Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Государственный университет – Высшая школа экономики
Нижегородский филиал
Факультет права
Кафедра гражданского права и гражданского процесса
Программа дисциплины
«Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ»
Специальность 030501.65 «Юриспруденция»
подготовки специалиста
Автор: Баранова М.В., к.ю.н., доцент
Рекомендована УМС
Секция «Право»
Председатель
______________ Панченко П.Н.
________________ 2008 г.
Утверждена УМС филиала
Председатель
________________Макарова Л.Г.
___________________ 2008г.
|
Одобрена на заседании кафедры Гражданского права и гражданского процесса
Зав. кафедрой
_________________Пишина С.Г.
____________________2008г.
|
г. Н.Новгород, 2008 г.
I. Организационно-методический раздел
(Пояснительная записка)
Идеалы нации можно распознать по рекламе.
Дуглас Нортон
Реклама – сложный многогранный процесс, требующий материально-технического, экономико-психологического, финансово-юридического обоснования. В недалеком прошлом каких-либо четких правовых требований к содержанию рекламы и правилам ее распространения в России фактически не существовало. Федеральный закон «О рекламе», вступивший в силу в 1995 году, кардинально изменил ситуацию. Законодательство о рекламе развивалось продуктивно и неуклонно. Федеральный закон «О рекламе» принятый 13 марта 2006 года открыл новый этап в регулировании рекламной деятельности в России. По признанию не только отечественных, но и зарубежных специалистов, рекламное дело в России совершило крупный скачок, достигло значительных успехов. В этой связи вопросы правового регулирования рекламной деятельности являются актуальными, особенно сейчас, когда потребитель все громче и активнее заявляет о своем праве на достоверную информацию о товарах, работах, услугах.
Рекламная политика государства постоянно находится в центре внимания российского законодателя, что подтверждается вносимыми изменениями и новациями. Учебный курс «Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ» содержит систематизированную информацию о правовом регулировании рекламной деятельности не только как о совокупности норм, но и как о науке, ее основных постулатах и категориях. Содержит обобщенные и систематизированные сведения о правовых явлениях в области рекламы, а его изучение позволяет понимать не только содержание, но и смысл правового регулирования, грамотно оценивать и анализировать достоинства и недостатки действующей правовой регламентации. Юристу, реализующему себя в пронизанном рекламой мире, необходимы подобные знания и соответствующие навыки и умения.
В современной экономической жизни России роль рекламы возросла многократно, поэтому очевидна потребность в более детальном изучении юристами правового регулирования рекламной деятельности в рамках соответствующей учебной дисциплины.
Изучение курса «Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ» призвано способствовать решению вышеозначенных проблем.
Цель курса: обеспечить необходимый уровень компетентности будущих юристов в вопросах правового регулирования рекламной деятельности; дать будущим юристам систематизированную информацию о правовом регулировании рекламной деятельности как о совокупности норм и как о науке. Раскрыть особенности, достоинства и недостатки действующей в сфере рекламы правовой регламентации.
Задачи курса:
-
дать четкое представление о рекламе, специфике рекламной деятельности в современной России;
-
предоставить систематизированную информацию о правовом регулировании рекламной деятельности как о совокупности норм и как о науке;
-
способствовать освоению содержания и смысла правового регулирования в сфере рекламы;
-
раскрыть особенности, достоинства и недостатки действующей в сфере рекламы правовой регламентации;
-
показать возможности использования рекламы и рекламных технологий для профессиональных нужд современного юриста.
Место курса:
Содержание и преподавание курса «Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ» связано с рядом учебных дисциплин, предусмотренных государственным стандартом:
-
«Конституционное право»,
-
«Теория государства и права»,
-
«Гражданское право»,
-
«Административное право»,
-
«Уголовное право»,
-
«Социология»,
-
«Культурология»
-
«Профессиональная этика юриста»,
-
«Юридическая психология».
Столь широкие межпредметные связи обусловлены комплексностью и синтетичностью ключевых понятий курса «реклама», «рекламная деятельность». Реклама — сложный многогранный процесс, требующий материально-технического, этико-культурологического, экономико-психологического, финансово-юридического обоснования. Учебный курс «Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ» дает возможность обобщить, синтезировать и расширить спектр знаний необходимых студентам для предстоящей профессиональной деятельности.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Знать:
-
содержание, цели и основные тенденции рекламной политики в Российской Федерации;
-
основные статистические данные, характеризующие современный рекламный рынок в России, Европе, США, других странах;
-
систему международных и национальных источников, регламентирующих рекламную деятельность в Российской Федерации;
-
особенности правового регулирования рекламной деятельности в государствах дальнего и ближнего зарубежья;
-
основные подходы к определению понятия «реклама», критерии и основания классификации рекламной информации;
-
формы использования рекламы в профессиональных целях;
-
практику реализации норм рекламного законодательства;
-
природу и виды правонарушений по рекламному законодательству России;
-
сущность и разновидности юридической ответственности по рекламному законодательству России;
-
административный, дисциплинарный и судебный порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе в России;
-
формы и методы профилактики правонарушений в сфере рекламной деятельности.
Уметь:
-
систематизировать необходимые для профессиональных нужд нормативно-правовые акты, регулирующие рекламную деятельность в России;
-
отличать понятие рекламы от смежных понятий;
-
использовать приемы рекламной деятельности в профессиональной деятельности юриста;
-
с использованием языкового, логического, системного, историко-политического и целевого приемов толкования уяснять и разъяснять смысл юридических норм, действующих в сфере рекламного бизнеса;
-
использовать нормативную правовую базу рекламного законодательства в практической деятельности, в учебном процессе при выполнении практических заданий, решении задач, казусов, участии в деловых играх1;
-
осуществлять сбор, обработку, анализ информации о правонарушениях в сфере рекламной деятельности, на этой основе выдвигать предложения по совершенствованию ее юридического регулирования;
-
оценивать с юридической точки зрения появление новых видов рекламы.
-
Содержание учебного курса
-
Примерный тематический план курса
«Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ»
№
|
Наименование тем
|
1.
|
Введение в курс «Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ»
|
2.
|
Понятие, источники и развитие рекламного права в России
|
3.
|
История правового регулирования рекламной деятельности в зарубежных странах
|
4.
|
Понятие рекламной информации по действующему Российскому законодательству
|
5.
|
Виды и функции рекламной информации по действующему рекламному законодательству России
|
6.
|
Правовое регулирование некоммерческой рекламы
|
7.
|
Правонарушения и юридическая ответственность по рекламному законодательству РФ.
|
8.
|
Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе в России
|
2. Тематический план курса
«Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ»
для студентов пятого курса очной формы обучения
№
п/п
|
Наименование тем и
разделов
|
Всего
(часов)
|
Аудиторные
занятия (часов), в
том числе
|
Самостоятель-
ная работа
|
Инд.
работа
|
Лекции
|
Семинары
|
1.
|
Тема 1. Введение в курс «Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ»
|
4
|
4
|
|
|
|
2.
|
Тема 2. Понятие, источники и развитие рекламного права в России
|
8
|
4
|
2
|
2
|
|
3.
|
Тема 3. История правового регулирования рекламной деятельности в зарубежных странах
|
8
|
4
|
2
|
2
|
|
4.
|
Тема 4. Понятие рекламной информации по действующему Российскому законодательству
|
10
|
4
|
2
|
4
|
|
5.
|
Тема 5 Виды и функции рекламной информации по действующему рекламному законодательству России
|
12
|
6
|
2
|
4
|
|
6.
|
Тема 6. Правовое регулирование некоммерческой рекламы
|
10
|
4
|
2
|
4
|
|
7.
|
Тема 7. Правонарушения и юридическая ответственность по рекламному законодательству РФ.
|
14
|
6
|
4
|
4
|
|
8.
|
Тема 8 Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе в России
|
12
|
4
|
4
|
4
|
|
|
Итого:
|
78
|
36
|
18
|
24
|
|
Форма итогового контроля: зачет
3. Темы и краткое содержание.
Тема 1. Введение в курс «Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ»
Реклама, рекламная деятельность, рекламный бизнес в историческом развитии. Роль рекламы в социокультурной и правовой жизни людей. Генезис и развитие правового регулирования рекламных отношений в России в дореволюционный, советский и современный период. Актуальность для профессиональной пригодности будущих юристов знаний о сфере рекламного бизнеса и присущих ей правонарушениях.
Тема 2. Понятие, источники и развитие рекламного права в России
Понятие и источники рекламного права. Рекламное право как самостоятельная отрасль российского права. Понятие законодательства о рекламе в широком и узком смысле слова. Рекламное право как комплексная отрасль. Предмет и метод правового регулирования рекламной деятельности. Рекламное право как учебная дисциплина.
Источники законодательства о рекламе: иерархия и проблемы гармонизации. Базовый нормативный правовой акт отрасли – ФЗ «О рекламе»: значение, изменения, новации. Место законодательства о рекламе в правовой системе России. Современные тенденции, динамика и перспективы развития рекламного права в России.
Тема 3. История правового регулирования рекламной деятельности в зарубежных странах
Специфика рекламной деятельности и подходов к ее правовой регламентации в зарубежных странах. Становление правового регулирования рекламной деятельности в США. Общие и специальные принципы правового регулирования рекламной деятельности в США. Современные тенденции правового регулирования рекламной деятельности в США.
Общие и специальные принципы правового регулирования рекламной деятельности в европейских странах. Современные тенденции правового регулирования рекламной деятельности в европейских странах.
Особенности правовой регламентации рекламы в странах ближнего зарубежья.
Тема 4. Понятие рекламной информации по действующему Российскому законодательству
Понятие рекламы по законодательству России и зарубежных стран. Анализ признаков рекламы. Цель информационного воздействия. Понятие рекламного продукта. Понятие объекта рекламирования.
Отличие рекламы от смежных понятий (фирменное наименование, вывеска, табличка, товарный знак, паблисити и другие).
Тема 5. Виды и функции рекламной информации по действующему Российскому законодательству
Специфика подходов к делению рекламы на виды. Факторы, влияющие на выбор классификационных основания. Правовые и не правовые классификации рекламы. Общеправовая классификация рекламы. Гражданско-правовая классификация рекламы.
Функции рекламы. Позитивные и негативные функции рекламы. Социальные функции (образовательная, экономическая, эстетическая, воспитательная) рекламы. Специальные функции рекламы.
Тема 6. Правовое регулирование некоммерческой рекламы
Понятие и особенности некоммерческой рекламы. Сравнительный анализ коммерческой и некоммерческой рекламы.
Виды некоммерческой рекламы. Понятие и особенности социальной рекламы, политической, конфессиональной рекламы.
Специфика регламентации социальной рекламы. Общественные и государственные интересы в социальной рекламе. Благотворительные цели социальной рекламы. Спонсорство.
Особенности регламентации политической рекламы. Цели и задачи политической рекламы. Тенденции правового регулирования политической реклкламы.
Некоммерческая реклама в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных государств. Направления использования рекламы в деятельности ОВД. Криминологические аспекты использования рекламы правоохранительными органами. Взаимодействие правоохранительных органов с населением в профилактических целях. Создание положительного образа правоохранительных органов для налаживания контактов с населением.
Оперативно-розыскные аспекты использования рекламы. Взаимодействие правоохранительных органов с населением для получения информации о совершенных преступлениях. Использование рекламы и рекламных технологий для задержания преступников.
Использование рекламы для решения финансовых проблем правоохранительными органами (дополнительное финансирование, организация публичных конкурсов).
Профессиональная ориентация и решение кадровых проблем системы ОВД через возможности рекламы.
Тема 7. Правонарушения и юридическая ответственность по рекламному законодательству РФ
Саморегулирование и государственный контроль в сфере рекламы. Понятие правонарушения по рекламному законодательству. Основные виды правонарушений по рекламному законодательству Российской Федерации. Понятие и виды ненадлежащей рекламы. Недобросовестная реклама. Недостоверная реклама. Скрытая и иная ненадлежащая реклама.
Понятие юридической ответственности по рекламному законодательству. Юридическая ответственность субъектов рекламной деятельности. Гражданско-правовая ответственность за ненадлежащую рекламу. Административная ответственность за ненадлежащую рекламу. Уголовная ответственность за ненадлежащую рекламу. Дисциплинарная ответственность за ненадлежащую рекламу. Материальная ответственность в сфере рекламной деятельности.
Повышение эффективности государственного принуждения за противоправное поведение в процессе изготовления, размещения и распространения рекламного продукта.
Профилактика нарушений рекламного права: понятие и основные формы. Роль федерального и территориального антимонопольного органов в профилактике правонарушений в сфере рекламы. Возможности органов саморегулирования в области рекламы в профилактике нарушений норм рекламного права.
Тема 8. Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе
Порядок рассмотрения дел антимонопольными органами по признакам нарушения законодательства о рекламе. Возбуждение и предварительный порядок рассмотрения дел. Рассмотрение комиссией дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Порядок исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе и решения об осуществлении контррекламы. Прекращение производства по делу по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Рассмотрение дел о рекламе арбитражными судами. Порядок предъявления исков в арбитражные суды. Типичные случаи обращения в арбитражные суды.
Рассмотрение дел о рекламе судами общей юрисдикции. Порядок предъявления исков в суды общей юрисдикции. Особенности исков о защите прав потребителей.
III. Планы семинарских и практических занятий.
Тема 2. Понятие, источники и развитие рекламного права в России
Семинарское занятие
Цель занятия: закрепить знания, полученные на лекции, сформировать представление о рекламном праве, как о самостоятельной отрасли действующего российского права. Дать студентам наиболее полное представление о понятии рекламного права и его источниках. Рассмотреть динамику и перспективы развития рекламного права в России.
План занятия
-
Понятие рекламного права.
-
Источники законодательства о рекламе: иерархия и проблемы гармонизации.
-
Место законодательства о рекламе в правовой системе России.
-
Современные тенденции развития рекламного права в России.
Задание для самоподготовки:
-
Изучить материалы темы №1 - 3 Учебно-методического комплекса «Рекламное право»1. - С. 9-56.
-
Записать в рабочих тетрадях и раскрыть содержание понятий: рекламное право, реклама, информация, законодательство о рекламе.
Темы докладов
-
Рекламное право как самостоятельная отрасль российского права.
-
Общая характеристика федерального закона «О рекламе»
-
Международно-правовые акты как источники законодательства о рекламе.
Литература
Баранова М.В. Международное рекламное право: Монография. – Н.Новгород, 2006.
Вольдман Ю.Я. Комментарий закона Российской Федерации «О рекламе». – М.,1998.
Вольдман Ю.Я. Новое законодательство о рекламе // Хозяйство и право. – 2000. - №5.
Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М., 1996.
Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство. – М., 2001.
Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. – М., 2001.
Толстик В.А. Иерархия российского и международного права. – М., 2001.
Толстик. В.А. Иерархия источников российского права: Монография. – Н.Новгород, 2002.
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №12. – Ст.1232.
Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации. – Волгоград, 1999.
Тема 3. История правового регулирования рекламной деятельности
в зарубежных странах
Семинарское занятие
Цель занятия: углубить и конкретизировать знания, полученные на лекции. Сформировать у студентов представление об истоках и путях развития правового регулирования рекламной деятельности в зарубежных странах.
План занятия
1. Становление правового регулирования рекламной деятельности в США.
2. Развитие правового регулирования рекламной деятельности в странах западной Европы.
3. Правовая регламентация рекламы в странах ближнего зарубежья.
Задание для самоподготовки:
-
Изучить материалы темы №4 Учебно-методического комплекса «Рекламное право»2. - С.59-99.
-
Записать в рабочих тетрадях четырехуровневый тест судьи Льюиса Пауэла. Пояснить в каком случае коммерческие высказывания попадают под действие Первой поправки.
Темы докладов
-
Конституционные основы законодательства о рекламе в США.
-
Специальные принципы правового регулирования рекламной деятельности в США.
-
Конституционные основы законодательства о рекламе в европейских государствах.
-
Специальные принципы правового регулирования рекламной деятельности в прецедентах Европейского Суда по правам человека.
Литература
Баранова М.В. Международное рекламное право: Монография. – Н.Новгород, 2006.
Джефкинс Ф. Реклама: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы: В 2 ч. – М., 1998.
Черячукин Ю.В. Конституционное регулирование рекламной деятельности. – Волгоград, 2000.
Тема 4. Понятие и рекламной информации
по действующему Российскому законодательству
Семинарское занятие
Цель занятия: закрепить знания, полученные на лекции, дать четкое представление о подходах к определению понятия рекламы в законодательстве России и зарубежных стран. Конкретизировать знания об отличии рекламы от смежных правовых понятий.
План занятия
1. Понятие рекламы по законодательству России.
2.Понятие рекламы в зарубежных странах.
3. Отличие рекламы от смежных правовых понятий.
Задание для самоподготовки:
-
Изучить материалы темы № 2 Учебно-методического комплекса «Рекламное право»3. - С.29-42.
-
Записать в рабочих тетрадях и раскрыть содержание понятий: реклама, рекламная информация, информационное воздействие, смежные понятия, маркетинг, спам, вывеска, товарный знак, рекламная деятельность, объект рекламирования.
Темы докладов
-
Признаки рекламной информации.
-
Понятия «фирменное наименование» и «вывеска» по законодательству России.
-
Понятие и роль паблисити в современной России.
Литература
Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М., 1996.
Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы: В 2 ч. – М., 1998.
Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство / Отв. ред. Н.Е. Фонарева. – М., 2001.
Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). – М.. 2007.
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» //Собрание законодательства РФ. – 2006. - №12. – Ст.1232.
Федеральный закон от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе»
Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации. – Волгоград, 1999.
Тема 5. Виды и функции рекламной информации
по действующему рекламному законодательству России
Семинарское занятие
Цель занятия: углубить знания о функциях рекламы, полученные на лекции. Дать студентам наиболее полное представление о видах рекламы.
План занятия
1. Функции рекламы.
2. Специфика подходов к делению рекламы на виды.
3. Общеправовая классификация рекламной информации.
4. Гражданско-правовая классификация рекламной информации.
Задание для самоподготовки:
-
Изучить материалы темы №3 Учебно-методического комплекса «Рекламное право»4. - С.43-58.
-
Записать в рабочих тетрадях отдельные виды товаров и услуг, выделенные законодателем для особого регулирования. Проанализировать и пояснить возможные причины такого выделения.
Темы докладов
1. Правовые особенности рекламы отдельных видов товаров.
2. Юридическая специфика рекламы отдельных видов услуг.
3. Особенности рекламы в зависимости от средств ее распространения, по законодательству России.
Литература
Баранов В.М., Чуманов Е.В. Классификация в российском законодательстве: Монография. – Н.Новгород, 2005.
Викентьев И.Л. Приемы рекламы и PUBLIC RELATIONS. – СПб., 1999.
Всеволжский К.В., Мединский. В.Р. Правовые основы коммерческой рекламы. – М., 1998.
Джефкинс Ф. Реклама: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. – М., 1996.
Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство / Отв. ред. Н.Е. Фонарева. – М., 2001.
Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). – М.. 2007.
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №12. – Ст.1232.
Тема 6. Правовое регулирование некоммерческой рекламы
Семинарское занятие
Цель занятия: дать студентам наиболее полное представление о понятии, видах, функциях и специфике правового регулирования некоммерческой рекламы. Осветить возможные направления использования отдельных видов некоммерческой рекламы в профессиональной деятельности юристов.
План занятия
-
Понятие и особенности некоммерческой рекламы.
-
Виды и функции некоммерческой рекламы.
-
Направления использования некоммерческой рекламы в деятельности юристов.
Задание для самоподготовки
-
Изучить материалы темы №6 Учебно-методического комплекса «Рекламное право»5 - С.119- 143.
-
Записать в тетрадях и раскрыть содержание понятий: функция рекламы, социальное функции рекламы, специальные функции рекламы, имиджевая реклама, коммерческая реклама, некоммерческая реклама, социальная реклама, политическая реклама.
Темы докладов
-
Понятие и особенности социальной рекламы по действующему российскому законодательству.
-
Понятие и особенности политической рекламы по действующему законодательству России.
-
Конфессиональная реклама. Понятие и функции.
-
Использование рекламы для повышения результативности взаимодействия ОВД с общественными объединениями и гражданами в целях профилактики и пресечения правонарушений.
Литература
Баранова М.В. Политическая реклама (общеправовой анализ): Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003.
Вольдман Ю.Я. Комментарий закона Российской Федерации «О рекламе». – М.,1998.
Всеволжский К.В., Мединский. В.Р. Правовые основы коммерческой рекламы. – М., 1998.
Джефкинс Ф. Реклама: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы: В 2 ч. – М., 1998.
Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство / Отв. ред. Н.Е. Фонарева. – М., 2001.
Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). – М.. 2007.
Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №12. – Ст.1232.
Тема 7. Правонарушения и юридическая ответственность
по рекламному законодательству РФ
Семинарское занятие
Цель занятия: разъяснить понятие правонарушения и юридической ответственности по рекламному законодательству, сформировать у студентов представление о саморегулировании и государственном контроле в сфере рекламной деятельности.
План занятия
-
Понятие правонарушения по рекламному законодательству РФ.
-
Основные виды правонарушений по рекламному праву России.
-
Понятие юридической ответственности по рекламному законодательству РФ.
-
Виды юридической ответственности по рекламному праву России.
-
Саморегулирование и государственный контроль в сфере рекламы.
-
Профилактика правонарушений в сфере рекламного бизнеса: понятие и основные формы.
Задание для самоподготовки
-
Изучить материалы т. № 8 учебно-методического комплекса «Рекламное право»6 – с. 175-216
-
Изучить Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ
-
Записать в рабочих тетрадях и раскрыть содержание понятий: ненадлежащая реклама, недобросовестная реклама, недостоверная реклама, неэтичная реклама, скрытая реклама, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламопроизводитель, контрреклама, территориальный антимонопольный орган, саморегулирование, органы саморегулирования, государственное регулирование, органы государственного регулирования.
Темы докладов
-
Скрытая реклама.
-
Проблема защиты чести, достоинства и деловой репутации в рекламном законодательстве РФ.
-
Требования этического характера в базовом законе «О рекламе».
-
Специфика правовой регламентации рекламы «зонтичных брендов».
-
Комплексный институт юридической ответственности за правонарушения в сфере рекламы.
-
Особенности правонарушений и юридической ответственности в сфере социальной рекламы.
-
Правонарушения в сфере политической рекламы.
-
Контрреклама. Понятие и специфика применения.
-
Уголовная ответственность за ненадлежащую рекламу.
Литература
Семеусов В. Ответственность за нарушение рекламного законодательства // Российская юстиция. – 2000. - №4.
Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство / Отв. ред. Н.Е. Фонарева. – М., 2001.
Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. – М., 2001.
Джефкинс Ф. Реклама: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
Баранова М.В. Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламного законодательства в Российской Федерации и Республике Беларусь (опыт общетеоретического сравнительного анализа): Монография. – Н.Новгород, 2005.
Баранова М.В. Общетеоретические и прикладные проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушения рекламного законодательства России (опыт доктринального тематического анализа Федерального закона РФ от 13 марта 2006 года «О рекламе»): Монография. – Н.Новгород, 2006.
Баранова М.В. Административная ответственность за нарушения законодательства России о рекламе (общетеоретические и прикладные проблемы): Монография. – Н.Новгород, 2006.
Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). – М.. 2007.
Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы»
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года № 161 «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» //Собрание законодательства РФ. – 2006. - №12. – Ст.1232.
Тема 7. Правонарушения и юридическая ответственность
по рекламному законодательству РФ.
Практическое занятие
Цель занятия: научиться применять знания о типичных видах правонарушений и юридической ответственности при анализе рекламных сообщений.
В ходе практического занятия студенты делятся на рабочие группы. Каждая группа получает пакет рекламных сообщений. Выданные сообщения следует изучить, классифицировать и найти в них нарушения законодательства о рекламе, опираясь, в первую очередь, на Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ. По окончании работы с материалами следует огласить выводы, проанализировать найденные примеры рекламных правонарушений и принять участие в дальнейшем обсуждении.
Задание для самоподготовки
1. Изучить материалы Т.№8 учебно-методического комплекса «Рекламное право»7 – с. 175-216
2. Изучить Федеральный закон РФ « О рекламе» от 13 марта 2006 года
№ 38-ФЗ, как базовый нормативный правовой акт.
Литература
Баранова М.В. Административная ответственность за нарушения законодательства России о рекламе (общетеоретические и прикладные проблемы): Монография. – Н.Новгород, 2006.
Баранова М.В. Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламного законодательства в Российской Федерации и Республике Беларусь (опыт общетеоретического сравнительного анализа): Монография. – Н.Новгород, 2005.
Баранова М.В. Общетеоретические и прикладные проблемы гражданско-правовой ответственности за нарушения рекламного законодательства России (опыт доктринального тематического анализа Федерального закона РФ от 13 марта 2006 года «О рекламе»): Монография. – Н.Новгород, 2006.
Джефкинс Ф. Реклама: Учебное пособие для вузов. – М., 2002.
Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство / Отв. ред. Н.Е. Фонарева. – М., 2001.
Сборник законодательных и иных правовых актов и документов о рекламе. – М., 2001.
Семеусов В. Ответственность за нарушение рекламного законодательства // Российская юстиция. – 2000. - №4.
Спектор Е.И. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе» (постатейный). – М.. 2007.
Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы».
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года № 161 «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы».
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 12. – Ст.1232.
Тема 8. Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства
о рекламе в России
Семинарское занятие
Цель занятия: углубить знания студентов о контроле за рекламной деятельностью. Подробно изучить и проанализировать полномочия и деятельность антимонопольных органов по рассмотрению дел о нарушении рекламного законодательства.
План занятия
-
Контроль за рекламой как критерий регулирования рекламной деятельности.
-
Деятельность антимонопольных органов по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе.
-
Специфика правовой регламентации порядка рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе.
Задание для самоподготовки
-
Изучить материалы темы №7 Учебно-методического комплекса «Рекламное право».8 – С. 145-171.
-
Изучить Приказ ГКАП России от 13.11.95 г. №147 «Об утверждении Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».
-
Изучить «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе». Утвержденный приказом ГКАП России от 13.11.95 г. №147.
-
Изучить полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы (Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).
Темы докладов
1. Федеральная антимонопольная служба РФ (история развития, функции).
2. Рассмотрение дел о рекламе арбитражными судами.
3. Рассмотрение дел о рекламе судами общей юрисдикции.
Литература
Реклама: Правовое регулирование. Государственный контроль. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Защита прав потребителей. Арбитражная практика. – М.,2000.
Черячукин Ю.В. Реклама в системе законодательства и деятельности правоохранительных органов. – Волгоград, 2001.
Каныгин В.И. Административное принуждение в деятельности милиции (новеллы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях): Учебное пособие / В.И. Каныгин, В.Ф. Щербаков. – Нижний Новгород: ГУ МВД России по ФПО; Нижегородская академия МВД России, 2004.
О рекламе: сборник постановлений, решений и определений федеральных арбитражных судов/ Составитель А.А. Емельянов. – М., 2006.
Приказ ГКАП России от 13 ноября 1995 года № 147 «Об утверждении порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. – 1996. – № 3. – С. 18.
Информационное письмо Президиума ВАС России от 25 декабря 1998 года № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 1999. – № 2. – С. 89–107.
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» //Собрание законодательства РФ. – 2006. - №12. – Ст.1232.
Тема 8. Порядок рассмотрения дел о нарушении законодательства
о рекламе в России
Практическое занятие
Цель занятия: закрепить у студентов знания, полученные на лекции, подробно разобрать порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе антимонопольными органами.
В процессе практического занятия студенты делятся на «рабочие группы», каждая группа получает материалы дела прошедшего рассмотрение в Нижегородском территориальном управлении МАП России. Необходимо расположить документы в порядке предусмотренном «Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» (Утвержден приказом ГКАП России от 13.11.95 г. №147), проанализировать дело, огласить выводы и принять участие в последующем обсуждении.
Задание для самоподготовки
-
Изучить материалы темы №7 Учебно-методического комплекса «Рекламное право».9 – С.145-171
-
Изучить Приказ ГКАП России от 13.11.95 г. №147 «Об утверждении Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».
-
Изучить «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе». Утвержденный приказом ГКАП России от 13.11.95 г. №147.
-
Изучить полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы (Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).
Литература
Реклама: Правовое регулирование. Государственный контроль. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Защита прав потребителей. Арбитражная практика. – М.,2000.
Черячукин Ю.В. Реклама в системе законодательства и деятельности правоохранительных органов. – Волгоград, 2001.
Каныгин В.И. Административное принуждение в деятельности милиции (новеллы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях): Учебное пособие / В.И. Каныгин, В.Ф. Щербаков. – Нижний Новгород: ГУ МВД России по ФПО; Нижегородская академия МВД России, 2004.
О рекламе: сборник постановлений, решений и определений федеральных арбитражных судов/ Составитель А.А. Емельянов. – М., 2006.
Приказ ГКАП России от 13 ноября 1995 года № 147 «Об утверждении порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. – 1996. – № 3. – С. 18.
Информационное письмо Президиума ВАС России от 25 декабря 1998 года № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 1999. – № 2. – С. 89–107.
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - №12. – Ст.1232.
IV. Примерный перечень вопросов к зачету по учебному курсу «Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ»
-
Понятие рекламного права.
-
Рекламное право как самостоятельная отрасль российского права.
-
Современные тенденции развития рекламного права в России.
-
Место законодательства о рекламе в правовой системе России.
-
Источники законодательства о рекламе: иерархия и проблемы гармонизации.
-
Общая характеристика федерального закона «О рекламе» как базового нормативного правового акта.
-
Международно-правовые акты как источники законодательства о рекламе.
-
Становление правового регулирования рекламной деятельности в США.
-
Развитие правового регулирования рекламной деятельности в странах западной Европы.
-
Правовая регламентация рекламы в странах ближнего зарубежья.
-
Понятие рекламы по законодательству России.
-
Понятие рекламы в зарубежных странах.
-
Отличие рекламы от смежных правовых понятий.
-
Субъекты рекламной деятельности.
-
Функции рекламы.
-
Позитивные и негативные функции рекламы.
-
Социальные функции рекламы.
-
Специальные функции рекламы.
-
Специфика подходов к делению рекламы на виды.
-
Общеправовая классификация рекламной информации.
-
Виды рекламы по направленности на аудиторию.
-
Виды рекламы по территории распространения.
-
Виды рекламы по средствам распространения.
-
Виды рекламы по содержанию.
-
Гражданско-правовая классификация рекламной информации.
-
Реклама – публичная оферта.
-
Реклама – приглашение делать оферты.
-
Правовые особенности рекламы отдельных видов товаров.
-
Юридическая специфика рекламы отдельных видов услуг.
-
Правовая регламентация рекламы направленной на несовершеннолетних.
-
Правовая регламентация телевизионной рекламы.
-
Правовая регламентация радиорекламы.
-
Специфика правовой регламентации рекламы в периодических печатных изданиях, сетях электросвязи и почтовых отправлениях
-
Правовая регламентация наружной рекламы.
-
Правовая регламентация рекламы на транспортных средствах.
-
Правовая регламентация рекламы алкогольной продукции и пива.
-
Специфика правовой регламентации рекламы табака.
-
Специфика правовой регламентации рекламы лекарственных средств, биологически активных добавок и детского питания
-
Правовая регламентация рекламы продукции военного назначения и оружия.
-
Правовая регламентация рекламы основанных на риске игр и пари.
-
Специфика правовой регламентации рекламы финансовых услуг и ценных бумаг.
-
Специфика правовой регламентации рекламы привлечения денежных средств для строительства жилья.
-
Специфика правовой регламентации рекламы услуг по заключению договора ренты.
-
Понятие и особенности некоммерческой рекламы.
-
Виды и функции некоммерческой рекламы.
-
Понятие и особенности социальной рекламы по действующему российскому законодательству.
-
Понятие и особенности политической рекламы по действующему законодательству России.
-
Конфессиональная реклама. Понятие и функции.
-
Направления использования некоммерческой рекламы в деятельности юристов.
-
Специфика использование рекламы в деятельности ОВД.
-
Понятие правонарушения по рекламному законодательству РФ.
-
Ненадлежащая реклама. Понятие и виды.
-
Недобросовестная реклама.
-
Недостоверная реклама.
-
Скрытая реклама. Понятие, социальная опасность.
-
Требования этического характера в базовом законе «О рекламе».
-
Проблема защиты чести, достоинства и деловой репутации в рекламном законодательстве РФ.
-
Специфика правовой регламентации рекламы «зонтичных брэндов».
-
Комплексный институт юридической ответственности за правонарушения в сфере рекламы.
-
Понятие юридической ответственности по рекламному законодательству РФ.
-
Виды юридической ответственности по рекламному праву России.
-
Административная ответственность за ненадлежащую рекламу.
-
Гражданско-правовая ответственность за ненадлежащую рекламу.
-
Уголовная ответственность за ненадлежащую рекламу.
-
Контрреклама. Понятие и специфика применения.
-
Профилактика правонарушений в сфере рекламного бизнеса: понятие и основные формы.
-
Саморегулирование и государственный контроль в сфере рекламы.
-
Права саморегулируемой организации в сфере рекламы.
-
Федеральная антимонопольная служба РФ (история развития, функции).
-
Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы.
-
Деятельность антимонопольных органов по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе.
-
Оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа.
-
Специфика правовой регламентации порядка рассмотрения дел о нарушении законодательства о рекламе.
-
Рассмотрение дел о рекламе арбитражными судами.
-
Рассмотрение дел о рекламе судами общей юрисдикции.
|