Программа курса «Западноевропейское историописание эпохи катастроф»



Скачать 320.98 Kb.
Дата26.10.2016
Размер320.98 Kb.
Программа курса

«Западноевропейское историописание эпохи катастроф»
Пояснительная записка

Актуальность курса: В подготовке студентов исторических факультетов изучение истории исторической науки является, на наш взгляд, важнейшей составляющей общего исторического образования. Студенту-историку очень непросто разобраться в современной ситуации, сложившейся в исторической науке, которая характеризуется поиском и открытием новых методов и подходов к анализу источниковедческой базы, переоценкой уже имеющегося методологического арсенала и особой рефлексией, приводящей к новому осмыслению роли историка и места исторической науки в обществе. В исторической науке, значительно трансформировавшейся под влиянием постмодернизма, появились сомнения в самой возможности адекватного воспроизведения прошлого на основе имеющегося инструментария, многие ученые усомнились в познавательных возможностях истории как науки. В наше время историки-профессионалы заново примеривают на себя то христианскую философию истории, то антропологические подходы и лингвистический поворот, то теории неопозитивизма, а то и вовсе концепции гибели и конца истории. Что это? Свидетельство кризиса, тупика или, напротив, преддверие нового взлета историзма, осмысленного в категориях наступающей эпохи, обещающей в связи с компьютеризацией и созданием мультиинформационных сетей совершенно иной уровень информационной насыщенности и возможности воссоздания с помощью новейших методов имевших место реальностей и конструирования новых квазиреальностей?

Понять все эти сложные процессы, определить свое исследовательское поле, освоить приемы работы с историческим источником, определить свои пути и способы осмысления прошлой социальной реальности возможно только в контексте обращения к генезису исторической науки.

Несколько десятилетий назад английский историк и философ Р. Дж. Коллингвуд писал о том, что историческое мышление является первичной и фундаментальной деятельностью человеческого сознания, как, наверное, сказал бы Декарт, идея о прошлом является «врожденной». Подобное представление, кажущееся столь очевидным, на самом деле, как и многие очевидности, едва ли может рассматриваться как истинное. Современные науки о человеке убедительно показали, что ни «чувство времени», ни базирующееся на нем «историческое мышление» не могут считаться изначально присущими человеку, они – плод прежде всего его социального развития. История как познание не рождается вместе с человечеством, она формируется в процессе его становления, изменения и усложнения его бытия.

История исторического знания имеет важное значение и при оценке социальных функций истории. Конец XX века дал такие рецидивы антиисторичности как в профессиональной среде, так и в «картине мира» современного человека (при возросшем интересе к фактической истории у весьма широкого круга непрофессиональных историков), что в пору усомниться вообще, сохранилось ли не только историческое мышление, но и просто историческое чувство. Удобно созерцаемая, ничему не научающая история как обряженная в наряды прошлого современность – вот что весьма притягательно для массового сознания.

Богатейший материал осмысления истории нашими предшественниками, нашими коллегами, жившими несколько столетий назад, в иной социальной среде, в иных исторических условиях, в другом времени и пространстве является бесценным интеллектуальным опытом, показывающим саму динамику становления исторической науки, открывающим суть категорий и понятий этой дисциплины в момент их зарождения, определяющим смысл и назначение занятий историей.

К сожалению, в современном историческом образовании традиционные курсы историографии, зачастую сводящиеся к простому перечислению исторических теорий, школ, направлений, занимают второстепенное место. Они действительно малоинтересны студентам века информатизации, и малоэффективны в формировании профессиональных навыков будущего историка. Вероятно, во многом это связано со сложившейся исследовательской ситуацией в науке.

В 60-е годы ХХ века благодаря усилиям блестящей плеяды советских историков, к числу которых можно отнести Е.А. Косминского, О.Л. Вайнштейна, А.Д. Люблинскую, были заложены основы изучения историографии. Работы 70-80 – х гг. М.А. Барга открыли новую перспективу исследования истории исторического знания в совершено новаторском, весьма актуальном и сегодня, направлении – истории исторического сознания.

Развивая это направление, только сейчас историческое сообщество ставит вопрос об изучении исторической культуры past society. Интересы современной науки в этом направлении лежат в сфере изучения истории исторического знания в нескольких плоскостях. Во-первых, с внешней стороны, т.е. история исторического знания – как эмпирически зримая цепь сменявших друг друга, с течением времени, историографических школ и направлений, определявших тип исторической культуры общества. Во-вторых, как процесс, обусловленный системными связями историографии с данным типом социума и его культуры, в частности, с ее мировоззренческой сутью. В-третьих, с точки зрения определения и типологизации форм историзма. Кроме того, изучение механизмов и форм фиксации прошлого, его социальной и политической актуализации позволяет рассматривать историю исторического знания в теснейшей взаимосвязи с социальной историей прошлого.



Цели и задачи курса: Предметом и, следовательно, целью изучения данного спецкурса является, прежде всего, категория историзма, суть которой составляет идея развития во всех областях человеческого знания вообще и в науках о человеке в частности. Становление категории «историзма» фиксирует движение процесса осмысления человеком существующей реальности на основе актуализации его личного и социального опыта. Для современной исторической науки абсолютно очевидной является идея о том, что ни сам человек и его мышление, ни общественные институты не могут быть поняты вне связи с временными и пространственными координатами, так же как не могут быть поняты вне связи с историей их возникновения и становления. Торжество идеи развития, нашедшей свое воплощение в современном понимании историзма (прежде всего, в анализе социокультурных проблем), стало следствием первой научной революции в естествознании XVII века.

Как известно, историческое мышление, то есть осмысление человеком своего прошлого, и историческое знание, составленное из множества фрагментов того, что нам известно (а не того, что было) составляют основу человеческих действий. Вне зависимости от того насколько полно или фрагментарно историческое знание, именно оно лежит в основе системы ценностных суждений о прошлом, является критерием упорядочения знаний о мире вообще и играет важнейшую роль в формировании мировоззрения. Из исторического знания рождаются представления об истории, конкретный «образ истории». Он всякий раз индивидуален, субъективен, но в целом вписывается в общую картину представлений о прошлом, свойственную определенной социальной группе, определенному культурному типу, определенной эпохе.

Коллективный образ истории может восприниматься под различными углами зрения, в зависимости от того, какие аспекты являются для субъекта исторического познания определяющими – события, структуры или социальные институты, идеи или политика, социальное устройство, экономика, культура, религия и прочее. Критерии выбора и степень актуализированной важности содержания истории обусловлены опять-таки эпохой и господствующим в ней мировоззрением. Таким образом, образ истории – это не вся «прошедшая история», и не все «историческое знание», а субъективное видение и интерпретация хода истории, часть мира человеческих представлений, а именно – представления о прошлом. Поэтому образ истории всегда является упрощенным толкованием прошлого из перспективы настоящего. Всякий образ истории ориентирован на современность, ибо именно она задает параметры, по которым оценивается прошлое, отбирается все «значимое»; «образ истории» постоянно меняется, поскольку настоящее само решает, о чем ему помнить. Можно сказать, что прошлое актуализируется настоящим, и, следовательно, является динамичной составляющей исторической культуры.

В синхронном срезе культуры может существовать несколько образов истории, что свидетельствует о многослойности исторического сознания, которое подразумевает изменчивость человека и его истории, а также признание воздействия истории на настоящее и будущее; предполагает существование «образа истории», в котором основная масса исторической информации, представлена систематизировано в соответствии с определенным мировидением, включающем философию истории (представления об истории как процессе, имеющем начало, определенный ход и конец; представления о сущности истории, ее целях и движущих силах, их условиях и причинах). Собственно историзм формирует историческое сознание социума и личности и видоизменяется под их воздействием. Поэтому мы считаем, совершенно оправданным говорить о целом ряде типов исторического сознания. Анализируя категорию «историзма» мы базируемся на том, что формирование знания является социальным процессом, а знания о прошлой социальной реальности одновременно конструируют саму эту реальность, аккумулирующую свое прошлое, настоящее и будущее [95, с. 5].

Во II веке н.э. (164 или 166 г.) Лукиан из Самосаты создал первое в пространстве Западной Европы сочинение по теории истории – литературно-критический трактат под названием «Как следует писать историю», обращенный к другу Лукиана Филону. Непосредственным поводом к его созданию стал обильный поток льстивых, лживых и некомпетентных исторических сочинений, появившихся в конце Парфянской войны 161–165 гг., авторы которых спешили прославить победы римских военачальников. В критической части трактата Лукиан развенчивает дилетантов от историописания, показывая, чего должен избегать настоящий историк, чем исторический труд отличается от панегирика, риторики и поэзии. Во второй части сочинения Лукиан подробно формулирует позитивный идеал историографии, определяя, какими качествами должен обладать историк, как надлежит работать над отбором материала и литературным стилем исторического труда и, в конечном счете, отвечает на вопрос «Как следует писать историю?». А в XVI веке Жаном Боденом в трактате «Метод легкого познания истории» (1566 год) был поставлен вопрос о том, как следует историю читать, как ее познать, и, наконец, как используя знания о прошлом, прогнозировать события будущего.

И сегодня разговор об историческом познании не может быть сведен лишь к тому, как пишется история. Так как историческое познание – многоуровневый процесс, включающий и конкретно-историческое исследование (в свою очередь, имеющее определенную профессиональную стратификацию); и концептуально-теоретическое осмысление; и анализ того, как, собственно, происходит мыслительная работа в голове историка и как она фиксируется в создаваемом тексте; и как этот создаваемый текст согласуется с самой фактической историей, которая тоже может рассматриваться как текст; и каковы методы исследования и написания истории. Таким образом, профессиональные результаты работы историка «располагаются» в широко понимаемом поле исторического, и шире – гуманитарного знания. В своих лекциях мы остановимся лишь на некоторых аспектах историзма – основах исторического познания, на его метаморфозах в историческом динамизме. Мы рассмотрим представления о смысле и значении истории в рамках отдельной исторической эпохи на примере сочинений нескольких выдающихся мыслителей, чьи труды и предопределили формирование исторической культуры в хронологических рамках эпохи катастроф. Нам представляется крайне необходимым найти путь к более позитивному постижению иной культуры, которая является важнейшей частью культуры современного социума.

Особенности курса, определяющие новизну предлагаемого исследовательского подхода, состоят в том, что в ходе лекций мы попытаемся определить существенные теоретические основания механизмов, путей и способов межкультурного взаимодействия, а также – характерного, общего и особенного в восприятии прошлого выдающихся мыслителей эпохи катастроф через призму исторической культуры. Конечно, понятие «историческая культура» является предельно широким. Оно включает в себя и текущую реальность, и историческое сознание, потому что в изучении прошлого нет резких границ и водоразделов. Осознание неразрывной связи между историей самих идей и идейных комплексов, с одной стороны, и историей условий и форм интеллектуальной деятельности с другой, является одной из особенностей современной интеллектуальной истории, когда учет взаимодействия между движением идей и их отнюдь не абстрактной исторической средой, теми социальными, политическими, религиозными, культурными контекстами, в которых идеи зарождаются, распространяются, модифицируются, развиваются, становится принципиальным. Эта исследовательская установка, по самой своей сути, нацеливает нас на междисциплинарный и интегративный подход.

Курс предполагает изучение важнейших, на наш взгляд, моментов в истории исторического знания XVI – XVIII вв. на пространстве стран Западной Европы. Преимущественно, мы останавливаемся на Франции и Англии, так как, по нашему мнению, именно эти страны в интересующий нас период определяли интеллектуальное движение, созидавшее историческую дисциплину и предопределившее институциональное оформление исторической науки в Германии в XIX веке.

Отметим, что хотя курс и учитывает очень незначительный опыт организации учебных спецкурсов по данной проблематике для государственных университетов и педагогических вузов, тем не менее, он является авторским и в плане подбора материала, и в плане структуры.

Вместе с тем при составлении данного курса принималось во внимание необходимость включения в нее материалов, отражающих новейшие тенденции и достижения отечественной и зарубежной науки в этой проблематике. Хотя следует отметить, что для большинства российских историков эта проблематика до сих является периферийной и вспомогательной.

Автор стремился выделить важнейшие этапы, сущностные черты и направления истории исторического знания указанного периода. Этим объясняется наличие в курсе тем, освоение которых предполагает довольно высокий уровень обобщения и синтеза конкретного исторического материала. Методология курса построена на социокультурном фундаменте, при использовании компаративного подхода, новейших концепций исторической антропологии, исторической психологии, культурологии.

Спецкурс рассчитан на 26 академических часов (включая итоговую проверку знаний). Форма итоговой аттестации по курсу – «зачет». Предлагаемый курс лекций может быть использован в рамках базовых дисциплин «История Средних веков» и «История Нового времени» (темы, связанные с особенностями культуры, науки, интеллектуальной жизни этих периодов), в рамках спецкурса по истории исторической мысли, спецсеминара при подготовке экзамена кандидатского минимума по истории и философии исторической науки, а также при написании курсовых и дипломных работ по заявленной проблематике.

В соответствии с целями и задачами курса построена и логика его содержательной организации. Весь курс мы ограничили шестью лекциями, которые, на наш взгляд, бесспорно, не исчерпывают всего материала по заявленной проблематике, но, тем не менее, определяют некоторое исследовательское поле и подходы.

Основное содержание курса:

Лекция I. Западноевропейское историописание «эпохи катастроф»: общая характеристика.

Определение содержательного наполнения термина «эпоха катастроф»; обоснованность необходимости его применения относительно характеристики социокультурных процессов западноевропейской истории XV – XVIII вв.; особенности исторической реальности и исторического сознания «эпохи катастроф»; характеристика основных черт историописания «эпохи катастроф».



Лекция II. «Такие разные авторы и тексты...». Несколько подходов к определению типа историзма.

Краткие биографии и характеристики сочинений, непосредственно посвященных или касавшихся истории Ж. Бодена, Фр. Бэкона, Р. Декарта, Ш.Л. Монтескье, Дж. Вико, Г. С.-Дж. Болингброка, Д. Юма. Общие черты кризисного типа историзма.



Лекция III. Источники знаний о прошлом.

Проблем выявления источников знаний о прошлом. Античная и средневековая традиция использования источников. Образ события. Автор и текст исторического источника. Дифференциация источников. Методы критики исторического источника. Источник в системе исторических знаний Фр. Бэкона Противопоставление «истории» и «антиквариата» у Бэкона. Мемории, адекватная история и древности. Исторический источник в сочинениях Болингброка. Характеристика античной, средневековой и гуманистической историографии. Критика Библии. Критике источниковой базы античных разделов всемирной истории и исследовательской процедуры историков-эрудитов, антикваров. Дж. Вико: исторический источник как род воспоминания человеческого самосознания, внутренне отложившегося в памяти человека и внешне – в истории языка. Язык текста как исторический источник. Юм: историография как «экспериментальноый» метод изучения «моральных проблем». Отождествление прошлого и настоящего. Отсутствие представлений о репрезентативности исторического источника. Примеры использования античных источников в трактате Ж. Бодена «Шесть книг о государстве» (1576 г.).



Лекция IV. Полидисциплинарная история и ее предмет в системе социогуманитарного знания эпохи катастроф.

Представления о междициплинарности истории в период генезиса современного гуманитарного знания. Роль общегуманитарного знания в определении предмета истории. Теология, филология, юриспруденция, математические науки в становлении метода исторической дисциплины. Новое осмысление пифагорейства как способ познания прошлого. Методы исторического исследования, заимствованные из филологии и юриспруденции. Теоретические подходы к организации материала и законы формальной логики. Дифференциация истории по предметному основанию и по соотношению всемирно-исторического и локального. Категория всемирно-исторического. Предмет истории и способы его постижения в теоретических моделях Ж. Бодена, Фр. Бэкона, лорда Болингброка, Дж. Вико.



Лекция V. От событийной истории к теоретизирующим историкам. От критерия «объективность» к историческому закону.

Теория исторического факта как базовая составляющая истории исторического знания. Некоторые общие тенденции изображения события в западноевропейских средневековых и ренессансных сочинениях. Переосмысление античной, средневековой и гуманистической традиций в историзме XVI – XVIII вв. Смена исследовательской парадигмы: от памяти о событии как некоторого абсолюта к историческому моделированию. Соотношение в нарративе повествовательного и аналитического, интуитивного и рационального. Проблема выявления объективно существующих факторов влияния на общество. Историческая закономерность и исторический закон в контексте отождествления фактов социальной и природной реальности.



Лекция VI. «Болезнь Вечности» или «жизнь души». Идея развития в истории.

История – свидетельница времен. Представления о времени в античности и в Средневековье. Идея развития в трактатах XVI –XVII вв. Динамика становления категории «время» и социальное движение в истории в произведениях Ж.Бодена и Фр. Бэкона. Периодизации истории. Идея прогресса А.Р.Ж. Тюрго.



Тематический план

п/п

Тема лекции

Вид занятий

Кол-во часов

Текущий контроль знаний

1.

Западноевропейское историописание «эпохи катастроф»: общая характеристика

Лекция

4

проверочная работа

2.

«Такие разные авторы и тексты…» Несколько подходов к определению типа историзма

Лекция

4

Р реферирование

3.

Источники знаний о прошлом

Лекция

2

контрольная работа

4.

Полидисциплинарная история и ее предмет в системе социогуманитарного знания

Лекция

4

проверочная работа

5.

От событийной истории к теоретизирующим историкам. От критерия «объективность» к историческому закону.

Лекция

4

проверочная работа

6.

«Болезнь Вечности» или «жизнь души». Идея развития в истории.

Лекция

6

проверочная работа




Итоговая проверка знаний




2

зачет




Общее количество часов:




26





Контроль знаний.

Вопросы для проведения текущей и итоговой аттестации студентов составлены на основе Программы и самого курса. Они составлены с учетом необходимости проверки и закрепления полученных в ходе изучения курса знаний.



Темы рефератов и курсовых работ и предполагают углубленное изучение основных форм и уровней исторического знания указанного периода, ключевых проблем истории исторической мысли, эволюции форм историописания, возникновения, распространения и смены исследовательских установок, значимых изменений в источниковой базе, становление и развитие истории как академической дисциплины.
Вопросы для проведения текущей и итоговой аттестации.

  1. 1.В чем состоят особенности развития западноевропейского общества эпохи катастроф?

  2. Соотнесите понятия «переходная эпоха», «эпоха катастроф», «эпоха раннего Нового времени».

  3. Дайте характеристику западноевропейского историописания XVI – XVIII вв.

  4. Что такое «историзм»?

  5. Какие типы историзма Вам известны? Чем среди них выделяется кризисный тип историзма?

  6. Дайте общую характеристику авторов и текстов эпохи катастроф, представляющих кризисный тип историзма.

  7. Приведите примеры кризисного типа историзма в XVI – XVIII вв.

  8. Назовите и дайте характеристику источников знаний о прошлом в теоретических трактатах по истории XVI – XVIII вв.

  9. Дайте определение и приведите примеры философской истории.

  10. Дайте определение и объясните и объясните модель изучения прошлого в рамках естественной истории.

  11. Сравните основные подходы к изучению прошлого в философской истории и в естественной истории.

  12. Есть ли различия в источниковой базе западноевропейского средневекового историописания и историографии XVI – XVIII вв.?

  13. Используя материалы «Приложения» проанализируйте использование античных источников в сочинении Жана Бодена «Шесть книг о государстве». Насколько отношения Бодена к античному наследию совпадало с общепринятой источниковедческой традицией того времени?

  14. Используя материалы «Приложения» дайте оценку механизмов цитирования в сочинении Жана Бодена «Шесть книг о государстве».

  15. Какую роль в развитии кризисного типа историзма сыграли сочинения И. Авентина, Ж. Бодена, Фр. Бэкона, Г. Болингброка, Р. Декарта, Д. Юма?

  16. В чем, на Ваш взгляд, состоят причины изменения отношения к источнику знаний о прошлом авторов исторических сочинений XVI – XVIII вв.?

  17. Каковы были представления о репрезентативности исторического источника в историзме кризисного типа?

  18. Роль полидисциплинарности в становлении исторической дисциплины в XVI – XVIII вв.

  19. Предмет истории в рамках полидисциплинарности XVI – XVIII вв.

  20. Полидисциплинарная история эпохи катастроф.

  21. Междисциплинарность истории и ее роль в становлении методов познания прошлого.

  22. Категории «факт», «событие» в системе исторического знания эпохи средневековья и эпохи катастроф XVI – XVIII вв.: сравнительная характеристика.

  23. От событийной истории к теоретизирующим историкам. Чем обусловлен этот переход?

  24. Категория «объективность» в историописании позднего средневековья и эпохи катастроф.

  25. Почему в сочинениях по теории истории XVI – XVIII вв. формирует и актуализирует категорию «leges historicae»?

  26. В чем, на Ваш взгляд, состояло влияние интеллектуальной культуры, естественно-научного знания на формирование новой системы исторического знания?

  27. Научная революция XVII века и историографическая революция. Как соотносятся эти понятия?

  28. В чем, на Ваш взгляд, состоит сущность историографической революции XVI – XVIII вв. XVI – XVIII вв.?

  29. Какие этапы (условно) можно выделить в развитии кризисного типа историзма? Дайте их характеристику.

  30. Идея исторического развития в историографии XVI – XVIII вв.

  31. Категория «время» в системе исторических знаний эпохи катастроф.

  32. Какие критерии использовались в периодизациях прошлого в сочинениях XVI – XVIII вв.? Как они связаны с типом историзма?

Темы рефератов


  1. Историческая модель Иоганна Авентина (1477 – 1534 гг.).

  2. Климатическая теория Жана Бодена (1530 – 1596 гг.) и идея прогресса в истории.

  3. Историография как гуманитарная наука и идея всеобщей истории Франсуа Бодуэна (1520 – 1573 гг.).

  4. Луи Леруа (1510 – 1577 гг.): идея множественности человеческих сообществ и история как способ изучения культуры.

  5. Место истории мысли и истории культуры в концепции всеобщей истории Франческо Патриции (1529 – 1597 гг.).

  6. Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626 гг.): история как опытное знание.

  7. Теория естественного права и общественного договора: Гуго Гроций (1583 – 1645 гг.) и Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.).

  8. Рационализм и «исторические предрассудки».

  9. Прагматизм и скептицизм в исторической мысли XVI –XVIII вв.

  10. Неопирронизм.

  11. Эрудиты и антиквары.

  12. Уильям Кэмдэн (1551 – 1623 гг.): история и археология

  13. Сбор и публикация источников в XVII – XVIII вв.

  14. Бенедектинские монастыри, их архивы и библиотеки

  15. Конгрегация Святого Мавра, мавристы и их роль в развитии знаний о прошлом.

  16. Ученые общества иезуитов и их роль в развитии знаний о прошлом.

  17. Жан Болланд (1596 – 1665 гг.) и значение архивных публикаций общества болландистов. Издание Acta Sanctorum (1643 г.).

  18. Гиперкритицизм в историзме XVII – XVIII вв.

  19. Научная революция в интеллектуальной ситуации XVI –XVIII вв.

  20. Жан Мабильон (1632 – 1707 гг.) и его «Шесть книг о дипломатике».

Примерная тематика курсовых работ


  1. Сочинения Себастьяна Франка (1499 – 1542 гг.): идея прогресса на основе разума и свободы.

  2. Изображение древности в сочинениях Иоганна Авентина (1477 – 1534 гг.)

  3. Исторические источники и их роль в «Пророчествах магистра Мишеля Нострадамуса» (1555 г.).

  4. Исторический метод изучения римского права и юридическое направление ренессансного историзма. Формально-юридическая критика исторических источников в сочинениях XVI – XVIII вв.

  5. Предмет истории по трактату Агриппы Д’Обинье (1552 – 1630 гг.) «Всеобщая история».

  6. Способы фиксации прошлого и социальные функции истории по трактату Франческо Патриции (1552 –1630 гг.) «Десять диалогов по истории».

  7. Оптимизм и исторический релятивизм исторической теории Луи Леруа (1510 – 1577 гг.).

  8. Категория «объективное» в исторических моделях XVI – XVIII вв.

  9. Предмет истории в сочинениях Жана Бодена (1530 – 1596 гг.) и Фрэнсиса Бэкона (1510 – 1577 гг.): сравнительная характеристика.

  10. Всеобщая история как синтез или как «история эпох» в сочинениях Фрэнсиса Бэкона (1510 – 1577 гг.).

  11. Исторические источники в сочинениях эпохи катастроф: смена исследовательской парадигмы.

  12. Принцип историзма и отрицание теории естественного права в сочинениях Дж. Вико (1668 – 1744 гг.).

  13. Метод исторических параллелей в сочинениях Дж. Вико (1668 – 1744 гг.).

  14. Г. Болингброк (1678 – 1751 гг.) и «Письма об изучении и пользе истории». Проблема трактовки исторического опыта.

  15. Георгафический детерминизм Шарля Монтескье (1689 – 1755 гг.) и значение этой теории в истории исторического знания XVI – XVIII вв.

  16. Реализм, критика исторических источников с позиций здравого смысла и оценка ранней истории историописания (Вольтер [Мари Франсуа Аруэ] (1694 – 1778 гг.) «Опыт о нравах и духе народов и о главных событиях истории»)

  17. Историографическая модель А. Кондорсе (1743 – 1794 гг.) в сочинении «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

  18. Гуманиститческая, философская и естественная истории в сочинениях Д. Юма (1711 – 1776 гг.).

  19. Английские историки-рационалисты XVII – XVIII вв.

  20. Теория общественного прогресса в сочинениях А. Тюрго (1727 – 1781 гг.).

  21. Типы периодизаций истории и их критерии в сочинениях по теории истории XVI – XVIII вв.

  22. Сравнительно-исторический метод И.Г. Гердера (1744 – 1803 гг.).

  23. История в системе наук Р. Декарта (1596 – 1650 гг.).

  24. «Исторический и критический словарь» (т. 1–2, 1695 – 1697 гг.) П. Бейля (1647 – 1706 гг.) и его роль в систематизации знаний о прошлом.


Источники и литература.

*Сплошная нумерация в «Списке» обусловлена порядком оформления в пособии цитат.


Источники

  1. Августин Блаженный. Творения: в 4-х тт. СПб:Алетейя; Киев: УЦИНМ – ПРЕСС, 1998.

  2. Бейль П. Исторический и критический словарь. В 2-х Т. М.: Наука, 1978.

  3. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.

  4. Боден Жан. Метод легкого познания истории. М.: Наука, 2000.

  5. Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М.: Наука, 1978.

  6. Бэкон Фр. История правления короля Генриха VII. М.: Наука, 1990.

  7. Галилей Г. Избр. труды. В 2-х т. Пер. с лат. М.: Наука, 1964.

  8. Вико Дж. Основания новой науки обобщей природе наций. М., 1994.

  9. Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. М.: Наука, 1997

  10. Вольтер Ф. История Карла XII, короля шведского. СПб, 1909.

  11. Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука, 1988.

  12. Гвиччардини Ф. Сочинения. М.-Л., 1934.

  13. Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

  14. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. Т. 1-7. М., 1983 – 1886.

  15. Декарт Р. Начала философии // Декарт Р. Избр. произведения. Пер. с фр. М.: Госполитиздат, 1950. С. 409—544.

  16. История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. Пер. с фр. Л.: Наука, 1978.

  17. Кондорсе М.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.

  18. Мабли Г.-Б. Об изучении истории. О том, как писать историю. М., 1993.

  19. Лейбниц Г. В. Рассуждения о метафизике // Лейбниц Г. В. Соч. Пер. с лат., нем., фр. В 4 т. М.: Мысль, 1982—1989. Т. 1. С. 125—163.

  20. Лукиан. Как следует писать историю // Лукиан. Избр. проза. Пер. с древнегреч. М.: Наука, 1991.

  21. Монтеське Ш.Л. О духе законов // Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М.: Наука, 1955.

  22. Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Собр. трудов академика А. Н. Крылова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. Т. VII.

  23. Робертсон У. История государствования императора Карла V. Т. 1-3. М., 1859.

  24. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. Пер. с фр. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково Поле, 1998.

  25. Спиноза Б., де. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом. Приложение, содержащее метафизические мысли // Спиноза В. Избр. произведения. В 2 т. Пер. с лат. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. С. 265— 316.

  26. Тюрго А.Р.Ж. Последовательные успехи человеческого разума // Тюрго А.Р.Ж. Избранные философские произведения. М., 1937.

  27. Тюрго А.Р.Ж. Рассуждения о всеобщей истории // Там же.

  28. Юм Д. Англия под властью Стюартов. Т. 1-2. СПб., 2001 – 2002.

  29. Aubrey J. Natural History of Wiltshire. Cambridge, 1969.

Cottoni posthuma divers choice pieces of that renowned antiquary, Sir Robert Cotton, Knight and Baronet, preserved from the injury of time, and exposed to publick light, for the benefit of posterity. L., 1651.

30. Hume D. The Life of David Hume, Esquire, Written by Himself, 1777.


Учебники и учебные пособия

31. Бобкова М.С. Историческое знание в XV – XVIII вв. М.: ИВИ РАН, 2001.

32. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л.: Наука, 1964.

33. Гутнова Е. В. Гуманизм и первые шаги буржуазной исторической мысли // Историография Нового времени стран Европы и Америки / Ред. И. С. Галкин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.

34. Дементьев И.П., Патрушев А.И. (ред.). Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. М.: Простор, 2000.

35. Источниковедение. М.: РГГУ, 1998.

36. Каменцева Е. И. Хронология. М.: Высшая школа, 1967.

37. Кияшко В. Я. Хронология. М.: Высшая школа, 1981.

38. Косминский Е. А. Историография Средних веков (V в.—середина XIX в.). Лекции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963.

39. Медушевская О. М. Теория, история и метод источниковедения // Данилевский И.Н. и др.

40. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М.: Дрофа, 2004.

41. Репина Л.П. История историографии. Программа курса к кандидатскому экзамену «История науки» по историческим специальностям. М.: ИВИ РАН, 2006.


Обязательная литература

42. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982.

43. Барг М.А. Историзм Фрэнсиса Бэкона // Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. Пер. с анг. М.: Наука, 1990. С. 200 – 249.

44. Барг М.А. Шекспир и история. М.: Наука, 1979.

45. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М.: Мысль, 1987.

46. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Наука, 1984.

47. Барг М.А., Авдеева К.Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. М.: ИВИ РАН, 1997.

48. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995.

49. Бернгейм Э. Введение в историческую науку. Пер. с нем. СПб: изд-во «Вестника знаний», 1908.

50. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая деятельность // Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977.

51. Бурхард Я. Культура Возрождения в Италии: опыт исследования. Пер. с нем. М.: Юрист, 1996.

52. Валлерстайн И. Изобретение реальностей времени – пространства // Время мира (Новосибирск). 2001. Вып. 2. С. 102 – 116.

53. Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки Нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М.: Мартис, 1997. С. 88 – 141.

54. Герье В. Философия истории от Августина до Гегеля. М.: Печатня С.П. Яковлева, 1915.

55. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М.: Наука, 1986.

56. Гулыга А.В. Гердер. М., 1975.

57. Гусарова Т. П. Хронология // Введение в специальные исторические дисциплины. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 174—198.

58. Гуссерль Э. Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени // Гуссерль Э. Собр. соч. Пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. Т. 1.

59. Данто А. Аналитическая философия истории. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2002.

60. Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке II Философия и методология истории / Ред. И. С. Кон. М.: Прогресс, 1977. С. 37—71.

61. Дьяконов И. М. Пути истории. М.: Восточная литература, 1994.

62. Зелдин Т. Социальная история как история всеобъемлющая // THESIS. 1993. Вып. 1. С. 154—162.

63. Зидер Р. Что такое социальная история? Разрывы и преемственность в освоении «социального» // THESIS. 1993. Вып. 1. С. 163—181.

64. Зиммель Г. Проблема исторического времени // Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Пер. с нем. М.: Юрист, 1996. Т. 1. С. 517 – 529.

65. История и память. (Отв. ред. Л.П. Репина). М.: Кругъ, 2006.

66. Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. Пер. с англ. М.: НЛО, 2000.

67. Кареев Н. Историология. (Теория исторического процесса). Пг.: Стасюле-вич, 1915.

68. Кареев Н. И. История Западной Европы в новое время. В 7 т. СПб.: [Б. изд.], 1892—1917.

69. Кедров Б. М. Классификация наук. В 2 кн. М.: Мысль, 1961—1965.

70. Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М., 1980.

71. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.

72. Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII—XIX вв. М.: Аспект-пресс, 1996.

73. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. Пер. с англ. М.: Наука, 1980.

74. Кроче Б. Теория и история историографии. Пер. с итал. М.: Языки русской культуры, 1998.

75. Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.

76. Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. В 2 т. СПб.: Студ. изд. комитет при историко-филологич. ф-те СПб. ун-та, 1911—1913.

77. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.

78. Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. Пер. с фр. СПб.: Б. изд., 1899.

79. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996.

80. Люббе Г. Что значит: «Этому можно дать только историческое объяснение»? // THESIS. 1994. Вып. 4. С. 213 – 222.

81. Маркина О. В. Взаимосвязь временных теорий // Философские аспекты учения о времени, пространстве, причинности и детерминизме / Ред. Ю. Б. Молчанов. М.: Ин-т философии АН СССР, 1985. С. 39 – 53.

82. Мило Д. За экспериментальную, или веселую, историю // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 185—205.

83. Молчанов Ю. Б. Проблема времени в современной науке. М.: Наука, 1990.

84. Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.: Наука, 1977.

85. Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени. (Отв. ред. Л.П. Репина). М.: Кругъ, 2003.

86. Поппер К. Нищета историцизма. Пер. с англ. М.: Прогресс-VIA, 1993.

87. Порк А. Историческое объяснение: Критический анализ немарксистских теорий. Таллин: Ээсти-Раамат, 1981.

88. Про А. Двенадцать уроков по истории. Пер. с фр. М.: РГГУ, 2000.

89. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001.

90. Раков В.М. «Европейское чудо» (рождение новой Европы в XVI – XVIII вв.). Пермь: Издательство Пермского ун-та, 1999.

91. Ранке Л., фон. Об эпохах новой истории. Лекции, читанные баварскому королю Максимиллиану II. Пер. с нем. М.: Тип. И. А. Баландина, 1898.

92. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1985.

93. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Пер. с нем. СПб.: Наука, 1997.

94. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Пер. с нем. М.: Республика, 1998.

95. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время: в поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997.

96. Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. В двух томах, М.: Наука, 2003.

97. Сартр Ж.-П. Проблема метода. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1994.

98. Селешников С. И. История календаря и хронологии. 3-е изд. М.: Наука, 1977.

99. Сюзюмов М. Я. Хронология всеобщая. 2-е изд. Свердловск, 1971.

100. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2000.

101. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.

102. Тулмин С. Человеческое понимание. Пер. с англ. Благовещенск: БГК, 1998.

103. Уайт X. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века. Пер. с англ. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002.

104. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. Пер. с англ. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.

105. Уитроу Дж. Естественная философия времени. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1964.

106. Уйбо А. С. Теория и историческое познание. Таллин: Ээсти-Раамат, 1986.

107. Февр Л. Бои за историю. Пер. с фр. М.: Наука, 1991.

108. Фриман Э. Методы изучения истории. Пер. с англ. М.: [Б. изд.], 1893.

109. Фуко М. Археология знания. Пер. с фр. Киев: Ника-центр, 1996.

110. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Пер. с фр. СПб.: Университетская книга, 1997

111. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. СПб.: A-cad, 1994.

112. Хайдеггер М. Время и бытие [1968] // Хайдеггер М. Время и бытие. Пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 393—406.

113. Хайдеггер М. Время картины мира // Там же.

114. Хвостов В.М. Теория исторического процесса. Очерки по философии и методологии истории. 2-е изд. М.: Моск. научн. изд-во им. Г. М. Марк при Моск. научн. ин-те, 1919.

115. Шпет Г. Г. История как проблема логики. Критические и методологические исследования. М.: Памятники исторической мысли, 2002.

116. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.

117. Ashley M. The Golden Century: Europe, 1598—1715. N. Y.: Praeger, 1968.

118. Barber B. Science and the Social Order. N. Y.: Free Press, 1952.

119. Brumfitt J. Voltaire Historian. Oxford, 1958.

120. Burke P. Vico. Oxford – N.-Y., 1985.

121. Burke P. Popular Culture in Early Modern Europe. L.: Temple Smith, 1978.

122. Burke P. The Renaissance Sense of the Past. N. Y.: St. Martin's Press, 1969.

123. Butterfield H. Man on His Past. The Study of the History of Historical Scholarship. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1955.

124. Certeau M., de. The Writing of History. N. Y.: Columbia Univ. Press, 1988.

125. Chartier R. Cultural History. Between Practices and Representations. Oxford: Polity Press, 1988.

126. Chastel A. The Crisis of the Renaissance, 1520—1600. Geneva: Skira, 1968.

127. Crisis in Europe, 1560—1660 / Ed by T. Aston. N. Y.: Basic Books, 1965.

128. Crocker L. G. An Age of Crisis: Man and World in Eighteenth-Century French Thought. Baltimore: John Hopkins Univ. Press, 1959.

129. English Historical Writing and Thought 1580 – 1640. L., 1962.

130. Ferguson W. K. The Renaissance in Historical Thought. Boston: Houghton Mifflin, 1948.

131. Gilbert N. W. Renaissance Concepts of Method. N. Y.: Columbia Univ. Press, 1960.

132. Gooch G. P. History and Historians in the Nineteenth Century. L.; N. Y.; Toronto: Longmans, Green and Co., 1928.

133. Le Goff J. History and Memory. N. Y.: Columbia Univ. Press, 1992 [1981].

134. Lloyd Ch. The Structures of History. Oxford: Blackwell, 1993.

135. Mackenzie R. The Ninetienth Century — A History. L., etc.: Thomas Nelson & Sons, 1891.

136. Mandrou R. Introduction a la France moderne. Essai de psychologie histori-que, 1500—1640. P.: Albin Michel, 1961.


Дополнительная литература

137. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М.: Наука, 1973

138. Андреев М.Л. Время и вечность в «Божественной комедии» Данте // Дантовские чтения. 1979. М.: Наука, 1979. С. 156 – 212.

139. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000.

140. Арон Р. Избранное. Пер. с фр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.

141. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт человеческой судьбы. М.: Мысль, 1990.

142. Блок М. Антропология истории, или Ремесло историка. Пер. с фр. М.: Наук, 1986.

143. Блок М. Короли-чудотворцы. Пер. с фр. М.: Языки русской культуры, 1998.

144. Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 1. Пространство и время. Пер. с фр. М.: Изд-во им. Сабашниковых , 1994.

145. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994.

146. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. Пер с фр. М.: Языки славянской культуры, 2002.

147.Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек: научно-художественные очерки. М.: Либерия, 1992.

148. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М.: Искусство, 1984.

149. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.

150. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. Пер. с англ. М.: НЛО, 2002.

151. Дэвис Н.3. Возвращение Мартена Герра. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

152. Дэвис Н.3. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. Пер. с англ. М.: НЛО, 1999.

153. Дюби Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе. Пер. с фр. М.: Языки русской культуры, 2000.

154. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. Пер. с фр. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997.

155. Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. Пер. с фр. М.: Ладомир, 2001.

156. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. Пер. с фр. М.: Прогресс, 2001.

157. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Пер. с фр. М.: Прогресс—Академия, 1992.

158. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.

159. Медиевистика XXI века: проблемы методологии и преподавания. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2005.

160. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 2-е изд. М.: Наука, 1995.

161. Михаил Абрамович Барг. Наследие ученого в современной исторической науке. М.: ИВИ РАН, 2006.

162. Немировский А. И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. 2-е изд. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986.

163. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М.: ДИК, 1998.

164. Оукшот М. Деятельность историка // Оукшот М. Рационализм в политике. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2002. С. 128—152.

165. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS. 1993. Вып. 2. С. 94—122.

166. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.: ИВИ РАН, 1998.

167. Сидоров А.И. Отзвук настоящего. Историческая мысль в эпоху каролингского возрождения. СПб.: Издательский Центр «Гуманитарная Академия». 2006.

168. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные самозванцы. Пер. с фр. М.: ДИК, 2002.

169. Стоун Л. Будущее истории // THESIS. 1994. Вып. 4. С. 160—176.

170. Тахо-Годи А. А. Ионийское и аттическое понимание термина «история» и родственных с ним // Вопросы классической филологии. М.: Изд-во МГУ, 1969. Вып. 2. С. 107—126.

171. Тахо-Годи А. А. Эллинистическое понимание термина «история» и родственных с ним // Вопросы классической филологии. М.: Изд-во МГУ, 1969. Вып. 2. С. 126—157.

172. Тилли Ч. Будущая история [1988] // Время мира (Новосибирск). 1998. Вып. 1. С. 128—137.

173. Фигуры истории или «общие места» историографии. СПб.: Северная звезда, 2005.

174. Франция — память (отрывки). Пер. с фр. / Ред. Г. Нора. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999.

175. Хейзинга Й. Homo ludens / Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с голл. М.: Прогресс-Академия, 1992.

176. Хейзинга Й. Осень Средневековья. Пер. с голл. М.: Наука, 1988.

177. Хобсбоум Э. От социальной истории к истории общества // Философия и методология истории. Сб. переводов / Ред. И. С. Кон. М.: Прогресс, 1977.

178. Хокинг С. Краткая история времени: от большого взрыва до черных дыр. Пер. с англ. СПб.: Амфора, 2000.

179. Хорган Дж. Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки. Пер. с англ. СПб.: Амфора, 2001.

180. Элиас Н. Изменение баланса между Я и Мы // Элиас Н. Общество индивидов. Пер. с нем. М.: Праксис, 2001. С. 215—330.

181. Эриксон Э. Г. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.

182. Abercrombie N. Class, Structure and Knowledge. Oxford: Blackwell, 1980.

183. Barnes B. Scientific Knowledge and Sociological Theory. L.; Boston: Rout-ledge & Kegan Paul, 1974.

184. Bell D. The End of Ideology. Glencoe (111.): Free Press, 1960.

185. Bloor D. Knowledge and Social Imagery. L.: Routledge & Kegan Paul, 1976.

186. Brabant F. Time and Eternity in Christian Thought. L.: Longman, Green & Co., 1937.

187. Bracher K.-D. Wendezeiten der Geschichte. Stuttgart: DVA, 1992.

188. Breysig K. Kulturgeschichte der Neuzeit. В.: о. V., 1900.

189. Burke P. History and Social Theory. Ithaca (N. Y.): Cornell Univ. Press, 1993.

190. Chatelet F. La naissance de l'histoire: La formation de la pensee historienne en Grece. P.: Editions de Minuit, 1962.

191. Chaunu P. Le temps des reformes. La crise de la chretiente: L'eclatement, 1250—1550. P.: Fayard, 1975.

192. Challenge from 1700 to 1800. St. Louis: Concordia, 1980.

193. Davis N. Z. Society and Culture in Early Modern France. Stanford: Stanford Univ. Press, 1975.

194. Droysen J. G. Historik. Vorlesungen fiber Encyclopadie und Methodologie der Geshichte. Munchen, В.: Verlag von R. Oldenbourg, 1958.

195. Elias N. Uber die Zeit. Frankfurt am M.: Suhrkamp, 1984.

196. Evans R. J. In Defence of History. L.: Granta Books, 1997.

197. Finberg H. P. R. (ed.). Approaches to History. Toronto: Univ. of Toronto Press, 1962.

198. Gelly W. Philosophy and Historical Understanding. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1964.

199. Hazard P. La Crise de la conscience europeenne, 1680—1715. P.: Plon, 1935.

200. Hill Ch. The Century of Revolution. L.: Reinhold, 1988.

201. Huppert J. The Idea of Perfect History (Historical Erudition and Historical Philosophy in Renaissance France). Urbana. 1969.

202. Hutton P. H. History as an Art of Memory. Hanover; L.: University Press of New England, 1993.

203. Jaques E. The Form of Time. L.: Heinemann, 1982.

204. Kimble G. H. T. Geography in the Middle Ages. L.: Methuen, 1938.

205. Koselleck R. Futures Past. On the Semantics of Historical Time. Cambridge (MA); L.: The MIT Press, 1985.

206. Kracauer S. Time and History // History and Theory. 1966. Beiheft 6. P. 65—78.

207. Maravall J. A. Culture of the Baroque: Analysis of a Historical Structure. Manchester: Univ. of Manchester Press, 1986.

208. Marrou H.-I. De la connaissance historique. P.: Editions du Seuil, 1954.

209. Meyerhoff H. Time in Literature. Berkeley: Univ. of California Press, 1955.

210. Moore W. E. Man, Time and Society. N. Y.; L.: John Wiley, 1963.

211. Parker G. Europe in Crisis, 1598—1648. Ithaka (NY): Cornell Univ. Press, 1979.

212. Parry J. H. The Age of Reconnaissance: Discovery, Exploration and Settlement, 1450—1650. L.: Wiedenfelf & Nicolson, 1963.

213. Simiand F. Recherches anciennes et nouvelles sur le mouvement general des prix du XVI a XIX siecle. P.: Domat Montchrestien, 1932.

214. Smith P. The Place of History among the Sciences // Essays in Intellectual History: Dedicated to James Harvey Robinson by His Former Students. N. Y.: MacMillan, 1929. P. 213—227.

215. Ullmann B. L. Renaissance — The Word and the Concept // Studies in Philology. 1952. V. 49. No. 2. P. 105—118.

216. Weisinger H. Ideas of History During the Renaissance // Journal of the History of Ideas. 1945. V. 6. P. 415—435.

217. White M. Foundations of Historical Knowledge. N. Y.; L.: Harper & Row, 1965.



218. Woolf D. A High Road to the Archives? Rewriting the History of Early Modern English Historical Culture//Storia della Storiografia.1997. № 32.

219. Woolf D. The Social Circulation of the Past: English Historical Culture 1500 – 1730. Oxford, 2003.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница