Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента»



Скачать 317.59 Kb.
Дата12.11.2016
Размер317.59 Kb.



Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента» направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента



Программа дисциплины


Стратегический менеджмент знаний и инноваций
для направления 080200.68 – «Менеджмент»

подготовки магистра

по программе «Стратегическое и корпоративное управление»

Авторы программы:

Бек Н.Н., к.э.н. доцент, nbek@hse.ru

Бек М.А. к.т.н. доцент, mbek@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры общего и стратегического

менеджмента «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой Н.Б. Филинов ________________________ [подпись]
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2012 г

Председатель ________________________ [подпись]


Утверждена УС факультета менеджмента «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь ________________________ [подпись]

Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

Резюме курса


Программа разработана c использованием материалов Инновационного образовательного проекта ГУ-ВШЭ. На рубеже ХХ – XXI веков инновации превратились в основную движущую силу развития мировой экономики. Современные исследования по теории инноваций и стратегическому менеджменту выявили тенденции к усилению роли знаний, конкуренции на основе знаний и инноваций в экономическом развитии компаний, отраслей и национальных экономик, в изменении границ, трансформации и образовании новых рынков (включая рынки ноу-хау). В условиях «новой экономики», глобализации и изменения границ рынков инновационные процессы преодолевают границы специализированных исследовательских и бизнес - организаций, которые становятся элементами стратегических сетей с увеличивающимся и быстро меняющимся составом участников из разных отраслей. Критически важным условием обеспечения конкурентоспособности отдельных организаций и стратегических сетей становится эффективное стратегическое управление инновационными процессами, трансфертом знаний и технологий.

Стратегический менеджмент знаний и инноваций является новым перспективным направлением менеджмента, носящим в значительной мере междисциплинарный характер. Он бурно развивается с использованием достижений в менеджменте, экономике, социологии и психологии. Об этом свидетельствует рост числа публикаций, приоритетных исследовательских и консультационных проектов, а также учебных программ по данному направлению. Изменения, которые происходят в экономике и общественной жизни России, ее интеграция в мировую экономическую систему требуют обучения менеджеров новым профессиональным знаниям и способностям. В первую очередь, важно развитие способности к стратегическому и инновационному мышлению, к восприятию, обмену и преобразованию знаний из различных областей и источников возникновения, к умению видеть перспективу и разрабатывать сценарии инновационного развития компании, устанавливать приоритеты, формировать проекты стратегического партнерства и разработки инноваций, претворять в жизнь инновационно -предпринимательские идеи, в том числе выдвинутые партнерами и пользователями.

Курс ориентирован на рассмотрение в системном единстве и взаимосвязанности основных концептуальных моделей стратегического менеджмента, управления инновациями и знаниями.

Является специальной профессиональной дисциплиной по выбору в программе магистратуры «Стратегическое и корпоративное управление», которая рассчитана на 1 модуль (3 семестр) 2-го года обучения и соответствует 4 кредитам.



2. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины «Стратегический менеджмент знаний и инноваций» устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200.68 – «Менеджмент», обучающихся по магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление» и изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент знаний и инноваций».

Программа разработана в соответствии



  • с Федеральными стандартами и стандартами НИУ ВШЭ, включая требования соответствия критериям EPAS, в том числе для учебных программ обязательных курсов уровня магистратуры;

  • с общей образовательной программой направления 080200.68 – «Менеджмент» подготовки магистров, обучающихся по магистерской программе «Стратегическое и корпоративное управление»;

  • рабочим учебным планом (РУП) университета и факультета менеджмента по направлению подготовки магистров специализации «Стратегическое и корпоративное управление», утвержденным в 2012/2013 гг.

3. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Стратегический менеджмент знаний и инноваций» являются:

- расширение теоретической базы междисциплинарных знаний в области инноваций, стратегии, управления знаниями


  • формирование навыков практического применения современных междисциплинарных подходов к исследованию и решению проблем стратегического управления инновационными процессами (во взаимосвязи с созданием и использованием необходимой для этого базы знаний в организациях, с развитием национальной инновационной системы).

  • получение современных знаний по современным концепциям и моделям стратегического управления, теории инноватики и менеджмента знаний

  • освоение подходов, интегрирующих положения теории стратегий, инноватики, знаний и трансферта технологий, эволюционной и ресурсной теорий фирмы

  • развитие способностей студентов к творческому, системному и стратегическому мышлению

  • приобретение знаний и навыков, необходимых для постановки и практического решения актуальных задач стратегического управления инновационным развитием организаций

  • освоение новых организационных форм и управленческих практик в области стратегического управления инновациями, формирования базы организационных знаний и трансферта технологий.

  • обеспечение профессионального взаимопонимания в международном контексте со специалистами, исследователями и практиками в области инновационных стратегий и моделей управления знаниями в компании.

    4. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать:

    - классические и современные концепции инноватики, динамических способностей, знаний, инновационных и знаниевых стратегий

    - содержание и характеристики глобальных тенденций и факторов, влияющих на инновационное развитие экономики и компаний

    - основные понятия, характеристики и инновации, их виды и вклад в конкурентные преимущества компаний


  • структуру и основные элементы моделей открытых инноваций, подрывных технологий, инновационных бизнес-моделей, управления знаниями

  • методы стратегического анализа, организации и управления инновационными процессами в условиях неопределенности и высоких темпов изменений;

  • уметь:

    - проводить сравнительный анализ и использовать результаты фундаментальных и прикладных исследований в области стратегического менеджмента, управления знаниями и инновациями с позиции изменений, обусловленных переходом к экономике знаний и «сетевой» экономике, представлять выводы в форме презентаций

    - преодолевать междисциплинарные барьеры и интегрировать разные концептуальные подходы;



  • иметь навыки (приобрести опыт)

- использования техник и инструментов стратегического анализа, обоснования и выбора инновационных и знаниевых стратегий

    - работы с анализом зарубежных и отечественных исследований и интернет - информации по изучаемой проблематике

В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции:

Компетенция

Код по

ФГОС/НИУ NC/NRU-HSE Code



Дескрипторы – основные признаки освоения, показатели достижения результата

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

СК-М4

Имеет целостное понимание инновационного потенциала бизнеса, тенденций и факторов, влияющих на конкуренцию и инновационное развитие, стратегического и системного мышления

Лекции и интерактивные семинары

Способность предлагать концепции, модели, изобретать и апробировать модели стратегического управления инновациями и знаниями

СК-М2

Может разрабатывать и внедрять модели и методы стратегического анализа и выбора в области инновационных и знаниевых стратегий

Генерация идей и их презентация; мозговой штурм, презентация идей


Способность организовывать научную деятельность и исследования по стратегическому анализу и формированию инновационных и знаниевых стратегий

IC-M1.2 (M)

Владеет навыками ведения исследований и реализации научных проектов


Мозговой штурм, презентация идей

Разработка и презентация исследований




Знать модели поведения экономических агентов и рынков.

Знать основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов стратегического управления инновациями



М.1/ PC 4, ПК-5


Владеет базовыми навыками обоснования инновационных стратегических решений в условиях неопределенности и динамичности рыночной среды

Lectures, interactive seminars, case analysis, подготовка и презентация реферата

5. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для магистерской программы «Стратегическое и корпоративное управление» настоящая дисциплина является дисциплиной специализации по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в результате изучения следующих дисциплин:


  • Модели бизнеса и методы стратегического менеджмента

  • Экономика стратегии

  • Системный и процессный подходы в менеджменте

  • Инновационный менеджмент (уровень бакалавриата)

  • Теория и экономика фирмы (уровень бакалавриата)

  • Методология научных исследований

    Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знания теории стейкхолдеров

  • знания моделей и методов стратегического менеджмента, методов исследования и механизмов управления.

  • знания современных концепций теории фирмы, рынков и конкуренции

  • способности интегрировать новые знания и знания смежных дисциплин в менеджериальную практику

  • способности понимать и использовать результаты научных исследований и умений по работе с аналитическими и статистическими данными о состоянии и развитии рынков и компаний

    Основные положения дисциплины используются при изучении специальных дисциплин и научных семинаров по программе, а также при выполнении диссертационных исследований в области стратегического менеджмента:

  • Модели стратегических изменений

  • Эволюция стратегического менеджмента

  • Научный семинар «Методы моделирования будущего».

  • Диссертационные исследования в области стратегического менеджмента стратегического менеджмента, управления знаниями и инновациями.

    8. Тематический план учебной дисциплины «Стратегический менеджмент знаний и инноваций»



№ п/п



Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа



Лекции

Научные семинары и практич. занятия

1

Стратегическое управление развитием предприятий на основе знаний и инноваций

14

4




10

2

Инновации, знания и стратегии: теоретические концепции

18

4

4

10

3

Концепция динамических способностей. Инновационные бизнес-модели

14

4




10

4

Инновации и знания как источники конкурентных преимуществ и динамических способностей компании

16

2

4

10

5

Инновации, технологии и стратегии: типология и взаимосвязи

18

4

4

10

6

Модели инновационных процессов. Диффузия инноваций. Модели открытых инноваций

18

4

4

10

7

Модели создания организационных знаний

12

2

2

8

8

Инновационные стратегические сети

10

2




8

9

Инновационные программы и проекты

14

4

2

8

10

Организация инновационных процессов. Инновационные и практические сообщества по трансферту и обмену знаниями

10

2




8

1.

Итого по курсу

144

32

20

92

7. Формы контроля знаний студентов

Вид контроля

Форма контроля

Модули

Параметры

Текущий

Посещение лекций, семинаров и практических занятий

1-2

Участие в дискуссиях, выполнение аудиторных заданий, презентация материалов реферата

Реферат


2

сравнительный анализ концепций по стратегическому

Итоговый

Зачет


2




7.1 Критерии оценки знаний, навыков

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-балльной шкале, 4 балла – минимальная результирующая оценка за курс.

Студенты обязаны посещать все лекции и семинары, изучить до начала занятия рекомендуемую литературу и методические материалы, участвовать в дискуссиях.

Текущий контроль учитывает активность студента в аудитории, качественный сравнительный анализ исследований и перевод статьи в реферате.

Реферат. Студент должен продемонстрировать понимание современных постановок задач, а также навыки самостоятельного анализа исследований зарубежных авторов.

Итоговый контроль знаний - в форме зачета во втором модуле, который состоит в презентации и ответе на теоретические вопросы по теме реферата. Студент должен продемонстрировать понимание современных моделей и постановок задач в области инновационных стратегий, динамических способностей и знаний.

8. Содержание дисциплины

Курс ориентирован на изучение концептуальных моделей стратегического управления инновациями (концепции динамических способностей и сетевых стратегий, стратегий в условиях неопределенности, инновационных бизнес- моделей, модели открытых инноваций и подрывных технологий); основных тенденций в изменении содержания инновационных процессов, стратегий и моделей создания и использования знаний; последних исследований и передовых практик в области стратегического управления знаниями и инновациями.


Тема 1. Стратегическое управление развитием организаций на основе знаний и инноваций

Стратегическая роль инноваций, технологий и знаний в развитии компаний. Стратегический и инновационный аспекты управления развитием организаций. Понятия инновация, новшество, технология, знания. Источники, компоненты, категории и отличительные признаки инноваций. Виды инноваций. Инновационные процессы и инновационная деятельность. Уровни управления инновационными процессами. Понятие о национальной инновационной системе, инновационных сетях и кластерах.

Основная литература

  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012

  2. The Oxford handbook of innovation/ Ed. by Fagerberg J. and al.( 2005) Oxford University Press, Introduction

  3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями (2010). Под ред. Мильнера Б. З. М.: ИНФРА-М, гл 1, 3, 5

  4. Oslo Manual, Thid Ed. OECD, 2005 гл 2, 3

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

  1. Бек М., Бек Н. (2012) Инновационное развитие России: результаты межстрановых сопоставлений. Ж.Менеджмент инноваций №3 (19)

  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, М.: Центр исследований постиндустриального общества, 1999, с. 11-187.

  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  4. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002

  5. Янсен Ф. Эпоха инноваций. Пер. с англ. М.: Инфра-М,2002

  6. Drucker P. The Discipline of Innovation // Harvard Business Review. 2002 aug.

  7. Grant R. (2003) The Knowledge Based View of the Firm // The Oxford handbook of strategy: 2 volume set / Ed. by Faulkner D., Campbell A. Oxford: Oxford University Press

  8. Tidd Joe, Bessant John, Pavitt Keith (1997), Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons

  9. Hippel, Eric von ( 2005) Democratizing Innovation. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts,

Тема 2. Инновации, знания и стратегии: теоретические концепции

Истоки теории инноваций. Волновая теория инноваций. Вклад В. Кондратьева, Г.Менша, К.Фримена. Концепция «креативного разрушения» Й.Шумпетера. Циклы инновационного развития. Положения и концепции современной теории инноватики. Эволюция управленческих подходов. Знания как стратегический актив организации. Эволюция концептуальных положений по стратегическому управлению инновациями и знанием: классическая школа; эволюционная, ресурсная и основанная на знании теории фирмы; концепция парадоксального подхода к стратегическому выбору, сетевые взаимодействия. Новые междисциплинарные подходы к теориям инноваций и стратегий.



Основная литература

  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М. ВШЭ, 2012

  2. The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. и др.  Oxford University Press, Introduction

  3. Нонака И., Такеучи Х. Компания-создатель знания. Пер с англ. М.: Олимп-бизнес, 2003 гл 2, 3

  4. Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э.(2003) Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Вестник Санкт-Петербургского Университета, вып 4

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

  1. Катькало В.С. (2006) Эволюция теории стратегического управления. С-Пб; ИД СПГУ

  2. Иванова Н.И. (2001) Инновационная сфера: итоги столетия. Ж. Мировая экономика и международные отношения, , № 8.

  3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.

  4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982.

  5. Хамел Г., Прахалад К., О, Нил Г.Томас, Д.. Стратегическая гибкость. Пер. с англ. С-Пб.: Питер, 2005

  6. Grant, R.M.1996, Toward a knowledge-based theory of the firm, Strategic Management Journal, vol 17:109-122

  7. Eisenhardt K. M., Santos F. M., (2000). Knowledge-based view: A new Theory of Strategy? Handbook of strategy and management, Sage publications

  8. Freeman, Chris and Soete, Luc. The Economics of Industrial Innovation, (3rd Ed), Pinter, London, 1997

  9. Sanchez R. (2004). Understanding competence-based management: Identifying and managing five modes of competence. Journal of Business Research. Vol (Year): 57 (2004), 5: 518-532

  10. Tidd J, Bessant J, Pavitt K (1997), Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons

Тема 3. Концепция динамических способностей. Инновационные бизнес-модели

Концепция динамических способностей и инновационный потенциал компании. Структура инновационного потенциала компании. Влияние на инновационный потенциал специфических активов и траекторий эволюционного развития организации. Технологическая гибкость и адсорбционные способности компании.



Основная литература

  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М. ВШЭ, 2012

  2. Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. (2003)Динамические способности фирмы и стратегическое управление. Вестник Санкт-Петербургского Университета, вып 4

  3. Катькало В.С. (2006)Эволюция теории стратегического управления. С-Пб: ИД СПБГУ

  4. Чесбро Г. (2008) Открытые бизнес-модели; пер. с англ. М.: Поколение

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

  1. Болдуин К., Кларк К. Управление в век модульности // Построение цепочки создания стоимости. М: Альпина Бизнес Букс, 2007: 9-34

  2. Никитин Л.Л. Модели бизнеса наукоемких компаний: структура и взаимосвязи элементов. Автореферат дисс. на соискание ученой степени к.э.н. ГУ-ВШЭ, 2010

  3. Управление высокотехнологичным бизнесом. Классика HBR. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

  4. Chesbrough H. Business Model Innovation: Opportunities and Barriers. Long Range Planning , 2009

  5. Eisenhardt K.M., Martin J.A.2000. Dynamic What are they? Strategic Management Journal, 21(10-11): 1105-1121

  6. Helfat C.E., Peteraf M.A. 2003.The dynamic resource-based view: Capability lifecycles. Strategic Management Journal, 24(10): 997-1010

  7. New Economy handbook (2003)/ / Ed. by Jones D. Amsterdam: Academic Press: Elsevier.

  8. Spender J. (1996). Making knowledge the basis of a dynamic theory of the firm. Strategic Management Journal,17: 45-62

  9. Subba Narasimha P.N. Strategy in turbulent environments: the role of dynamic competence Managerial and Decision Economics Volume 22, Issue 4, June - August 2001, Pages: 201-212

  10. Williamson P. Strategy Innovation. (2003) //The Oxford handbook of strategy: 2 volume set  Ed. by Faulkner D., Campbell A.

  11. Winter S.G. 2003. Understanding dynamic capabilities. Strategic Management Journal, 24(10): 991-995

Тема 4. Инновации и знания как источники конкурентных преимуществ и динамических способностей компании

Инновации как источники устойчивого конкурентного преимущества компании и создаваемых ею ценностей. Внутренние и внешние факторы обеспечения устойчивости конкурентного преимущества компании. Рынки ноу-хау. Архитектура организационных компетенций. Факторы и условия успеха и провала инноваций.



Основная литература

  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М. ВШЭ, 2012

  2. The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J.  Oxford University Press Сh 20

  3. Тис Д.Дж. (2009) Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании. Российский журнал менеджмента, № 4

  4. Г. Хамел и К. Прахалад. Конкурируя за будущее. Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес,2002

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

  1. Бек М., Бек Н. (2010)Управление инновационным развитием высокотехнологичных отраслей промышленности России: стратегические проблемы (на примере аэрокосмической промышленности) // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: Сб. науч. тр. Вып 2., М.: ГУ-ВШЭ,. №2, с.171—178.

  2. Чесборо Г. (2007) Открытые инновации. Пер. с англ., М.: Поколение,

  3. Баркер А. (2003)Алхимия инноваций. Пер. с англ. М.: Вершина, с.49-72.

  4. Кристенсен К.М. (2004) Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс

  5. Прахалад К.К., Рамасвами В. (2006)Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. Пер. с англ. М.: Олимп Бизнес

  6. Тис Д.Дж. (2004) Получение экономических выгод от знаний как активов. Российский журнал менеджмента, №1

  7. Уотермен Р. (1988) Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. Пер. с англ., М.: Прогресс

  8. Хамел, Г. Прахалад, К., О, Нил Г. Томас, Д.(2005) Стратегическая гибкость. Пер. с англ. С-Пб.: Питер

  9. Tidd J, Bessant J, Pavitt K (1997), Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons с.23-48. с.57-100

  10. Ferlie E., Fitzgerald L., Wood M., Hawkins C. (2005). The Nonspread of Innovation: the Mediating Role of Professionals // Academy of Management Journal, vol. 48. N. 1 p. 117-134

  11. Hippel, Eric von. (2005). Democratizing Innovation. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts

  12. Lamberg J. –A., Tikkanen H., Nokelainen T., Inkeroinen H. S. (2009). Competitive dynamics, strategic consistency, and organizational survival Strategic management Journal, Vol 30 jan:45-60

  13. Tsai, W. and Ghoshal S.(1998). Social capital and value creation: The role of intrafirm networks. Academy of Management Journal, 41(4): 464-477

Тема 5. Инновации, технологии и стратегии: типология и взаимосвязи

Факторы, определяющие инновационное и стратегическое поведение организации. «Социология» инноваций и технологическая конкуренция. Вклад продуктовых, процессных и производственных инноваций в реализацию конкурентных стратегий компании. Роль управленческих, организационных и социальных инноваций. Инновационные и технологические стратегии: сущность и виды стратегий. Стратегии в условиях неопределенности внешней среды. Стратегия голубого океана. Стратегии кайзен. Комбинация стратегий: японские стратегии Каиша.



Основная литература

  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012

  2. The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. Oxford University Press, ch 10,12

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

        1. Управление высокотехнологичным бизнесом. Классика HBR. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

        2. W. Chan Kim, Renee Mauborgne (2005) Blue Ocean Strategy. HB School Press.(Перевод: В.Ким Чан, Рене Моборн (2010). Стратегия голубого океана. М: Манн Иванов и Фарбер)

        3. Ashish Sood and Gerard J. Tellis. (2005). Technological Evolution and Radical Innovation // Journal of Marketing, vol.69 p. 152-168

        4. Beinhocker E. D., (1999) Robust Adaptive Strategy. Sloan Management Review, Spring.

        5. Kaplan S. and Beinhocker E. D (2003) The Real Value of Strategic Planning, Sloan Management Review, Winter.

        6. Burgelman R. A. and Grove A. S. (2007) Let Chaos Reign, Then Rein in Chaos—Repeatedly: Managing Strategic Dynamics for Corporate Longevity, Strategic Management, 28: 965

        7. Doz Yves and Mikko Kosonen (2008) How agile is your strategy process? Strategy Magazine, Issue 15 March

        8. Durand Thomas, Probert David and other (2004). Bringing Technology and Innovation into the Boardroom. Strategy, Innovation for Technology and Innovation Management. Palgrave Macmillan

        9. Hippel, Eric von. (2005). Democratizing Innovation. The MIT Press, Cambridge, Massachusetts

        10. Joe Tidd, John Bessant, Keith Pavitt (1997). Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons, p. 57-100

        11. Luehrman T. A (1998) Strategy as a Portfolio of Real Options, Harvard Business Review, Sep 01

        12. Smothers N. P. (1990) Patterns of Japanese Strategy: Strategic Combinations of Strategies. Strategic Management Journal, Vol. 11, No. 7. (Nov. - Dec.,), pp. 521-533

        13. Pirolo L., Presutti M. (2007)Towards a dynamic knowledge-based approach to the innovation process: an empirical investigation on social capital inside an industrial cluster. International Journal of Learning and Intellectual Capital - Vol. 4, No.1/2

        14. Имаи М. Кайдзен (2004). М.: Приоритет

        15. Коленсо М. (2002) Стратегия кайзен для успешных перемен в организации. Пер. с англ., М.: Инфра-М, с.17-25

Тема 6. Модели инновационных процессов. Диффузия инноваций. Открытая модель инноваций

Линейная и системная модели инновационного процесса. Открытая и закрытая модели инноваций. Экономические (Й.Шумпетер) и социальные (Е.Роджерс) подходы к диффузии инноваций. Классические модели диффузии инноваций и их развитие.

Особенности инновационных стратегических задач и решений. Факторы скорости, неопределенности, рисков. Стратегический выбор технологий. Взаимосвязь с выбором бизнес-модели. Модели формирования инновационных и технологических стратегий.

Основная литература


  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М. : ВШЭ, 2012

  2. The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. и др.  Oxford University Press ch. 4, 17

  3. Чесборо Генри. Открытые инновации. Пер. с англ., М.: Поколение, 2007

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

  1. Альтшуллер Г. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач Петрозаводск: Скандинавия: Фонд Г. С. Альтшуллера, 2004

  2. Бек Н.Н. Тихомирова А. В.(2011)Новый подход к стратегии инноваций в современных условиях (русский)//Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования: Сб. науч. тр. Вып. 3: М.: ИД ВШЭ, с. 242-257

  3. Кристенсен К.М., Овердорф М. (2004) Организационный ответ вызову «подрывных» технологий. Российский журнал менеджмента, т 2

  4. Месси Д., Квинтас П., Уилд Д. (1999) Линейная модель инноваций: за и против // Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций. М.: АНХ

  5. Робертсон, Т. Гатиньон, Ю. (2001)Влияние конкуренции на распространение технологий// Классика маркетинга, С-Пб

  6. Чезборо Г. (2004) Логика открытых инноваций: новый подход к управлению интеллектуальной собственностью. Российский журнал менеджмента, том 2. №4

  7. Durand T., Probert D. and other (2004). Bringing Technology and Innovation into the Boardroom. Strategy, Innovation for Technology and Innovation Management. Palgrave Macmillan

  8. Tidd J., Bessant J., Pavitt K. (1997), Managing Innovation. Integrating Technological, Market and Organizational Change. - Chichester: John Wiley & Sons, р.57-100

  9. Hippel, Eric von. (2005) Democratizing Innovation. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts

  10. Lichtenthaler, U. (2008) Open innovation in practice: An analysis of strategic approaches to technology transactions, IEEE Transactions on Engineering Management, 55(1): 148–157.

  11. Rogers E.(1995)The Diffusion of Innovations. N.Y.: Free Press

  12. Williamson P. (2003) Strategy Innovation //The Oxford handbook of strategy: 2 volume set  Ed. by Faulkner D., Campbell A.

Тема 7. Знаниевые стратегии. Модели создания организационных знаний

Категории знания. Организационные и стратегические знания. Стратегии создания знаний и управления знаниями в организации. Спираль знания. Модель SECI создания организационного знания Нонака и Такеучи. Трансферт и преобразование знаний. Модель преобразования знаний в инновации. Влияние природы организационных знаний, организационной культуры и структуры отрасли. Роль формальных и неформальных сетей, трансферта знаний и абсорбционных способностей.



Основная литература

  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012

  2. Когут Б., Зандер У. Знания фирмы, комбинационные способности и репликация технологии. Российский журнал менеджмента, 2004 №1

  3. Нонака И., Такеучи Х. Компания-создатель знания. Пер с англ. М.: Олимп-бизнес, 2003, гл 2,3

  4. Управление знаниями. Хрестоматия. Пер. с англ. С-Пб.: ИД СПб ГУ, 2009. Введение, статьи М. Зак

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

  1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями (2010). Под ред. Мильнера Б. З. М.: ИНФРА-М

  2. Мильнер М.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. (2006)Управление знаниями в корпорациях. М.: Дело

  3. Коулопоулос Т.М., Фраппаоло К. (2008)Управление знаниями. М.: ЭКСМО

  4. Grant R. The Knowledge Based View of the Firm // The Oxford handbook of strategy: 2 volume set  (2003)/ Ed. by Faulkner D., Campbell A. Oxford: Oxford University Press

  5. Galunic, D. C., and Rodan, S. (1998) Resource re-combinations in the firm: Knowledge structures and the potential for Schumpeterian innovation. Strategic Management Journal, 19: 1193-1201

  6. Cohen, W.M. and D.A. Levinthal (1990). Absorptive capacity: a new perspective on learning and innovation. Administrative Science Quarterly 35. p. 128-152.

  7. Zahra, Shaker. A. & Gerard George (2002) Absorptive Capacity: a review, reconceptualization, and extension. Academy of Management Review, 27(2): 185-203

  8. Detelina Marinova. (2004) Actualizing Innovation effort: The Impact of Market Knowledge Diffusion in a Dynamic System of Competition // Journal of Marketing, vol.68. p. 1-20

  9. King A.W., Zeithaml C.P. (2003) Measuring organizational knowledge: A conceptual and methodological framework. Strategic management Journal, аug. Vol. 24 - P. 763-781.

  10. Zack M.N.(2000)Developing a Knowledge Strategy.California Management Review, 41(3): 125-145

Тема 8. Инновационные стратегические сети

Типология инновационных систем и сетей. Инновационные сети и кластеры. Стратегические инновационные альянсы и партнерства. Международные сети. Сети как знания.



Основная литература

  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012

  2. The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. и др.  Oxford University Press ch. 3,7

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

  1. Сетевой бизнес и кластерные технологии (2011). Под ред. Третьяка В.П. и Шерешевой М.Ю. М.: ВШЭ

  2. Gulati, R.(1998) Alliances and networks. Strategic Management Journal, 19(4): 293-317

  3. Gibbons Deborah E. (2004). Network Structure and Innovation Ambiguity Effects on Diffusion in Dynamic Organizational Fields // Academy of Management vol. 47. N. 6 : 938-951

  4. Inkpen, A.C. (1996). Creating knowledge through collaboration. California Management Review, 39(1): 123-139

  5. Kogut, B. (2000) The Network as Knowledge: Generative Rules and the Emergence of Structure, Strategic Management Journal 21: 405-425.

  6. Marcus Matthias Keupp, Oliver Gassmann (2009) Determinants and archetype users of open innovation. R&D Management, Volume 39 Issue 4, Sep.:331-341

Тема 9. Инновационные программы и проекты

Инновационные программы и проекты как способы реализации инновационных и технологических стратегий. Типология и особенности. Особенности управления реализацией крупных научно-технических мега-проектов и проектов стратегического партнерства. Особенности и эволюция моделей: stage-gate process (Cooper and Kleinschmidt), «Alpha/Beta Ship», Time to Market, Time to Profit. Модели разработки и управления выполнением инновационного проекта: сущность, задачи, используемые методы, критерии соответствия стратегии, база знаний и процедуры управления.



Основная литература

  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012

  2. Чесборо Генри (2007) Открытые инновации. Пер. с англ., М.: Поколение

  3. Баркер А. (2003) Алхимия инноваций. Пер. с англ. М.: Вершина

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

  1. Купер Р. Разработка новых товаров // Маркетинг. Энциклопедия. / Под ред. М. Бейкера / Пер. с англ.- С-Пб.: Питер, 2002, с. 434-453

  2. Пиллар Карбонелл-Фолкю, Хозе Л. Мунуэра-Алеман, Ана И. Родригес-Эскудеро (2004) Критерии принятия решения о продолжении/прекращении проекта при разработке успешных инновационных продуктов. // Маркетинг-дайджест, № 3, стр. 2-18

  3. Арчибальд Р. Д. (2002) Управление высокотехнологичными программами и проектами. Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, гл.1 ,2

  4. Ферн, Эд. Дж. (1999)Управление проектами Time to Profit: Руководство для менеджеров проектов разработки новой продукции. М.

  5. Cooper, R. and Edgett S. (2008) Maximizing Productivity in Product Innovation. Research-Technology Management, march-april, pp. 47-58.

  6. Cooper, Robert G. (2009) How Companies are Reinventing Their Idea-to-Launch Methodologies. Research-Technology Management, Vol. 52, N 2, march-april, pp. 47-57.

  7. Durand Thomas, Probert David and other (2004). Bringing Technology and Innovation into the Boardroom. Strategy, Innovation for Technology and Innovation Management. Palgrave Macmillan

  1. Ndlela, L. T. & du Toit, A. S. A. (2001) Establishing a knowledge management programme for competitive advantage in an enterprise, International Journal of Information Management, vol. 21

  2. Tidd J. Hsieh K.-N. (2012) Open veversus closed new service developmen: The influences of project novelty, aug. http://www.journals.elsevier.com/technovation/recent-articles/

Тема.10 Организация инновационных процессов. Инновационные и практические сообщества по трансферту и обмену знаниями

Интеграция целевого и процессного подхода к управлению инновациями. Организация управления инновационной деятельностью компании: особенности, внутренний и внешний аспекты, новые управленческие модели. Влияние типа инновационных стратегий на организационные решения. Новые инновационные организационные формы. Инновационные и практические сообщества создания и использования знаний и компетенций, их вклад в создание ценности. Концепция практического сообщества. Опыт функционирования практических сообществ в крупных зарубежных компаниях и организациях.



Основная литература

  1. Бек Н.Н., Бек М.А. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012

  2. The Oxford handbook of innovation (2005) / Ed. by Fagerberg J. и др.  Oxford University Press ch. 2,5

  3. Hippel, Eric von. (2005) Democratizing Innovation. The MIT Press. Cambridge, Massachusetts, Сhapter 7

Дополнительная литература и литература для самостоятельного изучения по теме

  1. Альтшуллер Г. (2004) Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. Петрозаводск: Скандинавия: Фонд Г. С. Альтшуллера 

  2. Баркер А. (2003) Алхимия инноваций. Пер. с англ. М.: Вершина, с.73-93, 172-193.

  3. Нонака И., Такеучи Х.. (2003) Компания-создатель знания. Пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, гл.5,6,7

  4. Fichter K. (2009) Innovation communities: the role of networks of promotors in Open Innovation. R&DManagement, Vol.9 Issue 4 (Sep) : 357-371

  5. Wenger E. and Snyder W. (2000) Communities of Practice: The Organizational Frontier, Harvard Business Review: 78(1): 139-145

  6. Hedlund, G. (1994). A model of knowledge management and the n-form corporation. Strategic Management Journal, 15: 73 - 90

  7. Fleming, L. and Waguespack D. M. (2007), ‘Brokerage, boundary spanning, and leadership in open innovation communities,’ Organization Science, 18(2), 165–180.

  8. Lee, G. K. and Cole R. E. (2003), ‘From a firm-based to a community-based model of knowledge creation: The case of the Linux kernel development,’ Organization Science, 14(6), 633–649.

  9. McDermott, R. (2001) Knowing in Community: 10 Critical Success Factors in Building Communities of Practice, Community Intelligence Labs (http://www.co-i-l.com/coil/knowledgegarden/cop/knowing.shtml)

  10. Cohendet P., Creplet F, Dupouët O. Communities of Practice and Epistemic Communities: A Renewed Approach of Organisational Learning within the Firm http://www.marsouin.org/IMG/pdf/dupouet.pdf

  11. Wenger, E C., McDermott, R, and Snyder, W C. (2002) Cultivating Communities of Practice: A Guide to Managing Knowledge, Harvard Business School Press, Cambridge, USA, 304

9. Образовательные технологии

  • interactive lectures and seminares;

  • discussion on the lecture materials research (articles and other scientific publications);

  • analysis of practical problems and case studies.

Учебный курс является специальной дисциплиной по выбору в рамках программы Стратегическое и корпоративное управление и ориентирован на углубленное изучение современных концепций и анализ передовых достижений в области стратегий, инноваций и знаний. Это предполагает интерактивное обсуждение статей и значительный объем индивидуальной самостоятельной внеаудиторной работы. Лекции призваны дать концептуальную основу и сориентировать студентов в понимании структуры и систематизации знаний по изучаемым темам. Научные семинары проводятся в режиме дискуссии и активной вовлеченности студентов в сравнительный анализ концепций и моделей, в формирование и обоснование новых гипотез.

Самостоятельная работа направлена на изучение статей в зарубежных журналах, сравнительный анализ концепций, приобретение навыков постановки и решения интеграционных задач стратегического управления знаниями и инновациями. Занятия ориентированы на максимальное использование активных методов обучения.

Комплекс методических и информационных материалов ежегодно обновляется и предоставляется студентам в бумажном и электронном виде.

В рамках курса организуются встречи с авторами исследований, с представителями российских и зарубежных компаний, используются материалы этих компаний при проведении кейс-анализа.



10. Оценочные средства для текущего контроля

10.1. Тематика заданий текущего контроля

Примеры заданий текущего контроля знаний:

  1. Сравнительный анализ категории знания в концепциях динамических способностей и компании, основанной на знании (по материалам статей Д. Дж Тиса, Когута Б. и Зандера У., Нонака И. и Такеучи Х.)

  2. Сравнительный анализ категорий динамические способности и компетенции в концепциях Д. Дж. Тиса, Zollo M, Winter S., К. Прахалада и Т. Дюрана

  3. Сравнительный анализ категорий способности и компетенции в работах зарубежных авторов

Тема реферата: Анализ концепции динамических способностей: роль и место в стратегическом управлении знаниями и инновациями (по материалам зарубежных статей).

Примеры вопросов на зачете, исходя из индивидуального задания в реферате:

  1. Динамические способности и знания как основа инновационных источников конкурентных преимуществ

  2. Стратегические решения по трансферту знаний исходя из концепции динамических способностей.

  3. Изменения в содержании инновационных стратегий и проектов, исходя из концепции динамических способностей

  4. Стратегические решения по диффузии инноваций в сетях, исходя из концепции динамических способностей

  5. Управление технологиями и интеллектуальным капиталом исходя из концепции динамических способностей

  6. Особенности стратегического выбора применительно к модели открытых инноваций исходя из концепции динамических способностей и пользователей открытых инноваций

  7. Сетевые взаимодействия в управлении инновациями исходя из концепции динамических способностей и управления знаниями

  8. Сравнительный анализ категорий «патент» и «секрет». Особенности принятия инновационных стратегических решений. Результаты эмпирических исследований (по материалам исследований Eric von Hippel)

  9. Концепция разработки новых продуктов ведущими пользователями. Изменения в содержании инновационных стратегий и проектов. Результаты эмпирических исследований (по материалам исследований Eric von Hippel с примерами реальных компаний и рынков).

10.2. Порядок формирования оценок по дисциплине

Текущий контроль включает оценку ответов на вопросы, идей студентов в дискуссии при проведении занятий и при выполнении реферата; оценку качества перевода статей и качество презентации.

Высшая оценка за реферат (эссе) проставляется при качественном переводе статьи и аргументированном ответе на поставленный вопрос с демонстрацией понимания исследуемой проблемы и связанных с нею моделей стратегического управления знаниями и инновациями, а также качественной презентации.

В итоговой оценке учитывается относительная важность отдельных заданий: 60%-текущий контроль (анализ теоретических концепций – 25%, тесты по тематике семинаров –20%; творческий подход и активность ведения дискуссий в аудитории 15%); зачетная работа - 40%. Если задания не выполнены в установленный срок (без уважительной причины), оценка снижается на 1 балл. При их невыполнении, неудовлетворительной оценке по результатам текущего контроля или за зачетную работу итоговая оценка за курс – неудовлетворительно (ниже 4 баллов). Итоговая оценка является результирующей оценкой академической дисциплины и ставится в диплом.



11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовые учебники и ридеры

  1. Бек Н.Н. Стратегический менеджмент знаний и инноваций. Методические материалы. М.: ВШЭ, 2012

  2. The Oxford handbook of innovation / Ed. by Fagerberg J. и др. Oxford University Press, 2005

  3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. Под ред. Мильнера Б. З. М.: ИНФРА-М, 2010

  4. Управление знаниями. Хрестоматия. Пер. с англ. С-Пб.: ИД СПб ГУ, 2009

Ридер, подготовленный в рамках инновационного образовательного проекта ГУ-ВШЭ, на основе авторских материалов, материалов Университета Париж-12 Валь де Марн, статей по стратегическому, инновационному менеджменту и управлению знаниями и др., а также методические и информационные материалы к лекциям и практическим занятиям предоставляются студентам в бумажном виде до начала занятий и в качестве дистанционной поддержки дисциплины - для свободного использования на сайте в сети интернет. Кроме того, студентам предоставлен доступ к электронным ресурсам библиотеки НИУ ВШЭ, к ведущим журналам и исследованиям в области стратегического управления инновациями и знаниями (Российский журнал менеджмента, Форсайт, Менеджмент инноваций, Strategic Management Journal, International Journal of Strategic Management, Academy of Management Journal, Harvard Business Review, Long Range Planning, Business Strategy Review, R&DManagement, Sloan Management Review, электронные базы JSTOR, Science Direct, EBSCO, ProQuest, Emerald, патентная база Orbit.com).

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения лекционных и практических занятий требуется комплекс профессиональных аудио и видео технических средств, проектор и персональные компьютеры.

13. Академическая честность


Каждый студент обязан подчиняться правилам Политики академической честности Высшей школы экономики. Каждая работа, представленная в рамках данной дисциплины, должна быть выполнена студентом самостоятельно. При выполнении отдельных заданий, связанных с проведением комплексной диагностики проблемной ситуации, выработкой и согласованием групповых стратегических решений, предполагается работа в группе.

Поощряются также дискуссии и коллективное обсуждение студентами информации и знаний, полученных во время лекции и практических занятий. Студент может оказывать или получать "консультативную" помощь от своих сокурсников. Однако подобное сотрудничество не подразумевает заимствование выполненной другим студентом какой-либо части работы или целой работы будь-то в форме электронного письма, приложения к электронному письму, компьютерной дискеты или распечатанного на бумаге текста. В случае "списывания" оба студента получают оценку "0" за данное задание. За нарушение правил Университета студент может получить неудовлетворительную оценку за весь курс по данной дисциплине, а также понести иные дисциплинарные наказания.

Во время экзамена каждый студент выполняет свое задание самостоятельно. В это время запрещаются любые разговоры или обсуждение, сравнение выполненных заданий, "списывание" или иное любое взаимодействие с остальными студентами. Нарушение этих правил ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен и за весь курс по данной дисциплине, а также к иным дисциплинарным наказаниям.

  1. Обеспечение условий для студентов с ограниченными возможностями


НИУ ВШЭ и факультет менеджмента обязуются предоставлять студентам с ограниченными возможностями равные условия для учебы на основе принципов обеспечения жизнедеятельности, доступности и неограниченности. Преподаватель создает все условия, которые могут быть необходимыми для обучения студентов с ограниченными возможностями. Запросы студентов с ограниченными возможностями относительно обеспечения условий для получения образования принимаются в течение трех недель с момента начала семестра (кроме экстренных случаев). Студенты могут зарегистрироваться в Учебной части факультета для того, чтобы удостоверить свою потребность в соответствующих условиях обучения.
Авторы программы:

Бек Н.Н., доцент, к.э.н.



Бек М.А., доцент, к.т.н.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница