Программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца»



страница1/4
Дата19.11.2016
Размер0.59 Mb.
  1   2   3   4
Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания народно-сценического танца» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по специальностям 070304 (050700) «Педагогика балета» квалификация «педагог бального танца».


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цель курса
Изучение теории и методики преподавания народно-сценического танца, использование знаний в исполнении и создании композиций современной бальной хореографии.
2. Задачи курса


  • формирование знаний о содержании народно-сценического танца как основы в системе специальных дисциплин, его принципах и назначении в организациях искусств;

  • приобретение системы знаний лексического материала народно-сценического танца;

  • освоение умений и навыков в методике преподавания народно-сценического танца;

  • применение информации о народно-сценическом танце в области современной бальной хореографии;

  • освоение методов сочинения танцевальных комбинаций, этюдов, композиций, хореографических номеров на материале танцев различных национальностей.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Программа «Основы методики преподавания народно-сценического танца» обеспечивает изучение условий и применения лексического материала танцев разных народов в образовательных системах бальной хореографии. Преподавание данного курса тесно взаимосвязано с такими дисциплинами: «Композиция историко-бытовых и бальных танцев», «Основы методики преподавания классического танца», «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа», «Методика преподавания бальных танцев: Европейская программа», а также с дисциплинами общепрофессионального цикла.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения курса студенты должны

знать:

  • методику построения урока народно-сценического танца;

  • методику исполнения упражнений у станка и на середине зала;

  • хореографическую лексику народов разных стран, ее отличительные особенности исполнения;

  • творческий процесс работы с концертмейстером народно-сценического танца;

  • технологию создания танцевальных движений, этюдов, постановочных работ на основе лексики народно-сценического танца;

  • •методы воспитания и развития выразительности в народно-сценическом танце.

  • Уметь:

  • использовать систему знаний народно-сценического танца для преподавания в школах искусств, хореографических ансамблях и других учреждениях культуры и искусства;

  • решать проблемы обновления хореографической лексики народно-сценического танца;

  • владеть техникой и выразительностью исполнения народно-сценического танца;

  • грамотно излагать теоретические основы методики преподавания народно-сценического танца.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Разделы курса
1. Народно-сценический танец в системе подготовки танцовщиков

2. Методика изучения и исполнения упражнений у станка, этюдных работ на середине зала

3. Наследие народно-сценического танца из репертуара театров и ансамблей народного танца

4. Танцевальный фольклор и профессиональное хореографическое искусство
2. Темы и краткое содержание
Раздел 1. Народно-сценический танец в системе подготовки танцовщиков
Тема 1. Народно-сценический танец как базовая дисциплина в подготовке танцовщиков

Подготовка высококвалифицированных танцовщиков – требование современного уровня развития народно-сценического танца. Роль тренажа народно-сценического танца в совершенствовании техники исполнения танцовщика. Воспитание актерского мастерства и воспроизведение национальных особенностей танцев различных народностей.

Зависимость сценической практики танцовщиков от творческого развития системы тренировки у станка и исполнения этюдов на середине зала. Контрастность чередования движений фольклорного танца со сценическим танцем в воспитании ощущения характерности и стиля исполнения. Развитие широкой и яркой манеры исполнения танцовщика через максимально выразительный пластический рисунок танца. Особенности построения тренажа народно-сценического танца. Выработка силы, выносливости, профессиональной воли танцовщика.
Тема 2. истоки развития народного хореографического искусства

Народный танец – основа хореографии, его значение в жизни общества. Зарождение и эволюция народного танца. Основные формы народной хореографии. Многообразие и отличительные особенности народных танцев. Танцевальный фольклор. Различие хореографического языка народов мира.

Народный танец – основа творческой деятельности будущего хореографа.
Тема 3. Взаимосвязь народно-сценического танца и бальной хореографии

Общие цели и задачи народно-сценического танца в воспитании танцора. Выражение характера танца, музыки. Отношение к красоте и гармоничности движений. Воспитание координации движения, силы и выносливости. Выразительность в народном танце и в бальной хореографии. Амплитуда движения, темп исполнения, пластичность в народном и бальном танцах. Характеристика народных танцев вошедших в бальную хореографию: казачок, краковяк, мазурка, полька, полонез, сиртаки, танцы в стиле фламенко.


Тема 4. Методика построения урока народно-сценического танца

Специфика изучения движения у станка и на середине зала. Составные части урока народно-сценического танца. Особенности построения.

Последовательность изучения танцевальных движений и вариативность в последовательности исполнения. Порядок упражнений у станка, возможные отклонения, причины. Особенности варьирования движений по степени трудности и характеру исполнения.

Развитие на уроке музыкальности, координации, силы, выносливости исполнения.

Отбор танцевального материала с учетом возрастных, физических особенностей учащихся. Значение грамотного составления учебных заданий.
Тема 5. Методика сочинения танцевальных комбинаций у станка и на середине зала

Сочинение комбинаций у станка, логичность построения. Соразмерность длительности комбинации. Методика изучения движений и составление комбинаций в соответствии с программой практического обучения.

Музыкальная раскладка движений, предупреждение наиболее распространенных ошибок. Грамотный показ и последовательность объяснения правил исполнения движений в сочетании с музыкальной раскладкой. Возможность различных вариантов работы при сочинении комбинированных заданий. Темп урока.

Методика изучения движений на середине зала и составление комбинаций в соответствии с программой практического обучения. Воспитание выразительности и национальной манеры исполнения. Построение занятий на середине зала. Отбор танцевального материала.

Освоение и отработка простейших положений и движений с последующим усложнением и доведением до состояния технической чистоты и координации.

Значение грамотного составления самостоятельного учебного задания. Умения педагога добиваться четкости выполнения поставленных задач.


Тема 6. Методика подготовки и проведения практических занятий по народно-сценическому танцу

Значение творческой индивидуальности педагога в методике преподавания народно-сценического танца. Зависимость качества обучения от подготовки к уроку и его проведения.

Определение учебного материала, его содержания. Разработка урока в деталях. Учет профессиональных данных и физических возможностей учеников. Анализ уроков, их влияние на последующие занятия. Последовательное изложение хореографического материала, практический показ. Подготовительная работа с концертмейстером. Дисциплина на уроке, ее значение в освоении учебного материала. Темп урока. Распределение физической нагрузки и учет психологического состояния учеников.
Тема 7. Музыкальное оформление урока народно-сценического танца

Музыкальное сопровождение уроков – важнейший фактор эстетического и художественного воспитания танцора.

Значение творческого контакта педагога и концертмейстера. Формы и методы работы, характеристика, примеры. Задачи педагога в подборе и использовании музыкальных произведений. Соответствие характера, стиля, ритма и темпа музыкального произведения в каждом исполняемом упражнении.

Предварительная работа с концертмейстером, подбор музыкального материала для оформления урока.

Воспитание музыкального вкуса, развитие музыкальной культуры. Сопровождение лекционных курсов музыкальными и танцевальными примерами. Применение видеоматериалов, аудиокассет.
Раздел 2. Методика изучения и исполнения упражнений у станка, этюдных работ на середине зала
Тема 8. Техника исполнения упражнений у станка

Цели и задачи техники исполнения упражнений у станка. Система упражнений у станка. Последовательность изучения. Принцип «от простого к сложному» в обучении. Темп исполнения упражнений, его усложнение. Воспитание координации движения у станка, ее последовательное развитие. Распределение физической нагрузки, выработка правильного дыхания.

Использование элементов национальных танцев в упражнениях у станка, достижение выразительного исполнения. Важность принципов систематичности и последовательности в обучении. Методика исполнения упражнений у станка.

Практические занятия.

Изучение позиций ног:


  1. пять открытых (1, 2, 3, 4, 5 позиция) народно-сценического танца аналогичны пяти позициям классического танца.

  2. четыре прямых позиции:

1 прямая – обе ноги поставлены рядом, соприкасаются внутренними сторонами стоп (в народно-сценическом танце ее принято называть 6 позицией);

2 прямая – обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга;

3 прямая – обе ноги поставлены рядом, соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги – у середины стопы другой;

4 прямая – обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.



  1. 1, 2, 3 свободные позиции – во всех свободных позициях стопы расположены в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями;

  2. две закрытых: 1 закрытая – обе ноги, повернутые внутрь, поставлены носками вместе, пятки разведены в стороны друг от друга; 2 закрытая – обе ноги повернутые внутрь носками, поставлены между собой на расстоянии стопы, пятки разведены в стороны друг от друга.


Изучение позиций рук:

    1. позиция рук аналогична позициям рук классического танца, с учетом отличительных особенностей народно-сценического танца, с разнообразностью и разнохарактерностью исполнения какого-либо национального танца;

    2. положение рук:

    3. простое – руки расположены симметрично;

    4. сложное – расположение одной и другой руки различно;

    5. комбинированное – одна рука находится в одной из основных позиций, другая – в другой позиции;

    6. подготовка к началу упражнения:


Изучение упражнений у станка:

    1. Приседания:

  • полуприседания плавные и резкие по 1, 2, 4, 5 выворотным позициям и 1 (6), 2, 3, 4 прямым позициям;

  • полные приседания плавные по 1, 2, 4, 5 открытым позициям и 1 и 4 прямым;

  • с наклоном корпуса;

  • по 6 позиции лицом к станку с волнообразным перегибанием корпуса.

    1. Упражнения на развитие подвижности стопы:

  • с переводом стопы с носка на ребро каблука;

  • с переводом стопы с носка на ребро каблука одновременно с полуприседанием на опорной ноге;

  • скольжение работающей стопы с одновременной работой пятки опорной ноги;

  • с полуприседанием в момент возврата ноги в исходную позицию.

    1. Маленькие броски вперед, в сторону, назад:

  • броски работающей ноги на высоту 45° на вытянутой опорной ноге с одновременным подъемом и опусканием ее пятки;

  • броски работающей ноги на высоту 45° с полуприседанием работой пятки опорной ноги;

  • с одинарным ударом стопой в позиции;

  • с двойным ударом в позиции;

  • по 1 позиции вперед и назад с проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании;

  • «веер» – броски работающей ногой от щиколотки одновременно с подскоками на полупальцах опорной ноги в полуприседании.

    1. Каблучное упражнение:

  • подъем сокращенной стопы на щиколотку опорной ноги с одновременным резким опусканием пятки опорной ноги с выносом работающей ноги на ребро каблука в пол;

  • с полуприседанием на опорной ноге;

  • с одинарным ударом в 5 позицию.

5. Упражнения с ненапряженной стопой:

  • с добавлением удара подушечкой стопы работающей ноги в исходной позиции ног;

  • с поочередным переступанием ног позиции;

  • с подскоком на опорной ноге.

  1. Зигзаги – повороты стопы (pas tortillé):

  • простые повороты стопы из выворотного в невыворотное положение и обратно с выходом в 1 или 2 позиции;

  • повороты стопы в сочетании с ударами всей стопой работающей ноги по 1 или 2 позиции;

  • с окончанием в полуприседании по 1 или 2 позиции с последующим выносом работающей ноги в сторону.

  1. Низкие развороты – разворот коленом работающей ноги из закрытого положения в открытое на 45° вперед или в сторону:

  • на всей стопе;

  • с подъемом на полупальцы.

  1. Высокие развороты с наклоном корпуса в координации с движением руки.

  2. Подготовка к «веревочке»:

  • перевод работающей ноги вперед или назад через колено опорной ноги на всей стопе;

  • с подъемом на полупальцы;

  • с проскальзыванием на всей стопе или на полупальцах;

  • подготовка к «веревочке» с прыжком и переводом работающей ноги из выворотного положения в невыворотное, и наоборот.

  1. Раскрывание ноги на 90° (плавное и резкое):

  • на всей стопе;

  • с одновременным и последующим ударом каблуком опорной ноги;

  • в сочетании с прыжком;

  • с поджатыми ногами и дальнейшим выносом работающей ноги на 90° (вперед, в сторону, назад).

  1. Дробные выстукивания:

  • удары всей стопой;

  • двойные удары;

  • чередования ударов каблуком и подушечкой стопы;

  • удары с подскоком на опорной ноге;

  • удары с перескоком с ноги на ногу.

  1. Большие броски:

  • большие броски с последующим падением на работающую ногу с полуприседанием;

  • с увеличением размаха;

  • «ножницы» – поочередные встречные броски вперед;

  • большие броски вперед и назад через 1 позицию с работой корпуса;

  • с опусканием на колено опорной ноги и последующим броском работающей ноги вперед.

  1. Наклоны и перегибы корпуса вперед, в сторону и назад.

  2. Растяжка (лицом к станку).

  3. «Голубец» – одинарный в прыжке (лицом к станку).

  4. Подготовительные движения к полуприсядкам и присядкам:

  • присядка с выносом ноги в сторону;

  • присядка – разножка на каблуки в сторону;

  • подскоки на полном приседании – «мячик».

  1. Повороты внутрь:

  • плавный поворот на обеих ногах по четвертой позиции в полуприседании с одновременным перегибом корпуса;

  • поворот на вытянутой ноге или в полуприседании с другой ногой согнутой в колено с вытянутым подъемом в прямой позиции.

  1. Револьтад в прыжке – перенос ноги через другую поднятую ногу на 45° (лицом к станку).

  2. «Голубец»:

  • начиная с открытой ноги в сторону на 45° в прямом положении подбить другой ногой в маленьком прыжке (лицом к станку);

  • ударом стопами обеих согнутых ног в выворотном положении в большом прыжке с броском вытянутой ноги на 90° (муж. Класс).

20. Прыжки с поджатыми ногами в невыворотном положении по 6 позиции (жен. Класс).
Тема 9. Русский народно-сценический танец

Русский танец – древний вид народного творчества. Влияние географических, климатических, жизненных и бытовых условий на многообразие видов русского танца, его манеру исполнения. Традиции, обряды, обычаи.

Русский музыкальный и танцевальный фольклор. Содержательность, сюжетность и эмоциональная выразительность русского танца. Виды русского народного танца – хоровод, пляска, их характеристика. Обогащение и развитие лексики. Воздействие костюма на художественный образ русского танца.

Практические занятия.


  1. Изучение основных положений ног.

  2. Изучение основных положений рук.

  3. Изучение основных элементов и движений:

    1. Шаги:

  • простой шаг;

  • переменный шаг;

  • переменный шаг с притопом;

  • переменный шаг с каблука;

  • девичий с переступанием – два небольших шага с последующим мягкой приставкой в 1 прямую позицию на всю стопу в полуприседание.

  1. Поклоны.

  2. Притопы – двойные, тройные.

  3. Дроби:

  • «дробная дорожка» – мелкая непрерывная дробь с каблука;

  • дробь с подскоком;

  • тройные поочередные выстукивания всей стопой;

  • дробь «в три ножки».

  1. «Гармошка».

  2. «Припадания».

  3. «Ковырялочка»:

  • без подскоков;

  • с подскоками.

  1. «Веревочка»:

  • простая;

  • двойная;

  • простая и двойная с переступанием.

  1. «Моталочка»:

  • на полупальцах;

  • на всей стопе (мужской класс);

  1. «Голубец»:

  1. «Молоточки».

  2. «Хлопушки» – одинарные, двойные, тройные хлопки и удары, фиксируемые и скользящие (мужской класс):

  • в ладоши;

  • по бедру;

  • по голенищу;

  • по подошве.

  1. «Ключ»:

  • дробный простой;

  • дробный сложный;

  • хлопушечный (муж).

  1. Присядки (мужской класс):

  • с выносом ноги на ребро каблука и на высоту 45°;

  • с одновременным проскальзываем на ребро каблука обеих ног в стороны – «разножка»;

  • «гусиный шаг»;

  • «мяч».

  • Прыжки с обеих ног (мужской класс):

  • с одновременным сгибанием одной ноги вперед в свободном положении и ударом ладонью по подошве;

  • с одновременным сгибанием обеих ног назад от колена в закрытом положении и ударом ладонями обеих рук по голенищам;

  • с согнутыми ногами в прямом положении с одновременным наклоном корпуса – подготовка к прыжку «щучка».


Тема 10. Татарский народный танец

Татарский танцевальный фольклор, обогащение новыми жанрами, новым содержанием. Зарождение и развитие профессиональных форм национальной танцевальной культуры. Красочность, самобытность танцевального «языка» этнических групп различных районов Татарии. Красота звучания, выразительность и национальный характер музыки. Характеристика исполнения мужских и женских танцев. Взаимоотношения танцовщиков в парном танце. Творческое дарование Г. Тагигорова.



Практические занятия.

  1. Изучение основных положений рук.

  2. Изучение основных положений ног.

  3. Изучение основных элементов и движений:

  4. Основной женский ход.

  5. Падебаск на каблук.

  6. Припадание в повороте.

  7. Кружение.

  8. Присядка с поворотом ступней.

  9. Присядка – ползунок на подскоках.

  10. Одинарный чалыштыру с подскоком.

  11. Шаг в сторону с подскоком.

  12. Присядка – мячик.

  13. Тройной притоп.

  14. Ход укча-баш.

  15. Мягкая дробь.

  16. Присядка – разножка в воздухе.

  17. Вальсовый поворот.

  18. Поворот с вытягиванием ноги назад.

  19. Прищелкивание пятками.

  20. «Штопор».

  21. «Качалка».

  22. «Берле бишек» – (одинарная зыбка)».

  23. «Бау» – «веревочка».


Тема 11. Белорусский народно-сценический танец

Истоки белорусского народного хореографического искусства. Многообразие танцевальной лексики, подвижный темп, темпераментная манера исполнения. Значение влияния на белорусское танцевальное искусство польского, литовского, латвийского, украинского и русского хореографического фольклора.

Традиционные белорусские танцы: иллюстративно-изобразительные, орнаментальные танцы и их характеристика. Чешский, точно установленный рисунок – основа построения белорусского народного танца. Современный белорусский танец на профессиональной сцене.

Практические занятия.


  1. Изучение основных положений ног.

  2. Изучение основных положений рук:

  • в женском танце;

  • в мужском танце;

  • в парных и массовых танцах.

  1. Изучение основных элементов и движений танца «Лявониха».

  • Основной ход – скользящие широкие шаги вперед с последующими двумя небольшими шагами, проскальзыванием на низких полупальцах по 6 позиции.

  • Боковой ход с подбивкой (галоп).

  • Ход с отбивкой – исполнитель с ударом опускается на всю стопу одной ноги позади другой, после чего переступает на полупальце другой ноги.

  • Ход назад – два шага назад на полупальцы, третий шаг на всю стопу, поднимая свободную ногу невысоко вперед.

  • Тройной притоп.

  1. Основной ход танца «Крыжачок» – подскок с проскальзыванием вперед на низких полупальцах одной ноги, поднимая вперед другую ногу, согнутую в колене, с тремя переступаниями на полупальцах.

  2. Основное движение танца «Бульба» – подскок на одной ноге с одновременным ударом подушечкой стопы другой ноги по 6 позиции и последующим подскоком на этой же ноге и перскоком на другую.

  3. Подскок с тройным переступанием на месте (женское движение из танца «Бульба»).

  4. Полька во вращении.

  5. Полька с поворотом из танца «Янка».

  6. Шаг с двойным подскоком – шаг с двойным подскоком на низких полупальцах затем на всю стопу с положением другой ноги накрест опорной на щиколотке.

  1. Подскок на полупальцах по 6-й позиции с акцентом на всю стопу в пол, слегка приседая.

  2. Перескоки из стороны в сторону с переступанием – движения типа «падебаск».

  3. Присядка с подтягиванием ноги на носок.

  4. Присядка с подъемом согнутой ноги вперед.

  5. Присядка с ударом ногой – с глубокого приседания подняться на одну ногу и ударить другой ногой, вытянутой в колене, впереди опорной.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница