Программа дисциплины «Российское государство и российское пространство»



Скачать 198.96 Kb.
Дата02.05.2016
Размер198.96 Kb.



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Российское государство и российское пространство»

для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра






Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии



Программа дисциплины

«Российское государство и российское пространство»




для направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра

Автор программы:

Медведев С.А., к.и.н., профессор, smedvedev@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры сравнительной политологии «___»____________ 2013 г.

Зав. кафедрой А.Ю. Мельвиль


Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2013 г.

Председатель М.Г. Миронюк


Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2013 г.

Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________

Москва, 2013 г.
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Российское государство и российское пространство».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

  • Образовательной программой направления 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030200.62 «Политология» подготовки бакалавра, специализаций «Политические исследования» и «Политическая экспертиза и управление», утвержденным в 2013 г.

2.Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Российское государство и российское пространство» являются:

  • Изучение феномена российского пространства и влияния, которое оно оказывает на политическое, экономическое, социальное и культурное развитие России.

  • Определение особенностей развития России в эпоху Модерна и перспектив трансформации российской государственности в эпоху Постмодерна.

  • Исследование семиотики российского пространства и специфики отображения российского пространства в национальном искусстве.

3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать особенности взаимосвязи между феноменом российского пространства и политическим, экономическим, социальным и культурным развитием России на протяжении истории страны и на современном этапе.

  • Уметь исследовать политические, экономические, социальные и культурные процессы в России в их взаимосвязи и в контексте различных географических, климатических, демографических и других факторов.

  • Иметь навыки междисциплинарного анализа исторических и современных политических, экономических, социальных и культурных процессов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурная компетенция

ОК-3

Владение иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения; для поиска и анализа иностранных источников информации.

Курс читается полностью на английском языке. Проведение дискуссий, подготовка устных презентаций на семинарах и написание эссе на английском языке.

Общекультурная компетенция

ОК-5

Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.

Рассмотрение взаимосвязи между феноменом пространства и особенностями развития России в разные исторические эпохи. Анализ значения насилия в истории российского государства.

Общекультурная компетенция

ОК-11

Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы.

Междисциплинарный анализ и подготовка презентаций и эссе по различным проблемам политического, экономического, социального и культурного развития России.

Профессиональная компетенция

ПК-4

Знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторических процессов.

Изучение политической истории России и особенностей российской политической культуры. Анализ особенностей развития России и зарубежных стран в эпохи Модерна и Постмодерна в ходе подготовки презентаций и эссе.

Профессиональная компетенция

ПК-6

Применение основных теоретико-методологических подходов в политической компаративистике, способность методологически корректно сравнивать политические системы, институты и процессы.

Подготовка студентами совместных презентаций в интернациональных группах. Сравнение особенностей развития политических и экономических институтов и социальных и культурных процессов в различных странах.

Профессиональная компетенция

ПК-8

Понимание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, процессов глобализации и их влияния на различные сферы жизни.

Изучение истории России в контексте мировой истории и особенностей модернизации российского государства на современном этапе.

4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих вариативную подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • «Политическая география»

  • «Политическая история России и зарубежных стран»

  • «Современная российская политика»

  • «Сравнительная политика»

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • Владение иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения; для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-3);

  • Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные и экономические проблемы и процессы (ОК-11);

  • Понимание методов современной политической науки и возможность их применения в политологических исследованиях (ПК-2);

  • Владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, способность к участию в исследовательской работе в области теории политики (ПК-3).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


5.Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Введение. Проблема российского пространства: топология и структура

8

2

2

4

I

Уровни управления пространством

2

Экономическое управление: народное хозяйство и «административный рынок»

12

4

2

6

3

Территориальное управление: административно-территориальное деление

12

4

2

6

4

Политическая культура российского пространства: мобилизация и модернизация

12

4

2

6

II

Эпоха Модерна

5

Истоки российского Модерна: «государство национальной безопасности»

14

4

2

8

6

Советский Модерн: СССР как просветительский проект

12

4

2

6

III

Антропология пространства

7

Социальное измерение пространства: «культура один» и «культура два»

10

2

2

6

8

Символическое управление в российском пространстве: СССР как текст

10

2

2

6

9

Россия как пространство подсознания

10

2

2

6

10

Заключение. Будущее российского пространства: между порядком и хаосом

8

2

2

4

ИТОГО

108

30

20

58

6.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год (4 курс)




1 модуль

2 модуль

Параметры

1

2

3

4

1

2

3

4

Эссе
















*







Письменное эссе на английском языке объемом 3500 слов.

Итоговый

Зачет






















*

Устное обсуждение по итогам написания эссе, ответ на вопросы по его содержанию и содержанию курса.

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

По 10-балльной шкале

По 5-балльной шкале

  1. весьма неудовлетворительно

  2. очень плохо

  3. плохо

2 - неудовлетворительно

  1. удовлетворительно

  2. весьма удовлетворительно

3 - удовлетворительно

  1. хорошо

  2. очень хорошо

4 - хорошо

  1. почти отлично

  2. отлично

  3. блестяще

5 - отлично

6.2Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: качество ответов по прочитанной литературе, качество подготовки презентаций, активность в виде постановки дополнительных вопросов и участия в дискуссиях. Во внимание принимается умение вести дискуссию, творческий подход к анализу материала, способность ясно и обоснованно формулировать свои мысли. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: подготовку домашнего задания в форме написания эссе. Во внимание принимается способность определить исследовательский вопрос, указать на теоретическую и методологическую базу работы, привести аргументы в поддержку и в опровержение основной гипотезы, а также четко сформулировать выводы исследования. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Итоговая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Оитоговая= 0,3* Оауд + 0,3* Осам.работа + 0,4* Озачет
Способ округления оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7.Содержание дисциплины


  1. Раздел 1. Введение. Проблема российского пространства: топология и структура

Российское пространство как ресурс. Мифология России и образы пространства. Пространство как доминанта современной истории России. Территория как ключевая черта государств эпохи Модерна. Вестфальское территориальное мышление: пространство = ресурс = власть.

Российское пространство как бремя. Проблемы российского пространства: низкая плотность населения, суровый климат, периферийность, аморфность, отсутствие естественных границ.

Государство в России: большое государство как ответ на вызов управления огромным пространством. Значительные стратегические последствия: необходимость пространственного развития (создания инфраструктуры), территориального контроля, защиты территории. Пространство vs. государство как главное противоречие российской истории и его различные уровни: политический, социальный, экономический, культурный, семиотический.


Основная литература

  • Trenin, Dmitri. “Chapter 1. The Spatial Dimension of Russian History”, in: Dmitri Trenin. The End of Eurasia. Russia on the Border between Geopolitics and Globalization. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2001, pp. 39-86.

  • Derluguian, Georgi and Immanuel Wallerstein. “Putting Russia in World-Systems Perspective”, in: Maria Lipman, Nikolai Petrov (eds). Russia in 2020: Scenarios for the Future. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2011, pp. 25-44.




  1. Раздел 2. Экономическое управление: народное хозяйство и «административный рынок»



Традиционная российская экономическая модель. Пространственные/стратегические факторы: протяженность границ, агрессивность соседних государств, уязвимость ключевых центров. Мобилизация ресурсов со стороны государства: высокий уровень налогообложения, беспрецедентные государственные расходы на индустриальное производство и накопление капитала. Концентрация земельных и человеческих ресурсов. Государство как главный агент в экономике: роль Петра I.

Российская политическая экономия: народное хозяйство вместо экономики, зависимый от государства производитель вместо независимого предпринимателя, перераспределение вместо обмена.

Экономические функции государства. Приоритетные секторы инвестирования. Бюджетный цикл в СССР. СССР как вертикально интегрированная корпорация: единый механизм распределения ресурсов, иерархическая организация. «Административный рынок»: приватизация позиций и статусов в иерархии.




Основная литература

  • Etkind, Alexander. “Barrels of Fur: Natural Resources and the State in the Long History of Russia”, Journal of Eurasian Studies, Vol. 2, No. 2, 2011, pp. 164-171.

  • Kordonsky, Simon. “The Structure of Economic Space in Post-Perestroika Society and the Transformation of the Administrative Market”, in: Klaus Segbers and Stephan de Spiegeleire (eds). Post-Soviet Puzzles: Mapping the Political Economy of the Former Soviet Union. Vol. I, Against the Background of the Former Soviet Union. Baden-Baden: Nomos, 1995, pp. 157-204.

Дополнительная литература

  • Chervyakov, Vladimir. “The Russian National Economic Elite in the Political Arena”, in: Klaus Segbers and Stephan de Spiegeleire (eds). Post-Soviet Puzzles: Mapping the Political Economy of the Former Soviet Union, Vol. I, Against the Background of the Former Soviet Union. Baden-Baden: Nomos, 1995, pp. 205-282.

  • Shleifer, Andrei and Daniel Treisman. “A Normal Country: Russia After Communism”, Journal of Economic Perspectives, Vol. 19, No. 1, 2005, pp. 151-174.



  1. Раздел 3. Территориальное управление: административно-территориальное деление



Система многоцелевых институциональных округов (губернии в Российской империи, области в СССР), предназначенных для контроля над пространством. Организация деятельности государственных институтов и ежедневной жизни людей, конструирование этничности. Области как ключевой институт государства.

Гиперцентрализация внутри регионов. Регионы как самодостаточные единицы, факторы дезинтеграции и регионализации.





Основная литература

  • Kagansky, Vladimir. “Russian Regions and Territories”, in: Klaus Segbers and Stephan de Spiegeleire (eds). Post-Soviet Puzzles: Mapping the Political Economy of the Former Soviet Union, Vol. II, Emerging Geopolitical and Territorial Units: Theories, Methods and Case Studies. Baden-Baden: Nomos, 1995, pp. 49-56.

  • Medvedev, Sergei. “Post-Soviet Developments: A Regional Interpretation. A Methodological Review”, in: Klaus Segbers and Stephan de Spiegeleire (eds). Post-Soviet Puzzles: Mapping the Political Economy of the Former Soviet Union, Vol. II, Emerging Geopolitical and Territorial Units: Theories, Methods and Case Studies. Baden-Baden: Nomos, 1995, pp. 5-48.



  1. Раздел 4. Политическая культура российского пространства: мобилизация и модернизация



Пространство и политическая культура. Роль климата, географии и геополитики. Выживание в лесах Восточной Европы: роль государства. Корни патримониализма и императив выживания.

Заимствованные извне элементы: идеологический блок (Византия), деспотический блок (татаро-монголы), бюрократический/полицейский блок (Запад).





Основная литература

  • Keenan, Edward. “Muscovite Political Folkways”, The Russian Review, Vol. 45, No. 2, 1986, pр. 110-130.

  • Poe, Marshall. The Russian Moment in World History. Princeton: Princeton University Press, 2002, pp. 1-45.

Дополнительная литература

  • Malinova, Olga. “Russia and “The West” in the Twentieth Century: A Binary Model of Russian Culture and Transformations of the Discourse on Collective Identity”, in: Reinhard Krumm, Sergei Medvedev and Hans-Henning Schröder (eds). Constructing Identities in Europe: German and Russian Perspectives. Baden-Baden: Nomos, 2012, pp. 63-79.



  1. Раздел 5. Истоки российского Модерна: «государство национальной безопасности»



Определение Модерна: философское, политическое и практическое значение. Политический Модерн: Вестфальское государство. Модерн и государственность в России: заимствование институтов или самобытное развитие?

Модерн и территориальность: заполнение пустых пространств. «Территориальный императив» и «государство национальной безопасности» в России.





Основная литература

  • Medvedev, Sergei. “Introduction” and “Part 1. Modernity at Large”, in: Sergei Medvedev. “Rethinking the National Interest. Putin’s Turn in Russian Foreign Policy”, Marshall Center Paper, No. 6, 2004, pp. 1-31.

  • Poe, Marshall. The Russian Moment in World History. Princeton: Princeton University Press, 2002, pp. 46-104.



  1. Раздел 6. Советский Модерн: СССР как просветительский проект



СССР как «современное Просвещение»: секулярный, урбанистический, рациональный, наднациональный и индустриальный проект. СССР как высшая точка европейского Модерна. Советская цивилизация.

Способы производства: капитализм и этатизм. Способы развития: индустриализм и информационализм. Неспособность советского этатизма к адаптации к условиям информационного общества.

Структурные проблемы советского Модерна: экстенсивный рост, технологическое отставание и территориальная растянутость. Распад СССР. Горбачев, Ельцин и Путин: стратегии выхода из советского Модерна.
Основная литература


  • Castells, Manuel. “The Crisis of Industrial Statism and the Collapse of the Soviet Union”, in: Manuel Castells. The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. III, End of Millennium. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010, pp. 5-68.

  • Trenin, Dmitri. “Chapter II. The Breakup of the USSR, A Break in Continuity”, in: Dmitri Trenin. The End of Eurasia. Russia on the Border between Geopolitics and Globalization. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2001, pp. 87-99.

  • Kotkin, Stephen. “Afterword. Stalinism as a Civilization”, in: Stephen Kotkin. Magnetic Mountain: Stalinism as a Civilization. Berkeley: University of California Press, 1995, pp. 355-366.

Дополнительная литература

  • Fukuyama, Francis. “The Modernizing Imperative. The USSR as an Ordinary Country”, The National Interest, Vol. 20, Spring 1993, pp. 10-18.



  1. Раздел 7. Социальное измерение пространства: «культура один» и «культура два»



Уход и насильственное заселение как различные реакции на пространство со стороны населения и государства.

Теория «культуры один» и «культуры два»: репрезентация пространства и государства в архитектуре. Традиции ухода и насильственного заселения в российской истории и политике. 1990-е годы как «культура один» и 2000-е годы как «культура два».





Основная литература

  • Paperny, Vladimir. Architecture in the Age of Stalin: Culture Two. New York: Cambridge University Press, 2002, 371 p.

  • Medvedev, Sergei. “A General Theory of Russian Space: A ‘Gay Science’ and a ‘Rigorous Science’”, Alternatives, Vol. 22, No. 4, 1997, pp. 523-553.




  1. Раздел 8. Символическое управление в российском пространстве: СССР как текст



Российская империя как заложник географии. Символическое, а не физическое освоение пространства. Расширение России как символический акт. Доминирование слова/знака в российской культуре, «вербальное зрение». Россия как пространство нереферентной семиотики.

Роль власти языка при формировании государства. Монополия на классифицирование, дискурс власти, символическое насилие.

Кризис репрезентации в СССР. Советский дискурс: от деконструкции и отрицания реальности к симуляции реальности. Путинский режим и постсоветская симуляция.




Основная литература

  • Groys, Boris. The Total Art of Stalinism: Avant-Garde, Aesthetic, Dictatorship, and Beyond. Princeton: Princeton University Press, 1992. 126 p.

  • Medvedev, Sergei. “USSR: Deconstruction of the Text. At the Occasion of the 77th Anniversary of Soviet Discourse”, in: Klaus Segbers and Stephan De Speigeleire (eds). Post-Soviet Puzzles: Mapping the Political Economy of the Former Soviet Union, Vol. I, Against the Background of the Former Soviet Union. Baden-Baden: Nomos, 1995, pp. 83-120.




  1. Раздел 9. Россия как пространство подсознания



Самоопределение России: иррациональность, женственность, духовность, коллективизм. Недостаток субъектности.

Россия как пространство подсознания. Положительное значение иррациональности: православная церковь и большевики, Толстой и Бахтин. Россия как подсознание Запада?





Основная литература

  • Medvedev, Sergei. “Russia as the Subconsciousness of Finland”, Security Dialogue, Vol. 30, No. 1, March 1999, pp. 95-109.

  • Pursiainen, Christer. “Space, Time, and the Russian Idea”, in: Jeremy Smith (ed.). Beyond the Limits. The Concept of Space in Russian History and Culture. Helsinki: SHS, 1999, pp. 71-94.

Дополнительная литература

  • Hellberg-Hirn, Elena. “Ambivalent Space: Expressions of Russian Identity”, in: Jeremy Smith (ed.). Beyond the Limits. The Concept of Space in Russian History and Culture. Helsinki: SHS, 1999, pp. 49-70.




  1. Раздел 10. Заключение. Будущее российского пространства: между порядком и хаосом



Является ли противоречие между пространством и государством, «культурой один» и «культурой два» извечным для России?

Пространство мест и пространство потоков. Что происходит с Россией в постиндустриальную эпоху?



Альтернативные варианты будущего России.



Основная литература

  • Trenin, Dmitri. “Conclusion. After Eurasia”, in: Dmitri Trenin. The End of Eurasia. Russia on the Border between Geopolitics and Globalization. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2001, pp. 313-338.

  • Medvedev, Sergei. EU-Russian Relations: Alternative Futures, FIIA Report, No. 15, 2006, 53 p.

8.Образовательные технологии


В ходе лекций и семинаров подразумевается вовлечение студентов в активные дискуссии по тематике курса. На семинарах происходит обсуждение основной и дополнительной литературы, а также подготавливаемых студентами презентаций. Дополнительно возможен просмотр фильмов по тематике курса, а также посещение музеев и выставок.

9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Тематика контрольной работы в форме написания эссе утверждается преподавателем, ведущим данную дисциплину, в индивидуальном порядке для каждого студента.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Влияние фактора территории/географии на политические режимы. Сравните различные страны, включая Россию.

  2. Влияние пространства на общество. «Сообщество» и «общество». Особенности расселения и мобильности населения. Сравните Россию, страны Европы и США.

  3. Россия и Запад. Является ли Россия западной/европейской страной? Что значит – быть западной страной?

  4. Что такое модернизация? Модернизация на Западе и в России. Агенты модернизации.

  5. Каковы ключевые элементы российской политической культуры? Рассмотрите различные исторические факторы, оказавшие влияние на формирование российской политической культуры. Влияние пространства на российскую политическую культуру.

  6. Какова роль государства в экономике на Западе и в России?

  7. Каковы особенности российской и советской административной/территориальной структуры?

  8. Что такое «государство национальной безопасности»? Приведите примеры из истории России.

  9. Каковы основные причины распада СССР? Если бы были приняты соответствующие меры, возможно ли было сохранить СССР в 1990-е годы?

  10. Является ли современная Россия империей? Что такое империя? Существуют ли империи в современном мире?

  11. Современные и постсовременные государства. Когда началась и закончилась эпоха Модерна? Модерн и Постмодерн в российской политике.

  12. Каковы основные элементы российской культуры и как на них повлияло российское пространство?

  13. Каким, на Ваш взгляд, является будущее России? Будет ли она способна сохранить огромную территорию в XXI веке? Насколько Россия вписывается в глобальную экономику?

  14. Охарактеризуйте российский политический режим в годы правления Бориса Ельцина, Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Каким Вы видите будущее России в ближайшие двадцать лет?

10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


  • Студентам доступен ридер по курсу в бумажном и электронном виде.

10.2Основная литература


  • Castells, Manuel. The Information Age: Economy, Society and Culture, Vol. III, End of Millennium. Oxford: Wiley-Blackwell, 2010.

  • Etkind, Alexander. “Barrels of Fur: Natural Resources and the State in the Long History of Russia”, Journal of Eurasian Studies, Vol. 2, No. 2, 2011, pp. 164-171.

  • Groys, Boris. The Total Art of Stalinism: Avant-Garde, Aesthetic, Dictatorship, and Beyond. Princeton: Princeton University Press, 1992.

  • Keenan, Edward. “Muscovite Political Folkways”, The Russian Review, Vol. 45, No. 2, 1986, pр. 110-130.

  • Kotkin, Stephen. Magnetic Mountain: Stalinism as a Civilization. Berkeley: University of California Press, 1995.

  • Lipman, Maria and Nikolai Petrov (eds). Russia in 2020: Scenarios for the Future. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2011.

  • Medvedev, Sergei. “A General Theory of Russian Space: A ‘Gay Science’ and a ‘Rigorous Science’”, Alternatives, Vol. 22, No. 4, 1997, pp. 523-553.

  • Medvedev, Sergei. EU-Russian Relations: Alternative Futures, FIIA Report, No. 15, 2006.

  • Medvedev, Sergei. “Rethinking the National Interest. Putin’s Turn in Russian Foreign Policy”, Marshall Center Paper, No. 6, 2004.

  • Medvedev, Sergei. “Russia as the Subconsciousness of Finland”, Security Dialogue, Vol. 30, No. 1, March 1999, pp. 95-109.

  • Paperny, Vladimir. Architecture in the Age of Stalin: Culture Two. New York: Cambridge University Press, 2002.

  • Poe, Marshall. The Russian Moment in World History. Princeton: Princeton University Press, 2002.

  • Segbers, Klaus and Stephan de Spiegeleire (eds). Post-Soviet Puzzles: Mapping the Political Economy of the Former Soviet Union, Vol. I, Against the Background of the Former Soviet Union. Baden-Baden: Nomos, 1995.

  • Segbers, Klaus and Stephan de Spiegeleire (eds). Post-Soviet Puzzles: Mapping the Political Economy of the Former Soviet Union, Vol. II, Emerging Geopolitical and Territorial Units: Theories, Methods and Case Studies. Baden-Baden: Nomos, 1995.

  • Smith, Jeremy (ed.). Beyond the Limits. The Concept of Space in Russian History and Culture. Helsinki: SHS, 1999.

  • Trenin, Dmitri. The End of Eurasia. Russia on the Border between Geopolitics and Globalization. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2001.

10.3Дополнительная литература


  • Fukuyama, Francis. “The Modernizing Imperative. The USSR as an Ordinary Country”, The National Interest, Vol. 20, Spring 1993, pp. 10-18.

  • Krumm, Reinhard, Sergei Medvedev and Hans-Henning Schröder (eds). Constructing Identities in Europe: German and Russian Perspectives. Baden-Baden: Nomos, 2012.

  • Shleifer, Andrei and Daniel Treisman. “A Normal Country: Russia After Communism”, Journal of Economic Perspectives, Vol. 19, No. 1, 2005, pp. 151-174.

11.Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекционных и семинарских занятий необходимы ноутбук, проектор и колонки.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница