Программа «Исследования регионов и стран Азии (Китай)»



Скачать 93.98 Kb.
Дата04.05.2016
Размер93.98 Kb.
Аннотация

Рабочей программы дисциплины

«Культура даосских монастырей»

направления подготовки 41.04.01 (032000.68) «Зарубежное регионоведение»

Магистерская программа «Исследования регионов и стран Азии (Китай)»

1.Общая трудоемкость дисциплины

Курс 1 Семестр 2

Зачет 2 семестр

Лекции 16 часов

Самостоятельная работа 56 часов

Общая трудоемкость дисциплины 72 часов (2 з.е.)


2. Цели и задачи освоения дисциплины, ее место в учебном процессе

Цель освоения дисциплины:

сформировать теоретическую базу и практические навыки, необходимые для адекватного понимания даосских традиций и обычаев населения Китая, репрезентированных в культуре даосских монастырей.



Задачи изучения дисциплины:

— освоение и критический анализ научной литературы междисциплинарного характера в области религиоведения и культурологи;

— формирование у слушателей комплексного представления о даосских монастырях Китая как центрах формирования, сохранения и трансляции «даосской составляющей» китайской культуры;

— изучение структуры, семантики и иконографии даосских монастырей Китая, а также отраженными в них аксиологических ориентирах китайской цивилизации;

— развитие навыков толерантного и творческого мышления, резистентного к бытовым и политическим мифам, к проявлениям авторитаризма, национализма и экстремизма.
3.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «Культура даосских монастырей Китая» относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла – М2.В.ДВ.1

Занятия по дисциплине «Культура даосских монастырей Китая» ведутся в течение второго семестра и предполагают проведение как лекционных занятий, так и самостоятельную работу магистрантов с обязательным итоговым контролем в форме зачета. Курс ориентирован не только на изучение традиционной культуры Китая, репрезентированной в объектах даосской храмовой архитектуры и культурном пространстве даосского монастыря, он носит практический характер, поскольку направлен на углубление знаний и активизацию профессиональных компетенций в области анализа сложных культурных и идеологических проблем, происходящих в регионе специализации (в Китае).

Дисциплина «Культура даосских монастырей Китая» в практическом отношении коррелирует с остальными курсами профессионального цикла, развивая и углубляя компетенции, предусмотренные магистерской программой «Исследования регионов и стран Азии (Китай)».


4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

а) общекультурные (ОК)

быть готовым к работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям (ОК-1);

б) профессиональные (ПК)

учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира (ПК-5);

давать характеристику ведущим отечественным и зарубежным научным школам, оценивать их вклад в формирование предметного поля и методологии мирового комплексного регионоведения (ПК-7);

демонстрировать углубленное знание лингвострановедческой специфики региона специализации, учитывать ее при составлении профессионально ориентированных текстов (ПК-17);

моделировать региональные политические, экономические, демографические и иные социальные процессы, строить научные прогнозы их развития (ПК-18).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: базовый категориально-терминологический аппарат, которым оперирует современная даология; важнейшие исторические тенденции развития даосской культуры и ее важнейшие содержательные пласты;

уметь: выделять и анализировать явления китайской культуры, генетически связанные с даосизмом и даосскими храмами; применять полученные знания в анализе современной китайской культуры и поведенческих стереотипов ее носителей;

владеть: методами исторического анализа явлений, процессов и артефактов даосской культуры; понятийным и терминологическим аппаратом междисциплинарного характера; навыками использования знаний о даосизме в установлении коммуникативного акта с современными носителями китайской культуры.
5. Краткое содержание дисциплины

№ п/п

Наименование темы

Содержание темы

1

Объект, предмет и задачи курса

Даосизм как национальная (нативная) религия Китая.

Проблема названия и самоназвания даосской религиозной традиции.

Даология как раздел синологии, изучающий даосизм. Дескриптивно-аналитическая характеристика номанаций: даология, Taoist Studies, даоцзяо яньцзю 道教研究, даоцзяо сюэ 道教學, даоцзяо сюэ яньцзю 道教學研究. Даология как междицсиплинарный объект исследования. Даология как международный научный проект. Даология в системе современного китайского гуманитарного знания (госюэ 國學).

Разделы даологии. Область даологии, изучающая даосские храмы и монастыри.

Задачи и практическая значимость изучения даосской монастырской традиции.


2

Появление даосских монастырей: традиционная оценка

Источники, содержащие сведения о предыстории даосской монастырской традиции.

Даосская энциклопедия «Основы кодекса и заповедей-предписаний [для] почитающих Дао-Путь Трех пещер» (Сань дун фэн дао кэ цзе ин-ши 三洞奉道科戒營始): краткая текстологическая характеристика.

Генетические истоки категориального аппарата, с помощью которого самосознание даосской культуры объясняло появление своих культовых центров:

— представления мифологического характера, уходящие в архаику древней мифологии, напрямую с даосизмом не связанную;

— традиции отшельничества и обретения долголетия, известные истории китайской цивилизации задолго до возникновения даосской организованной религии;

— терминология собственно даосской религиозной доктрины.

Гетерогенность источников, из которых взросла даосская монастырская традиция. Самосознание даосской культуры связывает истоки своих монастырей

— во-первых, с мифопоэтической традицией, имевшей южное происхождение (царство Чу):

— во-вторых, с представлениями о горах-островах бессмертных, характерных для приморских регионов Китая:

— в-третьих, с характерным для центрального региона китайской цивилизации (средний бассейн Хуанхэ) культом священных гор;

— в-четвертых, с различными аспектами религиозной доктрины даосизма;

— в-пятых, с некоторыми традициями раннего буддизма и практикой их адаптации к автохтонной китайской культуре.



3

Ранняя история даосских монастырей

Категориальный аппарат, используемый для обозначения даосских храмовых сооружений и монастырей.

Появление первых центров общинной религиозной деятельности в школе Небесных наставников.

Формирование даосских центров религиозного культа в период Шести династий (3—6 вв.).

Закрепление института даосских монастырей в эпоху Тан (7—10 вв.) и роль буддизма в этом процессе. Даосские монастыри в эпоху Сун (10-13 вв.). Появление даосской школы Цюаньчжэнь и новый этап в развитии даосских монастырей.

Три крупнейший даосских храмовых комплекса школы Цюаньчжэнь.

Крупнейшие действующие даосские монастыри современного Китая как преемники монашеской традиции даосской школы Цюаньчжэнь.



4

Административная организация и архитектурные особенности даосских монастырей

Двоякая классификация даосских монастырей:

— обители школы Правильного единства (Чжэнъи 正一), и монастыри школы Всеобъемлющей истины (Цюаньчжэнь 全真);

— наследственные обители (цзы-сунь мяо 子孫廟) и открытые монастыри (ши-фан цун-линь 十方叢林, «роща, где собираются [товарищи] во всех сторон света»).

Административная организация наследственных монастырей относительно проста и строится по традиционным для Китая принципам кровнородственных отношений. Наследственные монастыри являются первичными организационными структурами даосского института монашества. Регламентация жизни в них относительно свободная.

Открытые монастыри находятся в коллективной собственности всех членов даосской общины. Даосские открытые монастыри относятся почти исключительно к школе Цюаньчжэнь. Они не принимают послушников для приготовления их к принятию монашества, но периодически проводят ритуал посвящения в монашеский сан. После прохождения такого испытания и принятия обета, проводимого в открытых монастырях, монахи имеют право остаться в них и продолжить свое подвижничество в качестве членов общины монастыря.

Важнейшие административные отделы даосского монастыря и его стандартная административная иерархия.



5

Бытовая жизнь даосских монахов и правила монашеской жизни

Распорядок дня в современном даосском монастыре.

Важнейшие правила, регламентировавшие жизнь даосского монашества:

— предостережения;

— регламент очистительных ритуалов и поста;

— запреты;

— заповеди.

Стандартные наказания за нарушение правил монашеской жизни.

1. Лежать ниц в течение всего времени, пока горит палочка фимиама.

2. Понижение в ранге.

3. Исключение из общины.

4. Лишение статуса посвященного даоса.

5. Передача гражданским властям для разбирательства.

Коннотация между системой заповедей для даосских монахов и наказаниями за их нарушение.


6

Даосские праздники

В даосских монастырях торжественными службами отмечены дни рождения божеств, небожителей и великих подвижников прошлого. Такие дни обычно называют даосскими праздниками.

Даосские праздники можно условно разделить на три группы.

Первая — это дни, которые торжественно отмечаются представителями всех направлений даосизма.

Ко второй группе относятся праздники, общие для всех даосов определенной школы. Например, даосы школы Всеобъемлющей истины и Правильного единства торжественно отмечают не только общие для них даты, но имеют и «собственные» праздники, связанные с именами божеств, полулегендарных основателей и исторических патриархов своего учения. Отличия в календаре праздничных дат обусловлены разной исторической судьбой этих двух ведущих направлений современного даосизма.

К третьей группе даосских праздников относятся те из них, которые имеют локальный (местный) характер. Даосская религия включила в свой корпус как общекитайские культы, так и локальные религиозные традиции. Праздники такого рода связаны с прославленными деятелями прошлого, оставившими благую память о себе в конкретной местности, а также с божествами данной местности, с охранителями городов или сел, с божествами-покровителями различных ремесел и профессий.

Праздники в честь важнейших даосских божеств, легендарных подвижников и исторических деятелей.



7

Одежда и регалии даосов

Одной из характерных черт в облике даосского монаха является его халат, прическа и головной убор. Даосы обязаны отращивать волосы и завязывать их в узел. Поверх узла обычно надевается невысокий головной убор, известный как «плат Хаотичного первоначала», или как «плат наньхуаского [отшельника]» (намек на Чжуан-цзы). Волосы закрепляются в узел с помощью нефритовой или деревянной шпильки — традиционного предмета туалета в старом Китае.

Виды даосского головного убора:

— «плат Хаотичного первоначала» (хунь юань цзинь);

— «плат Наньхуаского отшельника» (нань-хуа цзинь);

— «плат девятеричного ян» (цзю ян цзинь);

— «плат Хао-жаня» (Хао-жань цзинь), теплая шапочка, предназначенная для холодного времени года; такой головной убор, согласно преданию, был придумал великим китайским поэтом танской эпохи Мэн Хао-жанем 孟浩然 (689—740);

— «плат беззаботного скитания» (сяо яо цзинь), другое название — «лотосовый листок» (хэ е);

— «плат трех учений» (сань цзяо цзинь);

— «плат Великого ян» (тай ян цзинь);

— «плоский плат» (и цзы цзинь), он предназначен для жарких солнечных дней, похож на «плат Великого ян», но делается из соломы.

Виды, размеры и форма венца для даосского головного убора.

Каждодневная и праздничная одежда даосов.

Халаты даосов. Основные виды даосских халатов в современном Китае.

Чулки и обувь.

Регалии и атрибуты даосских монахов и странствующих подвижников.


8

Даосский монастырь Байюньгуань в Пекине

Даосский монастырь Байюньгуань как образец даосской храмовой архитектуры. Структурные особенности архитектурно-паркового комплекса Байюаньгуаня. Важнейшие божества, которым поклоняются в Байюньгуане. Классификация иконографии и вотивных предметов. Основные храмовые постройки Байюньгуаня. Троичные классификации, выделяемы в структуре Байюаньгуаня. Иерархи уровней. Семантика основных классификаций. Взаимодействие отдельных элементов. Система храмовых построек и почитаемых божеств. Архитектоника Байюньгуаня как знаковая система. Опыт прочтения структуры Байюаньгуаня.

Опыт семиотического анализа архитектурного ансамбля пекинского Байюньгуаня.



Архитектурный и иконографический текст Байюньгуаня как источник по истории даосизма 12 — 20 вв.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница