Программа по курсу «Сектоведение»



Скачать 107.35 Kb.
Дата28.10.2016
Размер107.35 Kb.
Программа по курсу «Сектоведение»

для очного отделения ЕПДС.

(136 часов).
Основные блоки программы:


  1. Введение в сектоведение __________ часов.

  2. Секты Древней Церкви __________ часов.

  3. Средневековое сектантство __________ часов.

  4. Современные секты __________ часов.


Пояснительная записка.
В последнее время наша страна ощутила на себе могучий натиск зарубежных проповедников. Подкрепляемые финансовой помощью из-за рубежа, сектантские миссионеры ведут успешную компанию по вербовке в свои ряды духовно дезориентированных в вере россиян. В первые годы сектантской агрессии Православная Церковь, ещё не опомнившаяся от коммунистических гонений, ничего не могла противопоставить активной прозелитической деятельности зарубежных проповедников. Но постепенно, осознание грозной опасности, нависшей над Православной Россией, помогло православным сплотиться и вспомнить святоотеческий опыт борьбы с еретиками, накопленный за многие столетия христианской истории. Православные миссионеры также не обошли вниманием и опыт инославных христианских конфессий по противодействию новым деструктивным религиозным движениям.

Поэтому современное сектоведение-дисциплина прикладная и практическая. Оно существует на стыке таких богословских дисциплин как обличительное богословие, сравнительное богословие и история Церкви, с такими светскими дисциплинами, как социология религии и религиоведение, психология, психиатрия, текстуальная критика и многое другое, в том числе даже и криминалистика. В настоящее время среди специалистов - сектологов нет единого мнения по поводу подхода к изучению данной дисциплины. До сих пор ведутся споры о терминологии современного сектоведения. Многие исследователи, такие как А.Баркер, М. Штерии, прот. Федоров, Б. Фаликов и др. считают, что мы должны отказаться от употребления даже такого термина как «секта», заменив его более лояльным - «церковь», или «вероисповедание». Преподаватель МДА и С Романь Конь считает, что вместо «западного термина» - «секта» нам следует употреблять более традиционный термин – «ересь». Такие же нарицания у вышеназванных авторов и многих их сторонников вызывают такие термины как «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Нам эти мнения видятся необоснованными, т.к. термин «тоталитарная секта» давно уже был воспринят Церковной Полнотой и, в частности, прозвучал в определениях Архиерейских Соборов 1994 и 1997 годов. Например, в последнем говориться: «Признавая и уважая право каждого человека на свободу совести и вероисповедания, Собор отмечает, именно этой свободы лишают своих последователей лидеры тоталитарных сект, весьма болезненно реагирующие на любую критическую информацию в свой адрес». Таким образом, Архиерейский Собор, употребив этот термин, включил его в апологетический богословский инструментарий.[ 6,с.11]. Учитывая все эти споры, доставитель программы по курсу « Сектоведение » в ЕПДС посвятил проблеме антисектантской терминологии несколько пунктов программы и попытался в них провести границы между религиозными терминами:

«секта» и «ересь», «секта» и «вероисповедание» и т.д.

Не менее ожесточенные споры ведутся и по поводу методологии современного сектоведения. Совершенно не приемлемым с нашей точки зрения является метод так называемого «методологического синостицизма», разработанный профессором Лондонской высшей экономической школы Айлин Баркер и воспринятый многими её последователями, в числе которых есть и священнники РПЦ. Приверженцы этой теории считают, что наилучший метод сектоведения – социологический. Сама Баркер называет этот подход «без – ценностным социальным научным исследованием». [Barker. A. «The Scientific of Religion…»P.301].

Любая нравственная оценка или любое богословское сравнение одной системы с другой, - утверждает она, - лишает исследователей объективности. Но к этой точке зрения нельзя относится серьезно, ибо в данном случае претендующие на беспристрастность исследователи новых религиозных движений сами впадают в слишком эмоциональные оценки, позиции своих оппонентов, занимаясь при этом рекламой новоявленных проповедников ересей.

С точки зрения преподавателя сектоведения наилучшим нам видится метод предложенный профессором ПСТБИ А.Л. Дворкиным. В подходах к изучению данной дисциплины нам следует : во-первых, изучать многовековой святоотеческий опыт борьбы Церкви с еретическими учениями; во-вторых, учитывать и то новое, что отличает современные тоталитарные секты от их предшественников, с учениями которых полемизировали св.Отцы. «Этим новым является структура и организация тоталитарных сект, их методы пропаганды и вербовки, а также способы контролирования ими сознания адептов. Новым является невиданный ранее синкретизм и эклектизм их доктрин, сочетающих самые разнородные и несоединимые элементы, что вызвано глобализацией, распространением религиозных идей, их опошлением и профанацией в современной, высокотехнологичной постмодернистской цивилизацией. Новым является приспособленность тоталитарных сект к массовой культуре и агрессивное их распространение через профессионально отточенные методы маркетинга и рекламы, мастерское использование ими слабостей демократических систем современных государств».[ А.Л Дворкин.6, С.7].

Не учитывать все эти факторы на наш взгляд было бы ошибкой.

Не менее трудный вопрос стоит и в связи с классификацией новых сектантских образований. По этому поводу в современном « сектоведения» так же ведутся дебаты. Этому вопросу мы также уделяем в своей программе особое внимание.

«Наверное, сектоведению, - пишет А.Л.Дворкин, - никогда не суждено стать устоявшейся академической дисциплиной: слишком быстротечен и переменчив предмет его исследования. И поэтому оно постоянно будет находится в процессе становления: секты изменяются чрезвычайно быстро. Одни исчезают, другие появляются, причем за несколько лет они могут мимикрировать и измениться до неузнаваемости, а сектоведение всегда будет поспевать за ними, и, соответственно, всегда будет устаревшей».[6, C 12.].

В связи с этим стандартные курсы сектоведения, которые ещё несколько лет назад преподавались в наших духовных учебных заведениях, базнадёжно устарели и на смену им должны прийти новые разработки в этой области.



Цели изучения « Сектоведения » - апологетические.


Пояснения к программе.

  1. Введение. Сектоведение как предмет. Определение терминологии современного сектоведения. Приемлемость применения таких терминов как « секта », « тоталитарная секта ». Различные определения понятия «секта». Основные признаки тоталитарных культов, методы их воздействия на людей. Попытка классификации ныне существующих сект. Различные подходы к методологии современного сектоведения. Наилучший метод изучения данной дисциплины. Методы противосектантской деятельности. Основной метод – информирования людей об опасности тоталитарных сект. Объекты противосектантской деятельности.

  2. Секты Древней Церкви. Причины возникновения сектантства : психологический, социальный, политический. Основная причина – духовная. Разбор сектантских учений Древней Церкви с привлечением исторической, богословской(догматической) и др. литературы.

  3. Средневековое сектантство. Небольшой экскурс в историю реформации. Причины возникновения протестантского сектантства. Разбор учений средневековых сект.

  4. Современные секты (Новые Религиозные Движения). Причины роста количества сект в Новейшее время. Секты деструктивного характера. Разбор учений современных сект, по их вероучительным источникам. Причина быстрого распространения сект в России. Классификация современных сект, их основные признаки. Информация о распространении сект на территории нашей епархии.

Дополнительно как учебный материал предполагается использование видеофильмов о сектах.

Программа по «Сектоведению».

1 семестр.


  1. Сектоведение как предмет. Различение терминов «инославные», «еретики» и «сектанты». Цели и задачи изучения предмета «Сектоведения». - 2часа.

[1,2,3,4].

  1. Терминология предмета «Сектоведение». Появление термина «секта», различные употребления этого термина. Различие между понятиями «секта» и «вероисповедание», «секта» и «ересь».[1,2,3,4,] - 2 часа.

  2. Психологическое, социологическое и догматическое определение понятия «секта». Их достоинства и недостатки. Понятие «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Основные признаки тоталитарных культов. [1,2,3,4,7]. - 2ч.

  3. Типологизация новых религиозных движений.[1,5]. - 2 часа.

  4. Методология современного сектоведения.[6]. - 2 часа.

  5. Методы противосектантской деятельности.

Информирование людей о сектантской опасности. [1,5]. - 2 часа.

    1. Причины возникновения сектанства: психологические, социальные, политические. Св. Ириней Лионский, св. Иустин Мученик, блж. Феодорит, борцы с раннехристианскими ересями.[11,12] - 2 часа.

    2. Секты Древней Церкви. Язычествующие секты 1-3 вв. Гностицизм. Манихейство. Монтанитзм. Ригористические секты: новациане, мелетиане, донатисты. Секты догматического характера. Секты, возникшие среди монашества: мессалиане или евхиты. [9,10,11,12] - 8 часов.

    3. Средневековые секты. Восточные секты: павликане(с 7-12 вв.), богомилы (с 11-15 вв.). Арсениты (с 13-14 вв.), варлаамиты.

Западные секты: катары, альбигойцы, ивальденцы (13 в.) и др. секты: люцифериане, иохамиты; [9,10] - 8 часов.

    1. Возникновение протестантского сектантства. Причины, условия, исторические этапы. Анабаптизм.[9,10,13,14,15,17] - 4 часа.

    2. Меннониты, квакеры.[10,14,15]. - 2 часа.

    3. Методизм, «Армия спасения».[10,14,15]. - 2 часа.

    4. Баптизм.[14,34,35,36] - 4 часа.

    5. Адвентизм.[14,37]. - 4 часа.

    6. Сектантство в России. Обзор 17 – 19вв.[9]. - 4 часа.

    7. « Общество сторожевой башни ». – «Свидетели Иеговы».

[1,2,4,10,16,18,19,38,39,40] - 6 часов.

    1. « Церковь Иисуса Христа святых последних дней», мормоны.[1,2,4,10,16,18,19,25,26] - 4 часа.

    2. Сайентология.[1,4,16,18,19,22,23,24] - 4 часа.

    3. « Движение объединения «Сан Мен Муна».[1,2,4,16,18,19,20,30,31,32,33] – 2 часа.

_______

Всего 68 часов.




2-й семестр.
20. Пятидесятники. [ 21 ] - 2 ч.

21. Современное неохаризматическое движение ( неопятидесятники): “ Движение веры”, ”Теология процветания”, ”Слово жизни”. Екатеринбургская секта “Новая жизнь”. [ 1, 41, 42 ] - 8 ч.

22. ''Общество сознания Кришны’’. [1, 4, 16, 18, 19, 20, 27, 28, 29]. – 4 ч.

23. ‘’ Трансцендентальная медитация’’. [ 1, 2 ]. – 2 ч.

24. “ Семья ” (“ Дети Бога”). [1, 2]. – 2 ч.

25. “ Всемирная церковь Бога”, ”Поместная церковь Цитнесса Ли”.[ 1, 2, 43]. – 4 ч.

26. “ Церковь Христа” ( Бостонское движение).[ 1, 2]. – 4 ч.

27. “ Богородичный центр”. ” Белое братство”. – 6 ч.

28. Секты Виссариона (“Община единой веры”, “ Церковь последнего завета”).- 4 ч.

29. Порфирий Иванов и “ ивановцы ”. – 4 ч.

30. Филосовско- религиозные синкретические учения. Оккультизм, теософия, антропософия. – 6 ч.

31. Движение “ Нью Эйдж” ( “ Новая Эра ” ). Российские нью- эйджеровские секты: “ Анастасия”, ” Гейки ”. – 6 ч.

32. Сатанисты. Причины популярности сатанизма в последнее время. – 4 ч.

33. Опыт Церкви в борьбе с сектантством. – 2 ч.

34. Иудаистические секты. – 2 ч.

35 .Секты ислама. – 2 ч.

36. Неоиндуисткие секты. – 4 ч.

______________

Всего 68 часов.

Темы сочинений.


  1. Анализ структуры одной из предложенных тоталитарных сект.

  2. Методы антисектантской борьбы.

  3. Секты и “Свобода совести”.

  4. Причины широкого распространения сектантства в России.

  5. Реабилитация жертв нетрадиционных культов.

[ Объем работ: 4-5 листов машинописного текста].


Литература.

Основные пособия.


  1. Дворкин А.В. Сектоведение (тоталитарные секты) Нижний Новгород, 2000.

  2. Новые религиозные секты России деструктивного и оккультного характера. ( Справочник), Белгород, 1997г.

  3. Огицкий Д.П. ; свящ. Максим Козлов. Православие и Западное Христианство. МДА. М.,1999г.

  4. Сборник статей : тоталитарные секты. Свобода от совести. М., 1997г. Статья свящ. Максима Козлова.

  5. Миссионерское обозрение №1/1997г. Доклад Дворкина А.Л. «Типология сектантства и методы антисектантской деятельности РПЦ».

  6. Дворкин А. Л. Методология современного сектоведения. М.,1997г.

  7. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999г.

  8. Словарь. Религии народов современной России. М., 1999г.

  9. Христианство. (Энциклопедический словарь). Т.3. Статья «Сектантство».

  10. Булгаков С.В. Православие, секты, ереси, западные вероисповедания. Соборы. М., 1994г.

  11. Смирнов. Е.И. История христианской Церкви. Петроград, 1915г.

  12. Болтов. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994г.

  13. Основы религиоведения. Под ред. Яблокова. Н.Н., М.,1994г.

  14. Прот. Зноско-Боровский.



Дополнительные пособия по разделам.

Сайентология. Капкан безграничной свободы (сборник статей о сайентологии). М., 1996.

Дворкин А.Л. Честная игра сайентологов.

Алексеевский А. 1996 год - год катастрофических потерь.

(Сектантская литература: Л. Рон Хаббард «Дианетика»)

Мормоны. Кайзер Эдгар П.. Как противостоять мормонам.

Материалы международного «Диалог-Центра».

(«Книга Мормона» и другие мормонские вероучительные источники.)

Кришнаиты. Дворкин А.Л. Тоталитарные основы современного кришнаизма.

Карелин Г. Общество будущего по кришнаитски...

(Сектантская литература. «Бхават Гита как она есть» и др.)

Рериховцы Кураев А. диак. Христианская философия и пантеизм. М., 1997

Кураев А. диак. Сатанизм для интеллигенции.

Дубовская А. Сибирское рериховское общество.

Муниты. Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М., 1990.

Гандоу Томас. Империя преподобного Муна. Клин, 1995.

Лихачев А.Е. Корейский пжемессия Мун. Деятельность «Церкви объединения» в России. ТСЛ, 1996.

Кузнецова Т.Н. Церковь объединения как ядро движения объединения Сан Сен Муна.

(Сектантская литература: Мун С.М.. Божественный принцип в основных чертах).

Церковь Христа. Материалы международного Диалог-Центра.

Глушенков С. Я был в «Московской церкви Христа».

Баптизм. Митрохин А.Н. Баптизм.

Кислова А.А. Идеология и политика американской баптистской церкви.

Баптисты, как наиболее зловредная секта.

Адвентисты. Белов А.В. Адвентизм. М., 1973.

Оккультизм. Алексеевский А. «Контактеры, оккультисты и прочее».

Свидетели Иеговы. Стеняев Олег свящ. «Свидетели Иеговы» - кто они? М., 1996.

Маркарян К. Слуги Иеговы выбирают смерть.

Керн Гербет. Как противостоять свидетелям Иеговы?

(Сектантская литература: журналы «Сторожевая башня», «Пробудитесь» и др.)

Всемирная церковь Бога. Журналы «The Plain Truth»

Поместная церковь Уитнесса Ли. Иванов П. «Свидетель» Ли и его секта. ЖМП №11 1996.

(Сектантская литература: книги Уитнесса Ли и Уочмана Ни)

Новые харизматики (неопятидесятники). Ефимов Игорь свящ. «Современное харизматическое учение сектанства». М., 1995

Голикова Ю. «Христианский центр «Новое поколение».

Материалы международного Диалог-Центра.

(Сектантская литература, журналы «Новая жизнь», книги Ульфа Эккмана и Кеннета Хейгина).

Богородичный центр. Богословский анализ лжеучений «Богородичного центра». М, 1992.

Филатов С. Современная Россия и секты.

(Сектантская литература: книги И. Береславского).

Белое братство. Виссарион. Ермишин П. Курсовая работа по кафедре сектоведения. М., 1996.

Филатов С. Современная Россия и секты.

(Сектантская литература: брошюру М. Цвигун (Марии Дэви Христос), «Последний Завет»

Порфирий Иванов и ивановцы. Мороз Алексей свящ. Лжеучение Порфирия Иванова. СПб., 1994.

(Сектантская литература: Иванов П. Детка).

Движение Нью Эйдж, теософия, астрология, уфология, сатанизм и т.д. Кураев А. диак. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии) в 2-х томах. М., 1997. (Журналы «Наука и религия» и «Путь к себе»).



Составил преподаватель ЕПДC Поздин П.С.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница