Программа комплексного развития



страница1/8
Дата10.05.2016
Размер1.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство культуры Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных»

ООО «Экокультура»




Программа

комплексного развития

Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российская академия музыки

имени Гнесиных»

на 2009–2013 годы

КНИГА 1

Москва


2008

СОДЕРЖАНИЕ

КНИГА 1.




стр.




Паспорт Программы комплексного развития ФГОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных» на 2009-2013 гг.

4





РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ФГОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ» НА 2009-2013 ГГ.

8





Введение

8




Краткая историческая справка

8

Раздел I.

Ситуационный анализ современного состояния Российской академии музыки имени Гнесиных

11


Глава I.

Обеспечение учебного процесса

11

I.1.

Профессорско-преподавательский состав Академии

16

I.2.

Формы обучения

17

I.3.

Центр переподготовки и повышения квалификации

19

I.4.

Филиалы Академии

21

Глава II.

КОНЦЕРТНАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

22

II.1.

Творческие коллективы

22

II.2.

Направления концертной работы

27

II.3.

Направления сотрудничества

28

II.4.

Культурно-просветительская работа

29

Глава III.

Научно-исследовательская и методическая деятельность Академи

46


III.1.

Основные направления научной деятельности и их апробация

46

III.2.

Научные контакты

50

III.3.

Внедрение научных результатов в учебный процесс

52

III.4.

Представление результатов научной работы

53

III.5.

Работа диссертационного совета

55

Глава IV.

Объекты недвижимости и территория Академии

55

Раздел II.


Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

59


Глава 1.


Обоснование связи проблем с особенностями социально-эконо­мического и социо-культурного развития

59


Глава 2.


Основные проблемы развития Российской академии музыки им. Гнесиных, анализ причин их возникновения на основе оценки сложившейся ситуации

62


Глава 3.

Целесообразность решения проблем программно-целевым методом

63

Раздел III.

Основные цели программы. Оценка ожидаемых социальных, экономических результатов ре­али­зации Программы

64


Глава 1.

Цели Программы

64

Глава 2.

Оценка ожидаемых социальных, экономических результатов реализации Программы

66


Раздел IV.


Задачи, которые необходимо решить для достижения целей Программы, с указанием сроков и этапов их реализации

67


Глава 1.

Основные задачи Программы

67

Проект 1.

Инновации процесса музыкального образования

68

Проект 2.

Институт музыкального искусства эстрады

70

Проект 3.

Новый культурно-эстетический комплекс «На Поварской»

71

Проект 4.


Создание Российского института переподготовки и повышения квалификации работников образования в сфере культуры и искусства

73


Проект 5.

Медиа-центр Российской академии музыки им. Гнесиных

75

Проект 6.

Международная академия «Мастер-класс»

77

Глава 2.

Сроки и этапы реализации Программы

79

Раздел V.

Система мероприятий, необходимых для реализации задач Программы

80





Группы мероприятий:

80

Группа 1.

Обеспечение эффективного использования научно-методического и педагогического потенциала Российской академии музыки им. Гнесиных, нематериального музыкального наследия и музейного фонда Академии как объектов культурного наследия Российской Федерации

80

Группа 2.

Оснащение Академии музыкальными инструментами и специализированным музыкальным оборудованием

81


Группа 3.

Обеспечение сохранности и эффективного использования объектов недвижимости Российской академии музыки им. Гнесиных

94


Группа 4.

Развитие материально-технической базы Академии, включая информатизацию, применение инновационных технологий в целях создания новой модели профессионального музыкального образования

98


Группа 5.

Совершенствование структуры Российской академии музыки им. Гнесиных

105


Раздел VI.

Обоснование источников и объемов финансового обеспечения Программы

106


Раздел VII.

Механизм управления Программой и порядок взаимодействия государственных заказчиков

110


Раздел VIII.

Ожидаемые результаты от реализации Программы

111




Заключение

112

КНИГА 2.

Приложения




Паспорт

Программы комплексного развития ФГОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных»

на 2009 – 2013 гг.

Наименование Программы

Программа комплексного развития ФГОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных» на 2009 – 2013 годы

Основание для разработки Программы

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р)


Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство культуры Российской Федерации

Разработчики Программы

ФГОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных»,

ООО «Экокультура»



Сроки и этапы выполнения Программы


2009 – 2013 гг.

Этапы: 1 этап – 2009-2010 гг. (решение организационных и правовых вопросов, включение программных мероприятий в систему бюджетного финансирования)

2 этап – 2011–2013 гг. реализация программных мероприятий


Цели Программы

Основная цель – на примере инновационного развития Российской академии музыки имени Гнесиных создать модель модернизации музыкального образования в России, которая впоследствии сможет применяться по всей стране, обеспечивая позитивные системные изменения в этой сфере.

Цели:


  • сохранение сложившейся в России уникальной системы подготовки музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов высокого уровня и передача новым поколениям лучших традиций профессио­нального музыкального образования;

  • модернизация условий и качества обучения в Российской академии музыки им. Гнесиных в целях подготовки музыкантов нового типа – социально адаптивных, профессионально мобильных и владеющих современными медиа-технологиями;

  • расширение направлений подготовки выпускников Академии;

  • упрочение и развитие лидирующих позиций Российской академии музыки им. Гнесиных в качестве психолого-педагогического и методического центра музыкального образования;

  • сохранение для будущего составной части культурного наследия Российской Федерации – национальных музыкальных традиций народов России, их исследование, исполнение и пропаганда;

  • разработка и внедрение новой концепции музыкального просвещения, в том числе с помощью электронных и печатных СМИ;

  • вхождение Российской академии музыки им. Гнесиных в число ведущих и конкурентоспособных музыкальных учебных заведений мира, имеющих высокий рейтинг на международном рынке художественного образования.

Основные задачи Программы

1. Обеспечение эффективного использования научно-методического и педагогического потенциала Российской академии музыки им. Гнесиных, нематериального музыкального наследия и музейного фонда Академии как объектов культурного наследия Российской Федерации.

2. Оснащение Академии музыкальными инструментами и специализированным музыкальным оборудованием.

3. Обеспечение сохранности и эффективного использования объектов недвижимости Российской академии музыки им. Гнесиных.

4. Развитие материально-технической базы Академии, включая информатизацию, внедрение инновационных технологий, обеспечи­вающих возможность эффективной реализации образовательных программ.

5. Совершенствование структуры Российской академии музыки им. Гнесиных.


Основные мероприятия Программы

  • Оформление пакета документов для получения Российской академией музыки имени Гнесиных статуса объекта национального культурного наследия.

  • Обновление методико-педагогического оснащения учебного процесса, модернизация учебных планов и программ.

  • Создание новых структурных подразделений.

  • Комплекс мероприятий по объекту «Мемориальный музей-квартира Ел.Ф. Гнесиной».

  • Приобретение музыкальных инструментов.

  • Приобретение и монтаж звуко- и видео-систем и оборудования.

  • Ремонтно-реставрационные работы на объектах Академии.

  • Создание двух пристроек с организацией дополнительных помещений для учебного процесса и для столовой на 90 мест.

  • Создание помещения оперной студии в надстройке дворового строения.

  • Комплекс мероприятий на объекте «Общежитие».

  • Приобретение компьютерного оборудования для проведения учебного процесса.

Финансовое обеспечение Программы

Объем финансирования, необходимый для реализации Программы – 878 721 тыс. руб.


Объем финансирования (тыс. руб.) по годам

2009

2010

2011

2012

2013

Всего

164 400

258 640

238 200

103 884

113 597

878 721

Стоимость работ подлежит уточнению в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, а также на основании законов о бюджете на соответствующий год. Объем бюджетных средств уточняется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год.

Ожидаемые результаты выполнения Программы

Программа ориентирована на инновационное развитие Российской академии музыки имени Гнесиных и в ходе реализации системы мероприятий будет создана модель модернизации высшего музыкального образования в стране.

Реализация мероприятий Программы создает основу для дальнейшего развития Российской академии музыки им. Гнесиных в долгосрочной перспективе.

Реализация мероприятий обеспечит:

- сохранение объекта национального достояния – Российской академии музыки им. Гнесиных, уникального высшего учебного заведения, ориентированного на работу с талантливой молодежью;

- разработку и внедрение новой модели музыканта-специалиста, оснащенного социальными и технологи­ческими навыками для работы в новых условиях;

- совершенствование методического и программного оснащения музыкального образования, повышение его эффективности;

- диверсификацию музыкально-образовательных услуг, расширение предложения в области высшего музыкаль­ного образования;

- повышение востребованности музыкальной культуры и активизация диалога между музыкальной элитой и обществом;

- повышение уровня культурного обслуживания населения и гостей города Москвы на базе эффективно функцио­ни­рующего культурно-эстетического центра Российской академии музыки им. Гнесиных;

- создание полноценной инфраструктуры Академии.



Система организации управления и контроля за исполнением Программы

Формы и методы управления реализацией Программы основаны на сложившейся структуре управления отраслью «Культура» и высшим профессиональным образованием. Они включают ежегодное планирование и отчётность в содержательной, организационной и финансовой деятельности.

Управление Программой осуществляется на основе координации деятельности органов власти в сфере культуры, структурных подразделений, государственных и негосударственных предприятий и учреждений, осуществляющих реализацию системы мероприятий.

Общую координацию и контроль за ходом реализации программы осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.

Оперативную координацию и текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляет Дирекция Программы.

Текущее управление реализацией отдельных мероприятий Программы осуществляют в пределах своей компетенции государственные заказчики Программы.

Мониторинг хода реализации Программы (с правом внесения предложений по корректировке содержания отдельных мероприятий) осуществляет Российская академия музыки им. Гнесиных.

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке с исполнителями программных мероприятий.




РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ФГОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ»

НА 2009-2013 ГГ.
ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Программа комплексного развития Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (ФГОУ ВПО) «Российская академия музыки имени Гнесиных» разработана в соответствие с Планом по реализации Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2010 гг.» Министерства культуры Российской Федерации и «Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (одобренной Распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р).

Концепция Программы комплексного развития ФГОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных» (далее – РАМ или Академия) охватывает период до 2020 года. Система программных мероприятий рассчитана на ближайшие пять лет (2009-2013 годы). При создании концепции и системы мероприятий применен программно-целевой метод, который внедряется для эффективной реализации культурной политики в России в период продолжающихся социально-экономических и общественно-политических реформ. В настоящем документе учтены требования, предъявляемые к разработке ведомственных целевых программ в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».
Краткая историческая справка1

Началом долгой истории создания и становления большого комплекса учебных заведений имени Гнесиных является «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных», созданное 15 февраля 1895 года выпускницами Московской консерватории – сестрами Евгенией и Еленой Гнесиными.



Вновь открытое учебное заведение заявило о себе как о музыкальной школе нового типа по сравнению с Московской консерваторией, занимающейся главным образом подготовкой музыкантов-виртуозов. Это была школа, посвятившая себя делу музыкальной педагогики: изучению и распространению музыкально-педагогических принципов русской школы и внедрению их в отечественную культуру на демократических началах, с предоставлением доступа к музыкальному образованию самым широким слоям населения.

За более чем столетнюю историю музыкального «Дома Гнесиных» его достижения и отличительные особенности стали вполне очевидными. Кратко формулируя их, можно подчеркнуть следующее:



  1. Нацеленность системы музыкального образования на воспитание и воспроизводство в первую очередь музыкально-педагоги­ческих кадров.

  2. Создание трехступенчатой структуры музыкального образования «школа-училище-вуз» на основе непрерывности и преемственности. Внедрение этой структуры в качестве осново­по­лагающей в систему музыкального образования СССР и России.

  3. Создание и внедрение в практику учебных планов и программ по всем музыкальным специальностям.

  4. Создание методических принципов преподавания музыкальных дисциплин на всех этапах музыкального образования и осуществление этих принципов в рамках нового корпуса учебников и учебных пособий (многие из них, как например, учебники С.С. Скребкова, Т.Н. Ливановой, В.Д. Конен до сих пор являются основополагающими по своим дисциплинам).

  5. Расширение номенклатуры музыкальных специальностей: вклю­че­ние в состав академического образования народных, эстрадных и прикладных музыкальных специальностей.

  6. Создание и внедрение вечернего и заочного обучения по музыкальным специальностям.

Осуществление и развитие названных принципов видно на протяжении всей истории Дома Гнесиных.
Основные этапы становления и развития

музыкально-педагогического «Дома Гнесиных»

Таблица 1.

Годы

Наименование события

Инициаторы и участники

1895

Открытие «Музыкального учили­­ща Е. и М. Гнесиных»

Елена и Михаил Гнесины

1900

Открытие частной музы­каль­­ной школы в районе Арбата на Собачьей площадке в г. Москве

Сестры Гнесины: Евгения, Елена, Мария, Елизавета, Ольга

1919

Присвоение гнесинской школе статуса Государственной

Открытие вокального факульте­та



Глава школы – Елена Фабиановна Гнесина

1923

Открытие факультета композиции и теории музыки

Михаил Гнесин

1925

Присвоение музыкальному техни­куму имени Гнесиных

Правительство РСФСР

1929

Открытие духового факультета




1931

Открытие оперной студии и симфонического оркестра




1932

Предоставление музыкальному училищу Дома Хомякова (Собачья площадка, 7)

Правительство РСФСР

1936

Принятие решения о строительства нового здания Гнесиных по ул. Во­ров­­ского

Правительство РСФСР

1944

Организация музыкально-педагоги­ческого института имени Гнеси­ных

Прави­тельство РСФСР, Елена Гнесина

1944

Открытие четырех факультетов: фортепи­анного, оркестрового, во­каль­­но­­го и теоретического

А.Н. Юровский, А.К. Власов, Н.А. Вербова, С.С. Скребков

1946

Открытие школы-десятилетки для одаренных детей

Е. Гнесина

1946

Открытие дирижерско-хорового факультета

К.Б. Птица

1948

Открытие факультета народных инструментов, создание оркестра русских народных инструментов




1948

Открытие аспирантуры

С.С. Скребков

1950-е –1960-е

Открытие кафедр оперной подго­товки, камерного ансамбля, педаго­гики и методики, оркестро­вого дирижирования, концерт­мей­стер­ской подготовки




1958

Открытие Большого концертного зала

Е. Гнесина

1959

Начало работы редакционно-изда­тель­ского отдела




1961

Создание филиала ГМПИ им. Гнесиных в г.Уфе




1966

Открытие отделения народного хора

А. Юрлов

1968

Открытие музея-квартиры Е.Ф. Гне­си­ной




1976

Создание оперной студии




1984

Введение специальности эстрадно-джазовое пение

И. Кобзон, Л. Лещенко, Ю. Са­уль­ский

1987

Открытие отделения звукоре­жис­суры

П. Кондрашин, А. Вепринцев, А. Иванов, В. Шахназарян

1988

Преобразование кафедры педагогики и методики в кафедру современных проблем музыкального образования и культуры

Ю. Евдокимова

1989

Открытие Дома Шувалова

С. Колобков

1992

Преобразование ГМПИ им. Гнесиных в Российскую академию музыки им. Гне­си­ных

Правительство России

1994

Открытие Диссертационного Совета




1998

Открытие класса органа и органного зала

А. Фисейский

2000

Открытие отделения музыкального менеджмента

Д. Кирнарская

2001

Создание кафедры акустики и компьютерной музыки

В.Ульянич

2002

Открытие филиала РАМ им. Гнесиных в г. Ханты-Мансийске

В. Худолей


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница