Программа дополнительного образования кружка «Фольклор». Направленность кружка: художественная Возраст детей: с 6 лет



Скачать 453.35 Kb.
страница1/5
Дата10.05.2016
Размер453.35 Kb.
  1   2   3   4   5


Утверждаю:

_____________________

Директор МБОУ

«Криушинская СОШ»

Севостьянов П.П.

Приказ № 50 от 30.08.2013


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»




ПРОГРАММА

дополнительного образования

кружка «Фольклор».


Направленность кружка: художественная

Возраст детей: с 6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: учитель музыки

первой квалификационной

категории

Ляпина Елена

Викторовна

с. Криуша, 2013г.


Едва ли можно найти материал, более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

детской жизнью, который возник, вырос и развился

из исканий высокой радости детской народной массы.


Это – детский фольклор.

Г.С.Виноградов




Пояснительная записка




Актуальность программы

Образовательная программа фольклорного кружка ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Лучшие умы России призывали в воспитании подрастающего поколения опираться на традиционные ценности национальной культуры. Мыслители XIX века: Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали педагогов того времени всячески использовать его в своей деятельности. С «педагогическим гением народа» связаны идеи К.Д. Ушинского. Проанализировав системы воспитания в нескольких зарубежных странах, Ушинский пришел к выводу: общей системы воспитания для всех народов не существует, на систему воспитания в любой стране существенное влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, история, быт народа. В.А. Сухомлинский считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики.

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, малыш естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок так же естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь детей с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом взрослое население общины относилось к малышам с любовью, заботой и терпимостью.

Современные же условия городской жизни приводят ко все большей разобщенности детей и родителей. Основное время ребята проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор; ребята не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь»; утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

В связи с изложенным, фольклорный коллектив видится его авторам как центр духовного общения детей и их родителей на основе совместного изучения народного творчества.
Направленность программы

Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до учащихся высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к старшим, забота о младших – заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

Существующие образовательные программы учреждений дополнительного образования отводят на ознакомление с фольклорными традициями незначительное время. Изучение же музыкального фольклора в единой системе на базе музеев, как показывает опыт, нигде ранее не проводилось и является новаторством.

Основные принципы, теоретические основания и способы реализации развивающих стратегий авторы программы заимствовали из действующих в настоящее время программ дополнительного образования детей: «Веретенца» Е.А. Краснопевцевой; «Терема» Е.В. Нечаевой, А.А. Третьяковой; «Горенки» М.В. Хазовой; «Оберега» Е.Г. Борониной; «Раёк» И.В. Новичковой, Н.И. Кубышиной. Однако наша программа, реализуемая в условиях сотрудничества с коллективами музеев русского деревенского быта и сказок народов мира, вносит в их установки существенные изменения, коснувшиеся и образовательных целей, и форм работы с детьми, и содержания занятий.
Новизна программы

Новизна программы связана с цикличностью народного календаря, с повторностью и периодичностью обрядовых песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение трех лет изучать и воспроизводить одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решать задачи не только музыкального развития и эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от наблюдения к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим.

В программе обучение детей связано между собой единой сюжетной линией: сквозной темой «Времена года».

Отличительной особенностью программы является ее интегративность, позволяющая объединить усилия педагогов фольклорного коллектива и ученых, занимающихся этнографическим и литературным направлениями в музеях русского деревенского быта и сказок народов мира.

Программа является образовательной, профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет детям младшего школьного возраста и подросткам получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность.

Авторы программы считают участие родителей в образовательном процессе обязательным. Родители, желающие освоить то или иное направление деятельности фольклорного ансамбля, присоединяются к занятиям детей, принимают активное участие в фольклорных праздниках.

Реализация настоящей программы требует от педагогов особенных личностных качеств: развитого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать учащихся, найти нестандартное решение проблем и индивидуальный подход к воспитанникам.


Цель и задачи программы

Цель программы – воссоздание русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, развитие творческих способностей воспитанников через их собственную художественную деятельность в рамках народного искусства.

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:



Образовательные:

  • формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

  • обучать воспитанников основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам;

  • помочь учащимся освоить музыкально-игровой детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря;

  • сформировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов.

Развивающие:

  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

  • совершенствовать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Воспитательные:

  • формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов.

  • воспитывать у ребят чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

  • прививать уважительное отношение к взрослым и сверстникам, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям различных национальных и социальных культур;

  • воспитывать творчески активную личность.

  • научить воспитанника пониманию роли семьи в обществе, своего места в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).


организация образовательного процесса

Программа «Фольклор» предназначена для комплексного изучения фольклора детьми от 6 до 11 лет.

Такой возрастной диапазон требует деления ее содержания на этапы освоения традиционной народной культуры и распределения детей по следующим группам:


  • первая группа включает детей младшего школьного возраста (от 6 до 8 лет);

  • вторая группа включает детей младшего школьного возраста (от 8 до 9 лет);

Реализация программы рассчитана на 1 год.

Количество детей в группах младшего школьного возраста  примерно 12–15 человек. Такая группа является оптимальной для организации игровой деятельности младших школьников и создания творческой атмосферы на занятиях.



Организация занятий построена следующим образом:

  • музыкальный фольклор – 1 раза в неделю

Продолжительность одного занятия – 45 минут, включая непосредственно содержательный аспект, выбранный в соответствии с календарно-тематическим планированием, организационные и заключительные моменты занятия.

По своей форме обучение делится на:

  • групповое  во время проведения занятий;

  • подгрупповое – во время перерыва (игровая форма с участием родителей);

  • индивидуальное – после занятий (для детей, пропустивших занятия или вновь пришедших в коллектив).



Содержание и направления

образовательной деятельности


Основное предметное содержание подобрано в соответствии с народным календарем и имеет 4 раздела, связанные со временами года. Именно поэтому тема «Времена года» и является сквозной сюжетной линией всей программы.
Тема «Времена года» включает в себя:

  • воспитание у детей любви к природе, родному городу, его традициям;

  • знакомство детей с окружающим миром, расширение круга их представлений о народной культуре, развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать и правильно отражать в речи воспринятое;

  • подготовку и проведение фольклорных праздников и концертных программ.

Музейные занятия, проводимые в музеях русского деревенского быта и сказок народов мира, связаны с основным содержанием предмета «Музыкальный фольклор» (с этнографическим и литературным направлением), а также предполагают проведение семейных праздников и обрядов с участием родителей, где дети демонстрируют свои успехи.

В программе курс делится на три направления:



  • народный календарь, народные обычаи и обряды;

  • семейные праздники и обряды;

  • детский фольклор.

Первое направление прослеживает годовой цикл жизни русского человека в единстве религиозных и этических представлений, обрядов и норм. Русские календарные праздники приурочены к определенным датам народного календаря, составляя с ним единое целое.

Второе направление рассматривает семейные обряды как важную составную часть русской праздничной культуры. На примере неразрывной цепочки семейных обрядов прослеживается жизненный цикл человека  от рождения до смерти.

В третьем разделе изучаются различные жанры детского фольклора: сказки, предания, игры, песни, скороговорки, прибаутки, считалки, потешки, пословицы, загадки и др. Использование на занятиях произведений детского фольклора способствует установлению контакта и доверительных отношений с учащимися, исключает монотонность и скуку на занятиях, помогает заложить интерес к миру традиционной культуры с тем, чтобы в дальнейшем фольклор органично вошел в сознание и быт воспитанников коллектива «Купаленка». Музыкально-фольклорные игры развивают чувство ритма, пластику, творческую инициативу, импровизацию, коммуникабельность.

Следует заметить, что освоение традиционной народной культуры невозможно без использования наглядного материала (предметов быта, фотографий, иллюстраций), просмотра видеоматериалов, организации встреч с носителями фольклора. Все это предусмотрено в работе музеев русского деревенского быта.

На третьем, заключительном этапе обучения детям предлагается, с учетом их успешного опыта освоения музыкального фольклора, новый предмет «Фольклорный театр».

Фольклорный театр уходит корнями в древние ритуалы. Непременной составной частью календарных и семейных обрядов было ряжение. Более сложные игровые сценки представляли собой имитацию трудовых процессов: пахоту, сев и др. Эти ритуалы имели магическое воздействие на будущий урожай. Именно они явились прямыми предшественниками народных театральных представлений.

Фольклорный театр – наиболее емкое и точное понятие, объединяющее все народное театрально-драматическое искусство. Оно включает в себя всю совокупность театральных направлений в фольклоре – разыгрывание фольклорных драм и комедий, кукольные и раешные представления, приговоры балаганных дедов и др.

На занятиях дети знакомятся с такими видами фольклорного театра, как вертеп, театр Петрушки, балаган и др. Учащиеся узнают о происхождении фольклорного театра, особенностях отдельных его видов, сами ставят спектакли. В процессе подготовки к спектаклю или празднику дети постигают законы театрального искусства, актерское мастерство.

Главное место в фольклорной традиции, безусловно, принадлежит песне. Она отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразилось извечное стремление русского человека к добру и правде, к счастью и справедливости. Эстетические идеалы, заложенные в народной песне, оказали благотворное влияние на многие поколения людей, поэтому ей отводится важная роль в развитии музыкальной культуры детей, в становлении их музыкального вкуса.
Тематическое планирование





Времена

года



Темы

Предметы обучения


Музыкальный фольклор

Теория

Практика

народный календарь, обычаи, обряды

быт, уклад жизни

Жанры народного фольклора

слушание

Пение

музыкально-фольклорные игры

1

2

3

4

5

6

7

8

Осень.

Осенние хлопоты. Колыбель и колыбельные песни.

Встреча осени.

Осенины,


Рябинник, Свадебник, Кузьминки.

Труд в поле и дома.

Осенние заготовки впрок.

О труде нянь-пестуний.


Пословицы и сказки о трудолюбии: «Крошечка-Хаврошечка», «Девочка-семилетка» и др.

Колыбельная «Тебе песенку спою»,

жнивная «Серпы золотые»,

шуточная плясовая «Ой, ниточка тоненькая».


Считалка «Соломенка-ароменка», колыбельная «Уж ты, котенька-коток»,

жнивная «Веснушка-осень».



«Репка», «Дрема».

Количество часов:

1

1

1

1

4

1

1

2

3

4

5

6

7

8

Зима.

Дом.

Святки, Рождество, колядование,

ряжение, Масленица.



Изба, дом, терем, части дома, их предназначение и украшение.

Посуда.


Мебель.

Пословицы, поговорки, сказки о народном быте, жилище.

Плясовые «Зимушка, ты пришла», «Ай, да масленица», «Коза-дереза», «Во горнице», шуточная «Веники».

Считалка «Щитки-сбитки», колядка «Таусеньки- таусень»,

Плясовая «Уж ты, зимушка, сударушка»,

Шуточная «Как у дяди Ермолая».


«Терем», «Как у дяди Трифона».

Количество часов:

1

1

1

1

4

1

1

2

3

4

5

6

7

8

Весна.

Наши братья меньшие (животные и птицы).

Встреча Весны, встреча птиц,

Егорий.


Народный костюм.

Считалки,

заклички,

прибаутки.


Колыбельная «Люли-люленьки», егорьевская песня «Гони коровушку», хороводная «Березынька», плясовая «Ворон»,

прибаутка «Заяц Егорка».



Колыбельная «А шла киса по водицу»,

Песенка «Ходит зайка по саду»,

Плясовая «Ай, ду-ду»,

Егорьевская «По деревне идет Ваня-пастушок», заклички солнцу, дождю.



«Гуси», «Кот и глячочки», «Мышка».

Количество часов:

1

1

1

1

4

1



1

2

3

4

5

6

7

8

Лето.

Народная игрушка.

Троица, праздник Ивана Купалы.

Народная игрушка (глиняная, соломенная, деревянная, тряпичная).

Роль куклы-помошницы в сказках «Аннушка»,

«Василиса-прекрасная»;сказка «Деревянный орел».



Троичная «К нам праздник пришел»,

купальская «Купалочка», «Кукушечка», северная

скоморошина.


Колыбельная «Баю куколку мою», плясовая «Как под наши ворота», троицкая «Ты, березка»,

Хороводная «Как пошли наши подружки».



«Молчанка», «Пчелы».

Количество часов:

1

1

1

1

4

1

Всего:

4

4

4

4

16

4

ИТОГО:

36

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница