Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар кафедры местного самоуправления»



Скачать 172.9 Kb.
Дата16.11.2016
Размер172.9 Kb.


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики


Факультет государственного и муниципального управления



Программа дисциплины

«Научно-исследовательский семинар

кафедры местного самоуправления»

для направления


081100.68 «Государственное и муниципальное управление»
подготовки магистра

Авторы программы:

ординарный профессор НИУ ВШЭ С.Г. Кордонский (skordonsky@hse.ru),

профессор Ю.М. Плюснин (jplusnin@hse.ru),





Рекомендована секцией УМС

«Государственное и муниципальное управление»

Председатель

______________________ В.В. Киселева

«22» декабря 2011 г.


Одобрена на заседании кафедры местного самоуправления

Зав.кафедрой


____________________ С.Г. Кордонский

«21» декабря 2011 г.


Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления

Ученый секретарь
______________________ Л.М.Симонова

«31» января 2012 г.







Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Аннотация программы дисциплины



«Научно-исследовательский семинар кафедры местного самоуправления»
орд. проф. С.Г. Кордонский, проф. Ю.М. Плюснин
162 уч.ч. (4 ЗЕ) 64 часа семинарских занятий – 98 часов самостоятельной работы

2-й курс магистратуры

дисциплина профессионального цикла, блок М.3.1. Научно-исследовательская работа
Цель НИС – подготовка студентами 2-го года обучения исследовательских проектов по предметным областям их специализаций, в частности по вопросам муниципального управления и его экспертно-аналитического сопровождения.

Студенты магистратуры обучаются под руководством преподавателей участвовать в разработке исследовательских проектов по ГиМУ, основанных на предшествующих работах в семинаре. Данная программа является последней частью 2-годичного НИС в магистратуре; она направлена на совершенствование студентами уже полученных ими умений организации и ведения самостоятельной исследовательской работы, особенно в части полевого эмпирического исследования, а также навыков публичного выступления и презентации в рамках подготовки к защите магистерских диссертаций.

Формы работы на семинаре:

- освоение методологии полевого исследования,

- участие в таком полевом исследовании под руководством преподавателя,

- обработка и анализ результатов собственных эмпирических исследований,

- полевые «коллекторские» семинары по анализу и освоению собранного материала,

- «мозговые штурмы», включающие технологии «выращивания» научных текстов, их обсуждения в группе и презентации в форме научного доклада,

- проектные формы работы, завершающиеся подготовкой и защитой магистерской диссертации.

Результат реализации программы НИС: выработка компетенции исследовательской и проектно-аналитической работы, а также обеспечение методической поддержки процесса подготовки студентами магистерских диссертаций и комплекса сопутствующих материалов к защите.


Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра на магистерской программе «Государственное и муниципальное управление», изучающих дисциплины муниципального цикла.

Программа разработана в соответствии с:


  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ;

  • учебным планом университета по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»подготовки магистра на магистерской программе «Государственное и муниципальное управление».

Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар кафедры местного самоуправления» являются подготовка студентами 2-го года обучения магистерской программы по ГиМУ исследовательских проектов по предметным областям их специализаций, в частности по вопросам муниципального управления и его экспертно-аналитического сопровождения, итоговыми результатами чего являются подготовка и защита магистерских диссертаций.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Уметь = способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач получения представлений об организации управления на муниципальном уровне, уметь осуществлять экспертно-аналитические исследования по заданным проблемам;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) = организации научного исследования, обработки и анализа материалов, подготовки и написания научного текста, в том числе квалификационного (магистерской диссертации), приобрести опыт презентации и защиты его.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Научно-исследовательс-кой деятельности

ПК-20.

ПК-21.


ПК-22.

Владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований.

Владеть методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства.

Владеть методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности.


Семинарские занятия
Полевые семинары
Полевые исследования на базе муниципалитетов
Индивидуальное сопровождение преподавателем исследовательской работы каждого студента



Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла М.2., обеспечивающих профессиональную подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • М.2.В.В.01.2. Муниципальное управление и местное самоуправление

  • М.2.В.В.03.6. Самоорганизация местных обществ

  • М.2.В.В.02.1. Административно-территориальное деление России и рынки власти

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ПК-1, ПК-8

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).


Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семи нары

Практические занятия

1

Раздел 1. Методология и методы полевого социологического исследования проблем муниципального управления

48




18




30

2

Раздел 2. Организация и проведение полевых исследований системы управления в муниципальных образованиях

66




28




38

3

Раздел 3. Методология и процедуры анализа полевого материала и его представления в научном квалификационном тексте

48




18




30




Итого:

162




64




98

Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Период проведения

Формат работы

Объем, длительность

Проверяемые компетенции

Итоговый

Зачет

2 модуль

письменно

0.5 а.л.

ПК-13, ПК-14, ПК-20, ПК-21, ПК-22



Содержание дисциплины


Раздел 1. Методология и методы полевого социологического исследования проблем муниципального управления

Методология полевого (эмпирического) научного исследования в области социологии управления и публичного управления. Виды эмпирических полевых исследований.

Конкретные методы полевого исследования. Типы методов и многообразие конкретных методик. Техники создания и апробации новых методов для целей конкретного исследования.

Техники и процедуры полевого исследования. Трудности организации и проведения исследований. Факторы среды изучаемого объекта. Риски исследования.

Особенности описания и определения границ изучаемого объекта – муниципалитет, местное общество, институт местного самоуправления.

Рекомендуемая основная литература:


  1. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

  2. Квале С. Исследовательское интервью. – М., 2003.

  3. Кордонский С., Бардин В. О поиске информации в совокупностях текстов, репрезентирующих картины мира. – Вашингтон, РусГенПроект, 2010.

  4. Маннинг К.Д., Рагхаван П., Шютце Х. Введение в информационный поиск, М. Вильямс, 2011.

  5. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалёв Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. – Спб, 2009.

  6. Bailey, C. A Guide to Qualitative Field Research, 2nd ed. - Pine Forge Press, 2006.

  7. Creswell, J.W. Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. 2nd edition.– Sage Publication Ltd., 2009.

  8. Sunstein B.S., Chiseri-Strater E. FieldWorking. Reading and Writing Research /Second ed. –Boston, N.-Y.: Bedford/St.Martin’s, 2002.

  9. Gladwell M. Blink: the Power of Thinking without Thinking. N.Y., Boston, L.: Little, Brown and Company, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Елагина Е.Б. Первичные документы. – М.: Статус-Кво 97, 2006.

  2. Плюснин Ю.М. Пространственное поведение человека (методы проксемических исследований). – Новосибирск: ИФП СО РАН, 1990.

  3. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. С. 317–371.

  4. Anderson M.L., Taylor H.P. Sociology: The Essentials. – Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2009. – An Overview of Qualitative Research Methods. Direct Observatio, Interviews, Partitipations,, Immersion, and Focus Groups.



Раздел 2. Организация и проведение полевых исследований системы управления в муниципальных образованиях

Подготовка программы конкретного полевого исследования.

План-график исследования.

Описание и апробация методик исследования.

Проверочное или пилотное исследование и его проведение.

Организация эмпирического исследования. Предварительное описание объекта.

Осуществление эмпирического исследования с выездом на объект.

Полевые семинары по оценке и анализу собираемых материалов.

Обработка материалов в полевых условиях (на месте исследований).

Оценка качества собранных данных.



Рекомендуемая основная литература:

  1. Кордонский С.Г. Административно-территориальная структура России в «реальности» и «на самом деле». – М., 2009.

  2. Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008.

  3. Плюснин Ю.М., Кордонский С.Г., Скалон В.А. Муниципальная Россия: образ жизни и образ мыслей. Опыт феноменологического исследования. М: ЦПИ МСУ, 2009.

  4. Саак. А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Административно-территориальное устройство России. История и современность. – М.: Олма-Пресс, 2003.

  2. Крюкова Н.П. Документирование управленческой деятельности. М. ИНФРА-М, 2010.

  3. Плюснин Ю.М. Малые города России. М.: МОНФ, 2001.

  4. Смирнова Г.Н. Электронные системы управления документооборотом, М., 2004.

  5. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: Учеб.пособие для вузов. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

  6. Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. – М.: Новый хронограф, 2009.

  7. Усягин А.В. Политическое управление и его территориальные аспекты: российский опыт. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.

  8. Цуциев А.А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М.: Европа. 2006.

  9. Шишков М.К., Кормушин М.Ю. Вся Россия: соц.-экон.справ. – Интернет-каталог. - 2003-2009: http://www.terrus.ru/cgi- bin/allrussia/v3_filter.pl.

  10. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.



Раздел 3. Методология и процедуры анализа полевого материала и его представления в научном квалификационном тексте

Камеральная обработка и анализ данных.

Принципы статистического и качественного анализа. Ограничения.

Формы представления материалов для анализа.

Научные результаты и их презентация.

Подготовка текста научного исследования.

Подготовка научного доклада.

Презентация доклада.



Рекомендуемая основная литература:

  1. Гришин В.И., Кистанов В.В., Кистанова Н.С. Государственно-территориальное устройство России: Реформирование регионального уровня. – М.: Финансы и статистика, 2007.

  2. Захаров В.П. Информационно-поисковые системы: Учебно-метод. пособие. СПб., 2005.

  3. Зиновьев А.А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К. Маркса). – М.: ИФРАН. 2002.

  4. Кордонский С.Г. Веерные матрицы как инструмент построения онтологий. – Вашингтон, Издательство Юго-Восток, 2011. – Серия «Гитика Сайенс».

  5. Кордонский С.Г. Циклы деятельности и идеальные объекты. М.: Пантори, 2001.

  6. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения. – М.: Дашков и К, 2004.

  7. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. Изд-е 4. – М.: URSS, 2012.

  8. Шишков М.К. Территориальное устройство России: проблемы и перспективы. – Самара, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Белов А.Н., Белов А.А. Делопроизводство и документооборот. Учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

  3. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.

  4. Ле Гранд Дж., Проппер К., Смит С. Экономический анализ социальных проблем. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013.

  5. Социальная статистика. Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2001.

  6. Шюц А. Формирование понятия и теории в социальных науках // Щюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 1994.

  7. Milroy, L., Gordon, M.J., Gordon M. Sociolinguistics: Method and Interpretation. - John Wiley & Sons. 2003.


Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля студента

Тематика заданий текущего контроля


Текущий контроль осуществляется в процессе работы на семинарах для каждого студента в индивидуальном порядке и определяется темой его квалификационного исследования. Студент предоставляет в качестве выполненных заданий план полевого исследования, описание методик, ожидаемые результаты, полученные во время исследования материалы, структуру эмпирической части его будущей работы.

Критерии выставления оценки за текущий контроль


Студент, в соответствии с знаниями и компетенциями, на каждом семинаре и во время полевых семинаров демонстрирует знания и умения в области методики и техники проведения исследований. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Примеры заданий промежуточного /итогового контроля


Необходимым промежуточным контролем является детальный план структуры эмпирической части научного исследования, подготавливаемое по материалам конкретного полевого исследования студента. Принципиальная структура исследования соответствует элементам Положения о выпускной квалификационной работе студента ФГиМУ НИУ ВШЭ.

Задание итогового контроля – обработанные и обобщённые результаты собственного полевого исследования студента, представленные и защищённые во время зачёта. Защита является официальной предзащитой магистерской диссертации.


Критерии выставления оценки за промежуточный и итоговый контроль


Студент должен подготовить собственную исследовательскую работу в полном соответствии с требованиями положений ВШЭ и факультета ГиМУ, оформить до необходимого уровня требований и доложить (защитить) его на зачёте. Оценки за работу на промежуточному и итоговому контролю выставляются по 10-ти балльной шкале.

Образовательные технологии


Основные используемые в НИС образовательные технологии три:

(1) стандартные учебные семинары с групповой формой работы,

(2)  выездные полевые исследования, не менее 2, продолжительностью до 1 недели каждое, в рамках которых студенты участвуют в полевых «коллекторских» семинарах и получают навыки сбора и первичного анализа эмпирического материала,

(3) методические семинары по техникам и процедурам обработки и презентации результатов научного исследования.

Формы проведения контроля знаний: оценка всех этапов подготовки, написания и презентации исследования и его окончательной формы – определяются требованиями текущего исследования (план, описание методики, массив или база данных, описание материалов, презентация и т.п.). По результатам каждого из трёх этапов студент получает оценку.

Особенными образовательными технологиями являются:



  1. дискуссионный характер семинаров, на которых все студенты поделены на постоянные подгруппы для подготовки тем и ведения дискуссий по этим темам;

  2. реальный характер исследовательской и учебной работы во время выездов в муниципалитеты.

Зачёт проходит в форме публичной защиты научного доклада в соответствии со стандартами научной деятельности.

Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студента по активности при обсуждении тем семинаров и по процессу и результатам поискового исследования. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Каждый студент должен выступить не менее 3-х раз на семинарах и представить материалы собственного исследования. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,3*·Озачет + 0,3*·Отекущий + 0,4*·Осам. работа

Оценка за посещаемость лекций первого раздела составляет 0,1 от итоговой. Оценка за работу в семинарах – 0,4. Общая оценка за посещаемость занятий по дисциплине составляет 0,5 от максимальной оценки. Оценка за эссе составляет 0,2 балла.




Элемент контроля

Вес, Σ = 1,0

Работа в семинарах

0,30

Самостоятельная работа (исследование)

0.40

Зачет

0.30



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник


Для научного семинара нет базового учебника. В основе информационного и учебно-методического обеспечения НИС лежит персональный исследовательский опыт преподавателя, который он передаёт студентам непосредственно в условиях совместного проведения полевого эмпирического исследования.

Основная литература


В качестве основной литературы используются методические тексты социологического и социально-антропологического характера, например:

Гришин В.И., Кистанов В.В., Кистанова Н.С. Государственно-территориальное устройство России: Реформирование регионального уровня. – М.: Финансы и статистика, 2007.

Захаров В.П. Информационно-поисковые системы: Учебно-метод. пособие. СПб., 2005.

Зиновьев А.А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К. Маркса). – М.: ИФРАН. 2002.



Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.

Квале С. Исследовательское интервью. – М., 2003.

Кордонский С., Бардин В. О поиске информации в совокупностях текстов, репрезентирующих картины мира. – Вашингтон, РусГенПроект, 2010.

Кордонский С.Г. Административно-территориальная структура России в «реальности» и «на самом деле». – М., 2009.

Кордонский С.Г. Веерные матрицы как инструмент построения онтологий. – Вашингтон, Издательство Юго-Восток, 2011. – Серия «Гитика Сайенс».

Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008.

Кордонский С.Г. Циклы деятельности и идеальные объекты. М.: Пантори, 2001.

Маннинг К.Д., Рагхаван П., Шютце Х. Введение в информационный поиск, М. Вильямс, 2011

Плюснин Ю.М., Кордонский С.Г., Скалон В.А. Муниципальная Россия: образ жизни и образ мыслей. Опыт феноменологического исследования. М: ЦПИ МСУ, 2009.

Саак. А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

Симагин Ю.А. Территориальная организация населения. – М.: Дашков и К, 2004.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. Изд-е 4. – М.: URSS, 2012.

Шишков М.К. Территориальное устройство России: проблемы и перспективы. – Самара, 2009.

Штейнберг И., Шанин Т., Ковалёв Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. – Спб, 2009.

Bailey, C. A Guide to Qualitative Field Research, 2nd ed. - Pine Forge Press, 2006.

Creswell, J.W. Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. 2nd edition.– Sage Publication Ltd., 2009.

Gladwell M. Blink: the Power of Thinking without Thinking. N.Y., Boston, L.: Little, Brown and Company, 2005.

Sunstein B.S., Chiseri-Strater E. FieldWorking. Reading and Writing Research /Second ed. –Boston, N.-Y.: Bedford/St.Martin’s, 2002.



Дополнительная литература


Административно-территориальное устройство России. История и современность. – М.: Олма-Пресс, 2003.

Белов А.Н., Белов А.А. Делопроизводство и документооборот. Учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2005.



Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Глазычев В.Л. Город без границ. М.: Издательский дом «Территория будущего». 2011.

Глазычев В.Л. Провинциальная Россия. – М.: Новое издательство, 2003. http://www.glazychev.ru/books/glubinnaya_Rossia/.htm

Государственно-территориальное устройство России: Экономические и правовые основы /Отв.ред. А.Г. Гранберг, В.В. Кистанов. – М.: Дело, 2003.

Елагина Е.Б. Первичные документы. – М.: Статус-Кво 97, 2006.

Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.

Кордонский С.Г. Кристалл и кисель. М.: Три квадрата, 2002.

Кордонский С.Г. Россия - Поместная Федерация. М.: Европа, 2010.

Кордонский С.Г. Ресурсное государство. М.: Регнум, 2007.

Кордонский С.Г. Рынки власти. М.: ОГИ, 2006.

Крюкова Н.П. Документирование управленческой деятельности. М. ИНФРА-М, 2010.

Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и администаривно-территориальное устройство России. – М.: Дело, 2005.

Лаппо Г.М. Города России. – М.: Новый хронограф, 2012.

Ле Гранд Дж., Проппер К., Смит С. Экономический анализ социальных проблем. М.: Изд. дом ВШЭ, 2013.

Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2005.

Плюснин Ю.М. Малые города России. М.: МОНФ, 2001.

Плюснин Ю.М. Пространственное поведение человека (методы проксемических исследований). – Новосибирск: ИФП СО РАН, 1990.

Смирнова Г.Н. Электронные системы управления документооборотом, М., 2004.

Социальная статистика. Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2001.

Трейвиш А.И. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. – М.: Новый хронограф, 2009.

Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: Учеб.пособие для вузов. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006.

Усягин А.В. Политическое управление и его территориальные аспекты: российский опыт. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.

Цуциев А.А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М.: Европа. 2006.



Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. С. 317–371.

Шишков М.К., Кормушин М.Ю. Вся Россия: соц.-экон.справ. – Интернет-каталог. - 2003-2009: http://www.terrus.ru/cgi- bin/allrussia/v3_filter.pl.

Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.

Шюц А. Формирование понятия и теории в социальных науках // Щюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. М.: РОССПЭН, 1994.

Anderson M.L., Taylor H.P. Sociology: The Essentials. – Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2009. – An Overview of Qualitative Research Methods. Direct Observatio, Interviews, Partitipations,, Immersion, and Focus Groups.

Eibl-Eibesfeldt I. Human Ethology (Die Biologie des menschlichen Verhaltens). – N.E.: Aldine de Gruyter, 1989. – 3.2. Methods of Data Gathering, Observation and Description.

Milroy, L., Gordon, M.J., Gordon M. Sociolinguistics: Method and Interpretation. - John Wiley & Sons. 2003.

Salter F.K. On Genetic Interests: Family, Ethnicity, and Humanity in an Age of Mass Migration. Peter Lang: Frankfurt am Main, 2003.



Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения выездных семинаров и полевого исследования в рамках дисциплины муниципальный используется Угорский муниципальный стационар факультета ГиМУ в Костромской области.

Методической базой для работы являются электронная база данных Проектно-учебной лаборатории муниципального управления, в которой представлены материалы полевых исследований студентов факультета с 2006 года (более 1000 отчётов и дневников наблюдений), а также методический кабинет факультета ГМУ в качестве базы материально-технического обеспечения для работы с реферируемой научной литературой.



Используется проектор для презентации докладов на семинарах.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница