Программа дисциплины «Новейшая мировая историография и историографическая критика»



Скачать 252.84 Kb.
Дата01.05.2016
Размер252.84 Kb.



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Новейшая мировая историография и историографическая критика» для направления 46.06.01 «Исторические науки и археология», профиль подготовки "Отечественная история"






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Факультет Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук



Программа дисциплины

«Новейшая мировая историография и историографическая критика»


для направления 46.06.01 "Исторические науки и археология", профиль подготовки "Отечественная история"

Автор программы: Анисимов Евгений Викторович,

Доктор исторических наук, профессор департамента истории

eanisimov@hse.ru

Утверждена на заседании Академического совета Аспирантской школы по историческим наукам


«13» октября 2014 г. (протокол № ____)

Академический директор Аспирантской школы М.Ф. Румянцева


Санкт-Петербург - 2014


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения разработчика программы.

1.Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта по направлению 46.06.01 «Исторические науки и археология», профиль подготовки «Отечественная история» и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и аспирантов направления подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология», профиль подготовки «Отечественная история».

Программа разработана в соответствии c:


  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология» (утвержден Ученым советом НИУ ВШЭ 28.11.2014 г. № 08);

  • Образовательной программой по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология», профиль подготовки «Отечественная история».

  • Учебным планом образовательной программы аспирантуры по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология», профиль подготовки «Отечественная история», утвержденным в 2014 г.

2.Цели освоения дисциплины


Учебная дисциплина «Новейшая мировая историография и историографическая критика» нацелена на ознакомление слушателей академической аспирантуры с новейшими достижениями историографии.

Практические задания, содержащиеся в курсе, позволяют аспирантам по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология», профиль подготовки «Отечественная история», приобрести исследовательские навыки в области исследования историографических идей.


3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины аспирант должен:
Знать:

  • Особенности подходов презентации, репрезентации различных исторических событий и периодов.

  • Проблемы историографии эпохи постмодерна.

Уметь:

  • Применять дискурс-анализ, биографический метод, а также анализ биоисториографии для изучения определенных периодов в истории России.

  • Использовать исторические особенности развития понятийного аппарата для анализа конкретных событий

Иметь навыки (приобрести опыт):

  • Использования современных методик изучения проблемной историографии;

  • Применения методики институционального подхода к историографии.



В результате изучения дисциплины аспирант осваивает следующие компетенции:


Компетенция
(указываются в соответствии с ОС НИУ ВШЭ)


Код по ОС НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Cпособность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях

УК-1

Составлена историографическая справка о выбранной тематике

Контрольная работа с рецензией на монографию, работа на семинарах

Cпособность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы

УК-2

Проявляет навыки выработки новых подходов и гипотез в отношении известных событий и результатам исследований

Работа на семинарах, участие в дискуссии

Cпособность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования

УК-3

Демонстрирует способности выбора соответствующих целям и задачам рассматриваемой проблематики исследовательских методов

Работа на семинарах, самостоятельная работа

Способность собирать, анализировать, обрабатывать и хранить данные в соответствии с общепринятыми научными и этическими стандартами

УК-4

Проявляет навыки составления историографической справки с применением основных характеристик источников по своей теме

Работа на семинарах, самостоятельная работа

Способность осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения

УК-5


Имеет закрепленные навыки по оформлению исследовательских вопросов в рамках выбранной теоретической области

Контрольная работа с рецензией на монографию, работа на семинарах

Способность проводить теоретические и экспериментальные исследования в области исторического познания, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных

технологий



ОПК-1

Умение обращаться с современными подписными базами данных и возможностями Интернета с целью поиска подходящих для своих исследовательских целей источников.

Контрольная работа с рецензией на монографию, работа на семинарах

Cпособность рефлексировать (эксплицировать) мировоззренческие, философские, парадигмальные основания исторического / гуманитарного знания

ПК-1

Проявляет уверенные навыки рефлексии в отношении изученных материалов в области исторического знания и материалов междисциплинарного характера

Работа на семинарах, участие в дискуссии

Способность увидеть (поставить) проблему и обосновать ее актуальность / вписать свое исследование в контекст современного исторического / гуманитарного знания

ПК-2

Способен выявить и продемонстрировать академической общественности актуальность собственного исследования

Контрольная работа с рецензией на монографию, работа на семинарах

Настоящая дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части по направлению подготовки 46.06.01 «Исторические науки и археология», профиль подготовки «Отечественная история».



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке текста диссертационного исследования.

4.Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Русь X-XI вв.




2

4

17

2

Древняя Русь. XII-XIV вв.




2

4

18

3

Рождение Московии




2

4

17

4

Московское царство XVI в.




2

4

18

5

Россия XVII века




2

4

17

6

Петр Великий и значение его реформ в Россия в первой четверти XVIII века




2

4

17

7

«Эпоха дворцовых переворотов» и становление русского дворянства




1

2




8

Реформы Екатерины Великой. Русская версия Просвещения.




2

2




9

Реформы Александра Первого и их судьба




2

2




10

Государственность застоя. Эпоха Николая I




2

2




11

Великие реформы




2

2




12

Политические преобразования в России в начале XX в.




2

2




13

Тоталитарный строй в СССР




2

2




14

Вторая мировая война: новые подходы




2

2




15

СССР второй половины XX в.




2

2







Итого

266

24

50

192

5.Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Полугодие Курс

Параметры

1,2 Полугодие




Текущий

Контрольная работа

1-й курс 2-е полугодие

Анализ выбранной монографии по теме диссертационного исследования

Итоговый

Экзамен

2-й курс 2-е полугодие

Кандидатский экзамен

6.Критерии оценки знаний, навыков


Критерии оценки работы на семинарах

  • Уровень владения знаниями:

  • современных тенденций развития историографии в России.

  • Умение:

  • структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы;

  • осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников;

  • критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа информации;

  • критически оценивать достигнутые в личной практической работе результаты.

  • Готовность к:

  • гибкому тактичному взаимодействию с другими студентами;

  • рефлексивной деятельности;

  • готовность к компромиссам для достижения результата.

  • Понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций.

  • Проявление самостоятельности в ситуации выбора и умение нести ответственность за принятое решение.

Набор критериев оценки работы на семинарах определяется конкретным видом деятельности (например, выступление студента, групповая работа студентов и т.д.). Максимальная оценка по каждому критерию - 10 баллов. Для выставления окончательной оценки за конкретный вид деятельности студента на семинаре необходимо определить сумму баллов по всем критериям, использованным для оценки работы студента, и разделить ее на количество критериев.
Критерии оценки контрольной работы

  • Глубина и полнота раскрытия сущности темы – 5 баллов.

  • Объективность изложения содержания первоисточников – 2 балла.

  • Умение структурировать проблемное пространство, структурная упорядоченность – 1 балл.

  • Логичность изложения - 1 балл.

  • Стиль и грамотность изложения - 1 балл.



Критерии оценки экзамена (итоговой (экзаменационной) письменной работы)

  • Глубина и полнота раскрытия сущности темы – 5 баллов.

  • Объективность изложения содержания первоисточника – 2 балла.

  • Умение структурировать проблемное пространство, структурная упорядоченность – 1 балл.

  • Логичность изложения - 1 балл.

  • Стиль и грамотность изложения - 1 балл.

7.Содержание дисциплины



Тема 1. (2 лекции) Русь X-XI вв.

- современный взгляд на понятие «феодализм»

- историография понятия «Киевская Русь»

- современная историография социальной организации Древней Руси


Вопросы к семинарскому занятию:

  1. содержание понятия «Киевская Русь» в историографии XX-XXI вв.

  2. содержание понятий «дружина», «бояре»

  3. применимость понятия «феодализм» к древнерусской истории

  4. содержание понятия «вече» в историографии XX-XXI вв.


Тема 2. (2 лекции) Древняя Русь. XII-XIV вв.

- источники по истории Древней Руси. Познавательные возможности источников

- пределы Древнерусской культуры

- современные взгляды на место Древней Руси в пространстве Европы западной Азии


Вопросы к семинарскому занятию:

  1. Феномен Новгорода в древнерусской истории

  2. Древняя Русь и Европа XIII в.: современные историографические взгляды

  3. Понятие «граница» применительно к Древней Руси XIII-XIV вв.

  4. Познавательные возможности древнерусских летописей: современные оценки


Тема 3. (2 лекции) Рождение Московии

- древнерусское наследие: Литва и Москва

- политическая культура Москвы и Дешт-и-кипчак

- вариативность средневековой культуры Руси XV в.

- Московское государство Ивана III
Вопросы к семинарскому занятию:


  1. Альтернативы политического развития древнерусских земель: современные оценки

  2. Вопрос о «Втором балканском влиянии» и исихазме в средневековой Руси

  3. «татарское» и «византийское»: компоненты средневековой культуры Руси?


Тема 4. (2 лекции) Московское царство XVI в.

- политическая история Москвы первой половины XVI в.

- внешняя политика Ивана IV и Европа

- проблема самодержавия

- спорные вопросы историографии Смутного времени

- политическая культура допетровского московского общества


Вопросы к семинарскому занятию:

11) современные оценки политической борьбы в Московском вел. княжестве середины XVI в.

2) понятие «опричнины»

3) Ливонская война или Балтийские войны: столкновение Москвы с Европой


Тема 5. Россия XVII века (2 лекции)

- спорные вопросы историографии Смутного времени

- проблема самодержавия

- политическая культура допетровского московского общества


Вопросы к семинарскому занятию:

1) Общественно-политическая мысль Смутного времени

2) Наследие Смуты: легитимность власти и «пороховая революция»

3) характер политической борьбы в Московском царстве второй половины XVII в.


Тема 6. Петр Великий и значение его реформ в Россия в первой четверти XVIII века (2 лекции)

- историография петровских реформ: комплиментарная и критическая историография 18 века и эволюция историографии в 19-20 веках

- проблема реформ для России: вестернизация или оригинальный путь развития? «Спуская с русским обычаем»

- Петр Великий и его самодержавие


Вопросы к семинарскому занятию:

1) Западники и славянофилы о Петре Великом

2) Возможны ли в России преобразования без насилия? Власть и народ при Петре

3) Патерналистическая концепция самодержавия по-Петру

4).Шведская модель с «русской особостью»: реформы и их образцы
Тема 7. Эпоха дворцовых переворотов» и становление русского дворянства
- особенности самодержавия после смерти Петра Великого

- 1730 год и попытка конституционной реформы

- стагнация или стабильность?: экономика России в середине 18 века
Вопросы к семинарскому занятию:


  1. Европейский дискурс корпоративного сознания дворянства и события начала 1730 г.

  2. Миф о «Бироновщине». Политическая элита и придворная среда

  3. Крепостническая экономика: успехи и перспективы


Тема 8. Реформы Екатерины Великой. Русская версия Просвещения

- Екатерина у власти: «самодержавие с человеческим лицом»

- Концепция «законной монархии» Екатерины

- Создание сословного строя и «нового рода людей»

- Имперские идеи и их реализация
Вопросы к семинарскому занятию:


  1. Круг идей Екатерины и их европейские источники

  2. Социальная политика Екатерины. Конструирование общества

  3. Главные направления имперской экспансии России и ее идеология


Тема 9. Реформы Александра Первого и их судьба

- Мир идей Александра I и их эволюция

- Феномен Сперанского и проект конституционной реформы

- Борьба с Наполеоном и ее последствия для имперской политики России

- Аракчеев и военные поселения: мечта о совершенной России
Вопросы к семинарскому занятию:


  1. Александровский либерализм и его истоки

  2. Почему Александр считал Россия непригодной для демократии?

  3. Идея общеевропейского мира под эгидой России



Тема 10. Государственность застоя. Эпоха Николая I

Принципы власти и личность Николая Первого

Идеи декабристов и Николай

Проекты реформ и их судьба. Феномен Киселева

Истоки Крымской войны

Вопросы:


Государственная концепция Николая. Триада Уварова

Экономика застоя. Последствия промышленной революции на Западе

«Жандарм Европы» и имперская политика времен Николая

Тема 11. Великие реформы
Реформы Александра II и русское общество

Внешняя политика и Великие реформы

«Освободительное движение в России» в современной мировой историографии
Вопросы к семинарскому занятию:


  1. - Подготовка крестьянской реформы 1861 г. Пути реализации законодательства по крестьянскому вопросу в 1860-1880-х гг.

  2. - Судебная реформа в России и общественная жизнь

  3. - Крымская война и русско-турецкая война 1877-1878 гг.: Российская империя во внешней политике 1850-1870-х гг.

  4. - Европейская общественно-политическая мысль и российское общество 1870-х гг.


Тема 12. Политические преобразования в России в начале XX в.

Современные направления исследования политической структуры российского общества начала ХХ в.

Элиты и антиэлиты в Российской империи

Методы исследования русских революций ХХ века

Октябрьский переворот в новейшей историографии
Вопросы к семинарскому занятию:


  1. Политические партии Российской империи: историография

  2. - Политическая эмиграция конца XIX – начала ХХ вв. и ее роль во внутренней политике России

  3. - Революция 1905-1907 гг. и крестьянский вопрос

  4. - Февральская революция: современные историографические оценки

  5. - Современные историографические оценки Октябрьского переворота и Гражданской войны в России



Тема 13. Тоталитарный строй в СССР

Понятие тоталитаризма в современной историографии

Тоталитаризм в СССР: государственное насилие и общественная поддержка

Становление и особенности тоталитаризма в СССР


Вопросы к семинарскому занятию:

  1. СССР, Италия и Германия в 1930-е гг.: возможность сравнения политических режимов

  2. - СССР 1930-х гг. на международной арене: Лига наций, гражданская война в Испании, переговоры с европейскими станами в 1938 г.

  3. - Политические репрессии в СССР: идеологическое обеспечение

  4. - ГУЛАГ в современной историографии



Тема 14. Вторая мировая война: новые подходы

Современные взгляды на характер участия СССР во Второй мировой войне

Вторая мировая война: оценки масштабов потерь

СССР и страны Альянса: формы сотрудничества во Второй мировой войне


Вопросы к семинарскому занятию:

  1. взгляды и оценки на вступление СССР во Вторую мировую войну

  2. - Международные конференции Второй мировой войны и СССР

  3. - СССР и Финляндия в 1939-1944 гг.

  4. - СССР и «польский вопрос»

  5. - Тоталитаризм и Вторая мировая война: Холокост, «репрессированные народы», послевоенные границы в Европе



Тема 15. СССР второй половины XX в.

Послевоенный СССР: транзит сталинского режима

Доктрина «ограниченного суверенитета»

Современные оценки внешней политики СССР 1960-1980-х гг.


Вопросы к семинарскому занятию:

  1. Характер советского тоталитаризма в 1945-1953 гг.

  2. - Транзит системы управления в СССР в 1952-1957 гг.

  3. - Оттепель в современной историографии

  4. - «Мягкий тоталитаризм» 1964-1981 гг. на международной арене



8.Образовательные технологии


При проведении обучения используется
9. Оценочные средства для текущего контроля и итоговой аттестации аспирантов по дисциплине

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



Текущий контроль осуществляется в течение первого семестра в виде контрольной работы, представляющей собой обзорный отчет о заседаниях семинара, проведенных в течение первого полугодия первого курса. Формой текущего контроля является домашнее задание, которое представляет собой анализ структуры научного доклада. В этом задании слушатель должен продемонстрировать умение соотносить заявленную цель исследования и подходы к определению бибилографической справки.
Итоговый контроль знаний осуществляется в виде экзамена в конце 2 полугодия и состоит из оценки за два отчета о прошедших семинарах. В отчетах слушатель должен представить анализ историографического контекста представленного исследования, исследовательский вопрос и его новизна, новизна в использовании и интерпретации выбранных исторических источников, привлечение кросс-дисциплинарной методологии для исторического исследования, значимость для соотвествующих историографических полей представленного исследования и его выводов.
Обе оценки: за текущий и итоговый контроль – фиксируются преподавателем, принимающим экзамен, в зачетной (экзаменационной) ведомости в соответствующие колонки, результирующая оценка является конечной оценкой по дисциплине.

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале, учитываются следующие аспекты.

  • Уровень владения знаниями:

  • современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях;

  • основных исследовательских конструкций к проведению исторических исследований;

  • современных тенденций развития рыночного хозяйства в России.

  • Умение:

  • выбирать и применять методы и результаты исследований;

  • структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы;

  • осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников;

  • критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа информации;

  • критически оценивать достигнутые в личной практической работе результаты.

  • Готовность к:

  • выявлению научных проблем и обоснованию их актуальности;

  • гибкому тактичному взаимодействию с другими аспирантами;

  • рефлексивной деятельности;

  • готовность к компромиссам для достижения результата.

  • Понимание и принятие специфики партнеров по диалогу, их интересов, позиций.

  • Проявление самостоятельности в ситуации выбора и умение нести ответственность за принятое решение.

Набор критериев оценки работы на семинарах определяется конкретным видом деятельности (например, выступление аспиранта, групповая работа аспирантов и т.д.). Максимальная оценка по каждому критерию - 10 баллов. Для выставления окончательной оценки за конкретный вид деятельности аспиранта на семинаре необходимо определить сумму баллов по всем критериям, использованным для оценки работы аспиранта, и разделить ее на количество критериев.
Итоговый контроль знаний осуществляется в виде экзамена в конце 2 модуля и состоит из двух частей:

Оценка аспирантов является накопительной.

Накопленная оценка (Онакопл.) учитывает результаты аспиранта по текущему контролю следующим образом:

Онакопл.= 0,5*Осеминарзанятия+ 0,5*Оконтрольная работа
где:

Осеминарзанятия - оценка за работу на семинарских занятия;

Оконтрольная работа - оценка за домашнее задание
Результирующая оценка по дисциплине выставляется по формуле:

Орезультир = 0,5· Оэкзамен + 0,5·Онакопл.
Округление результирующей оценки осуществляется преподавателем до целого числа в большую сторону (например, при набранной аспирантом итоговой оценки 5,6 ему будет выставлена итоговая оценка 6 баллов).

Оценки за текущий контроль аспирантам не округляются.



Тематика заданий текущего контроля
Вопросы для итоговой оценки качества освоения дисциплины

Итоговый контроль знаний аспирантов по дисциплине «Новейшая мировая историография и историографическая критика» проводится в форме кандидатского экзамена.


Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине для самопроверки аспирантов:


  1. Общественно-политическая мысль Смутного времени

  2. Наследие Смуты: легитимность власти и «пороховая революция»

  3. Характер политической борьбы в Московском царстве второй половины XVII в.

  4. Содержание понятия «Киевская Русь» в историографии XX-XXI вв.

  5. Содержание понятий «дружина», «бояре»

  6. Применимость понятия «феодализм» к древнерусской истории

  7. Содержание понятия «вече» в историографии XX-XXI вв.

  8. Современные оценки политической борьбы в Московском вел. княжестве середины XVI в.

  9. Понятие «опричнины»

  10. Ливонская война или Балтийские войны: столкновение Москвы с Европой

  11. Феномен Новгорода в древнерусской истории

  12. Древняя Русь и Европа XIII в.: современные историографические взгляды

  13. Понятие «граница» применительно к Древней Руси XIII-XIV вв.

  14. Познавательные возможности древнерусских летописей: современные оценки

  15. Альтернативы политического развития древнерусских земель: современные оценки

  16. Вопрос о «Втором балканском влиянии» и исихазме в средневековой Руси

  17. «Татарское» и «византийское»: компоненты средневековой культуры Руси

  18. Западники и славянофилы о Петре Великом

  19. Возможны ли в России преобразования без насилия? Власть и народ при Петре

  20. Патерналистическая концепция самодержавия по-Петру

  21. Шведская модель с «русской особостью»: реформы и их образцы

  22. Европейский дискурс корпоративного сознания дворянства и 1730 г.

  23. Миф о «Бироновщине». Политическая элита и придворная среда

  24. Крепостническая экономика 18 века : успехи и перспективы

  25. Круг идей Екатерины и их европейские источники

  26. Социальная политика Екатерины. Конструирование общества

  27. Главные направления имперской экспансии России и ее идеология Александровский либерализм и его истоки

  28. Почему Александр считал Россия непригодной для демократии?

  29. Идея общеевропейского мира под эгидой России

  30. Государственная концепция Николая. Триада Уварова

  31. Экономика застоя. Последствия промышленной революции на Западе для России

  32. «Жандарм Европы» и имперская политика времен Николая

  33. - Подготовка крестьянской реформы 1861 г. Пути реализации законодательства по крестьянскому вопросу в 1860-1880-х гг.

  34. Судебная реформа в России и общественная жизнь

  35. Крымская война и русско-турецкая война 1877-1878 гг.: Российская империя во внешней политике 1850-1870-х гг.

  36. Европейская общественно-политическая мысль и российское общество 1870-х гг.

  37. Политические партии Российской империи: историография

  38. Политическая эмиграция конца XIX – начала ХХ вв. и ее роль во внутренней политике России

  39. Революция 1905-1907 гг. и крестьянский вопрос

  40. Февральская революция: современные историографические оценки

  41. Современные историографические оценки Октябрьского переворота и Гражданской войны в России

  42. СССР, Италия и Германия в 1930-е гг.: возможность сравнения политических режимов

  43. СССР 1930-х гг. на международной арене: Лига наций, гражданская война в Испании, переговоры с европейскими станами в 1938 г.

  44. Политические репрессии в СССР: идеологическое обеспечение

  45. ГУЛАГ в современной историографии

  46. Взгляды и оценки на вступление СССР во Вторую мировую войну

  47. Международные конференции Второй мировой войны и СССР

  48. СССР и Финляндия в 1939-1944 гг.

  49. СССР и «польский вопрос»

  50. Тоталитаризм и Вторая мировая война: Холокост, «репрессированные народы», послевоенные границы в Европе

  51. Характер советского тоталитаризма в 1945-1953 гг.

  52. Транзит системы управления в СССР в 1952-1957 гг.

  53. Оттепель в современной историографии

  54. «Мягкий тоталитаризм» 1964-1981 гг. на международной арене



12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины



Обязательная литература


  1. Корзун В. П., Мамонтова М. А., Коновалова Н. А., Денисов Ю. П. Несколько лекций по методике историографического анализа. Современные исследовательские практики: учебное пособие. – Омск: Омский государственный университет, 2012. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: Университетская библиотека – http://biblioclub.ru).

  2. Кринко Е.В. Потери населения СССР в 1937-1945 году, масштабы и формы. Отечественная историография. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: Университетская библиотека – http://biblioclub.ru)

  3. Наумова, Г.Р.Историография истории России : Учеб. пособие для вузов / Г.Р. Наумова, А.Е. Шикло. – 4-е изд., стер . – М. : Изд. центр "Академия", 2011 .

  4. Сидоров А.В. Историография сегодня: миры историков, идей и читателей // Российская история,  № 1, 2012, C. 214-216. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: EastView – http://www.ebiblioteka.ru).

  5. Шепелева В. Б. Россия 1917–1920 гг. Проблема революционно-демократической альтернативы (вопросы теории, методологии, историографии). - Омск: Омский государственный университет, 2009. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: Университетская библиотека – http://biblioclub.ru).


Дополнительная литература


  1. Ватлин А.Ю. Немецкое антигитлеровское сопротивление в историографии СССР и России // Новая и новейшая история,  № 1, 2013, C. 155-165. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: EastView – http://www.ebiblioteka.ru).

  2. Жучков К.Б. Русско-французское противостояние в конце 1812 — начале 1813 гг. Проблемно-историографический очерк. – М.: «Новый хронограф», 2013. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: Университетская библиотека – http://biblioclub.ru).

  3. Кропачев С.А. От лжи к покаянию. Отечественная историография о масштабах репрессий и потерях СССР в 1937–1945 годах. - СПб: Алетейя, 2011. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: Университетская библиотека – http://biblioclub.ru).

  4. Сидоров А.В. Историография сегодня: миры историков, идей и читателей // Российская история,  № 1, 2012, C. 214-216. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: EastView – http://www.ebiblioteka.ru).

  5. Современные историографические исследования в России и Чехии / под ред. Пивовар Е.И. - СПб: Алетейя, 2014. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: Университетская библиотека – http://biblioclub.ru).

  6. Суник А.В. Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2010. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: Университетская библиотека – http://biblioclub.ru).

  7. Ужанков А.Н. Проблемы историографии и текстологии древнерусских памятников XIII-XVIII вв. - М.: Языки славянской культуры, 2009. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: Университетская библиотека – http://biblioclub.ru).

  8. Формозов А.А. Русские археологи в период тоталитаризма. Историографические очерки. М.: Знак, 2006. (доступ с компьютеров НИУ ВШЭ и извне по паролю, получаемому на основе читательского билета. Электронный ресурс: Университетская библиотека – http://biblioclub.ru).


13. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Ноутбук и проектор.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница