Программа дисциплины «Социальная психология»



Скачать 396.9 Kb.
страница1/3
Дата15.11.2016
Размер396.9 Kb.
  1   2   3


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет –
Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента

Программа дисциплины
«Социальная психология»

для направления 080506.65 – «Логистика и управление цепями поставок» подготовки специалиста


Автор: Е.Р. Агадуллина


Рекомендована секцией УМС


Секция «Психология»

Председатель


___________ В.А. Штроо

«___» __________ 2009 г.


Одобрена на заседании


кафедры организационной и рефлексивной психологии

Зав. кафедрой


____________ В.А. Штроо

«___» __________ 2009 г.


Утверждено УС


факультета психологии

Ученый секретарь


__________ Е.Б. Старовойтенко

«___» __________ 2009 г.




Москва 2009


Пояснительная записка
Автор программы:

Преподаватель Агадуллина Елена Рафиковна eagadullina@hse.ru


Требования к студентам:

Знания в рамках курса «Общая психология».



Аннотация:

Предметом курса «Социальная психология» выступают закономерности мышления и поведения людей в социальных группах. В рамках курса рассматриваются основные теоретические подходы и методы исследования в социальной психологии, анализируются разные формы мышления и поведения человека в социальной группе. Курс предусматривает последовательный анализ разных уровней включенности человека в социальную группу: социальные установки, межличностное общение, малые социальные группы, большие социальные группы, межгрупповые отношения, социализация.

Усвоение базовых положений учебной дисциплины предполагает сочетание как аудиторных (лекционных) и семинарских занятий, так и самостоятельной деятельности студентов по изучению учебной и научной литературы, написанию рефератов.
Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • иметь представление об основных предметных областях социальной психологии;

  • обладать знаниями об основных вехах в развитии социальной психологии, как в России, так и за рубежом;

  • знать основные механизмы мышления и поведения людей в социальных группах;

  • иметь навыки для анализа конкретных социально-психологических ситуаций.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:




  • текущий контроль – оценки посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;

  • промежуточный контроль – контрольная работа; реферат

  • итоговый контроль – экзамен;

  • результирующая оценка (см. ниже методику формирования).



Методика формирования результирующей оценки
1. При определении результирующей оценки Орезз учитываются: оценка за активность на занятиях Оакт, оценка за конрт.задание Окз, оценка за Оэкз

2. Коэффициент (оценка относительной важности) имеет следующие значения: Wакт = 0,1; Wкр = 0,3; Wэк = 0,6.

3. Пример расчета:

Если у студента

Оакт

8

Окр

7

Оэкз

7

при коэффициентах

Wакт

0,1


Wкр

0,3


Wэкз

0,6


То в результате

округленно Орез = 6


Орез = ОактWакт + ОкрWкр + ОэкзWэкз = 8*0,1 + 7*0,3 + 7*0,6 = 6,1

4. В ведомость и зачетную книжку студента выставляется двойная оценка, например: «зачет (6)».


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары

1

Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет социальной психологии

8

2

2

4

2

История формирования социально-психологических идей

8

2

2

4

3

Коммуникативная сторона общения

8

2

2

4

4

Интерактивная сторона общения

8

2

2

4

5

Перцептивная сторона общения

8

2

2

4

6

Психология больших социальных групп

8

2

2

4

7

Психология малых социальных групп

12

2

4

8

8

Динамические процессы в малой группе

18

4

2

10

9

Психология межгрупповых отношений

10

2

2

6

10

Социализация

10

2

2

6

11

Социальная установка

10

2

2

6

Итого

108

24

24

60


БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК
Андреева Г.М. Социальная психология (любой год издания).
Содержание программы
Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет социальной психологии

Пограничный характер социальной психологии как результат ее «двойного» статуса - одновременного происхождения из психологии и социологии. Специфика границ социальной психологии с «родительскими» дисциплинами. Отсутствие единого понимания предмета социальной психологии. Рабочее определение социальной психологии. Особенности исторического развития социальной психологии в России. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Современные представления о предмете: «две» или «три» социальные психологии. Взаимоотношения социальной психологии с другими разделами психологического знания. Функции социальной психологии в обществе. Соотношение фундаментального и прикладного аспектов социальной психологии на современном этапе развития общества в России.


Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология (глава 1)

  2. Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1997, № 4. стр. 6–17.


Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М., 2001.

  2. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999.


Тема 2. История формирования социально-психологических идей

Развитие социально-психологических идей в философских школах древности и нового времени. Место социально-психологического знания в социологических концепциях XIX века.

Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания социально-психологических теорий: «Психология народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя и специфический подход В. Вундта; «Психология масс» (Г. Тард, С. Сигеле и Г. Лебон); «Теория инстинктов социального поведения» В. МакДуголла. Ограниченность этих теорий: спекулятивный характер, отсутствие экспериментальной практики.

Начало экспериментального развития социальной психологии в США в первые годы XX в. «Американизм» подхода: переоценка малой группы как основного объекта исследования и лабораторного эксперимента как основного метода. Роль позитивистской философии в утрате интереса к теоретическому знанию. Возрастание значения прикладных исследований и их специфика в США.

Элементы кризиса в американской социальной психологии в середине XX в. и возврат к разработке теорий. Обозначение основных теоретических ориентации: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм.

Активизация социальной психологии в Европе после второй мировой войны и современная полемика между европейской и американской традициями в социальной психологии. Поиски «новой парадигмы» для социальной психологии XXI в.



Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология (любое издание – соответствующий раздел).

  2. Грауманн К. Историческое введение в социальную психологию // Введение в социальную психологию: Европейский подход / Под ред. М. Хьюстона, В. Штребе. М., 2004. стр.3-22.


Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия, М., 2001.

  2. Вундт В. Задачи и методы психологии народов // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.

  3. Лебон Г. Душа толпы // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.

  4. Герген К. Дж. Социальная психология как история // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.



Тема 3. Коммуникативная сторона общения

Недопустимость механического применения информационного подхода для анализа коммуникативной стороны общения. Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Виды коммуникации: аксиальная и ретиальная коммуникация.

Средства коммуникации. Использование различных знаковых систем. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации. Проблема тезауруса. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге.

Основные средства невербальной коммуникации и ее функции. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима) и ее культурная обусловленность. Попытки построения «словаря» выразительных движений человека и создания методики (FAST) для прочтения мимических проявлений партнеров по коммуникации. Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения) и ее значение для придания выразительности речи. Пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса); хронотопы. Визуальный контакт (контакт глазами) и его роль в коммуникативном процессе.

Проблема кода и декодификации информации партнерами как общая методологическая проблема невербальной коммуникации.

Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития. Проблема толерантности в диалоге.

Связь коммуникативной стороны общения с совместной деятельностью - проблема коммуникативных ситуаций.
Литература


  1. Андреева Г.М. Социальная психология (глава 2)

  2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991, стр.8-24, 55-71

  3. Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. М., 1999, стр. 77-133.


Дополнительная литература

  1. Штребе В., Джоунас К. Принципы формирования установок и способы их изменения // Перспективы социальной психологии. М., 2001.

  2. Вердербер Р., Вердербер К. Общение. М., 2003.

  3. Лабунская В.А. Экспрессия человек: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.

  4. Мацумото Д. Психология и культура: современные исследования. М., 2002.

  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб, 2000.



Тема 4. Интерактивная сторона общения

Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии; неоднозначное решение вопроса о соотношении интеракции и коммуникации. «Обмен действиями» как важнейшее условие совместной деятельности. Психологическое содержание взаимного обмена действиями. Проблема самоподачи и обратной связи.

Различные способы описания структуры взаимодействия (Т. Парсонс, Я. Щепаньский, В.И. Панферов). Основные понятия транзактного анализа: позиция, ситуация, стиль. Их адекватная комбинация как условие эффективного взаимодействия.

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Формы и уровни конкурентного взаимодействия; продуктивная конкуренция.

Проблема конфликта в социальной психологии. Продуктивные и деструктивные конфликты. Структура конфликта. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликта. Психологическое содержание переговорного процесса и достижения компромисса.

Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р. Бейлса и возможности ее практического использования. Теория «диадического взаимодействия» (Р. Тибо и Г. Келли) и попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»). Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида ).

Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы объединения индивидуальных вкладов участников как основание для классификации форм совместной деятельности (Л.И. Уманский). Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками.
Литература


  1. Андреева Г.М. Социальная психология (глава 3).

  2. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 2002, стр. 619-640.


Дополнительная литература

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология 20 столетия. М., 2001.

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, 2005.



Тема 5. Перцептивная сторона общения

Специфика анализа перцептивных явлений в социальной психологии. Понятие «социальной перцепции» (Дж. Брунер) и историческое изменение его содержания. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия.

Роль межличностного восприятия в процессе общения. Взаимное восприятие и познание как основа установления взаимопонимания партнеров. Две возможных интерпретации взаимопонимания.

Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия); роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Содержание и значение стереотипизации. Роль социальной установки при формировании первого впечатления о человеке (А.А. Бодалев).

Интерпретация причин поведения другого человека - феномен каузальной атрибуции. Структура атрибутивного процесса; виды атрибуции (Г. Келли); атрибуция ответственности; место атрибуции в межличностном восприятии.

Эмоциональная сторона межличностного восприятия - феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Практическое значение исследований аттракции.

Специфика решения проблемы точности межличностного восприятия в социальной психологии (ограниченные возможности личностных тестов и экспертных оценок). Практические средства повышения точности межличностного восприятия - использование специальных программ социально-психологического тренинга. Задачи повышения перцептивной компетентности партнеров по общению в различных сферах практической деятельности.
Литература


  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005, стр. 42-57, 70-99.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология (глава 4).

  3. Лейенс Ж.-Ф., Дарден Б. Основные концепции и подходы в социальном познании // Перспективы социальной психологии. М., 2001. стр.128-155.


Дополнительная литература

  1. Фидлер К. Переработка социальной информации для суждений и решений // Перспективы социальной психологии. М., 2001.

  2. Буунк Б. Аффилиация, аттракция и близкие отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001.

  3. Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. М., 1999.

  4. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 2002.

  5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2004.



Тема 6. Психология больших социальных групп

Понятие «большой» социальной группы. Признаки, отличающие большую группу от малой (специфические регуляторы социального поведения). Методологическое значение исследования психологии больших групп и методы их исследования. Значение теории «социальных представлений» (С. Московичи) для изучения психологии больших социальных групп.

Виды больших социальных групп: организованные группы, возникшие в ходе исторического развития общества, и стихийно сложившиеся кратковременно существующие группы.

Особенности психологии социальных классов: устойчивые и динамические элементы классовой психологии. Специфика анализа психологии социальных классов в американской и европейской традициях. Проблема психологии новых социальных слоев в современном обществе России.

Психологическая характеристика этнических групп. Традиции исследования в этнопсихологии и социальной психологии. Элементы структуры психологии этнической группы. Этнический стереотип; феномен этноцентризма. Проблема нации, национального характера. Особенности межэтнического общения. Использование проблем межэтнических отношений в идеологии и политике.

Литература


  1. Андреева Г.М. Социальная психология (любое издание – соответствующий раздел).

  2. Богомолова Н.Н., Донцов А.И., Фоломеева Т.В. Психология больших социальных групп: новые судьбы, новые подходы // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А. И. Донцова, М., 2002, стр., 132-147


Дополнительная литература

  1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2004.

  2. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.

  3. Дилигенский Г.Г. Движение как субъект социально-политической психологии // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.

  4. Штомпка П. Социология социальных изменений // Социальная психология. Хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003.



Тема 7. Психология малых социальных групп

Объективные условия усиления роли малых групп в жизни общества. Соотношение «группового» и «индивидуального» подходов в социальной психологии. Социологический и социально-психологический подход к изучению малых групп.

Понятие «малой группы». Полемика вокруг количественных характеристик малой группы: «нижний» и «верхний» пределы. Зависимость решения вопроса о границах малой группы от интерпретации ее природы.

Классификация малых групп: первичные и вторичные группы (Ч. Кули); формальные и неформальные группы (Э. Мэйо); группы членства и референтные группы (Г. Хаймен). Группа и организация. Современные концепции их соотношения.

Композиция (состав), структура, динамика групповых процессов - параметры описания малой группы в социальной психологии. Структуры малой группы: межличностных отношений, власти (типы управления и подчинения), коммуникаций. Нормы и нормативное поведение членов группы; связь норм и ценностей. Проблема санкций.

Положение индивида в малой группе: статус и роль. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида.

Основные направления исследований малых групп в социальной психологии: традиции социометрического (Дж. Морено), социологического (Э. Мэйо) подходов и «школы групповой динамики» (К. Левин). Различное употребление термина «групповая динамика». Групповая динамика и групповые процессы.

Заслуги и ограничения традиционных подходов к исследованию малых групп. Методологическая роль принципа деятельности в их изучении. Стратометрическая теория групповой активности (А.В. Петровский).


Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология (глава 5).

  2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001., стр. 7-19


Дополнительная литература

  1. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Социальная психология. Хрестоматия, Под ред. Белинской Е.П., Тихомандрицкой О.А., М., 2003.

  2. Уилк Х., Ван Книппенберг Э. Групповое действие // Перспективы социальной психологии. М., 2001.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница