Программа дисциплины «Социальная антропология»



Скачать 238.58 Kb.
Дата09.11.2016
Размер238.58 Kb.



Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Социальная антропология» для направления 040100.62 «Социология», подготовка бакалавра




Санкт-Петербургский филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Национальный исследовательский университет


"Высшая школа экономики"


Факультет социологии


Программа дисциплины «Социальная и экономическая антропология»
для направления 040100.62 "Социология" подготовки бакалавра

Курс 2


Одобрена Советом факультета социологии «___»____201 г
Утверждена деканом факультета социологии «___»____201 г
Д.А. Александров _______ подпись

Санкт-Петербург, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социальная и экономическая антропология».


Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ для направления 040100.62 «Социология» http://www.hse.spb.ru/download/orkko/standart-040100.68.pdf

  • Образовательной программой для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра.

2. Цели освоения дисциплины


Основные цели курса “Социальная и экономическая антропология” состоят в следующем:

  • введение а антропологические подходы к социальному и культурному анализу современного мира на основе эмпирических примеров

  • обзор основных теоретических школ антропологии и эволюции взглядов на функцию и миссию антропологического знания

  • знакомство с основными понятиями и различениями экономической антропологии

  • знакомство с фундаментальными основами этнографических методов исследования

В курсе «Социальная и экономическая антропология» рассматриваются история развития антропологии, основные направления и походы, важнейшие темы антропологических исследований. В задачи курса входит не только знакомство с антропологической классикой, но и обучение некоторым методам организации антропологического исследования. Цель курса – привить студентам вкус к антропологической работе, показать специфику антропологического подхода к изучению социальных реалий. Воспитание методологической установки на культурный релятивизм является одной из приоритетных педагогических задач курса.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:




  • Знать основные антропологические школы и логику развития антропологической теории и полевой практики;

  • Уметь применять категориальный аппарат антропологии для анализа базовых проблем хозяйственной организации в современном мире;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) рефлексии позиции исследователя в эмпирической работе и овладеть понятиями, позволяющими продуктивно описывать собственную исследовательскую позицию.

В результате освоения дисциплины студент направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой

мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (формируется частично)



ОК-8

− воспроизводит основные исторические модели использования гуманитарного и антропологического знания

− оценивает роль гуманитарного и антропологического знания в воспроизводстве и изменении властных отношений в обществе, в артикуляции интересов отдельных групп



Лекции, подготовка эссе

Способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-

экономических наук при решении профессиональных задач (формируется частично)



ОК-9

− применяет этнографические методы в социальных исследованиях

− представляет связи между антропологическими и социологическими подходами к гуманитарному анализу

− распознаёт базовые родственные, политические, религиозные и экономические структуры, лежащие в основании анализируемых феноменов


Лекции, подготовка домашнего задания, подготовка докладов, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (формируется частично)

ОК-10

− использует категориальный аппарат антропологии для объяснения социально-экономических феноменов

− распознаёт антропологические модели, лежащие в основании различных объяснений социальных феноменов и политических мер



Подготовка домашнего задания, подготовка докладов, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для разговорного общения, а

также для поиска и анализа иностранных источников информации (формируется частично)



ОК-15

− владеет профессиональной терминологией на английском языке, достаточной для чтения научной литературы по теме, в том числе первоисточников

Подготовка эссе, самостоятельное чтение текстов из списка обязательной и дополнительной литературы

Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-

профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам

социологического исследования (формируется частично)


ПК-1

− демонстрирует понимание ограничений социально-научного наблюдения, обусловленных позицией наблюдателя

− владеет навыками поиска информантов в этнографических исследованиях

− интерпретирует данные этнографического исследования

− демонстрирует способность синтезировать антропологическое и социологическое знание в теоретической работе



Лекции, подготовка домашнего задания, обсуждение текстов на семинарах, подготовка эссе

Способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и

гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической

деятельности (формируется частично)


ПК-4

− оценивает экономические последствия управленческих мер

− представляет роль гуманитарного знания в функционировании различных режимов управления



Лекции, подготовка домашнего задания, подготовка эссе,

Способность и умение использовать полученные знания в преподавании

социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных

дисциплин)

(формируется частично)


ПК-12

− даёт определение основным категориям социально-антропологической теории

− использует примеры антропологических исследований для разъяснения ценности различных методов сбора и анализа информации




Обсуждение текстов на семинарах, подготовка домашнего задания, подготовка эссе

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления подготовки «История» настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной профессионального цикла (Базовая часть).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Социальная теория

  • Философия

  • История социологии

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Исследования этничности, миграции и национализма

  • Экономическая социология

  • Социология религии

  • Социология потребления

5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Антропология как наука

24

4

4




16

2

Основные понятия антропологии

14

2

2




10

3

Брак, семья, системы родства

18

4

2




14

4.

Экономическая антропология

26

4

4




18

5

Политическая антропология

24

4

4




16

6

«Первобытное» мышление

14

4

4




8

7

Ритуал и религия

24

4

4




12




Всего

144

24

24




96
























6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа







*




В аудитории, 20 минут, тест 10 вопросов

Эссе










*

групповые проекты (по два-три человека)

Итоговый

Экзамен










*

письменный экзамен 60 мин.


6.1 Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

В течение курса студент должен посещать семинары. На каждом семинаре разбираются один или два текста из заранее выданного электронного ридера.

Студенты должны подготовить групповые проекты (по два-три человека) на выбранную, после консультации с преподавателем тему, касающуюся практик реципрокности в современном российском обществе. На эту тему пишется эссе, содержащее эмпирический материал и демонстрирующее знание антропологической теории из области экономической антропологии. На последних четырех семинарах проходят презентации проектов.

Контрольная работа проводится в виде теста из 10 вопросов длительностью выполнения 20 минут.


Зачет проводится в письменном виде, продолжается 60 минут и может включать как закрытые, так и открытые вопросы. При оценивании ответов на открытые вопросы учитывается владение категориальным аппаратом, знание разобранных на семинарах текстов, способность использовать изученные подходы для анализа и аргументации, структурированность и последовательность изложения.

6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: участие в критическом обсуждении презентаций, а также ответы на вопросы, предложенные для изучения текстов. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, выставляя оценку за презентацию самостоятельной этнографической работы на тему «Практики обмена в современном городе». Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная= 0,4* Ок/р+эссе + 0,3*Оауд + 0,3* Осам.работа
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0,7*·Онакопл + 0,3*экзамен

Способ округления оценки– арифметический.


В случае выявленного плагиата предоставление нового эссе является обязательным.

7. Содержание дисциплины


1. Становление антропологии. Накопление эмпирического материала. Первые попытки осмысления. Историко-политические условия возникновения антропологии (колониальные империи).

Семинар. Что изучает антропология?

Чтение: Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб. 1998. Гл. 1. Странные обычаи. Гл. 6. Дар языка.

Вопросы к тексту:



  1. Клакхон говорит, что культура не только решает проблемы, но и создает их. Что имеется в виду? Приведите примеры.

  2. Что такое культурная относительность? Приведите примеры.

  3. Что такое «относительность нормы»?

  4. Приведите пример символической ценности (вещи, поступка)

2. Институционализация антропологии (кафедры, журналы, фонды). Складывание методов антропологического исследования. Понятие «поля». Метод включенного наблюдения.

Семинар. Поле и этнографический метод.

Чтение: Малиновский Бр. Аргонавты западной части Тихого океана. М: РОССПЭН, 2004. Введение.

Вопросы к тексту:

1) С какими трудностями сталкивается антрополог в поле? Преодолимы ли они?

2) В чем суть метода включенного наблюдения?

3) Что значит «native’s point of view”? Возможно ли адекватное постижение точки зрения туземца?

Дополнительно: Мид М. Иней на цветущей ежевике. В: Мид М. Культура и мир детства. М: Наука. 1988.
3. Ключевые понятия антропологии: общество; культура; контекст; холизм; перевод. «Отцы-основатели» антропологии: Фр. Боас, М. Мосс, Бр. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун. Понятие этноцентризма.

Семинар. Этнографический метод в антропологии. Насыщенное описание.

Чтение: Гирц К. Насыщенное описание // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РоссПЭН, 2004, с.478-522.
Вопросы к тексту:

1) Объясните следующие термины, встречающиеся в тексте: эклектизм, манускрипт, фарс, онтологический, эпистемология, семиотика.

2) Что такое «насыщенное описание»? Привести пример из текста (моргание и подмигивание) и свой.

3) О каких четырех особенностях этнографического описания говорит Гирц? Прокомментируйте примерами из текста.

4) Проинтерпретируйте фрагмент из текста Гирца: «Антропологическая интерпретация <состоит> в том, чтобы проследить кривую социального дискурса, облечь ее в форму, доступную для анализа».

Дополнительно: Гирц К. Путь и случай: жизнь в науке // НЛО. 2004. № 70.


4. Экономика с точки зрения антропологов. Субстантивисты (марджиналисты) и формалисты. Дискуссия о рациональности (экономического) выбора. Марсель Мосс: Эссе о даре. Потлач: демонстрация взаимных обязательств. Понятие реципрокности. Символическая природа обмена.

Семинар. Дар и обмен.

Чтение: Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М. 2004. Часть 3: Сущность кула.

Вопросы к тексту:

1) дайте этнографическое описание обмена кула

2) каковы функции этого обмена?

Дополнительно: Соснина О., Сорин-Чайков Н. Археология власти: анатомия любви. В: Дары вождям. М.: Пинакотека. 2006. С. 12-37.
5. Экономическая антропология. Виды обмена (реципрокность, перераспределение, рынок). Недоиспользование ресурсов как характеристика «туземной» экономики. Маршалл Салинз об «обществе первоначального изобилия».

Семинар. Салинз М. Экономика каменного века. М. 2000. Гл. «О социологии примитивного обмена». С. 170–210.

Вопросы к тексту:

1) Как Салинз понимает экономику? Какие еще возможны определения экономики?

2) Почему Салинз считает туземые общества обществами первоначального изобилия? Согласны ли вы с ним?

3) Какие виды реципрокности выделяет Салинз? Как они связаны со степенями родства?

4) В чем особенность пищи как предмета обмена?

Дополнительно: Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. Гл. 1. Скот – средоточие интересов нуэра. М. 1985.


Дополнительная литература (к указанной в предыдущих темах)

Мосс М. Очерк о даре. В: Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М. 1996. С. 82-222.

Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. М. 2006.

Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения. М. 2008.

Шрадер Х. Экономическая антропология. Спб. 1998.

Ссорин-Чайков Н.В. Медвежья шкура и макароны: социальная жизнь вещей в сибирском совхозе. В: Антропология социальных перемен. М. 2011. С. 282-300.


6. Формы семьи. Нуклеарная семья. Брак. Моногамия и полигамия. Закон экзогамии. Инцест. Теории происхождения запрета на инцест. К. Леви-Строс: Элементарные структуры родства (1949). Брак как реципрокный обмен. Кросс-кузенный брак.

Семинар: Бурдье П. Практические логики. Глава 1. Земля и матримониальные стратегии. В: Бурдье П. Практический смысл. СПб. 2001 (1980).

Вопросы к тексту:

1) Бурдье сравнивает брачные стратегии с карточной игрой. Удачно ли это сравнение?

2) В чем заключается брачная политика беарнцев?

3) Какой брак у беарнцев считается удачным и почему?

4) В качестве эпиграфа Бурдье взял цитату из книги «К критике политической экономии» К. Маркса: «Владелец майората, сын-первенец, принад­лежит земле. Она его наследует». Зачем Бурдье нужен этот эпиграф?

Дополнительно: Grenfell Michael. Bourdieu in the Field. From Bearn and to Algeria – A timely response // French Cultural Studies, 17(2): 223-239.


7. Системы родства: классификационные и описательные. Родство «по крови» и «социальное» родство. Основные номенклатуры родства (суданская, гавайская, эскимосская, ирокезская). Родственная группа – первичное социальное объединение. Способы образования родственных групп (способ поселения и способ отсчета родства). Понятие авункулата.

Семинар: Феминистская критика в антропологии

Чтение: Рубин Г. Обмен женщинами: заметки о "политической экономии" пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 89-139.

Вопросы к тексту:

1) в чем состоит критика Гейл Рубин К. Маркса?

2) за что она критикует Кл. Леви-Строса?

3) возможно ли, с вашей точки зрения, такое общество, где нет «угнетения женщин»?
Дополнительно: Малиновский Б. Сексуальная жизнь дикарей Северно-Западной Меланезии // Б. Малиновский. Избранное: Динамика культуры. М. 2004.
8. Политическая антропология. Предмет политической антропологии. Власть и господство: Макс Вебер. Типы политических систем – способы легитимации власти (традиционный, харизматический, рациональный). Понятие идеологии. Способы интеграции и решения конфликтов в безгосударственных обществах: исследования британских антропологов (1940-60 гг.), в частности – Э. Эванса-Притчарда у нуэров (1940). Политическое лидерство: приписанный статус vs достигнутый статус: меланезийские vs полинезийские политические системы (М. Салинз).

Семинар: Политическая система нуэров.

Чтение: Эванс-Притчард Э.Э. Нуэры. М. 1985. Гл. 4. Политическая система.

Вопросы к семинару:

1) в чем заключается сегментарная политическая система нуэров?

2) каковы функции и статус «человека в леопардовой шкуре»?

3) как происходит урегулирование конфликтов у нуэров?

4) что же такое «политика» и область политического для антропологов?

Дополнительно: Тишков В.А. Политическая антропология. Курс лекций. http://valrytishkov.ru/cntnt/publikacii3/lekcii2/politiches.html
9. Обычное право. Власть и социальный контроль.

Семинар: Социальные функции колдовства.

Чтение: Эванс-Притчард Э.Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Магический кристалл. М. 1994.

Вопросы к тексту:



  1. каковы рациональная и мистическая составляющие в мышлении азанде?

  2. в чем состоят социальные функции колдовства?

Дополнительно: Воробец К. Кликушество в имперской России // Нестор. №11. 2007. С. 279-303.
10. Дискуссия о «первобытном мышлении». Первобытные классификации. Коллективные представления (время, пространство). Символическая антропология: Мэри Дуглас («Чистота и опасность»).

Семинар: Время и пространство у нуэров

Чтение: Эванс-Притчард Э.Э. Нуэры. М. 1985. Гл. 3. Время и пространство.

Вопросы к тесту: какие концепции времени существуют у нуэров?



  1. «у нуэров нет термина, эквивалентного слову «время» в европейских языках, и поэтому они не могут, как мы, говорить о времени как о чем-то реально существующем, о том, что оно проходит, что его можно зря расходовать, что его можно экономить». Почему так?

  2. Что Эванс-Притчард понимает под «структурным временем»?

  3. Что такое «структурное расстояние»?

Дополнительно: Дюркгейм Э., Мосс М. о некоторых первобытных формах классификации. К анализу коллективных представлений. В: Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М. 1996. С. 6-73.

11. Ритуал: структура и функции. Теории ритуала. Обряды перехода: А. Ван Геннеп, Виктор Тернер. Обязательное выражение чувств в ритуале (М. Мосс). Техники тела.

Семинар: Понятие лиминальности.

Чтение: Тернер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. Гл. 3, 4 и 5. В кн.: Тернер В. Символ и ритуал. М. 1983.

Вопросы к тексту:



  1. Лиминальность и способы ее выражения; проанализировать любой обряд, опираясь на список оппозиций, приведенных на стр. 179.

  2. Объясните, в чем состоит «власть слабого»? Приведите примеры

  3. Различение между коммунитас и структурой; социальные функции коммунитас

  4. Как посредством оппозиции коммунитас и структуры Тернер объясняет феномен авункулата?

Дополнительное чтение: Гирц К. Петушиные бои на Бали. В: Гирц К. Интерпретация культур. М: РОСПЭН, 2004.

12. Религия: определения, теории происхождения.

Семинар: смерть и религиозные представления.

Чтение: Малиновский Б. Балома: духи мертвых на Тробрианских островах // Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. – М.: РОССПЭН, 2004. С. 337-436

Вопросы к тексту:

1) Какие существуют способы контактов между живыми и мертвыми (балома)?

2) Каковы функции этих контактов?
Дополнительно:

Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М. 2004.

Гирц К. Ритуал и социальные изменения: яванский пример. В: Гирц К. Интерпретация культур. М: РОСПЭН, 2004.

Малиновский Б. Смерть и реинтеграция группы // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. С.415-421.



8. Образовательные технологии


В ходе обучения студенты получают навыки как эмпирической, так и теоретической работы. Особое внимание уделяется приобретению навыка вдумчивого чтения (на семинарах) и презентации собственного проекта. Участие в дискуссиях – по текстам, проектам и взаимное обучение студентов также рассматривается как одна из образовательных технологий.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля


Пример контрольной работы и эссе:


  1. Где проводил свои исследования П. Бурдье

  1. Южная Франция

  2. Центральная Африка

  3. Северная Франция

  4. Амазония

  5. Западная Африка

  6. Британская Колумбия

  1. матримониальные отношения – это

  1. брачные отношения

  2. отношения неравенства в браке

  3. отношения между родственниками со стороны жены и со стороны мужа

  4. экономические отношения в связи с браком

  5. внебрачные отношения

  6. что-то иное

  1. Книга Рут Бенедикт «Хризантема и меч» повествует о

  1. китайцах 2) корейцах 3) японцах 4) тайванцах 5) орочах 6) навахо

  1. Приведите пример сообщества коммунитас

  2. Экспедиция Эванса-Причарда к нуэрам проходила в

  1. годы Первой мировой войны

  2. в 1930-е годы

  3. в годы Второй мировой войны

  4. в 1950-е годы

  5. в годы Англо-бурской войны

  6. во время Карибского кризиса

  1. Какая из перечисленных ниже реалий впервые была описана К. Леви-Стросом

  1. Потлач

  2. Кула

  3. Адот

  4. Сорорат

  5. Обычай кросс-кузенного брака

  6. Обряд инициации

  1. Обычай левирата впервые описан в

  1. Книге К. Леви-Строса «Элементарные формы родства»

  2. Пятикнижии Моисеевом

  3. Книге Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни»

  4. Книге М. Мосса «Очерк о даре»

  5. Коране

  6. другом тексте

  1. В каком году вышла книга М. Салинза «Экономика каменного века»

  1. 1940

  2. 1947

  3. 1922

  4. 1902

  5. 1972

  6. 1966.

  1. Вставьте недостающее слово: «Если, как говорит (КТО?), собственность присваивает себе своего владельца, если земля наследует того, кто ее наследует, то это потому, что наследник, старший, есть земля (или предприятие), ставшая человеком, ставшая телом, воплотившаяся в виде структуры, порождающей практики, в соответствие с фундаментальным императивом сохранения целостности наследного владения

  2. К какому типу власти, по М. Веберу, можно отнести власть «человека в леопардовой шкуре»?

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу для самопроверки студентов.
Часть 1. Дайте определение термина

Полигиния

Этноцентризм

Лиминальный

Ритуал инициации

Насыщенное описание

Реципрокность

Экзогамия

Кула

Сиблинг


Патрилинейный
Часть 2.

Ответьте развернуто на два вопроса (по вашему выбору), привлекая знания, полученные в курсе социальной антропологии

А) Почему принято снимать ценник с подарка?

Б) Какое место занимают вера в колдовство и магию в жизни современного горожанина? Отличаются ли их социальные функции от описанных Эванс-Причардом у азанде?

В) Приведите пример обряда инициации в современном обществе. Проанализируйте его.

Г) Каковы преимущества и ограничения метода включенного наблюдения, называемого еще этнографическим методом?



10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



10.1 Учебники, справочники
Эриксен Т.Х. Что такое антропология? / Пер. с англ. под ред. Ж.В. Корминой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2014 (учебник в электронном варинате рассылается студентам)
10.2 Основная литература

Eriksen T. H. Small Places, Large Issues. An Introduction to Sociel and Cultural Anthropology. London – Sterling, Virginia. Pluto Press. 2001.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб. 1993.

Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М. 2004.

Боас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л. 1926.

Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001.

Ван Геннеп А. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. М. 1999.

Гирц Кл. Интерпретация культур. — М.: РОССПЭН, 2004.

Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу. М.: КАНОН-пресс-Ц. 2000.

Крадин Н.Н. Политическая антропология. М. 2004.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М. 1994.

Леви-Строс К. Печальные тропики. М. 1994.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М. 1983.

Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М. 2001.

Малиновский Бр. Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОСПЭН.. 2004.

Малиновский Бр. Избранное: Динамика культуры / Пер.: И. Ж. Кожановская и др. М.: РОССПЭН, 2004

Малиновский, Бр. Магия. Наука. Религия. Серия: Astrum Sapientiae. [Вступ. статьи Р. Редфилда и др.] М.: Рефл-бук, 1998

Мердок Дж. П. Социальная структура. / Пер. с англ. А.В.Коротаева. — М.: ОГИ. 2003.

Мид М. Культура и мир детства : Избр. произведения. М.: Наука. 1988.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с фр., послесл. и коммент. А.Б. Гофмана. М.: Восточная литература. 1996.

Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. Пер. с англ. М.: Восточная литература. 2001.

Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ. 1999.

Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс. 2002.

Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат. 1989.

Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука. 1983.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М. 1978.

Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения. М. 2008.

Шрадер Х. Экономическая антропология. СПб. 1999.

Эванс-Притчард Э.Э. История антропологической мысли. М. 2003.

Эванс-Притчард Э.Э. Нуэры. М. 1985.

Эванс-Причард Э.Э. Колдовство, магия и оракулы у азанде. В кн.: Магический кристалл. М. 1994.
10.3 Дополнительная литература

Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели Японской культуры. М. 2004.

Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М. 1998.

Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа. Обычай, право, насилие. М. 2002.

Вахтин Н., Головко Е., Швайтцер П. Русские старожилы Сибири. М. 2004

Гинзбург К. Сыр и черви. М. 2000.

Годелье М. Загадка дара. М.: Восточная литература, 2007.Дарнтон Р. Великое кошачье побоище. М. 2002.

Иванов С.А. Блаженные похабы. Культурная история юродства. М. 2005.

Копытофф И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс // Социология ве-щей / Под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006.

Лавров С.А. Колдовство и религия в России. 1700–1740 гг. М. 2000.

Леви-Строс К. Печальные тропики. М. 1999 (или другое издание)

Мосс М. Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти // Человек. 1992. № 6.

Никишенков А.А. Из истории Английской этнографии: критика функционализма. Москва: Издательство МГУ, 1986.

Поланьи К. Семантика использования денег // К. Поланьи. Избранные работы. М.: Тер-ритория будущего, 2010. С. 89-103.

Рис Н. Русские разговоры. Культура и речевая повседневность эпохи перестройки. М. 2005.

Семейные узы: модели для сборки. Сборник статей под ред. С. Ушакина. В 2 т. М. 2004 (взять на выбор три любые статьи).

Смилянская Е.Б. Волшебники, богохульники, еретики. М. 2003.

Саид Э.В. Западные концепции Востока. СПб. 2006.

Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. М.: Наука. 2001.

Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. Вып. 1. М., 1960.

Утехин И.В. Очерки коммунального быта. М. 2001 (или другое издание)

Фуко М. Надзирать и наказывать. М. 1999.

Фуко М. Рождение клиники. М. 1998.

Хамфри К. Крестьянство и натуральное хозяйство как идеологемы современной России // Хамфри К. Постсоветские трансформации в азиатской части России. М.: Наталис, 2010. C. 171-200.

Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды.  М.: Экономика, 1989.

Шнирельман В.А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. М.: НЛО. 2006.

Шнирельман В.А. Интеллектуальные лабиринты. Очерки идеологий в современной России. М .: Academia. 2004.

Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М. 2004

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1961. Т. 21. С. 23-178.
10.4 Справочники, словари, энциклопедии

Encyclopedia of social and cultural anthropology / Ed. by A. Barnard, J. Spencer. New York: Routledge, 2002.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница