Программа педагогической практики



Скачать 317.54 Kb.
Дата24.04.2016
Размер317.54 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

_______________________________________________________________
«Утверждаю»

Проректор по УМР НТГСПА

_______________ Л. П. Филатова

«____» _____________ 2012 г.



Программа педагогической практики

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению 050100 «Педагогическое образование»

профиль «Безопасность жизнедеятельности»



Нижний Тагил

2012



Утверждено на заседании кафедры БЖ

Утверждено на заседании Совета БЖ

протокол № 2 от «2» октября 2012 г.

протокол №2 от «2» октября 2012 г.

Зав. кафедрой

Председатель Совета

____________ к.с.н. Батаев В.В.

____________ к.б.н. Федюнин В.А.

Составитель: Ерохина Л.Ю., к.п.н., доцент кафедры БЖ




  1. Пояснительная записка

Педагогическая практика является специфическим видом учебной работы, неотъемлемой частью процесса профессионально-педагогической подготовки студентов факультета спорта и безопасности жизнедеятельности к работе в качестве учителей КБЖ/ОБЖ в средней общеобразовательной школе, руководителей школьных факультативных курсов, руководителей школьных студий, кружков и других форм организации внеурочной деятельности школьников, а также в качестве классных руководителей.

Программа педагогической практики разработана на основе Законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» и в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению «Педагогическое образование» профиля «Безопасность жизнедеятельности», а также Положением об организации учебной (учебно-исследовательской) и производственной практики в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Данная программа разработана для студентов дневного и заочного отделений.

Педагогическая практика логически завершает изучение основного блока дисциплин: «Психология», «Педагогика», «Педагогическая психология», «Психология развития», «Возрастная анатомия и физиология», «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Безопасность жизнедеятельности», «Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности», «Современные средства оценивания результатов обучения». Практика актуализи­рует знания студентов, обеспечивает их практическое применение.

Стратегической целью педагогической практики студентов является обеспечение уровня квалификации выпускников – бакалавров педагогического образования, достаточного для организации качественной работы по профилю «Безопасность жизнедеятельности» и предоставляющего возможность для их дальнейшего профессионального роста. Достижение указанной цели основывается, в первую очередь, на актуализации и совершенствовании в процессе практики предметной, методической, научной и психолого-педагогической подготовки.

Тактическая цель практики – содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций учителя КБЖ/ОБЖ, руководителей школьных факультативных курсов, руководителей школьных студий, кружков и других форм организации внеурочной деятельности школьников, а также классного руководителя в реальных условиях школы, к организации и проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися.

Задачами педагогической практики является создание условий для

А) формирования



  • основных профессионально-педагогических умений и опыта осуществления соответствующей деятельности в соответствии с требованиями стандарта высшего образования и квалификационной характеристики специалиста;

  • умений владения педагогической техникой и педагогическими технологиями;

  • творческого мышления студентов, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;

Б) овладения

  • методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий по специальности, а также навыками руководства познавательной, учебной и творческой деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

  • методами и приемами научного исследования в процессе осуществления научно-исследовательской работы в ходе педпрактики;

В) применения на практике

  • знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик;

  • усвоенных теоретических знаний и элементов педагогических техник и технологий в процессе решения профессиональных задач;

  • умений самостоятельного планирования, проведения, контроля и корректировки урочной и внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности;

  • умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве и классного руководителя;

  • умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения.

Педагогическая практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования:

  • адаптационную (ознакомление с разными видами учебно-воспитательных учреждений и организацией работы в них, включение в ритм педагогического процесса, взаимодействие с детьми, ориентирование в системе горизонтальных и вертикальных связей и отношений),

  • обучающую (реализация полученных теоретических знаний в конкретном виде деятельности),

  • воспитывающую (формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности, становление культуры и стиля профессиональной деятельности),

  • развивающую (формирование и развитие профессиональных способностей студента-практиканта и выработке у него компенсаторных умений в случае слабой развитости этих способностей),

  • рефлексивную (оценка эмоционального состояния в процессе общения со всеми субъектами профессиональной деятельности, анализ и оценка своих личностных и профессиональных качества, свой успешности или неуспешности).

В русле важнейших функций педагогической практики студенты должны овладеть следующими умениями:

  • работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам и внеклассным занятиям;

  • планировать уроки и внеклассные занятия по предмету, разрабатывать конспекты уроков, внеклассных и воспитательных занятий;

  • выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения уроков и внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;

  • разрабатывать и изготавливать наглядные пособия и дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям;

  • проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированности у школьников знаний, умений и навыков по предметам специальности, общих учебных умений и навыков;

  • осуществлять самоанализ и самооценку результата собственной деятельности, а также анализировать пробные уроки и внеклассные занятия других практикантов;

  • осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

Принципами организации педагогической практики являются:

  • единство фундаментально-предметной, психолого-педагогической и методической подготовки;

  • полифункциональность – одновременное выполнение в ходе практики различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-реабилитационной, предупредительно-профилактической) и овладение различными профессиональными ролями (учителя, организатора деятельности, воспитателя, защитника, посредника, помощника, консультанта и т.д.);

  • единство теоретических и практических основ обучения и практики – с одной стороны, осмысление и применение студентами на практике теоретических знаний о человеке и обществе, приобретенных при изучении дисциплин общекультурного, медико-биологического, психолого-педагогического и предметного блоков, осознание их значимости для успешной профессиональной деятельности, а с другой – закрепление при изучении теоретических дисциплин и в учебно-исследовательской работе эмпирических знаний, полученных на практике;

  • последовательность – поэтапное освоение всех видов профессиональной деятельности, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;

  • динамичность – расширение спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается студент, увеличение объема и усложнение содержания деятельности;

  • перспективность – знакомство со сферами социально-педагогической деятельности с учетом их перспективного развития;

  • сотрудничество – создание в ходе практики таких условий, при которых отношения между студентом и руководителем практики строятся на приоритете доверия и партнерства, а студент выступает не в роли пассивного объекта обучения, а сразу же осознает себя самостоятельным субъектом профессиональной деятельности.

В целом, цели, принципы, задачи и функции педагогической практики обусловлены динамическими процессами реформирования системы педагогического образования и направлены на профессиональное становление будущего учителя как саморазвивающейся личности с творческим стилем научно-педагогического мышления и высоким уровнем компетентности.


  1. Организация педагогической практики

2.1. Педагогическая практика проводятся в сроки, установленные графиком учебного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» практика организуется в 7 семестре и предполагает 6 недель профессиональной деятельности.

Базами практики являются образовательные учреждения, в которых работают квалифицированные специалисты. Для студентов дневного отделения базой для прохождения практики являются образовательные учреждения МО «город Нижний Тагил».

Студенты заочного отделения проходят педагогическую практику на базе образовательных учреждений (школы, лицея, гимназии, профессионального училища) города Нижний Тагил, Горнозаводского округа, Свердловской области и других областей.

2.2. Основными видами деятельности во время педагогической практики студентов являются преподавание, воспитательная работа, деятельность по профессиональному самосовершенствованию, научно-исследовательская деятельность.

Предметом деятельности преподавания выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся, которое включает:



  • планирование студентом своей деятельности и деятельности учащихся в различных формах обучения и воспитания;

  • организация различных видов деятельности учащихся;

  • стимулирование активности и сознательности учебной деятельности;

  • контроль и регулирование качества обученности учащихся;

  • анализ результатов обучения и воспитания, прогнозирование результатов деятельности.

В содержание воспитательной работы входит:

  • работа студента в качестве помощника классного руководителя и в роли классного руководителя;

  • проведение досуговых и воспитательных мероприятий;

  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося и класса.

В рамках профессионального самосовершенствования студенты осуществляют познавательную деятельность по овладению педагогическим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса. А также ведут сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности.

Каждый студент-практикант во время педагогической практики проводит самостоятельную исследовательскую деятельность по методике преподавания КБЖ/ОБЖ по предложенной ему теме.



2.3. Студент при прохождении практики обязан:

  • явиться для прохождения практики в закрепленное образовательное учреждение, а при возникновении неожиданных обстоятельств, препятствующих явке в установленные сроки (болезнь, семейные обстоятель­ства и др.), своевременно известить руководителя педагогической практики;

  • подчиняться правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения, распоряжениям директора, руководителя практики, методиста и учителей. В случае нарушения дисциплины, порядка в школе, требований директора школы и руководителя практики студент отстраняется от ее прохождения;

  • выполнять все виды работы по практике, систематически, тщательно готовиться к каждому уроку и внеклассному занятию, принимать участие в пропаганде психологических и педагогических знаний среди родителей;

  • в установленные сроки представить факультетскому руководителю практики комплект отчетной документации, учрежденной кафедрами, не позднее, чем через 2-3 дня после окончания практики;

  • находиться в образовательном учреждении ежедневно не менее 6 часов в соответствии с пунктом 3.12 Положения об организации учебной (учебно-исследовательской) и производственной практики в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

2.4. Руководство, методическую помощь и контроль прохождения педагогической практики осуществляет кафедра безопасности жизнедеятельности, а также кафедры педагогики и психологии, отдел педагогической практики. Кафедры готовят задания, материалы и всю необходимую документацию для проведения практики.

Факультетский руководитель педагогической практики:

  • обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по кафедре, составляет общий план-график проведения практики;

  • устанавливает связь с базами практики, распределяет студентов по местам практики и оформляет документы к оплате руководителей практики образовательных учреждений;

  • проводит учебно-методические конференции;

  • вносит предложения по совершенствованию практики;

  • участвует в работе кафедр при обсуждении вопросов педагогической практики студентов;

  • контролирует работу руководителей-методистов практики, администрации и учителей образовательных учреждений;

  • выборочно посещает занятия и другие мероприятия, проводимые студентами, принимает меры к устранению недостатков в организации практики;

  • организует подведение итогов практики по курсам;

  • составляет общий аналитический отчет по итогам педагогической практики.

Руководитель-методист педагогической практики осуществляет следующую деятельность:

  • распределяет студентов по классам с целью выполнения обязанностей классного руководителя совместно с руководителем образовательного учреждения, а с целью выполнения обязанностей учителя – с преподавателем КБЖ/ОБЖ;

  • обеспечивает проведение студентами уроков и внеклассных мероприятий;

  • консультирует студентов при подготовке к урокам и внеучебным мероприятиям по предмету, проверяет их планы и конспекты;

  • присутствует на уроках и внеклассных мероприятиях, анализирует и оценивает их;

  • собирает и анализирует документацию, представленную студентами, составляет аналитический отчет по итогам практики, представляет их факультетскому руководителю;

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;

  • участвует в проведении зачетов по практике и совместных с преподавателями педагогики и психологии выставляет общую оценку.

Руководитель педагогической практики от кафедры педагогики (отдела педагогической практики):

  • обеспечивает высокий уровень общепедагогического, психологического и методического руководства студентов;

  • обеспечивает практикантов необходимой литературой, организует выставки методических материалов к педагогической практике;

  • изучает и обобщает передовой опыт организации педагогической практики, принимает меры к ее совершенствованию;

  • консультирует студентов по актуальным вопросам обучения, воспитания и профессиональной ориентации, по всем вопросам, возникающим в ходе практики, оказывает помощь в выполнении заданий;

  • участвует совместно с кафедрой безопасности жизнедеятельности в разработке методической документации, положений и других документов по организации и проведению педагогической практики.

  • планирует совместно с классным руководителем воспитательную работу практикантов с детьми, консультирует их и обеспечивают выполнение заданий;

  • выборочно посещает уроки и внеурочные занятия студентов, оказывает им помощь в подготовке и проведении уроков, внеклассных занятий, оценивает эти занятия совместно с руководителем-методистом;

  • оказывает помощь студентам в изучении и учете индивидуальных особенностей детей;

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;

  • участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки, в составлении отчета факультетского руководителя по практике.

Руководитель педагогической практики от кафедры психологии:

  • разрабатывает задания по психолого-педагогическому изучению отдельных учащихся и коллектива учащихся;

  • выборочно посещает уроки и внеурочные мероприятия практикантов и участвует в их анализе;

  • руководит работой студентов по изучению личности и коллектива детей и выполнением других заданий по психологии, предусмотренных программой практики;

  • принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;

  • участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки.

2.5. Перед началом педагогической практики руководителями проводится установочная конференция, где определяются цели и задачи практики, требования к трудовой дисциплине по время прохождения практики, общие указания по соблюдению правил техники безопасности и действующих правил внутреннего распорядка в образовательных учреждений, требования по формированию полного комплекта отчетной документации, а также по подготовке к конференции-отчету по практике. На установочной конференции по педагогической практике на 4 курсе выдаются задания на выполнение исследовательской деятельности по методике преподавания КБЖ/ОБЖ, рассчитанной на период педагогических практик 4 курса.

  1. Содержание педагогической практики

3.1. Содержание педагогической практики студентов дневного отделения

Данная практика является неотъемлемой частью всей системы подготовки квалифицированного специалиста по безопасности жизнедеятельности, рассматривается как одна из важных форм связи процесса обучения в педагогической академии с будущей педагогической деятельностью в образовательных учреждениях. Содержание педагогической практики реализуется по основным направлениям «Организационная работа», «Учебно-методическая работа» и «Внеклассная работа».



Организационная работа:

  • участие в установочной конференции, на которой студент знакомится с содержанием и порядком прохождения практики, программной и отчетной документацией;

  • знакомство с образовательным учреждением, выявление его типологических и «индивидуальных» особенностей на основе изучения учебных планов и программ, наблюдений и бесед с учителями и представителями администрации;

  • знакомство с системой учебно-воспитательной работы образовательного учреждения (деятельность педагогического коллектива, методических объединений учителей, классного руководителя, педагогического совета);

  • определение консультационных дней для текущей организации и методическим вопросам работы;

  • планирование и организация индивидуальной педагогической деятельности студента в образовательном учреждении в период прохождения практики;

  • распределение по классам и согласование расписания уроков;

  • подготовка и участие в итоговой конференции по педагогической практике на факультете.

Учебно-методическая работа:

  • знакомство с методической работой (используемые учебные программы – базовые или авторские, преобладающие формы учебной работы, наличие кружков, секций, дополнительных занятий, факультативов, классов углубленного изучения предметов, классов коррекционного обучения и т.д.).

  • изучение нормативных и программно-методических документов по КБЖ/ОБЖ, анализ использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе и оборудования кабинета ОБЖ в образовательном учреждении;

  • изучение тематического плана учителя-консультанта, анализ опыта планирования и преподавания курса КБЖ/ОБЖ;

  • составление конспектов уроков на основе плана класса разработанного на данную четверть;

  • посещение и анализ уроков лучших учителей школы и студентов-практикантов;

  • проведение педагогического анализа урока практиканта с оценкой его эффективности;

  • самостоятельная разработка поурочных планов и проведение не менее 8 уроков (4 пробных и 4 зачетных) по КБЖ/ОБЖ различных типов;

  • проведение зачетных уроков в присутствии руководителя-методиста;

  • выполнение заданий по педагогике и психологии;

  • ведение отчетной документации;

  • рефлексивная оценка общих результатов своей практической деятельности, в опоре на определение наиболее удавшихся попыток и на выявление недостаточных профессиональных тех знаний, умений и навыков.

Внеклассная работа:

  • планирование и организация внеурочной деятельности учащихся по предметной области ОБЖ, анализ проведенных внеклассных мероприятий (коллективных твор­ческих дел), в т.ч. анализ организации и проведения школьной олимпиады по ОБЖ;

  • участие в подготовке, организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий по плану ОУ – Месячника безопасности;

  • знакомство с одним из классных коллективов на основе наблюдений, бесед с учителями, классным руководителем, учащимися;

  • изучение личности школьника с использованием научно-психологических методов, выявление психологических особенностей личности, места и роли личности в коллективе, составление психолого-педагогической характеристики учащегося;

  • участие в подготовке, организации и проведении мероприятий под руководством учителя КБЖ/ОБЖ и организаторов внеклассной и внешкольной работы;

  • проведение воспитательных мероприятий в классе, на классном часе совместно с классным руководителем;

  • выполнение отдельных поручений учителя КБЖ/ОБЖ и администрации ОУ по оказанию практической и методической помощи.

Воспитательная работа:

  • знакомство с воспитательной работой, организованной в образовательном учреждении, изучение общешкольного плана воспитательной работы;

  • самостоятельное выполнение обязанностей классного руководителя;

  • изучение плана воспитательной работы класса, в котором студентом организуются и проводятся воспитательные мероприятия с использованием различных форм воспитательной работы с детьми данного возраста;

  • психолого-педагогическое исследование учащихся и коллектива с использованием современных экспериментальных психолого-педагогических методик, составление психолого-педагогической характеристики ученического коллектива;

  • изучение организации работы с родителями учащихся (подготовка и проведение родительского собрания, посещение семей учащихся).




Этапы

Содержание деятельности по направлениям

Сроки

выполнения

Организационная работа

Учебно-методическая работа

Внеклассная работа

Подготовительно-установочный

Выбор школ и распределение студентов с учетом уровня их готовности к педагогической деятельности







1 неделя


определение консультационных дней для текущей организации и методическим вопросам работы

участие в установочной конференции, знакомство с содержанием и порядком прохождения практики, программной и отчетной документацией

знакомство с образовательным учреждением, выявление его типологических и «индивидуальных» особенностей, учителем КБЖ/ОБЖ, классным руководителем

Профессионально-деятельностный

знакомство с системой учебно-воспитательной работы образовательного учреждения

знакомство с методической работой

знакомство с воспитательной работой, организованной в образовательном учреждении, изучение общешкольного плана воспитательной работы

собеседование с руководством ОУ, с учителями БЖ, организаторами внеклассной и внешкольной работы

изучение нормативных и программно-методических документов по КБЖ/ОБЖ

знакомство с одним из классных коллективов

планирование и организация индивидуальной педагогической деятельности студента в ОУ в период прохождения практики

изучение тематического плана учителя БЖ

изучение плана работы классного руководителя

организация деятельности по комплексному календарному планированию

посещение и анализ уроков лучших учителей ОУ

ведение отчетной документации

самостоятельное выполнение обязанностей учите­ля БЖ, подготовка и самостоятельное проведение уроков БЖ разных типов с применением активных методов обучения, использованием различных форм организации учебных занятий с последующим анализом

психолого-педагогическое исследование учащихся и коллектива

2-5 неделя


самостоятельное выполнение обязанностей классного руководителя

планирование и организация внеурочной деятельности учащихся по БЖ

изучение организации работы с родителями учащихся

участие в подготовке, организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий по плану ОУ – Месячника безопасности

ведение отчетной документации

проведение зачетных уроков в присутствии руководителя-методиста

проведение зачетного внеклассного мероприятия в присутствии руководителя-методиста

участие в методической работе школы

Контрольно-отчетный

оформление отчетной документации







6 неделя

подготовка творческого отчета и участие в итоговой конференции по педагогической практике на факультете




    1. Содержание педагогической практики студентов заочного отделения

На заочном отделении педагогическая практика проходит в течение 6 недель в 7 семестре. Педагогическая практика является комплексной, основанной на общекультурной, психолого-педагогической и предметно-методической подготовке студентов. Содержание педагогической практики студентов заочного отделения осуществляется в двух направлениях – теоретическом исследовании и практической реализации функций учителя, классного руководителя.

Под теоретическим исследованием подразумевается:



  • ознакомление студентов с общей организацией учебной и воспитательной практики образовательного учреждения путем наблюдения, бесед с директором образовательного учреждения, его заместителями, классным руководителем, учителями;

  • овладение методикой наблюдения за учебно-воспитательным процессом, соотнесение наблюдаемого с изученным теоретическим материалом;

  • установление связи между теоретическими знаниями, полученными при изучении психолого-педагогических и специальных дисциплин, и практикой;

  • общение с детьми, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей, специфика учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастов;

  • анализ качества учебно-воспитательной работы, как учителей, практикантов, так и своей собственной.

Практическая реализация функций учителя, классного руководителя заключается в

  • обоснованном выборе и использовании разнообразных методов воспитания школьников, приемов педагогического воздействия на них с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и детского коллектива;

  • грамотном определении и решении обучающих, развивающих и воспитательных задач занятий в урочное и внеурочное время;

  • оптимальном отборе учебного материала и использовании разнообразных форм, метод и приемов обучения, современных ИКТ и ТСО;

  • самостоятельной разработке и проведении учебной и внеклассной работы по КБЖ/ОБЖ (системы уроков, внеклассных занятий) и ее психолого-педагогическом анализе;

  • организации воспитательной работы с учащимися в соответствии с планом работы классного руководителя;

  • исследовательской работе – сборе материала по теме курсовой, выпускной квалификационной работы, подготовка материалов для отчета по итогам педпрактики.




Этапы

Содержание деятельности по направлениям

Сроки

выполнения

теоретическое исследование

практическая реализация

Подготовительно-установочный

выбор школ и распределение студентов

1 неделя

определение консультационных дней для текущей организации и методическим вопросам работы

участие в установочной конференции, знакомство с содержанием и порядком прохождения практики, программной и отчетной документацией

Профессионально-деятельностный

ознакомление с общей организацией учебной и воспитательной практики ОУ, беседа с директором ОУ, классным руководителем, учителем БЖ

общение с детьми, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей


2-5 неделя

анализ качества учебно-воспитательной работы

овладение методикой наблюдения за учебно-воспитательным процессом

самостоятельная разработка и проведение учебной и внеклассной работы по КБЖ/ОБЖ

организации воспитательной работы с учащимися в соответствии с планом работы классного руководителя

Контрольно-отчетный

оформление отчетной документации

6 неделя

участие в итоговой конференции по педагогической практике на факультете




  1. Аттестация студентов по итогам педагогической практики

По окончании педагогической практики студенты представляют руководителю-методисту практики отчётную документацию в соответствии с программой практики. Отчётная документация хранится на кафедре безопасности жизнедеятельности.

4.1. Отчетная документация студентов дневного отделения

По окончанию педагогической практики студент должен представить:



  • отчет о прохождении педагогической практики с выставленными и завизированными подписью руководителей оценки за учебную, внеклассную и воспитательную работу. Отчет заверяется подписью руководителя образовательного учреждения и гербовой печатью ОУ;

  • индивидуальный план работы студента на период практики;

  • дневник педагогической практики;

  • два конспекта урока по КБЖ/ОБЖ (любой из проведенных в период практики по выбору студента);

  • конспект внеклассного мероприятия по КБЖ/ОБЖ;

  • психолого-педагогическую характеристику ученика и классного коллектива, заверенную подписью руководителя образовательного учреждения и гербовой печатью ОУ;

  • комплект дидактического сопровождения профессиональной деятельности студента-практиканта.

    1. Отчетная документация студентов заочного отделения

По окончанию педагогической практики студент должен представить:

  • отчет о прохождении педагогической практики с выставленными и завизированными подписью руководителей оценки за учебную, внеклассную и воспитательную работу. Отчет заверяется подписью руководителя образовательного учреждения и гербовой печатью ОУ;

  • два конспекта урока по КБЖ/ОБЖ (любой из проведенных в период практики по выбору студента);

  • конспект внеклассного мероприятия по КБЖ/ОБЖ либо конспект внеклассного мероприятия, проведенного по плану работы классного руководителя.

4.3. Оценивание результатов педагогической практики

Оценка педагогической практики проводится по итогам проведения зачетных уроков и внеклассных мероприятий, на основе отчетной документации, представленной студентами, а также заключения кафедр о результатах педагогической практики на итоговой конференции-отчете.

Оценивание результатов педагогической практики осуществляется комиссией в составе факультетского руководителя (председатель комиссии), руководителей-методистов кафедры безопасности жизнедеятельности и руководителей кафедр педагогики и психологии. Председатель комиссии несет персональную ответственность за своевременное выставление оценки и заполнение зачетно-экзаменационной ведомости.

Критерии выставления итоговой оценки педагогической практики.



Оценка «отлично» выставляется студенту, который:

  • на высоком уровне выполнил в полном объеме все задания программы педагогической практики, проявил при этом умения, опираясь на теоретические знания изученных дисциплин, правильно определять и эффективно решать задачи учебно-воспитательной работы;

  • проявил самостоятельность, творческий и исследовательский подход в области планирования и организации образовательного процесса: структура урока, виды работ были рациональны и соответствовали главной цели урока; практикант правильно распределял время на уроке, вел урок свободно, не обращаясь к конспекту, умел по ходу урока корректировать запланированную деятельность как свою, так и учеников, использовал инновационные методы работы, умел использовать на уроке необходимые наглядные пособия, технические средства обучения, при необходимости сам изготовлял нужные пособия;

  • добился общего улучшения успеваемости в классе и повышения интереса учащихся к учебному предмету КБЖ/ОБЖ;

  • на высоком уровне планировал и осуществлял воспитательную работу в классе, использовал современные формы воспитательной работы с детьми данного возраста на основе индивидуального подхода, добивался формирования у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

  • умело проводил психолого-педагогические исследования личности школьника и классного коллектива, с целью определения основных направлений дальнейшей учебно-воспитательной работы с ними;

  • в системе индивидуальной оценки результатов педагогической практики – не менее чем по 65 % оцениваемых мероприятий и заданий получил оценку «отлично», а по остальным – не ниже чем оценку «хорошо», при этом практика в школе оценена на «отлично».

Оценка «хорошо» выставляется студенту, который:

  • полностью выполнил намеченную на период педагогической практики программу, проявил умения, опираясь на теоретические знания изученных дисциплин, определять и решать задачи учебно-воспитательной работы, но в проведении отдельных видов работ допускал незначительные ошибки;

  • проявил хорошие знания в области планирования и организации образовательного процесса: при планировании уроков проявил достаточную самостоятельность, грамотно, на примере образца пла­нировал свою деятельность на уроке, правильно определял цели и задачи урока, отбирал наглядные по­собия, умело пользовался методами и методическими приемами, свободно ориентировался в учебном материале, но при этом допускал небольшие ошиб­ки методического или теоретического характера в ситуациях, не предусмотренных планом урока;

  • добился улучшения успеваемости отдельных групп учащихся в результате дополнительных занятий и повы­шения интереса к учебному предмету КБЖ/ОБЖ;

  • на должном уровне планировал и осуществлял воспитательную работу в классе, использовал известные формы воспитательной работы с детьми данного возраста, с целью формирования у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

  • показал хорошие навыки проведения психолого-педагогических исследований личности школьника и классного коллектива, тем не менее, затруднялся в определении основных направлений дальнейшей учебно-воспитательной работы с ними на основе результатов исследования;

  • в системе индивидуальной оценки результатов педагогической практики – не менее чем по 65 % оцениваемых мероприятий и заданий получил оценку «хорошо» и «отлично», а по остальным – не ниже чем оценку «удовлетворительно», при этом практика в школе оценена на «отлично» или «хорошо».

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который:

  • выполнил в основном программу педагогической практики, однако, не обнаружил глубоких теоретических знаний, не в полной мере овладел умением их применять, допускал ошибки в планировании и проведении отдельных видов работ;

  • проявил поверхностные знания в области планирования и организации образовательного процесса: при подготовке к урокам студент нуждался в консульта­циях методиста, проявлял мало самостоятельности, творчества, не показал умения планировать типовые уроки на основе образцов; испытывал трудности в перестройке урока при внезапном изменении плана урока, был скован и привязан к нему; при разборе уроков не всегда мог дать полный и критический самоанализ урока;

  • с трудом поддерживал имевшийся у учащихся уровень успеваемости и интерес к учебному предмету;

  • при планировании и организации воспитательной работы в классе испытывал трудности в выборе форм и методов воспитательной работы с детьми данного возраста, не показал умений в проведении воспитательных мероприятий;

  • при проведения психолого-педагогических исследований личности школьника и классного коллектива отсутствовала самостоятельность, нуждался в консультациях, не мог определять основные направления дальнейшей учебно-воспитательной работы с учащимися на основе результатов исследования;

  • в системе индивидуальной оценки результатов педагогической практики – по всем оцениваемым мероприятиям и заданиям получил оценки не ниже «удовлетворительно», при этом практика в школе оценена только на положительную оценку.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который:

  • не выполнил основных заданий педагогической практики, имеет слабые теоретические знания и не овладел умениями ставить и решать конкретные учебно-воспитательные задачи, не научился устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися;

  • проявил поверхностные знания в области планирования и организации образовательного процесса: при подготовке к урокам студент нуждался в консультациях методиста, проявлял мало самостоятельности, творчества, не показал умения планировать типовые уроки на основе образцов; испытывал трудности в перестройке урока при внезапном изменении плана урока, был скован и привязан к нему; при разборе уроков не всегда мог дать полный и критический самоанализ урока;

  • при подготовке к уроку не мог грамотно составить план-конспект, нуждался в консультациях учителя и методиста, а при проведении уроков показал слабое владение предметом, допускал грубые ошибки, был не уверен в себе, скован планом, не владел дисциплиной, уроки не были результативными, не достигали цели;

  • не имеет необходимых навыков в планировании и организации воспитательной работы в классе, не сумел до конца практики установить контакт с учащимися класса, испытывал трудности в выборе форм и методов воспитательной работы, не показал умений в проведении воспитательных мероприятий;

  • не сумел самостоятельно и грамотно провести психолого-педагогические исследования личности школьника, не мог определить основные направления дальнейшей учебно-воспитательной работы с учащимися на основе результатов исследования;

  • в системе индивидуальной оценки результатов педагогической практики – не более чем до 10 % оцениваемых мероприятий и заданий оценены как «неудовлетворительно», при этом практика в школе может быть оценена, как положительно, так и отрицательно.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно с организацией занятий в вузе по индивидуальному графику. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, отчисляются из академии как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом НТГСПА (пункт 3.9 Положения об организации учебной (учебно-исследовательской) и производственной практики в Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии).


  1. Литература

5.1. Основная литература

  1. Воронин А.М., Менячихин И.А., Сухов С.С. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов очного и заочного отделения специальности «Безопасность жизнедеятельности». - Брянск, 2004

  2. Дневник педагогической практики: студентам высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений / Н. Е. Кулакова, Л. Ю. Лупоядова, Н. А. Мельникова, И. Г. Якимович. – Брянск, 2000.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов по пед. и психол. направлениям и спец. / И. А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. – М., 2004.

  4. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. Пособие для учителей и руководителей образоват. Учреждений, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИГПС. – Р-на-Д., 2002.

  5. Протасова И.А. Непрерывная педагогическая практика: теория и технология организации: Учеб. пособие / И. А. Протасова; МО РФ, УрГПУ. – Екатеринбург,2000.

  6. Чепиков В.Т. Педагогическая практика: учеб.-практ. пособие / В. Т. Чепиков. – Минск, 2004.


5.2. Дополнительная литература

  1. Абдуллина О.А. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие для пед. ин-тов / О. А. Абдуллина, Н. Н. Загрязкина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1989.

  2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. вузов / О. А. Абдуллина. - 2-е изд., перерарб. и доп. – М., 1990.

  3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Р-на-Д., 2000.

  4. Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон. – Спб., 2001. – 256 с

  5. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя – 2-е изд., испр. и доп. - М., 1998.

  6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя: монография / В. И. Загвязинский. – М., 1987. - 160 с.

  7. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – М – Р-на-Д., 2000.

  8. Латчук В.Н. Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие / Науч. ред. Э.М.Никитин – М., 2008.

  9. Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы. Методическое пособие. - М., 2002.

  10. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопас­ности»: Учеб.-метод, пособие. - М., 2000.

  11. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5- 11 кл./ В. Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М., 2006.

  12. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безо-пасности жизнедеятельности // Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков и др. - М., 2002.

  13. Пашкевич Г.Н., Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Учебно- методическое пособие. – М., 1999.

  14. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Учебное пособие. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведе­ний. - М., 1999.

  15. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. - М., 2000.

  16. Скок Г.Б. Как анализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.

  17. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с

  18. Столяренко А.М. Экстремальная псиохпедагогика: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  19. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.,2001.

  20. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика и технология. – М., 1999.

  21. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.

  22. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.,2000.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница