Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» «История искусствознания»



страница1/5
Дата06.05.2016
Размер0.79 Mb.
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

ПРОГРАММА-МИНИМУМ



кандидатского экзамена

по «Истории и философии науки»

«История искусствознания»

Программа содержит


79 стр.

2007


Введение.

В настоящей программе представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания, закономерностям становления науки об искусстве и ее методологии, а также вопросы, отражающие современные аспекты методологии искусствоведческих исследований.

Программа разработана Государственным институтом искусствознания и одобрена экспертным советом ВАК по филологии и искусствоведению.

При подготовке к кандидатскому экзамену по данной программе соискатели ученых степеней в области искусствознания используют с 1 по 6 разделы программы, а также относящиеся к избранной ими специализации в области искусствоведения подразделы в остальных разделах программы.



  1. Искусствоведение как наука

Искусствоведение в системе гуманитарных и естественных наук. Предмет и задачи искусствоведения. Особенности формирования искусствознания как особой области научной деятельности. Исторически изменяемые представления об искусстве и задачах его исследования. Современная структура искусствоведческого знания: история искусства, теория искусства, художественная критика, музееведение, их методологические и функциональные отличия. Институциональные основы современного искусствознания (образовательные заведения, научно-исследовательские институты, центры, отделы, научно-исследовательская работа в музеях, профессиональные союзы и объединения и т.д.). Организационные формы обмена научной информацией (научные издательства, периодические издания, научные форумы и конференции).


  1. Виды искусства в художественной культуре

(проблемы классификации искусств)

Система искусств и ее исторические метаморфозы (от первобытного художественного синкретизма к современной дифференцированной системе искусств).

Проблема видовой и жанровой классификации искусства как одна из важнейших проблем теоретического искусствознания. Онтологический, семиотический и функциональный критерии классификации искусства. Место каждого вида искусства в целостной системе искусств.


  1. Искусствоведческое исследование, его жанры и формы.

Особенности диссертационного исследования

Искусствоведческое исследование как процесс, его этапы и задачи. Изучение и каталогизация художественных памятников. Изучение научной литературы. Обобщение материала и выработка научной концепции. Оформление результатов исследования в текст или научное сообщение. Особенности теоретического и исторического исследования. Формы обмена научной информацией (публикации, симпозиумы, конференции).

Искусствоведческое исследование как текст. Виды и жанры научных публикаций: монография, научная статья, библиографический (аннотированный) указатель, каталог, диссертация.

Требования к диссертационному исследованию. Задачи и цели кандидатской диссертации. Задачи и цели докторской диссертации. Текст диссертации и автореферата: структура, характер текста и его оформления.


4. Художественная критика, ее функции, формы и задачи.

Особенности исторического формирования художественной критики. Место художественной критики в системе современного искусствоведческого знания. Оценочно-субъективная природа критики. Принцип участия критика в живой художественной практике. Проблема «объективности» художественно-критического сознания. Функции художественной критики как регулятора художественной жизни и ценностных отношений современного общества (фиксация художественных процессов, просветительство, формулировка «социального заказа»). Жанры критический публикаций: критическое эссе, очерк, обзор, рецензия, портрет, интервью, критико-полемическая статья, критическая биография. Критика как арьергард или авангард искусствоведения.


5. Основные этапы формирования и развития искусствознания

Источники сведений о ранних этапах формирования искусствоведческого знания.

Особенности античной мысли об искусстве. Судьба античных традиций в эпоху средневековья и особенности средневековых представлений об искусстве. Ренессанс как поворотный этап в истории развития европейского искусства и искусствознания. Основные этапы становления исторического искусствознания в Новое время: от Вазари к Винкельману. Значение позитивизма для формирования искусствоведения как самостоятельной науки и ее методологических принципов. Эволюция методологических принципов изучения искусства в ходе исторического становления и развития искусствознания. Особенности современного этапа развития искусствоведческой науки. Отечественное искусствознание в контексте смены идеологических и методологических парадигм.
6. Отечественная искусствоведческая мысль об искусстве

Древней Руси (XIX–XX в.в.)

6.1 Первая половина – середина 18 в. Зарождение интереса к отечественной старине, складывающееся в обществе понятие о необходимости уважительного отношения к ней. Указы святейшего Синода об освидетельствовании церковной утвари и пристойном хранении ризничных вещей.

6.2 Искусство допетровской Руси в контексте эстетики позднего романтизма и официальной доктрины «монархии, православия, народности».

Начало систематического описания и изучения памятников средневекового русского искусства. Изучение византийских, славянских и древнерусских памятников в поисках национальной идеи, «национального стиля». Г.Г.Гагарин, Ф.Ф.Рихтер. Издания рисунков и описаний памятников русского зодчества. Музей православного иконописания в Имп. Академии Художеств.

6.3 Формирование основ систематической Истории русского искусства. Исследования о русском иконописании И.М.Сахарова, Д.А.Ровинского.

Г.Д.Филимонов – разработка принципов анализа памятников искусства, сочетание в исследованиях археологического и источниковедческого методов.

Ф.И.Буслаев, связь словесности и искусства. Истолкование художественных особенностей древнерусского искусства.

6.4 Археологический метод изучения отечественных древностей.

А.С.Уваров и Московское Археологическое общество (МАО). Произведение искусства как памятник истории в контексте письменных источников и в контексте «исторического быта».

Деятельность Имп. Археологической комиссии (ИАК) и Общества любителей древней письменности (ОЛДП).

6.5. Становление иконографического метода.

Изучение канонических изобразительных типов и форм, их значения и бытования, их интерпретации в древнерусском искусстве. Н.П.Кондаков, Н.В.Покровский.

Изучение истоков искусства Древней Руси.

6.6. Первые попытки построения концепции исторического развития искусства Древней Руси и формирования оригинальных черт русского искусства.

Фактография. Изучение документальных материалов, натурные описания и археологические исследования.

Типологические построения. Н.В.Покровский (Стенные росписи в древних храмах византийских и русских, Н.В.Султанов (Русские шатровые церкви).

Вопрос об итальянских влияниях на византийское и древнерусское искусств. Полемика между Н.П.Лихачевым и Н.П.Кондаковым.

История стиля. Выделение материала искусства из общего массива «христианских древностей». Памятник как самоценный источник уникальной исторической информации. Труды М.В.Красовского по каменному и деревянному зодчеству.

Взгляд на историю искусств как область развития разных типов художественного сознания (Эллинизм и Восток).

Иконопись и литургика статьи Е.Н.Трубецкого и П.А.Флоренского.

6.7. Исследование памятников в 1920–1930-е годы.

Восполнения лакун, восстановления реальной картины истории средневекового русского искусства. Реставрационные исследования – «Комиссия по изучению памятников древнерусской живописи».

Открытие росписей Новгорода и Владимира, фресок Феофана Грека и Андрей Рублева. Статьи И.Э.Грабаря, противопоставление двух начал – «новгородского» и «суздальского» в иконописи 13–15 вв.

Вопросы формообразования, язык иконописи. Зарождение семиотического подхода к изучению искусства Древней Руси («Оборотная перспектива» П.А.Флоренского, аналитические статьи Ю.А.Олсуфьева).

6.8. История искусства как борьба и смена разных формально-стилистических систем, и как «борьба идей».

Первые опыты осмысления нового материала и написания обобщающих очерков истории развития древнерусского искусства, основанные на анализе стиля.

Влияние «марксистской» социологии искусства. Путеводители по выставочным экспозициям в Историческом музее (А.И.Анисимова) и Третьяковской галерее (под ред. Н.Н.Коваленской). Книга

Рассмотрение искусства в контексте истории культуры Древней Руси, как источника для комментирования литературных текстов и исторических событий.).

Зарубежные исследования древнерусского искусства. Издания «Seminarium Kondakovianum».

История древнерусской живописи с позиции литературоведения. Отражение идейной жизни общества. Монография Б.В.Михайловского и Б.И.Пуришева «Очерки истории древнерусской монументальной живописи» (1941).

В.Н.Лазарев. Разработка общей методологической основы истории искусства византийского мира.

6.9. Древнерусское искусство как «мифологическая» система, отражающая идеальные представления народа и как «бытовое окружение»..

Подчинение картины стилистического развития периодизации социально-политической истории русского государства. «История русского искусства» под ред. И.Э.Грабаря, издававшейся АН СССР, тома 1–4 (1953–1959).

Сближение профессионального искусства и народного творчества (М.В. Алпатов. Всеобщая история искусства. Т. 3 , 1955).

6.10. 1960–1970-е гг. Дополнение и «уточнение» «Истории русского искусства»

Принцип историзма в трудах В.Н. Лазарева.

Популяризация древнерусского искусства как «явления» национальной и мировой художественной культуры. Путеводители по старым русским городам, альбомы. (Н.Н.Воронин, М.К.Каргер, М.В.Алпатов, В.Н.Лазарев).

Развитие академической науки. Комплексные исследования, сочетающие анализ всех видов исторических источников, техники, иконографии и стиля (Н.Н.Воронин. Зодчество Северо-Восточной Руси).

Каталогизация музейных собраний.

Конкретизация понятий «школа», выявление их стилистических, иконографических и технико-технологических особенностей (Работы П.А. Раппопорта, С.С.Подъяпольского, Г.И.Вздорнова, Г.В.Попова, Э.С.Смирновой. Изучение отдельных видов искусства.

Использование методов функционального, иконографического и иконологического анализа при рассмотрении памятников архитектуры. Проблема возникновения высокого иконостаса, работы итальянских архитекторов в России на рубеже 15–16 вв. (С.С.Подъяпольский).

Зарождение принципов критической оценки материальной структуры памятника, споры о принципах научной реставрации.

6.11. Современный этап развития науки о древнерусском искусстве.

Развитие компаративистских исследований. Древнерусское искусство как особая ветвь единой художественной культуры Византийского (православного) мира (А.И.Комеч, О.С. Попова, Э.С. Смирнова). Пути проникновения западно-европейских влияний, их интерпретация (С.С. Подъяпольский, В.П. Выголов).

Архетипы в искусстве, их интерпретация на разных стадиях развития художественной традиции (сборники «Иерусалим в русской культуре», «Сакральная топография средневекового города» и др.).

Развитие понятия о памятнике как многомерной системе, представляющей синтез культурных традиций.

Сочетание стилистического, реставрационного и археологического методов изучения памятников искусства (С.С. Подъяпольский, П.А. Раппопорт, Г.М. Штендер, Г.И. Вздорнов, О.В. Лелекова, Л.А. Беляев, О. М. Иоаннисян).

Соединение истории искусства и краеведения. Издания областных музеев и археологических экспедиций (Новгород, Псков, Ростов, Ярославль, Муром, Владимир).


7. Искусствоведческая мысль в античной культуре
а) Изобразительное искусство и архитектура

Место изобразительного искусства в общественной жизни и системе искусств Древней Греции. Особенности понятия искусства. Мусические и технические искусства. Созерцательность античной эстетики (созерцание прекрасного как высшая цель воспитания философа у Платона и Аристотеля). Проблема отношения искусства к действительности. Сохранившиеся сведения о первых образцах литературы об искусстве («Каноне» Поликлета, трактатах Дуриса, Ксенократа). «Топографическое» направление в литературе об искусстве: «Описание Эллады» Павсания. Описание художественных произведений у Лукиана. Пифагорейская концепция «космоса» как стройного целого, подчиненного законам «гармонии и числа» и ее значение для начал теории архитектуры. Идея порядка и соразмерности в архитектуре и градостроительстве. Образы идеального города в сочинениях Платона (шестая книга «Законов», диалог «Критий») и Аристотеля (седьмая книга «Политики»).

Понимание искусства в Древнем Риме. «Естественная история» Плиния Старшего (I в. н. э.) как главный источник сведений по истории античного искусства. Трактат Витрувия: систематическое изложение классической архитектурной теории.
б) Музыка.

Древнегреческая наука как фундамент европейского музыкознания. Создатели древнегреческой теории музыки. Синкретизм искусства и науки. Цельность научно-художественного мировоззрения. Понятия techne, praxis и theoria. Деление теории на части: прикладную и теоретическую. Дифференциация частей на отделы, а отделов на отрасли. Гармоника, ритмика, метрика как отрасли теоретического отдела. Древнегреческое понятие mathema как совокупности знаний.

Понимание музыки в Древней Греции. Производность слова «музыка» от «мусике». Мусикé как единство пения, стиха и танца (хорейа).

Понятие гармонии в древнегреческой теории музыки. Значения понятия: общеязыковое, эстетическое, философское, музыкальное. Мифологический, космологический и философский аспекты понятия «гармония». Беотийский, аттический и иллирийский мифы о гармонии. Развитие понятия гармония: Гомер (IX-VIII вв. до н.э.), Пифагор и пифагорейцы (VI-IV вв. до н.э.), Гераклит (VI-V вв. до н.э.), Платон (V-IV вв. до н.э.). Античное учение о числе. Пифагорейская школа и ее достижения. Число как основа сущего. Теория пропорций.

Древнегреческая гармоника. Гармоника как один из разделов теоретической науки. Отделы науки. Этимология слова «гармоника». «Гармоники» Аристоксена и Анонима-Клеонида. Строение гармоники.

Теория звука у древних греков. Звук (фтонг) музыкальный и немузыкальный (речевой). Теория двух видов движении голоса Аристоксена. Экмелика и мелос. Учение об интервалах (диастемах). Числовое выражение интервала. Классификация интервалов в древнегреческой теории музыки.

Ладовая система. Понятие состава (звукоряда). Тетрахорд как главный состав, как ядро ладовой системы. Виды тетрахордов, несовпадение названий с позднейшей традицией. Функции ступеней тетрахорда. Гестоты и кинумены. Соединение тетрахордов. Октавы и виды октав. Система октавных ладов. «Гипо» лады. Греческий полный звукоряд (совершенная система). Названия ступеней. Меньший полный звукоряд. Неподвижный и подвижный (вдвижной) звукоряды. Понятие «тесиса» и «динамиса». Транспозиционные гаммы.

Учение о родах. Род как тип интервальной системы, учение о строении звукоряда. Основные роды в древнегреческой теории музыки. Понятие диесы. Общая систематика родов с современной точки зрения (по Ю.Холопову).

Математическая основа науки о музыке. Опыты со струной и сосудами. Споры о сущности консонанса и диссонанса: математический и эстетико-психологический подходы к научному определению. Каноники (пифагорейцы) и гармоники (последователи Аристоксена). Строй. Типы строя в древнегреческой музыке. Пифагорейский строй, его характеристика. Идея равномерно-темперированного строя (Аристоксен).

Древнегреческое учение о метре. Понятие метра и ритма. Связь музыки и поэзии.Понятия моры, хроноса и протоса. Стопа и ее структура. Виды стоп и ритмических структур. Объединение стоп в колоны. Период. Строфа. Музыкально-поэтические формы в древнегреческой трагедии.

Учение об этосе ладов и метров. Обсуждение вопросов политики и музыки у Дамова Афинского. Дальнейшее развитие теории этоса Платоном и Аристотелем. Аристотель о ладах. Учение об этосе и теория общественного значения музыки. Общая оценка древнегреческой науки о музыке.

в) Театр.

Основные направления в исследовании происхождения театра. Театр и архаический ритуал.

Тема театра в драматургии Древней Греции. «Лягушки» Аристофана как документ эстетического самосознания театра в классическую эпоху.

Вопросы театра и драматургии в «Поэтике» Аристотеля. Происхождение трагедии и комедии по Аристотелю. Театральные воззрения Аристотеля и теория подражания (мимесиса). Проблема катарсиса в «Поэтике» Аристотеля и ее современные интерпретации. Аристотель и Платон. «Наука поэзии» Горация и римский театр. Цицерон об искусстве актера. Лукиан об искусстве танца.


8. Искусствоведческая мысль в культуре средних веков
а) Изобразительное искусство и архитектура.

Зачатки искусствоведения в Западной Европе и Византии. Отношение к античному наследию. Эстетические воззрения Средневековья (Августин, Фома Аквинский), ведущая эстетическая идея: Бог – источник красоты (Августин) и ее значение для художественной теории и практики. Идея «первообраза». Дуализм средневекового мировоззрения. Проблемы искусства и творчества в полемике иконоборцев и иконопочитателей.

Особенности средневековой литературы об искусстве. Практически-технологические, рецептурные руководства: «Руководство живописцев» с горы Афаонской Дионисия Фурнаграфиота, «О красках и искусствах римлян» Гераклия, «Схедула» (Schedula – Ученьице) Теофила. Описание памятников архитектуры в хрониках и житиях святых.
б) Музыка

Художественный канон как метод творческой практики средневековья. Символизм и иерархичность, дуализм. Этическое и эстетическое в эпоху средневековья. Средневековый хронотоп. Музыка в системе средневековой практики: богослужебное пение и музыка. Авторы трактатов о музыке. Общие черты средневековой науки о музыке. Этапы развития средневековой музыкальной науки. Этап патристики (отцов церкви): Климент Александрийский, Амвросий Медиоланский, Иероним об общих вопросах музыки. Переходный (от античности к средневековью) этап: деятельность Августина, Боэция, Кассиодора. Исидора Севильского и др. Каролингский этап «онаучивания» музыкальной практики; теория многоголосной музыки: Хукбальд и его школа, Алкуин, Аврелиан из Реоме, Регино из Прюма и др. Этап высокого средневековья. Сложение теории сольмизации и мензуральной ритмики: Гвидо из Ареццо, И.де Гарландиа, Ф.Кельнский. Этап Ars nova (итал. Trecento): Ф.де Витри, Маркетто Падуанский и др.

Григорианский хорал. Понятие, жанры григорианского хорала, особенности бытования. Учение о ладах. Основные категории лада. Лады автентические и плагальные. Мелодические формулы ладов. Транспозиция ладов. Названия ладов. Расхождение между названиями греческих и средневековых ладов. Октавный принцип структуры средневековых ладов, отличие от тетрахордовости греческих ладов.

Представление о музыке как о науке. Основные жанры многоголосной музыки, их описание в трактатах. Правила сочинения музыки. Дискантовая гармония у Франко. Классификация интервалов у И.де Гарландиа и Франко Кельнского. Условия применения интервалов. Правило регулирования вертикали. Наиболее крупные теоретики эпохи Средневековья.

Боэций (ок. 480-526). Биографические сведения. Наследие. Перечень основных работ Боэция. Краткая характеристика трактата «De institutione musica». Философия музыки у Боэция. Гармония и музыка. Мировая гармония. Соединение христианского и языческого учений о мире в философской концепции Боэция. Учение о трех музыках: musica mundana, musica humana, musica instrumentalis. Три вида гармонии у Боэция (harmonia, сoncordia, consonantia). Философия числа у Боэция. Мера, пропорция, число как основа гармонии. Трактат «De institutione arithmetica». Число (единица) как основа сущего. Философия четных и нечетных чисел. Непрерывные и прерывные величины. Учение о пропорциях. Три вида пропорций у Боэция.

Гвидо из Ареццо (ок.992-1050). Краткие биографические сведения. Музыкально-теоретические трактаты Гвидо. Основной вклад Гвидо в музыкальную науку. Реформа нотации. Развитие буквенной нотации до Гвидо. Буквенный ряд у Боэция, в анонимном трактате «Scholica enchiriadis» (IX-X). Расширение нижнего и верхнего участков звукоряда. Общий диапазон звукоряда Гвидо. Развитие линейной нотации до Гвидо. Линейная нотация у Хукбальда («De harmonica institutione»). Соединение буквенной, линейно-слоговой и невменной видов нотации как суть реформы Гвидо Аретинского. Учение Гвидо о сольмизации. Гимн «Ut queant laxis». Структура гексахорда. Три вида гексахорда. Модальные функции в гексахорде. Гексахорд и другие сольмизации. Понятие мутации. Гвидовона рука. Понятие «musica ficta». Гвидо как реформатор музыкального образования. Появление метода «чтения с листа». Значение реформы Гвида Аретинского.

Филипп де Витри (1291-1361). Краткие биографические сведения. Трактат «Ars nova» (ок. 1320). Новый этап в музыкальной практике и в теории нотации (мензуральной). Аутентичная и неаутентичная части трактата Витри. Обозначение длительностей; фигуры и названия нот. Типы нотации – черная и белая. Уровни мензуры. Modus maior, Modus minor, Tempus. Введение миним, формализация отношений между семибревисом и минимой. Обоснование Prolatio как степени мензуры. Перфектное и имперфектное деление мензуры. Четыре пролации Витри как четыре комбинации темпуса и пролации. Нотационные знаки мензур. Альтерация, диминуция, колорация. Историческое значение трактата Витри.

в) Театр

Тема театра, соотношение театрального зрелища и христианской этики в сочинениях отцов церкви и средневековых философов. Инструкции к средневековым театральным зрелищам и пособия к спектаклям школьных театров как документ теоретического самосознания религиозного театра средних веков. «Наставления» Св. Этельвальда. «Поэтика» Якоба Понтана и «рассуждение о сценической игре» Франциска Ланга.


9. Искусствоведческая мысль в культуре Возрождения
а) Изобразительное искусство и архитектура

Своеобразие ренессансного этапа развития искусства. Новое отношение к античности (изучение памятников античности). Развитие светского мировоззрения и возникновение экспериментальной науки.

Формирование тенденции к исторической и критической интерпретации явлений искусства: «Комментарии» Лоренцо Гиберти Трактаты по специальным вопросам – градостроительству (Филарете), пропорциям в архитектуре (Франческо ди Джорджо), перспективе в живописи (Пьеро дела Франческа). Теоретическое осмысление ренессансного перелома в развитии искусства и опыта гуманистического изучения античного наследия в трактатах Леона Батиста Альберти («О статуе», 1435, «О живописи», 1435-36, «О зодчестве»; опубл. в 1485), Леонардо да Винчи («Трактат о живописи», опубл. посмертно), Альбрехта Дюрера («Четыре книги о пропорциях человека», 1528).

Ревизия и критика архитектурной теории Витрувия в «Десяти книгах о зодчестве» (1485) Леона Батиста Альберти. Витрувианская «Академия доблести» и ее деятельность по изучению и переводу труда Витрувия. Трактат Джакомо да Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562).

«Четыре книги об архитектуре» (1570) Андреа Палладио – классический эпилог в истории архитектуры эпохи Возрождения. Роль Палладио в развитии архитектурных идей барокко и классицизма. Палладио и палладианство. Формирование ренессансных законов и правил изобразительного искусства: теории перспективы и учения о пропорциях.

Интерес к творческой личности художника - почва для развития биографического жанра и ранних ростков художественной критики. «Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари (1550, 1568) как этапный труд в истории становления искусствоведческой науки. Теоретические основы трех искусств «рисунка»: живописи, скульптуры и архитектуры. «Книга о художниках» Карела Ван Мандера как продолжение жизнеописаний Вазари на материале нидерландской живописи.


б) Музыка

Два взгляда на природу Ренессанса: подъем или упадок, прогресс или регресс? Изменения в структурной иерархии мироздания. Переход к антропоцентрической модели мира. Проблема времени в культуре Ренессанса. Взаимоотношения этики и эстетики. Эстетический фактор и искусство. Музыка в составе богослужения.

Литература о музыке. Сосредоточенность на теоретических проблемах искусства: лада, гармонии, контрапункта, жанра, композиции. Авторы трактатов о музыке. Музыкально-эстетические взгляды. Общая концепция музыки. Двойственный характер музыки: мusica как ars и как scientia. Опыты по созданию «размеренной музыки» (la musique mésurée) во Франции. Деятельность П.Ронсара и А.Баифа.

Лад. Эволюция ладовой системы. Ладовые акциденции и мusica ficta. Глареан и его трактат «Dodecachordon». Основная проблематика, введение в теорию ионийского и эолийского ладов (автентической и плагальной разновидности). Глареан и Царлино об ионийском и эолийском ладах. Сложение системы пяти многоголосных ладов.

Развитие учения о контрапункте. Правила голосоведения. Классификация интервалов. Проблема консонанса и диссонанса в ренессансной теории. Учение о контрапункте и композиции в эпоху Ренессанса. Правила контрапункта у Тинкториса и Царлино. Импровизационная природа контрапункта. И.Тинкторис («Liber de arte contrapuncti», 1477) и А.Коклико («Сompendium musices», 1552) о двух видах практики – устной и письменной. О терминах, отражающих понятия различных видов практики.

Особенности ладогармонической системы Ренессанса. Проблема тональности: лад и тональность. Царлино о мажорном и минорном трезвучиях (гармоническое и арифметическое деление квинты). Модальная гармония XV-XVI веков.

Зачатки учения о тематизме (Глареан, Цирлино, Морли, Понтио, Чероне). Основные понятия и термины. Диспозиционное понимание темы в эпоху Ренессанса.

Проблемы музыки в трудах И.Тинкториса (ок. 1435-1511). Биографические сведения. Музыкально-теоретическое наследие. Проблемы эстетики музыки в трудах Тинкториса. О соотношении понятий ars, peritia, ratio, techne, scientia. Музыкально-исторические воззрения. Зачатки исторической науки у Тинкториса. Трактаты «De inventione et usu musicae (ок. 1480), «Liber de arte contrapuncti» (1477), «Proportionale musices» (1472-1473). Периодизация музыкально-исторического процесса. Система эффектов музыки у Тинкториса («Complexus effectuum musices», 1473-1474). Ладовая проблематика. Armonia, tonus и concentus как основные категории лада. Учение о ладах. Параметры лада: звукоряд, реперкуссия, амбитус, высотное положение лада. Учение о контрапункте. Классификация интервалов. Модальные функции тенора. Учение о руке. Расширение звуковой системы. Понятие вводного тона. Musica ficta. Проблемы ритмической теории. Историческое значение мензуры. Квантитация. Виды квантитации. Длительность ноты («правильная» и «неправильная»). Явления квантитативной переменности. Имперфикация ноты. Альтерация. Аугментация. Пропорции и пропорционирование. Способы пропорционирования. Точки.

Дж.Царлино (1517-1590) как теоретик музыки. Краткие биографические сведения. Род деятельности. Теоретическое наследие.

Историческая проблематика в трудах Царлино. История музыки по Царлино. Научная методология Царлино. Музыка как наука, теория (scienza), музыка как искусство, практическая деятельность (arte). Деление музыки на теорию и практику. Понимание музыки через категорию гармонии. Виды музыки у Царлино (линия Боэция). Возникновение гармонии. Понятие контрапункта. Взаимосвязь гармонии и контрапункта.

Теория лада у Царлино. Обоснование «мажора» и «минора» через теорию пропорций. Система 12 ладов. Деление ладов в зависимости от вида терции (большой или малой). Новый порядок расположения ладов в сравнении с гвидоновым звукорядом. Характеристика ладов.
в) Театр.

Теоретические труды гуманистов XVI века по проблемам драмы и театра (Ф.Робортелло, Ю.Ц.Скалигер, Л.Кастельветро). Переосмысление «Поэтики» Аристотеля в духе ренессансного предклассицизма.

Сочинения актеров Комедии дель арте – попытка теоретического самоосмысления итальянского театра импровизации (Н.Барбьери, Б.Перуччи).

Образ театра в мировоззрении и искусстве Возрождения. Идея театра как микрокосма вселенной. Смысл и эволюция метафоры «театр-мир» в драматургии Возрождения и барокко (Шекспир и Кальдерон). Трактат Лопе де Вега «Новое искусство писать комедии» как манифест общедоступного театра. Лопе де Вега, Кальдерон, Шекспир о предназначении театра, о театральной условности, об актерском искусстве. Появление в XV-XVI в.в. трактатов и учебников танца (Г.Эбрео, Ф. Карузо, Ч. Негри, Туан Арбо).

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница