Программа «Основы работы с электронным клавишным инструментом»



страница1/4
Дата31.10.2016
Размер0.95 Mb.
  1   2   3   4

комплексная экспериментальная программа


«Основы работы с электронным клавишным инструментом».

МОСКВА, 2012


Авторский коллектив:
Ананьев Артем Николаевич - композитор, преподаватель Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Бакуменко Михаил Николаевич - кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры компьютеризации музыкальной деятельности Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, руководитель методического объединения преподавателей синтезатора Новосибирской области.
Клип Ирина Ленгиновна – директор ГБОУДОД г. Москвы ДШИ им. Н.Г. Рубинштейна (г. Москва), преподаватель высшей квалификационной категории, член методического совета секции «Электронных музыкальных инструментов» методического кабинета по культуре и искусству Департамента культуры г. Москвы, Почетный работник культуры г. Москвы.
Михуткина Нина Викторовна – зав. отделом электронных музыкальных инструментов ДШИ им. А.С. Даргомыжского (г. Москва), преподаватель высшей квалификационной категории, член методического совета секции «Электронных музыкальных инструментов» методического кабинета по культуре и искусству Департамента культуры г. Москвы.
Чудина Валентина Петровна – зав. отделом электроакустических инструментов и студии компьютерной музыки ЦДШИ г. Химки (Московской области), преподаватель высшей квалификационной категории, методист и руководитель секции «Электронных инструментов и музыкально-компьютерного творчества» научно-методического центра культуры и искусства Московской области, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный работник культуры Московской области, доцент.


Научно-методическое руководство авторским коллективом:
Ефимова Наталья Ильинична – доктор искусствоведения, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, стипендиат международной научной программы фонда Александра фон Гумбольдта (Alexander von Humboldt Stiftung, Германия), проректор по научной работе Академии хорового искусства имени В.С. Попова.


Рецензенты:
Бриль Игорь Михайлович – зав. кафедрой инструментов эстрадного оркестра, народный артист РФ, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных.
Ефимова Наталья Николаевна – зав. кафедрой звукорежиссуры и мультимедиа Академии медиаиндустрии (Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания), доктор искусствоведения, профессор.
Карташева Зинаида Борисовна - зав. кафедрой эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), кандидат искусствоведения, профессор, стипендиат международной программы Фулбрайт (США).
Кузнецов Вячеслав Георгиевич - доктор педагогических наук, профессор МГУКИ, член международного союза деятелей эстрадного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ:


1. Введение……………………………………………………………………………………. 5

2. I уровень образования (ДШИ): Примерная образовательная программа допол-нительного образования детей «Электронный клавишный инструмент .»

для учащихся 1-7 классов Детских школ искусств…………………………………………. 7

3. II уровень образования (СУЗ): Примерная рабочая программа учебной дисциплины «Основы работы с электронным клавишным инструментом» для студентов СПО ………………………………..………………………………………………………….. 38

4. III уровень образования (ВУЗ): Примерная рабочая программа учебной дисциплины «Основы работы с электронным клавишным инструментом» для студентов ВПО …………………….…………………………………………………………...53

Введение
Предложенная коллективом авторов комплексная экспериментальная Программа «Основы работы с электронным клавишным инструментом Yamaha» - это программа развивающего обучения, которая впервые в отечественной профессиональной музыкальной педагогике и отечественной музыкально-педагогической практике излагает системное видение проблемы освоения нового образовательного ресурса на всех уровнях освоения дисциплины: школа-училище-вуз. Именно в этом качестве данная Программа представляет инновационную образовательную модель, где методически осмыслен и структурно организован процесс управления обучением.

Хорошо понимая ответственность за будущее развитие отечественного музыкального образования (предпрофессионального и, особенно, профессионального уровня, где знания по освоению клавишных электронных инструментов опираются как правило, все еще на разрозненный набор сведений методического и дидактического характера), коллектив авторов, представленной Программой, создал первый прецедент системного методического обеспечения учебной дисциплины внутри образовательной вертикали школа-училище вуз, нацеленный на качественное изменение ситуации с содержанием образования в области электронных инструментов.

Комплексная экспериментальная программа «Основы работы с электронным клавишным инструментом Yamaha» - это авторская методика, предлагающая новейшие полидидактические технологии обучения с построением учебного процесса по освоению дисциплины на деятельностной и опережающей основах. Отражение интегрированности вышележащих уровней по отношению к нижележащим уровням вплоть до элементов структуры всей трехуровневой системы учтено в содержании Программы. При этом каждая ее составная часть, при необходимости, может быть использована автономно.

Знание о творческой деятельности на каждом этапе и уровне обучения выражено знаниями о специфике целей, предмета, средств, процедурного состава, результата. Расширение объема знаний, их глубина, системность, ведущие к рефлексии деятельности выступили в Программе специальными задачами обучения.

В определении содержания Программы учебной дисциплины на профессиональном уровне (училище-вуз) авторы учитывали внутренние закономерности развития учебного предмета: суммативность, системность, прогностичность. Это позволило общие принципы дидактической работы (объединение наличных сведений, изменение системы сведений, обращенность к будущему), направленной на развитие учебного предмета, вписать в логический контекст Программы, где важными выступили два аспекта: предметный и деятельностный.

Программа обеспечена необходимым составом теоретических и практи-ческих сведений, словарей-тезаурусов. Это целостная концепция межпред-метного взаимодействия, где принцип системности суммирует образователь-ные единицы и строит максимально экономную и максимально емкую по содержанию образовательную перспективу.

Безусловным условием реализации Программы является приоритет прогнозирования и поступательности процесса приобретения учащимися знаний, умений и навыков. Как процессуальная часть дидактической системы, предложенная методика обучения дает необходимый инструментарий педагогического процесса, показывая как наилучшим образом достичь поставленных целей. Отражая специфику творческого педагогического подхода, сочетающего в себе взаимодействие познавательного, художественного, творческого и деятельностного начал, предложенная авторская методика подтверждает целесообразность внедрения экспериментальной дисциплины «Основы работы с электронным клавишным инструментом» в профессиональную подготовку музыкантов всех специальностей (УГС 070000 – Культура и искусство) в модуль предметов по выбору. Расширяя общую грамотность и профессиональные компетенции обучаемых, данная дисциплина обеспечит развивающий эффект в обучении, прежде всего, присвоением новых способов творческой деятельности, расширением профессионального словаря-тезауруса, освоением и ориентацией в новейшем цифровом пространстве электронных клавишных инструментов и компьютерной музыки.

I уровень образования (ДШИ):

Примерная образовательная программа дополнительного образования детей



«Электронный клавишный инструмент».

для учащихся 1-7 классов Детских школ искусств (Срок реализации – 7 лет).



1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательной программе.

Цель и задачи учебного предмета «Электронный клавишный инструмент».

Цель: воспитание музыкальной культуры ребенка, развитие музыкальных способностей, кругозора, вкуса посредством приобщения к различным видам музыкальной деятельности (исполнительство, электронная аранжировка, звукорежиссура, создание новых электронных звучаний, начальные навыки импровизации и сочинения) в процессе обучения на электронном клавишном инструменте.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • изучение выразительных и технических возможностей электронных

клавишных инструментов;

  • приобретение системных знаний на основе межпредметных связей;

  • приобретение навыков игры на инструменте;

  • овладение основными формами музыкально-творческой деятельности;

  • мотивация учащихся к творческо-познавательной деятельности.

  1. Развивающие:

  • развитие познавательной активности;

  • развитие эмоциональной сферы;

  • развитие художественного мышления и воображения;

  • развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания при решении художественных задач.

3. Воспитательные:



  • формирование духовной культуры и нравственности ребенка;

  • приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;

  • воспитание любви к музыке;

  • формирование высоких этических норм межличностных отношений;

  • воспитание самостоятельности;

  • воспитание потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике.

В процессе изучения учебного предмета «Электронный клавишный инструмент Yamaha» и приобретения знаний, умений и навыков учащиеся должны:

  • иметь представление об основных принципах работы с клавишными синтезаторами;

  • знать функциональную характеристику цифровых синтезаторов ;

  • знать специальную терминологию;

  • владеть основными формами музыкально-творческой деятельности на синтезаторах.

  • владеть навыками самостоятельной аранжировки;

  • владеть основными навыками игры на электронном клавишном инструменте;

  • применять полученные знания, умения, навыки в самостоятельном музицировании.

Срок реализации учебного предмета составляет 7 лет.

Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий:

При проведении занятий и организации работы учащихся могут быть использованы индивидуальные, мелко-групповые занятия с элементами презентаций и тестового контроля. Преподавателем может быть предусмотрено выполнение учеником специальных творческих заданий (домашних работ) с использованием компьютера.

В процессе изучения дисциплины применяются следующие активные и интерактивные методы обучения:


  • интерактивные занятия c использованием компьютерного класса;

  • методы дидактической игры;

  • изучение инструментальных систем с использованием соответствующих моделей клавишного электронного инструмента,

  • мелко-групповые занятия,

  • индивидуальные занятия.

По желанию преподавателя, при изучении ряда тем может быть использован мультимедиа-проектор (или компьютерный класс) для проведения презентаций и демонстрации обучающих материалов занятий.
Примерный учебный план

Наименование предмета




Количество учебных часов

Экзамены

проводятся



I

II

III

IV

V

VI

VII




1.Музыкальный инструмент клавишный синтезатор

1,5

1,5

2

2

2

2

2

7кл.




2 .Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

7кл.




3 Слушание музыки


1

1

1
















4. Музыкальная литература



1

1

1

1



5. Коллективное музицирование (хор, ансамбль клавишных синтезаторов)

2

2

2

2

3

3

3


6.Студия компьютерной музыки







1

1

1

1



1



7. Аранжировка










1

1

1

1

8. Ритмика

1

1

1













Всего:

7

7

8,5

8,5

9,5

9,5

10



Оценка качества реализации программы «Электронный клавишный инструмент Yamaha» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические концерты, прослушивания, технические зачеты, устные опросы, письменные работы, тестирование.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Рекомендуется проводить проверочные тестирования по проверке знаний терминологии, словаря-тезауруса, по разделам: межпредметные связи, исполнительство, аранжировка, функции инструмента.

При оценке работы учащегося за текущий период учитывается его концертная и конкурсная деятельность.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Критерии оценки знаний и умений учащихся
ОТЛИЧНО ставится за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.

Исполнение прог­раммы наизусть – выразительное, яркое и образное, осмысленное, стилистически грамот­ное, убедительное и законченное по форме, сочетающее в единое целое все слагаемые исполнительской аранжировки.

Проявление индивидуального отношения к исполняемым аранжировкам произве­дений, использование в аранжировках многообразных возможностей инструмента в достижении наиболее убедительного воплощения художественного замысла.

Применение художественно оправданных технических приемов, свобода и пластичность игрового аппарата, владение различными приёма­ми звукоизвлечения, способами артикуляции в зависимости от звучания тех или иных тембров инструментов из банка синтезатора.

Свободное владение специфическими приемами игры и управления режимами звучания синтезатора.
ХОРОШО ставится за технически свободную, осмысленную и выразительную игру, когда демонстрируется достаточное по­нимание характера, содержания и структуры исполняемых аранжировок произ­ведений.

Программа исполняется наизусть, проявляется индивидуальное отношение к исполняемым аранжировкам, возможны небольшие технические и стилистические неточности.

Учащийся демонстрирует применение художественно оправданных технических приемов, свободу и пластичность игрового аппарата, возможны незначительные погрешности во владении различными приёма­ми звукоизвлечения и способами артикуляции, характерными для звучания тех или иных тембров инструментов из банка синтезатора.

Владение специфическими приемами игры и управления режимами звучания синтезатора, допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполнительской аранжировки.


УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится за игру, в которой учащийся по­казывает ограниченность своих возможностей, демонстрируя несовершенное исполнение программы.

Программа исполняется наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемым аранжировкам.

Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, погрешности во владении различными приёма­ми звукоизвлечения и способами артикуляции, характерными для звучания тех или иных тембров инструментов из банка синтезатора.

Слабое владение специфическими приемами игры и управления режимами звучания синтезатора.


НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО ставится за отсутствие музыкальной образности в исполняемых произведениях, слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.
2. Структура и содержание учебного предмета
1 класс

Изучение инструмента

Подготовка инструмента к работе. Знакомство с клавишным электронным инструментом: клавиатура, основные группы тембров инструментов из банка синтезатора, банки стилей, основные режимы (Normal, Layer (Dual), Split, автоаккомпанемент), главные клавиши управления автоаккомпанементом. Знакомство с готовыми фразами мультипэдов. Функция регистрационной памяти (Registration Memory) и способы переключения ячеек памяти.

Понятие автоаккомпанемента. Знакомство с элементами автоаккомпанемента: вступление, вариации стиля, ритмическое заполнение, заключение. Первые навыки игры с автоаккомпанементом, игра в режиме упрощенного взятия аккордов. Освоение навыка переключения ритмического отыгрыша fill in и перехода на Вариацию паттерна (части А, В, С, D).
Исполнительство

Организация игровых движений. Формирование культуры игровых навыков, связанных с координацией рук, пальцев, выработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение основных приемов игры (non legato, legato, staccato). Игра упражнений в пределах позиции руки от разных звуков и перемещениями по октавам. Освоение приема подкладывания первого пальца.
Ритмика

Развитие ритмической координации движения в выбранном темпе четвертями, восьмыми, шестнадцатыми. Развитие слуховых навыков восприятия пульсации разных стилей автоаккомпанемента в музыкальных размерах 2/4, 4/4, 3/4.
Аранжировка

Понятия тембр, паттерн. Освоение приёмов аранжировки: подбор тембра мелодии и паттерна в соответствии с жанром и формой музыкального материала. Развитие навыков вариативного выбора тембров и паттернов стилей автоаккомпанемента. Введение фраз мультипэда в фактуру исполняемых пьес.


Сочинение и импровизация

Элементарная импровизация с использованием перкуссионной клавиатуры, шумовых эффектов синтезатора (ритмизация стихов, ритмический аккомпанемент и т.п.). Импровизация в форме предложения: ритмическая фигурация, гармоническая фигурация с использованием автоаккомпанемента в разных стилях. Элементарное сочинение (изображение звуками на инструменте различных образов, явлений природы). Досочинение мелодий (ответных предложений). Музицирование в ансамбле с педагогом.


Межпредметные связи

Знакомство с элементами музыкального языка: простые ритмические фигуры, основанные на длительностях - четверть, восьмая, половинная; лад, основные ступени лада (I, IV, V), тональность, интервалы, регистр, динамические оттенки. Знаки альтерации. Тональности до одного знака при ключе. Элементы музыкальной речи – мотив, фраза, предложение. Простые формы – период, куплет. Простые жанры. Буквенное обозначение нот, элементы гармонических обозначений (мажорное и минорное трезвучие).



Репертуар

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 20-30 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами подголосков, простейшие этюды и ансамбли.


Словарь-тезаурус

Тембр.


Паттерн стиля.

Мелодия.


Аккомпанемент.

Режим Normal.

Режим Layer (Dual).

Режим Split.

Функция Multi pad.

Автоаккомпанемент.

Элементы автоаккомпанемента:

вступление Intro,

заключение Ending,

вариации стиля Main, Variation.

ритмическое заполнение fill in.

Режим упрощенного взятия аккорда Single Finger.

Функция регистрационной памяти Registration Memory.

Жанры – песня, танец, марш.

Аппликатура.

Исполнительские штрихи (non legato, legato, staccato).

Динамические оттенки (f, mf, mp, p, crescendo, diminuendo).

Лад (мажорный, минорный).

Тональность.

Темп.


Метр (двухдольный, трехдольный).

Музыкальные размеры: 2/4, ¾, 4/4

Основные ступени лада (I, IV, V).

Латинские обозначения нот (C, D, E, F, G, A, B).

Мажорное (C) трезвучие, минорное (Cm) трезвучие.

Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар).

Регистр (высокий, средний, низкий).

Октава, названия октав.

Интервал, названия интервалов.

Мотив.


Фраза.

Предложение.

Период.

Куплет.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница