Программа дисциплины «Управление командой разработчиков»



Скачать 156.6 Kb.
Дата12.11.2016
Размер156.6 Kb.


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный Исследовательский Университет

«Высшая школа экономики»
Факультет Бизнес Информатика

Отделение Программная Инженерия



Программа дисциплины

«Управление командой разработчиков»

для направления 231000.68 - «Программная инженерия»

подготовки магистра по программе

«Управление разработкой программного обеспечения»

Автор программы
Д.Л. Безуглый

dbezuglyy@hse.ru





Рекомендована секцией УМС

по бизнес-информатике


Председатель Ю.В. Таратухина

________________________________

«_____» __________________ 2011 г.
Утверждена Ученым Советом

НИУ ВШЭ


Ученый секретарь Н.Ю. Савельева

________________________________

«_____» __________________ 2011 г.

Одобрена на заседании кафедры

Управление разработкой

программного обеспечения

Зав. кафедрой С.М. Авдошин

_________________________________

«____»_____________________ 2011 г.

Москва, 2011


  1. Пояснительная записка

Автор программы:

Д.Л. Безуглый

Общие сведения об учебном курсе:


дисциплина читается студентам магистерской программы «Управление разработкой программного обеспечения» на отделении программной инженерии факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Она входит в вариативную часть профессионального цикла, определяющего магистерскую программу, и читается в первом семестре второго учебного года [1, 2], код дисциплины в учебном плане М2.В.ДВ.5.

Количество кредитов – 4, общее количество часов – 144. Количество аудиторных часов 48, в том числе: 18 часов лекционных занятий, 30 часа практических занятий. Общее количество часов самостоятельной работы – 96.

Текущий контроль – домашнее задание;

Итоговый контроль - письменный экзамен в конце семестра.


Цель курса:

дать систематизированное представление и практические навыки, связанные с различными аспектами работы команд, с акцентом на группы и команды с минимумов властных полномочий. В рамках практических занятий делается акцент на специфику работы команд в сфере разработки программного обеспечения.

Аннотация:

Глубокое понимание предмета достигается за счет изучения в рамках курса основных элементов теории и практики связанной с лидерством, мотивацией и внутренней групповой динамики. Материал курса в значительной степени опирается на методический материал в современной западной учебной и периодической литературе по управлению и предпринимательству.

Учебные задачи курса:


в результате прохождения учебного курса студенты должны:

- знать: об основных аспектах формирования команды;

- иметь представление:


  • о сущности лидерства, истории развития соответствующих теорий их преимуществах и недостатках;

  • об основных теориях мотивации их достоинствах и ограничениях;

- получить навыки:

  • идентификации особенностей членов команды, обладающих различными стилями, предпочтительными ролями в команде;

  • использования различных подходов в коммуникации с учетом идентифицированных особенностей членов команды.

Прохождение учебного курса должно способствовать формированию у студентов магистратуры следующих профессиональных компетенций [3]:

  • умение организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу (ПК-3);

  • умение планировать, управлять и контролировать выполнение требований (ПК-4);

  • умение выполнять оценки степени трудности, рисков, бюджета и времени в течение выполнения проекта, осуществлять контроль рабочего графика (ПК-5);

  • умение формировать технические задания и способность руководить разработкой программного обеспечения (ПК-7);

  • умение планировать и осуществлять руководство процессом разработки программного обеспечения (ПК-10);

  • готовность использовать современные психолого-педагогические методы в профессиональной деятельности (ПК-11);

  • способность использовать педагогические приемы, принципы обучения и аттестации пользователей программного продукта при организации обучения (ПК-12);

  • навыки подготовки и проведения учебных занятий по дисциплинам направления «Программная инженерия» (ПК-13);

  • способность рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-14);

  • способность организовывать работу коллектива разработчиков программного продукта, умение осуществлять взаимодействие со смежниками (ПК-16).
  1. Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия

Первый модуль (24 часа)

1

Введение. Системы

ранжирования и иерархии

ролей


9

1

2

6

2

Основы коммуникации

13

1

2

10

3

Общие представления о

мотивации.



14

2

2

10

4

Научные модели Мотивации

14

2

2

10

5

Общие представления о

лидерстве.



14

2

2

10

6

Ситуационное лидерство

16

2

4

10




Итого первый модуль

80

10

14

56

Второй модуль (24 часа)

7

Эмоциональное лидерство

16

2

4

10

8

Общее представление о

командах


16

2

4

10

9

Функциональная и ролевая

структура команд



16

2

4

10

10

Практические аспекты

работы в командах



16

2

4

10




Итого второй модуль

64

8

16

40




Итого:

144

18

30

96


  1. Базовые учебники и дополнительная литература


Книги:

Дафт Р.Л. Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; при участии П. Лейн; [пер. с англ. А.В. Козлова; под ред. проф. И.В. Андреевой]. — М.: Эксмо, 2006. — 480 с.

Ф.Кратчен Введение в Rational Unified Process. 2-е издание, М.: Вильямс, 2002. – 240 с.

Публикации в Интернет:

Директор И.С. «Как воодушевить Эйнштейнов», 2003 http://www.osp.ru/cio/2003/01/172453/



Другие источники:

Рейнвотер Дж. Ханк. Как пасти котов. Наставление для программистов, руководящих другими программистами — Санкт-Петербург: Питер 2-е издание, 2011 год, —256 стр.

Томпсон, Лей. Создание команды: [пер. с англ.] / Лей Томпсон. — М.: Вершина, 2006. - 544 с.

Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу / Р.Мередит Белбин

[пер. с англ. Е. Смолиной]. — 2-е изд. — Лондон [ и д.р.] Кивитс, 2007. -240 с.

Ицхак Адизес. «Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого

следует» - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г.

Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301 с.

Харви Роббинс, Майкл Финли . «Почему не работают команды. Что идет не так и как это исправить» Издательство: Добрая книга, 2005 г.

Навыки работы с людьми для менеджеров проектов. Стивен У. Флэннес, Джинджер Левин 2004 г. Издатель: Технологии управления Спайдер

С чего начинается лидер / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 232 с. — (Серия «Классика Harvard Business Review»).

Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха / Пер. с англ. под ред. Т. Ю. Ковалевой.__СПб Питер, 2008. — 368 с.

Организационная культура и лидерство Шейн, Эдгар Г. > Санкт-Петербург: Питер, 2001, серия "Теория и практика менеджмента"

  1. Формы контроля


- текущий контроль:

Работа на практических занятиях оценивается качество подготовки и работа на практических занятиях;

Домашнее задание: разработка бизнес-кейса по управлению командой разработчиков
- итоговый контроль: экзамен в конце семестра;

- итоговая оценка К по 10-балльной шкале формируется как взвешенная сумма:



K = 0,3 Пр + 0,3 ДЗ + 0,4 Э

где Пр, Дз и Э – 10-балльные оценки работы на практических занятиях, выполнения домашнего задания и экзамена соответственно с округлением до целого числа баллов. Перевод в пятибалльную оценку осуществляется в соответствии со следующей таблицей.


Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системам

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

1 – неудовлетворительно

2 – очень плохо

3 – плохо


неудовлетворительно – 2

4 – удовлетворительно

5 – весьма удовлетворительно



удовлетворительно – 3

6 – хорошо

7 – очень хорошо



хорошо – 4

8 – почти отлично

9 – отлично

10 – блестяще


отлично – 5
  1. Содержание программы


Тема 1. Введение. Иерархия ролей и системы ранжирования компаний разработчиков

♦ Содержание темы:



  • Обзор курса и системы контроля.

  • Системы ранжирования персонала в крупных компаниях. Когда специалист начинает управлять и руководить.

Тема 2. Основы коммуникации

♦ Содержание темы:



  • Модель общения

  • Эффективная и достаточная коммуникация

  • Коммуникационные навыки

  • Принципы общения

  • Восприятие и атрибуция

  • Принцип пирамиды

♦ Основная литература:

  • Барбара Минто . Золотые правила Гарварда и McKinsey — М.: Манн Иванов и Фербер, 2007 г.

  • Вера Биркенбиль. Искусство задавать вопросы. Тренинг для успешного ведения переговоров — М.: Интерэксперт, 2005 г.

Тема 3 Общие представления о мотивации.

♦ Содержание темы:



  • Теории основанные на потребностях.

  • Эволюционные и биологические теории.

  • Теории X и Y Дугласа Мак-Грегора

  • Пирамида Маслоу.

  • Мотивация в течение жизни человека: в разном возрасте - разные потребности

♦ Основная литература:

  • Дафт Р.Л. Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; при участии П. Лейн; [пер. с англ. А.В. Козлова; под ред. проф. И.В. Андреевой]. — М.: Эксмо, 2006. — 480 с.

  • Организационная культура и лидерство Шейн, Эдгар Г. — Санкт-Петербург: Питер, 2001, серия "Теория и практика менеджмента"

Тема 4 Научные модели Мотивации

♦ Содержание темы:



  • Рационально-экономическая модель

  • Социальная модель

  • Двухфакторная теория мотивации и удовлетворения от работы Герцберга

  • Психологический контракт

  • Семинар по обсуждению систем мотивации и стимулирования

♦ Основная литература:

  • Дафт Р.Л. Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; при участии П. Лейн; [пер. с англ. А.В.

  • Козлова; под ред. проф. И.В. Андреевой]. — М.: Эксмо, 2006. — 480 с.

  • Организационная культура и лидерство Шейн, Эдгар Г. — Санкт-Петербург: Питер, 2001

Тема 5 Общие представления о лидерстве.

♦ Содержание темы:



  • Определение лидерства

  • Эволюция теорий лидерства

  • Разница в подходах между лидерством и менеджментом

  • Личностные качества лидеров

  • Личностные качества, поведение и взаимоотношения

  • Теория индивидуализированного лидерства

♦ Основная литература:

  • Дафт Р.Л. Уроки лидерства / Р.Л. Дафт; при участии П. Лейн; [пер. с англ. А.В. Козлова; под ред. проф. И.В. Андреевой]. — М.: Эксмо, 2006. — 480 с.).

Тема 6 Ситуационное лидерство

♦ Содержание темы:



  • Ситуационное лидерство на основе теории Кена Бланшара.

  • Основные навыки ситуационного лидера

  • Практическое занятие по отработке основных навыков

  • Замена и нейтрализация лидерства

  • Практическое занятие по постановке задачи

♦ Основная литература:

  • Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха / Пер. с англ. под ред. Т. Ю. Ковалевой.__СПб Питер, 2008. — 368 с

Тема 7 Эмоциональное лидерство

♦ Содержание темы:



  • Эмоциональный интеллект и его влияние на взаимоотношения и климат в команде

  • Стили лидерства основанные на видах эмоционального интеллекта.

♦ Основная литература:

  • Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта (2-ое издание) Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис,

  • Энни Макки Издательство Альпина Бизнес Букс, 2005 г.

♦ Дополнительная литература:

  • С чего начинается лидер. Коллектив авторов. Серия Классика Harvard Business Review Издательство Альпина Бизнес Букс, 2005 г.

Тема 8 Общее представление о командах

♦ Содержание темы:



  • Рабочие группы и команды

  • Формирование состава команды

  • Этапы жизненного цикла команды

  • Семинар. Неформальная структура группы/ коллектива. Дискуссия на тему лидерство или самоуправление.

♦ Основная литература:

  • Томпсон, Лей. Создание команды: [пер. с англ.] / Лей Томпсон. — М.: Вершина, 2006. - 544 с.

♦ Дополнительная литература:

  • Харви Роббинс, Майкл Финли . «Почему не работают команды. Что идет не так и как это исправить» Издательство: Добрая книга, 2005 г.

Тема 9 Функциональная и ролевая структура команд

♦ Содержание темы:



  • Типология Белбина. Команды принимающие решения

  • Типология Ицхака Адизеса

  • Модели команд в методологиях разработки ПО MSF, RUP, Agile (XP).

  • Семинар Разбор взаимодействия ролей по Белбину. Идентификация наиболее близкой роли.

♦ Основная литература:

  • Р.Мередит Белбин. Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу/ [пер. с англ. Е. Смолиной]. — 2-е изд. — Лондон [ и д.р.] Кивитс, 2007. -240 с

  • Ицхак Адизес. «Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует» Издательство Альпина Бизнес Букс, 2007 г.

♦ Дополнительная литература:

  • Менеджер «правильный», «неправильный» и «идеальный» http://www.executive.ru/reading/newfolder2921/article_4272/

Тема 10 Практические аспекты работы в командах

♦ Содержание темы:



  • Конфликт в жизни команды

  • Структурные методы управления конфликтом

  • Практическое занятие по разбору конфликтной ситуации

  • Плохое исполнение.

  • Практическое занятие по разбору ситуации с плохим исполнением

♦ Основная литература:

  • Томпсон, Лей. Создание команды: [пер. с англ.] / Лей Томпсон. — М.: Вершина, 2006. - 544 с.

  • Навыки работы с людьми для менеджеров проектов. Стивен У. Флэннес,

  • Джинджер Левин 2004 г. Издатель: Технологии управления Спайдер
  1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

1. Назначение и типовая структура иерархии ролей компании разработчика

2. Общая схема коммуникации. Типовые проблемы и ошибки связанные с коммуникацией

3. В чем состоит вклад теории X и Y Дугласа Мак-Грегора?

4. Пирамида Маслоу

5. Как происходит изменение мотивации в течение жизни человека.

6. Какое основное предположение заложено в основу рационально-экономическая модели мотивации?

7. Какие недостатки и достоинства имеет Социальная теория мотивации?

8. В чем суть двухфакторная теория мотивации и удовлетворения от работы Герцберга?

9. В чем принципиальная разница мотивации и удовлетворенности потребностей?

10. Рассмотрите преимущества и недостатки «лидера-героя» и «скромного лидера». Согласны ли вы с тем, что великий лидер должен быть скромным?

11. Чем отличаются друг от друга теории личностных качеств и теории поведения?

12. Что отличаются друг от друга теории «Ситуационного лидерства» Кена Бланшара и Эмоционального лидерства Даниэла Гоулмана?

13. Является ли лидерство обязательным атрибутом успешной команды?

14. Согласны ли вы с тем, что гигиенические факторы из теории Герцберга не могут усиливать мотивацию сотрудников и способствовать получению сотрудниками удовлетворения от своей работы?

15. Как связаны между собой потребности, вознаграждения и мотивация?

16. Что такое психологический контракт и чем он отличается от трудового контракта?

17. Почему лидерам необходимо учитывать в своей работе положения теории равенства?

18. Определите разницу понятий менеджмент и лидерство.

19. Управленческая решетка Р.Блейка и Джин Моутон. Перечислите стили и их особенности.

20. Каковы основные составляющие теории ситуационного Лидерства ( К. Бланшар)?

21. Основные элементы и их назначение в процессе постановки задачи.

22. Основные организационные элементы замены и нейтрализации Лидерства.

23. Характеристики команды

24. Жизненный цикл команды

25. Неформальные структуры в команде

26. Типология ролей в команде Белбина.

27. Типология ролей в команде Ицхака Адизеса

28. Опишите основные подходы к разрешению конфликтов

29. Возможные причины плохого исполнения и методы работы с ними.


  1. Использованные источники:





  1. Базовый учебный план программы подготовки магистра по направлению магистерской подготовки – 231000.68 « Программная инженерия», магистерская программа – «Управление разработкой программного обеспечения». - М., НИУ ВШЭ, 2011 г.




  1. Рабочий учебный план программы подготовки магистра по направлению магистерской подготовки – 231000.68 « Программная инженерия», магистерская программа – «Управление разработкой программного обеспечения», 1 курс. - М., НИУ ВШЭ, 2011 г.




  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Программная инженерия» (квалификация (степень) магистр). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. № 543

Автор программы: _________________________Безуглый Д.Л.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница