Программа по баскетболу для занятий в рамках дополнительного образования рассчитана на занимающихся 12 17 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нор­мативов



Скачать 220.52 Kb.
Дата03.11.2016
Размер220.52 Kb.
БАСКЕТБОЛ

Программа по баскетболу для занятий в рамках дополнительного образования рассчитана на занимающихся 12 - 17 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нор­мативов, участие в соревнованиях. Все занимающиеся в секции распределяются по возрастным категориям и физической подготовки.

Основной показатель секционной работы дополнительного образования по баскетболу – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.

Основной показатель работы секции по баскетболу — выпол­нение программных требований по уровню подготовленности уча­щихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, теоретической подготовленности.

Основной принцип работы в группах — уни­версальность. Исходя из этого, для групп начальной подготовки 1 - ого и 2 - ого годов обучения ставятся следующие частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физиче­скому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, ловли и передач мяча, ведению мяча, броскам мяча; привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом.

В соответствии с перечисленными задачами происходит рас­пределение учебного времени по видам подготовки при разработ­ке документов годового и текущего планирования. В этих груп­пах основное внимание уделяется физической и технической под­готовке.

На протяжении года удельный вес физической и технической подготовки меняется. Если в начале учебного года основное внимание уделяется физической подготовке, которая занимает до 60—70% времени, то в конце учебного года рекомендуется увели­чение количества часов, отводимых на техническую подготовку. Следует заметить, что во второй половине года физическая под­готовка осуществляется также и в упражнениях технической на­правленности.

Основной принцип тренировочной работы в группах З и 4 года обучения — дальнейшая всесторонняя подготовка учащих­ся, а также знакомство с элементами игровой специализации.

Задача: укрепление здоровья и закаливание организма уча­щихся; содействие правильному физическому развитию; повыше­ние уровня общей физической подготовленности; развитие специ­альных физических способностей, необходимых для совершенст­вования игрового навыка; дальнейшее обучение основам техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведе­нии учебно-тренировочных занятий и соревнований;

В группах 3-ого и 4-ого года обучения на фоне уменьшения объема общей физической подготовки увеличивается объем тактической подготовки.

Занятия во всех группах проводятся 2-3 раза в неделю по 2 ч.

В целях лучшей реализации учебной программы необходимо соединить учебно-тренировочные занятия в группах с выполнением ежедневных самостоятельных заданий по плану, разработанному руководителем ДООЦ совместно с занимающимися.

Два раза в год (декабрь, май) в кружке должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. По данным контрольных испытаний да­ется оценка успеваемости каждому занимающемуся (см. таблицу «Контрольные упражнения»).

На занятиях учащиеся должны приобрести навыки судейства игры и навыки инструктора-общественника. С этой целью необхо­димо на каждом занятии назначать помощников и давать им за­дания проводить упражнения по обучению и совершенствованию техники и тактики игры. Задачи этой учебной практики — научить строевым командам, методике проведения упражнений и отдель­ных частей занятий. Судейство учебно-тренировочных игр долж­ны проводить сами учащиеся. Необходимо научить занимающих­ся организовывать соревнования в группе, дружине, пионерском лагере.

Педагог дополнительного образования должен регулярно следить за успевае­мостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, под­держивать контакт с родителями, учителями, классным руково­дителем. Он должен приучать кружковцев к сознательной дис­циплине, к общественно полезному труду, воспитывать такие ка­чества, как самообладание, чувство товарищества, общитель­ность, смелость, воля к победе.

Для четкого планирования, учета, педагог должен иметь следующую документацию: годовой план учебно-трениро­вочной и воспитательной работы; график прохождения учебного материала; месячные и поурочные планы, составленные на основе учебной программы; журналы учета учебной работы, посещае­мости.

Для занятий баскетболом необходимо следующее оборудование и инвентарь:

1.Щиты с кольцами — 2 комплекта.

2.Щиты тренировочные с кольцами — 4 штуки.

3.Шахматные часы—1 штука.

4.Стойки для обводки — 6 штук.

5. Гимнастические скамейки — 4 штуки.

6. Гимнастический трамплин—1 штука.

7. Гимнастические маты — 3 штуки.

8. Скакалки — 30 штук.

9. Мячи набивные различной массы — 30 штук.



  1. Гантели различной массы — 20 штук.

  2. Мячи баскетбольные — 40 штук.

  3. Насос ручной со штуцером — 2 штуки.

  4. Рулетка—1 штука.

  5. Макет площадки с фишками — 2 комплекта.



I год обучения

ПРОГРАММА

Физическая культура и спорт в России. Физическая культура составная часть социалистической культуры, одно из базо­вых средств воспитания подрастающего поколения.

Задачи физического воспитания в России: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие русских людей их подготов­ка к высоким моральным качествам.



Сведения о строении и функциях организма человека. Крат­кие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Влияние физических упражнений на работоспособность.

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Общий режим дня. Гигиена сна, питания. Гигиена одежды и обуви. Гигиени­ческие требования к инвентарю и спортивной одежде. Преду­преждение травм при занятиях баскетболом.

Правила игры в баскетбол. Правила игры в мини-баскетбол.

Общая и специальная физическая подготовка. Значение об­щей физической подготовки для развития спортсмена.

Практические занятия. Строевые упражнения. Поня­тие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц ног и таза.

Упражнения с предметами. Упражнения со скакалками, ре­зиновыми мячами.

Упражнения на гимнастических снарядах. Ходьба по бревну. Смешанные висы.

Акробатические упражнения. Перекаты вперед. Кувырки впе­ред. Стойка на лопатках.

Прыжки. Прыжки с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину, в высоту. Прыжки вперед и назад «лягушкой».

Бег. Бег с ускорениями до 20 м.

Подвижные игры: «День и ночь», «Салки без мяча», «Караси и щуки», «Волк во рву», «Третий лишний», «Удочка», «Круго­вая лапта». Комбинированные эстафеты.

Основы техники и тактики игры. Техника — основа спортивно­го мастерства. Классификация техники и тактики игры. Целесо­образность применения отдельных технических приемов в кон­кретной игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча Перемещение защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику.

Практические занятия. Техника нападения. Техника передвижения. Стойка баскетболиста (ноги параллельно на од­ной линии). Ходьба, бег. Передвижения приставными шагами (лицом вперед, вправо, влево). Остановки (прыжком). Повороты на месте (вперед, назад).

Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками на уров­не груди, двумя руками высокого мяча, двумя руками низкого мяча.

Передачи мяча двумя руками от груди, двумя руками свер­ху, одной рукой от плеча.

Броски мяча с места двумя руками от груди, двумя руками сверху.

Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком.



Техника защиты. Техника передвижений. Стойка защитника с выставленной вперед ногой. Стойка со ступнями на одной линии.

Тактика нападения. Индивидуальные действия: выход на свободное место с целью атаки противника и получения мяча.

Групповые действия; взаимодействия двух игроков — «передай мяч — выходи».

Командные действия: организация командных действий по принципу выхода на свободное место.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места по отношению к нападающему с мячом.

Групповые действия: взаимодействия двух игроков — подстра­ховка.

Командные действия: переключения от действий в нападении к действиям в защите.

Контрольные игры и соревнования. Организация и проведе­ние соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок в игре.

Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники баскетбола. Соревнования по мини-баскетболу.



Контрольные испытания. Контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке.


II год обучения
ПРОГРАММА

Физическая культура и спорт в России. Коллектив физической культуры — основное звено физкультурного движения. Организа­ция, задачи и содержание работы коллективов физкультуры, подготовить всесторонне развитого занимающегося.

Сведения о строении и функциях организма человека. Основ­ные сведения о сердечно-сосудистой системе человека и ее функ­циях. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедея­тельности организма.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на си­стему дыхания. Дыхание в процессе занятий баскетболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Общие гигиени­ческие требования к занимающимся баскетболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питание с учетом за­нятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях баскетболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.

Правила игры в баскетбол. Права и обязанности игроков. Ко­стюм игроков. Упрощенные правила игры. Основы судейской тер­минологии.

Места занятий, инвентарь. Инвентарь для игры в баскетбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.

Общая и специальная физическая подготовка. Значение об­щей и специальной физической подготовки для развития спорт­смена. Характеристика основных средств и их значение для до­стижения высокого спортивно-технического мастерства.

Практические занятия. Парные и групповые упраж­нения: с сопротивлением, перетягивание, перетаскивание. Упраж­нения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахи­вание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.



Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, в сторо­ны, стойка на голове, стойка на руках.

Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на макси­мальной скорости на отрезках до 15м. Бег со сменой направле­ния по зрительному сигналу. Ускорения из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40, 60м. Кросс 300м.

Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трампли­на. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Мета­ние мячей в движущуюся цель с места и в движении.

Подвижные игры: «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров», «Слушай сигнал», «Круговая охота», «Бегуны», «Переправа», «Кто сильнее».

Плавание. Проплывание дистанции 25м с учетом времени и более длинных отрезков.

Лыжи. Ходьба без учета времени одновременным двухшажным ходом. Повороты на месте. Прогулки на лыжах.

Коньки. Бег на коньках.

Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, ловля, передача, ведение, броски. Значение тактической подготовки для роста спортивного мастер­ства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуаль­ные и групповые тактические действия. •

Практические занятия. На втором году обучения про­должается изучение материала, представленного в предыдущем году. Ниже приводится новый материал, с которым необходимо ознакомить учащихся в данном году обучения.



Техника нападения. Техника передвижения. Прыжки толчком двух ног. Прыжки толчком одной ноги.

Техника владения мячом. Ловля катящегося мяча.

Передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками с отско­ком от пола.

Броски мяча с места одной рукой от плеча, одной рукой сверху.

Ведение мяча с изменением скорости передвижения, с измене­нием высоты отскока, с переводом мяча на другую руку, с из­менением направления движения с обводкой препятствий.



Техника защиты. Техника передвижения. Передвижения в за­щитной стойке вперед, назад, в стороны.

Техника овладения мячом. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Перехват мяча.

Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча; выбор способа передачи в зависимости от расстояния; применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимо­сти от ситуации на площадке.

Групповые действия. Взаимодействия трех игроков—«треуголь­ник».

Командные действия. Организация командных действий с ис­пользованием изученных групповых взаимодействий.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от дей­ствия и расположения нападающего; выбор места и способа про­тиводействия нападающему без мяча в зависимости от места на­хождения мяча; противодействие выходу на свободное место для получения мяча; действия одного защитника против двух напа­дающих.

Групповые действия. Взаимодействия двух игроков — отсту­пание.

Командные действия. Личная система защиты.

Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.

Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами баскетбола. Учебно-тренировочные игры.

Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке.
III год обучения

ПРОГРАММА

Физическая культура и спорт в России. Общественное и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.

Сведения о строении и функциях организма человека. Органы пищеварения и обмена веществ. Сведения о нервной системе. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Влияние физических упражнений на нервную систему и обмен веществ.



Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной, общественной и санитар­но-гигиенической профилактики. Общие санитарно-гигиенические требования к занятиям баскетболом.

Основы методики обучения баскетболу. Понятие об обучении и тренировке в баскетболе. Классификация упражнений, приме­няемых в учебно-тренировочном процессе по баскетболу.

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных баскетболистов. Ви­ды соревнований. Понятие о методике судейства.

Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специаль­ная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

Практические занятия. Общая физическая подготовка. Строевые упражнения. Команды для управления группой. Поня­тие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Основная стойка. Действия на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полу­обороты, размыкание и смыкание в строю, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Останов­ка во время движения шагом и бегом.



Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами — поднимание, опуска­ние, перебрасывание с одной руки на другую, перед собой, броски и ловля в парах. Упражнения с гимнастическими палками, ган­телями, с резиновыми амортизаторами.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с на­бивными мячами — лежа на спине и лицом вниз сгибание и под­нимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, накло­ны, упражнения в парах. Упражнения с гимнастическими палка­ми, гантелями, резиновыми амортизаторами, на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, т. д.).

Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами — приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями — бег, прыжки, приседания. Упражнения на снаря­дах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакал­кой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) углом или согнув ноги, через планку (веревочку). Высоко-далекие прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с по­воротами. Опорные прыжки.

Акробатические упражнения. Группировка в приседе, сидя, ле­жа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад) из положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в стороны из положения лежа в упоре стоя на коле­нях. Перекаты вперед и назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками.

Кувырок из упора присев и из основной стойки. Длинный ку­вырок вперед (мальчики). Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и на­зад. Подготовительные упражнения для моста, «Мост» с помощью партнера и самостоя­тельно. Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет).

Соединения указанных выше акробатических упражнений в не­сложные комбинации.

Упражнения на батуте.



Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорениями до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 2—3X20—30 м.; 2 —3X30 —40 м. Бег 60м с низкого старта, 100 м. Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий — от 4 до 10, в качестве препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, ус­ловные окопы). Бег в чередовании с ходьбой до 400 м.

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыж­ки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (маль­чики, юноши). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

Метание малого мяча с места в стену или в щит на дальность отскока, на дальность. Метание гранаты (250—700 г) с места и с разбега. Метание дротиков и копья в цель и на дальность с места и шага.

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыж­ками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Пе­ретягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболи­стов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехар­дой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната».

Ходьба на лыжах и катание на коньках. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений. Эстафеты на лыжах. Основные способы передвижения на конь­ках, торможения. Эстафеты, игры. Катание парами, тройками.

Специальная физическая подготовка. Упражнения для разви­тия быстроты. По зрительному сигналу рывки с места с макси­мальной скоростью на отрезках 5, 10, 15...30 м, с постоянным изменением исходных положений: стойка баскетболиста лицом, боком и спиной к стартовой линии; сидя, лежа на спине и на жи­воте в различных положениях к стартовой линии; то же, но пе­ремещение приставным шагом. Стартовые рывки с мячом, в со­ревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом, в соревнованиях с партнером за овладение мячом.

Бег с остановками и с резким изменением направления. Чел­ночный бег на 5, 8, 10 м (с общим пробеганием за одну попытку 25—35 м). Челночный бег, отрезки пробегаются лицом, спиной вперед, правым, левым боком, приставными шагами. То же, с на­бивными мячами в руках (массой от 3 до 6 кг), с поясом-отяго­щением или куртке с весом. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала.

Бег в колонну по одному — по постоянно меняющемуся зри­тельному сигналу выполняется определенное задание: ускорение, остановка, изменение направления и способа передвижения, по­ворот на 360° прыжком вверх, имитация передачи и т. д. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий.



Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов», «Вызов номеров», «Скакуны», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч», «Круговая лента», «Салки простые», «Салка — дай руку», «Салки-перестрелки», «Круговая охота», «Бегуны», «Рывок за мячом», «Сбей городок», «Поймай палку», «Четыре мяча». Различные эстафеты с выпол­нением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетани­ях и с преодолением препятствий.

Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Оди­ночные и серийные прыжки, толчком одной и двух ног (правая, левая), с доставанием одной и двумя руками подвешенных пред­метов (сетки, щита, кольца). Выпрыгивание из исходного поло­жения стоя толчковой ногой на опоре 50—60 см как без отяго­щения, так и с различными отягощениями (10—20 кг). Спрыгивание с возвышения 40—60 см с последующим прыжком через планку (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх), установленную в доступном месте, то же, но с разбега 3—7 шагов. Подпрыгивание на месте в яме с песком как на од­ной, так и на двух ногах, по 5—8 отталкиваний в серии. Прыж­ки по наклонной плоскости выполняются на двух, одной ноге (правая, левая) под гору и с горы, отталкивание максимально быстрое. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Разнообразные прыжки со скакалкой. Прыжки через барьер толчком одной и двух ног. Выпрыгивание на гимнастические маты (с постепенным увеличением высоты). Прыжки с места вперед-вверх, назад-вверх, вправо-вверх, влево-вверх, отталкиваясь одной и двумя ногами, то же, но с преодолением препятствия.

Упражнения с отягощениями. Упражнения с набивными мяча­ми (2—5 кг); передачи различными способами одной и двумя руками с места и в прыжке (20—50 раз). Ходьба в полуприседе с набивными мячами (50—100 м).

Основы техники и тактики игры. Взаимосвязь и взаимообус­ловленность техники и тактики игры. Групповые и командные дей­ствия в нападении и защите.

Практические занятия. На втором году обучения про­исходит совершенствование материала, изученного на первом го­ду занятий группы начальной подготовки, а также дальнейшее изучение материала второго года и обучение новому материалу, приводимому ниже.



Техника нападения. Техника передвижения. Повороты в дви­жении. Сочетание способов передвижения.

Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди.

Передача мяча одной рукой от плеча, одной рукой сверху, одной рукой снизу.

Броски мяча одной рукой сверху в движении, штрафной бросок.

Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости пере­движения, обводка противника с изменением высоты отскока, обводка противника с изменением скорости.



Техника защиты. Техника передвижения. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в защите. Техника овладения мячом. Накрывание мяча спереди при броске в корзину.

Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор места на площадке с целью адекватного взаимодействия с партнерами по команде, применение изученных приемов техники нападения в зависимости от ситуации на площадке.



Групповые действия: взаимодействие двух игроков с заслона­ми (внутренним и наружным).
Командные действия: позиционное нападение с применением заслонов.

Тактика защиты. Индивидуальные действия; противодействие при бросках мяча в корзину.



Групповые действия: взаимодействие двух игроков — проскаль­зывание.

Командные действия: плотная личная система защиты.

Контроль игры и соревнования. Соревнование по баскетболу. Сдача контрольных нормативов по ТММ.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
IV год обучения

ПРОГРАММА

Физическая культура и спорт в России. Неуклонный рост материального благосостояния и культуры русских людей — осно­ва массового развития физической культуры и спорта в России. Единая всесоюзная спортивная классификация. Почетные спор­тивные звания и спортивные разряды, установленные в РФ. Сведения о строении и функциях организма человека. Общее понятие о строении организма человека, взаимодействие органов и систем. Работоспособность мышц и подвижность суставов.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций организма. Понятие об утомлении и переутомлении.

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Вред курения и употребления спиртных напитков. Регулирование веса спорт­смена. Режим дня. Режим питания. Понятие о тренировке и спор­тивной форме. Значение массажа и самомассажа. Раны и их разновидности. Ушибы, растяжения, разрывы мышц и связок, мышц и сухожилий. Кровотечения, их виды и меры остановки. Повреждения костей (ушибы, переломы). Основы методики обучения и тренировки по баскетболу. Ме­тодика физической подготовки. Обучение технике. Обучение так­тике. Правила, организация и проведение соревнований. Способы розыгрыша. Состав судейской коллегии. Обязанности судей. Рас­писание игр. Составление таблиц. Методика судейства. Оборудование и инвентарь. Роль и место специального обо­рудования в повышении эффективности тренировочного процесса по баскетболу.

Общая и специальная физическая подготовка. Методы и сред­ства общей и специальной физической подготовки и их особен­ности в связи с возрастом занимающихся.

Практические занятия. Материал тот же, что и в про­грамме для учебно-тренировочных групп первого года обучения,

Основы техники и тактики баскетбола. Средства и методы технической и тактической подготовки. Командные действия в нападении и защите. Практические занятия. В этой учебной группе совер­шенствуется материал предыдущих лет обучения, а также изуча­ется новый технико-тактический арсенал, который приводится ниже. Техника нападения. Техника передвижения. Сочетание спосо­бов передвижения с изученными техническими приемами. Ловля мяча при встречном движении, при поступательном движении. Передача мяча одной рукой по площадке, передача мяча изученными способами при встречном движении, передача мяча изученными способами при поступательном движении.

Броски мяча двумя руками снизу в движении, одной рукой сверху в прыжке. Ведение мяча. Обводка противника без зрительного контроля. Ведение с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног.

Обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход.

Техника защиты. Техника овладения мячом. Выбивание мяча при ведении. Перехват мяча при ведении. Тактика нападения. Индивидуальные действия: действия одно­го защитника против двух нападающих в системе быстрого про­рыва.

Групповые действия: взаимодействия двух игроков — пере­ключение.

Командные действия: организация командных действий про­тив применения быстрого прорыва. Контрольные игры и соревнования. Установка на предстоя­щую игру (на макете). Характеристика команды противника. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Выводы по игре. Система записи игровых действий и анализ полученных данных. Контрольные испытания. Сдача норм по общей и специаль­ной физической и технической подготовленности.

Контрольные упражнения, умения и навыки. Уровень подготовленности занимающихся необходимо определять в следующих упражнениях:

Общая и специальная физическая подготовленность


  1. Бег 20м.

  2. Прыжок в длину с места.

  3. Высота подскока.

  4. Бег 20м.

Техническая подготовленность

  1. Ведение мяча 20м.

  2. Штрафные броски.

  3. Броски в движении после ведения.

  4. Броски с заданных точек.

Бег 60 м. Выполняется с высокого старта, в соответствии с правилами легкоатлетических соревнований.

Прыжок в длину с места. Измерение производится по обще­принятым правилам отсчета длины прыжка с места.

Каждый испытуемый делает две попытки — засчитывается луч­ший результат.

Специальная физическая подготовка. Бег 20 м. Выполняется с высокого старта. Время фиксируется по общепринятой методи­ке ручным секундомером.

Высота подскока. Для этой цели применяется приспособление конструкции В. М. Абалакова. Отталкиваясь и приземляясь, уча­щийся не должен выходить за пределы квадрата 50X50 см. Чис­ло попыток — три. Берется лучший результат. При проведении испытаний должны соблюдаться единые требования (точка от­счета при положении стоя на всей ступне).

Техническая подготовка. Штрафные броски. Игрок выполняет 5 серий по 2 броска (10 бросков).

После первого броска мяч ему подает партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч и с ведением возвращается в исходную позицию. Учитывается количество попаданий мяча.

Ведение мяча 20 м. Учащийся ведет мяч правой рукой 20 м. Фиксируется время продвижения (с), а также дается экспертная оценка техники выполнения ведения.

Бросок в движении после ведения. Упражнение выполняется в правой стороне площадки. От средней линии учащийся ведет мяч к щиту, входит в трехсекундную зону

между 1 и 2 усиками и совершает бросок в движении. Упражнение повторяется 5 раз. Учитывается количество попаданий, а также экспертная оценка техники выполнения упражнения.

Броски с точек. Учащийся выполняет две серии по 10 бросков. Точки бросков размечаются на площадке следующим образом:

точки 1 и 2— слева от щита, на линии, параллельной лице­вой линии площадки, и проходят через проекцию центра кольца;

точки 3 и 4 —слева от щита, на линии, проходящей через про­екцию центра кольца под углом 45° к проекции щита;

точки 5 и 6 —на линии, проходящей проекцию кольца под углом 90° к проекции

щита (т. е. прямо перед щитом);

токи 7 и 8 —симметрично точкам 3 и 4 справа от щита;

точки 9 и 10—-симметрично точкам 1 и 2 справа от щита.

Расстояние точек 1, 3, 5, 7, 9 от проекции центра кольца для групп начальной



подготовки — 3 м, для учебно-тренировочных групп — 3,5 м, а точек 2, 4, 6, 8, 10— соответственно 4,5 и 5,0 м.


Литература

  1. Буйлин Ю. Р., Портных Ю. И. Мини-баскетбол в школе.

  2. Быляева Л. В., Короткое И. М. Подвижные игры.

  3. Зинин А. М. Детский баскетбол.

  4. Зинин А. М. Первые шаги в баскетболе.

  5. Нортон Б. И. Упражнения в баскетболе.

  6. Нитхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений.

  7. Яхонтов Е. Р., Ген хин 3. А. Баскетбол.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница