдельных предметов. 10 « А» класс – класс с углубленным изучением русского языка.

Большое внимание в школе уделяется гражданскому становлению личности, активизации ученического самоуправления. Вместе с тем развивается система дополнительного образования через кружковую работу, программу «Одаренные дети». В школе работает 17 кружков различной направленности (школьные кружки и кружки от ЦДО): предметной, художественной, творческой, спортивной и др.

Образовательные цели школы определяются федеральным инвариантом, федеральным вариативом, выбором ОУ и выбором учащихся.

Выбор учащихся предполагает удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника через предоставление ему возможности на основе личностных склонностей, интересов выбора уровня, формы, направленности образования, учебных курсов и т.д.

Образовательный облик школы, ее неповторимость определяются школьным компонентом, выбор которого основан на выявленных тенденциях социально-экономического развития района, особенностях контингента учащихся, имеющихся реальных возможностях школы: кадровых, информационных, материально-технических.

Социально-экономические и политические перемены в нашей стране, особенности рынка труда требуют от каждого человека постоянного развития, совершенствования и творческого обновления. Быстрая социальная динамика развитие современного общества требует смены образовательной парадигмы от знаниевой к личностной. В этом выражается суть обновления содержания образования, т.е. превращение знаний из цели в средство, с помощью которого, педагоги должны научить учеников формам и способам познавательной практической деятельности. Последняя выражается в принятии нестандартных решений проблемных задач, высказывание собственной точки зрения, в умении применять полученные знания в повседневной жизни.

Сегодня образование является ведущим фактором, определяющим ту или иную жизненную и профессиональную траекторию, стратегию развития человека еще в школьные годы, формирующую у школьников уверенность в собственных силах, опыт решения разнообразных проблем. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания по интересующей проблеме и уметь их применять.

Поэтому, развитие творческого мышления личности ученика, накопление определенного опыта творческой деятельности учениками являются ведущими целями образовательного процесса Багаевской

СОШ № 2.

Вхождение России в постиндустриальное общество, возрождение национальных духовных ценностей, начавшийся переход всех развитых стран от технократической к антропогенной цивилизации переносят социальное внимание с человека как специалиста, на личность как носителя культурно-исторических ценностей. Поэтому наша школа, имеющая статус «Казачья», работает над проблемой возрождения традиций Донского казачества, воспитания любви к родному краю, к его истории, людям Дона, его культурным ценностям и обычаям.

Мы смотрим на нашего будущего выпускника, прежде всего, как на целостную личность с его духовностью и универсальностью, творческим началом. Это человек гуманистического взгляда на мир. В нем, несомненно, должны быть соединены интеллект с чувством, знание с верой, умение логически мыслить со способностью понимать прекрасное.

Вместе с тем его интеллектуальное, духовное богатство должно органически сочетаться с высоким уровнем нравственного развития, а внутренняя свобода давать право поступать и говорить так, как он считает нужным, неся при этом нравственную ответственность.

В связи с этим педагоги нашей школы ставят перед собой следующие задачи:


  • создание условий для саморазвития и самообразования каждого ученика, развитие его творческих способностей;

  • воспитание активной жизненной позиции, чувства долга;

  • формирование гуманистического мировоззрения, высокой нравственной, эстетической и физической культуры.

Как показывает практика, острой проблемой нормального вхождения выпускников школы в личную, общественную, профессиональную жизнедеятельность является состояние их физического и психического здоровья. Поэтому немаловажным направлением работы школы является сохранение здоровья обучающихся. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Анализ состояния здоровья обучающихся не выявил резко негативных тенденций, однако ухудшение социальной и экологической обстановки в последние годы, интенсификация учебного процесса может привести к увеличению больных детей дошкольного и школьного возраста, снижению учебной активности детей и подростков.

Есть основания думать, что причиной заболеваний может являться низкий уровень материального достатка семей (более 50% детей растут в малообеспеченных семьях). Такое положение не позволяет родителям обеспечить своим детям полноценное питание. Умственные нагрузки, психическое перенапряжение в условиях недостаточной двигательной активности приводит к снижению общей резистентности организма, срыву механизма адаптации к возникновению разнообразной патологии у детей.

Необходимость профилактики негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения обусловили в школе:


  1. Разработку и реализацию комплекса мер по охране и укреплению здоровья школьников (проведение физкультминуток, уроков здоровья, дней здоровья; деятельность спортивных секций, организация горячего питания);

  2. Создание новых форм организации физического воспитания школьников на основе современных информационных технологий и превращение уроков физической культуры в предмет гуманитарного и естественнонаучного цикла благодаря формированию устойчивого интереса к самопознанию через познание собственных физических возможностей.

  3. Формирование у детей научного понимания сущности здорового образа жизни и воспитание сознательной потребности в здоровье.

  4. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, которые

    • создают благоприятную образовательную среду, способствующую сохранению и укреплению здоровья детей;

    • снижают уровень заболеваемости среди учащихся;

    • обеспечивают занятость подростков во внеурочное время, удовлетворяют их потребности в самовыражении;

    • снижают количество учащихся, занимающихся табакокурение и распитием алкогольных напитков, в целом снижают количество правонарушений среди учащихся школы.

Всё это диктует важность включения блока «Здоровье» в цели образовательной деятельности БСОШ № 2.

Вычлененные проблемы и предпосылки их разрешения определили состав конкретных образовательных целей Багаевской СОШ № 2.

Федерально-региональный компонент целей: формирование общей культуры личности, нормальное общее развитие, достижение государственных и региональных образовательных стандартов, гражданское воспитание.

Школьный компонент целей:


  1. развитие творческих и организаторских способностей личности;

  2. усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, в частности иностранного языка, информатики, права, обществознания;

  3. воспитание ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации;

  4. воспитание гражданственности и патриотизма;

  5. формирование у детей научного понимания сущности здорового образа жизни.

Личностный компонент целей: удовлетворение и развитие личностных потребностей в познании, творчестве, самосовершенствовании.
Интегративная образовательная цель Багаевской СОШ № 2: «Становление здоровой, образованной, гуманной и творческой личности гражданина России. Создание необходимых условий для наиболее полной самореализации личности учащегося в едином образовательном пространстве; для повышения качества образования с целью формирования у обучающихся современных ключевых компетенций. Приобщение личности ребёнка к миру духовных ценностей и созидательному труду».
Сформированные цели определяют содержание и технологии образовательной деятельности школы, которые реализуются последовательно и преемственно на трех ступенях.
Первая ступень. Детство.
На первой ступени обучения первоклассник входит в школьную жизнь, начинается становление личности ребенка и раскрытие его способностей при опоре на игровую деятельность. Педагогический коллектив начальной школы призван сформировать у детей желание и умение учиться, гуманизировать отношения между учащимися, между учителями и учащимися, помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества, мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение, прочной базисной общеобразовательной подготовки школьников и введения специальных программ путем включения в школьный компонент таких учебных предметов как информатика, английский язык, риторика.

Формирование нравственных основ поведения, навыков культурного общения со сверстниками и взрослыми происходит через внеклассные мероприятия, через знания праздников страны школы, семьи, класса.

В начальной школе закладывается формирование научных, нравственных, эстетических, этических, экологических и других понятий; начинается нравственное, духовное и физическое становление личности ребенка.
Вторая ступень. Отрочество.
На второй ступени обучения ведущим видом деятельности и способом самоутверждения личности подростка выступает развитие общения со сверстниками. Основное внимание уделяется развитию способностей к диалогичному мышлению, анализированию актуальной информации, объяснению причинно-следственных связей, систематизации и обобщению фактов. Развитие продуктивного мышления и продуктивной деятельности, включение учащихся в реальную творческую практику через использование современных образовательных технологий: технологию развивающих игр Б.П.Никитина; групповые технологии по В.К.Дьяченко; технологию проектной деятельности, информационные технологии и др. Они способствуют развитию интересов, способностей и склонностей учащихся, развитию трудолюбия.

На этой ступени обучения учащиеся овладевают основами наук и искусства, культуры. Формируются гуманистические идеалы, ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления, гражданская позиция. Действует школьное самоуправление. Педагогический коллектив стремится создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности.


Третья ступень. Юность.
На третьей ступени обучения приоритетным направлением выступает развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ученика. Происходит философско-мировоззренческое становление личности, формирование самостоятельного персонифицированного мышления и умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении.

Образование на третьей ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом средней школы следующих задач:



  • завершить начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников,

  • полное раскрытие и развитие их способностей,

  • формирование психологической и интеллектуальной готовности их к профессиональному и личностному самоопределению.

Целостность школьной образовательной системы обеспечивается сквозными приоритетными содержательными линиями, пронизывающими все ступени. Детализация образовательных целей позволяет выделить следующие линии:

  • образовательные стандарты;

  • экономическое, правовое образование; углубленное изучение русского языка;

  • развитие творческой деятельности; развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности;

  • нравственное, морально-эстетическое, гражданско-патриотическое образование;

  • валеология, здоровый образ жизни.

Выделенные линии реализуются в целостной содержательной среде школы, созданной путем интеграции учебной, воспитательной, досуговой деятельности учащихся. Эта среда включает: предметный урок, внеурочную деятельность по предметам, дополнительное образование, воспитательную работу, весь жизнеуклад школы, ее традиции. Поэтому раскрытие содержательных линий не ограничивается перечислением учебных предметов, описанием учебного плана, а включает в себя и структурные единицы дополнительного образования, воспитательной работы, всю школьную ценностную атмосферу.

Каждая содержательная линия подкрепляется системным набором воспитательно-образовательных средств, технологий.
Линия «Образовательные стандарты» реализуется, прежде всего, через учебный план, разработанный на основе БУПа-2004 (Приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004 года № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 года № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, реализующих программы общего образования»). Федеральный компонент реализуется в основном через инвариантную часть Базисного учебного плана. Однако, высокий уровень обязательного минимума содержания, увеличенный объем государственных программ диктуют требование усиления базового ядра учебных предметов за счет федерального вариатива.

Вводятся дополнительные часы для обеспечения учащимися предметов русского языка, литературы, математики, географии, физики, химии, информатики.

В школе действует система индивидуально-групповых консультаций, проводимых преимущественно для учащихся, испытывающих затруднения в усвоении более сложных учебных предметов: русского языка, математики, физики, химии, иностранного языка, истории.

Качественному усвоению минимума содержания способствуют внеурочные формы работы по учебным предметам, предметные недели, олимпиады, конференции. На это же направлено содержание значительной части дополнительного образования: кружки предметной направленности «Юный физик», «Занимательная математика», «Практическая риторика», «Готовимся к ЕГЭ» (по истории, математике, русскому языку, обществознанию), «Юный корреспондент», «Юный географ».

В школе создана атмосфера престижности знаний, успешной учебы. В качестве стимулирующих механизмов используются конкурсы, викторины, рейтинги успешности ученика, благодарственные письма родителям хорошо успевающих учащихся и др. Доска почета «Ими гордится школа» содержит информацию о детях, имеющих отличные успехи в учебе, творчестве, спорте.
Линия «Социально-гуманитарное образование» основана на содержании литературы, иностранного языка, обществознания.

Целостность социально-гуманитарного образования обеспечивается развитой системой межпредметных связей филологической, экономической, правовой направленности, охватывающей все учебные предметы и распространяющейся на всю жизнедеятельность школы.

Эта линия продолжается в системе дополнительного образования через кружки «Юный корреспондент», «Историк» (подготовка к ЕГЭ), «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».
Линия «Развитие творческой созидающей деятельности» реализуется, прежде всего, через использование развивающих технологий обучения. Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Учителя школы разрабатывают систему дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения. Подбирается учебный материал, который может быть субъективно значимым для ученика и его усвоения; организуется учебная деятельность на основе уровня развития ученика; разрабатываются методы и приемы систематического стимулирования ученика к самоценной образовательной деятельности, которая переходила бы в самообразование, саморазвитие.

Технологии развивающего обучения позволяют выявить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка; максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный опыт ребенка; помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

В учебном плане эта линия представлена образовательными областями «Филология», «История», «Технология», «Естествознание». Дидактической особенностью, которых является акцент на метод проектов, творческих игр, презентаций, экспрес-дебатов, научных исследований; включение учащихся в решение проблемных ситуаций и задач, в создание творческих работ.

Деятельностные образовательные технологии (технология проблемного обучения, игровые технологии, технология уровневой дифференциации) широко применяются как в обучении, так и в воспитании при организации и деятельности системы школьного самоуправления, коллективных творческих дел.

Роль ведущего элемента образовательной линии «Организация творческой созидательной деятельности» играет профильное обучение. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная подготовка есть институциональная форма реализации этой цели. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Основная идея профилизации, обновление старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Линия «Валеология».

Ценностные аспекты здоровья человека и экологии включены в содержание всех учебных предметов, (особенно физкультуры, биологии, ОБЖ), бесед классных руководителей и врачей, конкурсов, проводимых в рамках общешкольных Дней Здоровья и т.д.

Дополнительное образование по этой линии осуществляется через деятельность спортивных секций и кружков – футбол, волейбол, баскетбол, теннис.

Стимулирование стремления к здоровому образу жизни включает в себя награждения отличившихся учащихся благодарностями Администрации школы, грамотами и дипломами, занесение их на школьную Доску Почета.


Представленные содержательные линии являются общими для всех учащихся школы т.к. отражают общешкольный компонент содержания образования. Личностный компонент, накладываясь на школьный, вносит свои коррективы, связанные с повышением уровня овладения отдельными учебными предметами, блоками образовательных областей.

3. Организация жизнедеятельности школы.

Учебный год в школе начинается 1 сентября, продолжается 35 недель, разделен на четыре четверти с каникулами между ними. Продолжительность учебного года составляет:



  • 1-е классы – 33 недели;

  • 2-4, 9-11-е классы – 34 недели;

  • 5-8, 10-е классы - не менее 34 недель.

Во время каникул с учащимися проводятся различные гражданско-патриотические, художественно-эстетические и физкультурно-оздоровительные мероприятия; экскурсии. В летнее время при школе действует летний оздоровительный лагерь «Утро».

Занятия ведутся в 1-4 классах по пятидневной неделе в две смены, в 5-11 классах по шестидневной неделе в две смены. Во второй смене обучаются 3-4 классы, 8-е классы. Средняя наполняемость классов 21 человек.

По субботам в школе проводятся:


  • спортивные и оздоровительные мероприятия: спортивные соревнования, эстафеты, занятия спортивных секций, Дней здоровья, туристических походов, экскурсий и др.;

  • классные и внутришкольные мероприятия, клубы «Выходного дня», предметные кружки и др.;

  • индивидуальные занятия с учащимися.

Дополнительное образование организовано на основе принципов доступности, вариативности и преемственности с основным образованием и ориентировано на работу с различными социальными контингентами детей. В систему дополнительного образования входят следующие кружки и секции: «Занимательная математика», «Готовимся к ЕГЭ» (по истории, русскому языку, математике, обществознанию); спортивные секции – футбол, волейбол, баскетбол, теннис; «Юный корреспондент», «Бисероплетение», «Хореография», «Риторика», «Казачье рукоделие», «Юный географ».

Управление качеством образования осуществляется на диагностической основе, на основе мониторинга. Мониторинг включает в себя:



  • психолого-педагогическую диагностику в начале каждого учебного года – срезы остаточных знаний, «стартовые» контрольные;

  • текущий оперативный контроль, система внутришкольной аттестации – пятибалльная; контроль проводится в форме контрольных и самостоятельных работ, устного опроса, проверки домашних заданий, взаимопроверки учащихся в группе;

  • итоговый контроль (тематический зачет, аттестация по итогам года, централизованное тестирование и др.).

При этом наряду с зачетной, рейтинговой системой используется преимущественно пятибалльная система оценивания.

Полнота параметров мониторинга обеспечивается другими формами контроля и исследования педагогической и учебной деятельности: составлением социально-педагогического паспорта класса и школы, введением индивидуальных дневников на учащихся группы риска, наблюдениями классного руководителя, школьного психолога, врача, программами изучения отдельных проблем в связи с подготовкой вопроса на заседании педагогического совета, методобъединения и т.д.

На основе данных мониторинга принимаются коррекционные меры: проводится диагностика причин низких результатов обученности и намечаются мероприятия по устранению этих причин; изучается состояние преподавания предметов; проводятся индивидуальные занятия с учащимися и др.




  1. Приоритетные направления и перспективы развития школы

В соответствии с Проектом перспективного развития школы, интегративной образовательной целью Багаевской СОШ №2, запросами родительской общественности и интересами ученика педагогический коллектив МОУ Багаевской СОШ №2 в 2011-2012 учебном году будет развивать свою деятельность по следующим направлениям:



  • внедрение и совершенствование развития ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  • обновление структуры и содержания образования (внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования);

  • информирование родительской общественности о Едином государственном экзамене и государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов с участием ТЭК;

  • совершенствование системы мониторинга, обеспечивающей содержательный анализ и оценку деятельности педагогического коллектива школы;

  • повышение профессионального уровня педагогических кадров;

  • реализация мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

  • деятельность педагогов школы по духовно-нравственному развитию и здоровьесбережению обучающихся.

В 2011-2012 учебном году школа планирует: продолжать работу по предпрофильной подготовке учащихся, углубленному изучению русского языка, возобновить деятельность ученической производственной бригады, применять новые формы обучения с использованием интерактивного оборудования.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница