Программа «Музыкальный инструмент (баян)»



Скачать 102.21 Kb.
Дата03.05.2016
Размер102.21 Kb.
Пояснительная записка

Программа «Музыкальный инструмент (баян)»» рассчитана на три года обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 10 – 14 лет.

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.


Цель программы: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачами программы являются:

  • ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;

  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте – баяне, аккордеоне;

  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;

  • формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;

  • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;

  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.


Содержание программы:

Освоение программы предполагаетуспешное овладение навыками игры на баяне (аккордеоне), достижение высокого уровня технической подготовки,

умение читать, транспонировать ноты с листа, подбирать по слуху.

Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Успеваемость обучающихся учитывается на текущих уроках. На контрольных уроках (два раза в год) проверяются техническая подготовка, умение читать ноты с листа, навыки подбора по слуху, транспонирование.

Репертуар должен включать разнообразные по содержанию, форме, стилю и фактуре музыкальные произведения композиторов-классиков, современных отечественных и зарубежных композиторов, обработки песен и танцев народов мира. В последние годы появляется все больше оригинальных сочинений для баяна. но овладение всеми тонкостями музыкального языка невозможно без изучения классического наследия. В репертуар учеников необходимо также включать массовые детские песни, революционные песни, песни гражданской и Великой Отечественной войн, народные и современные песни и танцы. Такой репертуар позволит ученикам сразу же включиться в музыкально-просветительскую работу общеобразовательной школы, детских оздоровительных лагерей и других детских коллективов. Все это будет способствовать повышению общественной значимости обучения в музыкальной школе и вместе с тем позволит активизировать учебный процесс в классе.

Для расширения музыкального кругозора в индивидуальный план ученика следует включать произведения, предназначенные для ознакомления, допускается различная степень завершенности работы над ними.



1 год обучения

В течение года учащийся должен выучить: 2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 4-5 разнохарактерных пьес;

2-3 обработай народных песен и танцев; 4-5 этюдов на разные виды техники, 2-3 ансамбля.

Технические требования.

Мажорные гаммы до трех знаков в ключе в прямом движении, в две октавы. Гаммы до, соль, фа мажор терциями правой рукой. Гаммы ля, ми, ре минор (три вида) в прямом движении двумя руками вместе в две октавы. Арпеджио длинные и короткие, тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе (короткие арпеджио по возможности). Хроматическая гамма, упражнения.

Примерные программы для контрольных уроков

Бах И. С. Менуэт

Власов. В. Немое кино

Вольфарт Г. Этюд № 5 до мажор

Гвоздев П. Песенка

Моцарт В. Вальс

Салин А. Этюд фа мажор

Шевченко С. Канон

Шендерев Г. Колыбельная

Шуберт Ф. Немецкий танец

Шуберт Ф. Форель

Щуровский Ю. Песня



2 год обучения

В течение года учащийся должен выучить:

2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 3- 4 разнохарактерные пьесы; 2-3 обработки народных песен и танцев; 4-5 этюдов на разные виды техники; 1-2 произведения для самостоятельной работы, 3-4 ансамбля.

Технические требования

Хроматическая гамма в прямом движении в две октавы, упражнения. Мажорные гаммы до четырех знаков в ключе в унисон и в октаву двумя руками вместе, в две октавы; терциями правой рукой отдельно. Минорные гаммы до двух знаков в ключе в прямом движении двумя руками вместе, в две октавы. Арпеджио длинные и короткие, тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе (короткие арпеджио по возможности) Тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе.



Примерные программы для контрольных уроков

Беренс Г. Этюд фа мажор

Гендель Г. Сарабанда

Диабелли Д. Рондо

Корчевой А. Этюд в стиле рок-н-ролл

Лак Т. Сонатина До мажор

Манчини Г. Розовая пантера

Самойлов Д. Этюд

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»

Чайковский П. Неаполитанская песенка



3 год обучения

В течение года учащийся должен выучить: 2-3 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 6-7 разнохарактерные пьесы; 2-3 обработки народных песен и танцев; 4-5 этюдов на разные виды техники, 2-3 произведения для самостоятельной работы; 4 этюда, 3-4 ансамбля.



Технические требования

Хроматическая гамма в прямом движении на полный диапазон. Мажорные гаммы до пяти знаков в ключе в унисон и октаву двумя руками в прямом движении, терциями - отдельно правой рукой. Мажорные гаммы до, соль, фа секстами правой рукой, в две октавы (повышенный уровень) Минорные гаммы до трех знаков в ключе двумя руками в прямом движении. Короткие и длинные четырехзвучные арпеджио в пройденных тональностях двумя руками. Тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе.



Примерные программы для контрольных уроков

Бонаков В. Этюд № 40

Власов В. Любимый мультик

Коняев С. Этюд Ре-бемоль мажор

Корчевой А. Этюд в стиле свинг

Кулау Ф. Вариации, Соль мажор

Лондонов П. Обработка русской народной песни «Приходите, гости, к нам»

Медынь Я. Сонатина до мажор, ч. 3

Самойлов Д. Этюд-скерцо

Сурков А. Обработка русской народной песни «Как у наших у ворот».

Шостакович Д. Лирический вальс

Принципы построения программы


- принцип индивидуального подхода к обучающимся;

- принцип развития личности ребенка.


Основные формы и методы

Форма проведения занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40-45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-­психологические особенности

Методы обучения

При работе с учащимся преподаватель использует следующие методы:



  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

  • практические методы обучения (работа на инструменте над

упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента.

Помещение для занятий должно соответствовать противопожарным и санитарным нормам, нормам охраны труда. Музыкальный инструмент должны быть настроен, должен быть в наличии пюпитр.
Формы и методы контроля. Критерии оценок.

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах и внутришкольных концертах, академический концерт (зимой и весной).

Формой итоговой аттестации является дифференцированный зачет в присутствии комиссии и концерт класса преподавателя (отчетный за учебный год).

Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня изучаемого учебного материала. Текущий контроль имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Данный вид контроля осуществляется на каждом уроке по инструменту, где оценивается чтение нот с листа, заданный на дом разбор произведения, выучивание нотного текста наизусть, техническая подготовка к уроку и художественное исполнение. Текущий контроль проводится регулярно в рамках расписания занятий учащегося.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоение им программы на определенном этапе. Промежуточная аттестация складывается из оценки, полученной на академическом концерте, проводимом два раза в год (в декабре и в мае месяце) и из степени участия ребенка в концертно – конкурсной деятельности.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Итоговая аттестация складывается из оценки, полученной на дифференцированном зачете, из четвертных оценок за последний год обучения и успешности выступления ученика на отчетном концерте класса преподавателя.

Требования к итоговой аттестации – исполнение трех контрастных по стилю и жанру произведений из годового репертуара.

Критерии оценок формируются на основе анализа следующих параметров:


  • выразительность исполнения;

  • технический уровень;

  • общехудожественный уровень;

  • стабильность исполнения;

Оценка «5» предполагает яркое, выразительное исполнение, исполнительное раскрытие художественного образа, техническую оснащенность, звуковысотную и метроритмическую точность, наличие динамического плана и его реализации, грамотную педализацию, свободу исполнительского аппарата, стабильность исполнения.

Оценка «4» предполагает хорошее владение текстом (точность звуковысотности и метроритма), преобладание логического компонента над эмоциональным, свободу исполнительского аппарата, целостность охвата формы при незначительных технических погрешностях.

Оценка «3» обусловлена недостаточностью выученности текста, темповой нестабильностью, неточной педализацией, неудобством движений, однообразием звуковых красок, маловыразительным исполнением.

Оценка «2» в учреждениях дополнительного образования, как правило, не ставится.

Если обучающийся не справляется с программой, ему предлагается облегченный вариант, либо перенос выступления на другой, более поздний срок (если причина переноса уважительная).

Все данные об обучающемся, начиная с момента его поступления в школу, фиксируются в индивидуальном плане, где констатируются уровень его музыкальных данных (слух, ритм, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость на музыку, выразительность пения и пр.).

На начало каждого полугодия составляется программа в соответствии с поставленными педагогическими задачами, задачами исполнения в процессе промежуточных и итоговых аттестаций. На конец года составляется краткая характеристика обучающегося и результатов работы. Все выступления обучающегося в течение года фиксируются в индивидуальном плане.

Список литературы
1. Азбука баяниста, А.Онегин, Музгиз, 1973.

2. Альбом баяниста, выпуск 1, А.Иванов.

3. Баян, учебный репертуар ДМШ классы 1,2,3,4,5 – Киев Музычна Украина, 1988.

4. Баян в музыкальной школе, изд-во Советский композитор, 1981.

5. Вопросы музыкальной педагогики Выпуск 6 изд-во Музыка 1985г.

6. Играй мой баян, Выпуски 4, 6, 7, 9, 13, 29, изд-во Москва.

7. Концерты в переложении для баяна в ДМШ Выпуск 11 – Киев 1971г.

8. Мой друг баян, выпуск 1,2, изд-во Советский композитор, 1977г.

9. Маленький виртуоз, А. Корчевой, Омск, 1997г.

10.Маркин Б, «50 обработок песен и танцев для ансамблей баянов, Новосибирск, 1997

11.Маленькие прелюдии и фуги, И.С.Бах, изд. Москва Музыка, 1965.

12.Начальный курс игры на готово-выборном баяне, П. Говорушко, 1980г.

13.Пособие по переложению музыкальных произведений для баяна, Б.

14. Преодоление технических трудностей на баяне, А. Чинаков.

15. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне, А.Сурков, изд-во Советский композитор, 1979.

16.Прогрессивная школа игры на баяне, Ю.Акимов, Часть I,II, Советский композитор, Москва, 1971.

17.Репертуар баяниста, Выпуски 1, 3, 4, 13, 2, 5, 6, 7, 17, 20 – Советский композитор

18.Страннолюбский, изд-во Музыка, Москва, 1970.Самоучитель игры на баяне, А.Басурманов.

19.Самоучитель игры на баяне, О.Агафонов, П.Лондонов, Ю.Соловьев.

20.Сонатины и Рондо, Переложение для баяна Выпуск 2, изд-во Музыка, 1968г.

21.Старинные русские вальсы для баяна и аккордеона, изд-во Музыка, Москва, 1978г.

22.Сборник этюдов для баяна, Выпуск 1, изд-во Москва Музыка, 1965г.

23.Спутник ученика-баяниста Выпуск 3, изд-во Киев Музычна Украина, 1989г

24. Пьесы и обработки для баяна Деревенские проходки, А.Корчевой.

25. Полифонические пьесы для баяна, Выпуск 1, изд-во Москва Музыка 1965г.

26. Полифонические пьесы для баяна, Выпуск 3, изд-во Москва Музыка 1967г.

27. Полифонические пьесы И.С.Баха и его сыновей в переложении для готово-выборного баяна, изд-во Ленинград Музыка, 1988г.

28. Хрестоматия баяниста, Педагогический репертуар ДМШ классы 1,2,3,4,5, изд-во Москва Музыка, 1985г.

29. Хрестоматия для баяна, 2-3 кл. ДМШ, А. Доренский.

30. Школа игры на баяне, А.Онегин.

31. Школа игры на баяне, П.Говорушко.

32. Школа игры на баяне, Ю. Акимов.

33. Школа игры на готово-выборном баяне, А.Онегин – Москва Музыка, 1997г.

34. Школа игры на выборном баяне, С.Чапкий – Киев Музычна Украина, 1978г.

35. Этюды для баяна на разные виды техники, 1, 2, 3, 4, 5 кл. ДМШ, Киев, 1979г.

36. Этюды для баяна, В. Галкин, изд-во Москва Музыка, 1985г.




Нотная литература для ансамбля
Аккордеон. «Ансамбли 1-3- класс». - М., 1998

Аккордеон. «Ансамбли 3-5 класс». - М., 1996

Ансамбли баянов. Вып.1. - М., 1996

Ансамбли. «Баян 1-3 класс». - М., 1997

До-Ре-Мишка. Юному аккордеонисту. - Н-ск.,2002

Маркин Б. 50 обработок песен и танцев для ансамблей баянов. Н-ск., 1997

Русские мелодии для 2-х и 3-х баянов. /Сост. Говорушко. М., 1973

«Соловейко». Хрестоматия педагогического репертуара для 1 класса ДМШ. - Н-ск., 1999



Учебный репертуар для IV класса ДМШ. /Сост. Денисов. К., 1974


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница