Программа курса для аспирантов по специальности 10. 01. 08 Теория литературы (очная форма обучения) Москва 2011



Скачать 163.66 Kb.
Дата08.05.2016
Размер163.66 Kb.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ

Кафедра теоретической и исторической поэтики


Поэтика литературных жанров

Программа курса для аспирантов

по специальности 10.01.08 — Теория литературы

(очная форма обучения)

Москва 2011

Пояснительная записка


I
Важнейшая область научного знания, которую необходимо освоить аспирантам литературоведческих кафедр, - поэтика, теоретическая и историческая. Те из них, которые прошли обучение в ИФИ РГГУ, имеют соответствующую начальную подготовку. Но если иметь в виду теорию литературных жанров, то даже сведения и практический опыт (опыт анализа текстов) таких аспирантов в этом отношении всего лишь минимально необходимы. Между тем, именно жанр ставил в центр поэтики такой ученый, как М.М. Бахтин.

Предлагаемый курс имеет целью существенно расширить и одновременно уточнить и углубить представления аспирантов о природе литературных жанров и о своеобразии жанров эпических и драматических, а также информировать о существующих в этой сфере науки идеях и учениях последних двух десятилетий.

Помимо значимости такого курса в познавательном отношении, он имеет и сугубо практическое значение. Работа над любой темой литературоведческого исследования может иметь отношение к проблеме литературных жанров и к их поэтике по той единственной причине, что, во-первых, произведений «никакого жанра» не бывает (вопреки мнению некоторых специалистов по лирике о том, что после романтизма существуют лишь «внежанровые» стихотворения). А, во-вторых, знания о поэтике жанра означают возможность связать изучаемые произведения с той традицией, к которой они на самом деле примыкают. Например, если аспирант, занимающийся романами Набокова (или одним из них) игнорирует существующие знания по теории романа и по исторической поэтике этого жанра, он будет обречен на создание работы в жанре эссе и на попытки охарактеризовать художественное своеобразие изучаемого произведения на основе своих впечатлений и ощущений, а не на фоне реально существующей традиции.

Курс состоит из введения и двух основных частей: эпические жанры и жанры драмы. Вопросы теории и истории лирических жанров не затрагиваются, поскольку не входят в сферу основных научных интересов преподавателя.

II

Основное пособие по курсу – учебник «Теория литературных жанров» (М.: Академия, 2011). В итоге изучения дисциплины студент должен свободно ориентироваться в системе понятий теории жанров, владеть наиболее убедительными (с его точки зрения) определениями каждого из них и быть способным обосновать свой выбор, знать обязательную литературу по общим вопросам курса и по отдельным темам, уметь применить свои знания в анализе художественного текста любого драматического или эпического жанра и разных исторических эпох.



Качество и объем знаний студентов, а также их практические навыки работы с художественными и научными текстами проверяются постоянно: как на семинарских занятиях, так и с помощью контрольных заданий разного типа и различной сложности.

Программа


I. Лекции

Лекция 1. Вводная беседа о дисциплине и учебном курсе

Роль категории жанра в поэтике и в практике анализа текста. Полемика с идеей о существовании «внежанровых» произведений и с концепцией «интертекстуальности». Значение идей Бахтина в этой области науки.



Лекции 2-3. Бахтин и проблемы «генологии» в поэтике XX века

Общие сведения об истории изучения жанров и методологических проблемах в этой области знания. Философско-эстетическая концепция произведения и культурно-исторический подход к жанрам в период с конца XVIII века до конца XIX. Соотношение философии жанра и формально-лингвистического его осмысления на рубеже веков. Разделение «жанров» (родов и жанров) на «теоретические» и «исторические» (Леммерт, Тодоров). Концепция жанра в исследованиях Бахтина.



Лекции 4-5. Эволюция литературных жанров: переход от канонических жанров к неканоническим. Понятия «канон» и «внутренняя мера» жанра.

«Историческая подвижность» категории «жанр» и принципиальное различие двух эпох в истории литературных жанров. Понятие «канон» и канонические жанры. Связь между проблемой жанра и категорией «эйдоса» в истории культуры. Переход от творческой силы памяти к опоре на опыт, познание и практику, а также к категории вымысла (Бахтин). Идентичность неканонического жанра (романа) как проблема поэтики. Её отрицание в формализме (Тынянов) и решение проблемы у Бахтина. Обоснование понятия «внутренняя мера жанра». Применение этого понятия для решения вопроса о структурном инварианте классического романа XIX в.



Лекции 6-7. Канонические эпические жанры: эпопея и «героический эпос»; анекдот и новелла; притча и её исторические функции

Характеристика структуры древней эпопеи. Два подхода к решению проблемы (значение исследований О.М. Фрейденберг и П.А. Гринцера). Сюжетная структура и тип героя; повествование и повествователь, слово в эпопее; завершенность. Принципиальное различие между древним и средневековым «героическим эпосом». Анекдот и новелла как противоположный (эпопейному) полюс литературного универсума. Роль притчи в становлении литературных жанров.



Лекция 8. Неканонические эпические жанры: роман и рассказ

Методологические проблемы теории романа («Эпос и роман» Бахтина). Три структурных особенности романа и их связь друг с другом: значение исторического настоящего и проблема ценностной ориентации героя в этом жанре. Роман и гротеск. Тип героя и его соотношение с автором. Авторский образ в романе. Рассказ как литературный жанр: обзор литературы и анализ концепции В.И. Тюпы. Сравнение структур романа и рассказа: второй жанра как результат процесса «романизации» эпической прозы в XIX веке.



Лекции 9-10. Проблемы теоретической истории романа и его исторической типологии

«Теория или история романа» А.Н. Веселовского. Статья Вяч. Иванова «Достоевский и роман-трагедия». Принципы исторической типологии романа у Бахтина (фрагмент «К исторической типологии романа» и работы о формах времени и о слове в этом жанре). Разновидности античного, средневекового романа и романа эпохи Просвещения. Переход от «готового героя» к герою становящемуся. «Реалистический тип романа становления». Значение форм жанра у Достоевского и Толстого для построения исторической поэтики романа.



Лекции 11-12. Форма романа у Достоевского.

Сопоставление творчества Достоевского и Толстого в исследованиях по теории и истории европейского романа. Проблема типа романа у Достоевского в философской критике и литературоведении рубежа XIX-XX веков. Розанов, Мережковский и Вяч. Иванов. Дискуссии вокруг концепции Бахтина. Теория «полифонического романа» и роман «Преступление и наказание».



Лекции 13-14. Жанр романа у Толстого

Вопрос о типе романа у Толстого в литературоведении XX века. Понятие «монологический роман» («Воскресение» среди романов писателя).

Итоги сопоставления двух типов романа и их значение для «теоретической истории» жанра.

Лекции 15-16. Новая (неканоническая) поэма в русской литературе XIX-XX веков.

Обзор исследований о жанре в отечественной традиции. Уточнение исторических границ явления и объема понятия. Опыт построения теоретической модели жанра, ориентированный на русскую поэму от Пушкина до Блока.



Лекции 17-18. Формирование новых канонов. Повесть

Определения повести в современной справочной литературе и новейших исследованиях. Методологические проблемы. Идея о процессах новой «канонизации» в эпических жанрах. Определение структурного инварианта повести с опорой на образцы жанра в русской литературе XIX-XX веков.

II. Семинарские занятия

Занятие 1. Классическая трагедия

Обсуждение определений жанра в справочной и научной литературе. Сюжетная структура и «архетип жертвы». Проблема катарсиса.



Занятия 2-3. Классическая комедия: «Много шума из ничего» Шекспира и «Скупой» Мольера

Комическое и жанр комедии. Исходная семантика жанра (О.М. Фрейденберг). Анализ комедий Шекспира и Мольера на основе системы вопросов.



Занятие 4. Проблема рождения неклассической драмы и «средний жанр»: состояние вопроса в истории науки

Проблема «среднего жанра» в эстетике и театральной критике второй половины XVIII века (Дидро и Лессинг). Мелодрама и её роль в истории драматического литературного рода. Вопрос о неклассической драме в теории литературы (концепция М. Кургинян).



Занятие 5-6. «Слезная комедия» и новая комедия у Бомарше: «Евгения» (1767) и «Севильский цирюльник» (1774)

Анализ предисловия к «Евгении» на фоне идей Дидро и Лессинга. «Евгения» как образец мелодрамы (анализ текста). «Севильский цирюльник» как подлинная и при том принципиально новая комедия (анализ текста и предисловия к нему).



Занятие 7-8. «Мещанская трагедия» и новая трагедия у Шиллера: «Коварство и любовь» (1784) и «Дон Карлос» (1787)

«Коварство и любовь» как классический образец мелодрамы (анализ текста). Связь с нею теоретических воззрений Шиллера об уроках добродетели в театре. «Дон Карлос» и шиллеровская теория трагедии («О причинах наслаждения, вызываемого созерцанием трагических предметов»). Анализ текста пьесы.



Занятие 9. Жанры неклассической драмы в русской литературе: состояние вопроса в науке

Обзор литературы о драматических жанрах в русской литературе XIX – XX вв. Анализ методологических проблем, с которыми сталкивается изучение жанрового репертуара драматургии в этот исторический период.



Занятие 10. «Средний жанр» у Фонвизина («Недоросль»).

Трактовки пьесы в критике и научной литературе. «Государственный» и «семейный» аспекты сюжета и проблематики. Жанровая и стилистическая двойственность. «Недоросль» как вариант мелодрамы.



Занятие 11. Драма-комедия в начале XIX века («Горе от ума»)

Определения жанра пьесы Грибоедова как драмы и как комедии. Структура её сюжета и система персонажей. Природа конфликта и понятие «нормы», специфика пространства-времени действия. Отсылки к литературной традиции и образы-лейтмотивы.



Занятие 12. Драма-трагедия в начале XIX века («Борис Годунов»)

Осмысление особенностей композиции пьесы в научной традиции. Признаки трагедии в ней. Комедийное в «Борисе Годунове». Сюжетная структура и проблема эстетического единства.



Занятие 13. Драма-комедия в итоге XIX века («Вишневый сад»)

Вопрос о двойственной эстетической тональности пьес Чехова в научной традиции. Решение этого вопроса и исследованиях А.П. Скафтымова. Анализ сюжетной и речевой структур произведения.



Занятие 14-15. Драма-трагедия в итоге XIX века («Живой труп»)

Трактовка композиции и проблематики пьесы в научной традиции (Б.В. Михайловский). Признаки трагедии в произведении. Новизна структуры и концепции трагического.



Занятие 16-17. Двуплановая драма-диспут или Реалистическая мистерия («На дне»).

Трактовки пьесы в целом и, в частности, её жанрового своеобразия в научной литературе. «На дне» и традиция социально-криминального романа. Традиция мистерии в основной ситуации, в организации пространства-времени и внесюжетных диалогов. Сюжетная структура пьесы: множественность вариантов и преломлений одной ситуации, создающая её символический смысл. Соотношение позиций персонажей-идеологов. «На дне» и романы Достоевского.



Занятие 18. Подведение итогов. Зачет.

Зачет проводится на основе спецвопросов.


Тематический план курса




Тема (группа тем)

Семинары

Лекции

1

Вводная лекция – беседа




2

2

Бахтин и проблемы «генологии» в поэтике XX века



4

3

Эволюция литературных жанров: переход от канонических жанров к неканоническим. Понятия «канон» и «внутренняя мера» жанра.




4

4

Канонические эпические жанры: эпопея и «героический эпос»; анекдот и новелла; притча и её исторические функции



4

5

Неканонические эпические жанры: роман и рассказ



2

6

Проблемы теоретической истории романа и его исторической типологии



4

7

Форма романа у Достоевского



4

8

Жанр романа у Толстого



4

9

Новая (неканоническая) поэма в русской литературе XIX-XX веков.



4

10

Формирование новых канонов. Повесть



4

11

Классическая трагедия

2




12

Классическая комедия: «Много шума из ничего» Шекспира и «Скупой» Мольера

4




13

Проблема рождения неклассической драмы и «средний жанр»: состояние вопроса в науке

2




14

«Слезная комедия» и новая комедия у Бомарше: «Евгения» (1767) и «Севильский цирюльник» (1774)

4




15

«Мещанская трагедия» и новая трагедия у Шиллера: «Коварство и любовь» (1784) и «Дон Карлос» (1787)

4



16

Жанры неклассической драмы в русской литературе: состояние вопроса в истории науки

2




17

«Средний жанр» у Фонвизина («Недоросль»).

2




19

Драма-трагедия в начале XIX века («Борис Годунов»)

2




20

Драма-комедия в итоге XIX века («Вишневый сад»)

2




21

Драма-трагедия в итоге XIX века («Живой труп»)

4




22

Двуплановая драма-диспут или Реалистическая мистерия («На дне»).

4




23

Подведение итогов. Зачет.


4







Всего

36

36



Список источников и литературы по курсу


I. Справочники, учебные пособия

1

Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

Пави П. Словарь театра / Пер. с франц. М., 1991.

Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М., 2008.

Cuddon J.A. Literary Terms and Literary Theory. Fourth Edition. London, 1999.

Formen der Literatur: in Einzeldarstellungen. Hrsg. von O. Knörrich. 2., überarb. Aufl. Stuttgart, 1991.

Littérature et genre littéraires / Par J. Bessiere et al. Paris, 1978.

Słownik rodzajów I gatunków literackich. Kraków, 2006.








II. Исследования

Общие проблемы теории жанров

Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) // Славянский фольклор и историческая действительность. М.; Л., 1965.

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Буало Н. Поэтическое искусство / Пер. Э.Л. Линецкой. М., 1957

Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1969.

Зюмтор П. Опыт построения срелневековой поэтики. СПб., 2003.

Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973.

Медведев П.Н. (Бахтин М.М.). Формальный метод в дитературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. М., 1993.

Смирнов И.П. Олитературенное время. (Гипо) теория литературных жанров. СПб., 2008.

Теория литературы. Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М., 2003.



Тамарченко Н.Д. М.М. Бахтин и А.Н. Веселовский (Методология исторической поэтики) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1998. №4 (25).

Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М., 1982.

Яусс Х..-Р. Средневековая литература и теория жанров // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 9. Филология. 1998. №2.

Ruttkowski W. Die literarischen Gattungen. Reflexionen über eine modifizierte Fundamentalpoetik. München, 1968.
Эпические жанры

Андреев М.Л. Ариосто и его поэма // Лудовико Ариосто. Неистовый Роланд. Песни I-XVI. М., 1993.

Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Боура С.М. Героическая поэзия. М., 2002.

Бройтман С.Н. Неканоническая поэма в свете исторической поэтики // Поэтика русской литературы. М., 2001.

Веселовский А.Н. Из лекций по истории эпоса. Эпические повторения как хронологический момент // А.Н. Веселовский. Историческая поэтика. Л., 1940.

Веселовский А.Н. История или теория романа? Греческий роман. // Веселовский А.Н. Избр. статьи. Л., 1939.

Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. М., 1974.

Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. М., 1979.

Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX – нач. XX в. М.; Л., 1964.

Ермоленко Г.Н. Русская комическая поэма XVIII – начала XIX вв. и ее западноевропейские параллели. Смоленск, 1991

Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса // Жирмунский В.М. Избр. труды. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. Л., 1978

Иванов Вяч. Достоевский и роман-трагедия // Иванов Вяч. По звездам. Борозды и межи. М., 2007

Иванов Вяч. О «Цыганах» Пушкина. Роман в стихах // Иванов В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. Брюссель, 1987.

Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб., 1997.

Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М.; Л., 1964.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е. М., 1979.

Лорд А.Б. Сказитель. М., 1994.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

Лукач Д. Теория романа // Новое литературное обозрение. 1994. №9.

Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

Мелетинский Е.А. Историческая поэтика новеллы. М., 1990.

Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М., 1983

Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968

Михайлов А.В. Новелла // Теория литературы. Т. III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М., 2003.

Михайлов А.Д. Французкий рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976.

Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М., 1995

Полякова А.А. Готический роман: жанровый канон и типологические разновидности // Судьба жанра в литературном процессе. Сб. науч. ст. Вып. 2. Иркутск, 2005.

Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984.

Пропп В.Я. Русский героический эпос. Изд. 2-е. М., 1958

Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978.

Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990.

Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. Саратов. 1994.

Cкобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982.

Тамарченко Н.Д. Роман и гротеск (о значении идей М.М. Бахтина для современной теории романа) // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 2005. №6.

Тамарченко Н.Д. Русский классический роман ХIХ века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997. С. 62-63.

Тамарченко Н.Д. Русская повесть Серебряного века. М., 2008.

Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

Эйхенбаум Б. О. Генри и теория новеллы // Звезда. 1925. №6 (12).

Grimm R. (Hrsg.). Deutsche Romantheorien. B. 1-2. Frankfurt am Main, 1974.

Romantheorie. Texte vom Barock bis zur Gegenwart. Hrsg. von H. Steineke u. F. Wahrenburg. Stuttgart, 1999.


Драматические жанры

Андреев М.Л. На границах комедии. М., 2002.

Андреев М.Л. Средневековая европейская драма: происхождение и становление (X-XIII вв.). М., 1989.

Андреев М.Л. Второе рождение европейской драмы // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994.

Байкель В.Б. Лессинг и немецкая драма 70-х – нач. 80-х гг. XVIII в. Проблемы типологии. М., 1985.

Балухатый С.Д. Поэтика мелодрамы // Он же. Вопросы поэтики. Л., 1990

Бентли Э. Жизнь драмы. – М., 1978.

Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977.

Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

Вознесенская Т.И. Литературно-драматический жанр мелодрамы М., 1996.

Голенищев-Кутузов И.Н. Комедия масок // Он же. Романские литературы. М., 1975.

Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. Commedia dell’arte. М., 1954.

Журавлева А.И. Островский-комедиограф. М., 1981.

Костелянец Б.О. Мир поэзии драматической… Л., 1992.

Кургинян М.С. Драма // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. Роды и жанры. М., 1964.

Лебедева О.Б. Русская «высокая комедия» XVIII в. Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996.

Мурашкинцева Е.Д. Французский средневековый театр: актеры и роли // Литература в контексте культуры. М., 1986

Паушкин М. Социология, тематика и композиция водевиля // Старый русский водевиль 1819-1849. М., 1937.

Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: Статьи. Лекции. М., 2002.

Свербилова Т.Г. Трагикомедия в советской литературе (Генезис и тенденции развития). Киев, 1990.

Семанова М.Л. Драмы и комедии жизни // Она же. Чехов-художник. М., 1976.

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе XVIII в. Л., 1981.

Степанов А.Д. Психология мелодрамы // Драма и театр. II. Тверь, 2001.

Успенский В.В. Русский классический водевиль // Русский водевиль. Л.; М., 1959.

Финкельштейн Е.Л. Пьер Огюстен Карон Бомарше. Л.; М., 1957.

Фролов В.В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979.

Чебышев А.А. Очерки из истории европейской драмы: Французская «слезная комедия». Воронеж, 1901.

Явчуновский Я.И. Драма вчера и сегодня: жанровая динамика. Конфликты и характеры. – Саратов, 1980.

Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница