МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор Московского архитектурного института (государственной академии)
________________ Д.О. Швидковский
“____” _____________________ 2008 г.
Примерная программа дисциплины
«ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И НАУЧНОГО
ТВОРЧЕСТВА В АРХИТЕКТУРЕ.
МЕТОДИКА НАУЧНОЙ РАБОТЫ
В АРХИТЕКТУРЕ»
федерального компонента цикла ОПД
ГОС ВПО второго поколения
Направление: 521700 – АРХИТЕКТУРА
Степень: МАГИСТР АРХИТЕКТУРЫ
Москва – 2008
Примерная программа “Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре. Методика научной работы в архитектуре” федерального компонента цикла ОПД (СД, ДС) составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования второго поколения по направлению подготовки магистр архитектуры.
-
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
-
Цель курса
Цель курса «Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре. Методика научной работы в архитектуре» – выработать навыки практического использования знаний теоретико-методологических основ в будущей научной, педагогической и проектной деятельности архитектора.
-
Задачи курса
-
дать магистрантам представление о развитии научного познания и творчества в прошлом и настоящем;
-
ознакомить магистрантов с основными взглядами и опытом отечественных и зарубежных учёных, архитекторов по применению методов и методик в работе, творчестве;
-
сформировать у магистрантов навыки использования методов и методик, способствующих архитектурному творчеству.
-
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Знания и опыт, полученные в результате занятий по курсу, помогут магистрантам более уверенно почувствовать себя в своей будущей профессии архитектора, педагогической или научной работе. Они могут стать надежной основой в профессиональной деятельности архитектора, градостроителя, специалиста по ландшафтной архитектуре и дизайнера, раскрепостить его способности, инициировать творческую деятельность.
-
Требования к уровню освоения содержания курса
В процессе изучения курса желательно ознакомление студентов не только с учебными пособиями, но и с отдельными первоисточниками, принадлежащими перу выдающихся мыслителей, учёных и архитекторов прошлого и настоящего.
Тематическим планом курса занятия предусматриваются в форме проведения лекций и семинаров, которые могут быть дополнены написанием контрольных работ, проведением диспутов, коллоквиумов, работой над рефератом.
-
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
-
Разделы курса
Предлагаемый курс «Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре. Методика научной работы в архитектуре» включает в себя одиннадцать тем.
-
Темы и краткое содержание
Тема 1. Введение
Предмет курса. Роль теоретической и методологической проблематики в изменениях современного общества. Специфика знаний о теории, методологии и методах.
Основные тенденции и актуальные проблемы развития взглядов на теорию и методологию познания в обществе.
Теоретические и методологические предпосылки архитектурной деятельности.
Значение курса для формирования профессионального мастерства научных и педагогических кадров в архитектурной сфере.
Тема 2. Творческий характер сознания
Сознание и психика: сознательное и бессознательное. Сознание и язык.
Соотношение чувственного и логического, эмпирического и теоретического в познании. Основные проблемы теории познания. Основные принципы теории познания. Уровни познания.
Тема 3. Знание в науке и культуре. Творчество и интуиция.
Интуиция, здравый смысл и логика. Знание в науке и культуре. Знание научное и ненаучное. Творчество и интуиция. Знание и вера, знание и ценности. Объяснение и понимание. Проблема истинности знания. Релятивизм и догматизм в науке. Понятие объективной истины. Относительная и абсолютная истина.
Творческий процесс архитектора. Архитектурное творчество как жизнестроительство. Соотношение индивидуального и коллективного в архитектурном творчестве. Особенности работы архитекторского коллектива как творческой единицы. Архитектурное творчество как постановка и как решение задач во взаимоувязке со смежниками.
Тема 4. Взаимосвязь теории, метода и практики
Теория и гипотеза. Выдвижение, развитие и проверка гипотезы. Доказательство и опровержение гипотезы. Две стороны научных теорий. Семиотика. Специфика архитектурных теоретических концепций. Теория и метод.
Понятие практики. Роль практики в познании. Структура практики.
Архитектурная практика. Проектно-научный эксперимент как специфическая разновидность архитектурной практики.
Разработка социально-архитектурной концепции как специфический вид научно-проектного творчества.
Тема 5. Методология и метод
Методология. Исторический и логический методы познания. Методы теоретического и эмпирического исследования. Методы исследования культуры.
Основные формы логического отражения действительности. Понятие. Суждение. Умозаключение. Основные формально-логические законы.
Основные принципы диалектического метода познания. Категории диалектики как ступени познания. Основные законы диалектики.
Методы изучения процесса архитектурного творчества. Метод предметного и пространственного моделирования (макетирования) в архитектурной деятельности.
Тема 6. Методологические проблемы научного предвидения
Основные сферы прогнозирования. Научные критерии прогнозирования. Классификация методов прогнозирования и проектирования. Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования. Морфологический анализ. Прогнозный сценарий. Оценка точности прогноза. Оценка эффективности методов прогнозирования.
Архитектурно-градостроительное прогнозирование (прогнозы изменения искусственной среды обитания). Комплексный метод проектирования в архитектуре. Проблема перспективных конструктивных систем.
Тема 7. Научное исследование: основные характеристики
Структура научного исследования. Выбор темы и обоснование её актуальности, целей и задач, предмета и объекта, структуры исследования. Описание теоретико-методологических предпосылок и практической значимости научного исследования.
Междисциплинарный характер архитектурных научных исследований. Системный подход в архитектурной науке.
Тема 8. Проблемы применения математических методов в научном исследовании
Математика как язык науки и творчества. Основные методы математизации научного знания.
Математический эксперимент. Методологические проблемы математического моделирования.
Перспективы математизации научного знания и творчества.
Тема 9. Методологические и методические проблемы применения ЭВМ в научном исследовании
Краткая характеристика развития вычислительной техники и её применения в науке и архитектурном творчестве. Проблемы применения вычислительной техники в науке и архитектурном творчестве.
Методы и методики создания баз данных по архитектурной проблематике. Основы информатики применительно к работе с литературой по архитектуре.
Проблемы надёжности данных в научных исследованиях.
Технология обработки научных данных с применением вычислительной техники.
Тема 10. Проблемы интерпретации и внедрения результатов научного исследования
Интерпретация результатов научного исследования. Оформление и формы внедрения результатов научного исследования.
Способы и проблемы использования результатов научных исследований в архитектурной деятельности.
Тема 11. Методические проблемы научной работы в архитектурной сфере
Метод и методика.
Задачи и методы обследования архитектурных объектов в натуре. Методики выявления их социальной оценки потребителям.
Методики научного анализа в архитектуре. Методические приёмы, способствующие архитектурному новаторству.
-
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
-
Творческий характер человеческого сознания. Сознание и психика, сознательное и бессознательное. Творчество и интуиция.
-
Соотношение чувственного и логического, эмпирического и теоретического в познании и творчестве.
-
Знание в науке и культуре. Знание и вера, знание и ценности.
-
Проблема истинности знания. Релятивизм и догматизм в науке.
-
Взаимосвязь теории, метода и практики в деятельности архитектора.
-
Методы теоретического и эмпирического исследования.
-
Основные формально-логические законы и их использование в научной работе.
-
Исторический и логический методы исследования.
-
Методы исследования культуры.
-
Структура научного исследования.
-
Системный подход в архитектурной науке.
-
Структурно-функциональный подход в архитектуре.
-
Разработка социально-архитектурной концепции как специфический вид научно-проектного творчества.
-
Соотношение индивидуального и коллективного в сфере архитектурного творчества.
-
Творческий процесс архитектора.
-
Задачи и методы обследования архитектурных объектов в натуре, выявления их социальной оценки потребителем.
-
Проблемы использование математических методов, ЭВМ в архитектурной деятельности.
-
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
-
Творческий характер человеческого сознания.
-
Соотношение чувственного и логического, эмпирического и теоретического в архитектурном творчестве.
-
Творчество и интуиция в архитектурном процессе.
-
Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре.
-
Теория и методология архитектурной практики.
-
Сравнительный анализ архитектурных теоретический концепций (конкретизация предмета исследования по выбору студента).
-
Разработка социально-архитектурной концепции как специфический вид научно-проектного творчества.
-
Методы исследования культуры.
-
Системный подход в архитектуре.
-
Обоснование научных критериев предвидения в творчестве и науке.
-
Методы прогнозирования и проектирования в архитектуре.
-
Обзор методов обследования архитектурных объектов в натуре.
-
Структура архитектурного научного исследования.
-
Проблемы интерпретации результатов архитектурных научных исследований.
-
Методические проблемы научной работы в архитектуре.
-
Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу
-
Творческий характер сознания. Сознание и психика: сознательное и бессознательное. Сознание и язык.
-
Соотношение чувственного и логического, эмпирического и теоретического в познании. Уровни познания. Основные проблемы теории познания.
-
Знание в науке и культуре. Знание научное и ненаучное. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание.
-
Проблема истинности знания. Релятивизм и догматизм в науке. Понятие объективности истины. Относительная и абсолютная истина.
-
Теория и метод. Методы теоретического и эмпирического исследования. Методы исследования культуры.
-
Теория и гипотеза. Выдвижение, развитие и проверка гипотезы. Доказательство и опровержение гипотезы.
-
Основные формы логического отражения действительности. Понятие. Суждение. Умозаключение. Основные формально-логические законы.
-
Основные принципы диалектического метода познания. Категории диалектики как ступени познания. Основные законы диалектики.
-
Методологические проблемы научного предвидения. Основные сферы прогнозирования. Классификация методов прогнозирования и проектирования. Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования. Архитектурно-градостроительное прогнозирование (прогнозы изменения среды обитания).
-
Научное исследование: основные характеристики.
-
Проблемы применения математических методов в научном исследовании.
-
Методологические и методические проблемы применения вычислительной техники в научном исследовании.
-
Методы архитектурного творчества. Метод предметного и пространственного моделирования (макетирования) в архитектурной деятельности.
-
Понятие практики. Роль практики в познании. Структура практики. Архитектурная практика. Проектно-научный эксперимент как специфическая разновидность архитектурной практики.
-
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№№
п/п
|
Наименование тем и разделов:
|
ВСЕГО
(часов)
|
Аудиторные занятия (час.)
|
Самостоятельная работа
|
в том числе:
|
лекции
|
семинары
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
6.
|
1.
|
Введение.
|
4
|
2
|
2
|
|
2.
|
Творческий характер сознания.
|
4
|
4
|
4
|
|
3.
|
Знание в науке и культуре. Творчество и интуиция.
|
4
|
4
|
4
|
|
4.
|
Взаимосвязь теории, метода и практики.
|
8
|
6
|
6
|
|
5.
|
Методология и метод.
|
16
|
12
|
12
|
4
|
6.
|
Методологические проблемы научного предвидения.
|
4
|
4
|
4
|
|
7.
|
Научное исследование: основные характеристики.
|
8
|
8
|
8
|
4
|
8.
|
Проблемы применения математических методов в научном исследовании.
|
4
|
4
|
4
|
2
|
9.
|
Методологические и методические проблемы применения ЭВМ в научном исследовании.
|
4
|
4
|
4
|
|
10.
|
Проблемы интерпретации и внедрения результатов научного исследования.
|
4
|
4
|
4
|
2
|
11.
|
Методические проблемы научного творчества в архитектурной сфере.
|
12
|
8
|
7
|
5
|
ИТОГО:
|
136
|
60
|
59
|
17
|
-
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Форма итогового контроля – экзамен в конце 12 семестра
-
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Автор |
Наименование
|
Наличие грифа МО
|
Год издания
|
Обеспечивает ли полностью содержание дисциплины?
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
Бархин Б.Г.
|
Методика архитектурного проектирования. – 2-е изд., перераб. и доп.
|
Есть
|
1982
|
Нет
|
|
Мастера советской архитектуры об архитектуре. В 2-х т. Под ред. Бархина М.Г.
|
Нет
|
1975
|
Нет |
|
Методология исследований проектной деятельности.
|
Нет
|
1973
|
Нет |
|
Проблемы методологии науки и научного творчества.
|
Нет
|
1977
|
Нет
|
Рузавин Г.И.
|
Математизация научного знания.
|
Нет
|
1984
|
Нет
|
Свинцов В.И.
|
Смысловой анализ и обработка текста. – 2-е изд., перераб.
|
Нет
|
1979
|
Нет
|
Сергеев К.А., Соколов А.Н.
|
Логический анализ форм научного поиска.
|
Нет
|
1986
|
Нет
|
Хилл П.
|
Наука и искусство проектирования.
|
Нет
|
1973
|
Нет
|
Швырёв В.С.
|
Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы.
|
Нет
|
1988
|
Нет |
Штофф В.А.
|
Введение в методологию научного познания.
|
Нет
|
1972
|
Нет |
Литература:
-
Асмус В.Ф. Проблемы интуиции в философии и математике. – М., 1965.
-
Бархин Б.Г. Эвристика и архитектурное творчество. – В сб.: Архитектурная форма и научно-технический прогресс. – М., 1975.
-
Бейтс Е. Интенции, конвенции и символы. – В кн.: Психолингвистика. – М., 1984.
-
Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов/Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1981. –288 с.
-
Берг А.И. Кибернетика и проблемы обучения. – М., 1970.
-
Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля. – Вопросы философии, 1994, №4.
-
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.
-
Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. – Вопросы философии, 1990, №1.
-
Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.
-
Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.
-
Бом Д. Причинность и случайность в современной физике/Пер. с англ. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. –248 с.
-
Боно Э. де. Рождение новой идеи/Пер. с франц. – М., 1970.
-
Бронер Л. Применение электронных вычислительных машин в архитектурно-строительном проектировании. – М., 1966.
-
Бунге М. Интуиция и наука/Пер. с англ. – М., 1967.
-
Бэкон Ф. Новый Органон. – Сочинения в двух томах. – 2-е, испр. и доп. изд. Т. 2. –М.: Мысль, 1978, сс.5-214.
-
Вартофский М. Искусство как гуманизирующая практика. – В кн.: Вартофский. Модели. – М., 1988.
-
Винер Н. Кибернетика/Пер. с англ. – М.: Наука, 1983. –344 с.
-
Винер Н. Творец и робот/Пер. с англ. – М., 1966.
-
Винер Н. Я математик/Пер. с англ. – М., 1967.
-
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1988. –704 с.
-
Гадамер Х.-Г. Метод и истина. – М., 1990.
-
Глазычев В.Л. Организация архитектурного проектирования. – М., 1978.
-
Глинский Б. и др. Моделирование как метод научного исследования. – М., 1978.
-
Гропиус В. Границы архитектуры/Пер. с нем. – М., 1971.
-
Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. – М., 1987.
-
Гутнов А.Э., Лежава И.Г. Будущее города. – М., 1977.
-
Деятельность: теории, методология, проблемы. – М.: Политиздат. 1990. –366 с.
-
Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. – М., 1985.
-
Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование/Пер. с англ. – М., 1976.
-
Дубровский В., Щедровицкий Л. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. – М., 1971.
-
Зинченко В.П. Перцептивные и мнемонические элементы творческой деятельности. – В жн.: Вопросы психологии, 1968, №2.
-
Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. – М.: Наука, 1987. –256 с.
-
Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1987, сс. 176-183.
-
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. –520 с.
-
Кейслер Г., Чэн Ч. Теория моделей/Пер. с англ. – М., 1977.
-
Кемени Дж., Снелл Дж. Кибернетическое моделирование/Пер. с англ. – М., 1972.
-
Клаус Г. Кибернетика и общество/Пер. с нем. – М., 1967.
-
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М.: Наука, 1975. –720 с.
-
Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе/Пер. с польск. – М.: Экономика. 1975. –271 с.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
-
Литвак Б.Г. Экспертная информация: методы получения и анализа. – М.: Радио и связь, 1982. –184 с.
-
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
-
Матейко А. Условия творческого труда/Пер. с польск. – М., 1970.
-
Математическое моделирование. – М., 1979.
-
Микешина А.А. Ценностные предпосылки в структуре научного знания. – М., 1990.
-
Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. – 2-е изд., перераб. – М.: Книга, 1980. –320 с.
-
Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие/Пер. с франц. – М., 1966.
-
Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. – М., 1972.
-
Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
-
Основы архитектурной композиции и проектирования. Под ред. Тица А.А. –Киев, 1976.
-
Павлов Т.Д. Информация, отражение, творчество/Пер. с болг. – М., 1967.
-
Плышевский В.Н. Современные методологические направления автоматизации проектной деятельности. – В кн.: Методологические исследования проектной деятельности. – М., 1972.
-
Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М., 1976.
-
Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
-
Поппер К. Логика и рост научного знания/Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1983. –606 с.
-
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.
-
Проблема научного творчества в современной психологии. – М., 1971.
-
Пуанкаре А. О науке/Пер. с фр. – 2-е изд., стер. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990.
-
Пушкин В.П. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М., 1969.
-
Рабочая книга по прогнозированию. – М.: Мысль. 1982. –430 с.
-
Райт Ф.Л. Будущее архитектуры/Пер. с англ. – М., 1960.
-
Рейтман У. Познание и мышление/Пер. с англ. – М., 1978.
-
Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. – М., 1960.
-
Рунин Б. Логика науки и логика искусства. – В кн.: Содружество наук и тайны творчества. – М., 1968.
-
Сартр Ж.П. Проблемы метода/Пер. с фр. – М.: Издательская группа “Прогресс”, 1993. –240 с.
-
Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 1987. –287 с.
-
Соловьев Вл. С. Философские основы цельного знания. Соч. в 2 т. Т. 2. –М., 1988.
-
Теория познания в четырех томах, тт.1-2. –М., 1991.
-
Уайтхед А.И. Идеи философии. Философский метод. – Избранные работы по философии. – М., 1990.
-
Уитроу Дж. Структура и природа времени. – М., 1984.
-
Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.
-
Шацкий Е. Утопия и традиция. – М., 1990.
-
Швырёв В.С. Научное познание как деятельность. – М.: Политиздат, 1984. –232 с.
-
Щедровицкий Г.П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектной деятельности. – В сб.: Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. – М., 1976.
Автор (составитель): Щепетов Н.А., зав. кафедрой Философии Московского архитектурного института (государственной академии), к.филос.н., доцент.
|