Программа по географии (5-9 классы)



страница1/21
Дата16.11.2016
Размер4.32 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Рабочая программа по географии (5-9 классы)
I. Пояснительная записка

Создание государственных стандартов нового поколения сделали необходимым обновление содержания географического образования. В настоящее время основной концепцией стратегии модернизации образования является духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина РФ. Получают дальнейшее развитие такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые способствуют формированию общей культуры молодого поколения. В этом процессе большое значение приобретает школьная география, так как является синтезирующим звеном всех сквозных направлений образования.

Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, которые направлены на развитие у обучающихся  творческого мышления и исследовательских способностей. На сегодняшний день очень актуален вопрос образования школьника не просто познающего окружающий мир, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний. Поэтому современная общеобразовательная школа способствует формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Огромную важность в образовании личности в современный период приобретают вопросы   непрерывного образования на основе умения учиться. Теперь это не просто усвоение географических знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение модели географического образования — от модели знаний, умений и навыков к модели развития личности. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий, изменением окружающей среды.

Ранее под образовательными результатами имелись в виду предметные результаты. В ФГОС ООО наряду с предметными результатами выделяют личностные и метапредметные образовательные результаты. Личностные результаты определяют готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные – освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Создание Рабочей программы по курсу «География» было обусловлено тем, что возникла необходимость приведения в соответствие подходов в обучении географии, применяемых сегодня и подходов, выдвигаемых ФГОС ООО и требованием времени. Отличительными чертами данной программы является разноуровневый подход в обучении географии, при котором каждый обучающийся имеет возможность овладеть учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Разноуровневый поход в обучении позволяет создавать ситуацию успешности для каждого обучающего, повышает учебную мотивацию и интерес к предмету.

Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на два уровня:


  • базовый уровень;

  • уровень повышенной сложности, основанный на базовом уровне, углубляющий его содержание с включением дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами, чаще всего краеведческого характера.

Курсивом выделен материал повышенного уровня сложности, как в теоретической части программы, так и в практической. Данный материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки обучающихся.

Предлагаемая Рабочая программа курса «География» для общеобразовательных школ 5-9 классов является модифицированной. Она составлена с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов, обязательного минимума содержания учебных программ, требований к уровню подготовки выпускников, объёма часов учебной нагрузки, познавательных интересов учащихся.

Рабочая программа составлена на основе следующих образовательных программ нового поколения и методических пособий:


  • Программа курса «География». 5–9 классы / авторы-составители А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. — М.: Вентана-Граф, 2012.

  • География. 6-11 классы: рабочие программы по учебникам Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского. Базовый уровень, /авт.-сост. Е.М.Гаджиева, Н.В.Яковлева, Л.В.Бударникова. – Волгоград: Учитель, 2011.

  • Программа курса «География». 5-9 классы / автор-составитель Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.

  • Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

  • Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  • Зинченко Н.Н. Программа «География Томской области».

  • Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6-10 классы. М.: Просвещение, 2005.

В системе основного общего образования география единственный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания, что позволяет создавать целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной системы природно-общественных территориальных единиц, формирующихся и развивающихся по определённым законам. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, экология, химия, физика, математика, история, литература, основы безопасности жизнедеятельности и другие. Системные географические знания воспитывают внутреннюю культуру личности, формируют компетенции, позволяющие специалистам нового поколения осознать свое место в социуме и оценить роль в окружающем мире.

В возрасте от 11 до 14 - 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Осуществляется включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям.



Цель курса: формирование всесторонне развитой личности через овладение системой географических знаний, позволяющих формировать целостное представление об окружающем мире, о его многообразии; решение комплексных задач, требующих учёта географической ситуации на конкретной территории; моделирование и прогнозирование природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учётом пространственно-временных условий и факторов.

Целью разработки Рабочей образовательной программы является предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса с учётом особенностей образовательного пространства учреждения, использование разнообразных форм организации учебного процесса, повышение эффективности образовательного процесса через развитие метапредметных компетенций. Данная программа призвана конкретизировать требования федерального государственного общего образования к результатам освоения, определить наиболее важные на каждом возрастном этапе характеристики обучения и воспитания. Программой предусмотрено использование краеведческого компонента.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:



  • формировать систему научных представлений, отражающих и обобщающих географические различия природы, населения и хозяйства России, Томской области, регионов и стран мира;

  • формировать посредством содержания курса школьной географии мировоззренческую ценностно-смысловую сферу личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;

  • создавать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использования их населением;

  • развивать практические географические навыки, извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории России и Томской области;

  • продолжать развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба;

  • развивать творческий подход к изучению материала посредством применения географических методов исследования и моделирования;

  • применять полученные знания и навыки в практической деятельности, в том числе в природопользовании с учётом хозяйственной целесообразности и экологических требований.

Рабочая образовательная программа по курсу «География» состоит из основной (инвариативной) части, которая создаёт единство образовательного пространства на территории страны и обеспечивает формирование личностных качеств школьников в соответствии с человеческими идеалами и культурными традициями, так и из вариативной, учитывающей региональные социокультурные особенности и традиции. Использование часов вариативной части Рабочей программы нацелено на создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, их готовности к социальной адаптации, профессиональной ориентации, самообразованию и самосовершенствованию.

   В структуре Рабочей программы выделяются следующие курсы, которые представлены в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач.



Класс

Школьный курс географии

5

География. Начальный курс

6

География. Начальный курс

7

География. Материки, океаны, народы и страны

8

География России. Природа. Население

9

География России. Хозяйство. Регионы

Каждый курс опирается на географические знания, полученные обучающимися в предыдущих классах. В таком подходе реализован принцип логической целостности, от общего к частному, т. е. от общей модели устройства Земли к рассмотрению природы, населения и хозяйства крупных регионов и стран. Школьная география ответственна за формирование гуманистического взора на мир у школьников, воспитания патриотов с любовью к Родине, в ней заложены и другие принципы сквозного направления современного образования: научность, интеграция, непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов предмета.

Содержательная часть программы состоит из теоретического материала и практических работ. Практические работы помогают обучающимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов. С этой целью указывается вид практической работы – обучающая (О), тренировочная (Т), итоговая (И). Практические работы могут оцениваться как выборочно (обучающие и тренировочные), так и у всех обучающихся (итоговые). Итоговые работы проводятся обязательно на уроках или в виде домашнего задания. Такое положение связано со спецификой предмета, предполагающего проведение практических работ в ходе почти каждого урока, когда практическая работа является неотъемлемой частью познавательного учебного процесса.
II. Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Задачами изучения географии в основной школе являются:


  • формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;

  • познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимоотношений природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание сущности и динамики глобальных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

  • глубокое и всестороннее изучение reoграфии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;

  • понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;

  • формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.


III. Место курса в базисном учебном плане

Программа линии УМК издательского центра «Вентана-Граф» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения географии

К принципиальному отличию новых образовательных стандартов следует отнести усиление их ориентации на результаты образования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД).



Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
V. Содержание учебного предмета, курса
НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ

5-6 классы

«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земн6ых оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 35 ч (из расчёта 1 ч в неделю).



Основная цель «Начального курса географии» — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:



  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

  • развить познавательный интерес учащихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.


НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ

5 класс (35 час.)

Введение (2 час.)

Что такое география? Основоположник науки «география». Предмет географии. Географические объекты. Представление о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются. Географическая оболочка. Географические объекты – памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Методы географических исследований (наблюдений, описаний, моделирование, картографический, космический) и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Источники географических знаний. Основные этапы познания поверхности планеты.



Учебные понятия

«География», «географические объекты», «географическая оболочка», «источники географических знаний», «методы: наблюдений, описаний, моделирование, картографический, космический».



Персоналии

Эратосфен, Генри Стенли.



Основные образовательные идеи

  • География - древняя наука, которая остаётся актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Личностные

  • Формировать познавательный интерес к географии и понимание значимости исследования природы, населения и хозяйства;

  • понимать роль и значение географических знаний.

Метапредметные умения

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать её реализацию под руководством учителя.

Коммуникативные:

  • уметь слушать и вступать в диалог.

Познавательные:

  • уметь работать с текстом, выделять в нём главное;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • уметь работать с различными источниками информации.

ИКТ: использование презентаций, мультимедийных средств облучения, электронных учебников.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • специфику географии как науки;

  • специфику методов географических исследований.

Умение определять:

  • отличительные особенности географических методов исследования;

  • рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Умение применять:

  • основные правила работы в кабинете географии;

  • изображения Земли из космоса для определения географических объектов;

  • источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.

Умение наблюдать за географическими объектами своей местности.

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.



Практические работы

  1. Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках (О).

  2. Организация наблюдений за погодой (О).

  3. Построение модели для проведения опыта по определению степени освещённости разных территорий Древнего Египта в один и тот же момент времени (О).

  4. Проведение наблюдения за изменением тени гномона в течение некоторого времени (О).


Раздел I. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4 час.)

Планета Земля (4 час.)

Содержание темы

Возникновение Земли и её геологическая история. Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнечная система. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Форма и размеры Земли. Земная ось, географический полюс, экватор, параллели и меридианы, полярные круги, тропики. День весеннего (осеннего) равноденствия, день летнего (зимнего) солнцестояния. Суточное движение Земли вокруг своей оси и его следствие. Пояса освещённости. Долгота дня. Фенология.



Учебные понятия

«Солнечная система», «Вселенная, космос», «Млечный путь», «Галактика», «географический полюс», «полярный радиус», «экваториальный радиус», «глобус», «земная ось», «день весеннего (осеннего) равноденствия», «день летнего (зимнего) солнцестояния», «Северный (южный) тропик», «Северный (Южный) полярный круг», «пояса освещённости», «долгота дня», «фенология».



Персоналии

Юрий Алексеевич Гагарин, Николай Николаевич Рукавишников, Птолемей, Николай Коперник, Исаак Ньютон.



Основные образовательные идеи

  • Связь земных процессов с положением и движением Земли в Солнечной системе.

Личностные

  • Развивать творческое мышление, воображение, память и внимание.

  • развивать готовность к саморазвитию и реализации своего творческого потенциала.

Метапрпедметные умения

Регулятивные:

Коммуникативные:

  • уметь слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.

Познавательные:

  • уметь работать с различными источниками информации;

  • уметь выделять главное в различных источниках информации;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации;

  • овладевать умением находить черты сходства и отличия географических

объектов.

ИКТ: использование презентаций, мультимедийных средств обучения, электронных учебников.

Предметные умения

Умение объяснять:

  • существенные признаки понятий «Солнечная система», «Вселенная», «космос», « Млечный путь», «Галактика»;

  • характерные особенности планет земной группы;

  • взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года;

  • особенности распределения тепла и света по поверхности Земли;

  • влияние космоса на жизнь на Земле.

Умение определять:

  • высоту Солнца над горизонтом;

  • особенности распределения света и тепла в дни равноденствий и солнцестояний;

  • географические следствия движений Земли.

Умение применять:

  • полученные знания по теме для решения учебных задач по определению

географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли

по околосолнечной орбите;



Умение составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли.

Умение измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли.

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Практические работы

  1. Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом (О).

  2. Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу (И).

  3. Сравнение астрономических и фенологических времен года своей местности. Проведение ежемесячных наблюдений за состоянием природных объектов. Результаты наблюдений оформить в Дневнике исследований (Т).

  4. Определение формы глобуса и сравнение её с формой Земли (Т).

  5. Определение при помощи теллурия годового движения Земли вокруг Солнца и вращения вокруг своей оси (О).

  6. Выполнение заданий, требующих применение знаний об изменении освещённости Земного шара в течение года и полуденной высоты Солнца над горизонтом (О).


Раздел II. ГЕОСФЕРЫ ЗЕМЛИ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница