Программа не может быть использована другими вузами или подразделениями университета



Скачать 162.41 Kb.
Дата04.05.2016
Размер162.41 Kb.
Настоящая программа не может быть использована

другими вузами или подразделениями университета

без разрешения разработчика программы.
УМК по дисциплине «История зарубежной литературы пер. пол. 19 века. Романтизм» для очного отделения (фрагменты).

Автор-составитель к.ф.н., доц. каф. литературы ИФФ КГПУ Шилова Н.Л.
Пояснительная записка.
История мировой литературы первой половины XIX века ознаменовалась формированием и развитием нового влиятельного литературного направления — романтизма. Необходимым условием изучения европейского и американского романтизма является понимание его мировоззренческих основ, а также статуса целостного явления культуры, которое проявило себя, помимо литературы, в других искусствах, а также философии, науке, нравах и т.д. Следует обратить внимание «на единство истоков всего романтического движения и вместе с тем на национальные различия» (Храповицкая Г.Н., Калинникова Н.Г. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Пояснительная записка //История зарубежной литературы. Программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. - М., 2001. - С. 67).

На дневном отделении курс романтизма носит лекционный характер (32 ч.). Лекционный блок включает в себя несколько разделов. Вводные разделы посвящены историческим условиям появления романтизма в зарубежных литературах, а также эстетическим и поэтическим константам этого художественного направления. Отдельные разделы посвящены различным национальным формам романтизма (немецкий, английский, французский, североамериканский, североевропейский). В рамках каждого из разделов материал рассматривается в хронологическом порядке — от ранних форм к позднему романтизму.

При изучении переводной лирики особое внимание следует уделять также выбору наиболее удачных переводов художественных текстов, а также по возможности ориентировать студентов на знакомство с оригиналами произведений в двуязычных изданиях, учебниках и т.д.

Согласно действующему ГОС, около 50% отведённых часов могут быть отданы на самостоятельную работу студентов. Сюда входит самостоятельное знакомство студентов с ключевыми текстами изучаемого направления, чтение и конспектирование научно-исследовательской литературы, подготовка рефератов.

Основной формой контроля является зачёт.


  1. Внешние требования (Требования ГОС)




Шифр

дисциплины



Содержание учебной дисциплины

Часы

ДПП.Ф.13

Периодизация литературного процесса <...> Литература ХIХ в.: романтизм <...> Западная литературно-критическая мысль ХIХ-ХХ вв. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы. Русско-зарубежные литературные связи.

90



2. Цели и задачи преподавания дисциплины

2.1 Цель:

Знакомство студентов с основными закономерностями развития мирового литературного процесса в первой половине XIX века - в период господства романтического направления.





  1. Задачи. В результате изучения дисциплины студент будет


иметь представление :

- об особенностях европейского и американского историко-литературного процесса первой половины XIX века;



  • о развитии западно-европейской литературно-критической мысли первой половины XIX века;

  • о национальном своеобразии романтической литературы в различных странах Европы и Америки;

- о русско-зарубежных литературных связях в первой половине XIX века.
знать:

  • основные положения эстетики романтизма;

  • особенности поэтики романтической литературы;

  • основных представителей романтизма в европейских и американской литературе и их произведения.


уметь:

- анализировать основные произведения романтической литературы, выявляя специфику данного литературного направления.


иметь опыт (навыки):

  • выявления генетической и типологической связей русской и зарубежных литератур первой половины XIX века;

  • самостоятельного поиска необходимой научной и методической информации.


3. Содержание и структура дисциплины

Раздел 1. Особенности историко-литературного процесса в первой половине XIX века.
Тема 1. Зарубежная литература 1789-1830 гг.: общая характеристика. Исторические вехи периода. Великая Французская революция и её историко-культурное значение. Периодизация литературного процесса.
Раздел 2. Романтизм как литературное направление.
Тема 1. Романтизм как эпоха духовного развития общества. История возникновения понятия. Многообразие проявлений романтизма в литературе, искусстве, философии, нравах и пр. Система мировоззренческих принципов романтизма. Романтизм как «новая форма чувствования» (В. Жирмунский).
Тема 2. Романтизм как литературное направление. Основные принципы эстетики и поэтики. Жанровая парадигма романтизма. Проблема национального своеобразия романтических литератур Европы и Америки. Относительность понятия романтизма как эстетической системы.
Раздел 3. Романтизм в Германии.
Тема 1. Веймарский классицизм и романтизм: проблема разграничения и сосуществования. Периодизация развития немецкого романтизма.
Тема 2. Первый этап развития немецкого романтизма. Йенская школа романтиков: основные эстетические идеи. Связь с философией Фихте и Шеллинга. Теория романтического романа (Фр. Шлегель). Теория романтической иронии. «Люцинда» Ф. Шлегеля в контексте раннеромантических идей. Творчество Л. Тика. Особенности повествовательной техники в новелле «Белокурый Экберт». Реализация романтической эстетики и поэтики в творчестве Новалиса. Роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген».
Тема 3. Второй этап развития немецкого романтизма. Гейдельбергская школа и проблема народности. Романтизм и фольклор. Деятельность братьев Гримм. Поэзия А. фон Арнима и К. Брентано. Сюжет о Лорелее в мировой литературе.

Тема 4. Поздний немецкий романтизм. Творчество Генриха Клейста. Герой и рок: проблема трагического в драматургии Клейста («Принц Гомбургский»). Особенности новеллистики писателя. Диалектика романтического и антиромантического в творчестве Клейста. Особенности творческого метода Э.-Т. Гофмана. Слово и музыка в новелле «Дон Жуан». Гротеск и фантастика в ранней новеллистике. Стихия чудесного в прозе Гофмана: диалог с йенской традицией. Двоемирие как основная черта эстетики Гофмана. Социальные мотивы в поздних произведениях («Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра»). Гофмановское влияние в мировой литературе.
Раздел 4. Романтизм в Англии.
Тема 1. Общая характеристика английского романтизма. Предпосылки для формирования романтической эстетики в английской культуре. Феномен английского преромантизма. Готический роман и его воздействие на английский романтизм. Своеобразие английского романтизма.
Тема 2. Ранний английский романтизм. «Озерная школа» в английской литературе. Лирика У. Вордсворта, С. Колриджа. «Озёрная школа» и традиция народной английской баллады. «Предисловие к лирическим балладам» У. Вордсворта и С. Кольриджа как манифест «лейкистов». «Сказание о Старом Мореходе» С. Колриджа. Творчество Дж. Китса. Сонет «Ушедший день» в русских переводах.
Тема 3. Поэзия Дж.Г. Байрона и П.Б. Шелли. Основные мотивы лирики Байрона. Особенности поэтики и проблема жанра «Странствий Чайльд-Гарольда». Мотив романтического бунта в цикле «восточных поэм». Проблема байронизма. Байрон и русская литература. Байрон и Пушкин. Основные темы и мотивы лирики Шелли. Драматургия Шелли – «Прометей Освобождённый», «Ченчи».
Тема 4. Английский романтический роман. Становление жанра исторического романа в творчестве В. Скотта. Романтизм и Средневековье. Романтическая поэтика в романе «Айвенго». Поэтика и проблематика романа М. Шелли «Франкенштейн».
Раздел 5. Романтизм во Франции.
Тема 1. Особенности французского романтизма. Периодизация литературного процесса во Франции пер. пол. XIX в. Социальная проблематика французской романтической литературы.
Тема 2. Первый этап развития французского романтизма. Литературная деятельность Р. Шатобриана и Ж. де Сталь. «Рене» Шатобриана как выражение идей раннего французского романтизма. Проблема личности романтического героя.
Тема 3. Жанр исповедального романа во французской литературе. «Исповедь сына века» А. де Мюссе: особенности проблематики и повествовательной техники. Диалектика временного и вечного в романтическом сознании.
Тема 4. Творчество В. Гюго. Предисловие к «Кромвелю» как манифест романтизма. Лирика В. Гюго («Джинны»). Драматургия В. Гюго («Эрнани»). Взаимодействие романтического и реалистического начал в романе «Собор парижской Богоматери». Система образов и особенности стиля в романе. Образ Собора как центральный символ.
Раздел 6. Романтизм в американской литературе.
Тема 1. Место романтизма в американской национальной литературе. Романтизм как период становления американской национальной литературы. Отличительные черты американского романтизма. Конфликт американской мечты и американской действительности и его отражение в литературе начала XIX века.
Тема 2. Ранний американский романтизм: апелляция к европейской традиции и поиск нового языка. Творчество В. Ирвинга. Романтическая ирония в новеллистике В. Ирвинга («Рип ван Винкль»). Мифологизация американской истории в романистике Ф. Купера. Цикл романов о Кожаном Чулке.
Тема 3. «Зрелый этап» развития американского романтизма. Бостонская школа: основные темы и творческие принципы. Американский трансцендентализм: философия Эмерсона и «Уолден» Г.Д. Торо. «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло в переводе И. Бунина.
Тема 4. Поздний американский романтизм. Лирика и новеллистика Э. По. Стихотворение «Ворон» и статья «Философия творчества». «Ворон» в переводах русских поэтов. Типология новеллистики Э. По. Столкновение рационального и мистического в прозе Э. По. Роман Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит» как вершина американского романтизма. Жанровое своеобразие произведения. Особенности повествовательной техники. Символика образов романа.
Раздел 7. Романтизм в странах Северной Европы.
Тема 1. Становление романтической литературы в Дании и Норвегии. Философия С. Кьеркегора. Сказки Х-К. Андерсена.

4. Список литературы по дисциплине

Основная литература:


  1. Зарубежная литература XIX в.: Романтизм: Хрестоматия историко-литературных материалов / Под ред. А.С. Дмитриева. – М., 1990.

  2. История зарубежной литературы XIX в. В 2. ч. / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1991.

  3. История зарубежной литературы XIX в. /Под ред. Соловьевой. – М., 2000.

  4. Ковалева О.В., Шахова Л.Г. Зарубежная литература XIX века (романтизм). - М., 2005.

  5. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм. - М., 2002.



Дополнительная литература:



  1. Аллен Г. Эдгар По. - М., 1992.

  2. Английская поэзия в русских переводах. – М., 1981.

  3. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.,1973.

  4. Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб., 2002.

  5. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 в. – М., 1972.

  6. Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.

  7. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М., 1966.

  8. Великий романтик. Байрон и мировая литература. М., 1991.

  9. Гегель Г. В. Ф. Романтическая форма искусства.- Эстетика. В 4-х томах. - Том 2. - М.,1969.

  10. Герви, А. Эдгар По. – М., 1987.

  11. Грешных В.И. Ранний романтизм: фрагментарный стиль мышления. П., 1991.

  12. Дмитриев А.С. Проблемы йенского романтизма. М., 1975.

  13. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. - М., 1978

  14. Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. - Л., 1974.

  15. Дьяконова Н.Я., Чамеев А.А. Шелли. Спб., 1994.

  16. Европейская поэзия Х1Х века. - М., 1977.

  17. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Из истории западноевропейских литературр. - Л.,1978.

  18. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. – СПб., 1996.

  19. Забабурова Н.В. Французский психологический роман (Эпоха Просвещения и Романтизм). - Ростов-на-Дону, 1992.

  20. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. - М., 1992.

  21. Клименко Е.И. Английская литература первой половины XIX века. - Л., 1971.

  22. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По: новеллист и поэт. - Л.,1984.

  23. Корнилова Е.Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. М., 2001.

  24. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980.

  25. Луков В.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение). М., 1984.

  26. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. - М., 1993.

  27. Михайлов А.В. Обратный перевод. – М., 2000.

  28. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. - М.-Л., 1965.

  29. Романтические традиции американской литературы и современность. - М.,1982.

  30. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: Пространство и время. - Рига, 1988.

  31. Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. - М.,1982.

  32. Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. Э. По. Г. Мэлвилл, Д. Гарднер. - М., 1995.

  33. Эстетика американского романтизма. - М.,1977.

  34. Эстетика раннего французского романтизма. - М., 1982.



  1. Борхес, Х.Л. Соловей Джона Китса // Борхес, Х.Л. Расследования. – Спб., 1996.

  2. Вайнштейн О.Б. Восприятие «Озерной школы» в России в 20-30-е гг. XIX в.: [Английский романтизм в русской критике] // Вестник Московского университета. – Сер. 9. Филология. – 1981. - № 6. – С. 59-62.

  3. Клименко Е.И. Музыка в английской романтической поэзии // Литература и музыка. – Л., 1975.

  4. Ковалев Ю. «Лицом к лицу встречаю я тебя сегодня, о Моби Дик!» // Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый кит. – М., 1981.

  5. Лагутина И.Н. Образ художника в романах Людвига Тика «Странствия Франца Штернбальда» и Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Вестник Московского университета. – Сер. 9. Филология. – 1990. - № 3. – С. 58-63.

  6. Петрова И.А. Понятие нефабульности. Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльда Гарольда» // Петрова И.А. Лироэпическая нефабульная поэма: генезис, эволюция, типология. – Пермь, 1991. – С. 10-14.

  7. Савченко С. Мастерство Гофмана-сатирика в повести «Маленький Цахес» // Учен. зап. филол. фак (Киргизский ун-т). – Вып. 12. – 1964. – С. 211-229.

  8. Старцев А.И. Генри Торо и его Уолден // Торо Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу.- М., 1979. – С. 389-424.

  9. Сумм Л. Замок, башня, монастырь // Готический роман. М., 2008. С. 7-26.

  10. Ханмурзаев К.Т. К проблеме личности в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Вестник Московского университета. – Сер. 10. Филология. – 1975. - № 2. – С. 30-40.

  11. Чавчанидзе Д.Л. Средневековый архетип в произведениях немецких романтиков. Образ женщины // Вестник Московского университета. – Сер. 9. Филология. – 1992. - № 2. – С. 29-41.



  1. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997.

  2. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2003.

* См. также список литературы для конспектирования.




Методические материалы для студентов
Список художественных произведений к прочтению (обязательный и рекомендательный.)

Обязательная часть

1. Тик Л. Белокурый Экберт.



  1. Новалис. Гимны к ночи. Генрих фон Офтердинген.

  2. К. Брентано. «Жила на Рейне фея…»; «Мария, куда ты вечор уходила…»; «Тихо-Тихо, тук-тук-тук…»// Европейская поэзия 19 в. – М., 1977 (серия «Библиотека всемирной литературы»).

  3. Клейст Г. Принц Гомбургский. Михаэль Кольхаас.

  4. Гофман Э.-Т. Дон Жуан. Золотой горшок. Крошка Цахес по прозванию Циннобер.

  5. Байрон Дж. "Хочу я быть ребенком вольным". Тьма. Из дневника в Кефалонии. Восточные поэмы (1 на выбор). Паломничество Чайльд-Гарольда.

  6. Шелли П.Б. Индийская серенада. Философия любви. Облако. Гимн интеллектуальной красоте. Статья «Защита поэзии» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980.

  7. Шелли М. Франкенштейн, или Освобождённый Прометей.

  8. Кольридж С. Сказание о Старом Мореходе.

  9. Вордсворт У. Предисловие к сборнику «Лирические баллады». Нас семеро. Сонет о сонете. «На Вестминстерском мосту...».

  10. Китс Дж. Ода соловью. Ода греческой вазе. Ода меланхолии. Ушедший день.

  11. Скотт В. Айвенго.

  12. Шатобриан. Рене.

  13. А. де Мюссе. Исповедь сына века.

  14. Гюго В. Предисловие к «Кромвелю». Собор парижской Богоматери.

  15. Ирвинг В. Рип Ван Винкль. Легенда о сонной лощине.

  16. Торо Г.Д. Уолден, или жизнь в лесу.

  17. Купер Ф. Последний из могикан.

  18. По. Э. Низвержение в Мальстрим. Падение дома Ашеров. Золотой жук. Морена. Ворон. Аннабел Ли.

  19. Мелвилл Г. Моби Дик.

  20. Андерсен Г.-Х Тень. Принцесса на горошине. Снежная королева.


Рекомендательная часть.

  1. Шлегель Ф. Фрагменты. В кн.: Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.,1980; Люцинда.

  2. Брентано К. Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль.

  3. Тик Л. Странствия Франца Штернбальда.

  4. Клейст Г. Разбитый кувшин. Маркиза д’О. Обручение в Сан-Доминго.

  5. Гофман Э.Т.А. Песочный человек. Серапионовы братья. Житейские воззрения кота Мурра.

  6. Шамиссо А. Удивительная история Петера Шлемиля.

  7. Блейк У. Песни невинности. Песни опыта.

  8. Уолпол Г. Замок Отранто.

  9. Радклиф А. Итальянец, или Тайна одной исповеди.

  10. Мэтьюрин Ч.Р. Мельмот-скиталец.

  11. Скотт В. Мармион. Уэверли. Квентин Дорвард.

  12. Жермена де Сталь. О литературе. О Германии.

  13. Констан Б. Адольф.

  14. А. де Виньи. Лирика.

  15. В. Гюго. Эрнани. Лирика.

  16. Жорж Санд. Консуэло.

  17. Эмерсон Р.У. Эссе. Природа. Доверие к себе.

  18. Лонгфелло Г. Песнь о Гайавате.

  19. По Э. Приключения Артура Гордона Пима.

  20. Леопарди Д. Лирика.





Примерный список статей для конспектирования.
Обязательно:

Берковский Н Я. Романтизм в Германии. - М., 1973. (вводная глава.)


Дополнительно (любые 5 источников на выбор):

Аверинцев С. С. Поэзия К. Брентано // Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996.

Бент М. И. От философской повести к новелле-сказке: “Необыкновенная история Петера Шлемиля” Шамиссо // Филологические науки. 1992. № 1.

Берновская Н. М. Энтузиаст и обыватель в романтической сатире Гофмана // Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та. 1967. Вып. 246.

Демченко В. Д. Специфика исторического конфликта в “Михаэле Кольхаасе”// Проблемы метода, жанра и стиля. Вып. 2. Днепропетровск, 1975. С.44–48.

Жирмунский В. М. Проблемы эстетической культуры в произведениях гейдельбергских романтиков // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Жирмунский В. М. Уильям Блейк // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Затонский Д. В. Романтики и чувство истории // Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973. С.104–111.

Зверев А. Мелвилл и ХХ век // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Клименко Е. И. Лирико-эпическая поэма Байрона (основы жанра) // Проблемы сравнительной филологии: (К 70-летию В. М. Жирмунского). М.; Л., 1964. С.394–400.

Михайлов А.В. Судьба классического наследия на рубеже XVIII-XIX веков // Михайлов А.В. Обратный перевод. М., 2000. С. 19-34.

Петрова И.А. Понятие нефабульности. Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльда Гарольда» // Петрова И.А. Лироэпическая нефабульная поэма: генезис, эволюция, типология. – Пермь, 1991. С. 10-14.

Пинский Л. Е. Исторический роман Скотта // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

По Э. Философия творчества //Эстетика американского романтизма. - М.,1977.

Трубников Н. Н. Притча о Белом ките // Вопросы философии. 1989. № 1.

Ханмурзаев К.Т. К проблеме личности в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» // Вестник Московского университета. Сер. 10. Филология. 1975. № 2. С. 30-40.

Шевякова Э. М. Семантическая структура романа Мюссе “Исповедь сына века” // Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Калинин, 1983.

Шейнкер В. Н. Романы Купера о Кожаном Чулке и некоторые вопросы американского романтизма // Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та. 1968. Т. 427.

Шейнкер В. Фольклорная традиция США и национальное своеобразие новелл В. Ирвинга // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. Иваново, 1982.

Элиот Т. С. Шелли и Китс // Элиот Т. С. Назначение поэзии. Киев, 1997.


Примерные вопросы к зачету.


  1. 1. Философские и эстетические принципы романтизма. Относительность романтизма как эстетической системы.

  2. 2. Особенности поэтики романтизма.

  3. 3. Н.Я. Берковский о немецком романтизме.

  4. 4. Романтизм в Германии. Общая периодизация и национальное своеобразие.

  5. 5. Йенская школа романтиков. Эстетические идеи и художественная практика.

  6. 6. Творчество Новалиса. «Генрих фон Офтердинген».

  7. 7. «Гимны к ночи» Новалиса: особенности содержания и поэтики.

  8. 8. Новелла Л. Тика «Белокурый Экберт» и литературная сказка немецкого романтизма.

  9. 9. Гейдельбергская школа романтиков и проблема народности в литературе.

  10. 10. Драматургия Г. фон Клейста. «Принц Гомбургский».

  11. 11. Трагедия Михаэля Кольхааса в одноименной новелле Клейста.

  12. 12. Творчество Э.-Т. Гофмана. Периодизация, особенности художественного метода.

  13. 13. Переплетение сказочной фантастики и действительности в повести Гофмана «Золотой горшок».

  14. 14. Мотив двоемирия в новеллистике Гофмана («Дон Жуан).

  15. 15. Особенности английского романтизма.

  16. 16. «Озерная школа»: эстетические идеи и художественная практика.

  17. 17. Новаторство С. Кольриджа в поэме «Сказание о Старом Мореходе». Символизм поэмы.

  18. 18. Творчество Дж. Г. Байрона. Периодизация, тематика, вклад в мировую литературу.

  19. 19. «Паломничество Чайльд Гарольда»: движение к бесфабульной поэме и роману в стихах.

  20. 20. Байрон и Пушкин.

  21. 21. Творчество П.Б. Шелли.

  22. 22. Принцип создания исторического романа в тв-ве В.Скотта Айвенго.

  23. 23. Особенности романтической школы во Франции.

  24. 24. Творчество Ф. Шатобриана. «Рене».

  25. 25. Теория драмы и гротеск в предисловии к драме Гюго «Кромвель».

  26. 26. Воплощение теории контрастов в «Соборе Парижской Богоматери».

  27. 27. Жанр исповедального романа у А. Мюссе.

  28. 28. Национальная специфика американского романтизма.

  29. 29. В. Ирвинг – основоположник американской новеллистики.

  30. 30. Дж. Ф. Купер – романист.

  31. 31. Г.Д. Торо и американский романтизм. Философские основы и литературные с2язи книги «Уолден, или Жизнь в лесу».

  32. 33. Символика романа Г.Мелвилла «Моби Дик». Варианты интерпретации романа.

  33. 34. Творчество Э. По. Стихотворение «Ворон» и эстетическая программа писателя.

  34. 35. Новеллистика Э. По.

  35. 36. Особенности романтизма в Дании и Норвегии.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница