Программа дисциплины «Методы формирования этнокультурной компетентности и толерантности»



Скачать 307.39 Kb.
Дата07.11.2016
Размер307.39 Kb.




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Методы формирования этнокультурной компетентности и толерантности»

направления для направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии

Программа дисциплины

«Методы формирования этнокультурной компетентности и толерантности»




для направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра

для магистерской программы «Прикладная социальная психология»

Автор программы:

Лебедева Н.М., д. психол.н., профессор, nlebedeva@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры организационной психологии «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой В.АШтроо
Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 2012 г

Председатель В.А.Штроо________________________


Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь Е.Б.Старовойтенко ________________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.





Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Методы формирования этнокультурной компетентности и толерантности»

направления для направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра



1 Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030300.68 – Психология подготовки магистра, изучающих дисциплину «Методы формирования этнокультурной компетентности и толерантности».

Программа разработана в соответствии с:


  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ

  • Образовательной программой 030300.68 – Психология подготовки магистра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.68 – Психология

подготовки магистра, программа «Прикладная социальная психология», утвержденным в 2012 г.

2 Цели освоения дисциплины

Этнокультурная компетентность, умение видеть проявления межгрупповых стереотипов, предубеждений, этноцентризма в поведении других людей и своем собственном, а также – умение формировать этнокультурную компетентность и толерантность у других людей - являются профессионально важными качествами психолога, которому предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в поликультурном обществе. Этой цели служит курс «Методы формирования этнокультурной компетентности и толерантности», который предлагается освоить студентам 2-го курса магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ, обучающимся на магистерской программе «Прикладная социальная психология».

Основные цели курса:


  1. Ознакомление студентов с теоретическими основами и практическими методами формирования этнокультурной компетентности и толерантности;

  2. Формирование у студентов практических навыков работы в сфере этнической и кросс-культурной психологии (умение вести групповые дискуссии, разрабатывать активные социально-психологические методы в области этнической и кросс-культурной психологии: тренинги, «культурные ассимиляторы», симуляционные и ролевые игры и т.п.);

  3. Освоение студентами теоретических основ методики разработки программ кросс-культурных тренингов, а также оценки их эффективности;

  4. Прохождение самими студентами тренинга этнокультурной компетентности с рефлексией его эффектов.

  5. Формирование практических навыков самостоятельной разработки программ и упражнений тренингов межкультурного взаимодействия в разных сферах: образование, бизнес, социальная работа и т.д.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать теоретические основы и практические методы формирования этнокультурной компетентности и толерантности,

  • Уметь проводить и разрабатывать программы кросс-культурных тренингов под конкретные задачи, а также уметь оценивать их эффективность,

  • Иметь навыки работы в сфере этнической и кросс-культурной психологии, а именно, уметь использовать методы формирования этнокультурной компетентности и толерантности в повседневной жизни, иметь опыт прохождения, проведения и оценки эффективности тренинга этнокультурной компетентности.

    В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:





Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен к самостоятельному освоению новых методов

исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности



СK-M3




Написание собственной программы тренинга

Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию

CК-М7




Самостоятельное проведение тренинга межкультурного взаимодействия

Способен оформить и представить результаты

своей деятельности в виде отчета по научной и

практической работе и презентации на русском

(государственном) и иностранном языке с

использованием современных средств ИКТ.


ИК-

М3.1_3.2_2.4.1_2.4.2_2.5.

1_2.5.2_4.2





Отчет по проведенному тренингу

Способен использовать социальные и

мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности



CЛК-М2




Групповые дискуссии и обсуждения

Владеют методологией, теорией, концептуальными и эмпирическими моделями, принципами, парадигмами, инновационными подходами прикладных социально-психологических исследований, пониманием их возможностей и ограничений

СК2

[Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи, обосновывает, интерпретирует оценивает]

Лекции, практические занятия

Готовы организовывать и проводить исследования, обучение, практику, супервизию в области социально-психологических методов исследований на уровне европейского стандарта

СК3




Практические занятия, написание программы тренинга и его проведение, оценка супервизоров

Способны применять знания в сфере прикладной социальной психологии к решению профессиональных психологических задач в разных практических отраслях (управление, экономика, образование, наука, здравоохранение, социальная политика, бизнес и др.)

СК5




Проведение тренинга

Способны разрабатывать и реализовывать программы адаптации инокультурных мигрантов в российском обществе, программы мультикультурного обучения в многонациональных учебных заведениях

СК11




Разработка программы тренинга



4 Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин и является дисциплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Общая психология

  • Социальная психология

  • Этническая психология

  • Кросс-культурная психология

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: СК1 (Владеет системой знаний основных категорий социальной психологии и

методов социально-психологических исследований); СК-Б1 (Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной); СК-Б2 (Способен применять профессиональные знания и умения на практике); СК-Б6 (Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе, на основе системного подхода).




    5 Тематический план учебной дисциплины





    Название раздела

    Всего часов

    Аудиторные часы

    Самостоя­тельная работа

    Лекции

    Семинары

    Практические занятия

    1

    Этнокультурная компетентность и этническая толерантность

    12

    4

    0

    4

    4

    2

    Этническая идентичность

    20

    4

    0

    4

    12

    3

    Этнические стереотипы и предубеждения

    30

    8

    0

    4

    18

    4

    Этнокультурная сензитивность

    32

    4

    0

    8

    20

    5

    Межкультурные конфликты

    16

    4

    0

    4

    8

    6.

    Межкультурный диалог в играх Применение игровых техник в тренинге межкультурного взаимодействия

    22

    4

    0

    4

    14

    7

    Оценка эффективности тренинга

    12

    4

    0

    4

    4




    Итого

    144

    32

    0

    32

    80


  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

Текущий

контроль осуществляется на каждом практическом занятии



Домашнее задание

*

*

Письменная работа по результатам самостоятельной работы по заданной теме по темам курса (2-3 тыс. слов, не менее 10 источников). Сдается 7 ноября и 19 декабря.

Итоговый

Зачет





*

Устная презентация программы и итогов самостоятельно разработанного и проведенного тренинга. Сдается во время зачетной недели.



6.1 Критерии оценки знаний, навыков


Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Первое домашнее задание предполагает написание развернутой программы самостоятельного тренинга по 3-4 темам тренинга этнокультурной компетентности и толерантности для разных категорий населения.

Оценка первого домашнего задания осуществляется по следующим критериям:



  • Оформление в соответствии с общими требованиями оформления письменных работ в НИУ ВШЭ;

  • Выполнение домашнего задания по заданной схеме анализа (см. раздел 9);

  • Демонстрация теоретических основ тренинга.

Второе домашнее задание предполагает подготовку отчета по самостоятельно проведенному тренингу с результатами оценки его эффективности.

  • Представление методики претеста (вопросы, шкалы и т.д., объем 1-2 стр. А4);

  • Отчет по проведенному тренингу (оценивается глубина и полнота анализа проведенного тренинга, объем 2-3 тыс. слов);

  • Методика по оценки эффективности тренинга (вопросы, шкалы и т.д., объем 1-2 стр. А4);

  • Представление развернутых результатов по оценке эффективности тренинга.

Выполненные домашние задания вносят равный вклад в итоговую оценку по текущему контролю:



Отекущий=0,5дз1+0,5дз2
Зачет. Устная презентация (Power Point) теоретических основ программы, методов и результатов оценки эффективности самостоятельно разработанного и проведенного тренинга.
Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

7 Содержание дисциплины



Раздел 1. Этническая компетентность и этническая толерантность
Тема 1. Понятия этнической компетентности и этнической толерантности

Понятие коммуникативной компетентности. Этническая толерантность. Социально-психологические факторы межгрупповой (этнической) толерантности. Личностные факторы этнической толерантности-интолерантности



Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Глава 1, С. 10-32.



Основная литература:

Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диало: Тренингэтнокультурной компетентности. – М., 2003.

Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: Теория и методология. – М., 2004.

Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 2: Программа тренинга. – М., 2004.

Berry J.W., Pleasants M. Ethnic Tolerance in Plural Societies / Paper given at the International Conference on Authoritarism and Dogmatism. – Potsdam, 1984.

Дополнительная литература:

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1990.

Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5. – С. 31–54.

Оллпорт Г. Толерантная личность // Век толерантности. – 2003. – Вып. 6. – С. 39-50.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально–психологический тренинг. – М., 1989.

Ситарам К.С., Когделл Р.Т. Основы межкультурной коммуникации // Человек. – 1992. – № 2. – С. 51–64; – № 3. – С. 60–68; – № 4. – С. 106–116; – № 5. – С. 100–107.

Холл Э. Как понять иностранца без слов // Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. – М., 1995. – С. 225–429.

Gudykunst W., Ting-Toomey S. Culture and Interpersonal Communication. - Beverly Hills (CA), 1988.
Тема 2. Программы и практики улучшения межкультурного взаимодействия. Поликультурное образование

Основные модели и технологии поликультурного образования. Дидактические модели. Экспериентальные модели. Культурно-специфичный и общекультурный подходы в обучении. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий подходы в обучении.



Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Глава 4, С. 95-104.



Основная литература:

Brislin R.W., Horvath A-M. Cross-cultural training and multicultural education // Handbook of Cross-Cultural Psychology. – Boston, 1997. – Vol. 3: Social behavior and applications. – P. 327–369.

Дополнительная литература:

Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М., 1996.



Перотти А. Аргументы в пользу мультикультурного образования: Подход Совета Европы. – М., 1995.

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург, 2000.



Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. – М., 1993. – С. 55–78.

Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. – СПб., 2002.

Althen G. Human Relations Training for Foreign Students // Reading in Intercultural Communication. – Pittsburgh, 1975. – P. 67–89.

Gudykunst W., Bond M.N. Intergroup Relations across Cultures // Handbook of Cross-cultural Psychology. – Vol. 3: Social Behavior and Applications. – Boston, 1997. – P. 119–161.

Paige R.M. Intercultural trainer competencies // Handbook of intercultural training. – Thousand Oaks (Cal.), 1996. – P. 148–165.
Тема 3. Методические основы тренинга межкультурного взаимодействия. Введение в тренинг межкультурного взаимодействия

Межкультурный тренинг: задачи и модели. Методы и условия работы с тренинговой группой. Состав группы. Программа тренинга: структура и содержание. Особенности проведения тренинга в школе. Основные принципы межкультурного тренинга и компетентность тренинга. Основные принципы тренинга: принцип распределения активности между тренером и участниками тренинга, принцип творческой позиции как обучаемого и воспитываемого, так и тренера, принцип реализации субъект-субъектной формы общения, принцип «здесь и теперь», принцип этнокультурного универсализма.



Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 1, Глава 5, С. 125-147.



Основная литература:

Лунева О.В. Социально-психологический тренинг. Мастер-класс. – М., 2002.

Brislin R.W., Bhawuk D.P.S. Cross-cultural training: Research and innovations // Social psychology and cultural context. – Thousand Oaks (Cal.), 1999. – P. 205–216.

Дополнительная литература:

Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб., 2001.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2001.

Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. – М., 2002.

Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. – М, 2000.

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.

Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М., 2004а.

Мастеров Б.М. Конструирование тренинговых процедур: Технология и творчество // Методы практической социальной психологии : диагностика, консультирование, тренинг / Под ред. Ю.М. Жукова. – М., 2004. – С.152-185.

Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982.

Gudykunst W.B., Guzley R.M., Hammer M.R. Designing intercultural training // Handbook of intercultural training. – Thousand Oaks (Cal.), 1996. – P. 61–81.
Раздел 2. Этническая идентичность
Тема 1. Этническая идентичность: становление и развитие

Этническая идентичность – общие проблемы. Этапы становления этнической идентичности. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности. Стратегии управления этнической идентичностью. Модели измерения этнической идентичности.

Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 1, Глава 2, С. 37-73.



Основная литература:

Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. – М., 2002.



Phinney J.S. Ethnic identity in adolescents and adults: Review of research // Psychological Bulletin. – 1990. – Vol.108. – P. 499–514.

Дополнительная литература:

Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование / Труды по социологии образования. – Т.IV. – Вып.VI. – М., 1998. – С. 248–267.

Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.; Воронеж, 2000.

Грачева А.М. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков (на материале исследования старшеклассников русской и еврейской национальностей): Автореф. дис.… канд. психол. наук. – М., 1996.

Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 75–86.

Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 6. – С. 35–42.

Собкин В.С., Глухова Т.В., Мутерперель С.В. Национальная идентичность и межнациональная толерантность в подростковом возрасте // Возрастные особенности формирования толерантности /Труды по социологии образования. – Т. VIII. – Вып.X IV. – М., 2003. – С. 152–172.

Phinney J.S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. – Albany, 1993. – P. 61–79.

Тема 2. Этническая «картина мира» и межкультурное общение

Этнические традиции, верования, ценности. Этническая «картина мира» в фольклоре. Этническая «картина мира» и невербальное поведение. Проксемика в контексте культуры. Национальный характер, ментальность. Формирование готовности к межкультурному общению.



Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 2, Тема 2, С. 177-207.



Основная литература:

Лебедева Н.М Социальная психология этнических миграций. – М., 1993 стр

Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. С.76-88.

Солдатова Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация // Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. – М., 1996. – С.296-366

Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1992. Ocampo K.A., Bernal M.E., Knight G.P., Gender, race, and ethnicity: the sequencing of social constancies // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany: State University of New York, 1993. P.11-30.

Дополнительная литература:

Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М., 1996.

Карпенко О. Быть «национальным»: страх потерять и страх потеряться. На примере татар Санкт-Петербурга // Конструирование этничности. – СПб., 1998. – С. 37–96.

Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического исследования. Выпуск 2. – М., 1984.

Имя, характер, судьба: В 2 т. – М., 1995

История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. – М., 1996.

Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. – М., 2003.

Лопуленко Н.А. Использование фольклора в воспитании толерантности у школьников (на примере пословиц народов России) // Толерантность и культурная традиция / Под ред. М.Ю. Мартыновой. – М., 2002. – С. 325–393.

Этнос. Идентичность. Образование / Под ред. В.С. Собкина – М., 1998.



Schwartz S. Universals in the Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experiment and Social Psychology / M. Zanna (Ed.). – 1992. – Vol. 25. – P. 1- 65.
Практическое занятие (раздел 2, тема 2)

«Этническая «картина мира» и межкультурное общение»

Цель: Осознание культурной специфичности «картины мира» и ее отражения в фольклоре, вербальном и невербальном поведении.

Задачи:

  • Выявление особенностей ментальности этнической общности, т. е. системы ее миропонимания – прежде всего ценностей и норм, нашедших отражение в фольклоре.

  • Сравнение особенностей ментальности своего и других народов при помощи анализа пословиц, осознание универсальности основных человеческих ценностей и идеалов.

  • Выявление компонентов невербального языка общения и их культурной обусловленности.

  • Выявление норм пространственной организации общения как одного из элементов культуры.

  • Снижение воспринимаемой угрозы, вызванной несовпадением ценностей культур.

  • Формирование когнитивной и эмоциональной эмпатии.


Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 2, Тема 2, С. 177-207.



Просмотр видео файла «Тренинг межкультурного взаимодействия на Северном Кавказе» 1 этап.

После просмотра ролика групповое обсуждение увиденного.


Раздел 3. Этнические стереотипы и предубеждения. Техники снижения этнических предубеждений
Тема 1. Понятие и функции этнических стереотипов. Этнические предубеждения

Влияние на этнические установки в детском возрасте. Современные теории происхождения предубеждений. Теория амбивалентности. Отвергаемый расизм. Символический расизм. Теория вины (раскаяния). Теория реалистического группового конфликта. Теория интегрированной угрозы. Теория социального доминирования. Теория социальной идентичности.



Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 1, Глава 3, С. 73-95.



Основная литература:

Esses V., Haddock G., Zanna M. Values, Stereotypes and Emotions as Determinants of Intergroup Attitudes // Affect, Cognition and Stereotyping: Interactive Process in Group Perception / D.M. Mascie, D.L. Hamilton (Eds.). – N.Y., 1993 – P. 137-166.

Дополнительная литература:

Кобозоева И.М. Немец, англичанин, француз и русский: Выявление стереотипов национальных характеров через анализ коннотаций этнонимов // Вестник Моск. ун-та. – Сер. 9. – 1995. – № 3. – С.100-118.

Кон И.С. Этноцентризм // Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С. 812.

Солдатенков А.Н. Исследование этнических стереотипов в Ростовской области // Этническая толерантность в поликультурных регионах России. – М., 2002. – С. 212–252.

Aboud F. E. Children and Prejudice. – Oxford, 1988.

Aboud F.E., Doyle A.B. Does Talk of Race Foster Prejudice or Tolerance in Children? // Canadian Journal of Behavioral Science. – 1996. – Vol. 28. – P. 161–170.

Allport G.W. The Nature of Prejudice. – Reading (MA), 1954.

Brewer M.B. Reducing prejudice through cross-categorization: Effects of multiple social identities // Reducing prejudice and discrimination / S. Oscamp (Ed.). – Mahwah (NJ), 2000. – P. 165–183.

Brewer M.B., Campbell D.T. Ethnocentrism and intergroup attitudes: East African evidence. – N.Y., 1976.
Тема 2. Методы и техники снижения этнических предубеждений.

Обнаружение противоречия между ценностями и поведением. Снижение угрозы. Увеличение восприятия сходств между группами. Создание групп более высокого порядка. Декатегоризация путем основания множественных (перекрестных) идентичностей. Подкрепление и моделирование позитивного поведения. Изменение связей между знаниями и эмоциями. Изменение когнитивного диссонанса для изменения установок. Создание эмпатии. Исправление ложных атрибуций. Противопоставление ожиданий. Саморегуляция. Разумное (резонное) поведение. Влияние условий межгруппового контакта на снижение предубеждений.



Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 2, Тема 3, С. 207-235.



Основная литература:

Stephan W.G., Stephan C.W. Improving intergroup relations. – Thousand Oaks (CA), 2001.

Дополнительная литература:

Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – Т.18. – № 5. – С. 20-30.

Никольская И.М., Грановска Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2000.

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Щепина А.И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии. – М., 2002.

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для детей и подростков. – М, 2000.

Batson C.D., Polycarpou, M.P., Harmon-Jones, E., Imhoff, H.J., Mitchener, E.C., Bednar L.L., Klein T.R., Highberger, L. Empathy and Attitudes: Can Feeling for a Member of Stigmatized Group Improve Feelings toward the Group? // Journal of Personality and Social Psychology. – 1997. – Vol. 72. – P. 105–118.

Практическое занятие (раздел 3, тема 2)

«Этнические стереотипы и предубеждения»
Цель: развитие навыков взаимопонимания в межкультурном взаимодействии в условиях активизации этнических стереотипов и предубеждений

Задачи:

  • Осознание влияния этнических стереотипов и предубеждений на собственное поведение в ситуациях межкультурного взаимодействия.

  • Развитие навыков рефлексии своего поведения в условиях групповой дискриминации.

  • Осознание влияния активизации стереотипов и предубеждений на чувства и состояния «объектов стереотипизации».

  • Выработка стратегий совладания с негативными этническими стереотипами и предубеждениями.

  • Изменение установок и субъективных норм, усиление саморегуляции.

  • Развитие когнитивной и эмоциональной эмпатии.

  • Моделирование позитивного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия.


Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 2, Тема 3, С. 207-235.



Просмотр видео файла «Тренинг межкультурного взаимодействия на Северном Кавказе» 2 этап.

После просмотра ролика групповое обсуждение увиденного.


Раздел 4. Этнокультурная сензитивность
Тема 1. Методы повышения этнокультурной компетентности и этнокультурной сензитивности. Понятие культурного ассимилятора

Техники развития межкультурной сензитивности. Межкультурный тренинг. Культурно-специфичный атрибутивный тренинг. Культурно-специфичный ассимилятор. Общекультурный ассимилятор. Прототипные ситуации взаимодействия представителей двух разных культур.



Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 1, Глава 4, С. 95-125.



Основная литература:

Стефаненко Т.Г., Солдатенков А.Н. Мастерская «Культурный ассимилятор» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – 2001. – №3-4. – С. 136-145.

Albert R.D. The Intercultural Sensitizer or Culture Assimilator: A Cognitive Approach // Handbook of Intercultural Training. – N.Y., 1983. – Vol. 2. – P. 186–217.

Дополнительная литература:

Bennett M.J. A Developmental Approach to Training for Intercultural Sensitivity // International J. of Intercultural Relations. – 1986. – Vol. 10. – P.179–196.
Тема 2. Техники конструирования культурных ассимиляторов

Этапы разработки культурного ассимилятора. Роль этнологии и культурной антропологии в подготовке ситуаций для культурного ассимилятора. Психологические техники и приемы, используемые в культурных ассимиляторах. Моделирование позитивного межгруппового поведения. Снижение тревожности в ситуациях межкультурного взаимодействия. Формирование установок на толерантное поведение в инокультурной среде.



Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 2, Тема 4, С. 235-277.



Основная литература:

Дополнительная литература:
Практическое занятие (раздел 4, тема 2)

«Конструирование культурного ассимилятора»
Цель: Повышение этнокультурной компетентности и этнокультурной сензитивности (чуткости) - развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры.

Задачи:

  • Осознание неадекватности интерпретаций поведения людей из других культур через призму своей культуры.

  • Освоение изоморфных атрибуций, т.е. способов интерпретации поведения людей исходя из особенностей их собственной культуры.

  • Переживание своих эмоциональных реакций в обстоятельствах межэтнического взаимодействия и их корректировка.

  • Моделирование позитивного межгруппового поведения.

  • Снижение тревожности в ситуациях межкультурного взаимодействия.

  • Формирование установок на толерантное поведение в инокультурной среде.


Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 2, Тема 4, С. 235-277.



Просмотр видео файла «Тренинг межкультурного взаимодействия на Северном Кавказе» 3 этап.

После просмотра ролика групповое обсуждение увиденного.


Раздел 5. Межкультурные конфликты.
Тема 1. Понятие межкультурных конфликтов.
Конфликты. Возникновение и развитие. Стадии конфликта. Межкультурные конфликты и причины их возникновения. Определение и классификация этнических конфликтов. Стратегии урегулирования конфликтов. Особенности конфликтов в современных условиях.

Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 2, Тема 5, С. 295-302.



Основная литература:

Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов. – СПб., 2001.

Дополнительная литература:

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. – М., 1995

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветстком пространстве. – М., 1997.

Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб., 2000.

Стрелецкий В.Н. Этнотерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. – М., 1997. – С. 225-249.

Landis D., Boucher J. Themes and Models of Conflict // Ethnic Conflicts: International Perspectives / J. Boucher, D.Landis, K.Clark (Eds.). – Beverly Hills (CA), 1987. – P. 18-31.
Тема 2. Формирование конфликтной компетентности в межкультурном взаимодействии

Формирование установок на альтруистическое поведение. Формирование доверия и взаимной ответственности. Личность в конфликте. Связь стратегий выхода из конфликта с культурными особенностями.



Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 2, Тема 5, С. 277-295.



Основная литература:

Дополнительная литература:

Ямсков А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. – М., 1997. – С. 205-224.
Практическое занятие (раздел 5, тема 2)

«Конфликты в нашей жизни».

Цель: сформировать у студентов представление о конфликтах и возможных моделях поведения в них - развитие конфликтной компетентности.


Задачи:

  • Осознание конфликта как формы развития взаимоотношений и как проблемы, которую необходимо разрешить.

  • Осознание взаимозависимости, формирование чувства безопасности, доверия и взаимной ответственности.

  • Формирование установок на альтруистическое поведение; желание оказывать и принимать помощь.

  • Развитие способностей вербального выражения чувств поддержки и одобрения Формирование конструктивных моделей управления конфликтами.

  • Осознание различий в поведении (своем и других людей) в конфликтных ситуациях и знакомство с различными стратегиями выхода из конфликта, которые могут быть обусловлены различиями между культурами.


Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 2, Тема 5, С. 277-302.



Просмотр видео файла «Тренинг межкультурного взаимодействия на Северном Кавказе» 4 этап.

После просмотра ролика групповое обсуждение увиденного.


Раздел 6. Межкультурный диалог в играх
Тема 1. Игры в тренинге

Виды игр, их особенности. Симуляционные, ролевые , «бафа-бафа»….и т.д.



Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 2, Тема 6, С. 303-331.



Основная литература:

Дополнительная литература:

Разные, но равные: большие психологические игры / Под ред. Г.У. Солдатовой. – М., 2004.



Рот Ю., Коптельцева Г. Встречи на грани культур: Игры и упражнения для межкультурного обучения. – Калуга, 2001.

Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…»: Психологический практикум. – Дубна, 1996.

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе: Психологические игры и упражнения. – М, 2003.
Тема 2. Применение игровых техник в тренинге межкультурного взаимодействия

Игра «Диалог культур». Игра для формирования общегражданской идентичности «Вместе мы - Россия».



Базовая литература:

Основная литература:

Дополнительная литература:
Практическое занятие (раздел 6, тема 2)

«Межкультурный диалог в играх»

Цели:

1. Развитие навыков конструктивного межкультурного диалога.

2. Формирование общей надэтнической идентичности (гражданской, региональной, локальной).
Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 2, Тема 6, С. 303-331.



Просмотр видео файла «Тренинг межкультурного взаимодействия на Северном Кавказе» 4 этап.

После просмотра ролика групповое обсуждение увиденного.



Раздел 7. Оценка эффективности тренинга



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины Методика тренинга этнокультурной компетентности

направления для направления 03300.68 «Психология» подготовки бакалавра



Тема 1. Методы оценки эффективности тренинга: качественные и количественные

Качественные техники оценки тренинга: оценка программы участниками, неструктурированное наблюдение, структурированное наблюдение, фокус-группы, анализ содержания занятий. Претест. Контрольная группа. Послетренинговое сопровождение.


Базовая литература:

Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012, Раздел 1, Глава 4, С. 117-125.



Основная литература:

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб., 1996.

Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Оценка результатов тренинга межкультурного взаимодействия // Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: Теория и методология. – М., 2004. – С. 149-181.

Дополнительная литература:

Жуков Ю.М. Обеспечение успешности и результативности тренинга // Методы практической социальной психологии : диагностика, консультирование, тренинг / Под ред. Ю.М. Жукова. – М., 2004б. – С.125-152.
Тема 2. Разработка методики оценки эффективности тренинга

Разработка методики оценки эффективности тренинга с учетов изменяемых конструктов: установки, эмоции, поведение и т.д.



НАПИСАТЬ лит-ру

8 Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии: групповые дискуссии, работа в группах, мастер-классы, анализ тренинговых ситуаций.


9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля
Темы домашних заданий

Домашнее задание 1: предполагает разработку и написание развернутой программы самостоятельного тренинга по 3-4 темам тренинга этнокультурной компетентности и толерантности для разных категорий населения.

Оценка первого домашнего задания осуществляется по следующим критериям:



  • Оформление в соответствии с общими требованиями оформления письменных работ в НИУ ВШЭ;

  • Структура программы тренинга должна в общем виде выглядеть, так:

Программа тренинга « Название»

1.Цель:


2.Основные задачи:

3.Предполагаемый результат и форма отчетности:

4.Объем часов:

5.Количество занятий:

6.Распределение часов по занятиям

7.Сроки проведения

8.Характеристика группы:

- количество участников

- возраст

- пол


- профессия, должность

  • Демонстрация теоретических основ тренинга

Домашнее задание 2: предполагает подготовку отчета по самостоятельно проведенному тренингу с результатами оценки его эффективности.

  • Представление методики претеста (вопросы, шкалы и т.д., объем 1-2 стр. А4);

  • Отчет по проведенному тренингу (оценивается глубина и полнота анализа проведенного тренинга, объем 2-3 тыс. слов);

  • Методика по оценки эффективности тренинга (вопросы, шкалы и т.д., объем 1-2 стр. А4);

  • Представление развернутых результатов по оценке эффективности тренинга.


10 Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждении проектов других студентов. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.



Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,8* Отекущий + 0,2* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = 0,5·Одз1 + 0,5·Одз2

Способ округления накопленной оценки: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,8* Онакопл + 0,2 *·Озач

Способ округления результирующей оценки: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускается сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».



Условия пересдач: На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль и аудиторную работу.



Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль и аудиторную работу.

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль (зачет) блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.
11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник
11.2Основная литература
11.3 Дополнительная литература
12 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Используется проектор, ноутбук, колонки, тренинговая аудитория.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница