Программа курса «Введение в философию постструктурализма»



Скачать 42.29 Kb.
Дата04.11.2016
Размер42.29 Kb.

Новиков Д.В.

Программа курса «Введение в философию постструктурализма»


1.    Концептуальные истоки деконструктивисткой мысли.

Проблема онтологии как проблема "стертого" языка. От хайдеггеровской "деструкции" метафизики к "перепрочтению" знака у Соссюра. Обоснование исходных "нулевых" методологических посылок


(Хайдеггер, Батай, Бланшо, Ницше, Фрейд, Левинас Малларме Хайдеггеровское «сокрытие бытия» и «неопределимость». Неопределимость как априорная экзистенциально-историческая ситуация культуры. Группа «Тель кель» и дискуссия вокруг семиотики – концепция бесконечного текста Ю.Кристевой и М.Бахтин. «Сила» и «значение» в записи знака - проблема перформативной «открытости» – «закрытости» культуры). 

2. Топология письма.

Генетическая и структурная топология текста и непредставимость топологии "письма. «Место» доонтологической записи – парадоксальная графика «между» и открытая граница текста. Вписывание в бесконечный контекст – жест лингвистический и жест политический. Неустранимость двойственной структуры "жеста письма". Коммуникативный предел или "ненасыщяемость контекста" и понятие языка как "базовой неопределенности". Пара-концепт "следа" как ненаходимый текстовый предел. Акт письма - "повтор собственного повтора" и проблема первичного сокрытия. Насилие - метафизики, языка, письма. Проблема первичного принуждения

3. Топология доонтологического и «воображаемое». Стратегии чтения воображаемого – Лакан, Делез, Деррида, Жирар, Бодрияр. Деконструкция онтологической метафоры. «Стадия зеркала», символическое Я и язык. «Воображаемое» в психоаналитической теории Лакана и деконструкция непредставимого воображаемого.

4. Деконструкция пространства «субъективности». Субъективность до субъективности – перепрочтение мест записи субъективности. Теологическая традиция и память о внепамятном. Высвобождение «чистых» доонтологических структур – «невозможных условий возможности»: «дар», «справедливость», «прощение». Этика высвобождения или прочтения нечитаемого – деконструкция тайны. Этика без жертвы.

5. Письмо как место изначального записывания опыта в опыте. Бесконечно открытая граница письма как проблема открытости времени и культуры. Герменевтическая смысловая традиция памяти культуры и "неопределимость" как подвижная память письма. Нелинейная археология времен письма и истоки метафизики времени. Задача выявления внутренних границы письма как фиксация границ культуры. Хайдеггер внутри христианства и/или христианство «внутри» Хайдеггера. Проблема последней границы – смерть, другой, человек, животное.

6.Сообщество без сообщества. Деконструкция предельных условий коммуникации. «Грядущая демократия» как место записи демократического. «Неработающее сообщество» и «негативное сообщество». К этике сингулярного. Деррида, Нанси, Агамбен, Бадью. Демократия и литература – природа посылок «фиктивного», проблема его границ. Статус архива – полемика Фуко – Деррида.

7. Репрессивные модели и тело без органов. «Машины желания» в шизоанализе Делеза.

Литература курса «Введение в философию постструктурализма» (первый модуль).

Основная первого ряда


  1. .Деррида Ж. «Метафизика и насилие», «Фрейд и сцена письма» в «Письмо и празличие» М.2001

  2. .Деррида Ж. «О грамматологии» М 1998 гл-ы: «Складка письма», «Это опасное дополнение», «Наружа есть≠ нутрь»

  3. .Деррида Ж «Хора» в «Эссе об имени» Спб. 1999

  4. Батай Ж. «История эротизма» т. I–2 М. 2003-7 гл. «Понятие траты»

  5. Деррида Ж. «Вокруг вавилонских башен» 2005

  6. Хайдеггер М. «Бытие и время» 1997 М. § 65 Временность как онтологический смысл заботы, § 68 Временность разомкнутости вообще, 69 Временност бытия-в-мире и проблема трансценденции митра, § 74 Основоустройство историчности, §75 Историчность присутствия и миро-история

  7. Кристева Ю Бахтин, слово диалог и роман в «Исследования по семанализу» М. 2004

  8. Делез Ж «Анти-Эдип». 2008 М.

. 9 9юЛакан Ж «Топика воображаемого» в Семинары кн. 1. 1998

10. Фуко М. «Археология знания»



Дополнительная первого ряда

  1. Кристева Ю. К семиологии парадигм в Исследования по семанализу М. 2004

  2. Деррида Ж. «Голос и феномен» Спб. 1999

  3. Деррида Ж. «Диссеминация» М. 2008 гл7-10»

  4. Бланшо М. «Пространство литературы» М. 2001 гл. «Художественное произведение и пространство смерти

  5. .Деррида Ж. «Призраки Маркса» 2005 М. гл. «Явление незримого», «Во имя революции –двойная баррикада»

  6. Барт. Р. «Нулевая степень письма» в Францкзская семиотика М.2000

  7. Нанси Ж-Л. «Бытие единичное множественное» гл -ы:«Сотворение мира и любопытство», «Со-бытиё».

  8. Нанси Ж.-Л. «Образ и душа»

  9. Агамбен Дж «Грядущее сообщество» М. 2008 стр.

10. Бодрияр Ж. «Символический обмен и смерть»

Дополнительная

  1. Агамбен Дж «Комментарии к посланию к римлянам»

  2. Агамбен Дж. «Свидетель»

  3. Барт Р. «Сад, Фурье, Лайола» 2007 М. .

  4. Батай Ж. «История эротизма» т. I–2 М. 2003-7 гл. «Смысл общий экономики», «Определение эротизма»

  5. Бланшо М. «Неописуемое сообщество» 1998 М

  6. Бланшо М «Мгновение моей смерти» в Антология литературного авангарда ХХ века Ст.-П. 2000, «Ожидание забвение» Ст.-П. 2000

  7. Делез Ж «Анти-Эдип». 2008 М.

  8. Деррида Ж. Почтовая карточка» 1996 – «Страсти по Фрейду»

  9. Деррида Ж «Шиболетт» 2006

  10. Деррида Ж. «Слухобиографии» 2005 .

  11. Деррида Ж. «Разумное основание и идея университета» Русский Журнал

  12. Деррида Ж «Прощение» РЖ 2006

  13. Деррида Ж. «Что такое поэзия» ж-л «Логос» 2000-6

  14. Жирар Рене «Насилие и священное» М.2000

  15. Ваттимо Дж. «После христианства» 2007 М. гл. «Бог, который умер», «Бог орнамент»

  16. Лаку- Лабарт Ф. Фигуры Вагнера

  17. Лаку- Лабарт Ф «Молитва» НЛО 2005

  18. Левинас Э. «Тотольность и бесконечность»

  19. Лиотар Ж.-Ф. «Хайдеггер и евреи» Ст.-П. 2001

  20. Де Ман Поль «Аллегории чтения» 1999 Екатеринбург

  21. Сатрт Ж.-П. «Конкретное отношение с другим», «Бытие и действие: свобода» в «Бытие и ничто» 2002 М.

  22. Фуко М. «Рождение клиники» гл-ы: 1 «Пространства и классы», 7 «Видеть, знать», гл 9 «невидимое видимое»

  23. Хайдеггер М. «Высказывание Анаксимандра»

  24. Хайдеггер М. «Исток художественного творения»


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница