Программа дисциплины Общая психология для направления 030300. 68 «Психология» подготовительного отделения магистратуры факультета психологии



Скачать 347.1 Kb.
Дата02.05.2016
Размер347.1 Kb.



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины

Общая психология

для направления 030300.68 «Психология»

подготовительного отделения магистратуры факультета психологии

Авторы программы:

Скворцов А.А. канд. психол. наук askvortsov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры общей и экспериментальной психологии

«05» марта 2013 г

Зав. кафедрой Болотова А.К. _______________


Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г

Председатель А.К. Болотова____________________

Утверждена УС факультета Психологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко ________________________

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов подготовительного отделения магистратуры факультета психологии по направлению 030300.68 «Психология» подготовки магистра.

Программа разработана в соответствии с:



  • Государственный образовательным стандартом ГОС по направлению 030300.68 «Психология» подготовки магистра;

  • Образовательной программой по направлению 030300.68 «Психология» подготовки магистра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.68 «Психология» подготовки магистра, утвержденным в 2011 г.
  1. Цели освоения дисциплины


    Формирование у студентов:

    - знаний о когнитивных психических процессах (ощущении и восприятии, внимания и памяти, мышлении и речи), об основных закономерностях их функционирования, методов их исследования, об основных направлениях их изучения, о взаимосвязях и отношениях между собой, а также о связях когнитивных процессов вниманием с сознанием, поведением и деятельностью;





  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    3.1. Знать

- специфические особенности каждого из познавательных процессов;

- основные отечественные и зарубежные теории, подходы и модели познавательных процессов;

- методологию и основные методы, используемые в исследованиях психологии познавательных процессов.

- основные результаты и выводы, полученные в этих исследованиях








    3.2. Уметь применять знания, составляющие содержание курса «Психология памяти и внимания», к анализу ситуаций, требующих активного участия познавательных процессов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач

СК-Б6

    Владеет информацией об основных законах и закономерностях функционирования познавательных процессов; об основных направлениях их изучения; взаимосвязях и отношениях между ними, а также их связей с сознанием, поведением и деятельностью.




Лекционные, семинарские занятия, подготовка эссе, реферата

Способен применять профессиональные знания и умения на практике

СК-Б2

Применяет знания, составляющие содержание курса, к анализу ситуаций, требующих активного участия познавательных процессов.

Лекционные, семинарские занятия


  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Философия, История психологии.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



СК-Б1

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

    СК-Б9






Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Социальная психология, психология личности.
  1. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Психология как наука. Структура и методы психологического знания

6

2

2




2

2

Психология ощущений и восприятия
















2.1

Общее представление об ощущении и восприятии

6

2

2




2

2.2

Исследования ощущений. Психофизика

6

2

2




2

2.3

Восприятие пространства

6

2

2




2

2.6

Теории восприятия

6

2

2




2

3

Психология внимания
















3.1

Общие представления о внимании

6

2

2




2

3.2

Классические теории внимания
Виды внимания

6

2

2




2

3.3

Исследование внимания в когнитивной психологии

8

4

4




8

4

Психология памяти
















4.1

Общее представление о памяти

6

2

2




2

4.2

Память и научение

6

2

2




2

4.3

Классические теории памяти

8

4

4




8

4.4

Исследования памяти в когнитивной психологии

6

2

2




2

5

Психология мышления и речи
















5.1

Общее представление о мышлении и речи

6

2

2




2

5.2

Основные теории мышления

6

2

2




4

5.3

Мышление и речь

6

2

2




2




Всего

108

34

34




40


  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

2

3

4

Текущий

(неделя)


Эссе










7 неделя

Промежуточный

зачет

*







Устный ответ 10 минут

Текущий

(неделя)


Реферат




*




7 неделя

Итоговый

Экзамен







*

Устный экзамен 20 минут




















    1. Критерии оценки знаний, навыков

Критериями оценки эссе являются:



  • соответствие содержания текста выбранной теме;

  • наличие четкой и логичной структуры текста;

  • наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике;

  • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

  • отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

  • соответствие оформления работы предъявляемым требованиям;

  • использование при написании эссе источников, не включенных в список обязательной литературы, а также источников на иностранных языках.

  • сдача эссе в установленный срок.




ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ

«Отлично»: 10

Безупречное соблюдение всех указанных критериев

«Отлично»: 9, 8

Оценка «9» может быть выставлена только при условии соответствия ответа всем критериям при наличии незначительных неточностей.

Оценка «8» может быть выставлены только при условии соответствия ответа всем критериям, но при наличии незначительных содержательных неточностей.



«Хорошо»: 7, 6

Оценка «7» может быть выставлена только при условии, соответствия ответа 5 критериям из 6 перечисленных

Оценка «6» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 4 критериям из 6 перечисленных



«Удовлетворительно»: 5, 4

Оценка «5» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 3 критериям из 6 перечисленных

Оценка «4» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 2 критериям из 6 перечисленных.



«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев

Критериями оценки реферата являются:



  • соответствие содержания текста выбранной теме;

  • наличие четкой и логичной структуры текста;

  • наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике;

  • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

  • отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

  • соответствие оформления работы предъявляемым требованиям;

  • использование при написании эссе источников, не включенных в список обязательной литературы, а также источников на иностранных языках.

  • сдача эссе в установленный срок.




ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ

«Отлично»: 10

Безупречное соблюдение всех указанных критериев

«Отлично»: 9, 8

Оценка «9» может быть выставлена только при условии соответствия ответа всем критериям при наличии незначительных неточностей.

Оценка «8» может быть выставлены только при условии соответствия ответа всем критериям, но при наличии незначительных содержательных неточностей.



«Хорошо»: 7, 6

Оценка «7» может быть выставлена только при условии, соответствия ответа 5 критериям из 6 перечисленных

Оценка «6» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 4 критериям из 6 перечисленных



«Удовлетворительно»: 5, 4

Оценка «5» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 3 критериям из 6 перечисленных

Оценка «4» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 2 критериям из 6 перечисленных.



«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев

При ответе на зачете студент должен продемонстрировать владение терминологией истории психологии, иметь представление об основных теоретических положениях наиболее влиятельных научных школах психологии, понимать логику возникновения и развития этих школ.

Оценки итоговому контролю выставляются по 10-ти балльной шкале.

Критериями оценки ответа на итоговом контроле являются:



  • соответствие содержания ответа вопросам в билете;

  • наличие четкой, логичной связной структуры ответа;

  • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений;

  • понимание основных теоретико-методологических проблем, связанных с вопросами билета;

  • знание фактического материала по вопросам в билете;

  • способность соотносить содержание ответа с фактическим материалом и теоретическими проблемами современной психологии;

  • способность привести самостоятельные примеры поясняющие содержание вопроса.

Для итогового контроля студент должен продемонстрировать владение терминологией истории психологии, иметь представление об основных теоретических положениях наиболее влиятельных научных школах психологии, понимать логику возникновения и развития этих школ.

Оценки итоговому контролю выставляются по 10-ти балльной шкале.

Критериями оценки ответа на итоговом контроле являются:



  • соответствие содержания ответа вопросам в билете;

  • наличие четкой, логичной связной структуры ответа;

  • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений;

  • понимание основных теоретико-методологических проблем, связанных с вопросами билета;

  • знание фактического материала по вопросам в билете;

  • способность соотносить содержание ответа с фактическим материалом и теоретическими проблемами современной психологии;

  • способность привести самостоятельные примеры поясняющие содержание вопроса.



ОЦЕНКА

КРИТЕРИИ

«Отлично»: 10

Безупречное соблюдение всех указанных критериев

«Отлично»: 9, 8

Оценка «9» может быть выставлена только при условии соответствия ответа всем критериям при наличии незначительных неточностей.

Оценка «8» может быть выставлены только при условии соответствия ответа всем критериям, но при наличии незначительных содержательных неточностей, а также, трудностей, связанных с критерием 6.



«Хорошо»: 7, 6

Оценка «7» может быть выставлена только при условии, соответствия ответа 6 критериям из 7 перечисленных

Оценка «6» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 5 критериям из 7 перечисленных



«Удовлетворительно»: 5, 4

Оценка «5» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 4 критериям из 7 перечисленных

Оценка «4» может быть выставлена только при условии, соответствия домашнего задания 3 критериям из 7 перечисленных.



«Неудовлетворительно»: 3, 2, 1

Данные оценки выставляются в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев


  1. Содержание дисциплины




Раздел 1. Психология как наука. Структура и методы психологического знания

Круг явлений, изучаемых психологией. Характеристика основных разделов и отраслей психологии. Психология в междисциплинарном пространстве. Методы психологии. Объект психологии. Многообразие предмета психологии

Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.


Литература

Основная литература
  1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Юрайт-Издат, 2004. с. 12-32.




Раздел 2. Психология ощущений и восприятия.

Тема 2.1 Общее представление об ощущении и восприятии.
Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле: проксимальный и дистальный стимулы. Виды образных явлений. Специфика образов восприятия среди других видов образов. Двойственная природа образов восприятия: чувственная ткань и предметное содержание.
Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.
Литература

Базовый учебник


  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. С. 4-25.


Основная

1. Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия /Под ред.

Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С 47-

55, 56-59, 67-76, 77-112, 113-116, 217-228, 340-343, 444-446, 490-494, 12-16



Тема 2.2 Исследования ощущений. Психофизика.

Предмет и задачи психофизики. Прямое и косвенное измерение ощущений. Психофизические шкалы. Пороги ощущений. Закон Бугера-Вебера. Закон Фехнера. Закон Стивенса. Психофизическая теория обнаружения сигнала (ТОС). Проблема существования подпороговых (неосознаваемых) сенсорных и перцептивных процессов. Субсенсорный диапазон.

Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.
Литература

Базовый учебник


  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998 С. 169-196

Основная

  1. Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М.: ЧеРо, 1999. С. 242-249, 271-275, 275-282, 283-290, 250-255



Тема 2.3. Восприятие пространства и движения.


Проблема восприятия третьего измерения. Признаки удаленности и глубины: окуломоторные, монокулярные (изобразительные), бинокулярные, трансформационные. Механизмы стереозрения: корреспондирующие и диспартные точки сетчатки, гороптер. Стереоскоп, стереограммы. Системы восприятия реального движения: изображение-сетчатка и глаз-голова. Афферентная и эфферентная теории восприятия стабильности видимого мира.

Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.


Литература

Базовый учебник

  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. С. 196-206


Основная

1. Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред.

Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С.343-358, 383 402, 447-460, 461-489, 494-495, 496-498, 490-493.

Тема 2.4 Теории восприятия.
Структуралисткая теория восприятия (Э. Титченер). Механизмы суммации и ассоциации в восприятии объектов. Теория бессознательных умозаключений (Г. Гельмгольц, Р. Грегори). Гештальттеория восприятия. Понятие перцептивных сил. Законы перцептивной организации. Принцип изоморфизма. Экологический подход к зрительному восприятию предметов и сцен (Дж. Гибсон). Понятие перцептивных инвариантов оптического строя. Роль окружающего контекста и мотивации в восприятии. Теория категоризации (Дж. Брунер). Понятие перцептивной готовности. Восприятие в контексте целенаправленного поведения. Теория перцептивного цикла (У. Найссер). Школа New Look (Дж. Брунер)
Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.

Литература

Базовый учебник


  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. С. 93-142


Основная

1. Хрестоматия по психологии. Психология Ощущений и восприятия /Под ред.

Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999. С. 117-

125, 126-156, 322-336, 182-216



Раздел 3. Психология внимания.

Тема 3.1 Общие представления о внимании.
Роль внимания в повседневном поведении, профессиональной и учебной деятельности человека. Субъективные и объективные явления внимания и невнимания. Состояния концентрации и абсорбции. Виды рассеянности и их характеристика. Ошибки внимания и невнимания. Эффекты, функции и критерии внимания. Виды и свойства внимания. Типы внимания.

Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.


Литература
Базовый учебник

  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. С. 389-408.



Основная

  1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Учебник. Психология внимания. 4-е изд., М.: МПСИ, 2007. С. 9-50; 230-321.

  2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., АСТ: Астрель, 2008.С.12-58; 181-186; 263-285;514-652.



Тема 3.2 Классические теории внимания.
Учение Вундта об апперцепции: виды и функции апперцепции. Представление о внимании в структурной психологии Титченера: внимание как атрибут процессов сознания. Виды и свойства внимания по Титченеру. Функциональный подход к сознанию и вниманию. Джеймс о внимании и его механизмах: понятие преперцепции. Проблема внимания в ассоцианизме. Моторная теория внимания Рибо: естественное и искусственное внимание. Теория волевого внимания Ланге.: характеристика подхода, определение, механизмы и виды внимания. Проблема внимания в гештальтпсихологии.: внимание как эго-объектная сила. Обсуждение вопросов внимания с позиций бихевиоризма: критика, переформулировка и примеры исследований. Внимание как высшая психическая функция. Эксперименты Выготского и Леонтьева Воспитание внимания. Определение и виды внимания по Добрынину. Специфика послепроизвольного внимания. Формирование внимания. Внимание как функция умственного контроля по Гальперину
Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.
Литература
Базовый учебник


  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. С. 408-435.



Основная

  1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Учебник. Психология внимания. 4-е изд., М., МПСИ 2007. С. 9-50; 230-247

  2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., АСТ: Астрель, 2008. С 106-333, 361-403; 652-701


Тема 3.3 Исследование внимания в когнитивной психологии.
Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии. Экспериментальные исследования Черри и Бродбента избирательности слухового восприятия .Место и функции внимания в системе переработки информации. Теории ранней селекции: модели фильтра Бродбента и аттенюатора Трейсман. Проблема локуса селекции. Теории поздней селекции: модели поздней селекции Дойчей и уместности Нормана. Понятие ресурсов переработки информации. Внимание как умственное усилие: модель внимания и экспериментальные исследования Канемана. Альтернативный подход к решению проблемы внимания в когнитивной психологии разрабатываемый Найссером .Селекция как следствие конструктивной природы восприятия. Характеристика и исследование процессов предвнимания и фокального внимания. Теория перцептивного цикла. Внимание как перцептивное действие. Экспериментальная критика моделей селекции и единых ресурсов.

Количество лекционных часа 4

Количество семинарских часа 4

Общий объем самостоятельной работы 8 часа.


Литература
Базовый учебник

  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. С. 436-460.



Основная

  1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Учебник. Психология внимания. 4-е изд., М., МПСИ 2007. С.50-230.

  2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., АСТ: Астрель, 2008 C. 403-514/


Раздел 4. Психология памяти.

Тема 4.1 Общие представления о памяти.
Определение памяти и характеристика основных мнемических процессов. Понятие мнемической функции. Три стадии акта памяти: запоминание, сохранение и восстановление. Феноменология памяти. Круг явлений и проявлений памяти. Феноменальная память человека. Болезненные проявления: патологии, аномалии, нарушения, ошибки памяти. Определение и классификация амнезий, гипермнезий и парамнезий. Основные функции и характеристики памяти. Содержания памяти: привычки, навыки и умения, знания, воспоминания. Виды, уровни и типы памяти. Традиционные классификации видов памяти. Классификации видов памяти в когнитивной психологии. Основные свойства памяти человека.

Классические методы и основные результаты исследования памяти с их помощью. Исследование образов памяти. Зависимость запоминания от материала. Исследования процессов забывания. Кривая забывания (сохранения) Эббингауза. Исследование явлений интерференции и реминисценции. Эффект края. Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект фон Ресторф. Проблема распределения упражнений. Закон Йоста. Влияние осмысленности материала на запоминание.

Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.
Литература
Базовый учебник


  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. С. 297-316.



Основная

  1. Баддели А., Айзенк М., Андерсон М. Память. СПб.: Питер, 2011.,C. 16-46; 105-132, 205-226; 267-297, 298-463.

  2. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.М.: АСТ: Астрель, 2008 С. 20-34; 200-239.



Тема 4.2 Память и научение.
Формирование навыков и умений. Классификация навыков и умений. Представление о механизмах формирования навыков в бихевиоризме: классическое обусловливание и латентное научение. Общее представление об оперантном и социальном научении. Бернштейн о формировании двигательных навыков: периоды и фазы построения навыка Подход к исследованию организации памяти в когнитивной психологии. Виды и функции схем. Представления о научении в когнитивной психологии.

Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.


Литература
Основная

  1. Баддели А., Айзенк М., Андерсон М. Память. СПб.: Питер, 2011. С.18-22. 105-132;138-146;

  2. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.М.: АСТ: Астрель, 2008, С. 20-34, 224-294;



Тема 4.3 Классические теории памяти.
Основные подходы к изучению памяти. Память как репродукция: представления об организации памяти в ассоцианизме. Явление и понятие ассоциации. Виды и законы ассоциаций. Исследования Г. фон Эббингауза. Классические методы исследования памяти. Организация памяти как результат организации восприятия: исследования гештальтпсихологов. Память тела и память духа. Типы личности по А.Бергсону. Память как конструктивный процесс. Исследования Ф.Ч. Бартлетта.

Проблема развития памяти и различные подходы к ее постановке и решению. Развитие сознания и уровни памяти. Память и старение. Общее представление о развитии памяти. Социокультурная природа памяти человека. Социализация памяти человека. Роль средств в организации и развитии памяти. Память и речь. Виды памяти по Жане. Память как высшая психическая функция. Культурно-историческая концепция памяти человека. Память в разных культурах: сравнительная характеристика. Социальная природа припоминания. Экспериментальное исследование онтогенеза памяти: параллелограмм развития памяти.


Понятие мнемической деятельности: ее роль и место в жизнедеятельности человека. Основные характеристики и формы произвольного запоминания. Понятие мнемической направленности. Задачи и установки запоминания. Факторы мнемической направленности. Мотивация и продуктивность произвльного запоминания. Исследование Истоминой. Метапознание и метапамять.

Произвольное и непроизвольное запоминание. Исследования непроизвольного запоминания.

Зависимость памяти от мотивации. Анализ причин и механизмов забывания в работах З.Фрейда. Экспериментальные исследования припоминания действий и забывания намерений в школе К.Левина. Эксперименты Биренбаум и Зейгарник. Эффект Зейгарник.

Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры деятельности. Анализ исследований П.И.Зинченко и А.А.Смирнова.

Количество лекционных часа 4

Количество семинарских часа 4

Общий объем самостоятельной работы 8 часа.
Литература
Базовый учебник


  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. С. 334-366.



Основная

  1. Баддели А., Айзенк М., Андерсон М. Память. СПб.: Питер, 2011. С.254-336.

  2. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.М.: АСТ: Астрель, 2008 С. 310-363, 599-603.



Тема 4.3 Исследования памяти в когнитивной психологии.
Основные понятия и методологические положения когнитивной психологии. Проблемы памяти и внимания как ядро когнитивной психологии. Общая характеристика системы памяти. Теория двойственной памяти. Модель трехкомпонентной системы памяти. Экспериментальное исследование сенсорных регистров (СР),кратковременной (КП) и долговременной памяти (ДП).Структура долговременной памяти. Декларативная и процедурная память. Семантическая и эпизодическая память. Исследования автобиографической памяти. Рабочая память. Различение автоматических и контролируемых процессов. Стратегии мнемической деятельности. Теория уровней обработки: основные положения и примеры экспериментальных исследований. Простое и разрабатывающее повторение.

Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.


Литература
Базовый учебник

  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. С. 366-388.



Основная

  1. Баддели А., Айзенк М., Андерсон М. Память. СПб.: Питер, 2011. C. 22-67,146-193, 225-254.

  2. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.М.: АСТ: Астрель, 2008 С. 363-462.



Раздел 5. Психология мышления и речи.

Тема 5.1 Общее представление о мышлении и речи.
Понятие о мышлении. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах, связях и отношениях. Специфика мышления по сравнению с непосредственным чувственным отражением. Связь мышления с решением задач, его нацеленность на открытие нового знания. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление как деятельность. Виды, операции и процессы мышления. Теоретическое и практическое мышление, их подвиды; понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Логические операции мышления: индукция, дедукция, сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные формы и процессы мышления: суждение, понятие, умозаключение.

Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.


Литература
Базовый учебник

  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. С. 25-35.



Основная

  1. Петухов В.В. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. Гл. 1.

  2. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во "Академия", 2002. Гл. 2.



Тема 5.2 Основные теории мышления.
Теории мышления, их типы. Ассоциативная теория мышления. Логическая теория мышления, включающая операции анализа, обобщения, сравнения и классификации. Мышление как созерцание, решение задач и рефлексия. Взгляды на мышление в бихевиоризме и в гештальтпсихологии. Деятельностная теория мышления (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, О.К.Тихомиров). Методы изучения мышления.

Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.


Литература
Базовый учебник

  1. Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998. С. 142-168.



Основная

  1. Петухов В.В. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. Главы 2, 3.



Тема 5.3 Мышление и речь.
Речь. Различие генетических корней мышления и речи и неразрывность связи между мышлением и речью у человека.

Дискуссия о врожденной способности к усвоению речи у человека. Гипотеза Уорфа-Сепира и ее эмпирические проверки.

Виды речи. Представление о внутренней речи, ее значение, структура и функции в работе интеллекта и общении.

Количество лекционных часа 2

Количество семинарских часа 2

Общий объем самостоятельной работы 4 часа.


Литература
Основная

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Гл. 9. Речь. СПб.: Питер, 1998.

  2. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во "Академия", 2002. Гл. 6 Мышление и общение



  1. Образовательные технологии


В процессе освоения УД предполагается разбор практических кейсов, участие студентов в имитации клинико-психологического обследования.

Запланированы лекции приглашенных специалистов из российский и зарубежных университетов, специалистов работающих в ведущих практических центрах.



  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля



Примерные темы рефератов


  1. Проблема развития памяти в фило- и онтогенезе.

  2. Специфика памяти человека

  3. Память и мотивация

  4. Память и научение.

  5. Внимание и сознание.

  6. Исследование внимания в когнитивной психологии

  7. Проблема развития и формирования внимания человека

  8. Роль внимания в жизни и деятельности человека


Эссе

Тематика эссе

Эссе основывается на самостоятельном поиске и анализе психологических ситуаций развертывания познавательных процессов, наблюдаемых в повседневной жизни, описанных в художественной литературе, кинематографических произведениях и т.п.


Структура эссе:

I. Описательная часть (описание ситуации, в которой происходило развертывания познавательного процесса)

II. Аналитическая часть.
Схема анализа:

- перечисление (описание) участников ситуации;

- потребности и мотивы участников ситуации;

- цели участников ситуации;

- стратегии достижения целей;

- создаваемые и используемые средства (внешние и внутренние);

- условия (способствующие достижению целей и мешающие; физические и социальные);

- результаты деятельности участников ситуации:

а) прямые результаты,

б) побочные (в том числе изменение потребностей, мотивов, стратегий и т.д.).




    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Определение ощущения. Свойства ощущений. Классификации ощущений.

  2. Общее определение восприятия. Основные свойства (феномены) образов

  3. восприятия.

  4. Понятие об ощущении, основные их свойства. Классификации ощущений и

  5. рецепторов. Различные представления о стимуле.

  6. Трехкомпонентная и оппонентная теории цветового зрения и области их

  7. применимости.

  8. Психофизические пороги и их виды. Чувствительность.

  9. Закон Бугера-Вебера. Основной психофизический закон в вариантах Г.

  10. Фехнера и С. Стивенса.

  11. Основные положения психофизической теории обнаружения сигнала (ТОС).

  12. Структуралистская теория восприятия В. Вундта и Э. Тиченера.

  13. Гештальттеория восприятия.

  14. Экологическая теория восприятия Дж. Гибсона.

  15. Восприятие сложных сцен и множественных объектов.

  16. Признаки, служащие восприятию движения. Теории восприятия

  17. стабильности видимого мира.

  18. Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца и Р. Грегори.

  19. Теория категоризации Дж. Брунера.

  20. Теория перцептивного цикла У. Найссера.

  21. Социокультурные детерминанты восприятия.

  22. Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.

  23. Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.

  24. Характеристика функций и свойств внимания. Типы внимания.

  25. Эффекты и критерии наличия внимания.

  26. Проблема внимания. Сравнительная характеристика классических представлений о внимании в различных психологических теориях.

  27. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.

  28. Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к ее решению.

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.




  1. Определение ощущения. Свойства ощущений. Классификации ощущений.

  2. Общее определение восприятия. Основные свойства (феномены) образов

  3. восприятия.

  4. Понятие об ощущении, основные их свойства. Классификации ощущений и

  5. рецепторов. Различные представления о стимуле.

  6. Трехкомпонентная и оппонентная теории цветового зрения и области их

  7. применимости.

  8. Психофизические пороги и их виды. Чувствительность.

  9. Закон Бугера-Вебера. Основной психофизический закон в вариантах Г.

  10. Фехнера и С. Стивенса.

  11. Основные положения психофизической теории обнаружения сигнала (ТОС).

  12. Структуралистская теория восприятия В. Вундта и Э. Тиченера.

  13. Гештальттеория восприятия.

  14. Экологическая теория восприятия Дж. Гибсона.

  15. Восприятие сложных сцен и множественных объектов.

  16. Признаки, служащие восприятию движения. Теории восприятия

  17. стабильности видимого мира.

  18. Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца и Р. Грегори.

  19. Теория категоризации Дж. Брунера.

  20. Теория перцептивного цикла У. Найссера.

  21. Социокультурные детерминанты восприятия.

  22. Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.

  23. Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.

  24. Характеристика функций и свойств внимания. Типы внимания.

  25. Эффекты и критерии наличия внимания.

  26. Проблема внимания. Сравнительная характеристика классических представлений о внимании в различных психологических теориях.

  27. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.

  28. Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к ее решению.

  29. Метафоры памяти. Подходы к изучению памяти.

  30. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти. Функции и характеристики памяти.

  31. Основные классы явлений памяти. Аномалии и нарушения памяти.

  32. Сравнительная характеристика классификаций памяти. Виды, уровни, типы памяти.

  33. Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований.

  34. Память и научение.

  35. Память и деятельность.

  36. Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.

  37. Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трехкомпонентная теория памяти.

  38. Представления о памяти с позиций подхода уровней обработки информации: примеры исследований.

  39. Определение мышления. Общая характеристика мышления по сравнению с ощущением, восприятием, памятью.

  40. Теории мышления.

  41. Виды мышления.

  42. Мышление и речь.

  43. Виды речи.

  44. Внутренняя речь, ее значение, структура и функции в мышлении и общении.

  45. Дискуссия о врожденной способности к усвоению речи у человека.

  46. Гипотеза Уорфа-Сепира и ее эмпирические проверки.


  1. Порядок формирования оценок по дисциплине


На оценку студента влияет работа на семинарах, оценка за реферат, зачет, экзамен.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, при ответах на вопросы, соответствие ответов студентов информации, содержащихся в лекциях, литературе. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – О аудиторная.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная 1 = 0,7* Отекущий 1 + 0,3* Оауд 1

Онакопленная 2 = Оауд 2

где Отекущий 1 рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП



Отекущий 1 = 1·Ореф ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Опромежуточная 1 = 0,6 ·Отекущая 1 +0,4 ·Опромежуточный зачет

Где Отекущая 1 этапа рассчитывается по приведенной выше формуле

Онакопленная Итоговая=промежуточная 1+ Онакопленная 2): 2
Где Опромежуточная 1 промежуточная оценки этапа 1
а Онакопленная 2 накопленная оценка последнего этапа перед итоговым экзаменом
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = 0,6 ·Онакопл итоговая + 0,4 ·Оитоговый экзамен
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине арифметический.

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: арифметический.


На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. При выставлении результирующей оценки на пересдаче учитывается накопленная оценка.

Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выстав-лена оценка.

Выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = 0,6 · Онакопл + 0,4 · Оэкз

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: арифметический, в пользу студента.



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Общая психология Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 1 / Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. М., РПО 1998.

11.2 Основная литература


  1. Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия /Под ред.

  2. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., ЧеРо, 1999.

  3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Учебник. Психология внимания. 4-е изд., М.: МПСИ, 2007.

  4. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., АСТ: Астрель, 2008.

  5. Петухов В.В. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

  6. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во "Академия", 2002.



11.3 Дополнительная литература





  1. Гусев А.Н. Общая психология: в 7 т.: Учебник для студ. высш. уч. заведений /

  2. под ред. Б.С. Братуся/ Т. 2. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  3. Баддели А., Айзенк М., Андерсон М. Память. СПб.: Питер, 2011

  4. Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия. Ред-сост.: М.В.Фаликман и В.Ф.Спиридонов М. Ломоносовъ, 2011

  5. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.

  6. Фаликман М.В. Общая психология: Внимание. Учебник для ВУЗов 2-е изд. М.: Academia, 2010г

  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Мышление. СПб.: Питер, 1998.


    1. Справочники, словари, энциклопедии




    1. Программные средства




    1. Дистанционная поддержка дисциплины

Дистанционная поддержка дисциплины обеспечивается с помощью системы LMS


  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Проектор (для лекций или семинаров).



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница